Эстетика Скрябина и русский символизм
Диссертация
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 9 публикациях, вышедших в специализированных изданиях и сборниках материалов научных конференций, а также изложены в докладах на международной конференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство» (2003), на международной научно-практической конференции «Gratias agimus: Философско-эстетические штудии» (2007… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Синтез искусств и мессианизм художника как эстетические константы символистской эпохи
- 1. 1. Нравственно-эстетические искания на рубеже XIХ-XX веков
- 1. 2. Эстетика и художественная практика символизма
- 1. 3. Синтез искусств в эстетической системе символизма
- Глава 2. Реализация идеи синтеза искусств в «Поэме Экстаза» и «Прометее» А. Скрябина
- 2. 1. Синкретизм, синтез, светомузыка 2.2. «Поэма экстаза» 2.3. «Прометей»
- Глава 3. «Мистерия» как попытка воплощения идеи мессианизма в творчестве Скрябина
- 3. 1. «Мистерия»: соединение теургического и эстетического начал 3.2. «Мистерия»: творческое поражение или нравственная победа
Список литературы
- Альшванг А.А. Александр Николаевич Скрябин // Советская музыка. — 1940. -№ 4.-С.З 5.
- Альшванг А.А. Александр Николаевич Скрябин (1872−1915). К 25-летию со дня смерти. М. JI.: Музгиз, 1940.- 64 с.
- Амброс А.В. Границы музыки и поэзии. СПб., — М.: В. Бессель и К., 1889. — 144 с.
- Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М.: Наука, 1969. — 223 с.
- Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. J1. М.: Искусство, 1966. -243 с.
- Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX вв. 2-е изд. — JI.: Музыка, 1979.- 341 с.
- Бандура А. Ржавый след пошлости // Советская Россия. 1993. 6 июля (№ 79). — С.З.
- Бальмонт К.Д. Звуковой зазыв // Бальмонт К. Избранное. — М.: Худ. литра, 1980. 742 с.
- Бальмонт К.Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина.- М., нотный маг. Рос. муз. изд-ва, 1917.- 24 с.
- Бандура А.И. Александр Скрябин. Челябинск: Аркаим, 2004. — 381 с.
- Белый А. Арабески. Книга статей. М.: Мусагет, 191 1. — 501 с.
- Белый А. Глоссолалия. Поэма о звуке. Берлин: Эпоха, 1922. — 131 с.
- Белый А. Критицизм и символизм // Весы. 1904. — № 2. — С.1 — 13.
- Белый А. Между двух революций. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934.-409 с.
- Белый А. Начало века. М. Л.: ИХЛ, 1933. — 503 с.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. — 525 с.
- Белый А. Символизм: Книга статей. М.: Мусагет, 1910. — 633 с.
- Белый А. Стихотворения и поэмы. М.- Л.: Советский писатель, 1994.656 с.
- Белый А. Фридрих Ницше // Весы. 1908.- № 9.- С. 30 — 39.
- Бенуа А. Художественные письма // Речь, 1909. 19 июня (2 июля) № 165. -С.2.
- Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. Собр. соч. в 4-х т. 3-е изд. — Paris: YMCA — press, 1989. — Т. 1, — 425 с.
- Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.- 173 с.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. Собр.соч. в 4-х т. 3-е изд. — Paris: YMCA — press, 1991. — Т.2.- 451 с.
- Блок А. Собр. соч.: В 8 т. / Под ред. В. Н. Орлова. Т.8. Письма. М. — Л.: Гослитиздат, 1963. — 771 с.
- Блок А. Судьба Аполлона Григорьева. Собр. соч. в 5 т. М. Н., 1962. — Т. 5.-С. 787.
- Бобровский В.П. О драматургии скрябинских сочинений // Советская музыка. 1972. — № 1. — С.114−119.
- Богомолов Н.А. В зеркале «серебряного века»: Русская поэзия начала XX века. М.: Знание, 1990. — 39 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988, — 495 с.
- Борев Ю. Б. О трагическом. М.: Советский писатель, 1961. — 392 с.
- Борисова Е.А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М.: ГАЛАРТ, 1994. -359 с.
- Борисов-Мусатов. Альбом. Л.: Аврора, 1979. — 222 с.
- Брюсов В. Дневники 1891−1910. М.: М. и С. Сабашниковы., 1927. — 203 с.
- Брюсов В. Из моей жизни: Автобиографическая и мемуарная проза М.: Терра, 1994.- 267 с.
- Брюсов В. Ненужная правда // Мир Искусства. 1902. — № 4. — С. 68.
- Брюсов В.(Рец. на: E.Verhaeren. Les Villes Tentaculaires) // Весы.- 1904. -№ 3.-С. 54−55.
- Брюсов В. Я. Русские символисты. Вып. 1−3. 1894- 1895. М.: В. А. Маслов. — 149 с.
- Бугаев Б. (А. Белый) Детская свистулька // Весы. 1907. — № 8. — С. 54- 58.
- Бугаева К.Н. Воспоминания о Белом. — Berkeley: Berkeley Slavik specialities, 1981. -392 с.
- Бэлза И.Ф. Александр Николаевич Скрябин. М.: Музыка, 1982. — 176 с.
- Вагнер Р. Избранные работы // История эстетики в памятниках и документах. — М.: Искусство, 1978. 695 с.
- Ванечкина И. JL, Галеев Б. М. Поэма огня: концепция светомузыкального синтеза А. Н. Скрябина. Казань. Изд-во Казан, ун-та, 1981.- 168 с.
- Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. 2-е изд. -Л.: Художник РСФСР, 1983. — 233 с.
- Ванслов В, В. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1956.371 с.
- Василенко С. Воспоминания.- М.: Советский композитор, 1979. 375 с.
- В защиту искусства (ответ И.Я. Гинзбургу) // Сергей Дягилев и русское искусство: В 2-х т.- М., 1982. Т. 1. — С. 204.
- Власов В. Г. Стили в искусстве: Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись. Скульптура. Словарь: В 2-х т. — Т.2. -СПб.: Кольна, 1995. — Т. 2. — 672 с.
- Волошин М. Лики творчества.- Л.: Наука, 1989.- 848 с.
- Вольфинг. О музыкальной критике // Золотое руно. 1909. — № 7−8-9. — С. 126−131.
- Вольфинг. Модернизм и музыка. Статьи критические и полемические 1907−1911. -М.: Мусагет, 1912.-448 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. — М.: Искусство, 1986.572 с.
- Гайдепко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.:
- Прогресс Традиция, 2001.- 468 с.
- Галеев Б.М. Скрябин и развитие видимой музыки. В сб.: Музыка и современность. — Вып. 6. — М.: Музыка, 1969. — С. 77- 141.
- Галеев Б.М. Рассказ о видимой музыке.- В сб.: Панорама. М.: Молодая гвардия, 1967. — С. 127- 130.
- Галеев Б.М. Синестезия форма невербального мышления // Язык науки языки искусства: IV Междунар. конф. «Нелинейный мир», Суздаль, 7−12 июня 1999 / Рос. гуманит. науч. фонд. — М., 1999. — С. 32.
- Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Лекции по эстетике. Собр. соч в 14 т. Т.12. -Кн. 1. М.: Соцэкгиз. Полиграфкнига, 1938. — 472 с.
- Гидони Г. Искусство света и цвета. Введение, генезис, форма, прогнозы. Л.: Печатное дело, 1930. 31 с.
- Гиппиус 3. Живые лица: стихи. Дневники. В 2-х кн. Кн. 1. — Тбилиси: Мерани, 1991.-397 с.
- Гнесин М.Ф. Статьи, воспоминания, материалы. М.: Советский композитор, 1961.- 324 с.
- Грузенберг С.О. Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества. Л.: П. П. Сойкин, 1924. — 254с.
- Данилевич Л. В. Александр Николаевич Скрябин. М.: Музгиз, 1953. -112 с.
- Данилевич Л.В. Скрябин и его время // Советская музыка. 1940. — № 4. -С. 6−13.
- Дельсон В. Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества. М.: Музыка, 1971.430 с.
- Долгов Н. К чему зовет мистический театр // Театр и искусство. 1907. № 23.-С. 379−380.
- Долгополов Л. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л.: Сов. писатель, 1988.- 416 с.
- Долгополов Л. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX начала XX вв.
- М.--Л.: Наука, 1964.- 189 с.
- Достоевский Ф. М. Об искусстве. Статьи и рецензии. Отрывки из «Дневника писателя». Письма. Из записных книжек. Из художественных произведений. Из воспоминаний о Ф. М. Достоевском. М.: Искусство, 1973 — 632 с.
- Дягилев С. П. В защиту искусства (ответ И.Я.Гинзбургу) // Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве. В 2 т. М.: Изобраз. искусство, 1982. -Т. 1.-493 с.
- Жаков К. Лимитизм. -СПб.: Валк, 1917. -20 с.
- Жаков К. Учение о душе. СПб.: Юрьев, 1917. — 16 с.
- Житомирский Д. Скрябин // Музыка XX века. М., 1977. Ч. 1. — Кн. 2. -66 с.
- Иванов Вяч. Борозды и межи. Опыты эстетические и критические. М.: Мусагет, 1916.-351 с.
- Иванов Вяч. Из области современных настроений // Весы. 1905. — № 6. -35- 39.
- Иванов Вяч. Кормчие звезды. Книга лирики. СПб.: тип. А. С. Суворина, 1903.-380 с.
- Иванов Вяч. Предчувствие и предвестие. М.: Гос. ин-т театр, искусства, 1991. — 125 с.
- Иванов Вяч. Прометей. Трагедия. СПб.: Алконост, 1919. — 76 с.
- Иванов Вяч. По звездам. Статьи и афоризмы. СПб.: ОРЬ1, 1909. — 438 с.
- Иванов Вяч. Родное и вселенское. Статьи. М.: Г. А. Леман и С. И. Сахаров, 1917.- 205 с.
- Иванов Вяч. Ты еси // Золотое руно.- 1907. № 7- 9. — С. 100 — 102.
- Ильин И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев. М.: Скифы, 1991. — 209 с.
- История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки. В 6 т. М., 1985−1990. — Т.5. — 665 с.
- Исупов К. Г. Антихрист: Антология. М.: Высш.шк., 1995. — 413 с.
- Каган М.С. Лекции по истории эстетики. В 4-х кн. — Кн. 1. — Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1973.-206 с.
- Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строя мира искусства. Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
- Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. — 107 с.
- Каратыгин В.Г. Скрябин. Пг.: Н. И. Бутковская, 1915. — 68 с.
- Каратыгин В.Г. О музыкальной критике вообще, о критиках Скрябина в частности и о его «Прометее» в особенности // Музыка. 1911.- № 31. — С. 655−659.
- Келдыш Ю.В. Русские композиторы второй половины XIX века. М.: Советский композитор, 1960. — 82 с.
- Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. Изд. 2-е доп. — М.: Советский композитор, 1972. —272 с.
- Лавров А. В. Русские символисты: этюды и разыскания. М.: Прогресс Плеяда, 2007. — 629 с.
- Лавров А. В. Этюды о Блоке. М.: Изд-во И. Лимбака, 2001. — 319 с.
- Лапшин И. И. Заветные думы Скрябина. Пг.: Мысль. 1922. 38 с.
- Лапшин И. И. Мистическое познание и «вселенское чувство». СПб.:
- Имп. Акад. Наук, 1905. 93 с.
- Лапшин И.И. Римский-Корсаков. Два очерка. Пг.: Гос.академ. филармония, 1922.-74с.
- Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Пособие для гимназистов старших классов и для начинающих филологов. В 2 ч. — 4.2. Богослужебные и сценические древности. — СПб.: тип. В. Безобразова и Комп., 1889. — 328 с.
- Левая Т.Н. Скрябин и художественные искания XX века. СПб.: Композитор, 2007. — 183 с.
- Левая Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М.: Музыка, 1991.- 164 с.
- Левая Т.Н. Gesamtkunstwerk Скрябина в художественно-эстетических рефлексиях XX века // «Прометей» 2000 (о судьбе светомузыки на рубеже веков). — Казань, 2000.- С. 36−39.
- Лентулова М.А. Художник Аристарх Лентулов. М.: Советский художник, 1969. — 142 с.
- Леонтьев К.Л. Музыка и цвет. М.: Знание, 1961. — 63 с.
- Леонтьев К.Л. Цвет Прометея. М.: Знание, 1965. — 127 с.
- Летопись жизни и творчества Скрябина / Сост. М. П. Пряшникова, О. М. Томпакова. М.: Музыка, 1985. — 295 с.
- Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII—XVIII вв.еков в ряду искусств. М.: Музыка, 1977. — 528 с.
- Ливанова. Т.Н. Музыка и живопись в Италии XVII—XVIII вв.еков (некоторые сопоставления) // Искусство Запада. М.: Наука, 1971. — С. 165 180.
- Лисса 3, Эстетика киномузыки. М.: Музыка, 1970. — 495 с.
- Лисса 3. Традиции и новаторство в музыке // Советская музыка. 1972. -№ 1.-С. 43 -50.
- Лопатин Л. Философское мировоззрение B.C. Соловьева // Лопатин Л. Философские характеристики и речи. М.: ACT, 2000. — 494 с.
- Лосев А.Ф. Мировоззрение Скрябина // Лосев А. Ф. Страсть к диалектике.
- М.: Советский писатель, 1990. 318 с.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. — 319 с.
- Лотмап Ю. Об искусстве. СПб.: Искусство СПб, 1998, — 702 с.
- Луначарский А.В. Значение Скрябина для нашего времени // А. Н. Скрябин и его музей. М.: МОНО, 1930. — С. 8−14.
- Луначарский А.В. Избранные статьи по эстетике. М.: Искусство, 1975. -391с.
- Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве. В 2-х т. М.: Советский художник, 1967.-Т. 1.-391 с.
- Лядов А.К. Из писем 1901−1909 гг. Петроград: Попечит. сов. для поощрения рус. композиторов и музыкантов, 1916. — 221 с.
- Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века. Мюнхен: ЦОПЭ, 1962. — 366 с.
- Мейерхольд В.Э. О театре. СПб.: Просвещение, 1913. — 208 с.
- Мережковский Д.С. Грядущий хам. СПб.: М. В. Пирожков, 1906. — 185 с.
- Мурина Е. Проблемы синтеза пространственных искусств. М.: Искусство, 1982. — 192 с.
- Неменова-Лунц М. С. Отрывки из воспоминаний об А. Н. Скрябине. СПб.: Сириус, 1916.- 14 с.
- Ницше Ф. Сочинения: В 10 т. Так говорил Заратустра. М.: М. В. Клюкин, 1900.-Т. 1.-360 с.
- Ницше Ф. Сочинения: В 10 т. По ту сторону добра и зла. М.: М. В. Клюкин, 1900. — Т.2. — 320 с. 132. Ницше Ф. Сочинения: В 10 т. Происхождение трагедии или Эллинизм и пессимизм. М.: М. В. Клюкин, 1903. — Т. 8. -399 с.
- Оссовский А. Письма А. Н. Скрябина к А.К. Лядову//Орфей. Книги о музыке. Кн. 1.-СП6., 1922.-С. 153−178.
- Очерки по истории эстетики: От Сократа до Гегеля. — М.: Мысль, 1979. -372 с.
- Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 1998. — 413 с.
- Письма А.Н. Скрябина к Н.В. Гурлянд. М.: Новая Москва, 1923. — 56 с.
- Плеханов Г. Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь. М.: Гослитиздат, 1956. — 248 с.
- Поснов М.Э. Гностицизм и борьба церкви с ним во II веке. (Речь, произнесенная на годичном акте в Киевской духовной акад. 26 сент. 1912 г.) — Киев: тип.акц.о-ва «Петр Барский в Киеве», 1912. — 59 с.
- Родина Т.М. Блок и русский театр начала XX века. М.: Наука, 1972. -312с.
- Рубцова В.В. Александр Николаевич Скрябин. М.: Музыка, 1989. — 447 с.
- Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Скрябине. М.: Муз. сектор. Гос. изд., 1925.-318 с.
- Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России. М. Классика XXI века, 2004. -263 с.
- Сабанеев Л.Л. Скрябин.- М.: Скорпион, 1916. 274 с.
- Сабанеев Л.Л. «Божественная поэма» А.Н. Скрябина // Музыка. 1991. -№ 31.-С. 651−656.
- Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX века.- М.: МГУ, 1993.-318 с.
- Сарабьянов Д.В. Русские живописцы начала XX века. Новые направления. -Л.: Аврора, 1973.-207 с.
- Сарабьянов Д. В. Творчество В.В. Кандинского и научно-философская мысль XX века // Д. Сарабьянов. Русская живопись. Пробуждение памяти. -М.: журн. Искусствознание, 1998. -431 с.
- Скрябин А.Н. Альбом. М.: Музыка, 1980. — 215 с.
- Скрябин. А.Н. 1915−1940. Сборник к 25-летию со дня смерти / Под ред. Ст. Маркуса. М.- Л.: Музгиз, 1940. 248 с.
- Скрябин А. Н. Переписка А.Н. Скрябина и М.П. Беляева. 1894−1903. Пг., Гос.Акад.филармония, 1922. — 194 с.
- Скрябин А.Н. Письма. М.: Музыка, 1965. — 720 с.
- Соловьев B.C. Символизм и декадентство // Весы. 1909. — № 5.- С. 54−55.
- Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве. М".: ACT, 2004. — 251 с.
- Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор, 1983.-304 с.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900 1910 годов / ВНИИ искусствознания. — М.: Искусство, 1988.- 285 с.
- Танеев С.И. Дневники. 1894- 1909. В 3-х кн. 1894−1898. М.: Музыка, 1981.-Кн. 1.-333 с.
- Тахо Годи А. А. Античная эстетика. Поздняя классика. Аристотель // История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки. В 6 т. Древний мир. Средние века. М.: Искусство, 1985. — Т. 1. — С. 193 — 208.
- Ученые записки. Выпуск второй. М.: ИРИС-ПРЕСС, 1995. — 148 с.
- Ученые записки. Выпуск третий. М.: ИРИС-ПРЕСС, 1998. — 224 с.
- Ученые записки. Выпуск четвертый. М.: СОРЕК-ПОЛИГРАФИЯ, 2002. -288 с.
- Фарбштейн А.А. Музыкальная эстетика и семиотика // Проблемы музыкального мышления. Сб. ст./ Под ред. М. Г. Арановского. М., 1974. — С. 75−89.
- Федоров Н. Астрономия и архитектура // Весы. 1904. — № 2.- С. 20 — 24.
- Флоренский. П. Избранные труды по искусству. М.: Изобраз. Искусство: Центр изучения охраны и реставрации наследия священника П. Флоренского, 1996.- 335 с.
- Флоренский П. Иконостас. Изб. труды по искусству. СПб.: Мифрил, 1993.-365 с.
- Флоренский П. Столп и утверждение истины: Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах. М.: Путь, 1914. — 812 с.
- Флоренский П. Письма с Дальнего Востока и Соловков. Соч. В 4-х т. М.: Мысль, 1998. -Т.4.-795 с.
- Флоренский П. У водоразделов мысли. В 2-х т. М.: Правда, 1990. — Т.2. -446 с.
- Фрейд 3. Соч. в 2 т. Кн. 1. Массовая психология и анализ человеческого «Я». «По ту сторону наслаждения. — Тбилиси: Мерани, 1991. — 399 с.
- Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Академ, проект, 1999. — 508 с.
- Ханзен-Леве А. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа отстранения. М.: Яз. рус. культуры, 2001. — 669 с.
- Ходасевич В.Ф. Некрополь: Воспоминания. М.: Советский писатель, 1991.- 188 с.
- Шеллинг Ф.В. Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. -496 с.
- Шлецер Б.Ф. Об экстазе и действенном искусстве (О творчестве А.Н. Скрябина). Пг.: Сириус, 1916. — 12 с.
- Шлецер Б.Ф. От индивидуальности к всеединству // Аполлон. — 1916. — № 4/5. — С. 48−63.
- Шлецер Б.Ф. А. Скрябин. Т. 1. Личность. Мистерия. — Берлин: Грани, 1923.-358 с.
- Шестаков В.П. От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики от античности до XV1I1 века. М.: Музыка, 1975. — 351 с.
- Шестаков В.П. Эстетические категории: Опыт систематического и исторического исследования. М.: Искусство, 1983. — 358 с.
- Шумилин Д.А. Влияние теософии на позднее творчество А.Н. Скрябина. Автореф. канд. искусствов. СПб., 2009.
- Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В 6 т. М: Искусство, 1964.1. Т 3.-671 с.
- Энгель Ю.Д. А.Н. Скрябин. Библиографический очерк. Пг.: Сириус, 1916.- 96 с.
- Эстетика. Словарь.- М., 1989. С. 416.
- Этика. Словарь. М., 1989.- С. 429.
- Эткинд Ф. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М., 1996.- С. 82.
- Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. М., 1994, — С. 41.
- Якимович А.К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда. М: Искусство, 2003. — 490 с.
- Якобсон P.O. Новейшая русская поэзия. Набросок 1. Виктор Хлебников. -СПб.: Политика, 1921.-68с.
- Ярустовский Б.М. Очерки по драматургии оперы XX века. Кн. 1.- М.: Музыка, 1971. 356 с.
- Ghil Rene. Письма о французской поэзии // Весы. 1904. — № 2.- С. 25 — 38.1. Архивные материалы
- Записная книжка А. Н. Скрябина (1913−1915гг.) // Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина- оф. 26 098, № 3, л.2.
- Записная книжка А. Н. Скрябина (1913−1915гг.) // Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина- оф. 26 098, № 3, л.44.
- Оссовский А.В. Скрябин. (Характеристика творчества и личные воспоминания): Доклад 22.02.1941 г. /стенограмма/. ЛГАЛИ. — Ф.82. Оп. 3. Д. 129.
- Письмо А.К. Лядова от 13 мая 1911 г.- оф 26 099, № 259.
- Поэма экстаза (эскизы) // Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки- ед.хр. 23.
- Предварительное действо. Черновые наброски // Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина- оф. 26 098, № 233.
- Тетрадь черновых набросков 1885- 1889 гг. // Государственный мемориальный музей А.Н. Скрябина- оф. 26 098, № 180.
- Яворский Б. Элементы символики Ал. Скрябина. Авторизованная машинопись // ГЦММК им. М.И.Глинки- ор.146, ед. хр. 4670.