Музыка как фундаментальное выражение культуры и предвосхищение особенностей ее развития
Диссертация
К перспективам дальнейших исследований можно отнести следующие: анализ музыкальных средств выразительности, воссоздающих различные интерпретации мифа: классического и архаическогоанализ бинарных оппозиций в музыке, которые порождают мотивы мифа, апокалипсические или жизнеутверждающиемифотворчество в современной музыке, роль музыки в формировании неомифологического сознания- • воздействие музыки… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МУЗЫКИ КАККУЛЬТУРЫ
- 1. О понятии, сущности, содержании музыки как искусства
- 2. Музыка и миф: единство и границы
- 3. Музыка как символ и символическое осуществление партиципации
- 4. Проблема музыкального времени в культуре
- Глава II. МУЗЫКА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
- 1. Языки культуры: знак, слово, звук
- 2. Музыкальный порядок как отражение Вселенского порядка
- 3. Музыкальное искусство как проявление полноты познавательных возможностей человека
- Глава III. МУЗЫКА КАК ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КУЛЬ ТУРЫ
- 1. Русская музыка и идеи экзистенциализма в культуре XX века
- 2. Философские и религиозные идеи преображения человека и космоса в музыке «серебряного века»
- 3. Предвосхищение в русской музыке особенностей культурного и исторического развития России XX века
- 4. Предвосхищение в музыке XX века новых принципов художественного мышления
Список литературы
- Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.Г.Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. М., 1972. С. 110—155.
- Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории // Античность и Византия. М. э 1975. С. 266—285.
- Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. Зарубежные, связи. М., 1975.
- Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
- Альшванг А. А.Н.Скрябин. М.-Л.: Музгиз, 1945. 52 с.
- Альшванг А. Избранные сочинения. М., 1964. 276 с.
- Альшванг А. Место Скрябина в истории русской музыки // Сов. музыка. 1961. № 1. С. 77—84.
- Амброс А. Границы музыки и поэзии. СПб., 1889.
- Ю.Ансерме Э. Беседы о музыке. Л., 1985.11 .Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М., 1986.
- Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1969. 576 с.
- Арановский М. Мышление. Язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
- Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник. Вып. 6. М., 1987.
- Арнхейм Р. Искусство и музыкальное восприятие. М., 1974.
- Асафьев Б.В. /Глебов И/ Современное русское музыкознание и его исторические задачи: De Musica // Временник разряда истории и теории музыки, Вып. I. Л., 1925.
- П.Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. Л.-М., 1966.
- Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977. 298 с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2-е. кн. 1, 2. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
- Асафьев Б.В. Пути в будущее // Мелос, кн. 2. Подп.: Игорь Глебов. СПб., 1918. 34 с.
- Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начало XX в. Л.: Музыка, 1968. 324с.
- Асафьев Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX века. 2-е изд. Л.: Музыка, Ленингр. отд. 1979. 34 с.
- Асафьев Б.В. Скрябин: 1871 — 1915. Подп. Игорь Глебов. Пг., 1921. 36с.
- Асафьев Б.В. Скрябин: Опыт характеристики. Пг.: Светозор, 1921. 52 с.
- Асафьев Б.В. Ценность музыки. Пг., 1923. 9 с.
- Асафьев Б.В. М.И.Глинка. Л.: Музыка, 1977. 311 с. .
- Аскин Я.Ф. Движение ¦— форма существования материи. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1971. 74 с.
- Аскин Я.Ф. Принцип развития (Сборник статей под ред. проф. Я.Ф.Аскина) Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1972. 296 с.
- Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М.: Мысль, 1966. 200 с.
- Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976. 543 с.
- Астахов А.П. Гармония позднего Скрябина // 'Труды гос. муз.-пед. института им. Гнесиных. Вып. I. М.: Музгиз, 1972. 48 с.
- Аствацатуров А. Три великие книги Фридриха Ницше. СПб., 1993.56с. уч33. Афиней XIV.
- Балакирев М.А., Стасов В. В. Переписка Т. 1, 2. М.: Музыка, 1970— 1971: Т. 1. 1970. 487 е.- Т.2. 1971. 422 с.
- Бальмонт К. Звуковой зазыв // Советская музыка. 1991. № 3. 99 с.
- Бандура А.И. Творческая Вселенная А.Н.Скрябина. Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1993. 26 с.
- Банщиков Г. Оркестр в «Поэме экстаза» А.Скрябина // Оркестровые стили в русской музыке. Л., 1987. С. 24—32.
- Барсова И. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / Сб. ст. Л., 1986. С. 99—116.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика /Сост. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 615 с.
- Барт Р. Основы семиотики // Структуализм: «за» и «против». М., 1975.
- Барутчева Э.С. Очерк 5. А. Н. Скрябин // Очерки по истории русскоймузыки конца XIX— нач. XX в. JI.-M., 1965. 56 с 42. Баскин B.C. Русские композиторы. А. Н. Серов / Биографический очерк. Вып.З. СПб., 1886. 127 с.
- Баскин B.C. Русские композиторы. М.Юргенсон. Вып. 2. М. П. Мусоргский / Очерк музыкальной деятельности. СПб., 1886. 90 с.
- Баскин B.C. Русские композиторы. П. И. Чайковский. Вып. 4. СПб., 1895. 202 с.
- Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 423.
- Бекарев A.M. Время, пространство, развитие // Пространство и время в научной картине мира. Тезисы докладов. Уфа, 1991. С. 12—16.
- Белый А. Линия, круг, спираль — символизма // Труды и дни. М., 1912. № 4 — 5.
- Белый А. Между двух революций. М.: Худож. лит., 1990. 700 с.
- Белый А. На рубеже двух столетий. М.: Худож. лит., 1989. 542 с.
- Белый А. Начало века: Воспоминания в 3-х кн. М.: Худож. лит., 1990. 686 с.
- Белый А. Революция и культура // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 328—417.
- Белый А. Символизм и творчество // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 328—417.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. 526 с.
- Белый А. Символизм: Книга статей. М., 1910. 200 с.
- Белый А. Символический театр // Арабески, кн. статей. М., 1911. 112с.
- Белый А. Театр и современная драма // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. 526 с.
- Белый А. Формы искусства. Магия слов // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. 526 с.
- Беляев В.М. Мусоргский. Скрябин. Стравинский // Сб. статей. М.: Музыка, 1972. С. 126.
- Бергсон А. Время и свобода воли. М.: Русская мысль, 1910. С. 240.
- Бергсон А. Длительность и одновременность. Пг., 1923. С. 98.
- Бергсон А. Непосредственные данные сознания // Сочинения.
- В 4 т. Т. 2. СПб.: Изд-во М.И.Семенова- М., 1914. 160 с.
- Бергсон А. Творческая эволюция. СПб.: Русская мысль, 1914. 332 с.
- Бердяев H.A. Кризис искусства. М.: Сп «Интерпринт», 1990. 28 с.
- Бердяев H.A. Микрокосм и макрокосм // Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. М.: Искусство, 1994. С. 77—108.
- Бердяев H.A. О назначении человека. Париж, 1931. 382 с.
- Бердяев H.A. О русской философии. Ч. 1, 2. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 528 с.
- Бердяев H.A. Очарования отраженных культур // Биржевые ведомости. 1916. 30 сентября.
- Бердяев H.A. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № I. С. 15.
- Бердяев H.A. Самопознание // Общественные науки. 1990. № 2. М., 1991.446 с.
- Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176 с.
- Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире // Новый мир. 1990. № 1.С. 207—232.
- Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994. 480 с.
- Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1994.
- Бердяев H.A. Я и мир объектов // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика. 1991. 480 с.
- Бернов В. Некоторые вопросы гармонии Скрябина // Бернов В. Избр. статьи, исследования. М., 1978. 34 с.
- Библейская энциклопедия. Т. 1. М., № 13—PRESS, Центурион—АПС, 1991, С. 138.
- Блаватская E.H. Тайная доктрина. Т. 2.4.1. СПб., 1991. 548 с.
- Б л ок А. Собр. соч.: В 8-ми т. М., 1962. Т. 5. С.425—437.
- Бобровский В.П. О драматургии скрябинских сочинений // Бобровский В. П. Статьи. Исследования. М., 1990. 28 с.
- Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1978.
- Бородин А. Письма А.Г.Бородина. Поли. собр. критически сверенное с подлинными текстами. М.: Гос. изд. Муз. Сектор, 1927—1928. Вып. 1.1857—1871). 420 с.
- Брагина О. Мастерство музыканта-исполнителя. М.: Музыка, 1972. 56 с.
- Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М.: Русская книга, 1992. 528 с.
- Будгаков С.Н. Интеллигенция и религия // Наука и религия. 1989. № 11. С. 28—40.
- Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.
- Булез П. Музыкальное время // Homo musicus: Альманах музыкальной психологии. М.: МГК им. Чайковского, 1995. С. 66—75.
- Быков А. Исследуя музыкальные автографы композитора // Советская музыка. 1972. № I. С. 32—36.
- Быков А. Легенда нового времени (Заметки о «Поэме экстаза» Скрябина) // Советская музыка. 1967. № 8. С. 14—22.91.Бытие- 2:7
- БэлзаИ.Ф. Александр Николаевич Скрябин. М., 1982. 118 с.
- Бэлза И.Ф. Будь послушна, лира (О Скрябине — поэте) // Муз. жизнь. 1976. № 207. С. 18—20.
- Вайнберг С. Первые три минуты. М.: Энергоиздат, 1981. С. 76.
- Ванечкина И.Л., Танеев Б. М. «Поэма огня: Концепция светомузыкального синтеза А. Н. Скрябина. Казань, 1981. 36 с.
- Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. — Ч. 2, 3. М., 1978.
- Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М., 1975.
- Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 1930. ЮО. Вернадский В. И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. 607 с.
- Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. I. М.: Наука, 1975. 208 с.
- Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 519с.
- Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988.
- Волошинов A.B. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992. 336 с.
- Время и современная физика. Сб. статей. М.: Наука, 1970. 118 с.
- Об.Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 344 с.
- Выготский JT.C. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 2. М., 1982. Ю8. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. 109. Галактионов A.A., Никандров П. Ф. Русская философия XIX — XX вв.
- Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 744 с. 1 Ю. Галеев Б. М. Проблема синестезии в искусстве. Киев, 1984. Ш. Галеев Б. М. Светомузыка: становление и сущность нового искусства. Казань, 1976.
- Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. М., 1982.
- Галеев Б.М. Человек, искусство, техника. К., 1987.
- Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. Опыт проверки музыкальной эстетики. М., 1895 (2-е изд. М., 1910).
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. Кн. 3. М., 1958.
- Пб.Гегель Г. В. Ф. Сочинения Т. 2. Философия природы. М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. 684 с.
- Ш. Гегель Г.В. Ф. Эстетика. Соч.: в 3 т. Т. 1. М., 1968 — 1971.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. Д. М., 1968. С. 186—189.
- Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. Л., 1977.
- Герцман Е. Античное музыкальное мышление. Л.: «Алетейя», 1986. 336 с.
- Гессе Г. Игра в бисер. Опыт жизнеописания магистра Игры Иозефа Кнехта с приложением оставшихся от него сочинений. Собр. соч.: в 4 т. Т. 4. СПб., 1994. С. 41—530.
- Гессе Г. Письма по кругу. Художественная публицистика. М., 1987.
- Гессе Г. Собр. соч. В 4-х т. СПб., 1994. Т. 1. 607 е.- Т. 2. 415 е.- Т. 3. 510 с.- Т. 4. 543 с.
- Гете И.В. Об искусстве. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1977. 478 с.
- Гете И.В. Фауст. М.: Худож. лит., 1969. 352 с.
- Горев В .В. О законах гармонии. Липецк, 1994.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. 192 с.
- Гофман Э.Т. А. Избр. произв. В 3 т. Т. 3. М., 1962.
- Гуревич А.Я. Вопросы культуры в изучении исторической поэтики // Историческая поэтика, итоги и перспективы изучения. М., 1986. С. 153—167.
- Гуренко Е. Проблемы художественной интерпретации: Философский анализ. Новосибирск, 1982.
- Данилова И.Е. О категории времени в живописи Средних веков и Возрождения // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976.
- Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. М. Искусство, 1975. С. 127.
- Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. — М.-Л., 1964.
- Девис П. Пространство и время в современной картине Вселенной. М., 1979.288 с.
- Дельсон В.Ю. Скрябин. Очерк жизни и творчества. М.: Музгиз, 1971. 40 с.
- Дельсон В.Ю. Фортепианные сонаты Скрябина. М.: Музгиз, 1961. 28 с. 13 8. Денисов Э. В. Современная музыка и проблемы эволюциикомпозиторской техники. М.: Советский композитор, 1986. 207 с.
- ДерноваВ.П. Гармония Скрябина. Л.: Музгиз, 1968. 34 с.
- Дернова В.П. Последние прелюдии Скрябина: Исследование. М., 1988. 96 с.
- Джозеф Л. Хендерсон. Древние мифы и современный человек. В кн.: К. Г. Юнг. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1998. С. 103— 155.
- Днепров В. О музыкальных эмоциях. Эстетические размышления // Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1972.143 .Древнеиндийская философия. Начальный период. 2-е изд. М.: Мысль, 1972.272 с.
- Друскин М. Заметки о Скрябине // Друскин М. Очерки. Статьи. Заметки. Л., 1987. 44 с.
- Друскин М. О западно-европейской музыке XX века. М., 1973.
- Друскин М. Очерки, статьи, заметки. Л., 1987.
- Дурылин С. Вагнер и Россия. М., 1913. 48 с.
- Дьячкова JI.C. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 129. М., 1994. С. 17—40.
- Евдокимова Ю. В поисках нового языка (О развитии гармонии в среднем творчестве Скрябина) // Советская музыка. 1965. № 4. 36 с.
- Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения. Cantus prius factus и работа с ним. М., 1982.151 .Екитовский В. Оливье Мессиан. Жизнь и творчество. М., 1987.
- Емельянов Б.В. Очерки русской философии нач. XX в. Екатеринбург: Изд-во УРГУ, 1992. 100 с.
- Емельянов Б.В., Суданов В. В. Источниковедение истории русской общественной мысли эпохи империализма. Вологда: Вологод. гос. пед. ин-т, 1988. 88 с.
- Емельянов Б.В., Томилов В. В. Русские мыслители (биографические и историографические очерки). Томск: Томский ун-т, 1988. 180 с.
- Жемчужины мысли. Минск, 1991.
- Житомирский Д. А.Н.Скрябин. М.: Музыка, 1973. 50 с.
- Житомирский Д. Избранные статьи. М.: Сов. композитор, 1981. 156 с.
- Житомирский Д. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. М., 1964.
- Жмудь Л.Я. Наука, философия, религия в раннем пифагореизме. СПб.: Алетейя, 1994. С. 258—267.
- Записка Б. Ф. Шлецера о Предварительном Действии//Русские Пропилеи. В 6 т. Т. 6. Берлин, 1923. 30 с. 164.3ахарова О. Музыкальная риторика XVII века // Из истории зарубежной музыки. Вып. 4. М., 1980.
- Иванов Вяч. Борозды и межи: Опыты эстетические и критические. М., 1906.60 с.
- Иванов Вяч.Вс. Ницше и Дионис // Фридрих Ницше и русская религиозная философия. Т. 1. Минск, 1996.
- Иванов Вяч.Вс. По звездам: Статьи и афоризмы. Спб., 1909. 80 с.
- Иванов Вяч.Вс. Родное и вселенское. Статьи, 1914 — 1917. М., 1917. 48 с.
- Иванов Вяч.Вс. Значение идей М. М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // Ученые записки Тартусского государственного университета. Вып. 308. // Труды по знаковым системам. VI. Тарту, 1973.
- Иванов Вяч.Вс. Об анаграммах Ф. де Соссюра // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.
- Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962. 572 с.
- Интонация и музыкальный образ. М., 1965.
- Иоффе И. Мистерия и опера (Немецкое искусство XVI — XVIII вв.). Л., 1937.
- Иоффе И. Синтетическое изучение искусства и звуковое кино. Л., 1937.
- История эстетической мысли. В 4 т. T. I. М., 1986. С. 184—185.
- История эстетической мысли. В 6 т. T. I. М.: Искусство, 1985. 464 с.
- Каган М. Время как философская проблема // Вопросы философии. 1982. № 10. С. 117—124.
- Каган М. Искусство как феномен культуры // Искусство и культура. Л., 1986.
- Каган М. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование мира искусств. М., 1972.
- Каган М. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л., 1961.
- Каган М. Об изучении музыки в контексте художественной культуры // Вопросы методологии и социологии искусства. Л., 1988.
- Каган М.С., Холостова Т. В. Культура — философия — искусство. М.: Знание, 1988. 102 с.
- Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996.
- Казютинский В.В., Степенин B.C. Междисциплинарный синтез и развитие современной научной картины мира // Вопросы философии. 1988. № 4. С.20—26.
- Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Л.: СППО-2 Ленуприздата, 1990.66 с.
- КантИ. Антропология. СПб., 1900.
- КантИ. Критика способности суждения. Соч. Т. 5. М., 1966.
- Каратыгин В. Бетховен и Скрябин // Муз. жизнь. 1988. № 9. 18 с.
- Каратыгин В. Элемент формы у Скрябина // Каратыгин В. Г. Избр. статьи. М.-Л., 1965.
- Каратыгин В. Элемент формы у Скрябина // Муз. современник. 1916. № 4 — 5.
- Кармин A.C. Проблема бесконечности и диалектика абсолютного и относительного // Философские науки. 1987. № I. С. 26—42.
- Карташев А. Реформа, реформация и исполнение церкви. Пг., 1916. 90 с.
- Кашкин Н. Из воспоминаний о А.Н.Скрябине // Муз. современник. 1916. № 4—5. С. 34—42.
- Кашперов А. Скрябин глазами Штерля (Портреты А.Н.Скрябина) // Сов. музыка. 1967. № 8. С. 12—14.
- Келдыш Ю. Идейные противоречия в творчестве Скрябина // Сов. музыка. 1950. № I. С. 23—25.
- Кеплер И. О шестиугольных снежинках. М., 1982.
- Книга «Homo Ludens: игровой элемент в культуре». М., 1992.
- Князева E.H. Случайность, которая творит мир. М., 1991. 36 с.
- Ковалев К.П. Бортнянский. М.: Мол. гв., 1989. 299 с. 205 .Коган Л. Н. В четвертом измерении. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1994. 190 с.
- Коган JI.H. Вечность. Преходящее и непреходящее в жизни человека. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1994. 208 с.
- Козырев H.A. Избранные труды. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1991. 448 с.
- Койре А. Ньютон и Декарт // Очерки истории философской мысли. М., 1985.36 с.
- Комиссарская М.А. Русская музыка XIX в. М.: Знание, 1974. 207 с.2Ю.Красухин Г. Г. Пушкин. Болдино. 1833. М., 1997.
- Кржимовская Е. Гельдермин и Скрябин // Муз. жизнь. 1989. № 12. 14 с.
- Кривцун O.A. Эстетика. М., 1998. 430 с.
- Кувакин В.А. Религиозная философия в России начала XX в. М.: Мысль, 1980. 186 с.
- КукушкинаЕ.И. Познание, язык, культура. М., 1984.
- Кюч Ц. А. Избранные статьи / Сост., авт. вступит, статьи и примеч. И. Л. Гусин. Л.: Музгиз, 1952. 692 с.
- Ларош Г. Собрание музыкально-критических статей. Т. 2. Ч. 2. О П. И. Чайковском / Под ред. В.Яковлева. М.-Пг.: Музгиз, 1924. 164 с.
- Ларош Г. А. Избр. Статьи в 5-ти вып. Л.: Музыка, Ленингр. отд. Вып. 1. 1974. 232 е.- Вып. 2. 1975. 368 с.
- Левая Т.Н. Русская музыка начала XX в. в художественном контексте эпохи. М.: Музыка, 1991. 192 с.
- Левая Т.Н. Символический принцип: актуальной бесконечности и его музыкальная интерпретация // Пространство и время в искусстве. Л., 1988. С. 101—110.
- Леви-Стросс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970. № 7.
- Лессинг Т. Ницше, Шопенгауэр, Вагнер // Культурология XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.
- Летопись жизни и творчества А. Н. Скрябина / Сост. М. Пряш- никова, О.Томпакова. М., 1985. 70 с.
- Липский Б.И. Истина и время // Философия и социологическая мысль.1989. № 4. С.15—25.
- Лобанова М.Н. Содержание изменений в советской культуре 60 — 80х годов // Культура и мировоззрение: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции / ИФ АН СССР. М., 1985. Вып. 2.
- Лолаев Т.П. Время: новые подходы к старой проблеме. Орджоникидзе: «Ир», 1989. 78 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя класика). М., 1963.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М., 1927. С. 550.
- Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. 208 с.
- Лосев А.Ф. Вл.Соловьев. М.: Мысль, 1983. 236 с.
- Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. 231. Лосев А. Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа // В кн. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 524.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.
- Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М.: МГУ, 1982.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Книга 2. М., 1988.
- Лосев А.Ф. Мифология. Культура. Символизм. М: Политиздат, 1991. С. 524.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М. 1927. С. 263.
- Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки // В кн. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 524.
- Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.959 с.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 524 с.
- Лосев А.Ф. Бытие — имя — космос. М.: Мысль, 1993. 958 с.
- Лосева О.В. Музыка и глаз (О роли зрительного фактора в музыке XX века) // На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX В. М: Наука, 1994.
- Лосский Н.О. История русской философии. М.: Сов. писатель, 1991.478 с.
- Лосский Н.О. Учение о перевоплощений- Интуитивизм. М.: Прогресс, VIA, 1992. 208 с.
- Лотман Ю.М. и тартуско-московская школа. М.: Гнозис, 1994. 560 с.
- Лукач Д. Своеобразие эстетического. Т. 4. М., 1987.249.Лукиан «Об астрономии».
- Луначарский A.B. В мире музыки. М., 1971. 56 с.
- Луначарский A.B. О Скрябине. М.-СПг., 1921. С.12—16.
- Любутин К.Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993. 416 с.
- Люсьен Леви-Брюль. Заметки о первобытной ментальности. Lucien Levi-Bruhl. The notebooks on Primitive Mentality (пер. Peter Rivier), Harper Row Publishers, New York, 1975.
- Лядов А. Жизнь. Портрет. Творчество. Из писем. Пг., 1916.
- Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М.: Наука, 1992. 116 с.
- Мазель Л.А. Эстетика и анализ // Мазель Л. Статьи по теории и анализе музыки. М., 1982.
- Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Сов. композитор, 1978. 78 с.
- Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Теорет. очерк. М.: Музыка, 1983. 26 с.
- Мария Луиза фон Франц. Процесс индивидуализации // К. Г. Юнг. Человек и его символы. М., 1998.
- Медушевский В. Онтологические основы интерпретации музыки // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 129. М., 1994. С. 3—16.
- Медушевский В. Таинственные энергии музыки // Музыкальная академия. 1992. № 3. С. 54—57.
- Медушевский В. Художественная картина в музыке // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения / Сб. ст. Л., 1986. С. 82— 99.263 .Медушевский В. Человек в зеркале интонационной формы
- Советская музыка. 1982. № 9.
- Мейлах Б. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. 1983. № 7. С. 116—125.
- Мелик-Пашаев И. Пространство и время в музыке и их преломление во французской традиции // Проблемы муз. науки. Вып. 3. М., 1975. С. 48—60.
- Менделыптам О. Пушкин и Скрябин // Муз. жизнь. 1991. № 1. С. 24—26.
- Мессиан О. О звуке и цвете (Из бесед с Клодом Самюэлем) // Homo miisicus: Альманах музыкальной психологии. М., 1994. С. 76—90.
- Мессиан О. Пробуждение птиц: Партитура. М., 1981.
- Месхишвили Э.П. Фортепианные сонаты Скрябина. М.: Музыка, 1981. 200 с.
- Метнер Н. Муза и мода. С. 35.
- Мигунов A.C. Vulgor. Эстетика и искусство во второй половине XX века. М.: Знание, 1991. 64 с.
- Минковский Г. Пространство и время. Принцип относительности. М., 1973. 112с.
- Молчанов Ю.Б. Время в классической и релятивистской физике. М.: Знание, 1969. 48 с.
- Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М.: Наука, 1990.132 с.
- Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике / Ю. Б. Молчанов, АНСССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1977. 192 с.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. С. 180.
- Морозов A.A., Сафронова JI.A. Эмблематика и ее место в искусстве барокко // Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979.
- Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения / Сб. ст. Л., 1983. С. 5—13.
- Мостепаненко A.M. Пространство и время в макро-, мега-, микромире. М.: Политиздат, 1974. 240 с.
- Музыка XX века. Очерки. Ч. I, И. М., 1976—1980.283 .Музыка. Миф. Бытие. Сб. ст. М.: МГК им. Чайковского, 1995. 149 с.
- Музыкальная эстетика Германии XIX в. Т. 2. М., 1983.
- Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966.
- Музыкальная эстетика Западной Европы XVII — XVIII веков. М., 1976.
- Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967.
- Мукаржовский Ян. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. 406 с.
- Мыльников И. О «Мистерии» А.Скрябина // Сб. Музыкальная классика и современность. Л., 1983. С. 35-—46.
- Наан Г. И. К проблеме бесконечности // Вопросы философии. 1965. № 12. С. 15—20.
- Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. 254 с.
- Нарский И.С. Западно-европейская философия XIX в. М., 1976. 270 с. 293. Наука и жизнь. 1986. № 5.
- Нестьев И. Скрябин и его младшие современники // Нестьев И. Век нынешний и век минувший. М., 1976. 36 с.
- Николаева А.И. Особенности фортепианного стиля А.Н.Скрябина: На примере произведений малой формы. М., 1983. 22 с.
- Ницше Ф. Веселая наука. М., д.п. Ефимов, 1901. 464 с.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру. // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990.
- Ницше Ф. Сочинения : В 2 т. М.: Мысль, 1990. 1600 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого. М.: Изд-во МГУ, 1990. 302 с.
- Орджоникидзе Г. Ш. Диалектика формы в музыкальной драме //
- Рихард Вагнер: Сб. статей. М.: Музыка, 1987.302.0рлов Г. Древо музыки. Вашингтон. СПб., H.A. Fragen & Со // Советский композитор. 1992. 409 с.
- ЗОЗ.Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. // Вступ. ст. Г. М. Фридлендера. М.: Искусство, 1991. С. 230— 268.304.0ртега-и-Гассет Что такое философия? М.: Наука, 1991. 280 с.
- Павчинский С. Произведения Скрябина позднего периода. М.: Музыка, 1969. 70 с.
- Павчинский С. Сонатная форма произведений Скрябина. М.: Музыка, 1979. 82 с.
- Панкратов С. О мелодичекой основе фактуры фортепианных сочинений Скрябина // Сб. Вопросы полифонии и. анализа музыкальных произведений. Труды. В кн. XX. М., 1976. 7 с.
- Пастернак Б. О Скрябине и Шопене (Фрагменты произведений «Охранная грамота» и «Люди и положения») // Сов. музыка. 1967. № 1. С. 6—9.
- Петриков С. Циклопериодическая методология как один из элементов создания теории музыкально-исторического мышления. В 3-х ч. Бийск, 1990.
- О.Петровская И. Ф. Театр и музыка в России XIX — начале XX в. Л.: ЛГИТМИК, 1984. 73 с.
- Письма А. Г. Бородина. Вст. статья Г. Хубова. М.: Музгиз, 1936. Вып. 2. (1872—1877). 1936. 315 с.
- Письма В. И. Скрябиной и А. Н. Скрябина В.Ю.Виллуану // Сов. музыка. 1946. № 12. С. 14—16.
- Письма Скрябина к Лядову // Орфей. Петербург, 1922. 14 с.
- Письмо С. Рачинского Г. Ларошу (1869 г.) См.: Ларош Г. А. Избр. статьи. Вып. 2.
- Платон. Сочинения: В 3-х т. Т. 3. Ч. 1. М.: Мысль, 1971. 687 с.
- Порфирьева А.Л. «Парсифаль» и его средневековые корни // Традиция в истории музыкальной культуры (Античность. Средневековье. Новое время.) Л.: ЛГИТМиК им. Черкасова, 1989.
- Пригожин И.Р. От существующего к возникающему. М.: Наука, 1985. 327 с.
- Пригожин И.Р. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. № 8. 26 с.
- Притыкина О.И. Музыкальное время: его концептуальность, структура, методы исследования. Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Л., 1986.
- Притыкина О.И. О методологических принципах анализа времени в современной западной музыкальной эстетике // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 5. Л., 1983. С. 191—215.
- Притыкина О.И. Временные новации музыкального авангарда // Вопр. методологии и социологии искусства. Л., 1988. 12 с.
- Притыкина О.И. Феномен времени в эстетике Стравинского // Актуальные проблемы современного музыкознания и исполнительства. Тезисы докладов межвузовской научной конференции творческой молодежи. Саратов, 1977. 18 с.
- Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
- Псевдо-Лонгин. О возвышенном, IX, 9. Перевод Н.А.Чистяковой
- Раппопорт С.Х. В.И.Ленин и проблемы изучения искусства // Советская музыка. 1980. № 4.
- Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. М., 1972. 167 с.
- Римский-Корсаков Н. Музыкальные статьи и заметки (1869—1907). Со вступ. статьей М. Ф. Гнесина / Под. ред. Н. Римской-Корсаковой. СПб., 1911. ХЬУ1, 223 с.
- Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. 9-е изд. М., 1982.
- Рубинштейн А. Музыка и ее представители. Разговор о музыке. М. Юргенсон, 1892. 124 с.
- Рубцова В.В. Александр Николаевич Скрябин. М.: Музыка, 1989. 448 с.
- Сабанеев Л.Л. О звуко-цветовом соответствии. М., 1911.
- Сабанеев Л.Л. Скрябин и явление цветного слуха в связи со световойсимфонией. М.: Прометей, 1916.
- Сабанеев JI. J1. А. Н. Скрябин. М., 1925. 356 с.
- Сабанеев JI.JI. Воспоминания о Скрябине. М., 1926. 360 с.
- Самарский A.A., Курдюмов С. П. Парадоксы многовариантного нелинейного мира — вокруг нас // Гипотезы. Прогнозы. (Будущее науки). М., 1989. 36 с.
- Сахалтуева O.E. О гармонии Скрябина. М.: Музыка, 1965. 68 с.
- Сворель P.A. Проектируется машина времени // Наука и жизнь. 1990. № 2. 48 с.
- Серов А.Н. Избранные статьи. JI.-M.: гос. муз. изд., 1950—1957. Т. 1. 1950. 628 е.- Т. 2. 1957.733 с.
- Скрябин А.Н. Письма. Сост., ред. А. В. Кашперова (Вступит, статья В. Асмуса). М.: Музыка, 1965. 196 с.
- Скрябин А.Н. Сборник статей. К столетию со дня рождения. 1872 — 1972. М.: Музыка, 1973. 134 с.
- Соллертинский И. Избр. Статьи о музыке. Л.- М., 1946.
- Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал. Соч. М.: Мысль, 1988. 112 с.
- Соловьев B.C. Смысл любви: Избр. произведения (Стихи, письма, эссе) М.: Современник, 1991. 524 с.
- Соловьев Вл.С. Красота в природе. Собр. соч. 2-е изд. Т. 6. Спб., 1912. 40 с.
- Соловьев Вл.С. Чтения о богочеловечестве. Собр. соч. 2-е изд. Т. 6. Спб., 1912. 152 с.
- Стравинский И. Диалоги. Л., 1961. 406 с.
- Стравинский И. Хроника моей жизни. Л., 1963. 440 с.
- Сухов А.Д. Русская философия. Пути развития. М.: Наука, 1989. 167 с.
- Сучкова Г. Г. Время как проблема гносеологии. Ростов-на-Дону, 1988. 170 с.
- Тараканов М.Е. Творчество Родиона Щедрина М., 1980.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 239 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947.
- Трубецкой E.H. Курс истории древней философии. 2-е изд. М., 1912. 440 с.
- Трубецкой E.H. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. 432 с.
- Трубецкой E.H. Философия Ницше. Критический очерк. М., 1904. 16 с.
- Трубников H.H. Время человеческого бытия. М., 1987. 254 с. 360.Труды и дни. М., 1912.
- Турчин В. В поисках четвертого измерения. Эхо в пространственных искусствах XX века // Вопросы искусствознания. Вып. 1. М., 1994. С. 5—24.
- Тэрнер В. Символ и ритуалы. М.: Наука, 1983.
- Уитроу Дж. Естественная философия времени. М.: Прогресс, 1964. 431с.
- Успенский П.В. В поисках чудесного. СПг.: Наука, 1992. 556 с.
- Фарбштейн А. Музыка и эстетика. Л., 1976.
- Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. М., 1913. 712 с.
- Ферсман А.Е. Время. СПб., 1922. 160 с.
- Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа, 1992. 220 с.
- Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Правда, 1993. 180 с.
- Флоренский П.А. Сочинения. Т. I. Столп и утверждение истины. Кн. 2. М.: Правда, 1990. С. 493—839.
- Флоренский П.А. Сочинения. Т.2. У Водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. 448 с.
- Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 600 с.
- Форкель H.H. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха. М., 1974.
- Фохт Б.А. Философия музыки А.Н.Скрябина. ГММС вф 2633/1. 22 с.
- Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Правда, 1992. 246 с.
- Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6. 26 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.
- Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения- Я и Оно- неудовлетворенность кульутрой. СПб.: Алетейя, 1998.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977. 488 с.
- Хейзинга Й. Homo Iudens. В тени завтрашнего дня. М.: Издат. Группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.
- Хендерсен Дж. Древние мифы и современный человек // Человек и его символы. СПб.: Б.С.К, 1996.
- Холопов Ю. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6.
- Холопов Ю. Очерки современной гармонии. М., 1974.
- Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. М., 1971. 76 с.
- Холопова В.Н. Типы новаторства в музыкальном языке русских советских композиторов среднего поколения // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982.
- Холопова В.Н. Музыкальный тематизм. М.: Музыка, 1983. 88 с.
- Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М., 1983.
- Холопова В.Н., Чигарева Е. Альфред Шнитке. М.: Советский композитор, 1990. 350 с.
- Хохлов Ю. О музыкальной программности. М., 1963.
- Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения / 1984: Художественная картина мира. Сб. ст. Л., 1986.
- Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения / Сб. ст. Л., 1983.
- Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996.
- Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Тула, 1986.
- Циолковский К.Э. Монизм вселенной. Калуга, 1931. 112 с.
- Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М.: ПАИМС, 1992. 256 с.
- Циолковский К.Э. Путь к звездам. М., 1960. 207 с.
- Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., 1964.
- Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи.'4-е изд. Л., 1986.
- Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. М.: Музгиз, 1953.
- Чанышев A.A. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра. М.: Знание, 1990. 68 с.
- Чаттержи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1994. 416 с. 403 .Чередниченко Т. В. Методологические проблемы музыкальной эстетики: на материалах зарубежных концепций XX века: Дис.. д-ра искусствоведения. М., 1989.
- Чередниченко Т.В. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. М., 1988.
- Чижевский A.JI. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976. 367 с.
- Шахрай В, Д. Скрябин и индийская философия религии // Религия-культура-библиотека. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Челябинск, 1993.
- Швейцер А. И.С.Бах. М., 1965.
- Шеллинг Ф.В. Й. Философия искусства. М., 1966. 416 с.
- Шеллинг Ф.В. Й. Система трансцендентального идеализма. М.: Соцэкгиз, 1936. LIX.4Ю.Шиллер Ф. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1959.
- Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1983.
- Шлецер Б. А.Н.Скрябин. Монография о жизни и творчестве. Берлин, 1923. 526 с.
- Шлецер Б. От индивидуализма к всеединству // Апполон. 1916. № 4 —5.
- Шнитке А. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского // И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы. М., 1973.
- Шнитке А. Полистилистические тенденции современной музыки // Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. М., 1973.
- Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. 478 с.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Очетвертом корне. Мир как воля и представление. Критика кантовской философии. Т. 1. М., 1993. 396 с.
- Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. JL: Ленинградск. ун-т, 1991. 288 с.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1,2. М., 1993.
- Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Образ и действительность. М., Пг., 1923. 302 с.
- Штокхаузен К. Структура и время переживания // Homo musicus: Альманах музыкальной психологии. М.: МГК им. Чайковского, 1995. С. 76—94.
- Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М., 1956.
- Шуман Р. О музыке и музыкантах. М., 1975. Т. 1.
- Шуман Р. О музыке и музыкантах. М., 1978. Т. 2.
- Экхарт Мейстер. Духовные проповеди и рассуждения. / М. Экхарт. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. / Я.Беме. К.: Ника-Центр, 1998.
- Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996.
- Элиаде М. Космос и история. Избранные работы. М.: Прогресс, 1987.
- Эйнштейн и теория гравитации // Сб. статей. М., 1979. 76 с.
- Юнг К.Г. К вопросу о познании // В кн.: К. Г. Юнг. Человек и его символы. М., 1998. 368 с.
- Юрьев Ф. Музыка света. Киев, 1971.
- Яворский Б.А. Статьи, воспоминания. М.: Наука, 1987. 112 с.
- Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 1999. 464 с.
- Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М., 1976.
- Ярская В.Н. Время в эволюции культуры. Саратов: Изд-во Саратов, унта, 1989. 150 с.
- Aaron Copland. Copland Jn Musik / Doubleday & Co New York, 1960.
- Alan Lomax. Folk Song Style. American Anthropologist 61. 1959.43 8. Allan P. Merriam. The Anthropology of Music, цит. изд.
- Arnold Schoenberg, Composition With Twelve Tones, Style and Idea. New York, 1950.
- Barthes R. Elements of Semiology / Trans. A. Lavers, C. Smith. № V. 1968.
- Berendt J. E Das dritte Ohr Vom Horen der Welt —Hamburg, 1985.
- Buchet E. Nouvelle connaissance de la musique. P., 1977.
- Canl G. Jung The Psychology of Eastern Meditation, Collected Works, Vol. 11: Psychology and Religion: West and East. 1958, 1969.
- Carl Emil Seachore. The Psychology of Musical Talent. Silver, Burdett and Company. Boston, New York, Chicago, San Francisco, 1919.
- Carl G. Jung. «The Structur and Dynamics of the Psych». The Collecttd Woks / Bollingen Series XX, Princeron, 1960, vol. 8.
- Carl G. Jung. Psychological Types. The Collected Works. Vol. 6. Claude Levi — Strauss. Mytholoques I. Le cru et le cuit Paris, 1964.
- Curt Sachs Our Musical Heritage: A Shont History of Music (2-е изд.), Prentice — Hall, Inc. New York, 1955.
- Curt Sachs The History of Music Instruments. J.V. Dent & Saus, Ltd London, 1942. S. 221.
- Curt Sachs The Commonwealth of Art. W.W.Norton and Company, Inc. New York, 1946.
- Curt Sachs The Rise of Music in the Ancient World. East and West. W.W.Norton and Company, Inc. New York, 1943.451 .Curt Sachs Our Musical Heritage. New York, 1948.
- Curt Sachs The Histori of Musical Instruments. J.M.Dent & Sons, Ltd. London, 1942.
- D.T.Suzuki Mysticism: Christian and Buddlust. Perrenial Library, Harper & Row. New York, 1971.
- Dahlhaus C., Eggebrecht H. Was ist Musik?
- Edgard Varese «The Liberation of Sound» Perspectives of New Musik, Vol. 5, № 1. Fall-Winter, 1966.
- Edmons E.M. and Smith M.E. «The Phenomenological Description of Musical Intervals», American Journal of Psychology 34. 1923.
- Edward Edinger Ego and Archetype. Penguim Books. Baltimore, 1972.
- Edward Hall The silent Language. Anchon Books. New York, 1973.
- Edward T. Cne «The Authority of music Critist Journal of the American Musicological Society», Vol. XXXIV, no 1. Spring 1981.
- Ernst Cassirer. An Essag On Man. Yale Universite Press. New Haven and London, 1944.
- Ernst Cassirer. Language and Myth (пер. Сюзанн Лангер). Dover Publications. New York, 1946.
- F.S.C.Northrop. The Meeting of East and West. Collier — Macmillan. Ltd.1972.463 .Fritz Winkel. Music, Sound and Sensation. New York, 1967.
- Gershon Scholem. On the Kabbalah and Its Jymbolism. Schocken Books. New York, 1969.
- Hausler J. Interview mit GyorgyLigeti // Melos. 1970. № 12.
- Hermann L.F. Helmholtz. On the Sensation of Tone, Longmans, Green, and Compani. London — New York, 1985. P. 251.
- Holzwart M. Emblematum tyrocinia. 1581. № 22, 70.468J.B.Priestley Man and Time. Dell Publishing Co. New York, 1968.
- James Frazer The Golden Bough. A Study in Magic and Religion, vol. 1.
- John Blacking How Musical is Man? Цит. изд. С. 7.
- Krenek E. «Zeitqemass» Betrachtunqen Osterreichische musikzeitschrift. 1965. № 1.
- Ligeti in conversation. London, 1983.
- Lissa Z. Aufsatze zur Musikasthetik. Eine Auswahl. В., 1969.
- Marius Schneider «Primitiv Music» The New Oxford History of Music, vol. 1.
- Meyer L. Emotion and meaning in music. Chicago, 1956- Goldschmidt H. Um die Sache der Musik. Reden und Aufsatze. Leipzig, 1970.
- Mundt The Aesthetik. Neue Ausgabe. Leipzig, o. J. Перевод Ал.Михайлова.
- Musharaff Moulanna Khan. Pages in the Life of a Sufi, цит. изд.
- Novalis Wenke / Hrsg. von P.Kluckhohn. Leipzig, 1928. Bd. II.
- Paul Tillich Teology of Culture. A. Galaxy Book, Oxford University Press. Princeton, 1971.
- Pierce C.S. Logic as Semiotic: The Theory of Signs // Semiotics: An Anthology. Bloomington, 1985.
- Riepel J. Grudlagen zur Tonordnung insgemein. — Frahkfurt- Leipzig, 1755.
- Rotharmel M. Der musikalische Zeitbeqriff seit Morits Ha nptmann —
- Kolner Beitraqe sur Musikforsohunq. Bd XXX, Reqeusburq, Bosse, 1963. 485. Saussure F. de Cours de linguistique generale. P., 1960. 486. Schlegel A.W. Kritische. Schriften und Kriefe, hrsg. Von E.Lohner. Bd. 2.1. Stuttgart, 1963. «
- Texte zur elehtronischen und instrumentalen Musik. T. 1. Koln, 1963. 493 .Th. Ribot, Essayson the Creative Imagination, Chapter II.
- Warnke C.-P. Spechende Bilder — sichtbare Worte: Das Bildverstandnis in der fruhen Neuzeit. Wiesbaden, 1977.
- Wilson Coker Music and Meaning. A Theoretical Introduction to musical Aesthetics. The Free Press, Collier-MacMillan Limited. London. 1972.