Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи средствами письменной коммуникации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе исследования широкого круга первоисточников в диссертации установлено, что в теории педагогики представлен широкий спектр подходов к определению компетенций и характеристики компетентности как обладанию человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. За рубежом широкое распространение получили теоретические позиции, отраженные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-педагогические основы и теоретические подходы к исследованию социокультурной компетентности личности в современной образовательной ситуации
    • 1. 1. Феномен человека и традиции гуманизма в контексте диалога культур
    • 1. 2. Теоретические подходы к обоснованию социокультурного типа образования
    • 1. 3. Социокультурная компетентность обучающихся и проблема ее измерения

    Глава 2. Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи: потенциал письменного дискурса и экспериментальная апробация возможностей его использования в образовательном процессе школы и вуза.

    2.1. Проблема дискурса и его педагогических проекций в контексте письменной коммуникации.

    2.2. Письменный дискурс как средство инкультурации и социализации в истории образовательной практики.

    2.3. Экспериментальная проверка педагогических возможностей письменной коммуникации в формировании социокультурной компетентности учащейся молодежи.

    2.3.1. Констатирующий этап эксперимента.

    2.3.2. Формирующий этап эксперимента.

    2.3.2. Контрольный этап эксперимента.

    2.3.4. Ретроспективная проверка гипотезы.

Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи средствами письменной коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Современная ситуация в образовании характеризуется влиянием разнонаправленных тенденций, связанных с его оценкой как существенного фактора устойчивого развития российского общества. Образование выступает в качестве социокультурного катализатора позитивных перемен, что подтверждает государственная политика в области образования, направленная на его трансформацию, реформирование, приведение в соответствие с вызовами времени и потребностями членов формирующегося гражданского общества. Наличие разнообразных федеральных программ, проектов, решений (Национальный проект «Образование», концепция модернизации образования, введение в действие Федерального компонента государственного стандарта общего образования, подписание Болонской декларации и др.) отражают стремление повысить качество образования, привести его в соответствие с мировыми стандартами, обеспечить гармоничную преемственность состояний социума и культуры.

Ведущей тенденцией в сфере духовной культуры при переходе к информационному обществу является смена типа культурного кода. В настоящее время происходит активная замена традиционного для цивилизации письменно-книжного типа культурного кода на экранный (119). Историческое становление информационно-культурной среды связано со сменой форм коммуникации от устного слова к созданию алфавита и письменности и затем появлению и расширению влияния книгопечатания. «Изменение информационно-культурной среды приводит к изменению форм социальности и политического сознания» (45, с. 684), а также требует выработки умения жить и работать одновременно в двух типах времени — «быстром» времени информационного потока и «медленном» времени гуманитарной культуры. Для молодых членов формирующегося в нашей стране «общества знаний» важным является не только владение информационными технологиями, но и причастность к печатной культуре, позволяющей обдумывать сказанное другими, мысленно поговорить с теми, кто находится вне зоны непосредственной вербальной коммуникации, объективировать свои мысли в письменной форме и реализовать новые идеи в практическом плане.

Проблемам интенсификации усилий в области информационных технологий с учетом необходимости сохранения культурного наследия посвящены многие международные и отечественные программы и документы: программа ЮНЕСКО «ЮНИСИСТ» (1971), документ «ЮНЕСКО и информационное общество для всех» (1996), Декларация принципов международного культурного сотрудничества (23), Об охране в национальном плане культурного и природного наследия (87) Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и рекомендации ЮНЕСКО (87), Память мира. Общие руководящие принципы сохранения документального наследия (79), Конвенция об охране и поощрении разнообразных форм культурного самовыражения (53) и Федеральные целевые программы «Русский язык» (105), Электронная Россия (106).

Информационное общество обрушивает на человека большой поток информации, предлагая бесчисленное множество источников, средств и способов коммуникации. Все они в совокупности образуют информационную среду личности, группы, региона, общества. Эта информационная среда является контуром социокультурной среды, в которой живет и работает человек. Социокультурная среда является пространством, обеспечивающим жителям возможность самореализации в рамках самостоятельно определенных и принятых социальных позиций.

Формирование целостной социокультурной среды преследует две цели: обеспечение социокультурного взаимодействия личности и групп и удовлетворение духовных потребностей. Проблемы, связанные с осмыслением социокультурного потенциала и трансформационных тенденций современного образования, находились в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей: Г. Г. Герасимова (17), Б. С. Гершунского (18), Ж. Делора (24), О. В. Долженко (27), Л. Г. Ионина (38), Т. Н. Касьянюк (43), В. А. Кругликова (56), Ю. М. Лотмана (62), А. П. Лиферова (61), А. Маслоу (67, 66), Я.М. Нейма-това (74), Т. Парсонса (82).

Как отмечает А. В. Штолер, «институционально социокультурную среду отдельных территорий образуют не только учреждения культуры, образования, общественные (научные, просветительские, этнические, конфессиональные) организации, но и информационные структуры — электронные и печатные СМИ, институты книжного дела» (122, с. 701). Мы разделяем данную позицию исследователя и полагаем, что данные структуры являются своеобразным конституирующим элементом социокультурной среды, сохраняя и обеспечивая контакт с культурными ценностями, созданными как в пределах отдельных территорий и отражающими культурно-специфические особенности регионов, так и вне конкретных территориальных образований, отражая ценности культуры в общечеловеческом, общенациональном или общегосударственном масштабе.

Рассматривая причины современного социокультурного кризиса, О. М. Штомпель в качестве одной из возможностей выхода усматривает в создании условий для самоизменения, совершенствования, наполнения новым ценностным содержанием существующих форм социальной деятельности. «Возможность данной метаморфозы, по мнению философа, кроется в способности личности актуализировать те или иные элементы общечеловеческого культурного наследия, обладающего гигантским потенциалом как реализованных, так и нереализованных смыслов, норм поведения, изменения социальной действительности» (124, с. 654).

В настоящее время кардинально изменилось направление вектора, задающего траекторию оценки общественных приоритетов и ценностей, в сторону признания самоценности личности, ее способности к свободному выбору путей и способов своего развития. В современной социокультурной и экономической ситуации происходит становление нового социального идеала, формирование которого характеризуется отказом от идеи и практики патернализма. Представление молодежи о будущем связывается с личной активностью, предприимчивостью и индивидуальным творчеством, воспринимается и оценивается сквозь призму понятий «карьера», «результативность», «высокая оплата» и др., что, однако, не исключает интереса к проблемам культуры. Социально и экономически неуспешные субъекты перестают быть эталоном образовательного идеала, вектор нравственных ориентаций развивается по линии уважения к «самой себя сделавшей» личности. В то же время образовательный процесс осуществляется наличным корпусом педагогов всех типологических групп, многие из которых реализуют свою профессиональную деятельность на основе паттернов восприятия действительности и поведения, сформированных в советский период. Они вольно или невольно транслируют неактуальные для молодежи идеологические установки, ориентируясь на свои социальные предпочтения и поведенческие стереотипы.

Проблемное поле исследования определяет противоречие между объективной необходимостью учитывать актуальные тенденции в теории и практике образования, связанные с необходимостью использования всех видов и способов социальной коммуникации для того, чтобы установить оптимальную меру традиций и инноваций в знаниях, нормах, эталонах культуры, и направленностью образовательной практики на изменения, связанные преимущественно с институциональной перестройкой и нацеленностью на создание экономических предпосылок для создания современной социокультурной среды, в которой происходит становление нового поколения. Проблема заключается в ответе на вопрос: могут ли в современных условиях традиционные формы социокультурной коммуникации, воплощенные в образцах письменного дискурса, способствовать не только трансляции совокупного социального опыта от поколения к поколению, обеспечивая межпоколенческую трансмиссию, но и формировать компетентную личность адаптивного типа, способную к культуротворчеству и социальному служению? Разрешение обозначенной проблемы составляет цель исследования — выявить, обосновать и реализовать направления педагогической работы, способствующие формированию социокультурной компетентности учащейся молодежи путем использования средств письменной коммуникации.

Степень разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной педагогике систематически ведутся исследования, обращенные к анализу формирующего потенциала письменных текстов культуры. Наибольший интерес вызывают такие проблемы, как роль детской самодеятельной прессы как фактора социального воспитания подростков (121, 28), становление школьной самодеятельной прессы за рубежом (120), педагогические условия использование книги как средства формирования информационной культуры ребенка (117), использования учебно-методического комплекса «Компьютерное издательство» как средства формирования информационно-коммуникативной культуры (29), технологии обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению (37). Текст как объект психологического и лингвистического исследования рассматривался в трудах М. М. Бахтина (2, 3), JI.C. Выготского (12), И. Р. Гальперина (14), И. В. Силантьева (92), методические аспекты устноречевой и рече-письменной коммуникации представлены в работах многих отечественных педагогов: Е. В. Архиповой, Т. Г. Визель, Н. И. Демидовой, Е. В. Савушкиной, О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, С. Н. Шаховскойпроблемы формирования коммуникативной компетентности исследовались В. В. Абрамовой (1), Ю.В. Бжи-ской (4), Е. К. Юсеф (126).

Объектом исследования является деятельность педагогов высшей и средней общеобразовательной школы по развитию компетентности учащейся молодежи, а его предметом — формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи путем использования потенциала письменных источников как формы объективации культуры .

Гипотеза исследования заключается в следующем предположении.

Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи путем использования разнообразных образцов письменного дискурса как формы объективации культуры, включения обучающихся в творческий процесс их создания, стимулирования позитивно направленной социальной активности будет успешным, если удастся.

1. раскрыть сущность понятий «социокультурная компетентность» «дискурс», «писъменноречевая коммуникация» и определить возможные существенные составляющие компоненты феноменов, обозначенных данными понятиями, определяющие появление новых значимых связей и зависимостей с точки зрения формирования социокультурной компетентности молодежи;

2. выявить и охарактеризовать основные позиции, представленные в истории, теории и практике образования по проблеме использования письменного дискурса как средства инкультурации и социализации, определить их значимость для современной образовательной ситуации и методологический потенциал;

3. обосновать, разработать и экспериментально апробировать систему мер педагогического воздействия, учитывающих интересы учащейся молодежи и ориентированных на актуализацию смыслового восприятия разнообразных аспектов культурного и социального взаимодействия, представленных в форме письменноречевых коммуникаций, которые предположительно.

— включают разнообразные виды и типы писем, аутентичные тексты, публикации СМИ, продукты детского творчества;

— отличаются небольшим форматом, компактностью изложения;

— несут культурологическое содержание, характеризуются открытостью по отношению к будущему.

Гипотеза и цель исследования потребовали решения следующих задач:

1. Выявить теоретические подходы к определению социокультурной компетентности и ее измерению в условиях перехода к социокультурному типу образования;

2. Охарактеризовать особенности педагогических проекций письменного дискурса в контексте письменной коммуникации;

3. Установить основные подходы к использованию средств письменной коммуникации как средства инкультурации и социализации в истории педагогики и образовательной практике;

4. Разработать и экспериментально апробировать систему педагогических мер по использованию формирующего потенциала письменной коммуникации в формировании социокультурной компетентности учащейся молодежи, определить условиях их применения.

Методологической основой исследования являются современные философские, культурологические, социологические и педагогические идеи и теории, обосновывающие генетический и исторический подходы к изучению педагогически значимых явлений, в частности:

— системный и парадигмальный подходы, делающие возможным анализ предмета исследования как целостной развивающейся структуры, встроенной в другие системно-структурные образования (М.В. Богуславский, Б.С. Гершун-ский, А .Я. Данилюк, И. А. Колесникова, Б. Г. Корнетов, М. М. Князева, J1.A. Ми-кешина, О. Г. Прикот, О. Д. Федотова и др.);

— культурологический подход, позволяющий рассматривать педагогические явления в различных аспектах его исторической и социокультурной детерминированности (Е.В. Бондаревская, Н. М. Борытко, Б. З. Вульфов, Г. Г. Герасимов, О. В. Гукаленко, А. Н. Джуринский, В. М. Кларин, Г. Б. Корнетов, З. И. Равкин, Г. Н. Филонов и др.);

— концепция компетентностного подхода в образовании и развитии личности (И.А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. К. Маркова, Дж. Равен, А.В. Хуторской);

— положение о том, что тенденции и закономерности исследуемого объекта могут быть познаны в контексте изучения особенностей и форм его представленности (Е.В. Бережнова, В. И. Гинецинский, В. В. Краевский, В. М. Полонский, О. Д. Федотова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в исследовании применялись следующие методы: теоретические: научная абстракция, генерализация, анализ и синтез, контент-анализ, сравнение, интерпретация, концептуализация, анализ продуктов творчестваэмпирические: методы опроса, наблюдение за письменной дискурсивной деятельностью студентов, экспертная оценкаметоды статистической обработки результатов и графической репрезентации полученных данных. В качестве специальных методов использовались ретроспективный анализ, историко-структурный метод, сравнительно-исторический метод.

Источниками исследования являются нормативные документы и правовые акты в области образования, программно-методические материалы (программа развития ОУ, концепция воспитательной работы, культурно-образовательные проекты), труды философов и педагогов в переводе и на языке оригинала, научные исследования диссертационного и монографического жанров, материалы научных конференций, публикации научных и массовых периодических изданий, детской самодеятельной прессы, продукты издательской деятельности образовательных учреждений, разнообразные тексты эпистолярного характера, неадаптированные тексты зарубежных авторов, образцы официальных документов, учебные пособия, информационные ресурсы организаций и центров, тезаурусы, справочные и энциклопедические материалы.

Эмпирическую базу исследования составляют данные экспериментальной работы, проводившейся с 2001 г. по 2005 г. в МОУ Лицей № 1 «Классический при РГУ» (всего 456 учащихся), в РГУ (экономический факультет), а также в рамках реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров по специальности «Менеджмент организаций» (всего 258 человек). Для ретроспективной проверки гипотезы использованы материалы письменных работ (эссе) 67 учащихся государственного образовательного учреждения Центр образования № 686 «Класс-Центр» г. Москвы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем.

— выявлены особенности и основные теоретические подходы к пониманию сущности социокультурной компетентности, предложен авторский подход к ее определению в соответствии с тезаурусом ЮНЕСКО;

— установлены и охарактеризованы ведущие подходы к использованию процесса и продуктов письменноречевой коммуникации в истории и теории педагогики;

— определены и содержательно раскрыты возможности использования образцов письменной коммуникации как средств формирующего воздействия в современной образовательной практике школы и вуза, разработаны требования к их содержанию и применению;

— доказано, что благодаря использованию продуктов письменной коммуникации для учащейся молодежи может быть создано эффективное модератив-ное пространство социально-культурных проб.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что оно.

— дает целостное представление о состоянии проблемы формирования социокультурной компетентности учащейся молодежи в педагогической науке;

— обобщает исторический опыт использования письменного дискурса как фактора педагогического воздействия в отечественной и зарубежной социокультурной практике;

— систематизирует представления о сущности и роли средств письменной коммуникации в современной образовательной ситуации;

— позволяет расширить представления о сущности социокультурной компетентности молодого поколения и измерять уровень ее сформированности по появлению новых видов положительно направленной социальной активности и культуротворчества;

— обосновывает педагогический подход, использующий культуросози-дающий потенциал письменноречевой коммуникации в образовательной практике школы и вуза.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов и выводов при разработке инновационных программ учреждений образования и культуры, при определении и реализации исследовательских стратегий и в дальнейшей исследовательской практике, обращенной к проблемам социализации современной молодежи. Материалы диссертации могут быть использованы в организации социокультурной деятельности молодежи в учреждениях культуры и образования различных типов и видов, при практической разработке методологии и способов социального взаимодействия представителей различных поколений, при подготовке проектов культурно-образовательных и воспитательных систем, при разработке учебных курсов по педагогике, философии образования, социальной педагогике, культурологии, социологии для педагогических образовательных учреждений, университетов культуры и искусств, для системы повышения квалификации работников образования и творческих работников.

Положения, выносимые на защиту.

1. Авторское определение понятия «социокультурная компетеность».

В отечественной педагогике данное понятие трактуется узко как понятие, входящее в состав коммуникативной или языковой компетентности. В соответствии с тезаурусом ЮНЕСКО оно должно быть изоморфным понятию «социокультурная деятельность» и обобщенно отражать существенные характеристики категорий «социальная деятельность» и «культурная деятельность». Социокультурная компетентность определяется в работе как способность личности сознательно и продуктивно действовать в ситуации неопределённости, позитивно решая жизненно важные задачи социума, субъективно осмысливая возможности вариантов ответного поведения всех, вступающих с ней в социальное взаимодействие, принимая различные формы культурного самовыражения и творчества позитивно ориентированных социальных групп и отдельных индивидов при освоении ими социального пространства.

2. Письменный текст может выступать важным фактором формирующего воздействия, поскольку он является типом культурного текста, отражающего прошлое и настоящее социума, обеспечивает аккумуляцию, межпоколенческую трансляцию и поддержку культуротворческой системы за счет фиксации авто-номизировавшихся императивных и аксиологических смыслов. Письменный текст является не только прямым источником информации, но и контекстно отражает систему норм и ценностей, которые фиксируют и презентуют духовный потенциал общества на разных этапах его развития и в современной динамике. Благодаря отсроченности социальной коммуникации через письменный текст создаются предпосылки для многократного возвращения к отраженному в нем содержанию и для их личностных интерпретаций как побуждения к действию.

3. В истории педагогических учений и образовательной практике роль письменного дикурса как фактора воздействия и средства коммуникации оценивалось неоднозначно: Ж. Ж. Руссо полагал его вторичным феноменом и маркером степени деградации культуры относительно природы, JI.H. Толстойсредством стимуляции проявления природного начала в форме детского сочинительства. Представители экспериментальной педагогики (С. Блюменау, А.П. Нечаев) оценивали создание учащимися образцов письменного дискурса как способ получения первичной информации об уровне сформированности социального и культурного начала у учащихся, представители новой школы (С. Френе, Дж. Дьюи, Ж. Тонне) — как процесс культуротворчества через создание «свободных текстов» и социализации учащихся через их типографскую и издательскую деятельность.

4. В современных педагогических подходах сохраняются все вышеназванные позиции, расширение происходит за счет современных доминирующих каналов и репертуаров общественной коммуникации, а также их технической презентации: использования печатно-компьютерных комплексов, издания самодеятельной детской прессы и книгоиздания, сайтостроения. Сохраняется методологическое значение исследовательских подходов представителей экспериментальной педагогики, позволяющее по особенностям содержания и графической представленности произведений письменной коммуникации определять специфику мировоззренческих установок авторов текста.

5. Направленное дозированное введение в образовательный процесс учреждений, реализующих программы общего образования, и высшей школы подхода, ориентированного на смысловое восприятие разнообразных аспектов культурного и социального взаимодействия в форме компактных образцов письменноречевых коммуникаций (разнообразных видов и типов писем, аутентичных текстов, публикаций СМИ и др.), имеет прямой и косвенный образовательный эффект, свидетельствующий о повышении социокультурной компетентности учащейся молодежи. Прямой эффект заключается в расширении осведомленности о базовой ценности культуры, важности сохранения культурного наследия, о необходимости соблюдения социальных и гражданских норм. Наиболее ценным является косвенный эффект, который проявляется в появлении новых направлений социально и культурно значимой активности или их «достраивании» на качественно новом уровне. К таковым относится поисковая и исследовательская деятельность, инициативные коммуникации с официальными государственными учреждениями по социально значимым основаниям, добротворчество, литературное и художественное творчество, оформительская деятельность при подготовке школьных печатных изданий, художественный автоперевод собственных стихотворных текстов, оперирование форматами письма и др., реализуемые в структурах свободного и профессионально ориентированного общения.

Апробация результатов исследования осуществлялась на Городской научно-практической конференции, посвященной 70-летию РГЭУ (г. Ростов-на-Дону, 2001), на международной конференции «Многоязычие как элемент культурного наследия» (г. Ростов-на-Дону, 2001), на Международном семинаре «Методология исследования: дискурс в обучении иностранному языку» (г. Тамбов, 2002), на Межрегиональной научно-практической конференции (г. Самара, 2003), во время работы в научно-исследовательском проекте RESPONSE, организованном Британским Советом, Институтом Открытое Общество и Поволжским Гуманитарным Фондом (2002 — 2004 гг.).

Структура диссертации определяется логикой исследования и изложения ее результатов. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 137 наименований (из них 10 на иностранных языках) и 10 Приложений. Текст работы составляет 179 страниц, содержит 5 рисунков и 5 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило установить следующее:

1. В современной образовательной практике совершается сложный переход от так называемой «знаниевой» парадигмы к личностно-ориентированной, отражающей смену типа образования от репродуктивного к социокультурному. Данный процесс определяют многие тенденции, среди которых значительную роль играет глобализация, требующая формирования человека адаптивного, динамичного, позитивно воспринимающего, но не оценивающего культуру других стран и народов, толерантного, нацеленного на положительные социальные действия, способного изменять характер своего труда и принципиально открытого новому. Изменения требований производственной сферы к работнику, от которого больше не требуется механического воспроизведения раз и навсегда заученного, вызвало к жизни концепцию подготовки в рамках системы профессионального обучения компетентного специалиста, умеющего решать любые, в том числе нестандартные проблемы, в условиях неопределенности. Данные идеи получили педагогическую проекцию как в рамках осмысления нового компетентностного подхода на уровне общего образования, так и в формате профессионального образования.

На основе исследования широкого круга первоисточников в диссертации установлено, что в теории педагогики представлен широкий спектр подходов к определению компетенций и характеристики компетентности как обладанию человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. За рубежом широкое распространение получили теоретические позиции, отраженные в документах ЮНЕСКО (четыре ключевые компетенции), программах Международного бакалавриата, работах отечественных педагогов. Их набор разнообразен, однако во всех в разной степенью интенсивности наличествует апелляция к культурности и социальности человека. Вместе с тем нет единства в позициях исследователей по поводу того, какой смысл следует вкладывать в термин «социокультурная компетентность», диапазон мнений варьируется от признания ее самостоятельности до включения составной частью в коммуникативную и языковую компетенцию (Ю.В. Бжиская). На основе анализа закономерностей категоризации педагогических терминов нами доказано, что широкий диапазон значений, содержащийся в денотате, перекрывает вышеназванные областипонятие социокультурная компетентность должно быть изоморфным категории социокультурная деятельность и определяться через призму значений культурная деятельность и социальная деятельность в варианте, принятом в тезаурусе ЮНЕСКО. Таким образом, понятие социокультурная компетентность может быть определено следующим образом: это способность личности сознательно и продуктивно действовать в ситуации неопределённости, позитивно решая жизненно важные задачи социума, субъективно осмысливая возможности вариантов ответного поведения всех, вступающих с ней в социальное взаимодействие, принимая различные формы культурного самовыражения и творчества позитивно ориентированных социальных групп и отдельных индивидов при освоении ими социального пространства.

Рассмотрение подходов к измерению компетентности позволило выделить позицию, адекватную данному подходу, согласно которой о появлении новообразований, характерных для социокультурной компетентности, можно судить по обнаружению новых видов деятельности, особенностей социальной активности и ее культуросозидательной направленности.

2. В диссертации показано, что письменный текст может выступать важным фактором формирующего воздействия, поскольку он является типом культурного текста, отражающего прошлое и настоящее социума, обеспечивает аккумуляцию, межпоколенческую трансляцию и поддержку культуротворческой системы за счет фиксации автономизировавшихся императивных и аксиологических смыслов. Письменный текст является не только прямым источником информации, но и контекстно отражает систему норм и ценностей, которые фиксируют и презентуют духовный потенциал общества на разных этапах его развития и в современной динамике. Благодаря отсроченности социальной коммуникации через письменный текст создаются предпосылки для многократного возвращения к отраженному в нем содержанию и для их личностных интерпретаций как побуждения к действию.

Исследование проблемы педагогических проекций письменного дискурса позволило установить, что в рамках системы воззрений зарубежных исследователей (П. Серио, Ф. Соссюр, Т.А. ван Дейк, Б. Бернстайн) выделяются восемь значений понятия «дискурс» — от эквивалента понятия «речь» до теоретического конструкта, предназначенного для исследований условий производства текста. Также определены особенности позиций отечественных педагогов: 1). В. Г. Костомарова и Н. Д. Бурвикова, которые, анализируя возможности повышения качества преподавания русского слова, противопоставляют дискурсию (процесс развертывания текста в сознании получателя информации) и дискурс (результат восприятия текста, когда воспринимаемый смысл совпадает с замыслом отправителя текста) — 2). Ю. С. Степанова, который называет дискурс «возможным (альтернативным миром)», «языком в языке», представленным в виде особой социальной данности- 3) M.JI. Макарова, показавшего основные параметры, с помощью которых определяется дискурс: формальная, функциональная, ситуативная интерпретация, а также позиции других теоретиков. Показываются различия устноречевой и письменноречевой коммуникации, которая предполагает использование видов устноречевой деятельности для достижения результата передачи — получения информации. Выявлены представленные в разнообразных теоретических источниках основные качества письменной речи: отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи с нимневозможность для пишущего интонировать свою речь и, следовательно, необходимость более тщательно строить фразы, подбирая наиболее адекватные языковые средстваотсутствие ограничений во времени общения и в связи с этим более качественная шлифовка формы речиотсутствие возможности использования «немого» языка и др. Установлены особенности интернет-текстов, являющихся современными продуктами письменной коммуникации молодежи как агентов мужкультурного взаимодействия, а также графических средств представленности их содержания (интернет-символики) в виде эмотиконов (пиктограмм чувств) и смайликов (знаковых изображений), что, как доказано в работе, позволяет измерять их содержательную сторону и эмоциональную окрашенность согласно методике Р. Зальцман.

В современных Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования актуализируется рассмотрение проблем письменного дискурса, который позиционируется по направлению подготовки дипломированного специалиста 620 200 — Лингвистика и новые информационные технологии как значительный раздел (ОПД.Ф.Об).

В диссертации обоснована позиция, согласно которой дискурс представляет собой речевой акт или текст как речевое произведение, а также целый ряд характеристик, среди которых, прежде всего, обращают на себя внимание его коммуникативно-прагматическая, ситуативно-обусловленная и социокультурная направленность. Дискурс трактуется как конкретизация речи в различных модусах человеческого существования.

3. История философии образования и образовательной практики сохранила оригинальные педагогические подходы к использованию письменного теста как артефакта культуры и средства формирующего воздействия. Наиболее яркими являются позиция Ж. Ж. Руссо о письменной речи как синдрома вырождения природного начала и человеке, его последователя Л. Н. Толстого, не поддержавшего данную идею и признававшего самоценность детского письменного творчестваидеи представителей новой школы (С. Френе, Ж. Тонне, Дж. Дьюи и их последователи), ориентировавшихся на социализирующую функцию написания текстов и их подготовки к изданию и тиражированию. Установлена позиция представителей идей педагогического экспериментализма (А.П. Нечаев, Блюменау), ценивших письменные произведения учащихся как интересный эмпирический массив и предложивших методики его исследования по особенностям графической представленности текстов. В работе показано, что в современных педагогических подходах сохраняются все вышеназванные позиции, расширение происходит за счет современных доминирующих каналов и репертуаров общественной коммуникации, а также их технической презентации: использования печатно-компьютерных комплексов, издания самодеятельной детской прессы и книгоиздания, сайтостроения. Сохраняется методологическое значение исследовательских подходов представителей экспериментальной педагогики, позволяющее по особенностям содержания и графической представленности произведений письменной коммуникации определять специфику мировоззренческих установок авторов текста.

4. На основе многофакторного педагогического эксперимента определено, что намеренное введение в образовательный процесс образцов письменного дискурса является действенным средством формирования социокультурной компетентности учащейся молодежи.

Направленное дозированное введение в образовательный процесс учреждений, реализующих программы общего образования, и высшей школы подхода, ориентированного на смысловое восприятие разнообразных аспектов культурного и социального взаимодействия в форме компактных образцов пись-менноречевых коммуникаций (разнообразных видов и типов писем, аутентичных текстов, публикаций СМИ и др.), имеет прямой и косвенный образовательный эффект, свидетельствующий о повышении социокультурной компетентности учащейся молодежи. Прямой эффект заключается в расширении осведомленности о базовой ценности культуры, важности сохранения культурного наследия, о необходимости соблюдения социальных и гражданских норм. Наиболее ценным является косвенный эффект, который проявляется в появлении новых направлений социально и культурно значимой активности или их «достраивании» на качественно новом уровне. К таковым относится поисковая и исследовательская деятельность, инициативные коммуникации с официальными государственными учреждениями по социально значимым основаниям, добротворчество, литературное и художественное творчество, оформительская деятельность при подготовке школьных печатных изданий, художественный автоперевод собственных стихотворных текстов, оперирование форматами письма и др., реализуемые в структурах свободного и профессионально ориентированного общения.

Ретроспективная проверка гипотезы, проводившаяся в 2006 г. на основе контент-анализа эссе на тему «Я люблю.» учащихся московского Центра образования № 686 и лицеистов Классического лицея № 1 при РГУ (по 67 эссе с каждой стороны) показала, что по позициям, связанным с вхождением в культурное пространство и культуротворчеством, ведущие позиции занимают учащиеся «Класс-Центра», в то время как они не нацелены на помощь ближнему и бескорыстное социальное служение. Лицеисты преимущественно формулируют социально значимые стратегии, направленные на решение проблем человека и общества, демонстрируют готовность к социальной, культурной, экологической коммуникации позитивного, созидающего типа, считают себя ответственными перед обществом и культурой, анализируют опыт участия в практических делах по улучшению жизни граждан и экологии микрорайона.

В исследовании доказано, что формирующий эффект могут иметь тексты, отвечающие следующим педагогически значимым параметрам: они не должны содержать назидательности, прямого призыва поступать определенным образом, в тексте косвенным образом должны быть продемонстрированы образцы социально значимой деятельности, вызывая сочувствие, он не должен вызывать острую жалость к агентам действия, текст должен сообщать об особом высоком состоянии человеческого духа, содержать позитивную оценку творчества в любом виде деятельности.

В исследовании подтверждена гипотеза, однако его нельзя считать полностью законченным в силу принципиальной неисчерпаемости проблем, связанных с изменением характера межкультурной и межпоколенческой коммуникации, автокоммуникации, социальной коммуникации. В качестве перспективных направлений исследования определяются следующие: выявление возможностей формирования культурно-исторических и национально-культурных ценностей в процессе интернет-коммуникаций, сайтостроения, выявление соотношения глобального и регионального компонентов в организации модера-тивного образовательного пространства социальных и культурных проб.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2006.
  2. М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных наук. // Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  3. Ю.В. Становление межкультурной коммуникативной компетентности специалиста международного бизнеса в процессе изучения иностранного языка. Автореф. дисс. .канд пед. наук. Ростов-на-Дону, 2005.
  4. С.Ю. Ученическое сочинение как классный эксперимент // Труды Первого Всероссийского съезда по педагогической психологии в С. Петербурге (31 мая 4 июня 1906 г.). Санкт-Петербург: Типография П. П. Сой-кина, 1906 г. С. 115−124.
  5. А.Е., Скрипкин С. В. Качественный анализ данных как инструмент научного исследования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология 2001. № 2. С. 93 109.
  6. Волков Ю.Г. Homo humanus. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). Челябинск, 1995. 226 с.
  7. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов-на-Дону. 1994.
  8. Ю.Вульфсон Б.JI. Вступительная статья // С. Френе. Избранные педагогические сочинения. М.: Прогресс, 1990. С. 5 29.
  9. П.Выготский Л. С. 3. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  10. Л.С. Педагогическая психология. М.: Учпедгиз, 1926.
  11. Н.Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
  12. П.Я. Лекции по психологии. М.: Высшая школа, 2002.
  13. .М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. 1996. С. 10.
  14. П.Герасимов Г. И. Трансформация образования социокультурный потенциал развития российского общества. М.: Социально-гуманитарное знание, 2005.311 с.
  15. .С. Философия образования для XXI века. М.: педагогическое общество России, 1998. 512 с.
  16. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: «Школа-Пресс», 1995.-448 с.
  17. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 620 200 лингвистика и новые информационные технологии, http: // www.edu.ru.ru/ab/portal/spe/os.zip/6 202 002 000.
  18. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. 1996.
  19. А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2001.
  20. Декларация принципов международного культурного сотрудничества // Ассоциированные школы ЮНЕСКО и международное образование. Сборник материалов и документов. М.: Этносфера, 2004. С. 25 28.
  21. . Образование: необходимая утопия. // Педагогика, 1889. № 5.с. 4−7.
  22. В.З. Англо-русские термины по прикладной лингвистике и автоматической обработке текста. М., 1982. Вып. 2.
  23. Н.В. Студенческие медиа как фактор устойчивого развития добровольческого начала в студенческой среде. // Добровольчество как образ жизни. Материалы I городской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Логос, 2006. С. 53.
  24. О.В. Образование в условиях кризисного социума // Синер-гетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М., 2003. С. 550 -561.
  25. Л. Б. Формирование гражданственности школьников в процессе деятельности детской прессы. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Улен-Удэ, 2006.
  26. Е.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности социального педагога на основе учебно-методического комплекса «Компьютерное издательство». Автореф. дисс.канд. пед. наук. Красноярск, 2001.
  27. Дж. Школа и общество // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1990. С. 490−501.
  28. Дьюи, Джон. Мое педагогическое кредо. // Современные образовательные теории, М., МВШСЭН, 2002 С. 20- 37.
  29. Е.В. Состояние и тенденции развития отечественной теории самовоспитания. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2005.
  30. Е.В. Тест-анкета как фактор стимулирования самовоспитания студентов. // Диагностика уровня достижений студентов в современной высшей школе. Ростов-на-Дону: ЛОГОС, 2005. 0,1 п. л.
  31. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования// Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос».
  32. Н.А. Инновационные технологии обучения профессионально ориентированного иноязычного общения в контексте медиаобразования. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Воронеж, 2004.
  33. Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 1995.
  34. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и умений у школьников. М.: Педагогика, 1962.
  35. М.С. Философия культуры. Становление и развитие. Ленинград: Лань, 1998.-434 с.
  36. В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск: Наука, 1999. 302 с.
  37. А., Митрофанов К., Поливанова К., Соколова О., Цукерман Г. Почему наши школьники провалили тест PISA // Директор школы, 2005, № 3. С. 3−12.
  38. В. Б. Сопоставительные исследования дискурса // Концептуальное пространство языка. Тамбов: ТГУ, 2005. С. 337−353.
  39. Э.В. Влияние информационно-культурной среды на сознание. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса: В 5 т. Т.4. М.: Современные тетради, 2005. С. 684.
  40. Г. А. Как вернуть часть денег, израсходованных на благотворительные цели. // ВЭСТОР, 2005, № 1 (05). С. 2.
  41. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А. В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос», www.eidos.ru/news/compet.htm.
  42. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Обсуждение доклада А. В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос», www.eidos.ru/news/compet-dis.htm.
  43. Е., Прудникова В. Как померить компетентность? // Вести образования, № 17 (65), 2005.
  44. Кон И. С. Открытие «Я». М: Политиздат, 1978. 367 с.
  45. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия // Ассоциированные школы ЮНЕСКО и международное образование. Сборник материалов и документов. М.: Этносфера, 2004. С. 58 82.
  46. Конвенция об охране и поощрении разнообразных форм культурного самовыражения. Http://www.unesco.ru/files/ConventionDiversity.
  47. М.Е. Студенческое добровольческое движение как средство развития социальной одаренности личности // Добровольчество как образ жизни. Материалы I городской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Логос, 2006. С. 34−35.
  48. В.Г., Бурвикова Н. Д. Изучение и преподавание русского слова от Пушкина до наших дней: Материалы конференций и семинаров. Волгоград, 1999. С. 10.
  49. В.А. Образ «человека культуры». М., 1988.
  50. С.В. От стратегии самоорганизации к тактике личностного воспитания // Известия ЮО РАО, вып. II, 2000. С. 13−24.
  51. О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004, № 5.С. 3−12.
  52. А.А. (ред). Образовательная система «Школа 2100″. Педагогика здравого смысла. М.: Баласс, 2003.
  53. А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983.- 318 с.
  54. А.П. Глобальное образование путь к интеграции мирового образовательного пространства. М.: Педагогический поиск, 1997. — 108 с.
  55. Ю.М. Проблема „обучения культуре“ и ее типологическая характеристика. // Ученые записки Тартуского университета. Выпуск 284. Тарту, 1971.
  56. М.Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.
  57. О. Г. Развитие социальной компетентности личности в условиях корпоративной культуры. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2005.106
  58. А. Лучший человек человек „аггридантный“. // Маслоу о менеджменте. СПб: Питер, 2003. С. 239−251.
  59. А. Установки самоактуализированных личностей к своим обязанностям, труду и миссии // Маслоу о менеджменте. СПб: Питер, 2003. С. 28 -33.
  60. Международный бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. М.: Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, 1997.- 103 с.
  61. Н.Б. Социальная лингвистика. М.: АО АСПЕКТ-ПРЕСС, 1994.-206 с.
  62. Р.П. Прикладная лингвистика. Тамбов, 2002.
  63. Мировоззрения. Фрагменты из размышлений не очень взрослых людей по разным поводам. М.: Класс-Центр, 2003 2005. — 45 с.
  64. А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам. // Иностранный язык в школе. 2002. № 5.
  65. И.И. География как мифология. Квази-концептуальное эссе // http://imitin.at.tut.by.
  66. Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: 2002. -218 с.
  67. А.П. Прения по докладам Я.И. Ковальского и проч. // Труды Первого Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге (31 мая- 4 июня 1906 г.). Санкт-Петербург: Типография П. П. Сойкина, 1906 г. С. 123 125.
  68. Е.А. Британский клуб: 10 лет спустя // Добровольчество как образ жизни. Материалы I городской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Логос, 2006. С. 35−37.
  69. Обучение английскому языку специальности в вузах современной России. Результаты предпроектных исследований. Спб.: Петрополис, 2002. -156 с.
  70. Память мира. Общие руководящие принципы сохранения документального наследия (февраль 2002). Http://www.unesco.ru/ doc./principes-preserev documheritage-rus.
  71. И.И. Основы христианской нравственности. Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2002.
  72. И.И. Русь святая в пословицах и поговорках. Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2002.
  73. Т. О структуре социального действия. М., 2000.
  74. B.C. Время и культура. Харьков, 1987. С. 133.
  75. А.В. Активизация профессионального самовоспитания будущих учителей в процессе педагогической подготовки. Автореф. дисс. на со-иск. канд. пед. наук. М., 1999.
  76. А.В., Попкова Т. Н. Педагогика саморазвития человека. Коломна: Коломенский педагогический институт, 1999. 25 с.
  77. А.В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЕР СЭ, 2002. 320 с.
  78. Рекомендация ЮНЕСКО об охране в национальном плане культурного и природного наследия // Ассоциированные школы ЮНЕСКО и международное образование. Сборник материалов и документов. М.: Этносфера, 2004. С. 29 42.
  79. O.JI. Движение сторонников педагогики С. Френе в мировом образовательном пространстве // Философское осмысление социально-экономических проблем: межвуз. сб. науч. тр. Волгогорад, 2004. Вып. 7. С. 57 -61.
  80. O.JI. Педагогические идеи С. Френе и их влияние на теорию и практику современного школьного образования. Автореф. .дисс. Канд. пед. Наук. Волгогорад, 2005.
  81. П. Как читают тексты во Франции. // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса /Пер. с фр. и португ. М. 1999. С. 26−27.
  82. И.В. Текст в системе дискурсных взаимодействий // Критика и семиотика. 2004, Вып. 7. С. 98−123.
  83. И.В. Текст в системе дискурсных взаимодействий // Критика и семиотика. 2004, Вып. 7. С. 98−123.
  84. Е.А. Формирование социокультурной компетентности в обучении иностранному языку. // Школа живой традиции. М.: Эврика, 2005. С. 106−118.
  85. Сонник. Месячник хорошего сна. М.: Класс-Центр, 2006. 37 с.
  86. Ю.С. Альтернативный мир. Дискурс. Факт и принцип причинности //Язык и наука конца XX века. М.: Изд-во РГГУ, 1995. С.35−37.
  87. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.
  88. И.А., Стернина М. А. Очерк американского коммуникативного поведения. Воронеж: Истоки, 2001.
  89. Студенты помогли. // Благодетель, 2006, № 4 6 (апрель-июнь), с. 4. 80
  90. . М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика, 1999, № 2.С. 30−35.
  91. Г. Г. Методология анализа данных в социологии. М.: Nota Bene, 1999−224 с.
  92. JI.H. Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят? // J1.H. Толстой. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953. С. 316 337.
  93. JI.H. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. // J1.H. Толстой. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953. С. 153 194.
  94. Труды Первого Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге (31 мая- 4 июня 1906 г). Санкт-Петербург: Типография П. П. Сойкина, 1906 г. 280 + III стр.
  95. Ю.Н. В мире искусств. М., 1995.
  96. М. На пути к обучающемуся обществу // Alma mater, 2000. № 4, С. 9−15.
  97. Федеральная целевая программа „Русский язык“. //Ыф:/Л>ту. gov.ru
  98. Федеральная целевая программа „Электронная Pocc^“. //http://www.gov.ru
  99. JI.H. Контент-аналитическое исследование средств массовой информации и пропаганды. М.: МГУ, 1988. 77 с.
  100. О. Д. Кластерный подход к созданию эффективной модели взаимодействия высшей и средней школы. // Классическое образование. Пилотный выпуск. 2006 г. С. 48 56.
  101. О. Д. Концептуальная модель элективного курса в системе профильного обучения. // Известия Международной Славянской академии им. А. Я. Коменского. 2004, № 4. С. 15 24.
  102. О. Д. Парадигмальные и синтагмические модификации в современной педагогической науке. // Известия Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского, 2006, № 4. С. 54−58.
  103. О.Д. Культивирование и образование в герменевтической теории Х.Г. Гадамера. // Культура, человек, образование. М.: МГУ, 1996. С. 122 -123.
  104. З.Федотова О. Д. Теоретико-методологические основы педагогики Германии и ФРГ автореферат, 1999.
  105. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981.- 445 с.
  106. С. Избранные педагогические сочинения. М.: Прогресс, 1990. -304 с.
  107. , Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий. М.: Айрис-пресс, 2005. 352 с.
  108. , Ю. Демократия, разум, Нравственность. М.: Академия, 1995.-256 с.
  109. Харчевникова E. JL Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Владимир, 1999.
  110. Г. А. Какие уроки преподают нам тесты компетентности? http:// www. ippd. univers.krasu.ru
  111. Г. В. Психологические особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики. Автореф. дисс.канд. психол. наук. Тамбов, 2003.
  112. А.В. Жак Гонне исследователь школьной и лицейской прессы // Ж. Гонне. Школьные и лицейские газеты. Становление и развитие школьной и лицейской самодеятельной прессы во Франции. М.: ЮНПРЕСС, 2000 С. 3−10.
  113. А.Я. Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Кострома, 1999.
  114. А.В. Книжное дело в социокультурной среде региона. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса: В 5 т. Т.4. М.: Современные тетради, 2005. С. 701.
  115. JI.А. Образ города в культурном пространстве Юга России. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса: В 5 т. Т.4. М.: Современные тетради, 2005. С. 652 — 653.
  116. О.М. Социокультурный кризис в регионе // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса: В 5 т. Т.4. М.: Современные тетради, 2005. С. 651−652.
  117. П.Г. Очерки по философии образования. М.: Эксперимент, 1993.- 154с.
  118. Е.К. Личностная ориентация обучения как условие развития компетентности в сфере иностранного языка у студентов технического университета. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2001.
  119. Bernstein В. Social Class, Language and Socialization // Language and Social Context: Selected Readings. Harmondsworth, 1979. P. 164−167.
  120. Dijk Teun Van. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage, 1998.
  121. Hodge R., Kress G. Social Semiotics. Cambridge, 1988. p. 3−6.131.http: // www. gutenbergschule-bochingen.de- http: // www. drucken-und-lernen.de
  122. Kirschner P., Vilsteren, P.V., Hummel, H. and Wigman, M. (1997). The design of a study environment for acquiring academic and professional competence. Studies in Higher Education, 22 (2), 151−171.
  123. Mc.Luhau, M. The Gutenberg Galaxy. // http:// www.library.com.
  124. Semali, L.M. Literacy in Multimedia America. New-York London: Fal-mer-Press, 2000. — 243 p.
  125. W. (2001). Competence in education. J. Curriculum Studies. Vol. 33, nol, 75−88.
  126. Worsnop, K. Popular Culture. Toronto: McCraw Hill Ryerson, 1994.
  127. Вопросы ВАРИАНТЫ ВОЗМОЖНЫХ ОТВЕТОВ1. Нет 1 Част .2 Да 3
  128. Читал ли и знаешь ли ты что-нибудь о принципах, методах, правилах самовоспитания, самообразования, саморазвития личности?
  129. Имеешь ли ты серьезное и глубокое стремление к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию своих качеств, способностей?
  130. Отмечают ли твои друзья, знакомые твои успехи в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии?
  131. Испытываешь ли ты стремление глубже познать самого себя, свои творческие способности?
  132. Имеешь ли ты свой идеал и побуждает ли он тебя к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию?
  133. Часто ли ты задумываешься о причинах своих промахов и неудач?
  134. Способен ли ты к быстрому самостоятельному овладению новыми видами деятельности, например, к самостоятельному изучению иностранного языка?
  135. Способен ли ты продолжать решать трудную задачу, если первые два часа не дали желаемого результата?
  136. Ведешь ли ты дневник, где планируешь свою жизнь (на год, на ближайшие месяцы, неделю, день) и анализируешь, что из запланированного выполнить не удалось и почему?
  137. Считают ли твои друзья тебя способным к преодолению трудностей человеком?
  138. Знаешь ли ты свои сильные и слабые качества?
  139. Волнует ли тебя твое будущее?
  140. Стремишься ли ты к тому, чтобы тебя уважали твои ближайшие друзья, родители?
  141. Способен ли ты управлять собой, сдерживать себя в конфликтной ситуации?15 Способен ли ты к риску?
  142. Стремишься ли ты воспитать в себе силу воли или другие качества?
  143. Добиваешься ли ты того, чтобы к твоему мнению прислушивались?
  144. Считаешь ли ты себя целеустремленным человеком?
  145. Считают ли тебя способным к самообразованию, саморазвитию человеком?- родители 20 учителя 21 друзья i !
  146. Поздравление директора классического Лицея Н С k’aiiwiixo Поздравление замдиректора В Е К’ашнноП Ф.>С11(Т0ВЫС дороги (вспоминали паераны) ikpemma щк-мен.
  147. Стихи п воГшс „lunula о нашем доме"' (отрывки in сочинений лнцеис-тотО1. Лицейская Газета1. Май 200J г.
  148. Специальный выпуск посвящается Дню Победы.
  149. Дорогие ветераны, лицеисты, родители, учителя!
  150. С признательностью 11. С. Кащенко
  151. Воспитание патриотов маша задача.
  152. В.Е.Кашина, итеститеяь директора
  153. Классического Лицея Ml при РГУ.1. Лпцойскан Газета1. Май 2(„>h.1. Сия >ь никак нин.7 лот iomv нпад. в Классический Линой M’l пришли 3 друга > •(•.•1Чпк-|-ф|>„н1.1р!1ка Крольман Г И. Ша’Зашеи Д В п ttopww:“ l! li.
  154. Они обfMTti-'Шсь с нрош’мй к администрации Лицея разрешись им оказан“ помощь в создании муся Гхчп-.iui c. iaiai
  155. Их ш- юлько прнпешшп t-.cipcnun о Лицее, но и попросили активно включиться в ра-Ляу, но патриотическому воспитанию учащихся Так началась дружба ветеранов ВОН и кол-некшиа Классического Лицея М'1.
  156. Вскоре при Лицее был создан Сове г ветеранов, а затем нам дали возможность прово-дшь заседания смой и первично?) организации ветеранов м’р XsS
  157. Conor ьетсрашв по общему плану работы с Солеюм Юпих патриотов Родины, иод руководством КашнкоП В, II, пропел большую работу, но в. ч-нно-натрношческому восшиашпо молодежи
  158. ОбщИМИ УСИЛИЯМИ бил СОЗДаН музей в Лицее, который возглавила Яковенко 13 И. Собран материал о жизни м фронтовом прошлом наших ветеранов. заложена аллея ветеранов у здания Лицея
  159. Всюранм проводи'!“ уроки мужества в классах Лицеисты устраивали для ветеранов юржес/венимс встречи и прекрасные концерна Лицеисты иосещани на дому больных и престарелых ветеранов ветераны с радостью утагили о победач ребят на олимпиада4, ц1. КОНКурСЯХ.
  160. Наша совместная работа по патриотическому воспитанию доставила фронтовикам большое моральное удовлетворение.
  161. Та iciuiora и внимание, которые нам оказываю i в Лицее, нридае! ветеранам силу и бодрость, знание того, что молодое поколение с уважением oi носится к героическому прошлому своих предков.
  162. Наши встречи в Лицее не юлько помогли ветеранам оГгьедшшгься в первичную opiaim-эдцнк». но еще укрепили былое фронтовое брак I во.
  163. Мног ие воинские часта были переброшены на восток, где н составе Забайкальского фронта форсировал Большой Хинган, сражался с японскими самураями. 3 сентября Япония капитулировала. Для нас закончилась война.
  164. О Глушенко Констант ине Ивановиче
  165. В чярю* 1943 т. окончил ускоренный курс военного училища и в знании младшего лейтенанта был направлен иа Южный фронт в г. Ростов-ил-Дону и 28 Армию в качестве командира миномет"о взвода.
  166. Боевые военные действия начал на р. Миус «районе с Куйбышевка и с. Саур в составе 118 мотострелковой Дивизии. Здесь был ранен первый раз.
  167. С суровыми, ожесточенными боями прошел боевой путь в составе этой Дивизии через всю Украину, Молдавию. Полый)', Чехословакию.
  168. Встретил долгожданную Победу 18 мая 1945 года.
  169. С боями прошел более 2.500 г. километров, на >том пучи был трижды ранен.
  170. О IUaGa. niне Алексее Николаениче
  171. Лицейская Газета.. Май20И>г j
  172. Война в нашем доме (отрывки ш сочинений лицеистов)
  173. Мой дедушка Николаи Цкллмпнсвич Любимов в чешрнадиап. лет во время войны пошел учиться на летчика в спецшколу. Далее я офицерское училище. Служил летчиком. П лапой книжке дедушки юлько хорошие омы вы.1. Л.Любимова.
  174. Лицейская Гачета Редколлегия: ИС. Кащенко ~ директор Лицея,
  175. Тираж 200 1Ю. Н. А. Гаджисва заместитель директора.
  176. Ольге Шумилкина. fe?- -Мыдажепригла-, „ли на сегодняшней нее мероприятие педагогов из других школ, что
  177. МЙ вы они орали на Ж вооружение по-^sf- добные методывоспитания.
  178. В канул Дня защитила Отечества здесь прошла встреча учащихся с военнослужащими Севе“ Кавказского военного округа, представителями государственных органов, общественных организаций, Русской Православной Церкви.
  179. Об этом же говорила председатель коими впечатлениями глав- m н ы й специалист районного отдела образования
  180. А для полноты мальчишеского счастья военнослужащие дорожно-комеидантстой бригады в конце встречи развернули настоящую выставку современных образцов снаряжения и вооружения. Видели бы вы глаза ребят!1. Подполковник 0. ФИНЛЕВ. v'rp, 2
  181. В литбоч сдучае. фундлменталмнае яонр^чы и нерснеинвы ясны. II стране. а<�мп"м^чес». 'л" vtaexa еяе
  182. HU <�и put I И Н"4 лчч^ж И’ИМС рыно<�нтй 1Ммн"мй"и. (ишяеняк обременения рынка ие мл" у/ быть чретмернымн (.нс"тг". «н». м'*.|ир н.шрам.к'н я «. (ПроЯ
  183. ПГрЯНИКН» бм*ЗЖЛ'1НМХ Л"ОЛ1>В Ц*рю
  184. Выаержуи я" статьи Allm*c"oro"JWv
  185. Комгк|ф (г"рвснпА «во*н"* можно ярпчмгт • И» HXIOГН>*14часть денег, израсходованным на благотворительные цели
  186. Рели денежные срсдстпа перечисленынепосредственно налогоплательщиком е его банкожского счета, то прои уведенные расходы подтяержлакпев бмипкшА выпиской о перечислении денежных средств на уклтанные выше пели
  187. Mn
  188. Министр обратования н i России Л Фурсенкп считает i об*"щнымм выстроить струг непрерывного профессионалы образования: «Любое батояое 1 ратованне не способно обеа успешную карьеру более чем иять-семь лег*
  189. Глава МЭРТ России предложил для борьбы с б, а России создать систему (мото высшего обркзованм. С ои заявил на „npaatr часе“ я Госдуме
  190. ОСш<�ст"иний ТгЛ Г7 дггекнйфондсоциальной
  191. Требуютс» |енсджсры по рекламе.
  192. Тел.: 912−095 e-m"U. v"*ot@Uboit m
  193. Школьник! Хочешь lapafomamt? |1ужни ркпростроинтсли rtwm. Тм, — 912−095 e-mail: vewof^Ubote ш1. J'/'/Cjs/1. ЧЕЕ^МЙ АРХИВ$ ssa1411″, г. Лиищ Ммтжкм) Л".
  194. Xtoc-nuuta ' • tми)/ WAtmv^ubt"a, '/ '1. Рш^СШСи Ay /3 ^^г&trade-
Заполнить форму текущей работой