Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи средствами письменной коммуникации
Исследование проблемы педагогических проекций письменного дискурса позволило установить, что в рамках системы воззрений зарубежных исследователей (П. Серио, Ф. Соссюр, Т.А. ван Дейк, Б. Бернстайн) выделяются восемь значений понятия «дискурс» — от эквивалента понятия «речь» до теоретического конструкта, предназначенного для исследований условий производства текста. Также определены особенности…
ДиссертацияЭтнокультурная семантика народного орнамента: На материале украинского рушника конца XIX — середины XX вв
Исследования. Радикальные изменения во всех сферах жизни, происходящие в последние годы, породили сложную и противоречивую социокультурную ситуацию на Украине. Во-первых, продолжается рост национального самосознания и стремление к национальным ценностям культуры, во-вторых, наблюдается интерес к западной массовой культуре как результат преодоления изоляции, свойственный многим…
ДиссертацияФормирование досуговых потребностей подростков из семей социального риска на основе социально-культурного проектирования
Сущность формирования досуговых потребностей подростков определяется особенностями возраста и семейной обстановки, образом жизни, образовательным и культурным уровнем семьи. Специфика формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска заключается в организации социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения, включения подростков…
ДиссертацияГенезис массовой художественной культуры в России: Конец ХIХ — начало ХХ вв
В настоящее время обнаруживается большой общественный интерес к массовой художественной культуре, которая заняла особое место в жизни современной России. Генезис этого явления недостаточно изучен как в историографическом, так и историко-культурном аспектах. Во многом это объясняется тем, что на протяжении всего периода существования советского общества наличие в нем феномена массовой культуры…
ДиссертацияКабардинский театр в истории художественной культуры Северо-Кавказского региона
Формы, естественно опирается на самый широкий круг архетипов культуры, что само по себе затрудняет механический перенос театральных традиций, сложившихся в рамках одной культуры, на почву другой культуры. Например, при чрезвычайно высоком уровне развития адыгской национальной хореографической культуры такая форма театра, как балет в рамках этой культуры так и не привился. При этом основным…
ДиссертацияКультура региона и культурная политика в России в 90-е годы XX века
В историю русской культуры. М., 1994 и др. щ культурно-интеллектуального производства"1) и принцип подчинения культурных ценностей общественно-технической целесообразности. «Духоподъемность. нашей новой культуры. заключается ., — писал он, — в осознании роста наших сил, когда мы, держась за культурные ценности, поворачиваем их так, как хороший шофер, который едет по трудной дороге. Мы стоим…
ДиссертацияХудожественная жизнь в архитектонике социокультурного пространства советского общества
Советская культура — сложное явление, которому невозможно пока дать однозначной оценки. Причина состоит в том, что легче анализировать эпоху, отстоящую от исследователя на много десятилетий, а еще лучшевеков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков. Сложность изучения этого феномена обусловлена и тем, что…
ДиссертацияКнижная культура Мордовии
В основу нашего анализа была положена идея двойственности книгиматериальной вещи в нашем практическом пространстве и одновременно идеальной сущности. В материальном бытии культуры коренятся нематериальные формы. Природа любого текста характеризуется двойственностью. Не отличаясь принципиально с субстанциональной точки зрения от всех прочих материальных объектов, и будучи в этом смысле обычной…
ДиссертацияМаска в культурно-художественном сознании Российского Зарубежья 1920-1930-х годов: На материале творчества В. В. Набокова
Лотман, 1992:133]. Кроме того, «естественное для него контрастное пространство» воссоздавалось посредством «противоположных поведений»: «безграничный властитель — беззащитный изгнанник». Выступая в роли «носителя верховной власти», Грозный, стремясь «разнообразить сферы своей компетентноси, вступать в религиозные диспуты и формулировать государственные идеи», безгранично контролирует все «виды…
ДиссертацияСоциально-культурная деятельность как фактор развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей
Первый этап — констатирующий (2002;2003 г. г.). Осуществлялся анализ научно-теоретической литературы, нормативно-правовых документов, исследовался опыт развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей в процессе внеучебной социально-культурной деятельности. Это позволило выявить проблему, определить цель, сформулировать рабочую гипотезу, конкретизировать задачи и наметить…
ДиссертацияСоциально-культурная деятельность музея в формировании личности учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования
В процессе исследования уточнено и обосновано содержание совокупности понятий, составляющих понятийно-терминологический аппарат исследуемой проблемы: «социокультурная деятельность музея» рассматривается как 9 процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя музейная деятельность, имеющая свои собственные функции, цели, средства, результат- «социально-педагогические условия…
ДиссертацияСоциально-культурное проектирование как средство формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи
На конкретно-научном уровне: идея о полипарадигмальной сущности социально-культурной деятельности (Н.Н. Ярошенко) — методологические подходы к современным технологиям социально-культурной деятельности (Ю.Д. Красильников) — комплексная теоретическая модель досуга Ю. А. Стрельцова, идея о парадоксальности и амбивалентности досуга, порождающая педагогические проблемы в сфере организации досуга…
ДиссертацияСоциально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере досуга
B.C. Бакиров, С. А. Беличе ва, Л. А. Волошина, А. Н. Евдокимов, А.Н.Пыха-рев, В. Фокин, А. Коэн, Н, В. Клинецкая, С. Г. Климова и др.- механизмы индивидуального поведения с точки зрения соотношения биологического и социального в человеке — Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев и др.- проблемы мотивации отдельных действий и асоциальных поступков — Ю. Б. Гияпенрейтер, И. С. Кон, А. Е. Личко…
ДиссертацияСоциально-педагогические основы формирования этнокультуры молодежи: На материалах Республики Таджикистан
Диссертация показала, что на формирование у молодежи Ш этнической культуры положительно или отрицательно воздействует группа ведущих социально-педагогических факторов, учет которых необходим в образовательно-воспитательной и культурно-досуговой деятельности. К ним мы относим а) положительно воздействующие факторы: фактор стабильности общества, преодоление конфронтации между различными…
ДиссертацияПроблема теургического творчества в концепциях культуры мыслителей серебряного века
Предпринятое в данной работе исследование эстетических воззрений русских философов серебряного века — П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, А. Белого, В. И. Иванова — было сведено, главным образом, к анализу разработанной ими теургической концепции искусства. Каждый из названных мыслителей по-своему, оригинально интерпретировал идею теургии, но в основном их взгляды на роль и место…
ДиссертацияРеализация аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива
О процесса, а также специально разработанной профильной программы внерепетиционных социально-культурных мероприятий, отражающих аксиологические основы народной художественной культурыконструирование и реализация педагогического процесса в творческом коллективе на основе трансляции этнохудожественных ценностных приоритетовстимулирование искусствоведческой, аналитической и критической деятельности…
ДиссертацияОбщественные объединения как субъект социально-культурной деятельности в условиях становления гражданского общества
Сегодня необходима новая концепция разделения ответственности государства и гражданского общества, когда государство делегирует своим партнерам часть средств и ответственности. При этом социальная сфера в силу своей специфики должна стать приоритетной точкой пересечения государства и гражданского общества. Государство должно реализовывать социальные программы, привлекая для этого общественные…
ДиссертацияПодготовка педагога к профилактике девиантного поведения подростков в отечественном и зарубежном социально-педагогическом опыте: На материале Англии и США
Актуальность исследования. в современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др…
ДиссертацияРоль агиографии эпохи Меровингов в становлении западноевропейской христианской культуры
Работая уже достаточно долгое время с агиографическими произведениями указанного периода времени, нам не раз приходилось задумываться над тем, что конкретно может рассказать христианская легенда о социальной структуре общества, и не можем ли мы с её помощью узнать о жизни таких категорий населения, которые в других источниках почти не упоминаются. Исследования подобного рода вынудили нас заняться…
ДиссертацияОперный театр в культуре Германии второй половины ХХ века
II 1! Т воспитательных задач и от официального участия в общественно-политической жизни, должна была замкнуться в художественных экспериментах, принципиально противопоставляемых этой жизни, существовать по законам «автономного искусства», которое однако сейсмографически чутко реагировало на эмоционально-духовную атмосферу времени. И в том и другом случае оперный театр оказывался зеркалом…
ДиссертацияСакральное время русской культуры: На материале современной русской духовной поэзии
В характеристике той или иной культуры тема времени приобретает определяющее значение. Время является тем началом, с которым связаны основные ценности человеческой жизни, поэтому на протяжении истории в различных культурах понятие времени принадлежало кругу священного. Такое «священное время» противопоставлено в данной работе «линейному» времени как чисто временной длительности, временного…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические основы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям: На прим. клубов и б-к Кемер. обл. и Краснояр. края
Адаптационный процесс учреждений культуры к новым экономическим условиям имеет 5-ть этапов, которые обусловлены состоянием экономики страны: нулевой реакции на рыночные отношениясоциального шокамобилизации адаптивных резервовреакции на вызов среды, стабилизации. Адаптационный период проходит для каждого учреждения культуры по-разному. Это может зависеть от многих факторов, таких как:. состояние…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия совместной творческой деятельности родителей и детей в студии раннего развития
Анализ литературы по проблемам раннего развития детей показал, что большинство исследователей сходятся во мнении и считают, что у каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает…
ДиссертацияСистемообразующие основы технологии выставочной деятельности музеев как фактора формирования социально-культурной среды региона
Помимо устойчивого интереса 70% женщин к русской культуре, истории и этнографии, более трети интересуются культурой таких стран как Франция, Япония и Китай — 34% (муж. — 4%). Более половины желают увидеть искусство эпохи возрождения, 39% — искусства 18−19 веков. Приоритеты женщин относительно характера экспонатов распределяются следующим образом: 93% выбирают живопись, 58% — фотовыставки, 53…
ДиссертацияКультурно-досуговая деятельность как средство социальной интеграции детей-инвалидов
Однако данный аспект проблемы реабилитации детей-инвалидов не разрабатывался в специальной литературе. Причина заключается в ложно понимаемой самодостаточности методологии и методов коррекционной педагогики, а также в традиционной трактовке культурно-досуговой деятельности преимущественно как средства рекреации и недооценке ее социализирующих и самореализационных потенциалов. Функции…
ДиссертацияВзаимодействие семьи и школы в отечественной педагогике второй половины XVIII – конца ХХ веков как социокультурное явление
Во взаимодействии семьи и школы существуют следующие тенденции: а) от спонтанного и во многом неуправляемого развития ко всё более организованному и системному, от элементарных стихийных контактов к сотрудничествуб) если первоначально родители должны были первыми налаживать социально-культурные контакты со школой (Я. Коменский), то впоследствии школа, как культурно-образовательный центр для…
ДиссертацияРеализация фольклорного наследия в педагогике театрального самодеятельного творчества
В экспериментальном исследовании на различных его этапах участвовали студенты отделения организации художественного творчества Высшей профсоюзной школы культуры Санкт-Петербурга (1989;1994), участники театра-студии фолк «СОБОР» г. Набережные Челны Республики Татарстан (1990;1998), студенты педагогического училища г. Набережные Челны, слушатели спецкурса «Фольклор и театр» факультета общественных…
ДиссертацияПрофессиональная подготовка режиссера любительского театра к социально-культурной деятельности: Методика погружения в специальность
Следует отметить и тот факт, что абитуриент, поступая на отделение режиссуры в вуз культуры, часто имеет весьма смутное представление о театре вообще. Поэтому методика и педагогика обучения режиссера по типу театрального института (где подготовка режиссеров осуществляется на основе общего театрального образования и является по существу второй, высшей ступенью профессионального образования…
ДиссертацияФормирование жизненной перспективы старшего школьника в социально-культурной деятельности образовательного учреждения
Определены уровни сформированности жизненных перспектив старшего школьника, включающие высокий (наличие устойчивой системы ценностей, целостности образа будущегоотношение к достижению и здоровью как к ценностисочетание реалистичности и оптимистичности жизненных плановналичие стремления к самореализациипрофессиональная самоидентичностьналичие жизненной стратегииадекватная самооценка) — г…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности
Разработанные нами педагогическая программа «Профориентационная работа в школе» и организационно-педагогические условия: использование средств социально-культурной деятельности, позволяющих наиболее эффективно осуществлять профориентацию старшеклассниковвыявление и учет факторов, способствующих оптимизации процесса профориентационной деятельности со старшеклассникамиудовлетворение интересов…
Диссертация