Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Издавна у людей существует интерес к тому, что больше, чем личность человека. Тяга к заличностному, трансцендентному побуждала человека обращаться к шаманизму, религии, духовным практикам, в конце концов, — к алкоголю, наркотикам. Неугасающее любопытство к тому, что непознаваемо, живет в каждом человеке. Попытка получить ответ на значимый для конкретного человека вопрос не всегда венчается… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Введение понятия — трансперсональная эстетика
    • 1. Измененные или холотропные состояния сознания
    • 2. Холистическая парадигма
    • 3. Картография внутреннего пространства и эстетическая составляющая основных групп измененных состояний сознания: общие положения
    • 4. Объединение терминологии трансперсональной психологии и эстетики: обоснование создания языка описания эстетических особенностей переживаний в измененных состояниях сознания
      • 4. 1. Использование метафоры
      • 4. 2. Последовательное применение существующих эстетических категорий к картографии состояний сознания трансперсональной психологии
    • 5. Введение понятия — трансперсональная эстетика. Система категорий трансперсональной эстетики
  • Глава 2. Эстетические особенности переживаний в основных группах измененных состояний сознания
    • 1. Абстрактно-эстетические переживания
      • 1. 1. Эстетика переживаний при прохождении сенсорного барьера: общая характеристика
      • 1. 2. Холотропная синестезия
    • 2. Основные категории эстетики и перинатальные переживания
      • 2. 1. Основные характеристики перинатальных переживаний
      • 2. 2. Возникновение категории «прекрасное»
      • 2. 3. Возникновение категории «трагическое»
      • 2. 4. Возникновение категории «комическое»
      • 2. 5. Возникновение категории «возвышенное»
    • 3. Эстетическая составляющая трансперсональных переживаний
      • 3. 1. Возникновение категории «эстетическое чувство» в трансперсональных переживаниях
      • 3. 2. Возникновение категории «эстетический вкус»
      • 3. 3. Возникновение категории «эстетический идеал»
    • 4. Эстетическая составляющая биографических переживаний
      • 4. 1. Формирование системы эстетических ценностей в биографический период жизни и репрезентация этого процесса в измененных состояниях сознания (ИСС)
      • 4. 2. «Творчество» — эстетическая категория биографических переживаний
      • 4. 3. Творческий потенциал сновидений как важнейшей группы ИСС биографического периода
      • 4. 4. Создание художественного образа в процессе биографических переживаний в ИСС
      • 4. 5. «Искусство» — эстетическая категория биографических переживаний
    • 5. Создание произведений искусства как интеграция холотропных переживаний
    • 6. Обобщающий пример эстетических особенностей переживаний в

Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эстетика всегда обращалась к психологии, — учению о душе, — в решении вопросов чувственного опыта, творчества и эстетического восприятия.

На протяжении веков многие авторы исследовали различные аспекты творчества и художественного восприятия. В древнегреческой философии, которая стала «праматерью» всей современной философии, знания об устройстве человеческой души (сфера психологии) и восприятии ею красоты, гармонии, (сфера эстетики) были неразрывно соединены. Древние пифагорейцы разработали теорию катарсиса — очищения души путем воздействия на нее специально подобранной музыкой. Теорию катарсиса разрабатывали также Платон и Плотин. Аристотель (384−322 до н. э.) философ и ученый, основоположник логики, дал эстетическое осмысление катарсиса в своем труде «Поэтика». Леонардо да Винчи написал трактат о живописиТ. Липпс (1851−1914) — немецкий психолог и философ, субъективный идеалист, эстетик, стал родоначальником «теории вчувствования». Английская эстетика эпохи Просвещения в сенсуалистически-эмпирической трактовке прекрасного соединяет сферу чувств с одной из основных эстетических категорией. В советской эстетике понятие «катарсис» было разработано Л. С. Выготским. Его теория рассматривала психофизиологические процессы («самосгорание аффектов») в процессе эстетического восприятия искусства. (81, с. 64).

Таким образом, многие авторы сочетали в одном лице философа, эстетика и психолога. Собственно, психология стала отдельной наукой не так давно — лишь в конце прошлого столетия. Она берет свое начало с трудов Зигмунда Фрейда. Психоаналитическая эстетика содержит учение о бессознательном, которое определяет все формы поведения и деятельности человека, в том числе и художественное творчество. Основатель психоанализа уделял огромное внимание вопросам художественного творчества: он ввел понятие «сублимация» и написал несколько работ на предмет искусства (122) («Леонардо да Винчи и его воспоминание о детстве» -1910 г., «Достоевский и отцеубийство» — 1928 г.).

Ученики и последователи Фрейда продолжили традицию своего учителя. К. Юнг, О. Ранк, Г. Сакс, Э. Фромм, Э. Крис, Ф. Александер развивают психоанализ, модифицируя его основные положения применительно к различным проблемам искусства. Психоаналитическая эстетика создала теорию художественного творчества, в которой проводится исследование детства художника, анализ восприятия и роли искусства в жизни человека, а также психоаналитическая интерпретация художественного произведения.

Среди трудов Карла Густава Юнга, автора аналитической психологии, — «Об отношении аналитической психологии к поэзии», «Психология и литература», «Пикассо» (122). Эрих Нойманн продолжает тему исследования, начатую 3. Фрейдом в работе «Леонардо да Винчи и архетип матери». Он пишет также «Заметки о Марке Шагале», «Искусство и время», «Творческий человек и трансформация».

Эстетика и психология продолжают развиваться вместе в области арт-терапии, которой большое внимание уделяет в своих исследованиях наш современник, ученик Фрейда и Юнга, родоначальник трансперсональной психологии С. Гроф. Арт-терапия изучает художественные образы и формы в отношении их воздействия на психику, проблемы творчества и творческой самореализации личности. Арт-терапия — это эстетика, действующая в практической психологии.

Последователь С. Грофа, российский ученый В. Майков, также является философом и психологом в одном лице. В созданном им Институте трансперсональной психологии широко используется арт-терапия.

Данное диссертационное исследование, опираясь на проделанный опыт, в основном обращается к новейшим разработкам в области соединения, взаимодополнения эстетики и психологии, а именно трансперсональной психологии С. Грофа.

Предлагаемый ход диссертационного исследования представляет собой исследование эстетической феноменологии переживаний в измененных состояниях сознания с использованием теоретической и практической базы трансперсональной психологии с учетом экспериментальных данных, полученных в ходе холотропной терапии испытуемых. Это позволяет проследить возникновение эстетических категорий из первичных переживаний (протосостояний), возникающих в бессознательном человека.

Цели и задачи работы.

Целью данной работы является выявление и систематизация эстетических особенностей переживаний в измененных состояниях сознания (ИСС).

Эстетика — наука, изучающая возникновение эстетического во всех возможных пространствах его проявления и развитияразличные формы эстетического сознания, основные закономерности возникновения искусства и его места в жизни общества.

Сам термин «эстетика» происходит от греческого слова aisthetikosимеющий отношение к чувственному восприятию.

Понятие эстетического возникло в истории человеческого осмысления мира много веков назад. В то время чувственное восприятие само по себе еще не могло являться предметом научного рассмотрения на том уровне, которого оно достигло в современном развитии физиологии, психологии и других наук.

Изучение феноменологии переживаний в ИСС показывает ее соответствие основным эстетическим категориям. Поэтому исследование эстетической составляющей ИСС должно быть основано на рассмотрении их физиологических и психологических аспектов.

В работе описываются механизмы возникновения в ИСС объективных эстетических категорий (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и другие).

В течение жизни человек постоянно сталкивается с измененными состояниями сознания. Это состояния стресса, сексуальный опыт, сон, тепловые перегрузки, изменения состояния при употреблении алкогольных напитков, наркотиков, курениязанятия медитацией, трансовыми танцами духовными практиками. Человечество накопило достаточно опыта ИСС, открывающих пограничные способности самоисследования, самоисцеления и творческой реализации. Многие люди, находясь в ИСС, испытывали необычные эстетические переживания и интуитивное проникновение в суть творческого процесса. Опыт ИСС приводил к тому, что у них развивалось новое понимание искусства.

Соприкасаясь с глубинами бессознательного в ИСС, художники, поэты, музыканты, скульпторы открывали новые редкие способности и создавали необычные манеры исполнения работ, одновременно получая опыт самоисследования, личностной трансформации и арттеррапевтический эффект.

Исследование эстетической составляющей переживаний в ИСС позволит по-новому взглянуть на основные категории эстетики — гармонию, прекрасное и возвышенное, комическое, трагическое и другие.

Обобщенный опыт в области исследований измененных состояний сознания, накопленный в области теории и практики трансперсональной психологии, служит иллюстрацией к онтогенезу эстетических категорий.

Трансперсональная психология — направление, возникшее в США в конце 60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре. Трансперсональная психология определяет себя как «пятую силу в психологии», восполняющую односторонность предыдущих четырех проектов в психологии: психоанализа, гешатальт-психологии, бихевиоризма и гуманистической психологии.

Основателями этого направления выступили широко известные психологи и психотерапевты. А. Маслоу. С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи и др. В теоретическом отношении проблемное поле этого направления психологии было разработано психологами психоаналитического, гуманистического, трансперсонального направлений, среди которых: У. Джеймс, 3 Фрейд, Н. Фодор, О. Ранк, В. Райх, К. Роджерс, Ф. Капра, А. Маслоу, Ч. Тарт, К. Уилбер, К. Прибрам, Д. Чу, К. Г. Юнг и др.". (75).

Ведущим исследователем трансперсонологом является С. Гроф. Он многое сделал для того, чтобы новая научная парадигма, которая возникает в настоящее время, обрела более четкие формы. Он является одним из известнейших первооткрывателей в области структуры сознания, его картографии, в области пересмотра фундамента современной психологии, психотерапии. С. Гроф многое сделал для того, чтобы пересмотреть заново корни психосоматических и психотических болезней, и заново картировал человеческое сознание и психику.

В данной работе рассматривается эстетический контекст достаточно большой категории измененных состояний сознания, не связанных с органическими психозами, вызванными повреждением центральной нервной системы, головного мозга, нарушением кровообращения и острыми инфекции. Эту категорию измененных состояний сознания Станислав Гроф назвал «холотропные состояния сознания».

Термин «холотропный» означает «движение в сторону целостности», или «ориентация на целостность» (от греч. Holos — «целое» и trepein двигаться в направлении чего-либо"). По аналогии, в ботанике мы встречаем гелиотропизм — способность растения, поворачиваться к свету солнца. В ходе дальнейшего рассмотрения нашей темы значение термина «холотропный» раскроется полностью.

Этот подход в корне отличается от того, который существует сейчас в материалистической наукеон описывает человека как ньютоновский объект, набор клеток, органов, тканей, то, что называется «эго, закапсулированное в коже». Исследования С. Грофа и многих его последователей подтверждают, что в повседневной жизни человек является лишь фрагментом того, чем он является на самом деле. Холотропные состояния сознания позволяют нам повернуть вектор нашего развития в сторону нашей целостности и гармоничности для того, чтобы воссоединиться с тем, чем мы по-настоящему являемся.

Трансперсональная психология уделяет большое внимание особенностям формирования процесса восприятия вообще, и эстетического восприятия, эстетической устремленности индивида, в частности. И в этом смысле предмет эстетики не отличается от такового трансперсональной психологии.

При рассматривании категорий эстетики возникает вопрос об их изначальной природе. Изучая состояния человеческой психики, трансперсональная психология дает возможность увидеть и те протосостояния, те характерные переживания, в которых впервые способны проявиться основные категории эстетики. Таким образом, опыт трансперсональной психологии позволяет детально рассмотреть процесс онтогенеза каждой категории эстетики.

Спектр переживаний в неординарных состояниях сознания чрезвычайно богат, но все эти переживания можно подразделить на три основных типа. Некоторые из них по самой своей природе чисто биографические и относятся к различным травматическим событиям в жизни человека после момента рождения. Вторая группа переживаний связана главным образом с двумя явлениями умиранием и рождением. Эти темы представляются глубоко связанными с действительной травмой биологического рождения. Третий обширный тип переживаний может быть назван трансперсональным, выходящим далеко за пределы ограничений ординарного человеческого существования, они весьма близки тому, что Юнг называл коллективным бессознательным. В особую группу выделяются переживания переходов границ сенсорного барьера — абстрактные и эстетические.

С. Гроф предложил различать четыре основные группы переживаний в холотропных состояниях сознания: абстрактно-эстетические, биографические, перинатальные и трансперсональные. (29). Все эти группы переживаний связаны в той или иной степени с эстетическим контекстом. Опыт холотропных состояний сознания позволяет по-новому взглянуть на природу эстетического, пересмотреть существующие системы эстетических категорий и сформировать универсальные философско-эстетические принципы систематизации.

Традиционная эстетика изучает природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей.

Трансперсональная психология обращается к чувственной сфере более глубокого уровня, что позволяет изучать холотропные протосостояния, то есть изначальные чувства и ощущения, возникающие в процессе доступа к материалу бессознательного.

Таким образом, для наиболее полного описания эстетических особенностей переживаний в измененных состояниях сознания, необходимо решить задачи интеграции двух областей знания: трансперсональной психологии и эстетики. Результатом такого интегративного подхода станет введение понятия «трансперсональная эстетика» или раздел эстетики исследующий заличностные — изначальные формы проявления эстетического, как всеобъемлющего понятия, отражающего то общее, что свойственно эстетическим явлениям.

Для этого рассматриваются следующие проблемы:

— Измененные или холотропные состояния сознания.

— Новая (холистическая) парадигма: философия науки и роль парадигм.

— Картография внутреннего пространства и эстетическая составляющая основных групп измененных состояний сознанияобщие положения.

— Объединение терминологии трансперсональной психологии и эстетики: обоснование создания языка описания эстетических особенностей переживаний в измененных состояниях сознания.

— Введение понятия — трансперсональная эстетика.

— Последовательное применение существующих эстетических категорий к разработанной в трансперсональной психологии картографии состояний сознания.

— Сопоставление системы эстетических категорий и картографии внутреннего пространства, предложенной С. Грофом, а также физиологической и психологической феноменологии переживаний в ИСС, приводящее к созданию системы категорий трансперсональной эстетики.

— Эстетические особенности переживаний в основных группах измененных состояний сознания.

Метод работы.

Основным методом исследования является исследование эстетической феноменологии и философско-эстетический анализ эстетических особенностей переживаний в измененных состояниях сознания.

В данной теме феноменологический подход более уместен, чем метод научного анализа, поскольку сам предмет — измененные состояния сознания, — выходит за рамки линейно-логического рационалистического опыта. (98) Философская теория познания содержит представления о знании: отчуждаемом — неотчуждаемом, рациональном — и иррациональном, а также явном — и неявном. (73). Эти три пары и все возможные комбинации вышеуказанных вариантов описывают все возможные виды знания. Например, знание может быть: отчуждаемым — рациональным — явным (научный анализ), отчуждаемым — иррациональным — неявным (художественный образ) неотчуждаемым — иррациональным — неявным (глубинный опыт самопознания), и так далее. Очевидно, имея дело с измененными состояниями сознания, мы можем лишь установить феноменологические ряды (состояние — эстетическая категория), закономерность последовательности и их соответствия друг другу.

Иррациональное постижение обнаруживает нечто, что находится за пределами разума в данных конкретных исторических условиях, но что, как правило, в дальнейшем становится его содержанием". (127, с. 54) Возможно, дальнейшее развитие как эстетики, так и философского знания в целом, будет базироваться на более глубинном знании человеческой природы, чем это было до сих пор.

В качестве инструмента исследования эстетических особенностей переживаний в ИСС, использованы интегративные психотехнологии трансперсональной психологии. Этот подход к исследованию дает возможность выйти за привычные рамки теоретического анализа эстетических категорий и взглянуть на исследуемую область с иррациональной, чувственной (и часто безоценочной) позиции путешественника в холотропных пространствах — визионера.

В настоящее время каждый человек имеет возможность осознанного путешествия в ИСС к глубинам подсознания. Познать себя, обрести смысл и жизни, переосмыслить старую систему ценностей и создать новую, позволяет трансперсональная психология и современные холистические психотехники или интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ). Это эмпирические техники самоисследования и самотрансформации, использующие работу в измененном (расширенном) состоянии сознания. Они являются системой методов целостного преобразования, представляющей собой синтез древних духовных практик, включая шаманизм, и экзистенциально-трансперсональной психологии. К ИИПТ относятся Ребефинг, разработанный JI. Орром и С. Рэй, Вайвейшн — интерактивный ребефинг Д. Ленорда и ф. Лаута, Свободное дыхание, как модификация ребефинга, развиваемая С. Всехсвятским, В. Козловым и М. Молокановым. Особое место занимают динамические и статические медитации, трансовые танцы, шаманские ритуалы и прочие техники, которые в сочетании с современными методами самоисследования и терапии позволяют сознательно или спонтанно трансформировать невротический или проблемный радикал в процессе самоинтеграции субъекта и интеграции его с миром. Холистические методы самоисследования можно считать промежуточной зоной между психотерапией и интегративной компиляцией психопрактик мировых религиозно — философских учений, зоной постоянных конфликтов и источником новых идей миропонимания.

Эти техники позволяют индуцировать глубокие трансперсональные переживания мистического, трансцендентного характера, способствующие катарсическим процессам, позитивным личностным изменениям, личностному росту и самопознанию. Дыхательные психотехники способствуют важным инсайтам (внелогическим прозрениям) в отношении экзистенциальной проблематики, смысла жизни и обретения состояния гармонии. Они помогают в кардинальной трансформации взглядов на собственное «Я» и окружающий мир, жизнь и смерть, повышению творческой активности, расширению духовного горизонта, гармонизации взаимоотношений человека с окружающим его миром и другими людьми (Grof S., 1976, 1985, 1988; Yensen R., 1985, 1988). Как отмечалось психотерапевтами, глубокие впечатляющие и совершенно уникальные по своей природе переживания в измененных состояниях сознания способны существенно изменить оценку пациентами их прошлого жизненного опыта, трансформировать их систему ценностных и смысложизненных ориентаций, обусловить позитивные личностные и поведенческие изменения.

Работа в измененных состояниях сознания имеет не только психотерапевтическое значение, но и направлена на самопознание, духовный рост и максимальную реализацию потенций. В конечном итоге широкое использование интегративных эмпирических психотехник может привести к созданию новой формации homo spiritus — человек духовный.

Актуальность работы.

С начала 90-х годов интегративные психотехнологии придерживались холономной методологии построения науки, которую понимали как систему научных принципов, теорий, методов, в методологическую основу которых положена голографическая модель Вселенной и человеческого сознания.

Возникновение и формирование новой парадигмы мира, которое мы сейчас наблюдаем в различных гуманитарных и технических направлениях научной и социальной деятельности человечества, обусловлено кризисом парадигмы, именуемой ньютоновско-картезианской. Разделение мира на отдельные части, не связанные между собой, повлекло за собой, с одной стороны развитие производственной и научной деятельности, с другойукрепление системы дуальности, кризис духовности.

Своевременность процессов, направленных на объединение мира в его материальных и духовных проявлениях, иллюстрирует возникновения огромного числа междисциплинарных направлений в науке, соединение различных аспектов в производственной деятельности, актуализация единения мировоззрений в социальных, философских, религиозных областях жизнедеятельности.

Технический прогресс, развитие техногенной среды и всеобщая урбанизация сопровождается созданием материального пространства без учета эстетических идеалов, норм и восприятия. Физическое пространство зачастую организуется с позиций экономической и технической целесообразности.

В настоящее время нарастает поток дисгармоничных влияний на психоэмоциональную сферу человека и факторов, трансформирующих как физиологический гомеостаз, так и состояние психики. Именно сейчас как индивид, так и общество в целом как никогда нуждается в способности осознать ценность прекрасного (совершенного, т. е. эстетического) и найти пути к обретению внутренней целостности, гармонизации внутриличностной и социальной сфер взаимоотношений.

Трансперсональная психология, как интегративная наука, базирующаяся на новой парадигме, поможет разработать новые методы исследования эстетического, для того чтобы посмотреть на эстетические идеалы с позиций глубинного психического восприятия. Возвращение к эстетическим корням позволит пересмотреть отношение к созданию эстетического продукта любого рода с целью организации наиболее комфортного субъективно гармоничного физического пространства для жизни человека.

Трансперсональная эстетика позволит выявлять истинные ценности и выстраивать эстетические ориентиры в творческом пространстве, представляющем собой все возрастающий поток многообразия физических техногенных объектов и форм, отражающих многообразие психоэмоциональных состояний их авторов.

В настоящее время исследования психофизиологии и нейроэндокринологии доказывают, что шкала разнообразия состояний сознания стала намного шире, чем прежде, в связи со специфическими гомеостатическими изменениями работы центров удовлетворенности. В одной из неопубликованных лекций Я. Маршака есть понятие широкой шкалы разнообразных состояний сознания: от высшего позитивного опыта до негативного, вплоть до нежелания жить. Отсюда следует, что в масштабах человечества увеличивается разнообразие человеческих переживаний и состояний. Разнообразие психоэмоциональных факторов вызывают создание новой литературы (Пелевин). Киноискусство наглядно показывает расширение шкалы между однозначно гармоничными и однозначно негативными, разрушающими вплоть до создания бесчисленных неоднозначно оцениваемых ситуаций, взаимоотношений и объектов.

Анализ эстетических переживаний в ИСС поможет выстроить структуру критериев эстетического на промежутке неоднозначно оцениваемой реальности и осознать происходящие процессы техногенной среды, не как поток дисгармонизирующих факторов, но как возможность трансформации творческого процесса в индивидуальных и общественных взаимоотношениях.

Научная новизна работы.

Научной новизной работы является введение понятия «трансперсональная эстетика». Это обусловлено необходимостью интеграции трансперсональной психологии и эстетики с целью изучения протосостояний, связанных с эстетическим контекстом. Трансперсональная эстетика, позволяет описывать основные закономерности заличностного эстетического восприятия явлений объективной реальности и их отражения в измененных состояниях сознания.

Для выявления и систематизация эстетических особенностей переживаний в измененных состояниях сознания рассматриваются абстрактно-эстетические, психодинамические (биографические), перинатальные и трансперсональные переживания, возникающие в ИСС.

Эстетические чувства, возникающие в измененных (или холотропных) состояниях сознания, это эмоциональные состояния, возникающее в процессе эстетического восприятия из измененных состояний сознания процессов во внутреннем мире человека, явлений действительности или произведений искусства. Они представляют собой специфические переживания, вызываемые этим восприятием, и выступают как чувства прекрасного или возвышенного, трагического или комического.

В случае описания эстетической составляющей переживаний в ИСС, необходимо чтобы язык описания вызывал у человека, не имеющего трансперсонального опыта, не только логическое понимание, но и максимально возможную гамму переживаний в контексте описываемого опыта. Это возможно при глубокой метафоричности языка, использующего вероятностные представления.

В данной работе решается задача обоснования создания специального языка трансперсональной эстетики, который максимально точно может описать весь спектр эстетических особенностей переживаний в измененных состояниях сознания. Язык описания базируется на принципах интеграции языка трансперсональной психологии и эстетики, а также дает возможность рассматривать объект исследования с рациональной описательной и чувственной стороны, тем самым, расширяя диапазон восприятия контекста исследования.

До сих пор эстетика не включала в себя рассмотрение физиологического и психологического аспекта влияния глубинных бессознательных процессов на возникновение эстетического. В данной работе последовательно рассматривается 1) влияние физиологии на процессы формирования бессознательного, 2) влияние бессознательного на структуру личности 3) сочетание сознательного и бессознательного влияния на эстетический аспект личности и социума (при этом социальный аспект эстетического является следствием статистической совокупности личностных (индивидуальных) особенностей понимания эстетического). В работе впервые научно прослеживается связь между перинатальной физиологией, структурой личности и происхождением эстетического.

Момент новизны виден и в том, что обобщенный опыт в области исследований измененных состояний сознания, накопленный в теории и практике трансперсональной психологии, служит иллюстрацией к онтогенезу эстетических категорий.

Практическая значимость работы.

Холистическое представление об эстетических особенностях переживаний в ИСС поможет полнее исследовать систему: объектэстетическое — субъект. Результаты исследования данной темы могут использоваться во всех областях эстетической и художественной деятельности, в эргономике и дизайне, в медицине и психологии.

Исследование эстетического контекста трансперсонального опыта позволяет пересмотреть эстетические нормы, как общепринятые принципы эстетической деятельности, творчества и восприятия.

Эстетические нормы связаны, во-первых, с высшими стремлениями и целями, с представлением о должном, об идеале-образце. Во-вторых, Э. н. -границы допустимого, некий предел, выход за который грозит разрушением эстетическому предмету и восприятию, а также необходимые стереотипы, без которых немыслима любая форма деятельности, в том числе эстетическая". (81, с. 104).

Трансперсональная эстетика раскрывает истинность эстетических норм: формирование идеалов-образцов и стереотипов эстетической деятельности с позиции восприятия эстетического объекта в холотропном состоянии сознания на уровне индивидуального и коллективного бессознательного.

Эстетические нормы вырабатываются в процессе эстетической деятельности и развития культуры, становясь социально детерминированной и внутренне мотивированной потребностью эстетического творчества и восприятия, но не всегда воплощаясь в каждом их конкретном акте. Они фиксируются на логико-интеллектуальном уровне в эстетических трактатах и поэтиках, и художественной критике и в манифестах школ, отдельных деятелей искусства, а также в системе художественного обучения. Такое теоретическое осознание и учебно-прикладное применение эстетических норм может отставать от реальных эстетических потребностей общества и развития культуры, а может и опережать их, тормозить или стимулировать. Таким образом, имеет существенное значение проблема истинности норм, их обоснования и роли в развитии эстетической культуры.

Практическое применение результатов выявления и систематизации эстетических особенностей переживаний в ИСС возможно в психологической реабилитации наркозависимых. Это касается, в основном, лиц использующих психоактивные вещества, не вызывающие физическую зависимость, действие которых связано с опытом эстетических переживаний. К таким веществам относятся: кетамин, LSD, псилоцибин, MDA и т. д.

Зависимость от психоактивных веществ, так же, как и другие формы зависимости, могут быть во многих случаях формами духовного кризиса. Зависимость отличается от других форм духовного кризиса тем, что духовное измерение здесь часто скрыто за очевидной деструктивной и самодеструктивной природой этого расстройства. В драмах духовного кризиса люди сталкиваются с проблемами, вызванными духовными или мистическими состояниями ума. В противоположность этому, в случае зависимости многие трудности возникают из-за поиска более глубоких измерений внутри себя, которые не могут проявиться наружу.

Издавна у людей существует интерес к тому, что больше, чем личность человека. Тяга к заличностному, трансцендентному побуждала человека обращаться к шаманизму, религии, духовным практикам, в конце концов, — к алкоголю, наркотикам. Неугасающее любопытство к тому, что непознаваемо, живет в каждом человеке. Попытка получить ответ на значимый для конкретного человека вопрос не всегда венчается успехом. Очень много и вовсе неразрешимого. Наркомания, зачастую, — это поиск ответов на вопросы этой реальности путем перехода в реальность иного порядка. А возможно, и бегство от действительности, поиск свободы в измененном состоянии сознания. Проблема здесь кроется в том, насколько это измененное состояние полезно человеку. Оно созидательно или деструктивно? Деструктивно, если путь в такое состояние лежит через ворота наркотического дурмана, но созидательно, когда человек сознательно руководит своим «путешествием». В таком случае помощниками выступают интенсивные интегративные психотехнологии, методы трансперсональной психологии включая трансовые, медитативные и шаманские практики". (46, с.50).

В случае психологической зависимости от психоделиков переход в трансцендентную реальность мотивируется потребностью в эстетических переживаниях, духовных прозрениях и необычных состояниях. Эта потребность возникает тогда, когда обыденное физическое, информационное и аудио-визуальное пространство, в котором живет человек, не способно вызвать в нем переживания гармонии с окружающим.

Исследование эстетических потребностей, которые удовлетворяются опытом нахождения в ИСС, позволит создавать эстетически оптимальную среду обитания человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

При составлении феноменологии переживаний в ИСС, соответствующей основным эстетическим категориям, описанным в схеме Яковлева, с необходимостью рассматриваются физиологические и психологические аспекты возникновения эстетических категорий.

В работе описываются механизмы возникновения объективных эстетических категорий (прекрасное, трагическое и комическое) и выявляются в ИСС протосостояния чувственного опыта, который описывается на языке эстетики.

При рассматривании эстетических категорий возникает вопрос об их первоначальной природе. В какой момент возникают протосостояния человеческой психики, которые будут впоследствии описаны в качестве категории эстетики вообще и отдельных эстетических категорий в частности? Трансперсональная психология позволяет последовательно отследить процесс онтогенеза Э.К., и поэтапно описать его с использованием объединенного языка эстетики и трансперсональной психологии, который отличается следующими особенностями:

• использование метафоры;

• последовательное применение существующих эстетических категорий к разработанной в трансперсональной психологии картографии состояний сознания;

• введение в эстетику некоторых терминов трансперсональной психологии.

Сопоставление основных эстетических категорий с картографией внутреннего пространства психики, предложенной Грофом и феноменология переживаний в ИСС приводит к созданию картографии категорий трансперсональной эстетики.

Введение

понятия трансперсоналъная эстетика и разработанная система категорий трансперсональной эстетики, включающая в себя классическую систему эстетических категорий, является выраженным обобщенным результатом подобного описания.

Обобщенный опыт в области исследований измененных состояний сознания, накопленный в области теории и практики трансперсональной психологии, служит иллюстрацией к онтогенезу эстетических категорий.

Обобщенный опыт исследований ИСС показывает, что не существует четких границ между различными типами переживанийхолотропный модус сознания нельзя разделить на отдельные компоненты. Поэтому разделение холотропных состояний на группы (абстрактно-эстетические, биографические, перинатальные, трансперсональные) является в большой степени условным. В момент наибольшей актуализации определенное переживание может быть описано как, например, специфически перинатальное или биографическое, но, во-первых, четкой границы между различными типами переживаний, как правило, не обнаруживается, они плавно переходят друг в другаво-вторых, переживания в ИСС часто носят многоуровневый характернапример, перинатальные переживания одновременно имеют транспероснальную окраску, сопровождаясь биографическими воспоминаниями, и синестетическими эффектамив-третьих, не существует строгой закономерности в последовательности переживаний, ее невозможно прогнозировать. Например, если начало переживаний обычно связано с явлениями «простой синестезии», то затем возможен «прыжок сознания» в изначальную точку «сложной синестезии» -«видение белого света», которая является наиболее глубоким из всех известных трансперсональных переживаний. Далее, когда индивид, не будучи готовым к длительному пребыванию в подобном состоянии, «западает» в более поверхностных перинатальных или биографических переживаниях, они одновременно продолжают сохранять «синестезииную окраску», и т. п.

В ИСС в каждый момент возможны любые переходы из одного типа переживаний в другой. При этом поток переживаний является некоей целостностью, которую невозможно описать дискретным языком в виде строгой последовательности или четкой схемы.

Отсюда следует, что часть системы категорий транспероснальной эстетики, описывающая холотропный модус сознания и выделяющий разные типы переживаний, носит условный характер. Эта система лишь помогает нам разобраться в происходящем, она может применяться для интеграции холотропного опыта в хилотропный модус сознанияно она отнюдь не является достоверным описанием реальности холотропного опыта.

На этой стадии изучения эстетических переживаний холотропного опыта мы можем говорить не о системе, а, скорее, а мандоле картографии и категорий трансперсональной эстетики, выражающую новую ступень их понимания как интегрированных в целостность.

Мандала формально является «рисунком в круге». Круг есть древнейший философский символ целостности.

Мандала — это индуистский термин для обозначения круга. Это вид янтры (инструмент, способ, символ) в форме ритуальной геометрической диаграммы, иногда соответствующей особому пророческому свойству, которой дается визуальное выражение. Мандала представляет собой синтез традиционной структуры и свободной интерпретации. Ее основными составляющими являются геометрические фигуры, уравновешенные и концентрические.

Мандала есть отраженный образ психического состояния ее творца и выражение изменения, внесенного психическим содержанием в традиционную идею мандалы.

Мандала выполняет функцию помощи человеку в его попытках перегруппировать все, что рассеяно вокруг одной оси — юнговской самости. Она исключает беспорядок и все относительные символы, так как по своей природе должна преодолевать беспорядок.

Мандала — это визуальное пластическое выражение борьбы за достижение порядка даже внутри различия и стремления к воссоединению с первоначальным непространственным и вневременным «центром», как он мыслится во всех символических традициях". (48., с.306).

Взяв свое начало из мистического стремления к высшему объединению (целостности), некоторые предполагаемые мандалы являются результатом простого — эстетического или утилитарного, — требования порядка.

Вспоминая описание процесса интеграции, как процесса получения целого из целых, мы приобретаем новое видение мандалы картографии и категорий трансперсональной эстетики.

Графически ее можно изобразить (опять же, условно), следующим образом: см. схему 2. Структура категорий трансперсональной эстетики, соответствующая картографии мандалы, подробно описана в таблице 1.

Комментарии: описание элементов мандалы.

Абсолютное удовлетворение эстетической потребности человека, как «потребности в оптимальной и гармонической деятельности всех его уровней и систем» (81, с. 117) в совершенстве, гармонии и наслаждении, достигается индивидом в переживании холотропной сложной синестезии «видения белого света». Возможность человеческой психики испытывать данное переживание, по-видимому, является принципиальным источником самого существования эстетической потребности человека. Данное переживание является организующим центром мандалы трансперсональной эстетики.

Три модальности хилотропного модуса сознания: телесное ощущение, чувство и мысли. В мандале эти модальности символически представлены в виде вершин треугольника, вписанного в круг, символизирующий поток бытия.

Высшая градация переживания сложной синестезии «белого света» -прозрение, не сопровождается, в отличие от «видения», утерей ориентации в окружающем пространстве. Таким образом, этот уникальный тип переживания представляет собой форму интеграции хилотропного и холотропного модусов сознания, которая на мандале символически изображена в виде «коридора» между ними. Г. Хант (114) пишет о синестезии- «экстериоризации семантических процессов, вовлеченных во всякий символизм и в норме подчиненных прагматически организованному интеллекту и маскируемых последним». В работе С. Хоружего говорится: «И кто имеет озарение, тот выше имеющего ощущение» (115, с. 167) Три модальности хилотропного модуса сознания: телесное ощущение, чувство и мысли символически представлены в виде вершин треугольника, вписанного во внешний круг, символизирующий поток бытия. Сенсорный барьер и относящиеся к нему абстрактно-эстетические переживания представлены в виде кольца, отделяющие внешний треугольник хилотропного модуса сознания от внутреннего круга холотропного модуса. В мандале также представлены основные типы переживаний в виде пересекающихся окружностей (биографические, трансперсональные, перинатальные) и соответствующие им эстетические категории, вписанные в круг холотропного модуса сознания. Зона пересечения окружностей трех типов переживаний перекрывается центральной окружностью — сложной синетезией «белого света».

Анализ литературы по трансперсональной психологии, с одной стороны, и по эстетике, с другой стороны, убедительно показывает наличие логических и смысловых параллелей в описании состояний сознания и соответствующих им эстетических категорий. Разработанная в данном исследовании феноменология особенностей эстетических переживаний в.

ИСС и система категорий трансперсональной эстетики:

— могут стать эстетико-психологической базой для специалистов, практикующих в области искусствоведения, дизайна, наркологии (в редком случае псходелической зависимости), психиатрии, психотерапии;

— дают возможность прогнозировать воздействие на бессознательное человека: конкретного произведения искусства, архитектурной формы или аудиовизуального оформления пространства;

— позволяют разобраться, как глубинные бессознательные процессы и переживания в ИСС влияют на процесс творчества, рождение художественных образов, сюжетов и законченных форм произведений искусства.

Схема 2.

МАНДАЛА КАРТОГРАФИИ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ.

Сложная синестезия «переживание белого света». Переживание Нуминозного. Слияние субъекта и объекта восприятия. Растворение Это «Тотальное"вос приятие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JT. Г. Сюрреализм. М., Изд-во «Высшая школа», 1972
  2. А. Г. Психология личности, М., 1990 .
  3. Р. Психосинтез. М. «REFL book», 1994.
  4. Ф.В. К современному пониманию психологической травмы общих принципов ее психотерапии / Руководство по психотерапии. М., 1974.
  5. Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии / Вопросы психологии, 1971., N 4.
  6. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / пер. с англ., Л., 1992 .
  7. И.А. О природе трансперсонального опыта / Вопросы философии, 1994, N 2.
  8. Н.П., Вартанян И. Л. Механизмы деятельности мозга человека, Л., 1988.
  9. Н.П. Здоровый и больной мозг человека, Л., 1988.
  10. Ю.Блонский П. П. Память и мышление / Избранные педагогические ипсихологические сочинения, М., 1979, Т.2.
  11. Богослов Симеон Новый, Преп. М., Слова. 1892.
  12. М.И., «Размышление о наркомании», М., 1990 .
  13. Вагнер Рихард. Избранные работы. М., Искусство, 1978
  14. В. Фантазии об искусстве. М., Искусство, 1977.
  15. Валери Поль. Об искусстве: Сборник. М., Искусство, 1993.
  16. Ф.Е., Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Вестник Московского университета, 1984.
  17. Виртуальные реальности. Сборник. Изд-во Центра виртуалистики Института человека РАН, 1998.
  18. С. Апология Свободному Дыханию / Свободное Дыхание.
  19. Еще один шаг / Ред. В. В. Козлов.- М.-Ярославль, 1992 .
  20. Л. С. Психология искусства. М., Искусство, 1986.
  21. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. М., Искусство, 1991
  22. О.Г., Малкин В. Б., ГораЕ.П. Физиология человека. 1981, Т. 7, N 1.
  23. П.П. Трагедия эстетизма. М., Искусство, 1970.
  24. П. Творческое сновидение. М., Изд-во ТПИ, 1996.
  25. Ш. М. Беседы об эстетике. М., Знание, 1992.
  26. Д. Многообразие медитативного опыта. Киев, «София», 1993.
  27. Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. М., 1978.
  28. Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980.
  29. К. Жажда целостности наркомания и духовный путь. М., Изд-во ТПИ, 1999.
  30. С. За пределами мозга. М., Изд-во ТПИ, 1993.
  31. С. Космическая игра. М., Изд-во ТПИ, 1997 .
  32. С. Приключения в самосознании. М., ИНИОН, 1991.
  33. С., и К. Гроф, Неистовый поиск себя. М., Изд-во ТПИ, 1996
  34. С., Области человеческого бессознательного, М., Изд-во ТПИ, 1995.
  35. С., Путешествие в поисках себя. М., 1995.
  36. С., Холотропное сознание. М., Изд-во ТПИ, 1996.
  37. С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., Изд-во ТПИ, 1996.
  38. Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М., Мол. гвардия, 1982 .
  39. Р. Сновидения и фантазии. Ваклер, REFL-book, 1996.
  40. М. Растительные галлюциногены. М., КСП, 1997.
  41. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., Искусство, 1981.
  42. Испанская эстетика. Сборник (Сост. Штейн А.). М., Искусство, 1977.
  43. Кабат-зин Д. Куда бы ты ни шел ты уже там. М., «Класс», 1999.
  44. И., Сочинения т. 5. М. «Мысль». 1963−1966.
  45. Ф. Дао физики. 1975.
  46. Ю. Основы медитации. Санкт-Петербург, 1991.
  47. Г. Зингерман И. Глубинные причины наркомании. Проблемы психологии и эргономики. Ярославль, «Губернская медицина», 1999. -Вып.З
  48. Д. Герой с тысячью лицами. Киев, «София», 1997.
  49. Керлот Хуан Эдуардо. Словарь символов. М., «REFL-book», 1994.
  50. В. Анализ феноменов расширенных состояний сознания / Этюды о новой психотерапии./ Под ред. Козлова В. В. Мн. 1995 .
  51. В. Методологические аспекты трансформационной работы. Ребенок и пространство, сборник статей. М., 1996 .
  52. В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий / В. Козлов- Междунар. акад. психолог, наук, — Мн., 1995.
  53. В. Интенсивные интегративные психотехнологии в социальной работе // Психотехнологии в социальной работе/ Сб. по материалам Костромской конференции. Ред. Козлов В. В. Кострома, 1996.
  54. В. К определению понятия «интеграция». / Из Хаоса в Космос. / Ред. Козлов В. М., 1995.
  55. В. Сказочное путешествие в сад Эдема. Этюды о новой психотерапии, сборник статей. Минск, 1995
  56. В., Бубеев Ю. Измененные состояния сознания: психология и физиология. М., 1997.
  57. В., Бубеев Ю. Измененные состояния сознания. 1998.
  58. В., Майков В. Основы Трансперсональной психологии. М., Изд-во ТПИ, 2000.
  59. В. Психология и феноменология расширенных состояний сознания. М., 1994.
  60. В. Дао трансформации. М., МАПН, 1998.
  61. В. Практика Свободного Дыхания. Ярославль, 1992.
  62. В. Чарующее пространство внутренней целостности. Методическое пособие. Ярославль, 1996.
  63. .Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб, Питер Ком, 1998 .
  64. Г. В начале было слово. Катехизис для просвещаемых. М., 1999.
  65. С. Сновидения и творческий подход. Изд-во ТПИ, 1997.
  66. В. Объективное и субъективное. М., 1976.
  67. С., Рейнголд X. Исследование мира осознанных сновидений. М., 1995.
  68. . Наркомания и наркоманы. М. 1991.
  69. X. Кататимное переживание образов. М., 1996 .
  70. А. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.
  71. Т. Психоделический опыт. Львов, «Инициатива», 1998.
  72. А. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: В 2-х кн. Кн. 2. М., Искусство, 1994.
  73. В. Память как хронотопическая основа личностной самоорганизации. Вестник Московского университета, 1991.
  74. В. В., Матрица тайны: психотопология второго рождения. Проблемы психологии и эргономики, Тверь-Ярославль, 1999
  75. В., Козлов В. Ахиллесова пята психологии. Проблемы психологии и эргономики, Тверь-Ярославль, № 1, 1999.
  76. К., Майков В. Школы современной трансперсональной психологии. Проблемы психологии и эргономики. Тверь, Изд-во «Губернская медицина», 1999 Вып.З.
  77. Т. Истые галлюцинации. М., Изд-во ТПИ, 1996.
  78. Т. Пища богов. М., Изд-во ТПИ, 1995.
  79. А. Дао шамана. Киев, «София», 1996 .f
  80. Ян. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1. Искусство, 1994.
  81. В., Дрогалина Ж. Реальность нереального. М., «Мир идей», 1995.
  82. М. Краткий словарь по эстетике. М., «Просвещение», 1983.82.0ден М. Возрожденные роды. М., АКВА, 1994.83,Ошо. Медитация, искусство экстаза. М., 1993 .
  83. В. Язык и логическая теория: в поисках новой парадигмы. I «Вопросы языкознания, 1988, N 2.
  84. . Спонтанность сознания в творческом процессе.
  85. . М., МГУ, 1996.
  86. .В. Художник: его бытие в спонтанном сознании. М., Ин-тчеловека РАН, 1997.1 87.Плотин. Эннеады 1. 6, 9- цит. по: Лосев. А. Ф. История античной эстетики.
  87. Поздний эллинизм. М., 1980.
  88. Поль Валери. Об искусстве. М., Искусство, 1993.
  89. Психологические аспекты буддизма./ Отв. ред. Абаев Н.В.
  90. Новосибирск, Наука, 1991. щ 90. Психологический словарь, /под ред. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1997.
  91. Психологический словарь. М., Педагогика Пресс, 1996.
  92. Пути за пределы Эго» под ред. Р. Уолша и Ф.Воон. М., Изд-во ТПИ, 1996. 93.Ранк. О. Миф о рождении героя. М., 1997.
  93. С. Танатология (учение о смерти). Санкт-Петербург, Восточно
  94. Европейский Институт Психоанализа, 1994. I 95. Сандомирский М. Интеграция миф или реальность. Свободное дыханиев первые пять лет, сборник статей. М., 1994.
  95. Симеотика и искусствометрия. Сборник (сост. Фридман В.) М., Мир, I 1972.
  96. В. Самосознание личности. М., МГУ, 1983.
  97. Ч. Системный подход к сознанию / Пути за пределы «эго». Под ред. Р. Уолша и Ф. Воон. М. Изд-во ТПИ, 1996.
  98. К. Практический семинар по холотропному дыханию. Руководство для подготовленных ведущих. М., 1992.
  99. Теории личности. /Хьелл JI., Зиглер Д. Санкт-Петербург, Питер Пресс, 1997.
  100. Теория метафоры. Сост. Арутюнова. М., Прогресс. 1990.
  101. Тибетская Книга мертвых. М., «Подиум», 1992.
  102. Тибетский буддизм: теория и практика. Сборник. М., 1996.
  103. К. Никаких границ. М., Изд-во ТПИ, 1998.
  104. А. Книга о табу на знание того, кто ты есть. Киев, «София», 1995.
  105. А. Путь дзен. М., Изд-во ТПИ, 1996.
  106. В.А. Биологически обусловленные бессознательные мотивации в структуре личности. Бессознательное, сборник статей т.1 Новочеркасск, 1994.
  107. Е. Мистический космос. М., Изд-во ТПИ, 1999.
  108. В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990.
  109. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., Наука, 1991.
  110. Фрейд 3. Толкование сновидений. Киев, Здоровье, 1991.
  111. Э. Психоанализ и религия / Сумерки богов. М., Политиздат, 1990.
  112. Хаббард Л. Рон Дианетика-современная наука душевного здоровья. М., 1993.
  113. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Сост. Баскаков В. М., 1992.
  114. Л. Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, 1997.
  115. Цицерон. Эстетика: трактаты, речи, письма. М., Искусство, 1994.
  116. М. Семь путешествий в структуру сознания.М., ТОО «ТП» Институт развития личности, 1998.
  117. Ю. Китайская классическая «Книга Перемен». Санкт-Петербург, Изд-во «Алетейя», 1992.
  118. Эстетика немецких романистов: Сборник. М., Искусство, 1986.
  119. Юнг К., Нойманн Э., Фрейд 3. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. К. Ваклер М., REFL-book, 1996.
  120. Юнг К. Подход к бессознательному / К. Г. Юнг. Архетип и символ. М., Ренессанс, 1991.
  121. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
  122. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., «Универс», 1993.
  123. Е. Эстетическое как совершенное. М., ВИНИТИ, 1995.
  124. Е.Г. Художник: личность и творчество. М., «Высшая школа», 1991.
  125. Eliot. Japanese Buddhism N.Y., Newsletter of the Association for Transpersonal Psychology, 1969
  126. Harry T. Hant, A Cognitive Psychology of Mystical & Altered State Experience Perceptual & Motor Skills, Monograph Suppelment 1984
  127. Kellogg: Mandala: the Path of Beauty. Baltimore: Mandala Assessment & Research Institute, 1978
  128. Leibnitz. Monadoloigy, 1951.
  129. Rank O. The Trauma of Birth. N.Y.Rapaport M., 1929. L
Заполнить форму текущей работой