Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема национальной самобытности искусства в эстетике В.В. Стасова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализируя проблему национальной самобытности в эстетике Стасова, мы обратились к его мыслям по поводу национальной специфики не только русского искусства, но и искусства других стран Европы. Богатый материал для этого содержится в его историческом обзоре «Искусство ХГХ века», где Стасов дал глубокий анализ различных видов искусства, архитектуры, скульптуры, живописи, музыки, с целью выявления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эстетические взгляды В. В. Стасова в контексте русского искусства и эстетики XIX века
    • 1. 1. Становление национального направления в историко-художественном процессе XIX века
    • 1. 2. Формирование эстетических взглядов В.В. Стасова
  • Глава 2. Национальная самобытность искусства — «корневая» проблема эстетических воззрений В.В. Стасова
    • 2. 1. Стасов В.В. о некоторых аспектах национального направления в западноевропейском искусстве XIX века
    • 2. 2. Основы национальной самобытности русского искусства
    • 2. 3. Творческая индивидуальность как выражение национального своеобразия в искусстве

Проблема национальной самобытности искусства в эстетике В.В. Стасова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Проблема национальной самобытности искусства становится одной из ключевых в современной эстетике. Это очень показательно для нашего времени, когда широкомасштабные процессы экономической и политической интеграции размывают этнокультурные границы, создавая как возможность новых культурных синтезов, так и разрушительных тенденций.

Именно сейчас, когда мир переживает период глобальных социальных и культурных изменений, период всеобщей глобализации, собственно говоря, и возникает потребность в своеобразном осознании себя в мировой культуре, определении в ней своего места, в том числе и путем осмысления своего исторического прошлого. Речь идет о глубине нашей «культурной памяти», ибо «те культуры, которые не помнят своего прошлого, имеют столь же мало шансов, как, впрочем, и вкуса, серьезно строить свои отношения с будущим».1 В этой связи, представляется актуальным обращение к трудам выдающегося художественного критика XIX века В. В. Стасова (1824−1906). Национальная самобытность искусства была не только пафосом всей критической деятельности Стасова, но и по существу, основой его эстетической программы.

Русский критик задавался вопросами, которые и сегодня встают перед современной культурой, — какова цена отказа искусства от своих национальных корней и традиций и нет ли опасности в искусственном «переливании художественных соков из одной цивилизации в другую». Стасов доказывал, что всякое искусство бессильно, если оно не покоится на национальных корнях и из них не исходит. «Для того чтоб порождать плоды здоровые и прочные, искусство, подобно растениям, нуждается только в соках своей родной почвы. Самая могущественная пища для искусства, это.

1 Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М, 1999, стр. 7 воображение народных масс, народные верования, человеческое потрясенное чувство".1 При этом он имел ввиду глубинное знание жизни народа, его истории, его национального характера. Без этого национальная самобытность искусства, по словам Стасова, превращается в этнографию, где национальная жизнь отражается только с внешней стороны.

Будучи глубоким знатоком русского и западноевропейского искусства, Стасов в его анализе и оценке неизменно обращался к проблеме национальности. Он утверждал, что все великое в искусстве любой страны есть истинно национальное. Развитие национального самобытного искусства других стран и народов интересовало его не меньше, чем развитие русского искусства. Он с воодушевлением говорил о созданиях «народного духа», «будь они не только русские, но и какие угодно, немецкие, французские, чукотские, калмыцкие».2 Современники Стасова отмечали, что: «этот русский, любящий всей душой свой народ, сохранил у себя столь же много любви к чужому народу». Эту сторону Стасова подчеркнул И. И. Толстой в статье «Цельная личность», где он писал: «Владимир Васильевич, прежде всего, любил страстно Россию и все русское, любил самобытное и оригинальное в России. Но его. страстная любовь ко всему русскому не мешала ему любить других. Напротив, его благородный ум и его любящее сердце заставляли его желать другим всего того, чего он желал себе и своему племени: он хотел, чтобы поляк был и оставался поляком, дорожил своим польским так же, как он дорожил своим русским. Он жалел, что вотяки или мордвины забывают свои племенные особенности, меняют свои костюмы на 1 русские, забывают свои песни и мелодии».

По мнению Стасова, каждый народ, какое бы малое место он ни занимал в мировом пространстве, должен иметь свою национальную культуру, достойную уважения к ней и внимательного ее изучения. В своих статьях и крупных обобщающих работах Стасов не только представил.

1 Стасов В. В., Избранные сочинения в 3-х тт., М., 1952, т. З, стр. 491.

2 Стасов В В., Полн. собр. соч., СПб., 1894, т.1, отд.1, стр. 284.

3 Незабвенному В. В. Стасову. Сборник воспоминаний. СПб., [1910], стр. 83, 19 4 русское искусство как самостоятельное явление, но и выступал в качестве глубокого исследователя зарубежного искусства, выявляя самобытные тенденции его развития.

Русский критик был чужд национальной ограниченности и замечал, что культура немало приобретает от притока художественной классичности. Он выразил свои взгляды по данному вопросу в статье «Выставка в обществе поощрения художества» (1886), где писал: «Неужели для того, чтобы сохранить свою национальность, надо отступать от других? Никогда. Но только не надо жертвовать своею собственной национальностью в честь других».1 Созвучно Стасову звучат мысли Достоевского, высказанные им в 1862 году в статье «Два лагеря теоретиков»: «Ведь тогда только и можем мы хлопотать об общечеловеческом, когда разовьемв себе национальное. Прежде чем понять общечеловеческие интересы, надобно усвоить себе хорошо национальные».2.

Проблема национальной самобытности искусства, в глубокой и оригинальной интерпретации В. В. Стасова, представляет несомненную актуальность. Ведь то, о чем писал Стасов, приобретает особый смысл сегодня во времена всемирной глобализации и интеграции, когда в культуре очевидна тенденция к универсализации и, как следствие, к утрате национальной специфики. Современный русский философ > Панарин А. С. обозначил эту тенденцию, как «бездомную чувственность» тех, «кто спешил сбросить с себя национальные одежды, смыть знаки особой культурной принадлежности. Ибо одно дело — сбросить свои обветшавшие одежды в ожидании более нового костюма, другое — сбросить их, чтобы остаться голым, презираемым и отвергнутым, А ведь именно это сегодня происходит с теми, кто поспешил отказаться от своей национальной традиции.».3.

Представленная в диссертации стасовская концепция национальной самобытности искусства содержит богатый материал, часто полемически.

1 Стасов В. В., Поли. собр. соч., т.1, отд.2, стр.761−768.

2 Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. M.-JI, 1930, т.13, стр. 237.

3 Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2002, стр. 328 5 острый, но теоретически и практически значимый, который анализируется в данной работе.

Степень разработанности проблемы.

Основным материалом для данного исследования послужили, прежде всего, фундаментальные работы В. В. Стасова, его многочисленные статьи, обзоры, объемная переписка с деятелями русской культуры.

Осмысление основ стасовской эстетической концепции началось еще в дореволюционный период, через несколько лет после ухода Стасова из жизни. Из существующих исследований и литературных источников о В. В. Стасове, написанных в этот период, представляет интерес сборник статей «Незабвенному Владимиру Васильевичу Стасову» [1910], 1 составленный из воспоминаний друзей-современников и дающий представление о широте и многогранности деятельности критика.

В 1927 году вышел очерк о жизни и деятельности Стасова, л написанный Влад. Карениным (настоящее имя — В.Д. Комарова-Стасова).

B.Д. Комаровой-Стасовой, принадлежит исключительная заслуга в изучении жизни и творчества В. В. Стасова, в публикации его эпистолярного наследия. Принципиальное значение имело то, что В.Д. Комарова-Стасова опубликовала в очерке письма Стасова, характеризующие и его глубокий > интерес и, что особенно важно, его глубокие познания в области древнего искусства, в большей степени, конечно, древнерусского искусства, древнерусской художественной традиции.

1930;е годы отмечены первыми результатами научной разработки стасовского наследия, научной публикацией его основных трудов. В «Комментариях к Избранным сочинениям В.В.Стасова"3 (автор

C.Н. Гольдпггейн) использован богатый архивный материал, труды Стасоваисторика искусства и художественного критика — впервые рассмотрены в.

1 Незабвенному В. В. Стасову. Сборник воспоминаний, СПб, [1910].

2 Каренин В. Владимир Стасов. Очерк его жизни и деятельности, ч.1 — П. JL, 1927.

3 Гольдштейн С. Н. Комментарии к Избранным сочинениям В. В. Стасова. M.-JL, 1938 6 широком историческом и искусствоведческом контексте. Важными с точки зрения общей характеристики творческой личности Стасова были появившиеся в 1940 — нач. 1950;х гг. работы А. К. Лебедева, Ю. В. Келдыша, B.C. Кеменова, А. С. Оголевец.1 А.

В 1953 году были написаны две диссертации, в которых предпринята попытка проблемного анализа наследия Стасова. Автором одной из них, Ф. Т. Зиннуровым, анализируются эстетические воззрения Стасова, выясняются источники их формирования. Автор другой, искусствовед А. И. Зотов, проводит исследование в области историографии русского искусства второй половины XIX века на основе сравнительного анализа трудов В. В Стасова и Ф. И. Буслаева. Но в этих работах, с учетом времени их написания, анализ и оценка деятельности Стасова в ряде случаев, сегодня, выглядит несколько ограниченной.

Анализу идейных источников деятельности Стасова, ее связи с историческими событиями общественной жизни России, посвящены книги Е. Д. Суворовой и А. П. Маркевич. В данных работах Стасов представлен как выдающийся выразитель идей русской общественной мысли в области художественно-музыкальной критики.

Что касается концептуальных аспектов творчества Стасова, следует отметить книгу Т. Н. Ливановой «Стасов и русская классическая опера"4, автор которой соотносит внутреннюю творческую установку выдающегося русского художественного критика, с объективными потребностями эпохи, с.

1 Лебедев А. К., В. В. Стасов 1824−1906. М.-Л., 1944; Келдыш Ю. В., В. В. Стасовпламенный трибун русского искусства, М., 1949; Кеменов B.C., Стасов и русское искусство, 1951; Оголевец А. С., В. В. Стасов /Музыкально-критическая деятельность/. М., 1956.

2 См.: Зиннуров Ф. А. Эстетические воззрения В. В. Стасова.//Диссертация на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 1953. Зотов АИ. Основные течения в историографии русского искусства П-ой половины XIX века. В. В. Стасов и Ф. И. Буслаев. // Диссертация на соиск. уч. ст. канд. искусств, наук. М., 1953.

Суворова Е.Д., В. В. Стасов и русская передовая общественная мысль. Л., 1956; Маркевич А. П., Стасов. Гражданин, критик, демократ. Киев, 1969.

4 Ливанова Т. Н. Стасов и русская классическая опера. М, 1957 задачами отечественной культуры и с общеевропейскими социальными и духовными процессами.

Одной из замечательнейших вех в жизни Стасова было пребывание за границей, где он имел возможность широко и глубоко изучить европейское искусство, критически осмыслить свои впечатления и наблюдения. Следует отметить в связи с этим, статью «В. В. Стасов в письмах к родным (18 441 859)» Д. Е. Аркина и Ю. В. Келдыша, которые ввели «годы странствий» молодого Стасова в определенный культурный контекст. Эта работа написана видными специалистами по изобразительному искусству и музыке, что обеспечило целостный культурологический подход к рассмотрению материала и позволило выявить, хотя бы на уровне первоначальных формулировок ряд факторов, определивших тип творческой личности Стасова. Эта традиция совместного изучения жизни и творчества Стасова была затем плодотворно продолжена А. К. Лебедевым и А. В. Солодовниковым.1.

Позднее, в 1984 году, В. Кисунько, в диссертации «Итальянские годы (1851−1854) в формировании историко-художественных и художественно-критических взглядов В.В. Стасова», также анализирует «годы странствий» Стасова. В работе рассматриваются стасовские представления об историко-художественном процессе, показывается, как формировался «историзм стасовских историко-художественных воззрений, который лег в основу его л концепции реализма». Этому же автору принадлежит статья — «В. В. Стасов: программа реализма и эстетизация среды», 3 где рассмотрена проблема изучения Стасовым вопроса об эстетизации среды обитания человека и ее роли в воспитании «художественного чувства». Проблема воспитания.

1 Лебедев А. К., Солодовников А. В., В. В. Стасов (1824−1906) Жизнь и творчество. М., 1966; Лебедев А. К., Солодовников А. В., В. В. Стасов. М., 1982.

2 Кисунько В. Г. Итальянские годы (1851−1854) в формировании историко-художественных и художественно-критических взглядов В. В. Стасова./ Автореф. диссертации кандидата искусствоведения /ВНИИ искусствознания. М., 1984, стр. 16.

3 Кисунько В. Г. В. В. Стасов: программа реализма и эстетизация среды // Декорат. искусство СССР, 1974, № 1 с.34−35,40−41 эстетического вкуса была поставлена также в диссертации Г. С. Дорошенко.1 А.

В этом плане можно отметить книгу О. Д. Голубевой, где освещается библиотечная деятельность Стасова и ее роль в формировании умонастроения деятелей русской культуры XIX века.

К 150-летию со дня рождения Стасова, в 1974 году, вышел ряд публикаций, в которых рассматриваются различные стороны его творческой деятельности и дается их анализ, 3 в основном, — искусствоведческий.

С точки зрения ! темы диссертации, внимания заслуживает книга Образцова Г. А. «Эстетика В. В. Стасова и развитие русского национально-реалистического искусства».4 В ней автор показывает, как художественная критика Стасова способствовала утверждению национальности и реализма в искусстве и сближению теории искусства и эстетики с художественной практикой России второй половины XIX века. Также в книге указывается на «первооткрывательство» Стасова в решении сложной проблемы: как и в чем проявлялись национальные черты русского искусства. В то же время, сама эта проблема видится автору через призму отношения в основном к творчеству художников-передвижников и художников «Мира искусства», тогда как у Стасова она представлена в более широком художественном контексте, который нуждается в собственно эстетическом осмыслении и обобщении.

Эстетические взгляды Стасова рассматриваются в публикациях В. В. Ванслова, 5 где они характеризуются с точки зрения обобщения.

1 Дорошенко Г. С. Проблема воспитания эстетического вкуса народа в трудах В. В. Стасова./Диссертация на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 1969.

2 Голубева О. Д. Стасов В.В./Российская национальная библиотека. Спб., 1995.

3 Плотников В. И. В. В. Стасов и некоторые вопросы национального художественного наследия. В кн.: Проблемы развития русского искусства, 1974, вып. б, стр.59−65- Кириченко Е. В. В. Стасов — архитектурный критик. //Архитектура СССР, 1974, № 5, стр.59−62- Белоненко А. Стасов о древнерусской музыке. // Сов. музыка, 1974, № 7, сгр.64−72.

4 Образцов Г. А. Эстетика В.В. Стасова и развитие русскою национальнореалистического искусства. Л., 1975.

Ванслов В. В. Стасов В.В. В кн.: История эстетической мысли, т.4, М., 1987; Ванслов В. В. Эстетические взгляды Стасова и художников передвижников. В кн.: Ванслов В. В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. М., 1983 творческой практики, прежде всего, художников-передвижников. В контексте анализа проблемы национальной самобытности искусства, с точки зрения обращения Стасова к корням и истокам искусства, интересна статья В. В. Шалеева, 1 в которой рассматривается археологическая деятельность Стасова — искусствоведа.

Из последних публикаций, касающихся творческого наследия Стасова, необходимо отметить книгу В. П. Крутоуса «Диалог через столетие», 2 один из параграфов которой посвящен В. В. Стасову. В ней автор дает анализ работы Стасова «Искусство XIX века». Обозначая общую позицию критика как просветительский рационализм, автор указывает на ее «известную ограниченность» и «упрощенность». Вступая в своеобразный диалог с критиком, автор особое внимание уделяет отношению Стасова к новым, нереалистическим течениям в искусстве конца XIX века и показывает, что прогноз «маститого русского критика» относительно этих течений не подтвердился, ибо в XX столетии «рядом с классическим (реалистическим прежде всего) искусством в острейшей борьбе утвердилось, завоевало себе место под солнцем неклассическое искусство.(модернизм, постмодернизм.)». 3.

В этой связи в диссертации обращается внимание и на статью К. П. Дубинской, вышедшую в 1970 году, «Стасов об импрессионизме», 4 автор которой рассматривает отношение великого критика к данному направлению в искусстве и показывает, что он не был односторонним в его оценке. «Русский критик со свойственной ему непримиримостью рассмотрел не только негативную сторону нового течения — отсутствие социально значимого содержания, но убедительно показал причину обаяния его».5.

1 Шалеев В. В. К истории начальных шагов изучения искусства Ванского царства (В.В. Стасов и А.С. Уваров) // Российская археология. 1996, № 3, стр. 203−210.

2 Крутоус В. П. В. В. Стасов: искусство может быть только реалистическим — или пусть его не будет вовсе. В кн.: Диалог через столетие. М, 2000.

3 там же, стр. 156.

4 Дубинская К. П., В. В. Стасов об импрессионизме. В кн.: Философские исследования. Минск, 1970, с. 143−149.

5 там же, с. 148.

Диссертант касается этого вопроса только в той степени, в какой он имеет отношение к основной проблеме исследования.

Обзор работ по теме диссертации позволяет заключить, что, несмотря на серьезное изучение стасовского наследия на протяжении длительного времени, проблема национальной самобытности искусства в эстетике Стасова обстоятельной разработки не получила. В то время как она заслуживает пристального внимания как с точки зрения ее значимости для самого русского критика («корневая» проблема), так и в плане ее эстетического «звучания» в контексте современных тенденций художественной жизни России.

Автор диссертации бесспорно учитывает, что в современной литературе имеются разные, в том числе и критические оценки стасовского наследия. Во многом это определяется как сложностью и многогранностью фигуры самого русского критика, так и яркой полемичностью его суждений об искусстве, категоричностью некоторых его оценок.

Цель и задачи исследования

.

Учитывая степень разработанности проблемы, характер имеющихся исследований, а также потребность в углубленном рассмотрении эстетической концепции Стасова с позиций актуальности обращения к проблеме национального в современной культуре, в диссертации ставится цель — дать эстетическое осмысление и обобщение проблемы национальной самобытности искусства в эстетике В .В. Стасова, представить ее в виде целостной концепции.

Для достижения поставленной цели в работе ставится ряд конкретных задач:

— определить подход Стасова В. В. к эстетической проблематике, его методологические позиции в исследовании проблем искусства;

— представить в русле общей тенденции «историзма» проблему национальной самобытности искусства, являющуюся одной из центральных проблем эстетической мысли России XIX века.

— проследить становление критических взглядов В. В. Стасова и последовательность формирования его эстетической позиции в контексте русского искусства и эстетики XIX века;

— раскрыть проблему национальной самобытности искусства, как «корневую» в эстетических воззрениях В. В. Стасова;

— осуществить анализ основ национальной самобытности русского искусства и некоторых аспектов национального направления в западноевропейском искусстве XIX. века с точки зрения взглядов Стасова на данную проблему;

— рассмотреть стасовское понимание творческой индивидуальности и художественного новаторства в аспекте выражения национального своеобразия в искусстве.

Методологическая основа исследования.

В соответствии с целью и задачами работы диссертантом определена методологическая основа исследования. Автор опирается на принцип историзма, предполагающий конкретно-исторический подход к анализу исследуемого материала, а также выявление историко-культурологических факторов и тенденций, в русле которых развивалась русская эстетическая мысль XIX века и сформировались эстетические взгляды В. В. Стасова. Автор использовал также теоретические работы отечественных исследователей по философии, эстетике, искусствоведению, имеющие отношение к поставленной проблеме.

Научная новизна исследования связана, прежде всего, с новизной поставленной цели: представление и анализ проблемы национальной самобытности искусства, как «корневой» в. эстетических воззрениях В.В.

Стасова. В такой постановке данная проблема впервые становится предметом специального эстетического анализа.

В процессе исследования получены следующие конкретные результаты: аргументировано центральное место проблемы национальной самобытности искусства в эстетической концепции В. В. Стасова;

— определена идейно-эстетическая установка В. В. Стасова, которая явилась основанием для его анализа как европейского, так и русского искусства;

— реконструированы взгляды В. В. Стасова на специфику национального искусства;

— представлены подходы В. В. Стасова к анализу национального направления в западноевропейском искусстве XIX века;

— проанализированы взгляды В. В. Стасова на основы национальной самобытности русского искусства с точки зрения его включенности в традицию русской культуры.

Научно-практическая значимость исследования.

Данная диссертация представляет собой необходимый шаг на пути дальнейшего всестороннего эстетического осмысления критического наследия В. В: Стасова в его значимости и жизнеспособности в современной социокультурной ситуации.

Результаты диссертационного исследования могут способствовать росту научного интереса к проблеме «национального» в современной эстетике и культурологии.

Осмысление аналитической платформы Стасова по проблеме национальной самобытности искусства и полученные результаты и выводы могут быть использованы в научных исследованиях и прогностических моделях социокультурных процессов, при составлении учебно-образовательных программ по эстетике, теории культуры, искусствоведению, программ спецкурсов по данной проблематике, при подготовке методической литературы.

Ряд выводов и положений диссертации может быть использован для разработки практических рекомендаций по вопросам современной культурной политики.

Структура диссертационной работы определена целью исследования и необходимостью выполнения вытекающих из нее более конкретных задач. Диссертация состоит из введения, двух основных глав, заключения и библиографического списка литературы.

Заключение

.

Подводя итоги исследования, еще раз подчеркнем несомненную актуальность обращения к трудам выдающегося художественного критика XIX века В. В. Стасова.

Эстетическое осмысление и обобщение проблемы национальной самобытности искусства в эстетике В. В. Стасова на основе всестороннего изучения и анализа его творческого наследия, позволило решить ряд конкретных задач и сделать определенные выводы в соответствии с поставленной в работе целью.

Характерной чертой критической деятельности Стасова являлось то, что он с самого ее начала воспринимал формы современного ему искусства как многообразие. Он ощущал и постигал за динамикой смены и смешения стилей и явлений глубокий исторический перелом и искал истоки, смысл и направленность этого перелома.

Следует отметить, что не только мировоззренческая позиция, но сам исходный принцип стасовского мироощущения был принципом целостным. С редкой для своего времени силой критик умел видеть, открывать, отстаивать единство национального и эстетического начал в тех исторически неизбежных процессах демократизации сознания человека, пафосом которых была наполнена вся его деятельность. Стасов сумел сохранить поистине возрожденческую универсальность, ощущение единства всех сфер художественной деятельности, их взаимосвязи и взаимной обусловленности их развития.

В первой главе мы проследили динамику развития проблемы национальной самобытности искусства в русле национального направления в искусстве и общей тенденции «историзма», в общественной и эстетической мысли России XIX века. Выявление теоретических аспектов проблемы национальной самобытности искусства и краткая характеристика общих источников национальной самобытности, позволили подойти к анализу этой проблемы с точки зрения целостности эстетических взглядов В. В. Стасова, которую сам он называл «корневой» проблемой искусства и она, по существу, была основой его анализа как отечественного, так и западноевропейского искусства. Стасов являлся не только аналитиком искусства, но и критиком-просветителем, который обращал умы и взоры людей к своим национальным корням. Он глубоко и со свойственной ему скрупулезностью, анализировал огромный художественный материал, из которого выводил истоки и коренные особенности национальных искусств. Анализ процесса формирования эстетических взглядов Стасова в контексте русского искусства и эстетики XIX века показал, что проблема национальной самобытности искусства в эстетике Стасова обрела свою значимость под влиянием русской революционно-демократической эстетики и стала «корневой» проблемой эстетических воззрений и критической деятельности Стасова.

Во второй главе диссертации данная проблема получила эстетический анализ. Стасов проследил и оценил поразительную динамику, с которой изменялись, на протяжении XIX столетия, представления об искусстве, а вместе с тем и симпатии публики. Он считал, что именно в XIX веке «искусство пришло к национальности» и стало осознавать «истинные ценности данного направления».

Таким образом, идеи национальности, современности и реализма определили, по мысли Стасова, художественное умонастроение XIX века, хотя движение в этом направлении осуществлялось противоречиво, со своими ошибками и заблуждениями, но неуклонно. По существу, это была идейно-эстетическая установка Стасова, которая явилась основанием для его анализа искусства.

Анализируя проблему национальной самобытности в эстетике Стасова, мы обратились к его мыслям по поводу национальной специфики не только русского искусства, но и искусства других стран Европы. Богатый материал для этого содержится в его историческом обзоре «Искусство ХГХ века», где Стасов дал глубокий анализ различных видов искусства, архитектуры, скульптуры, живописи, музыки, с целью выявления национальных особенностей, существовавших в каждом из них. На огромном материале европейского искусства Стасов исследовал процесс преодоления им космополитизма и обращения к национальности. Таким образом, с середины XIX века новое европейское искусство обратилось к своей подлинной национальной культуре. Искусство Европы преобразилось, приобретая оригинальный и правдивый национальный облик. Это, по мысли Стасова, обогатило искусство в целом. Новое искусство, (немецкое, английское, французское, бельгийское ит.д.), явилось в живой, смелой, самобытной палитре, что отвечало духу времени.

Стасовский анализ русского искусства при выраженной доминанте (национальная самобытность, реализм, народность) является целостным рассмотрением искусства в его эстетической, исторической, культурной, социально-актуальной и национальной обусловленности.

В диссертации проанализирован вопрос о творческой индивидуальности как выражении национального своеобразия. Анализ показал, что Стасов видел эту проблему в ее многоаспектности. Здесь эстетика реализма Стасова представлена в более широком развертывании. Оставаясь на позициях правды («неутомимая жажда правды»), верности действительности, содержательной глубины искусства, Стасов утверждал широкие возможности реализма («дерзкий реализм»). Он отмечал, что реализм не исключает глубины самовыражения художника, творческого прорыва к новому. Напротив, именно это становится для художественной индивидуальности важным компонентом выражения как всей глубины внутреннего мира человека, так и смысла, и духа национальной жизни. Истинный художник, по Стасову, обладает творческой одаренностью, высокой интеллектуальной культурой, неповторимой индивидуальностью, способностью углубленного проникновения в предмет своего творчества и многосторонним взглядом на мир. В совокупности именно это и определяет настоящий художественный талант.

Национальность искусства, по мнению Стасова, определилась как одна из серьезнейших проблем нового русского искусства. В диссертации обращается внимание на тот факт, что используя термины — «новое искусство», «наше новое искусство», Стасов не только обозначил определенное направление в современном ему искусстве, но и высказал собственное представление о новизне в искусстве в более широком эстетическом контексте, одновременно связывая новизну с выражением национальной специфики. Стасов определял новизну в искусстве как «новое значительное слово, новые драгоценные формы», которые возникают как закономерный продукт подлинного творчества, свободной фантазии и вдохновения. Не случайно, что применительно к «новому русскому искусству» он ввел понятие «дерзкий реализм». В стасовском представлении подлинная новизна в искусстве связана со значительностью художественного результата, имеющего значение не только для настоящего, но и будущего развития искусства.

Весь свой темперамент и полемический пафос критика, Стасов с первых же шагов критической деятельности и буквально до последних дней жизни, обратил на то, что он сам называл «генеральным смотром» и «разгромом» предрассудков и стереотипов мышления, благодаря которым окостеневает народная самобытная среда. Со свойственным ему целостным подходом к культуре, ко всем видам искусства вих исторической взаимосвязи и взаимозависимости критик расширил этот принцип целостности и воспринимал единство искусства как единство не только художественного и нравственного начал, но и национального и исторического.

Критико-эстетическая деятельность Стасова в этом направлении носила созидательный характер. Он занимался грандиозным делом художественного строительства в общественной его значимости. Его же собственная значимость заключается в том, что делал он это основательно, глубоко и талантливо.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М., Его жизнь, творения, письма и статьи. Под ред. В. В. Стасова. 1905
  2. Д.Е., Келдыш Ю.В., В.В. Стасов в письмах к родным. — В кн. Стасов В.В. Письма к родным М., 1953, т.1
  3. А.А. Эстетические воззрения В.В. Стасова. В кн.: История философии в СССР. В 5-ти тт., т. З, М., 1968
  4. Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955
  5. В.Г. Избранные эстетические работы // История эстетики в памятниках и документах: В 2-х тт., М., 1986, т.1
  6. В.Г. Избранные философские сочинения в 2-х тт., М., 1948
  7. В.Г. Полное собрание сочинений в 13-ти тт. М., 1953−1959
  8. А. Стасов о древнерусской музыке. // Сов. музыка, 1974, № 7
  9. Т.Б. Проблема национальной традиции в современном искусстве. // Диссертация канд. философ, наук. М., 1983
  10. В. В. Стасов В.В. В кн: История эстетической мысли, т.4, М., 1987
  11. В.В. Эстетические взгляды Стасова и художников передвижников. В кн: Ванслов В. В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. М., 1983
  12. Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век, М., 1986
  13. В.В. и Стасов В.В. Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова, тт. 1−2, М., 1950−1951
  14. А. Передвижная художественная выставка: Стасов и Салтыков-Щедрин. // Вопросы искусствознания. 1995, №½
  15. Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988
  16. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4-х тт., М., 1968, т. IV
  17. А.И. Об искусстве. М., 1954
  18. И.В. Об искусстве. М., 1975
  19. А. «Я именно урожден быть библиотекарем: О библиотечной деятельности В. В. Стасова. // Библиотековедение. 1999, № 3
  20. Н.В. Несколько слов о Пушкине. Собр. соч., в 7 тт., М.: Худ. лит-ра, 1978, т. VI
  21. Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. СПб., 1847
  22. А.М. Владимир Васильевич Стасов 1824—1906. Омск, 1957
  23. С.Н. Комментарии к Избранным сочинениям В.В. Стасова. М.-Л., 1938
  24. О.Д. В.В.Стасов./ Российская национальная библиотека. Спб., 1995
  25. Е.М. Из истории русской музыкальной критики XIX века. М.-Л., 1950
  26. М. Горький об искусстве. М.-Л., «Искусство», 1940
  27. М. о Стасове. В кн.: Незабвенному В. В. Стасову, СПб, 1910.
  28. М.Н. Вечные ценности русской культуры. // Вопросы философии, 1994, № 1
  29. Д. Салоны: в 2-х тт., М., 1989
  30. Н.А., Избранные соч. в 2-х тт. М., 1948
  31. Ф.М. Полн. собр. соч. М.-Л., 1930, т. 13
  32. Г. С. Проблема воспитания эстетического вкуса народа втрудах В .В. Стасова.// Диссертация на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 1969
  33. Ф.М. Об искусстве. М., 1973
  34. К.П. В.В. Стасов об импрессионизме. Философские исследования. Минск, 1970
  35. К.П. Проблема содержания и формы в эстетике В.В.Стасова //Вестн. Белорус, ун-та. Сер. 3. История, философия, экономика, право. 1971, № 2
  36. К.П. Проблема содержания и формы в эстетике В.В.Стасова //Автореф. дис. на соиск. уч. степени к. ф. н. М., 1972
  37. И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М, 1872, т. 1, ч .1
  38. Д. Щедрин, Мусоргский, Стасов. // Красная новь, 1940, № 11−12
  39. А. Искусство и эстетика. М., 1975
  40. Ф.А. Эстетические воззрения В.В. Стасова.// Диссертация на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 1953
  41. А.И. Основные течения в историографии русского искусства 11-ой половины XIX века. В. В. Стасов и Ф. И. Буслаев. // Диссертация на соиск. уч. ст. канд. искусств, наук. М., 1953
  42. .Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века (1848−1861) Л., 1982
  43. А.Г. Проблемы эстетики. М., 1977
  44. О. Стасовы: Исторические очерки. // Московский журнал, 1994, № 9
  45. История эстетической мысли в 6-ти тт. М., 1986,1987 т.3,4
  46. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 7 т. М., 1962 т.6
  47. М.С. К вопросу о национальном своеобразии искусства. // Вопросы философии, 1958, № I
  48. В.К. Борьба идей в русской эстетике XIX века (40−70-е гг.): Автореф. дис. доктора филос. наук. М., 1988. 21с.
  49. В.К. Русская эстетика второй половины XIX столетия и общественная борьба. М., 1978
  50. В. Владимир Стасов. Очерк его жизни и деятельности, ч.1 П Л., 1927
  51. Т. Стасов и художественные ценности русского искусства. //Сов. музыка, 1951, № 10
  52. Ю.В., В.В. Стасов пламенный трибун русского искусства. // Сов. музыка, 1949, № 1
  53. Ю.В., В.В. Стасов и революционеры-демократы. В кн.: Келдыш Ю.В. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978
  54. Е.И. Русская архитектура 1830−1910-х годов. М., 1978
  55. Е.И. Русский стиль: Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII-начала XX вв. М., 1997
  56. Е. В.В.Стасов архитектурный критик. К 150-летию со дня рождения. //Архитектура СССР, 1974, № 5
  57. В.Г. Итальянские годы (1851−1854) в формировании историко-художественных и художественно-критических взглядов В. В. Стасова: Автореф. диссертации кандидата искусствоведения /ВНИИ искусствознания. М., 1984
  58. В.Г. В.В.Стасов: программа реализма и эстетизация среды // Декорат. искусство СССР, 1974, № 1
  59. О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М., 2003
  60. И.Н. Судьбы русского искусства // Письма, статьи: в 2-х тт., М., 1965−1966
  61. И.Н. Об искусстве. М., 1988
  62. И.Н., Письма, Л., 1937, т. П
  63. Ю.А. Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. Л., 1954
  64. В.П. Диалог через столетие. М., 2000
  65. А.К. Проблемы развития национальной художественной культуры: Автореф. дис. канд. философских наук, М., 1968
  66. Т.В. Россия в мировом культурно-историческом контексте: парадигма народности. (Серия «Научные доклады», вып. 87) М., 1999
  67. Т.В. Народность искусства как проблема эстетической мысли. // Автореф. дис. доктора филос. наук. М., 1999
  68. В. Прогресс или возвращение к вечному // Москва, 1998, № 9
  69. А.К. В.В. Стасов (1824−1906) М., 1948
  70. А.К. Стасов и русские художники. М., 1961
  71. А.К. и Бурова Г.К. В. В. Верещагин и В. В. Стасов. М., 1953
  72. А.К. и Солодовников А.В. В. В. Стасов (1824−1906) Жизнь и творчество. Л., 1982
  73. Г. Э. Лаокоон или о границах живописи и поэзии. М., 1957
  74. Т.Н. Стасов и русская классическая опера. М., Музгиз, 1957
  75. Е. Э. Мысли В.В. Стасова о народности в музыке. В кн.: Незабвенному Стасову. Сборник воспоминаний. 19 101
  76. М. Русская классическая критика. В кн.: Собр. соч. в 3-х тт., М., 1988, т. З
  77. Лисса 3. О сущности национального стиля // Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964
  78. Маркевич А. П. Стасов гражданин, критик, демократ, Киев, 1969
  79. В.П. Д.В.Григорович писатель и искусствовед, Л., 1985
  80. А.И. Жизнь и творчество В.П. Стасова. В кн: Архитектор В. П. Стасов. Материалы к изучению творчества. М., 1950
  81. Н.И., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. М., 1963
  82. М.П. Письма к В.В.Стасову. Спб., 1911
  83. В.В. Стасову. Сборник воспоминаний, СПб, 1910.
  84. Н. В.В. Стасов о русском живописном наследии 1-ой пол. XIX века. II Художник, 1987, № 10
  85. А.П. Памяти В.В.Стасова М., 1909
  86. Г. А. Борьба В.В.Стасова за демократизм русского искусства. М., 1958
  87. Г. А. Эстетика В.В. Стасова и развитие русского национально реалистического искусства. JL, 1975
  88. М.Ф. Социально-философские и эстетические взгляды Л.Н. Толстого // Вопросы философии, № 4,1978
  89. М. Ф. Эстетика Н.Г. Чернышевского и ее место в развитии мировой эстетической мысли / Философия Н. Г. Чернышевского и современность. М., 1978
  90. А.С. В.В.Стасов / Музыкально-критическая деятельность./ М., 1956
  91. О России и русской философской культуре. М., 1990
  92. П. Критический разбор в статьях В.В. Стасова. //Искусство, 1959, № 10
  93. А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М., 1999
  94. А.С. Искушение глобализмом. М., 2 002 100. Передвижники. М., 1976
  95. А.Н. В.П.Стасов 1769—1848. Л., 1950
  96. В. В. Стасова А.Ф. Бычкову. 1863−1898 / Публ. подгот. Бучинина Л. И. // Рукописные памятники. СПб., 1996. Вып.1
  97. Д.И., Полное собрание сочинений. СПб., 1914, t. IV
  98. Д.И., Сочинения. В 4-х тт. М., 1955
  99. В.И. В.В.Стасов и некоторые вопросы национального художественного наследия./ Проблемы развития русского искусства, 1974, вып. 6
  100. С.Н. В.В. Стасов. (1824−1906). Л., 1974
  101. Г. Г. Русское искусство XIX века: Вопросы понимания времени /Государственный институт искусствознания. М., 1997
  102. А.А. Мысль и язык. Харьков, 1913
  103. А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976
  104. И.Е. Далекое близкое. Л., 1986
  105. Ф. Передвижники. М., 1993
  106. В. А. Аксиологические основания национальной художественной культуры. Автореф. доктора философ, наук. М., 1991
  107. Е.Г. и Суворова Е.И. Стасов в Петербурге. Л., 1971
  108. Д.В. Народно-освободительные идеи в русской живописи 2-ой пол. XIX в. М.: Искусство, 1955
  109. К. Выдающийся русский художественный критик. К 125-летию со дня рождения В. В. Стасова //Искусство, 1949, № 1
  110. К. Репин и Стасов //Искусство, 1950, № 6
  111. П.В. Эстетика Белинского. М.: Искусство, 1978
  112. А.В., Яковлева Л. Е. Национальная философия и взаимодействие философских традиций. // Вестник МГУ, сер. 7. Философия, 2003, № 6
  113. В.А. Повести и рассказы, М.-Л., 1962
  114. Г. Эстетические воззрения Чернышевского и Добролюбова. М., 1974
  115. С.М. Предисловие к «Истории России с древнейших времен» // Чтение и рассказы по истории России. М., 1989
  116. В.В. Полное собрание сочинений 1847−1886. т. 1−3, СПб., 1894.
  117. В.В. Избранное. В 2-х тг. M.-JL, 1950−1951
  118. В.В. Избранные сочинения. В 3-х тт. М., 1952
  119. В.В. Сборник чертежей Москвы, ее окрестностей и города Пскова XVII столетия. Спб., 1861
  120. В.В. Картины и композиции, скрытые в заглавных буквах древних русских рукописей В.Стасова. Спб., Общество Любителей Древней Письменности, 1884
  121. В.В. Миниатюры некоторых рукописей византийских, болгарских, русских, джагатайских и персидских. Спб., 1902. с. XX
  122. В.В. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени. Спб. 1887
  123. В.В. Алексей Максимович Горностаев. СПб., «Вестник изящных искусств», 1886, т.6, вып.6
  124. В.В. Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творения, письма и статьи. Спб.-М., 1905
  125. В.В. Николай Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи (1837−1887), Спб., 1888
  126. В.В. Толстой Лев Николаевич и Стасов В.В. Переписка 18 781 906. Л., 1929
  127. В. В. Репин И.Е. и Стасов В.В. Переписка. М.-Л., 1948−1950
  128. В. В. Балакирев М.А. и Стасов В.В. Переписка. М., 1970
  129. В.В. Письма к родным. Сост. и предисл. Е. Д. Стасовой. Ред. и вступит, статья Аркина Д. Е. и Келдыша Ю. В. М., 1953
  130. В.В. Статьи о музыке: В 5-ти вып. / Сост. И проверка текста Н. Симаковой. М., 1974−1980
  131. В.В. Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка. М., 1904
  132. В.В. Статьи и заметки в 2-х тт., М., 1952 1954
  133. В.В. Письма к деятелям русской культуры. В 2-х тт. М., 19 621 967
  134. В.В. Перов и Мусоргский. М., 1952
  135. В.В. Осип Афанасьевич Перов. М., Музгиз, 1952
  136. В.В., Гюнцбург Давид L’ornament hebreu / Par Vladimir Stasoff et David Gunsburg, Berlin: Calvary, 1905
  137. Стасов В.В. Histoire du livre: Les emaux byzantins A.W.Zwenigorodskoi. St. Petersbourg, 1898
  138. Г. В.В. Стасов и реализм передвижников. //Творчество, 1974, № 6 с. 8−9
  139. Е.И. В.В. Стасов и русская общественная мысль 40−60-х годов XIX века. // Диссертация канд. филос. наук, Л., 1951 465с.
  140. Е.И. В.В. Стасов и русская передовая общественная мысль. Л., Лениздат, 1956
  141. Т.И. Традиции и новации как одна из проблем эстетической теории. // Вестник МГУ. Серия философия, 2003, № 4
  142. Л.Я. Профессиональные художники и народное искусство в России конца XIX начала XX века // Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, М., 1971
  143. В.А. Народ. Нация. Этничность. // Новая философская энциклопедия в 4-х тт. М., 2001, т. З, 4
  144. П.М. и Стасов В.В. Переписка s П. М. Третьякова и В. В. Стасова 1874−1897. М.-Л., 1949
  145. И.С. Собр. сочинений в 12 тт., М., 1958, т.12
  146. Г. Неутолимая жажда правды: К 175-летию со дня рождения В. В. Стасова .//Советская Россия, 1999,14 января
  147. С. Еще раз о том, за что Салтыков-Щедрин невзлюбил Стасова. // Муз. академия. М., 2002, № 4
  148. А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988
  149. Хрестоматия по истории языков XIX и XX вв. сост. Звягинцев. М., 1956
  150. Г. П. Самобытность русской философии: Проблема мировоззренческого поступка. М., 1997
  151. П.Я. Сочинения и письма в 2-х тт., М., 1913−1914, т.2
  152. Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Собр. соч.: В 5 т., М., 1974, т.4
  153. Н.Г. Избранные философские сочинения, 1950 т.1
  154. Н.Г. Об искусстве. Статьи, рецензии, высказывания. Сост. и примеч. Н. В. Богословского. М., 1950
  155. .А. Проблема национального своеобразия культуры и ее постановка в русской философской мысли. Теоретико-методологический аспект.: Автореф. диссертации кандидата философских наук, СПб., 1995
  156. В.В. К истории начальных шагов изучения искусства Ванского царства (В.В. Стасов и А.С. Уваров) // Российская археология. 1996, № 3
  157. Эстетика. Словарь. М., 1989
  158. Эстетика Льва Толстого Сборник статей под ред. акад. П. Н. Сакулина, М., 1929
  159. Этнос и этнические процессы. М., 1993
  160. Е.Г. Эстетика. М., Гардарики, 1999
  161. Е.Г. Художник: Личность и творчество. М., 1991
  162. О.Б. Поиски национального стиля в .русском изобразительном искусстве XIX XX веков: Автореф. диссертации кандидата искусствоведения. М., 1995
  163. Olkhovsky Yuri, Vladimir Stasov and Russian national culture. Ann Arbor (Mich.), c. 1983
Заполнить форму текущей работой