Мир идеального и мир реального в образной системе шпалеры
Диссертация
Можно сказать, что с 1930;х по 1960;е годы XX века произошло второе открытие принципов конструкции образа готической шпалеры и за годы, прошедшие с тех пор, интерес к этой теме не только не угас, но и значительно возрос. Появился ряд важных статей, посвященных анализу художественно-эстетического опыта, накопленного мастерами готики. (См., например: Коваль Р. Очарование мильфлера. — Декоративное… Читать ещё >
Содержание
- 1. глава. Философско-эстетический анализ эпохи средневековья в Европе XII XIV веков. Отражение философии объективного идеализма в формах средневековой эстетики и искусства
- 1. 1. Эволюция понятий идеального и реального в философии и эстетике Западной Европы XII XIV веков в связи с теорией искусства и художественного творчества
- 1. 2. Готическое искусство как средство выражения мира идеального и реального
- 2. глава. Образная система шпалеры в контексте ее исторического развития в европейском искусстве XII XIV веков
- 2. 1. История становления уникального готического искусства шпалеры
- 2. 2. Средневековый символизм и его выражение в художественной форме шпалеры
Список литературы
- Августин. Исповедь. М., 1997.
- Аверинцев С. С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. М., 1975.
- Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья. В кн: Античность и Византия. М., 1986
- Алпатов М. В. Композиция в живописи. Исторический очерк. М., 1940.
- Антология мировой философии. М., 1969.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
- Балдина О. Русские народные картинки. М., 1972
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
- Барт Р. Основы семиологии.
- Ю.Бархин М. Структура и композиция.
- П.Бахтин М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Береснева В.Я., Романова Н. В. Вопросы орнаментации ткани. М, 1974.
- Бернштейн Б.М. Традиция и канон. Два парадокса. Советское искусствознание, 1980, № 2.
- Бирюкова Н. Западноевропейские набивные ткани 16−18 веков. М, 1973.
- Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.
- Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.
- Гааян А. Армянские ковры 12−15 вв из Каппадокии. Ереван, 1978.
- Глаголев B.C. Современное православие и искусство. М, 1965. (автореферат).
- Гуревич А. Я. Категории средневекового искусства. М., 1984.
- Дворжак М. Очерки по искусству Средневековья. ОГИЗ / ИЗОГИЗ, 1934.
- Делакруа Э. Дневник. МД961
- Дмитриева Н. А. К проблеме интерпретации // Мир искусств. М., 1995.
- Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М, 1962.
- Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М, 1970.
- Зиновьев А.А., Ревзин И. Н. Логическая модель как средство научного исследования. «Вопросы философии», 1960, № 1.
- Знак: сборник статей по семиотике и поэтике. М, 1994.
- Искусство и религия. История и современность. СПб., 1996.
- Каган М. С. Морфология искусства. Л., 1972.
- Каптерева Т. О некоторых проблемах средневекового искусства арабо-мусульманских народов. Советское искусствознание, 1980, № 1.31 .Карсавин Л. П. Культура Средних Веков.
- Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993.
- Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М, 1972.
- Коршунова Т.Т., Ясинская И. М. Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура. Л, 1975.
- Кума X. Эльги Реэметс. М, 1983.
- КумаХ. Мари Адамсон. М, 1991.
- Лихачева В.Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л, «Наука», 1971.
- Лосев А. Ф. Знак, символ, миф. М., 1982.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1994.
- Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля. Вопросы эстетики, вып. 6, М, 1964.
- Лотман Ю. М. Лекции по структурной поэтике. М, Гнозис, 1994.
- Лясковская О. А. Французская готика. М 1973.
- Матье М., Ляпунова К., Ткани коптского Египта. Искусство, М-Л 1951.
- Маца И. Творческий метод и художественное наследство. ОГИЗ/ИЗОГИЗ, 1934.
- Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М. 1995.
- Мец А. Мусульманский Ренессанс. МД966.
- Мириманов В. Искусство 20 века.
- Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.
- Муратова К. М. Мастера французской готики XII XIII веков. М., 1988.
- Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века. Сборник.52.0т Эразма Роттердамского до Бертрана Расселла. Сборник.
- Панофски Э. История искусств как гуманистическая дисциплина. Сб. Советское искусствознание, 1988 г., № 23.
- Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М, 1973.
- Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи.
- Реале Дж. и Антиеери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994.
- Ремпель Л.И. Искусство Среднего Востока. М, 1978.
- Савицкая В. Превращение шпалеры. М, Галарт, 1995.
- Савицкая В.Н. Современный советский гобелен. М, 1979.
- Салтыков А. Понятие ритма в искусстве и миниатюра «Богоматерь с Младенцем» Симеона Арчишеци из рукописи 1297 г. Ереван, 1978., 40 стр
- Сапего И. Предмет и форма. М., 1985.
- Серов Н.В. Античный хроматизм. Спб, 1995.
- Столович Л. Н. Искусство и игра. М., 1987.
- Стриженова Т.К. Эдит Вигнере. М, 1979.
- Стриженова Т.К. Рудольф Хеймрат. М, 1984.
- Тернер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах. В кн: Семиотика и искусствометрия. М, 1972.
- Уайтхед А. Избранные работы по философии.
- Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. М., 1996.
- Флоренский П. Иконостас. М. 1999.
- Фольклор. Поэтическая система. М, 1977.
- Фрезер Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989., 509 стр.
- Харитонович Д. А. Эстетические аспекты ремесленной деятельности (на материале средневековых ремесленных трактатов). // Культура и искусство западно-европейского средневековья. М. 1982.
- Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. М, 1992.
- Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1995, 414 стр.
- Хейзинга Й. Homo Ludens. М. 1992.
- Хоманько JI.H. Проблемы художественно-выразительных возможностей технологии современного ручного ткачества. М, 1983.
- Художественный язык Средневековья. М. 1982.
- Чернова Г. А. Миниатюры Больших Французских Хроник. М, 1960
- Штофф В.А. О роли моделей в познании. Изд ЛГУ, 1963
- Шуринова Р. Коптские ткани. М, 1969, 207 стр.
- Эстетические исследования: Методы и критерии. М., 1996.
- Яковлев Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. М, 1963.
- Bestiary of Guillome le Clerc, trans George Claridge Druce. Ashford, Kent, 1936.
- Gilson E. Painting and Reality. Panteon Books, 1957.
- Grabar O. Architecture and Art. The Genius of Arab Civilisation -Source of Renaissance. London, 1976.
- McCulloch, Florence, Medieval Latin and French Bestiaries. Chapel Hill, 1962.
- Chevalier J, Gheelbrant A. Dictionnaire des symboles. P, 1973.
- Christianity and the Visual Arts. Faith Press, 1965.
- Forman W. Blumen und Wuste (Aegiptiche Kinder). Praha, 1968.
- Freeman, Margaret В., The Unicorn tapestries. NY, 1989., 244 p.
- Henre A. & Filthaut T. Contemporary Church Art. NY, Sheed and Ward, 1956.94."Homily on Psalm 28″ in Exegetic Homilies, trans. Sister Agnes Clare Way Washington D. C. 1963., 205 p.
- Hulst R. Tapisserie flamandes du 14 au 18 sciecle. Bruxelle, 1960.
- Kybal A. Kapitoly о textilnem umeni. Praha, 1980.
- Maritain J. Art and Scholasticism. N.Y., 1930.
- Maritain J. Reflections on Sacred Art. In: Modern Sacred Art, London, first published, 193 8.
- On the Caracteristics of Animals, trans. A. F. Sholtfield. Cambridge, Mass. 1956.
- Panofsky E. The History of the Theory of Human Proportions as a Reflection of a History of Styles. In: Meaning in the Visual Art. Garden City, 1955.
- Philips, B. Tapestry. London, 2000., 240 p.
- Shepard, Odell, The Lore of the Unicorn. Boston, 1930.
- Thomas M. et aut. L’art textil. Geneve, 1985.
- Verlet, P et aut. The book of tapestry. Lausanne, 1978., 230 p.
- Williamson, John, The Oak King, The Holly King and The Unicorn. NY, 1986.
- Wordwell A. Material matters. Cleveland, 1984.1. Иллюстрации1. Заяц.
- Коптская ткань, Египет, 4 в., ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва.
- Приношение волхвов со св. Эразмом и св. Доротеей, 1. Германия, ок. 1470 г.
- Анжерский Апокалипсис. Сцена 41.
- Франция, кон. 14 в., Замок Анжер.
- Дама с Единорогом. Моему единственному желанию.
- Франция, 1490−1500 гг., Музей Клюни.1. Легенда о св. Стефане.
- Франция, 1490 г., Музей Клюни.
- Геральдическая шпалера Бофор Тюренн — Комминг.
- Франция, кон. 14 в., Музей Метрополитен.
- Охота на Единорога. Единорог перепрыгивает поток.1. Франция, сер15 в.
- Музей Клойстерс, Нью-Йорк.i. ah ", W .rt ЧШл1. A'