Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Музыка в системе видовой типологии искусства европейской эстетики: От Античности до Романтизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характерной особенностью античной эстетики является обоснование приоритета словесных видов искусства над музыкой, обусловленное силой эмоционального воздействия музыки и необходимостью подчинять ее стихию упорядоченности при помощи слова в различного рода хороводах и религиозных ритуалах, в которых должны гармонически взаимодействовать поэзия, музыка и танцы. Проблема синтеза различных видов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МИФО-РЕЛИГИОЗНЫЕ И ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО ЭПОХИ РОМАНТИЗМА
    • 1. 1. Мифо-религиозные и естественно-научные основания интерпретации музыкального искусства в Античности
    • 1. 2. Эволюция теоретических обоснований типологических особенностей музыкального искусства в период от Средневековья до эпохи Просвещения
    • 1. 3. Типологические особенности музыкального искусства в философско-эстетических системах И. Канта и Г. В. Гегеля
  • Глава 2. ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ МУЗЫКИ В СИСТЕМЕ ИСКУССТВ РОМАНТИЗМА
    • 2. 1. Становление романтической концепции музыки в философии В. Шеллинга
    • 2. 2. Абсолютизация музыкального искусства в волюнтаристической эстетике А. Шопенгауэра и Ф. Ницше
    • 2. 3. Специфика эмпирической реализации эстетических установок Романтизма в композиторском и исполнительском творчестве

Музыка в системе видовой типологии искусства европейской эстетики: От Античности до Романтизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная художественная культура интенсивно — это время взаимодействия искусства. В этих процессах без музыки не обходится ни один из его видов и жанров, например, таких, как театр, кино, телеискусство, эстрада и различные массовые представления и празднества.

В то же время внутри самой музыки происходят непрерывные процессы интеграции и дифференциации, в числе которых наряду с традиционными методами композиторского творчества практикуются новаторские приемы сочинительства с использованием современной науки и техники, например, теоретико-информационного моделирования музыкальных произведений и создания их при помощи компьютерных технологий.

Эти процессы требуют создания комплексных методов исследования, включающих в себя искусствоведческий и философско-эстетический уровни, что диктует необходимость синтетического знания о современных процессах в художественной культуре в целом, и в различных видах искусства в частности. В настоящее время во многих искусствоведческих дисциплинах соответственно практике искусства происходит диалектический процесс дифференциации и интеграции методов исследования. Это характерно и для музыковедческих дисциплин. По свидетельству музыковеда Т. В Чередниченко, в наше время музыкознание бурно развивается: дифференцируются его отрасли, отдельные направления исследованийрасширяется фактический материал, наблюдения, выводы, составляющие «знание о музыке». Вызванная этим разнородность требует раздвижения рамок обобщения современных исследований музыкальной культуры.

Как известно, теория любого предмета естественных и общественных наук вырастает из его истории, в процессе развития которой его теория развивается, пересматривая свои результаты, отсекая ошибочное, устаревшее и укрепляя истинное и перспективное. Это вполне относится и к музыкальной эстетике. Но, в отличие от методов науки, история которой является отказом от ошибочных положений, что относится не только к интерпретации предмета науки, но и к его пересмотру и уточнению, задачи искусствознания сводятся преимущественно к накоплению и обобщению нового фактического материала и очень редко с переоценкой предмета исследования. Это чаще всего касается явлений современного искусства, произведения которого поначалу встречают критическое отношение, а затем постепенно включаются в понятие «классика». Основная проблема здесь заключается в определении адекватности и истинности интерпретаций искусства современными ему методами исследования.

В этом отношении выбранная для исследования проблема типологических признаков музыки более конкретно и полно может выявить специфику последней. Современное осмысление взаимодействия музыки с другими видами искусства на уровне морфологического сходства/различия музыки с литературой, изобразительными искусствами, скульптурой, живописью и архитектурой поможет четче представить характер ее развития и понять особенности ее современного состояния.

Характер интерпретаций и концепций музыкальной эстетики начиная с Античности формировался подобно философии, этике и некоторым другим областям знания не на основе анализа эмпирических факторов, а в результате систематических теоретических построений. Это относится и к вокальным и особенно к инструментальным жанрам, в которых с наибольшей полнотой воплотились существенные и выразительные черты музыки.

История становления музыкальной эстетики и опыт применения к ней философской методологии в сочетании с методами общественных и естественных наук (с учетом господствующих в разные эпохи исследовательских парадигм) для определения общих и специфических черт музыкального искусства в системе других видов искусства является необходимой базой для создания современной комплексной методологии исследования музыки как таковой, и в ее синтетических видах в частности.

На этом основании, не претендуя на создание такой методологии, — эта задача посильна лишь для комплексного исследования, объединяющего философские, музыковедческие и естественнонаучные направления, — мы сосредоточимся на анализе и обобщении результатов эволюции философско-эстетического и музыковедческого знания от их истоков в Античности до становления в эпоху Романтизма. Возникавшие и разрешавшиеся проблемы синтеза абстрактно-философского, конкретно-музыковедческого и конкретно-научного в этом процессе, несомненно, будут полезны для создания современной методологии комплексного исследования музыки в системе видовой типологии искусства в европейской эстетике в период от Античности до эпохи Романтизма.

Основные параметры актуальности данного исследования заключаются в конкретно-историческом и философско-эстетическом анализе и оценке эволюции музыки в системе видов искусства от Античности до Романтизма, что позволило выявить характер и специфику типологических свойств музыки в соотношении и взаимодействии с другими видами искусства.

Степень разработанности темы исследования. Проблема определения общих и специфических свойств музыки и ее места в системе основных видов искусства с разных философско-методологических позиций ставилась и решалась в работах представителей западноевропейской и отечественной науки: Платона, Аристотеля, И. Канта, Г. В. Гегеля, Ф. В. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Ф. Асмуса, А. Ф. Лосева, В. В. Ванслова, Ю. Борева, А. Я. Зися, М. С. Кагана, М. Ф. Овсянникова, И. Г. Хангельдиевой, В. П. Шестакова и др. Музыковедческую интерпретацию эта проблема получила в трудах теоретиков, историков и критиков музыкального искусства Т. В. Адорно, Б. В. Асафьева, Г. Г. Арановского, Р. И. Грубера, В. Д. Конена, Т. Н. Ливановой, Л.А. Ма-зеля, И. В. Малышева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Ю.Н. Parca, А. Н. Сохора, М. Е. Тараканова, В. Н. Холоповой, Ю. Н. Холопова, Т. В. Царьградской, Т. В. Чередниченко, Н. Г. Шахназаровой и др., а также в теоретической и критической деятельности композиторов Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, П. И. Чайковского, Р. Шумана и др. Однако специализированное исследование типологических и классификационных признаков общих и специфических свойств музыки в разные исторические эпохи от Античности до расцвета в эпоху Романтизма до сих пор в отечественной и зарубежной науке осуществлено не было, что и определило общую направленность данного исследования.

Объект исследования: теория и практика музыкального искусства.

Предмет исследования: эволюция видовой типологии музыкального искусства в европейской эстетике.

Целью работы является выявление специфики и назначения музыкального искусства в системе видовой типологии искусств в западноевропейской эстетике в ее эволюции от Античности до эпохи Романтизма.

Для решения поставленной цели в работе рассматриваются следующие задачи: анализируются типологические свойства музыки в философ-ско-эстетических трудах мыслителей Античностирассматриваются типологические свойства музыкального искусства в эпоху Возрождения в связи с появлением светской музыкивыявляется характер интерпретации музыки в философско-эстетических системах И. Канта и Г. В. Ф. Гегелярассматривается и анализируется романтическая концепция музыки в философии В. Шеллингаосуществляется критический анализ интерпретаций музыкального искусства в эстетике А. Шопенгауэра и Ф. Ницшевыявляются специфические особенности музыки как самодостаточного искусства и особенности ее типологии в теоретических трудах композиторов-романтиковобобщаются итоги исследования и определяется их значение для современной теории и практики музыкального искусства.

Методология и методы исследования.

В силу предметной специфики работы, посвященной истории философских и профессиональных рефлексий музыки, в качестве ее основной методологии использовался системно-исторический подход. В процессе исследования применялись следующие методы: генетический, компаративный и кросс-культурный методы, а также традиционные методы исследования философии искусства — анализ литературы, прослушивание произведений композиторов рассматриваемых периодов и т. п.

Теоретическая значимость и научная новизна диссертации.

Теоретическая значимость работы определяется новым ракурсом анализа роли музыки в различных социокультурных условиях (от Античности до Романтизма), отраженных в философских, эстетических, мифо-ритуальных, религиозных и искусствоведческих трудах, а такжев композиторском и исполнительском творчестве ее современников.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— уточнены основные концепции и принципы интерпретаций музыки в системе других видов искусства в философско-эстетических работах Античности (Пифагор, Платон, Аристотель, Архит, А. Квинтеллиан);

— установлено, что в античной эстетике в результате применения при ее исследовании различных методов исследованиякосмологического, философского, естественно-научного, социологического и эстетического — были созданы предпосылки для разработки типологических признаков музыки, определены ее связи и характер взаимодействия с другими видами искусства — главным образом с поэзией, танцем, хореографией (в целом);

— показано, что в эстетике античных философов была разработана классификация и оценка различных музыкальных ладов инструментальной музыки по степени их воздействия на нравственную и эмоциональную сферы человека;

— определено, что в дальнейшем обоснование типологических особенностей музыки было обусловлено как развитием философской эстетики, так и повышением уровня исполнительского мастерства. т.

— выявлено, что в период раннего Средневековья в системе общей классификации наук музыка занимала последнее место — после грамматики, риторики, логики, арифметики, геометрии и астрономии. Но если учесть, что архитектура, скульптура, живопись вообще не входили в указанную энциклопедию наук, то все же музыке в эпоху Средневековья уделялось большее внимание, чем другим искусствам;

— доказано, что дальнейшее развитие музыкального искусства эпоха Возрождения) связано с возникновением светской музыки, ее новых жанров и созданием новой типологии музыкального искусства на основе потребностей человека -«музыка чувства», «музыка разума» и «музыка чувства и разума»;

— определено, что с триумфальным шествием оперы (особенно в период Классицизма и Просвещения), привлекавшей представителей высших и средних сословий, «типологический рейтинг» оперной музыки поднимается на престижный уровень драмы и литературы;

— выявлено, что эпоху Просвещения во Франции — это период борьбы за новую музыкальную эстетику, результатом которой станет создание новой типологии музыкальных жанров (Ж.-Ж Руссо);

— обосновано, что впервые специфические особенности музыки наиболее полно и всесторонне были определены в немецф кой классической эстетике, чему способствовал сам системный принцип рассмотрения всех аспектов материальной и духовной культуры (И.Кант, Г. Ф. Гегель);

— уточнены сущность музыки и ее место в философии искусства Ф. Шеллингавыявлены мотивы и результаты обоснования музыки как главного вида искусства А. Шопенгауэромотмечено новаторство романтиков, пересмотревших и дополнивших принципы и результаты классификации видов искусства. Отказ от резкого разграничения видов и жанров искусства позволил установить то общее, что присуще им, и ввести в эстетику категории поэтичности, лсивописности, музыкальности, пластичности, которые могут быть присущи искусству независимо от его вида;

— выявлено, что в концепции романтиков музыкальное искусство выступает как наиболее подходящее средство воплощения романтических идеалов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В процессе становления и развития музыкального искусства наиболее характерно и репрезентативно ее специфика и функции в жизни общества выразились в установлении ее типологических признаков на основе выявления ее общих и специфических черт в системе других видов искусства.

2. В Античности общие свойства музыки вначале определялись на основе пифагорейского учения о природе и космосе в целом как воплощении числовых структур в музыке сфер. Затем в эстетике античных философов была разработана классификация различных музыкальных ладов по степени их воздействия на нравственную и эмоциональную сферы духовной жизни человека, установлена обязательность подчинения музыки вербальным искусствам, что совместно с танцем образовывало синтетическое единство в хороводах и ритуальных действах, целью которых было воспитание благородных граждан греческого полиса. Эти функции музыки сохранились в эллинизме.

3. В эпоху Средневековья религиозная функция музыки определила ее теоретическое обоснование, связанное с теологической проблематикой.

4. Тенденция эмансипации музыки привела к зарождению светской музыки в эпоху Возрождения.

5. В эпоху Классицизма проблемы музыкального искусства были несколько оттеснены на второй план архитектурой, скульптурой, театром и не получили сколько-нибудь существенной теоретически значимой разработки по сравнению с названными видами искусства.

6. Для эпохи Просвещения характерна борьба ее главных представителей за новую музыкальную эстетику, в которой проблема типологии музыкального искусства занимает особое место.

7. Философско-эстетическое обобщение теория и практика музыкального искусства предшествующих эпох получили в философских системах представителей классической немецкой философии И. Канта и В. Ф. Гегеля.

8. В эпоху Романтизма музыка достигает своего высшего развития, как форма воплощения романтического мировоззрения своей эпохи. Философско-эстетическое обоснование музыкальный романтизм получил в эстетике Ф. Шеллинга и особенно А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, которые в своей классификации видов искусства ставили музыку выше других видов и трактовали ее как выражение глубинных и сущностных процессов природы и человека.

9. Специфические особенности музыки были проанализированы композиторами-романтиками (Берлиоз, Шуман, Лист, Вагнер). Это позволило им поставить проблему взаимодействия музыки с поэзией, танцем, живописью и архитектурой, что привело к реформе оперы. Унаследовав и далее развив лучшие достижения предшествующей музыкальной культуры и особенно венской классики (Гайдн, Моцарт, Бетховен и др.), композиторы-романтики в своих лучших достижениях во всей полноте и разнообразии выявили типологические особенности и возможности музыкального искусства в отражении действительности и выражении внутреннего мира человека.

10. В дальнейшем западно-европейская музыка распадается на ряд направлений — импрессионизм, экспрессионизм, додекафония, сериальная, электронная, конкретная музыка и т. д. Отказ от достижений традиционного музыкального искусства и новые методы ее создания привели к тому, что традиционные философско-эстетические методы ее типологизации не в полной мере могут быть применены к нетрадиционным формам новоевропейской музыки, для исследования которой необходимы адекватные ей методы. Это дает основание сделать заключение о концептуальной завершенности нашего исследования типологических признаков традиционной западно-европейской музыки.

Практическая значимость исследованиярезультаты, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы как в научно-исследовательской работе по истории мировой эстетики, так и музыкальной, в частности в курсах по истории искусства, при подготовке научных работ, посвященных художественной жизни различных исторических эпох и чтении лекционных курсов по истории и теории музыкального искусства.

Апробация работы. Концептуальные положения исследования нашли соответствующее отражение в выступлениях автора на научных конференциях и в ряде научных публикаций автора общим объемом около 8,5 п. л., среди которых:

1) Социокультурные основы и эстетические принципы классификации музыкального искусства от античности и до эпохи Просвещения // Философия. Наука. Культура / МГУ им. Ломоносова. -М., 2004. — 0,5 п.л.

2) Основы джазовой импровизации (для духовых инструментов):

Учебное пособие для учебных заведений среднего профессионального образования по специальности «Инструменты эстрадного оркестра». — М.: Современная музыка, 2001. — 7,0 п.л. (К данному пособию прилагается компакт-диск).

3) Музыкальное искусство в системе других видов искусства как предмет философского исследования. Тезисы // Культура и образование в информационном обществе. Материалы международной научной конференции. — Краснодар: КГУКИ, 16−18 сентября 2003 г. — 0,5 п.л.

4) Эстетические и информационные функции музыкального искусства. Тезисы // Парадигмы XXI века: Информационное общество. Информационное мировоззрение. Информационная культура.

Материалы международной научной конференции. — Краснодар: КГУКИ, 16−18 сентября 2002 г. — 0,5 пл.

На основании материалов данного исследования был разработан и читается учебный курс «Музыка в системе европейской эстетики» в Московском государственном институте музыки им. А. Г. Шнитке.

Диссертация прошла обсуждение на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств 18 февраля 2005 года (протокол № 6) и была рекомендована к защите.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотрение эволюции интерпретации музыкального искусства — его общих и специфических черт, выявляемых в процессе его взаимодействия с другими видами художественного творчества, показало зависимость его результатов от трактовок искусства в ту или иную историческую эпоху, зависимых как от господствующей идеологии, выражаемой в мифологии, философии, религии с одной стороны, и с реальными функциями искусства в эту эпоху — с другой.

Исследование показало, что между реальным состоянием музыкального искусства и его философско-эстетической интерпретацией в каждую эпоху в большей или меньшей степени существовало определенное несоответствие. Так, например, в Античности при низком уровне развития музыкального искусства и примитивности музыкальных инструментов наблюдается высокий уровень философско-эстетической, социологической и нравственно-этической интерпретации постулируемой функции музыки и ожидаемых результатов его воздействия на различные по возрасту и социальному положению граждан античного полиса. При этом другие виды искусства — архитектура, скульптура, живопись и другие в трудах Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля и других занимают гораздо меньше места по сравнению с музыкой.

Характерной особенностью античной эстетики является обоснование приоритета словесных видов искусства над музыкой, обусловленное силой эмоционального воздействия музыки и необходимостью подчинять ее стихию упорядоченности при помощи слова в различного рода хороводах и религиозных ритуалах, в которых должны гармонически взаимодействовать поэзия, музыка и танцы. Проблема синтеза различных видов искусства, таким образом, ведет свое начало, как и многие другие проблемы искусства, в античной эстетике. Например, кардинальная проблема соотношения изображения и выражения действительности и внутреннего мира человека также впервые была поставлена в античной эстетике. Так, Платон, рассматривая общие функции видов искусства, и на музыку распространял действие теории подражания, согласно которой и мусическое искусство должно воспроизводить реально существующее прекрасное и добиваться «сходства с ним».

Что касается методологии античной эстетики, то в ней явный приоритет принадлежал абстрактно-философской интерпретации искусства, в том числе и музыки, поскольку эмпирический уровень исследования в античной эстетике был развит гораздо слабее. Но, тем не менее, достижения античной эстетики были столь значительны, что они послужили основой для дальнейших исследований музыкального искусства в западно-европейской эстетике.

Особенно впечатляюще действовала на протяжении многих веков эволюция теории и практики музыкального искусства как средства воспитания гармонически развитого и духовно богатого и благородного гражданина.

В дальнейшей эволюции философской музыкальной эстетики в эллинизме, а затем и в эпоху Средневековья долгое время приоритетным выступала пифагорейская, философско-абстрактная методология рассмотрения музыки как земной модели космической гармонии сфер, которая оказывала влияние в большей мере на теорию музыки, чем на ее практику в системе религиозных служб и ритуалов. Но наряду с этим, начиная с эпохи эллинизма, возникает и развивается эмпирическое музыкознание, которое исследует непосредственно структуру, процессуальные особенности и акустические закономерности музыкального искусства, характер вызываемых музыкой эмоций и чувств. Эта тенденция находит свое выражение в «теории аффектов», возникшей в эпоху Возрождения и неуклонно набирает силу, опираясь на развитие светской музыки, в результате которой возникает опера, демонстрирующая возможности музыки в системе других видов искусства.

Последующие эпохи — Классицизма и Просвещения характеризуются выдвижением на первое место среди других видов искусства поэзии и литературы. И в это же время активно прогрессирует оперное искусство, особенно итальянское, но музыкальная эстетика развивается в замедленном ритме. Однако развитие религиозной музыки в Европе ХУИ-ХУШ вв. и перерастание ее в светскую, приведшее к возникновению венской классики, которая в лице Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шуберта достигла всестороннего развития, активизировало ее исследование в системах немецкой классической философии. В ней впервые после Античности общие и специфические особенности музыки получили интерпретацию в системе видовой классификации искусств, которая выступала подсистемой общей системы природы, общества и духа. На примере основных представителей немецкой классической философии — Канта, Шеллинга, Гегеля показано, что на результаты интерпретации музыки оказали влияние, во-первых, общая теория искусства этих философов, а во-вторых, соотношение музыки и других видов искусства, оценка ее в свете определения ее специфических функций и используемого материала для выражения ее содержания и процессуальных характеристик ее формы. Отсюда, определение места музыки на шкале ценностей во многом отражало ее реальную функцию в эпоху Классицизма и Просвещения — в эпоху господства литературы на художественной авансцене этих эпох, а именно определение ее места после литературы Кантом, Гегелем, Шеллингом.

Дальнейшее развитие музыкального искусства в эпоху романтизма выдвигает музыку как наиболее способную для выражения романтических настроений и чувств на первое место. Впервые в истории развития культуры возникает соответствие теории и практики музыки. В ответ на появление разнообразных жанров музыки возникает и музыкальная эстетика, которая развивается в двух уровнях — философско-эстетическом и эстетико-искусствоведческом. Философско-эстетическое обоснование романтической музыки в системе других видов искусства и выдвижение ее на первое и исключительно высокое место осуществляется в философской эстетике Шеллинга, Шопенгауэра и Ницше, которые музыке придают важное значение среди других видов искусства как способ выражения глубочайших уровней человеческого духа, его эмоций и чувств. При явно заметных абсолютизации и преувеличении музыки за счет других видов искусства в трудах этих философов, в этом выразилось реальное увеличение роли музыкального искусства среди других видов искусства в эпоху романтизма. И подтверждением этому является теория и практика романтической музыки, которая в эстетике и композиторской деятельности Берлиоза, Шумана, Листа, Вагнера и других достигла высшего расцвета, продолжая традиции музыкальной классики предшествующего периода развития европейской музыки и новаторски расширив возможности музыкального искусства инструментальных, вокальных и оперных жанров.

При этом если вначале романтики-композиторы сосредоточили свое внимание на специфике музыки как вида искусства в соотнесении ее с поэзией, танцем, живописью, скульптурой и архитектурой, то после определения основных сущностных черт музыки, ее уникальности и преимущества в выражении чувств по сравнению с другими видами искусства они стали выяснять в теории и на практике возможности музыки вступать во взаимодействие со словом, танцем, живописью и другими искусствами, то есть, как бы на новом витке развития музыки как самодостаточного вида выяснять его возможности в синтезе искусств в таком популярном жанре искусства, как опера. И именно в этом направлении действовал один из выдающихся композиторов-романтиков Рихард Вагнер, осуществивший в результате реформу оперного искусства, в котором инструментальная музыка заняла равноправное, если не доминирующее место, в противовес итальянской опере.

Исследование эволюции проблемы видовой классификации музыкального искусства от зарождения музыки до ее высочайшего расцвета показало, что музыка во все эпохи выполняла важнейшие функции отражения действительности и выражения внутреннего мира человека. При этом было выявлено, что доминирующие идеологические системы в форме мифологии, философии и религии априори определяли желаемую функцию музыки и стремились подчинить ей реальную практику музыкальной жизни, препятствуя ее естественному развитию согласно имманентным ей закономерностям. Но, тем не менее, реальная практика музицирования с учетом потребностей человека в выражении своих эмоций и чувств, преодолевая сопротивление идеологических институтов, определяло неуклонное развитие музыкальных жанров. Отсюда видно, почему именно в романтизме музыка обрела свободу и продемонстрировала свои возможности во всех жанрах — инструментальных, вокальных, а также в синтетических искусствах — особенно в опере. Тенденция освобождения композиторов от меценатства, которую можно наблюдать на примере жизни и творчества Моцарта и Бетховена, в Романтизме получила полное развитие, и композиторы-романтики стали свободными художниками, творили главным образом не по заказу и диктату аристократических кругов, а работали, так сказать, на рынок, получая деньги за издание своих сочинений и концертов. И не только творили музыкальные шедевры, но и в своих эстетических работах и критике обосновывали принципы и цели романтической музыки, опираясь на философскую эстетику Канта, Шеллинга, Шопенгауэра, в работах которых обосновывалась концепция свободы гения в искусстве, определялась специфика музыки в соотношении с другими видами искусства.

Таким образом, композиторы-романтики осознали роль философской эстетики и не только теоретически обобщали предшествующее им развитие музыки, но и стимулировали в своих философско-эстетических прогнозах ее эволюцию в Новое время. Вообще, можно говорить о взаимном стимулировании эстетики и искусства в эпоху Романтизма. Так, если Кант в своей концепции гения как исключительной личности и свободной, игровой функции искусства повлиял на мировоззрение многих романтиков, то Шеллинг не только влиял на процесс возникновения и развития Романтизма, но и сам испытал его влияние, будучи тесно связан с йенскими романтиками.

Опыт взаимодействия эстетики и художественного творчества в эпоху Романтизма может служить полезным уроком для современного искусства, в том числе и музыки, поможет преодолеть известное разобщение эстетиков и музыковедов, эстетиков и композиторов, особенно авангардных направлений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Античные мыслители об искусстве. М.: Искусство, 1938. — С. 244.
  2. Античная музыкальная эстетика / Вступ. очерк и собрание текстов
  3. A.Ф.Лосева. М.: Гос. муз. изд-во, 1960. — 303 с.
  4. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Госполитиздат, 1957.
  5. Аристотель. Метафизика: Соч. в 4 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1976.
  6. .В. Музыкальная форма как процесс: В 2 т. 2-е изд. — М.: Музыка, 1971.-375 с.
  7. В.Ф. Жан-Жак Руссо // Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. — С. 83−140.
  8. В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973.
  9. В.Ф. Немецкая эстетика XIII века. М.: Искусство, 1962. — 359 с.
  10. В.Ф. Платон: эйдология, эстетика, учение об искусстве // Асмус
  11. B.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. — С. 3−45.
  12. В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. 2-е изд. -М.: Мысль, 1965. -312 с.
  13. В.Ф. Искусство и действительность в эстетике Аристотеля // Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М.: Изд.-во Академии наук СССР, 1961.
  14. М.Н. Эстетика Канта. М.: Наука, 1975. — 136 с.
  15. В.В. Эстетики Аврелия и Августина. М.: Искусство, 1984. -264 с.
  16. Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. — 694 с.
  17. Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. М.: Искусство, 1977.
  18. В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. — 497 с.
  19. В.А. Основные концепции искусства в западноевропейской эстетике. -М.: МГУКИ, 2001. -296 с.
  20. Восприятие музыки: Сб. статей. М.: Музыка, 1980. — 256 е., нот.19
Заполнить форму текущей работой