Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Суггестивное воздействие художественного телевидения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1. С.120−139- Цехоня О. С. Восприятие телевизионных каналов различными социальными группами телеаудитории. Дисс. канд. психол. наук. М., 1998. посвящено лишь небольшое количество работ. Их, в свою очередь, можно разделить на два главных направления: определение жанровых особенностей телевизионной продукции — труды О. Ф. Нечай, Н. В. Вакуровой, Л.И. Московки-на, Э.Г. Багирова1… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • Глава. /. Выявление эстетического (художественного) аспекта телевидения.стр. У. Телевидение как образ современной эпохи.стр. 2. Телевидение и искусство: суверенитет и опосредование. стр
    • 3. Природа телевидения и некоторые факторы его социальной детерминации .стр
  • Глава II. Двуединая проблема эстетического восприятия и феномена внушения (суггестии).стр. 1. Внушение (суггестия) и ее роль в художественной коммуникации (творчестве, восприятии). стр
  • ¿.Особенности художественного восприятия и методы усиления суггестивного воздействия телепроизведений. стр
    • 3. Манипулятивное воздействие художественного телевидения. стр

Суггестивное воздействие художественного телевидения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В жизни современного человека телевидение играет значительную роль. Достижения «голубого экрана» в развитии духовных и культурных потенций человека стали возможны благодаря удачному сочетанию технических достижений и выразительных возможностей телевизионного произведения. Реализм изображения, условность театрального действа, способность эмоциональной передачи напряженности массовых событий и, в то же время, интимность общения создают большие возможности для телевизионного творчества и максимального сближения в общении со зрителем. Комбинация движущегося изображения и изобразительно-выразительных средств телевидения (текстуальных и визуальных) облегчает усвоение и запоминание информации самой широкой аудиторией. Использование многочисленных спецэффектов, способных тонко подчеркнуть выгодные особенности показываемого, эффект присутствия и возможность рассказать о событии, по словам С. М. Эйзенштейна, в уникальный момент самого его свершения значительно усиливают эмоциональное воздействие.

Телевидение рассматривается в настоящей работе как сложный социокультурный и художественно-эстетический феномен.

Само содержание телевизионной программы, специфические особенности его преподнесения способствуют становлению телевидения не только как важнейшего информационного источника, но и как средства, с одной стороны, пропаганды, а с другой — культурно-эстетического воспитания.

Как показывает современная практика, именно телевидение наиболее эффективно и масштабно создает, хранит и транслирует образцы культурных ценностей. Экономические реалии и современные социальные тенденции способствуют стремительному развитию массовой культуры, что находит свое отражение и в телевизионной продукции. Телевидение превращается в глашатая новых образов и моделей поведения людей, формируя в сознании зрителя его личностную позицию в культуре, в обществе.

Подобная функциональная нагрузка способствует привлечению внимания к телевидению не только со стороны общественности, но и представителей различных областей научного знания: культурологов, психологов, социологов, лингвистов, специалистов по коммуникационным процессам. Бесспорно, что феномен телевидения и его значимая социальная роль требуют подробного анализа и осмысления также со стороны философов и эстетиков.

Особое значение имеет изучение процесса формирования личности в рамках телевизионной коммуникации. Исходя из этого, представляется важным проанализировать особенности эстетического восприятия телеаудитории, обратиться к суггестивным средствам телевизионного воздействия, как позитивного, так и негативного характера, что, по мнению автора, откроет новые перспективы для научных исследований в области воздействия телевизионных художественных произведений на реципиента.

Предмет исследования. Предметом данного диссертационного исследования являются сущность и роль суггестивного воздействия художественных телевизионных произведений на эстетическое восприятие реципиента. Осуществляется попытка выявления эстетического (художественного) аспекта телевидения, а также сути суггестии как понятия общей психологии, его проявлений в телевизионном художественном творчестве (позитивная суггестия, манипулятивное действие).

В работе освещаются особенности эстетического восприятия реципиентом телевизионной художественной продукции, а также некоторые методы усиления суггестивного воздействия, широко используемые при создании телепрограмм.

Степень разработанности темы. Значительное количество теоретических работ в области телевидения посвящено процессу исторического развития и техническим особенностям этого средства массовой коммуникации. В качестве образцов следует назвать труды известных зарубежных и отечественных авторов: А. Моля, М. Маклюэна, Р. Вильямса, Ю. Хабермаса, А .Я. Юровского, Г. Г. Почепцова, P.A. Борецкого, E.H. Шапинской1 и др.

Другое направление исследований представляют труды, в которых в русле психологического и социопсихологического подходов изучаются информационные методы воздействия на человеческое сознание, а также личностные мотивы и ценности, в соответствии с которыми реципиент выбирает и интерпретирует содержание телевизионной продукции. Это работы А. Маслоу, Г. Лассуэла, Г. Маркузе, К. Г. Юнга, В. И. Михалковича, П.С. Гуре-вича, Л. В. Матвеева, М.М. Назарова2 и ряд других.

Особое значение имеет анализ процесса формирования личности в структуре коммуникативного процесса, происходящего во время получения, обработки и усвоения информации. Эта тема представлена в работах: П. л.

Козловски, М. С. Кагана, В. И. Самохваловой, О. С. Цехони и др.

Несмотря на кажущееся многообразие существующих теоретических исследований специфики телевизионной коммуникации, философско-эстетическому осмыслению художественной составляющей телевидения.

1 Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1996, Он же. Социодинамика культуры. М., 1973; McLuhan M. The Gutenberg Galaxy. N-Y., 1962, Ibid. Understanding media: The Extensions of man. N-Y, 1967; Williams R. Television. Tehnology and Cultural form. L., 1974; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000; Юровский А. Я. Телевидение — поиски и решения. М., 1975; Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2003, Он же. Информационные войны. М., 2001; Борецкий P.A. В Бермудском треугольнике ТВ. М., 1998; Шапинская E.H. Философско-эстетический анализ масс-медиа// Философские науки,.

2000, № 3. С. 54−82.

2 Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003; Лассуэл Г. Коммуникативный процесс и его структуры//Современные проблемы социальной коммуникации. СПб., 1996; Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2003; Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991, Он же. Психоанализ бессознательного. М., 1994; Михачкович В. И. Телевидение и зритель: феноменология общения: Научн. докл. .д-ра филос. наук/ Гос. Институт искусствознания. М., 1996; Гуревнч П. С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991; Матвеев Л. В. и др. Психологический анализ телевизионного общения// Вестник Рос. гуман. науч. фонда. М., 2002, № 1. С.158−168- Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методологический анализ и практика исследований. М., 2002.

3Козловски П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997; Каган М. С. Морфология искусства. Л., 1972; Самохваюва В.II. Мифы для массового человека//Полигнозис. М.,.

2001, № 1. С.120−139- Цехоня О. С. Восприятие телевизионных каналов различными социальными группами телеаудитории. Дисс. канд. психол. наук. М., 1998. посвящено лишь небольшое количество работ. Их, в свою очередь, можно разделить на два главных направления: определение жанровых особенностей телевизионной продукции — труды О. Ф. Нечай, Н. В. Вакуровой, Л.И. Московки-на, Э.Г. Багирова1 и другихсопоставление телевидения с другими видами искусства, главным образом, кинематографом и театром, и выделение собственного изобразительно-выразительного языка «нового искусства» -труды С. А. Муратова, Ю. А. Богомолова, Ю. П. Буданцева, В. Г. Кисунько, А.Г. Соколова2 и др.

Использование вышеназванных исследований позволяет глубже прояснить специфику самого феномена телевидения, а также приблизиться непосредственно к предмету данной диссертации — анализу сущности и роли суггестивного воздействия телепроизведения на реципиента.

Наиболее близко к теме настоящего исследования стоит докторская диссертация И. Л. Галинской «Художественно-философские основы и суггестивность литературного произведения», 3 опыт которой учитывается диссертантомно прямой перенос наблюдений и выводов из области литературы в сферу телевидения, естественно, не был возможен.

Цель и задачи данного исследования. Целью работы является изучение феномена суггестивного воздействия художественной телевизионной продукции на зрителя. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

• проанализировать имеющийся спектр различных научных точек зрения относительно соотнесенности телевидения с другими видами искусства;

1 Нечай О. Ф. Телевидение как художественная система. Минск, 1981, Она же. Ракурсы: о телевизионной коммуникации и эстетике. М., 1990; Вакурова Н. В., Московкин Л.II. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997; Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.

2 Муратов С. А. ТВ — эволюция нетерпимости: История и конфликты этических представлений. М., 2000;

Богомолов Ю. А. Проблема времени в художественном телевидении. М., 1977, Он же. Между мифом и искусством. М., 1999; Буданцев Ю. П. В контексте жизни. Системный подход и массовая коммуникация. М., 1979; Кисунько В. Г. Телевизионное искусство. Статья опубл. на сайте http://www.oval.ru/enc/71 192.htmlСоколов А. Г. Природа экранного творчества: Психологические закономерности. М., 2004.

• выявить специфическую природу телевидения и определить его аспекты как художественно-эстетического феномена;

• рассмотреть некоторые процессы социальной детерминации телевидения, ставшие реальностью благодаря синтезу высокого уровня технических достижений, исторически предшествующих видов коммуникации и художественного творчества;

• определить суть феномена внушения (суггестии) как важного понятия не только психологии, но также теории коммуникации и эстетики;

• уяснить разнонаправленные тенденции суггестивного воздействия и их последствия;

• проанализировать, каким образом позитивная эстетическая суггестия воздействует на зрителя;

• выявить методы и последствия манипулятивного воздействия художественного телевидения.

Методология диссертационной работы. Методологической основой исследования является историко-генетический метод. При уточнении современного статуса художественного телевидения автор работы руководствовался принципами философско-эстетического анализа данного объекта. В то же время диссертант исследует телевизионный феномен в рамках широкого культурфилософского подхода, при котором телевидение рассматривается в тесной связи со многими явлениями духовной и материальной культуры (социальные детерминанты, язык, массовая коммуникация и др.).

При рассмотрении генезиса и специфики художественного телевидения особое внимание придается межвидовому родству искусств, предполагающему определенное единство творческих целей, социальнокультурных и.

3 Гачинская //.77. Художественно-философские основы и суггестивность литературного произведения. Дисс. д-ра философ, наук. М., 1985. личностных функций. В понимании природы искусства и особенностей его воздействия на зрителя диссертант опирается на идеи известных мастеров живописи, театра и кино (С.М. Эйзенштейна, Г. А. Товстоногова, В. Кандинского и др.)1, а также на работы известных отечественных и западных культурологов, искусствоведов, философов (Ж. Бодрийяра, Ж. Лакана, У. Эко, В. Б. Шкловского, М. М. Бахтина, М. С. Кагана, А. И. Липкова, A.A. Новиковой).2.

Изучение суггестивного воздействия художественного телевидения потребовало обращения к междисциплинарным исследованиям (на стыке культурологии, психологии, социологии, лингвистики).

Научно-практическая значимость диссертации. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные выводы об особенностях природы телевидения и психологических закономерностях его функционирования обогащают понимание процессов массовой коммуникации в целом, и телевизионных в частности. Эти выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения телевидения как феномена культуры, а также позволяют расширить теоретические представления в области эстетики.

Содержание работы, полученные результаты и главные выводы могут быть применены в вузовских лекционных курсах и практических занятиях, а также в семинарах по повышению квалификации работников телевидения, посвященных следующим проблемам: телевидение как средство формирования культурных ориентацией личностителевидение — телезритель: проблемы взаимодействияпсихологические особенности коммуникативного телевизионного пространства.

1 Эйзенштейн С. М. Психологические вопросы искусства. М., 2002; Товстоногов Г. А. Билет в 10 ряд// Телевидение и радиовещание. М., 1973, № 9. С.10−23- Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992.

2 Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995; Лакан Ж. Телевидение. М., 2000; Эко. У. Отсутствующая структура.

Введение

в семиологию. М., 1998, Он же. От Интернета к Гутенбергу// Новое литературное обозрение, 1998, № 32. С.5−14- Шкловский В. Б. Художественная проза. Размышления и разборы. М., 1961; Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Липкое А. И. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона [эйзенштейновский]. М., 1990; Новикова A.A. Телевидение и театр: пересечения закономерностей. М., 2004.

Апробация. Основные положения данного диссертационного исследования изложены в публикациях автора (перечень прилагается в конце автореферата). Диссертация прошла обсуждение на заседаниях кафедры эстетики философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова 14 ноября 2005 г., протокол № 5 и 13 февраля 2006 г., протокол № 10.

Структура работы. Диссертация включает в себя введение, две главы (в каждой по три параграфа), заключение и библиографию. Исходя из поставленных цели и задач исследования, а также избранной методологии, представилось целесообразным разделить основную часть на две главы. В первой речь идет о выявлении эстетического (художественного) аспекта телевидения, его специфике как «нового вида искусства», а также о некоторых воздействующих на телевизионные особенности факторах социальной детерминации. Во второй главе рассмотрены феномен внушения («суггестии»), позитивные и негативные проявления его в художественной коммуникации, влияние на зрителя.

Заключение

.

О телевидении написаны работы представителями самых разных областей человеческого знания — философами, социологами, культурологами, психологами, эстетиками, искусствоведами. Несмотря на кажущуюся легкость предмета изучения, приходится столкнуться с его сложной, многоуровневой системой, где тесно переплетены культурные, исторические, личностные и социальные факторы.

Результаты проделанного исследования можно суммировать и обобщить в виде следующих положений:

1. Благодаря наличию эстетической и коммуникативной сторон телевидения, это средство массовой коммуникации является не только социальным институтом, формирующим новые типы поведения людей, но и феноменом художественной культуры.

2. Телевидение преобразует взаимоотношения человека с окружающей его действительностью благодаря полифоничным по характеру изобразительным средствам, а также уникальным методам воздействия — масштабности, иллюзорности, доступности и прочим.

3. Телевизионное воздействие нацелено на сознательную и бессознательную области нашей психики. Характер осуществляемого на реципиента влияния зависит от содержательной нагрузки телепередачи, а также от социально-психологических характеристик самого зрителя. В самой структуре художественного произведения различаются смысловой и потенциальный аспекты. Последний заключает в себе несколько возможных прочтений произведения, исходя из чего (в совокупности с первым) определяется конечный эстетико-психологический «заряд».

4. Ключевой для нашего исследования является проблема внушения («суггестии»), к осмыслению которой обращаются психология, теория коммуникации, эстетика.

5. В основе любого художественного произведения заложены импульсы внушения и заражения, что является некой «презумпцией коммуникативности» произведения. Коммуникативная суггестия формируется посредством вербальных (слово, текст, дискурс) и невербальных (мимика, жесты, действия другого индивида, окружающая обстановка) средств.

Телевизионное искусство как совокупность видов художественной деятельности в зрелищной и доступной форме использует данный суггестивно-действенный потенциал. Обеспечение снижения порога критического и логического восприятия открывает широкие перспективы для внушения информации. Среди различных методов воздействия на реципиента массовая коммуникация наиболее значимое место отводит именно суггестивным средствам.

6. Это приводит не только к позитивному эстетическому воздействию на зрителя транслируемой телепродукции, но и к негативному манипулятивному внушению.

7. Суггестивное влияние произведения искусства зависит от стилевых тенденций, личностных особенностей реципиента, а также от выбранных художественных методов.

8. Обращение к теории «аттракциона в искусстве» как элемента информационного процесса, который помогает привлечь внимание аудитории к самому акту коммуникации, представляется весьма важным в применении к телекоммуникации. Аттракцион производит не только чувственное воздействие на психику человека, но и служит средством провоцирования наперед известного условного рефлекса, который вызывающего определенные эмоции и ассоциации.

9. В последнее время, исследуя нравственно-психологическое и эстетическое влияние телевизионного экрана на человека, часто говорят о манипулятивном характере внушения, что влечет за собой негативные последствия — систематическое разрушение психологической защиты человека, способности критически оценивать происходящее. Особенности телевизионных средств выражения, возможности телеэкрана развлекать, создавать, фантазировать порождают иллюзорную картину человеческого бытия, из-за чего с легкостью нарушается границы информационной безопасности. Но нельзя «отмахнуться» от этого феномена, поскольку мы живем во времена бурного развития технологий и массовых коммуникаций. Для многих телевизионный экран является если не единственным, то главным средством информации, воспитателем вкуса, познания окружающей действительности.

Ю.Телевидение глубоко преобразует мир, и осмысление проблем, с ним связанных, требует самого пристального внимания, чтобы воспользоваться его полезными и уникальными особенностями и суметь защититься от негативных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Д. Социально-психологическое воздействие рекламного сообщения на целевую аудиторию. М., 1999.
  2. Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. М., 1999.
  3. Т.З. Мотивационно-целевой анализ телепередач: (Формула успеха телепередачи). М., 1994.
  4. Т.В. Культура информационного общества// Идеи в культурологии XX: Сб. обзоров. М., 2000. С.74−94.
  5. Аристотель. Риторика. Поэтика. М., 2000.
  6. Р. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.
  7. Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
  8. М.Н. Изображение и слово в эволюции художественной культуры. Первобытное общество. М., 2004.
  9. Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.
  10. А.А. Телевидение как инструмент воздействия на общественное сознание/ Ломоносовские чтения, 2003. Т.1. Статья опубликована на сайте http://lib.socio.msu.rU/l/library
  11. Х.Барт Р. Избранные работы. М., 1994.
  12. М.Басин Е. Я. Искусство и коммуникация. Очерки по истории философско-эстетической мысли. М., 1999.
  13. Ъ.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  14. Е.Ю. Информационная составляющая в генезисе картины мира// Полигнозис. М., 2001, № 1. С.26−31.
  15. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
  16. Хв.Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 2004.
  17. М.Березин В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М., 2002.
  18. ХЪ.Березин В. М. Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура. М., 2003.
  19. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1996.
  20. Ю.Бехтерев В. М. .Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 2001.21 .БовеК.Л., Арене У. Ф. Современная реклама. М., 1995.
  21. Ю.А. Проблема времени в художественном телевидении. М., 1977.2Ъ.Богомолов Ю. А. Между мифом и искусством. М., 1999.
  22. . Система вещей. М., 1995.2Ь.Бодрийяр Ж. Экстаз коммуникации. Материал опубликован на сайте http://ivanem.chat.ru/extaz.htm2 В.Борецкий P.A. В Бермудском треугольнике ТВ. М., 1998.
  23. P.A. Информационные жанры телевидения. М., 1961.
  24. Т.А. Современные тенденции в системе функциональных стилей русского языка. М., 1996.
  25. Ю.П. В контексте жизни. Системный подход и массовая коммуникация. М., 1979.
  26. Т.В., Стексова Т. Н. Проявление языковой агрессии в СМИ// Юрислингвистика-2: Русский язык в его естественном и юридическом бытии. Барнаул, 2000. С. 173−181.
  27. Т.В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира. М., 1996.
  28. Ъ2.Бычков В. В. Эстетика: Учебник. М., 2002.
  29. Н.В., Московкин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997.
  30. ЪА.Варламова Е. Ю. Визуальное моделирование как инструмент психологического воздействия // Материал опубликован на сайтеhttp://lib.socio.msu.ru/l/library
  31. О. С. Восприятие телевизионных каналов различными социальными группами телеаудитории. М., 1998.3 В.Вильчек В. М. Контуры. Наблюдения о природе телеискусства. Ташкент, 1967.
  32. О.Т. Творческое наследие Б.Ф. Поршнева и его современное значение//Политая, 1998, № 2. С. 14−22.
  33. E.H. Вначале было не слово началом была суггестия// Статья опубликована на сайтеhttp://evolkov.iatp.ru/PorshnevBF/Volkov E In the beginning there was s uggestion
  34. B.B. Маркетинговые коммуникации в журналистике. Конспект лекций. СПб., 2000.
  35. ВыготскийЛ.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М., 1994.41 .Гадамер A.A. Актуальность прекрасного. М., 1991.
  36. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии в 3-х тт. М., 2001.
  37. С.Н. Социальная коммуникация в новой философской парадигме// Межд. конгресс «Наука, образование, культура на рубеже тысячелетий». Томск, 2000, Т. 6. С. 4−8.
  38. Гете И.-В. Собрание сочинений в 10-ти тт. М., 1975.
  39. М.Я. Ритм в архитектуре. М., 1923.
  40. AI .Голдовская М. Е. Творчество и техника. М., 1986.
  41. М.Е. Человек крупным планом. М., 1981.
  42. Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия/
  43. РАН. Ин-т философии. М., 1999.
  44. П. С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991.
  45. Давайте говорить правильно! Новейшие и наиболее распространенные заимствования в современном русском языке. Краткий словарь-справочник. М., 2004.
  46. A.C. Творческая аура в цифровом стандарте// Человек. М., 2001, Вып.1.С.113−117.63Дробышева Е. П. Ситуация постмодерна: философия и искусство// Перспективы философии и философского образования в XXI в. Новосибирск, 2002. С. 227−229.
  47. Е.В., Жидкое B.C., Соколов К. Б., Хренов Н. Введение в социологию искусства. СПб., 2001.
  48. .А. Информационно-коммуникативная психосоциология. М., 2004.вв.Егоров В. Телевидение: теория и практика. М., 1993.
  49. М.С. Эстетическое воспитание и массовые коммуникации. Ташкент, 1990.
  50. Ю.Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.
  51. Х.Зыков В. В. Основы информационной культуры. Тюмень, 1999.
  52. Искусство в ситуации смены циклов. Сб. статей РАН. М., 2002.
  53. М.С. Морфология искусства. Л., 1972.
  54. А.Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992.
  55. И. Сочинения в 8 тт. М., 1994.1 В.Каптеров А. И. Виртуальность культуры: прошлое, настоящее, будущее// Культурология: новые подходы. М., 2000, № 8. С. 19−38.1. .Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.
  56. О.Н. Авторство как художественно-эстетическая проблема (на материале современного художественного телевидения). Автореф. дисс. .канд. филос. наук. М., 1997.
  57. В.Г. Телевизионное искусство. Статья опубликована на сайте http://bse.chemport.ru/televizionnoe iskusstvo. shtml
  58. ЪЪ.Козюлин С. Ю. Виртуальная реальность в психологии и эстетике// Мир и человек в психологии и искусстве: Материалы VIII студ. научн. конф. и III пед. чтений, 26−28 февр., 2001 г. Архангельск, 2001. С.24−28.
  59. ЪА.Колъцова Е. Ю. Массовая коммуникация и коммуникативное действие//
  60. Социологический журнал. М., 1999, №½. С.77−86.85 .Корнилова E.H. Риторика искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 2002.
  61. A.B. Эстетика рекламы. М., 2000.
  62. В.П. Что такое искусство?// Феникс. Ежегодник кафедры культурологии. Саранск, 2001. С. 138−151.
  63. Г. В. ТВ-журналистика. Критерии профессионализма М., 2004. 91 .Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.
  64. . Телевидение. М., 2000.93 .Лассуэл Г. Коммуникативный процесс и его структуры// Современные проблемы социальной коммуникации. СПб., 1996.
  65. Д.А. Введение в психологию искусства. Изд-во Моск. ун-та, 1998.
  66. Д.А. Психология смысла: Автореф. дисс.. доктора психол. наук/ Моск. Гос. Ун-т им. М. В Ломоносова. Фак-т психологии. М., 1999.
  67. Г. Э. Избранные произведения. М., 1953.
  68. А.И. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона эйзенштейновский. М., 1990.
  69. А.Г. Творчество как условие восприятия художественного произведения// Философия. Информация. Управление. М., 2000. Вып 1. С.27−37.
  70. А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.
  71. А. Ф. Статья «Эстетика»//Философская энциклопедия. М., 1968.
  72. Ю.М. Избранные статьи в 3-х т. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992.
  73. Т. Планирование общения и интерсубъективное приспособление перспектив коммуникативных жанров// Социальныепроцессы на рубеже веков: феноменологическая перспектива. М., 2000. С.27−36.
  74. О.Т. Методологические проблемы исследования эффективности СМИ. Автореф. дисс.. д-ра социолог, наук. Минск, 1991.
  75. Н. Виртуальная реальность в искусстве и эстетике// Кино: методология исследования. М., 2001. С.7−16.
  76. Г. Одномерный человек. М., 2003.
  77. А. Мотивация и личность. СПб., 2003.
  78. В.Л., Мочалова Ю. В., Аникеева Т. Я., Караванова Е. Е. Психологический анализ телевизионного общения// Вестник Рос. гуман. науч. фонда. М., 2002, № 1. С.158−168.
  79. Мигунов A.C. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине XX века. М., 1991.
  80. В.В. Культура в пространстве глобальной коммуникации// Вестник Рос. Фил. общ-ва. М., 2002, № 1. С. 19−24.
  81. В. И. Изобразительный язык СМК. М., 1994.
  82. В.И. Очерки теории ТВ. М., 1996.
  83. В.И. Телевидение и зритель: феноменология общения: Научн. докл. .д-ра филос. наук/ Гос. Институт искусствознания. М., 1996.
  84. В.И. Философия и информация// Информатизация общества и социализация информатики. М., 1998. С.47−60.
  85. А. Социодинамика культуры. М., 1973.
  86. А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1996.
  87. С.А. ТВ эволюция нетерпимости: История и конфликты этических представлений. М., 2000.
  88. И.В. Проблема телесной выразительности// Метафизические исследования. СПб., 2000, Вып.15. С.132−145.118 .Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методологический анализ и практика исследований. Изд. 2-е. М., 2002.
  89. Е.А. О влиянии новых коммуникативных технологий на конструирование субъекта и общества постмодерна// Методология науки. Томск, 1998. Вып. 3. С.129−134.
  90. Т.В. Массовое сознание: Статья вторая// Credo. Оренбург, 2000, № 4. С. 97−105.121 .Невярович В. К. Терапия души. 2 изд. (доп.). М., 2000.
  91. О.Ф. Телевидение как художественная система. Минск, 1981.
  92. МЪ.Нечай О. Ф. Ракурсы: о телевизионной коммуникации и эстетике. М., 1990.
  93. И.В. Человек в «постиндустриальном мире»: сверхкультура или «посткультура» участь человека в информационном обществе?// Образование в информационном обществе. Бийск, 2000. С. 74−81.
  94. A.A. Телевидение и театр: пересечения закономерностей. М., 2004.126 .Овчинникова K.P. Креативность мышления как элемент информационной культуры// Вестник Челябинского университета. Сер.5. Педагогика. Психология. Челябинск, 1999, № 1.С.103−108.
  95. ХИ.Одаренко О. В. Хождение по виртуальным мирам: Взгляд на русскую культуру с позиций виртуалистики//Философский век, 10: философия как судьба: Российский философ как социокультурный тип. СПб., 1999. С. 161−166.
  96. А. Виртуальная реальность. Пространство экранных культур как среда обитания. М., 1997.
  97. В.И. Роль социальной группы в формировании коммуникативно-аргументационного поля реципиента// Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке: Материалы VI Межд. Научной конренции, 22−24 июня 2000 г. СПб., 2000. С.90−92.
  98. Ортега -и -ГассетХ. Избранные труды. М., 2000.
  99. Е.Б. Восприятие искусства как аналог творчества// Философия и современные проблемы гуманитарного знания. М., 2000.
  100. В. Новая сетка: ловись рейтинг, большой и маленький/ Рекламный мир, 2001, № 5. С. 17−23.
  101. Платон. Сочинения в 4-х тт. М., 1913.13 б. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблема палеопсихологии). М., 1974.
  102. ПочепцовГ.Г. Информационные войны. М., 2001.
  103. Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М., 2004.
  104. Г. Г. Теория коммуникации. М., 2003.
  105. Г. Направленность художественной формы//Художник и публика. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1998.
  106. М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период. Изд-во Моск. Ун-та, 2000.
  107. Е.И. Психологические проблемы современной журналистики// Вестник Моск. Ун-та, сер. 10. Журналистика, 2001, № 3. С.50−59.
  108. В.И. Собрание сочинений в 3-х тт. М., 1974.
  109. Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001.
  110. К.Э. Массовая культура и современные технологии//Науки окультуре шаг в XXI в. М., 2001. С. 15−17.
  111. К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса// Вопросы филослфии. М., 2002, № 8. С. 24−41.
  112. В.М. Техническая реальность и ее влияние на искусство (3 этапа расколдовывания техники)//Полигнозис. М., 2001, № 1. С.76−83.
  113. Ю.И. Художественный образ как источник информации// Пространство культуры. СПб., 2001. С.22−28.
  114. О.П. Философско-методологический анализ человека в постиндустриальном информационном обществе// Вестник Фонда развития политического центризма. М., 2001, № 7.С. 57−64.
  115. O.P. Виртуальная реальность в эстетике глобального телевидения// Вестник Ульяновского Гос. Техн. Ун-та. Сер. «Гуманитарные науки и экология». Ульяновск, 1999, № 4. С.29−36.
  116. В.И. Масскульт и маленький человек// Философские науки, 2001, № 1. С. 120−139.
  117. .П. Тошнота. СПб., 2001.
  118. Н.В. Рекламная коммуникация: от реальности к мифу. Дисс.. канд. филол. наук/ МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак-т журналистики. М., 1997.
  119. JI.B. Россия: проблема духовности и информационная культура. Реф.// Культурология XX век. М., 2000. Вып.1. С. 233−254.
  120. М.И. Убеждающее воздействие публицистики. Киев, 1986.
  121. B.JI. Экранная информация в социокультурных процессах XX столетия/ Философская и социальная мысль. Киев, 1994, 4.1, 2. С. 6472.
  122. СМИ: история и современность. Сб. научных трудов. Чебоксары, 1999.
  123. С.А. Компьютерное искусство как философско-эстетический феномен. Автореф. дисс. .кандидата филос.наук. РАН, Институт философии. М., 1998.
  124. Средства массовой информации. Сб. нормативно -правовых документов. М., 2000.
  125. Телевизионные спектакли. Сост: Е. И. Олейник. М., 2000.
  126. Телевизионные художественные фильмы. Сост: Е. И. Олейник. М., 2000.
  127. В.П. Вспоминая Маршалла Маклюэна. Материалы опубликованы на сайте http://www.mgimo.ru/kf/MEDIA/rns04/index.htm
  128. В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия. Исследования опыта Запада. М., 1999.
  129. Г. А. Билет в 10 ряд// Телевидение и радиовещание. М., 1973, № 9. С.10−23.
  130. Э. Третья волна. М., 1999.
  131. Е. Информационное общество и книги для элит и масс// Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2000. С. 169−184.
  132. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
  133. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси, 1991.
  134. Э. Бегство от свободы. Минск, 2004.
  135. МЪ.Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.174 .Цехоня О. С. Восприятие телевизионных каналов различными социальными группами телеаудитории. Дисс. .канд. психол. наук. М., 1998.
  136. Т. Телерадиоэфир. М., 1992, № 7. С.36−44.
  137. И.Ю. Заговор народа. Как создать сильный политический текст. М., 2002.
  138. И.Ю. Дом колдуньи: суггестивная лингвистика о тайнах вербальной магии. СПб., 1996.
  139. E.H. Телевидение в контексте современной культуры. Вопросы теории// Философские науки, 2000, № 3. С. 55−82.
  140. Е.Ю. Информационная культура цивилизации на пороге следующего тысячелетия// Философия, культура и современность. Саратов, 2000. Вып.2. С. 62−71.
  141. В.Б. За 60 лет: Работы о кино. М., 1985.
  142. С.М. Психологические вопросы искусства. М., 2002.
  143. Эко У. Отсутствующая структура. М., 1998.
  144. А.Я. Телевидение поиски и решения. М., 1975.
  145. ЮнгК. Г. Архетип и символ. М., 1991.
  146. ЮнгКГ. Психоанализ бессознательного. М., 1994.
  147. Е.Г. Художник в технотронном мире// Эстетическое как совершенное. М., 1995.
  148. Е.Г. Эстетика. М., 2001.
  149. Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986. С. 17−58.
  150. И.А. Проблемы психологического влияния СМИ// Актуальные проблемы гум. наук. Магнитогорск, 2000.
  151. К. Смысл и назначение истории. 2 изд. М., 1994.
  152. К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 тт. СПб., 1996.
  153. .
Заполнить форму текущей работой