Эстетическая теория русского модерна
Диссертация
Определяя степень разработанности темы, следует отметить, что корпус теоретических источников, литературы, посвященной модерну, чрезвычайно объемен. Можно утверждать, что на протяжении столетия модерн прочно вошел в научный дискурс. Его рассматривают как стиль художественного мышления и практики, как особую эпоху в евро-американской и русской культуре, как мировоззренческую тенденцию… Читать ещё >
Содержание
- Введение.2 с
- 1. Формирование эстетической теории модерна в России
- 1. 1. Терминология и типология подходов к определению модерна
- 1. 2. Истоки русского модерна
- 1. 3. Идеи русской и европейской философии в эстетической теории модерна
- 2. Эстетическая программа модерна
- 2. 1. Природа, культура и цивилизация в эстетической концепции модерна
- 2. 2. Идея синтеза в модерне
- 2. 3. Жизнестроительный пафос модерна
Список литературы
- Абашев В.В. Танец как универсалия культуры «Серебряного века». //Время Дягилева. Универсалии «Серебряного века». Пермь: Арабеск, 1993. — С. 7−19.
- Алпатов М.В. «Югендстиль» в России. //Этюды по всеобщей истории искусств. -М.: Советский художник, 1979. С. 218−225.
- Апышков В. П. Рациональное в новейшей архитектуре. СПб.: Т-во худож. печати, 1905. — 65с.
- Асафьев Б.В. Русская музыка 19 начала 20 века. — JL: Музыка, 1979.- 341 с.
- Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. Д.: Музыка, 1977. — 279 с.
- Асафьев Б.В. Критические статьи и рецензии. JL: Музыка, 1967. — 300 с.
- Асафьев Б.В. Сергей Прокофьев. JL: Тритон, 1927. — 38 с.
- Асафьев Б.В. Избранные труды. М.: Акад. наук, 1957. — Т. 5 — 388 с.
- Асафьев Б.В. Русская музыка на рубеже 19−20 веков. М.: Музыка, 1989. -134 с. Ю. Асафьев Б. В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. — Л.: Музыка, 1974.296 с.
- П.Бабурина Н. И. Русский плакат вторая половина 19 — начало 20 века. — JL: худ. РФСР, 1988.-138 с.
- Бабичева Ю. В Эволюция жанров русской драмы 19 начала 20 века. — Вологда, 1982, — 127с.
- И.Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. Париж.: La Presse Libre, -1983. — Т.2 -395 с.
- Баумгартен Е. Современное искусство. //Зодчий, 1903. С. 211−212.
- Бахрушин Ю. А. История русского балета. М.: Просвещение, 1977. — 287с.
- Белза И Ф. Александр Николаевич Скрябин. М.: Музыка, 1983. — 176 с.
- Белза И. Ф. О музыкантах 20 века. М.: Советский композитор, 1979. — 295 с.
- Белый, А На рубеже двух столетий. М.: Худож. лит., 1989. — 542 с.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. — 525 с. 21 .Белый А. Начало века. М.: Худож. лит., 1990. — 687 с.
- Белый А. Луг зеленый. Книга статей. М.: Альциона, 1910. 247 с.
- Белый А. Священные цвета. //Символизм как миропонимание М. Республика, 1994.-525 с.
- Бенуа А. Н. История русской живописи в IX веке. М. Республика, 1995.446 с.
- Бенуа А. Н. Возникновение «Мира искусства». М.: Искусство, 1998. — 69 с.
- Бенуа А. Н. Воспоминания о балете. Русские записи. М.: Наука, 1990. — 39с.
- Бенуа А. Н. Мои воспоминания. М.: Наука, 1993. — Т. 2. — 746 с.
- Бенуа А. Н. Бенуа размышляет. ~М.: Сов. Художник, 1968.-740 с.
- Бенуа А. Н. О новом стиле. //Речь, 1917. № 45- 2с.
- Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607с.31 .Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства. М.: Искусство, 1994. — Т. 1−542с., Т. 2−509с.
- Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Наука, 1991. 280 с.
- Бердяев Н. А. Кризис искусства. М.: СП Интерпринт, 1990.-48 с.
- Бернандт Гр. А. Бенуа и музыка. М.: Советский композитор, 1969. — 229 с.
- Березкина В. И Без границ. //Взаимодействие русского и мирового театра. 20 века. Спб.- Дмитрий Буланин, 1991. — 67 с.
- ЗбБоганова Т. Национально-русские традиции в музыке С. С. Прокофьева. М.: Советский композитор, 1961. — 163 с.
- Борисова Е.А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М.: Советский композитор, 1990.-359 с.
- Борисоглебский М.В. Материалы по истории русского балета. Л.: Ленинградское гос. хореогр. уч, 1939. — Т. 2. — 380 с.
- Боровский В Е. Московская опера С И. Зимина. М.: Советский композитор 1977 -176 с
- Быков А. Легенда нового времени (Заметки о «Поэме экстаза») // Советская музыка, 1967. № 2.-С. 15−20.
- Ванслов В.В. Синтез искусства в оперном театре. //Автореф. дис. канд. М., 1964. -28 с.
- Ванслов В.В. Балет в ряду других искусств. Музыка и хореография современного балета. Л.: Музыка, 1977. — 123 с.
- Ванслов В.В. Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета. Л: т1. Музыка, 1980.-191 с.
- Варунц В. П. Публицистика И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева как проблема источниковедения и музыковедения. //Автореф. дис. канд. М., 1994. — 29 с.
- Василенко С. Балеты Прокофьева. М.: Музыка, 1965. — 76 с.
- Васнецов А. М. Как я сделался художником и как и что работал. /Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения. М.: Наука, 1957. — 116 с.
- Васнецов Виктор Михайлович: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. /Сост. Н. А. Ярославцева. М.: Искусство, 1987. -496 с.
- Васина-Гроссман В. А. К. Лядов М.: Музгиз, 1945. — 47с.51 .Вершинина И. Я. Ранние балеты Стравинского. М.: Наука, 1967. — 223 с.
- Взаимосвязь искусства в художественном развитии России второй половины 18 -начала 20 века. Идейные принципы /отв. ред. Г. Ю. Стернин. М.: Наука, 1982. -352 с
- Власов В.Г. Стили в искусстве. СПб.: Кольна, 1995. — Т. 1. — 631 с.
- Власова Р. Н Русское театрально-декорационное искусство начала 20 века. Л.:
- Художник, 1984. 188 с. 55. В поисках Дягилева. СПб.: Спб. гос. академия культуры, 1997. -104с. 56Володихин И. Задачи архитектурной эстетики. //Архитектурный музей. 1902. № 1.С. 3−6.
- Вопросы музыкального стиля. /Под ред. Арановского. Л.: ГТИТТМИК, 1978. -176 с.
- Врубель М. Переписка. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1976. — 380 с.
- Гайденко П. П. Вл. Соловьев и философия Серебреного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001.-468 с.
- Гавденко П.П. Трагедия эстетизма. М.: Искусство, 1970. 142с.
- Галеев Б. Скрябин и развитие видимой музыки. //Музыка и современность, 1969. № 6.-С. 14−17.63 .Герасимов Ю. К. Русская театральная мысль конца 19 начала 20 века. /Автореф. дис. докт. — Л., 1977. — 37 с.
- Гозенпуд А.А. Русский оперный театр между двух революций 1905−1917 года. -Л.: Музыка, 1975.-368 с.
- Гозенпуд А.А. Русский оперный театр на рубеже 19−20 веков и Ф.И. Шаляпш (1890−1904). -М.: Музыка, 1974.-264 с.
- Гозенпуд А.А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества. М.: Музыка, 1976.-120 с.
- Головин А. Я Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. Л.: Искусство, 1960. — 123 с.
- Грабарь И. Письма 1891 -1917. М.: Наука, 1974. — 469с.
- Григорьев С.Л. Балеты Дягилева. М.: APT, 1993. — 383 с. 73 .Григорьева Г. Русский фольклор в сочинениях Стравинского //Музыка и современность, 1969. № 6. С. 8−12.
- Григар М. К определению стиля модерн в русской и чешской поэзии. //Russian1.terature. 19 в. 1980, С. 20−34.
- Гройс Б. По обе стороны «Черного квадрата» //Вопросы философии, 1993. № 5. С. 16−23.
- Грубер Р.И. Всемирная история музыки. М.: Музыка, 1965. — 484 с.
- Гусарова А. «Мир искусства». J1.: Художник, 1972. — 99 с.
- Гусарова А. Дизайнер эпохи модерн. // Родина, 1999. С. 15−17.
- Гусарова А. Некоторые вопросы истории и развития раннего «Мира искусств» //Вопросы русского и советского искусства. М. 1973, — Вып. 11. — С. 12−15
- Давыдова М.В. Художник в театре начала 20 века. М.: Наука, 1999. — 150 с. 81Данилевич J1. Книга о советской музыке. — М.: Советский композитор, 1968.360 с.
- Данилевич Л. Спустя полвека (о Скрябине). //Советская музыка. 1965. № 4. — С. 9−18.
- Данилевич JI. Скрябин и его время. //Советская музыка. -1940. № 4. С. 12−14.
- Данько Л. Оперы Прокофьева. Л.: Музгиз, 1963. — 64 с.
- Дернова В. Гармония Скрябина. Л.: Музыка, 1968. — 124 с.
- Дмитриев А. Современное декоративное искусство. //Зодчий. 1903. № 39. С. 450−465.
- Дмитриев В. Противоречия «Мира искусства». //Аполлон, 1915. № 10- С. 11−21
- Добужинский М. В. Воспоминания. М.: Наука, 1976. — 477с.
- Друскин М. Игорь Стравинский. Л • Советский композитор, 1979. — 230 с. 93. Дягилев С. П. Современное искусство // Мир искусства, 1903. № 3. — С. 56−57.
- Дягилев и художественная культура 19−20 века: Материалы научной конференции. Пермь Звезда, 1997. 37 с.
- Дягилев и европейский модернизм // Театральная жизнь Петербурга в контексте европейской культуры 19−20 веков: Тезисы докладов конференции. СПб., 1996. -С. 34−35.
- Дягилев С. П. Альбом- каталог /Гл. ред. Голынец С. В. Екатеринбург: Академкнига, 1999. — 165 с.
- Дягилев и русское искусство: Ст., откр., письма, интервью, переписка: Современники о Дягилеве: в 2 т./Сост., авт. вст. статьи и комментарии И. С. Зильбернштейн, В. А. Самков. М.: Изобразительное искусство, Т. 1 — 1982. -493с., Т.2−1982.-574с.
- Дягилев С. П. О русских музеях. Спб. тип. акц. общ. Е. Евдокимов, 1901. — 46с.
- Дягилев С. П. В час итогов. // Весы 1905, № 4. С .45−46.
- Дягилев С. П. Сложные вопросы. //Мир Искусства, 1899. № 1−2 Т.1 С. 4−76
- Дягилев С. П. Выставка в Гельсингфорсе. «Мир искусства», 1898/99, № 1−2. Художественная хроника, — С. 4.
- Ю2.Едошина И. А. Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы
- Автореф. докг. М., 2002. 46 с. ЮЗ. Евреинов Н. Н. Театральные инвенции. — М.: Время, 1922. — 14с.
- Евреинов Н. Н. Театр для себя. П.: Бутковской Н. И., 1914 234с.
- Еще раз по поводу новых веяний в архитектуре. //Неделя строителя. 1899. № 45. С. 320.
- Ю6.Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989. -176 с.
- Жадова Л. Поиски художественного синтеза на рубеже столетий. //Декоративное искусство СССР 1976. № 8. — С 3842.
- Житомирский Д. В. К изучению западноевропейской музыки 20 века. //Современное западное искусство: Спб. М.: Искусство, 1975. — 266 с.
- Ю9.Житомирский Д В. Скрябин //Музыка 20 века. М.: Искусство, 1987. — Т. 2. — С. 68−99
- Ю.Житомирский Д. В. Русские композиторы 19−20 века. М.: Сов. композитор, 1960.-75 с. 111 .Житомирский Д. В. Избранные статьи. М.: Сов. композитор, 1981. — 390 с. 112.3апорожец Н. А. К. Лядов. Жизнь и творчество. — М.: Музгиз, 1954. — 215 с.
- Из истории русского искусства вторая половины 19 начала 20 века. — М: Искусство, 1978.-480 с.
- Из истории музьпси 20 века. М.: Музыка, 1971. — 255 с.
- Из истории русской музыкальной жизни России 19−20 века. М.: Моск. гос. консерватория, 1992. -146 с.
- Пб.ИльинаТ. В. История русского и советского искусства. М.: Музыка, 1989.-234 с.
- Истоки хореографии 20 века. Русское влияние. СПб., 1995. — 25 с.
- История русского искусства. М.: Акад. наук, 1996. — 746 с.
- История русской музыки (конец 19 начало 20 века). /Под ред. Келдыша Ю. В. -М.: Музыка, 1994. — Т. 9. — 456 с.
- История русского и советского искусства. /Под ред. Сарабьянова. М.: Высшая школа, 1979. — 383 с.
- Иоффе И. Новый стиль.-М.: ИЗОТИС, 1932. -158 с.
- Кандинский А. История русской музыки. М.: Музыка, 1984. — Т. 2- 310 с.
- Избранные статьи. М • Музыка, 1985. — с. 78−87 126.Каратыгин В. Г. Русский оперный театр. — М.: Музыка. 1978, — 125 с.
- Келдыш Ю. На рубеже 20 века. М.: Советская музыка, 1967. № 2. С. 3−9.
- Кириллов В. В Архитектура русского модерна: Опыт формологического анализа. М., 1979.-235 с.
- Ш. Кириченко Б. И. Модерн. К вопросу об истоках и типологии. М.: Наука, 1979. -С. 249−284 131 .Кириченко Б. И. Русская архитектура 1830−1910 года. -М.: Наука, 1978.-180 с.
- Кириченко Б. И. Федор Шехтель. М.: Строй-Издат., 1973. 141с.
- Киссельнофф А. Наследие Дягилева. //Пермский ежегодник -96. Хореография. -Пермь. Арабеск. 1996. С. 12−16.
- Коган Д 3. Михаил Врубель М.: ТЕРРА Книжный клуб, 1999 — 544 с.
- Кожевникова Н. Язык Андрея Белого./Рос. Акад. Наук-М.:Ин-т рус. яз., 1992. -255 с.
- Кондаков Б. В. Эпоха Дягилева и народная культура. //Время Дягилева. Универсалии «Серебряного века».-Пермь. Арабеск. 1993, С. 64−70.
- Кон-Винер История стилей изобразительных искусств. М.: ЗАО «СВАРОГ и К», 1998.-123 с.
- Копишицер К. К. Савва Мамонтов. М.: Искусство, 1972. 253 с.
- Корецкая И.В. Над страницами русской прозы и поэзии начала века. М.: Радикс, 1995.-375 с.
- Котлер, А Эволюция образов в сонатах Скрябина. //Советская музыка, 1940. № 4 -С. 14−16.
- Красовская В.М. Русский балетный театр начала 20 века. 1 Хореографы. Л: Искусство, 1971.-526 с.
- Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины 19 века. М.: Искусство, 1963. — 551 с.
- Красовская В.М. Статьи о балете. Л.: Искусство, 1967. — 340 с.
- Красовская В.М. История русского балета. Л.: Искусство, 1978. — 231 с.
- Красовская В И. Профиль танца. Спи, Акад. рус. балета им. А. Я. Вагановой. 1999.-396 с.
- НБ.Крейд В. Воспоминания о Серебреном веке. М.: Республика, 1993. — 558 с.
- Кремлев Ю. Эстетические взгляды Прокофьева. -М.: Музыка, 1966. 356 с.
- Кузовлева Т. Театральный модерн: Париж Петербург. //Пермский ежегодник 96. Хореография- Пермь Арабеск, 1996. С. 24−43.
- Кунин И.Ф. Н.А. Римский-Корсаков. -М.: Музыка, 1983.-230 с.
- Курченко А. Скифство в русской музыке начала 20 века. Сюита С. С. Прокофьева и «Весна священная» Стравинского. //Из истории русской и советской музыки. -М.: Искусство, 1976. Вып. 2- С.34−56.
- Кюрегян Т.О. Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке. М.: Наука, 1980.- 160 с.
- Ладыгина, А А. Музыка и танец: к истории проблемы синтеза искусств в сценических формах хореографии. М.: Моск. гос консерв., 1994. — 63 с.
- Лапшина Н. П. «Мир искусства». Очерки истории и творческая практика. М.: Музыка, 1977.-125 с.
- Лапшина Н.П. «Мир искусства» //Русская художественная культура конца 19 начала 20 века (1895−1907). М.: Наука, 1969. С. 58−69.
- Ласкин А.С. Неизвестные Дягилевы или конец цитаты. Спб.: Искусство, 1 994 560 с.
- Левая Т. Н. Русская музыка начала 20 века в художественном контексте эпохи. -М.: Музыка, 1991.-166 с.
- Левенков О. С. II Дягилев в творческой судьбе Дж. Баланчина.//Пермский ежегодник 95. Хореография. — Пермь. Арабеск. 1995, — С. 7−52.
- Лифарь С. С Дягилевым: монография. СПб.: Наука, 1994. -143 с.
- Лопухов Ф В глубины хореографии. // Балет, 2000. № 108. С. 2−9.
- Лобанова-Ростовская Художники русского театра (1880−1930). М.: Искусство, 1990.-230 с.166Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. М.: Наука, 1998.- 215 с.
- Лукомский Г. К О постройке Нового Петербурга. //Зодчий. 1912. № 52. С. 519.
- Мазаев А. И. Проблема синтеза искусств в эстетики русского символизма. /Рос. АН, Рос. ин-т искусствознания. М.: Наука, 1992. 324с.
- Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979 — 539 с.
- Марков П.А. Театральные течения, /сост. Любимов Б. Н. М.: ГИТИС, 1988. -344с.
- Мартынов И. И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. М.: Музыка. 1974, -560 с.
- Медарич М. Модерн как предавангардный стиль: Михаил Кузмин //Russian Literature. 19 в., 1994.-156с.
- Мидан Ж.П. Модерн. Маша, 1999. -171 с.
- Милюков П. Ю. Очерки по истории русской культуры М.: Искусство, 1993. — Т. 2, Ч. 2 — 340 с
- Михайлов М. К. Александр Николаевич Скрябин. Л.: Музыка, 1982. -112 с. 180МихайловМ А. К Лядов — Л- Музыка, 1985.-206с.
- Михайлов М. Стилевые особенности русской музыки 19−20 века. Л:. Музыка. 1983. — 164 с
- Михайлов М. «Поминки» //Искусство строительное и декоративное. 1903. № 4. С. 19−23
- Модерн. //БСЭ. М., 1974.Т. 16-С.401−402.
- Модерн: взгляд из провинции. Челябинск, 1995. 200 с.
- Монахова Л.П. Становление эстетического стереотипа предметных форм в период модерна. //В кн. ВНИМТЭ материалы по истории художественного конструирования — М.: Сов. Художника, 1972. — С. 135−161
- Монахова Л. П. Ренессанс Модерна. //Ди, 1972. № 4 С. 49−50
- Моррис У. Искусство и жизнь. -М.: Искусство, 1973. 512 с.
- Моррис У. Вести ниоткуда, или эпоха мира. М.: Искусство, 1923. 70 с.
- Музыкальный энциклопедический словарь. /Гл. ред. Г. В. Келдыш М.: Большая Рос. Энцикл., 1990.- 672 с.
- Музыкальное искусство 20 века. Творческий прогресс, художественные явления, теоретические концепции-М.: Моск. гос. консерв., 1995, Вып. 2.-172 с.
- Музыкальный театр 19−20 века: вопросы эволюции. Ростов-на-Дону, 1999. -248 с.
- Мясковский Н. Я. Собрание материалов. Стати, очерки, воспоминания. М.: Музыка, 1964.-Т. 1−394 с. 193 .Мясковский Н. Я. Статьи, гшсьма, воспоминания. М.: Сов. Композитор, 1960. Т. 2−588 с.
- Недошвин Г. Проблемы современного теоретического изобразительного искусства. М: Сов. Художник, 1972. — 343 с.
- Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве 19−20 века. М.: Искусство, 1991. — 245 с.196НестьевИ. В. Дягилев и музыкальный театр 20 века.-М.: Музыка, 1994.-224 с.
- Нёстъев И. В. Прокофьев. -М.: Музыка, 1957. 123 с.
- Николаева С. И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. -ДиректМедиа, 2003. -192 с.199Никлюкин А. Н. В. В. Розанов (Писатель нетрадиционного мышления). М.: Знание, 1990.-63 с.
- Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Фридрих Ницше и русская религиозная философия (переводы, исследования, эссе философов «серебряного века»). Т. 2. Минск, 1996. — С. 51 — 176.
- Новые веяния в архитектуре //Неделя строителя. 1899. № 42. С. 42.202.0пера С. И. Зимина. М.: Т-во Скороп, 1908. — 60 с.
- Павлинова В. П. Творческое формирование С. С. Прокофьева и художественные тенденции современности. //Автореф. канд. М., 1991.-23 с.
- Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 1998. -415 с. 211 .Панкратова Е А. Русская живопись и театр. СПб.: ГТУ, 1997. — 318 с.
- Петров О.А. Русская балетная критика: второй половины 19 вена начала 20 века. -Екатеринбург. Сфера, 1995. 416 с.
- Петровская И. Ф., Сомина В. В. Театральный Петербург (начало 18−20 века). -Спб.: РИИИ, 1994.-450 с.
- Петровская И. Ф. Театр и музыка в России конца 19 начала 20 века. Л. Искусство, 1984.- 73 с.
- Петровская И. Ф. Театр и зритель российских столиц (1895 -1917) Л.: Искусство, 1990.-271 с.
- Пожарская М Н. Русские сезоны в Париже. М.: Искусство, 1988. -174 с.
- Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца 19 начала 20 века М Искусство, 1970. — 410 с.
- Портнова ТВ. Образы балета в русском изобразительном искусстве конца 19 начала 20 века' проблемы интерпретации и взаимосвязи искусств. //Автореф. дисс. канд -М. 1993,-26с
- Поспелов Г. Г. Русское искусство начала века. М.: Наука, 1999. -128 с.
- Прикладные художества на всемирной выставке 1900 года //Зодчий. 1900. № 10.-С. 129−132.221 .Прокофьев С. С. Статьи и материалы. М.: Музыка, 1965.- 400 с
- Прокофьев С. С. Материалы, документы, воспоминания. М.: Музыка, 1961. -77 с.
- Пшибышевский С. Синагога сатаны. //Демонология эпохи Возрождения (XVI XVII вв.). — М., 1995. С. 243 — 316.
- Пунин Н. Н. Новейшие течения в русском искусстве. Предмет и культура. М.: Искусство, 1928.-125 с.
- Равич Г. Беседы строителя. «Строитель» 1899. № 11−12, С. 416, 417
- Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998. — 60 с.
- Рапацкая JI. А. Искусство серебряного века М.: Владос, 1998, — 192 с.
- Рацкая Ц.С. Римский-Корсаков. М.: Музыка, 1977. — 113 с.
- Ремизов А. Дягилевские вечера в Париже //Опыт./ Нью-Йорк/. — 1953. — № 1. -С 78−82.
- Ремпель Л.И., Вязниковцева Т. В. Эпоха модерна в Москве, авт. «Архитектура СССР" — 1935, № 10−11, С.91
- Рерих. В. М. Васнецов. «Журнал для всех», 1902. № 10, -С.123−124
- РепинН. Театральные впечатления. //Слово, 1907.-11 декабря.
- Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма.-М.: Музыка, 1953. -123 с.
- Родина Т. М Александр Блок и русский театр начала 20 века. М.: Наука, 1972.-31с.235Розенберг Р. М. Русская опера малой формы 19−20 века. //Автореф. Кан. Дис-М: 1967.-23с
- Россихина В. П. Оперный театр С. Мамонтова. М.: Музыка, 1985. — 238 с.
- Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство: 1908−1917. М.: Наука, 1982-С. 13−31.
- Руднев П. А. Театральные взгляды В. В. Розанова. //Автореф. канд. М: 2001 -26 с.
- Розанов В. В. Собрание сочинений. Среди художников. М.: Республика, 1994, -494 с.
- Розанов: Pro et contra. Личность и творчество. Розанов в оценке мыслителей и исследователей. Антология. И.: Русский путь, 1995.-432 с.
- Русская художественная культура конца 19 начала 20 века. М.: Наука, 1988. -384 с.
- Русская художественная культура конца 19 начала 20 века (1908−1917) //Зрелищные искусства. Музыка. М.: Наука, 1968.- 439 с. 243 .Русская музыка на рубеже 20 века. М.: Музыка, 1966. — 296 с.
- Русский рисунок 18 начала 20 века. Л.: Аврора, 1989. 209 с.
- Русакова А. Стили эпохи- на повороте столетий. //Искусство Ленинграда, 1991. № 3.-С. 49−62.
- Сабанеев Л. Л. История русской музыки. М.: Музыка, 1924. -324 с.
- Сабанеев Л Л Скрябин и явления цветного слуха в связи со световой симфонией «Прометей».//Музыкальныйсовременник. 1916,-С. 4−5.
- Сабанеев Л Л. Скрябин. М. Скорпион. 1916. — 264 с.
- Сабинина М. С. Прокофьев. М.: Советский композитор, 1900. — 58 с.
- Самосознание 20 века. -М.: Политиздат, 1996. 368 с.
- Сарабьянов Д. В. Стиль модерн: истоки, история, проблемы. М.: Искусство, 1988.-294 с.
- Сарабьянов Д В. Русский вариант стиля модерн. //Русская живопись 19 века среди европейских школ. М.: Советский художник, 1980.- С. 182−222.
- Сарабьянов Д. В. К определению стиля модерн. //Советское искусствознание 78 Вып. 2 М.: Советский художник, 1978 — С. 206−226.
- Серебровский В. Что такое модерн? //Наука и жизнь, 1992. № 2 С. 21−23
- Серова С. А. Театральная культура Серебреного века в России и художественные традиции Востока. М.: ИВ РАН. 1999. -220 с.
- Сидоров А. А. Современный танец. М.: «Первина», 1922. — 63 с.
- Скребков С. К вопросу о современной музыке. //Музыка и современник, вып.6 -С. 13−18.
- Скребков С. К вопросу о стиле современной музыки («Весна священная» Стравинского). // Музыка и современность, 1969. С. 32−48 261 .Скрябин А. Н Сборник к 25- летию со дня смерти. М.: Музыка, 1940. — 243 с
- Скрябин А. Н. Сборник статей. К 100 со дня рождения (1872−1972) М.: Советский композитор, 1973. — 548 с.
- Смирнов В. Творческая весна И. Стравинского. //Рассказы о музыке и музыкантах Л: Музыка, 1973.-С. 180−196
- Смирнов В. Творческое формирование Стравинского.-Л. .'Музыка. 1970.- 152 с.
- Соколов А. Н. Теория стиля. -М.: Искусство, 1968. 223 с.
- Соколова Н. И. «Мир искусства». М.: Сов. художник, 1934. — 230 с.
- Соколова Н.И., Ванслов В. В. Пути развития русского искусства конца 19 -начала 20 века. М.: Искусство, 1972. — 65 с.
- Соловцов А.А. Жизнь и творчество Римского-Корсакова. М.: Музыка, 1969. -669 с
- Софронова Л. А. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма //Человек в контексте культуры. М.: «ИНДРИК», 1995 — С. 83−93
- Сохор А. Н Стиль, метод, направление. /Вопросы теории и эстетики музыки.
- Л.: Музыка, 1966. -С. 124−138.
- Соколов-Каминский А. Фольклорная тема в Дягилевской антрепризе. //Пермский ежегодник 96, Хореография, — Пермь. Арабеск. 1996. — С. 97−100.
- Старк Э. Старинный театр. Пг. СТАР, 1922. — 89 с.
- Старк Э. Петербургская опера и ее мастера, Л-М.: Искусство, 1940. -124 с.
- Стахорский СБ. Русская театральная утопия начала 20 века. //Авторф. дис. канд-М., 1993.-45 с.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 19−20 века. М.: Музгиз, 1970. -130 с.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России начала 20 века. М.: Искусство, 1976.-222 с.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900 1910 г. — М.: Искусство, 1988.-285 с.
- Стернин Г. Ю. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России 19 века. -М.: Наука, 1982.- 182 с.
- Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины 19 в.: диалог с эпохой М • Наука, 1996. — 334 с.
- Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины 19 начала 20 века — М: Советский художник, 1984. — 295с
- Стерноу С. А. «АртНуво». Дух прекрасной эпохи. М.: Белфакс, 1993. -126 с
- Стилевые особенности русской музыки 19−20 века. Л.: ЛОЛГК, 1983- 112 с. 287 Столяров М. Декадентство на сцене. //Театр и искусство, 1899. № 10 С. 12.15.
- Стравинский И. Ф. Статьи. Воспоминания. М.: Советский композитор, 1985. -376 с.
- Стравинскжй И. Ф. Статьи и материалы. М.: Советский композитор, 1973. -524 с.
- Стравинский И. Ф. Хроника моей жизни. Л.: Музгиз, 1983.-273 с.
- Страницы истории русской музыки. М.: Музыка, 1973. — 185 с.
- Ступель A.M. По странщам русской музыкальной прессы конца 19 начала 20 века. //Критика и музыкознание J1. Музыка. 1978. — С. 120−148.
- Ступель А. М. Русская мысль о музыке (1895−1917). -М.: Музыка, 1980.-254 с.
- Суздалев П. К. Врубель. Музыка, театр. -М.: Изобразит, искусство, 1983. 368 с.
- Суздалев П. К. Врубель личность, мировоззрение, метод. М.: Изобразит, искусство, 1984.-470 с.
- Суздалев П. К. Врубель и Лермонтов. М.: Изобразит, искусство, 1991. 240 с.
- Сыркина Ф. Я. Русское театрально-декорационное искусство второй половины 19 века. М.: Искусство, 1956. — 380 с.
- ТаракановМ.Е. Стиль симфоний Прокофьева.-М.: Музыка, 1968.- 432 с.
- Театр и музыка. Документы и материалы. М.: Акад. Наук, 1963. -194 с.
- Театр: книга о новом театре. //Сб. статей А. Луначарского. Спи. Шиповник, 1908.-288 с.
- Теоретические проблемы музыки 20 века. М.: Музыка, 1967−1978, Т. ½. -152 с.
- Третьякова Л. С. Страницы русской музыки. М.: Знание, 1979 -160 с.
- Троицкий В. И. Стилизация //Слово и образ. Сборник статей. М.: Просвещение, 1964.-С. 164−196.
- Томпакова О. М. В поисках нового стиля (Ребиков). //Современная музыка, 1988. № 6-С. 18−21.
- Томпакова О. М. Черепнин Н.Н. -М.: Музыка, 1991 .-112с.
- Томпакова О М. Ребиков В. Н. М.: Музыка, 1989. — 79 с.308Турчин В. С. Социально-эстетические противоречия стиля модерн. //Вестник Моск. Ун. Серия История, 1977. № 6. С.65−82.309Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. -248 с.
- Федоров-Давыдов, А А. Русское искусство промышленного капитализма. М.: ГАХН, 1929. — 247 с. 311 .Федоров-Давыдов А. А. Русское и советское искусство. Статьи, очерки. М.: Искусство, 1975. — 739 с.
- Федоровцев С. Некоторые вопросы содержания и формы в эстетике Римского-Корсакова. /Эстетические очерки. М.: Советский композитор, 1963. — С. 205−235
- З.Фокин М. М. Против течения Воспоминания балетмейстера. Статьи. Письма. -М.: Искусство, 1981.-510 с.
- Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект. //Вопросы философии, 1992. № 4 -С. 16−23.
- Харди У. Путеводитель по стилю АртНуво. М.: Радуга, 1999. -128 с.
- Художественные процессы в русской культуре второй половины 19 века. /Отв. редактор Г. Ю. Стернин. М.: Наука, 1984. -190 с.
- Царева Е. М. Стиль в музыке / МЗЦ, 1981. Т. 5. С. 34−35.
- Черты стиля Прокофьева //сб. Теоретических статей. М.: Советский композитор, 1962.-С. 203−246.
- Чернова Н. Ю Вокруг ритуала (сценографические искания первой половины 20 века) //Диалог культур: проблемы взаимодействия русского и мирового театра. 20 века. Спб. Дмитрий Буланин, 1997. — С. 201−215.
- Чешихин В. Истории русской оперы (1671−1903). Спб. Лейпциг, 1905. — 638 с.
- Шахназарова Н. Г. Проблемы музыкальной эстетики. М.: Советский композитор, 1975.-238 с.
- Шумилова Э. И. Правда балета. М.: Искусство, 1976. — 152 с. 328.Эллис. Русские символисты. — Томск, 1996. 329. Эткинд А. Эрос невозможного. — СПб., 1993.
- ЗЗО.Эткинд М Г. Бенуа и русская художественная культура конца 19 начала 20 века.- М.: Художник РСФСР, 1989. 480 с. 331 .Эстетическое искусство в контексте мировой культуры. М.: Искусство, 1989. -175 с.
- Эстетический идеал и художественный образ. Спб.: Наука, 1979. -126 с. 333. Эстетические основы народного искусства и художественной промышленности.- М.: Инст. Худ. Пром., 1992. 228 с.
- Ярустовский Б. М. С. Прокофьев. JL: Музыка, 1973.-234 с.
- Ярустовский Б. М. Прокофьев и театр. //Советская музыка, 1961 .№ 4 С. 12−15. 339-Ярустовский Б. М. Очерки по драматургии оперы 20 века. Кн. 1 — М.: Музыка, 1971.-356 с.
- Bonsjwa Е. A., Sternin G. J. Jugendstil in Russland Architektur, Interierus, bildendc und angewandte Kunst. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart, 1999. — 349 s.341 .Endell A. Die Schonhein der grossen Stadt. Stutgart, 1901. — 56 s.
- Fin de siecle: Zur Literatur und Kunst der Jahrhundertwende. Frankfurt am Main, 1977. 343. Grays B. Gesamtkunstwerk. Munchen, 1988. 58 s.
- Gruenter R Jugendstil in der Literatur. //Jahrbuch 1976 der Deutsche Akademie fur Sprache und Dichtung. -132 s.
- Hess W. Dokumente zum Vers’tandnis der Modernen Malerei. Hamburg, 1978. -120 s.
- Jugendstil Einfuhrung und Erlauterungen vor Dr. Hans Muller. — Leipzig. Im prisma-verlag, 1978.-65 s.
- Lenning W. Der Literariche Jugendstil//Jugendstil. Hrsg. Von Jost Hermand. Darmstadt, 1971.-23 s.
- Renate Moller Jugendstil. Mobel, Glas, Keramik, Metalle, Leuchten, Schmuck. -Munchen, Berlin, 1999.-181 s.
- Schmalenbach F. Jugendstil. Ein Beitrag zu Theorie und Geschichte der Flachenkunst.-Wurzburg, 1935.-210 s. 350. Schutzler R. Art Nenveau. London, 1978. -27 s.
- Shadowa Larissa A. Suche und Experiment. Russische und sowjetische Kunst. -Dresden. 1978.-78 s.
- Sterner G. Der Jugendstil. Leben und Kunstformen urn 1900. Zentrum. Progremme.
- Dusseldorf, 1985.-56 s. 353.SternbergerD. Panorama des Jugendstils. In Dokument Deutscher Kunst. 1901−1976. Bd 1 Darmschtad, 1976. -43 s.
- Vande Velde H. Die drei Sunden wieder die Schonheit. — Max Rascher Verllag A. G., Zurich 1918.- 90s.
- Van de Velde H. Die Renessance im moderne Kunstgewerbe. Berlin, 1901.-54 s.
- Wagner O. Moderne Architektur. Wien, 1896. — 64 s. 357WallisM Jugendstil Dresden-Warszawa, 1898. — 16 s.