Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-культурное проектирование как средство формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третий этап (2005;2008 гг.) — опытно-экспериментальный, завершающий: обработка полученных данных, осмысление и обобщение результатов работы, формулирование выводов, литературное оформление диссертации. Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: — раскрыта сущность информационной компетентности студенческой молодежи, под которой понимается интегративное качество личности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга
    • 1. Сущность и специфика формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга
    • 2. Структура социально-культурного проектирования и его информационного обеспечения
    • 3. Организационно-педагогические условия формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере организованного досуга
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Педагогический потенциал социально-культурного проектирования в процессе формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи
    • 1. Динамика деятельности социально-культурного информационного центра как организационно-педагогический механизм формирования основ информационной компетентности студентов
    • 2. Социально-культурное проектирование как педагогический инструмент повышения информационной компетентности студенческой молодежи
  • Выводы по второй главе 1
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Социально-культурное проектирование как средство формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современной социокультурной ситуации одной из главных движущих сил является информация, определяющая качество общественного развития, поэтому не случайно новый формирующийся тип общества называют информационным. Оно характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство, обработку и передачу информации, что необхо • I димо в любой сфере деятельности личности, включая труд, учебу, досуг. Информация в настоящее время — главная ценность цивилизации (Д. Белл). Сложность современного мира, скорость происходящих изменений, возросшая роль знаний, увеличение источников и способов обработки информации актуализирует в педагогических науках, теории и практике социально-культурной деятельности новый компетентностный подход к формированию нормативного типа личности представителей молодого поколения. Эта личность должна обладать не только узкопрофессиональными компетенциями, но и системой компетенций универсальных, являющихся показателями оптимального уровня личностного развития. На эти цели направлена реформа высшего образования в России в рамках Болонского процесса.

Процессы информатизации, компьютеризации общества, направленные на преодоление противоречий между возрастающим объемом информации и способностью усвоения ее человеком, требуют оптимального уровня информационной компетентности студенческой молодежи. Он необходим не только для дальнейшего развития производства, науки и культуры, но и для формирования базовых умений личности квалифицированно применять информацию в сфере досуга. В этой связи актуализируется главная задача, которую предстоит решать студенческой молодежи гуманитарных вузов, и среди них — будущим специалистам социально-культурной сферы — научиться жить в информационном сообществе, владея современными ресурсами и технологиями сбора, хранения и обработки информации, чтобы использовать ее не только для профессионального роста, но и для саморазвития в сфере досуга.

В теории и практике социально-культурной деятельности отмечаются деструктивные тенденции, набирающие силу в неорганизованном досуге молодежи, связанном с бесконтрольным потреблением информации в СМИ, но главным образом — в системе Интернет (деятельность хакеров, информационный терроризм и т. д.). Это обостряет необходимость разработки новых путей и технологий педагогического воздействия на формирование культуры информационного досуга современной студенческой молодежи.

Анализ практики показывает, что у студентов вузов культуры и искусств, получающих образование по специальностям, связанным с экономикой и управлением социально-культурной сферой, в области постановки культур-но-досуговых программ, развития социально-культурного сервиса и туризма, пока невысок уровень досуговой информационной компетентности. А между тем, в условиях социально-культурных преобразований, происходящих в России, значительно возрастают требования, предъявляемые к информационным компетенциям личности студента не только как будущего специалиста социокультурной сферы, но и как человека, владеющего различными формами коммуникации и информации в позитивной досуговой деятельности.

В социально-культурной сфере (СКС) обеспечение современного уровня и качества социально-культурной деятельности во многом определяется изучением, обобщением и распространением опыта работы учреждений СКС, действующих с использованием проектных технологий. Проектные технологии в деятельности учреждений культуры, искусства, досуга, туризма распространены довольно широко. Значительное место занимает обучение навыкам проектирования в современной системе основного образования. Но педагогический потенциал социально-культурных проектных технологий недостаточно используется в вузах культуры и искусств в процессе организованного досуга студентов в аспекте формирования основ их информационной компетентности. В качестве организационного ресурса повышения информационной компетентности студенческой молодежи в гуманитарном вузе может быть использована деятельность специально созданных для этой цели социально-культурных информационных Центров, существующих в статусе общественных объединений. Деятельность таких структур легитимизирована на основе Федерального закона Российской Федерации «Об общественных объединениях» (1995 г.). Данные структуры объединяют молодежь, интересующуюся информационными ресурсами и технологиями в сфере ее организованного досуга на базе вуза.

Постановка проблемы формирования информационной компетентности студенческой молодежи неразрывно связана с поиском педагогических путей ее решения. Педагогический потенциал социально-культурного проектирования и его информационного обеспечения может стать одним из важнейших решений проблемы формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга, но в теории и практике социально-культурной деятельности практически не изучены информационные возможности проектно-технологического подхода. Это обстоятельство и определило актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что формирование информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга средствами социально-культурного проектирования не являлось предметом специального изучения в теории, методике и организации социально-культурной деятельности. В то же время существует значительное количество публикаций, освещающих положения об активной сущности человеческой деятельности (А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Б. М. Теплов и др.).

Под влиянием возрастающей роли информации в развитии общества существенно усилился интерес к различным методологическим проблемам информации и информационной деятельности, что нашло свое отражение в появлении работ монографического характера исследователей В. Г. Афанасьева, Д. И. Блюменау, Э. П. Семенюка, А. Д. Урсула и др.

Теоретическому осмыслению проблемы формирования информационной компетентности в культурно-образовательном пространстве посвящены работы Т. М. Ануриной, М. Г. Вохрышевой, Н. Б. Зиновьевой, Н. В. Лопатиной, З. А. Сафиуллиной и др. Проблематика формирования информационной компетентности личности в контексте анализа социокультурных и социально-экономических процессов, происходящих в современной России, нашла отражение в социологических исследованиях С. И. Григорьева, Ю. М. Забродина, Д. Л. Константиновского, Р. А. Трофимовой и др.

Идеи компетентностного подхода в педагогике и социально-культурной деятельности изложены в работах В. И. Байденко, Л. И. Берестовой, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимней, А. В. Хуторского и др. Теоретико-практические подходы к развитию культурно-досуговых центров как новых разновидностей учреждений клубного типа представлены в трудах И. В. Жежко, Е. М. Клюско, Н. Г. Смирновой и др.

Особое значение для данного исследования имеют работы по проблеме конструирования и реализации технологий социально-культурной деятельности, социокультурного проектирования, понимаемого как прогностическое действие, ориентированное на достижение желаемого социально и личност-но-значимого результата. Это работы С. Б. Брижатовой, Е. И. Григорьевой, В. И. Курбатова, B.C. Садовской, Г. К. Селевко, Г. Л. Тульчинского и др. Кроме того, изучены теоретические и историко-педагогические аспекты художественно-просветительной деятельности как направления социально-культурной деятельности в работах Н. В. Серегина, Д. В. Шамсутдиновой.

Анализ литературы позволил выявить следующие противоречия, касающиеся процесса формирования информационной компетентности студенческой молодежи:

1. Возросшая потребность сферы образования и досуга в студенческой молодежи с оптимальным уровнем информационной компетентности и недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблемы оптимизации процесса формирования в студенческой среде молодежи с высоким уровнем информационной мотивации, знаний и умений поиска обработки информации, а также ответственности за ее использование;

2. Осознание педагогических противоречий неорганизованного досуга молодежи, связанного с деструктивными тенденциями массового потребления информации и явлениями информационной антикультуры, и недостаточная разработанность педагогических технологий организации позитивного досуга студенческой молодежи, связанного с творческим применением информации;

3. Необходимость оптимизации процесса формирования основ информационной компетентности студентов вузов культуры и искусств в сфере досуга и недостаточная разработанность новых педагогических подходов к решению этой проблемы в теории и практике социально-культурной деятельности.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему, заключающуюся в поиске новых педагогических путей и способов формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в процессе ее позитивной досуговой деятельности.

Проблема определила тему исследования «Социально-культурное проектирование как средство формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи».

Диссертационное исследование осуществлялось в рамках единого научного направления Алтайской государственной академии культуры и искусств «Культура Сибири».

Цель исследования — выявить и апробировать теоретический и педагогический потенциалы социально-культурного проектирования в процессе формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в условиях организованного досуга.

Объект исследования — информационная досуговая компетентность как интегративное качество личности студентов.

Предмет исследования — педагогический процесс формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи средствами социально-культурного проектирования в сфере досуга.

В процессе исследования выдвинута гипотеза, основанная на том, что формирование основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга зависит от комплекса предположений, включающих:

— осмысление сущности, специфики и педагогических противоречий формирования информационной компетентности студентов в сфере досуга;

— рассмотрение современной студенческой молодежи как социально-демографической группы общества, нуждающейся в оптимальном уровне не только профессиональной, но и в допустимом уровне досуговой информационной компетентности, что предполагает формирование только ее основ;

— трактовку социально-культурного проектирования и его информационного обеспечения как привлекательного для студентов вида досуговой деятельности и личностно-развивающего педагогически целесообразного инструмента формирования основ информационной компетентности студентов;

— повышение уровня информационной компетентности студенческой молодежи в условиях организованного досуга в вузе на основе моделирования этого процесса и апробирования технологии реализации данной модели в сфере внеучебной воспитательной работы на базе вузовского объединения клубного типа — информационного Центра.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и специфику формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга.

2. Определить структуру процесса разработки социально-культурных проектов и их информационного обеспечения.

3.Разработать теоретическую модель формирования основ информационной компетентности студентов в сфере организованного досуга в вузе на основании систематизации организационно-педагогических условий этого процесса.

4. Обосновать динамику деятельности социально-культурных информационных центров в вузах как организационно-педагогический механизм формирования основ информационной компетентности студентов.

5. Апробировать авторскую модель и экспериментально доказать, что социально-культурное проектирование и его информационное обеспечение является педагогическим инструментом повышения информационной компетентности студенческой молодежи.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют:

— на философском уровне: концепции информационного общества (Д. Белл, B.JI. Иноземцев, Д. Рисман, Н. С. Розов, Г. С. Смирнов, О. Тоффлер, А. Турен и др.);

— на общенаучном уровне: гуманистические идеи и современные теоретические подходы к образованию в целом, а также проблематика образовательных учреждений разного уровня и типа (Ю.П. Азаров, Ю. К. Бабанский, И. С. Исаев, Н. Б. Крылова, В. И. Матис, А. Н. Орлов, В. М. Розин, Б. А. Федулов и др.) — исследования когнитивной, ценностно-мотивационной и деятельност-ной сфер развития личности как теоретической и квалиметрической основы опытно-экспериментальной работы (А.Н. Леонтьев, А. К. Маркова, А. Мас-лоу, Л. М. Митина, И. К. Шалаев и др.) — компетентностный подход, в рамках которого раскрывается сущность понятия «информационная компетентность личности» и определяется система ее компетенций (В.И. Байденко, Л. И. Берестова, Н. А. Гришанова, И. А. Зимняя, Дж. Равен и др.);

— на конкретно-научном уровне: идея о полипарадигмальной сущности социально-культурной деятельности (Н.Н. Ярошенко) — методологические подходы к современным технологиям социально-культурной деятельности (Ю.Д. Красильников) — комплексная теоретическая модель досуга Ю. А. Стрельцова, идея о парадоксальности и амбивалентности досуга, порождающая педагогические проблемы в сфере организации досуга, в том числе досуга студентов (Г.В. Оленина, Т.А. Райкина) — подходы, определяющие деятельность социально-культурных центров как новых разновидностей учреждений клубного типа, идеи динамики инициативного клуба (В.В. Туев) — идея о социальной информации как части процесса социальной коммуникации, система социально-культурных институтов социальной коммуникации в СКД (А.В. Соколов) — подходы к систематизации информационного обеспечения проектной деятельности общественных организаций (JT.A. Санкин).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования. Это теоретические методы, включающие анализ философско-культурологической, социально-педагогической, социологической литературы и литературы по социально-культурной деятельности отечественных и зарубежных авторов. Эмпирические методы, куда вошли содержательный и формализованный анализ документов, в том числе статистических данныханкетирование и тестированиепедагогическое моделирование, матрицированиепедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, оценочно-диагностический этапы).

Источники, опытно-экспериментальная база исследования. В ходе работы использованы Законы РФ и инструктивно-методические материалы Министерства культуры и массовых коммуникаций, касающиеся информационной деятельности, деятельности общественных объединений и учреждений клубного типа, а также государственные целевые программы по информатизации (Закон РФ «Об общественных объединениях» 1995 г.- «Развитие информатизации в России на период до 2010 г." — «Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2002;2006 гг." — «Создание и развитие информационно-телекоммуни-кационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти 2001— 2007 гг." — «Электронная Россия на 2002—2010 гг.» и др.).

Основной опытно-экспериментальной базой явилась Алтайская государственная академия культуры и искусств, где создан и действует социально-культурный информационный центр «Поиск» как одно из объединений вне-учебной воспитательной работы со студентамибыли использованы результаты эмпирического исследования, выборка которого составила 147 человек.

Основные этапы исследования осуществлялись с 2002 г. по 2008 г.: Первый этап (2002—2003 гг.) — поисково-аналитический: теоретический анализ современного состояния проблемыизучение философской, социологической, культурологической, педагогической литературы по теме диссертацииразработка программы эксперимента, выбор инструментария и методики исследования.

Второй этап (2003—2005 гг.) — констатирующий: разработка теоретических основ модели педагогического процесса формирования информационной компетентности студентов в сфере организованного досуга, определение компонентов, критериев и уровней сформированности информационной компетентности личностиосуществление пилотажного социологического исследования на базе Алтайской государственной академии культуры и искусств с целью диагностики информационной компетентности студентов тех специальностей, в учебный план которых не входит профессиональная подготовка по информационным ресурсам и технологиям.

Третий этап (2005;2008 гг.) — опытно-экспериментальный, завершающий: обработка полученных данных, осмысление и обобщение результатов работы, формулирование выводов, литературное оформление диссертации. Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: — раскрыта сущность информационной компетентности студенческой молодежи, под которой понимается интегративное качество личности, включающее ее способности и готовность работать с информационными ресурсами и технологиями, осознавая ответственность за свою информационную деятельность, и умение ее творческого применения в решении практических проблем социально-культурной деятельности, требующих проектных подходовспецифика формирования основ информационной компетентности студентов в сфере досуга предполагает учет уровней, критериев и этапов этого процесса, стимулирование мотивации студентов, направленной на изучение информационного обеспечения проекта, а также отсутствие строгого соответствия результатов досуговой информационной деятельности ее сложившимся стандартам;

— выявлена структура процесса социально-культурного проектирования, в информационном обеспечении которого выделено два модуля (информационно-исследовательский и информационно-коммуникативный) и систематизированы технологические операции информационного обеспечения проектов, связанные с оперативным поиском, качественной обработкой, квалифицированным анализом, творческим и ответственным использованием информации по проекту;

— разработана и апробирована теоретическая модель формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга. Модель показывает главные системно-структурные элементы педагогического процесса формирования основ информационной компетентности и определяет необходимость создания структуры клубного типа — вузовского социально-культурного информационного центрамоделирование и создание в вузе таких новых информационных социально-культурных объединений, способных вовлечь студентов в позитивную информационную досуговую деятельность, является главным организационно-педагогическим условием формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи;

— обоснована динамика развития социально-культурного информационного центра в вузе, определяющаяся его внутренними и внешними функциями, формированием и стабилизацией деятельности его лидерского актива, переориентацией этой деятельности от учебно-научного проектирования на грантовое социально-культурное проектирование и его информационное обеспечение;

— апробирована теоретическая модель и экспериментально проверено положение о том, что обучение студентов в рамках Центра социально-культурному проектированию и технологическим операциям его информационного обеспечения является педагогическим инструментом повышения основ информационной компетентности студенческой молодежи.

Теоретическая значимость заключается в том, что в исследовании:

— определены и проверены уровни и критерии оценки информационной компетентности как формируемого качества личности, содержанием которых являются показатели сформированности основ информационной компетентности по каждой из трех сфер развития личности (мотивационная, когнитивная, деятельностная) и четыре уровня замера информационной компетентности в баллах (оптимальный, допустимый, критический и недопустимый);

— представлена матрица зависимости формирования основ информационной компетентности студентов, участвующих в разработке социально-культурных проектов, от комплекса технологических операций информационного обеспечения и коммуникаций проектаданная матрица содержит анализ операций информационной деятельности по проекту и устанавливает направление технологических действий субъекта социально-культурной деятельности в педагогическом процессе формирования основ информационной компетентности студентов в сфере организованного досуга;

— предложена педагогическая технология формирования основ информационной компетентности студентов в деятельности социально-культурного информационного Центра, показывающая алгоритм технологических действий руководителя Центра, направленных на повышение уровня информационной компетентности студентов в процессе социально-культурного проектирования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и положения адресованы педагогическому корпусу учреждений высшего профессионального и дополнительного образования, учреждениям культуры и досуга, способствующим внедрению социально-культурного проектирования в учебный процесс и досуговую деятельность студенческой молодежи.

Эти выводы могут быть использованы представителями государственной власти, социально ответственного бизнеса, управления культурой, органами местного самоуправления для активизации конкурсов грантовых социокультурных проектов всех уровней в реальном и медиаформатедля создания региональных, муниципальных «банков данных», содержащих сведения о вузовской молодежи, имеющей положительный опыт участия в данных конкурсах, с целью формирования потенциального кадрового резерва в сфере управления образованием, культурой, досугом.

Материалы диссертации могут быть использованы на обучающих семинарах для студентов, курсах повышения квалификации для педагогов по социально-культурному проектированию и повышению информационной компетентности.

Выводы диссертационного исследования могут быть использованы некоммерческими общественными организациями (НКО) для привлечения молодежи с оптимальным уровнем информационной компетентности, с целью использования ее как волонтеров в проектировании и реализации социально-значимых инновационных проектов на муниципальном, межрегиональном, всероссийском и международных уровнях.

Основные результаты исследования могут быть использованы средствами массовой информации (СМИ) для освещения позитивного опыта проектной деятельности студенческой молодежи в сфере образования и досуга.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, взаимосвязью теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, задачам, предмету и логике исследованияопытно-экспериментальной проверкой гипотезы и ее подтверждениемрепрезентативностью материалов, подтвержденных социологическими и статистическими достоверными данными.

Положения, выносимые на защиту:

1. Информационная компетентность — это интегративное качество личности, позволяющее творчески использовать данное качество в социально-культурной деятельности, проблемы которой требуют проектных решений, а также — для преодоления деструктивных тенденций в развитии информационного досуга современной молодежи. Информационная компетентность имеет определенные уровни (оптимальный, допустимый, критический, недопустимый) и критерии сформированности, касающиеся изменений в мотива-ционной, когнитивной, деятельностной сферах личности. Формирование основ информационной компетентности студентов в сфере досуга протекает как педагогический процесс с учетом уровней, критериев и трех этапов этого процесса: проектировочного, конструктивного, результативного.

2. В структуру технологических операций разработки социально-культурного проекта входят два модуля: информационно-исследовательский и информационно-коммуникативный. Технологические операции информационного обеспечения социально-культурных проектов являются основой формирования специальных информационных умений и навыков. В информационно-исследовательском модуле проекта эти умения связаны с определением источников информации, методами ее оперативного сбора, обработки и анализа, проверки информации по критериям ее качества. В информационно-коммуникативном модуле проекта специальные умения связаны с составлением портфолио (папки документов), разработкой устной и мультимедийной презентации проекта.

3. В сфере организованного досуга студентов, направленного на формирование основ их информационной компетентности в вузовском социуме, необходимо учитывать комплекс организационно-педагогических условий, главным из которых является моделирование и создание новых вузовских объединений (информационных Центров). Программа деятельности Центра связана с этапами формирования основ информационной компетентности студентов, на основе чего разделы программы включают мотивационный, образовательный и деятельностный модули, в качестве активных средств обучения социально-культурному проектированию необходимо использовать диалогические формы СКД и деловые, ролевые, тренинговые игры, конкурсы проектных идей, разработку электронных презентаций проектов.

4. Динамика деятельности Центра является организационно-педагогическим механизмом формирования информационной компетентности студентов, что предполагает стабилизацию его лидерского актива, мотивированного на участие в престижном для студентов грантовом социально-культурном проектировании и его информационном обеспечении. Деятельность Центра рассматривается как управляемый педагогический процесс в системе внеучебной воспитательной работы вуза, что достигается через реализацию его функций, принципов, программу деятельности, диагностируемые результаты и демонстрируемую информационную продукцию. Таковой является социально-культурная проектная деятельность студентов и ее информационное обеспечение, которое формирует позитивные модели досуго-вого поведения студентов в сфере внеучебной воспитательной работы в вузе и за его пределами. Демонстрация результатов данного процесса в форме участия студентов в грантовых конкурсах социально-культурных проектов является стимулированием активизации студентов в проектной деятельности.

5. Социально-культурное проектирование и его информационное обеспечение является педагогическим инструментом формирования основ информационной компетентности студентов в сфере досуга только в том случае, если оно является привлекательным для студентов видом досуговой деятельности, повышает их мотивацию к овладению информацией, служит достижению успехов студентов в их творческих проектных инициативах. Педагогическим обеспечением повышения информационной компетентности студенческой молодежи в условиях Центра является технологизация данного процесса, предполагающая его моделирование, матрицирование, учет соотношения этапов формирования основ информационной компетентности студентов и технологического алгоритма деятельности руководителя Центра.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на международных научных конференциях «Взаимовлияние народов России и Казахстана (историко-культурологический аспект)» (Павлодар, 2004) — «Социально-культурные туристические ресурсы Алтайского региона. Проблемы и перспективы использования» (Барнаул, 2004) — «Истоки, формирование и развитие евразийской поликультурности. Культуры и общества северной Азии в историческом прошлом и современности» (Иркутск, 2005) — «Культурное наследие и современность» (Барнаул, 2005) — «Информационная культура общества и личности в XXI веке» (Краснодар, 2006, 2008) — на всероссийских и региональных научно-практических конференциях (Новосибирск, 2004; Челябинск, 2005; Орел, 2005; Барнаул, 2006, 2007, 2008), а также в педагогической деятельности соискателя при разработке авторских курсов «Информационные ресурсы по культуре и искусству» и «Проектная деятельность социально-культурных учреждений».

Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, отражены в 18 публикациях, две из которых изданы в научных рецензируемых журналах ВАК РФ, а также в отчете за 2004 г. по гранту № 12−05/4−792 Президента Российской Федерации «Для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 254-х наименований, 2-х приложений, 14 таблиц, 8 рисунков.

Делая выводы по параграфу 2.2. и главе 2, необходимо отметить следующее:

1. В главе установлено квалиметрическое (количественное и качественное) соответствие между формированием основ информационной компетентности студентов и динамикой той досуговой оргструктуры (СКИЦ), на базе которой разворачивается педагогический процесс этого формирования. Динамика Центра достигается за счет развития его внутренних функций, связанных со стабилизацией лидерского актива Центра, и функций внешних, определяющихся внешними успехами и достижениями СКИЦ, которые связываются с переориентацией деятельности Центра на грантовое социально-культурное проектирование.

2. Переориентация деятельности Центра потребовала управления мотивацией студентов, использования методологического приема «сдвига мотива деятельности на новую цель». Так осуществился переход деятельности лидерского актива Центра от учебно-научного к социально-культурному проектированию, результатом которого был успех (гранты выиграны) и получение признания Центра в вузе и за его пределами. Активная грантовая деятельность СКИЦ была освещена на сайте АКУНБ им. В. Я. Шишкова и на сайте Содружества молодых ученых.

3. Сравнительные количественные результаты констатирующего и оценочно-диагностического этапов педагогического эксперимента по повышению степени сформированности информационной компетентности студентов в контрольной и экспериментальной группах показывают это повышение, зафиксированное через квалиметрическое изменение критериев информационной компетентности, что представлено в графиках и таблицах второй главы.

4. Качественная зависимость ИК от технологических операций социокультурного проектирования и его информобеспечения представлена автором в виде матричной таблицы, которую мы рассматриваем как теоретический вклад в разработку темы диссертационного исследования.

Заключение

.

Проблема позитивной досуговой деятельности студенческой молодежи в условиях развития информационного общества акцентирует формирование информационно-компетентной личности среди представителей молодежной генерации.

Педагогический аспект данной проблемы заключается в том, что информационная компетентность студенческой молодежи помогает противостоять тенденциям деструктивного информационного досуга, связанным с деятельностью компьютерных «хакеров», информационным терроризмом, экономическими преступлениями в сфере кибертехнологий.

В диссертации показано, что, решая проблемы формирования информационной компетентности студентов в условиях вуза, необходимо использовать педагогический потенциал социально-культурного проектирования и его информационного обеспечения.

Задача педагогов, действующих в сфере внеучебной воспитательной работы в вузе, позиционировать проектную деятельность как эмоционально привлекательную, престижную, успешную, а для этого мотивировать студентов на участие в конкурсах грантовых проектов различного уровня: от конкурса грантов Ученого совета вуза до муниципальных, региональных конкурсов и конкурсов проектов на соискание гранта Президента или Правительства Российской Федерации.

Логика научного исследования определила структуру диссертации, где в первой главе «Теоретико-методологические подходы к формированию основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга» содержатся параграфы: «Сущность и специфика формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга», «Структура социально-культурного проектирования и его информационного обеспечения», «Организационно-педагогические условия формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере организованного досуга».

Научная новизна положений первой главы состоит в том, что:

1) раскрыта сущность информационной компетентности студенческой молодежи, под которой понимается интегративное качество личности, включающее ее способности и готовность работать с информационными ресурсами и технологиями, осознавая ответственность за свою информационную деятельность и умение ее творческого применения в решении практических проблем социально-культурной деятельности, требующих проектных подходовспецифика формирования основ информационной компетентности студентов в сфере досуга предполагает учет уровней, критериев и этапов этого процесса, стимулирование мотивации студентов, направленной на изучение информационного обеспечения проекта, а также отсутствие строгого соответствия результатов досуговой информационной деятельности ее сложившимся стандартам;

2)выявлена структура процесса социально-культурного проектирования, в информационном обеспечении которого выделено два модуля (информационно-исследовательский и информационно-коммуникативный) и систематизированы технологические операции информационного обеспечения проектов, связанные с оперативным поиском, качественной обработкой, квалифицированным анализом, творческим и ответственным использованием информации по проекту;

3)разработана и апробирована теоретическая модель формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга. Модель показывает главные системно-структурные элементы педагогического процесса формирования основ информационной компетентности и определяет необходимость создания структуры клубного типа — вузовского социально-культурного информационного Центрамоделирование и создание в вузе таких новых информационных социально-культурных объединений, способных вовлечь студентов в позитивную информационную досуговую деятельность, является главным организационно-педагогическим условием формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи.

Эта новизна соотносится с первой, второй и третьей задачами диссертации и первым, вторым и третьим положениями гипотезы.

Во второй главе «Педагогический потенциал социально-культурного проектирования в процессе формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи», которая состоит из параграфа «Динамика деятельности социально-культурного информационного центра как организационно-педагогический механизм формирования основ информационной компетентности студентов» и параграфа «Социально-культурное проектирование как педагогический инструмент повышения информационной компетентности студенческой молодежи» обоснован и проанализирован педагогический эксперимент.

Научная новизна положений второй главы состоит в том, что.

1) обоснована динамика развития социально-культурного информационного Центра в вузе, определяющаяся его внутренними и внешними функциями, формированием и стабилизацией деятельности его лидерского актива, переориентацией этой деятельности от учебно-научного проектирования на грантовое социально-культурное проектирование и его информационное обеспечение;

2) апробирована теоретическая модель и экспериментально проверено положение о том, что обучение студентов в рамках Центра социально-культурному проектированию и технологическим операциям его информационного обеспечения является педагогическим инструментом повышения основ информационной компетентности студенческой молодежи.

Это соотносится с четвертой и пятой задачами диссертационного исследования и четвертым положением гипотезы.

Теоретическая значимость исследования во второй главе состоит в том, что:

1) определены и проверены уровни и критерии оценки информационной компетентности как формируемого качества личности, содержанием которых являются показатели сформированности основ информационной компетентности по каждой из трех сфер развития личности (мотивационная, когнитивная, деятельностная) и четыре уровня замера информационной компетентности в баллах (оптимальный, допустимый, критический и недопустимый);

2) представлена матрица зависимости формирования основ информационной компетентности студентов, участвующих в разработке социально-культурных проектов, от качества технологических операций информационного обеспечения и коммуникаций проектаданная матрица содержит анализ операций информационной деятельности по проекту и устанавливает направление технологических действий субъекта социально-культурной деятельности в педагогическом процессе формирования основ информационной компетентности студентов в сфере организованного досуга;

3) предложена технология формирования основ информационной компетентности студентов в деятельности социально-культурного информационного Центра, показывающая алгоритм технологических действий руководителя Центра, направленных на повышение уровня информационной компетентности студентов в процессе социально-культурного проектирования.

Во второй главе была проведена опытно-экспериментальная апробация теоретической модели формирования информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга на базе вузовской структуры клубного типа — социально-культурного информационного центра. Специфика данной структуры в том, что она объединяет в себе элементы общественных объединений, легитимизированных одноименным Законом РФ 1995 г., а также информационных социально-культурных Центров как новых разновидностей' учреждений клубного типа и инициативных студенческих клубов.

На основе разработанных автором диссертации уровней и критериев замера информационной компетентности студенческой молодежи во второй главе была проведена предварительная и повторная диагностика сформированности информационной компетентности студентов в экспериментальной и контрольной группах. В эти группы входили те студенты, в учебные планы подготовки которых не входит современная информационная деятельность.

Оценка результатов предварительной и итоговой диагностики показала, что в экспериментальной группе студентов, входящей в актив СКИЦ и участвующей в грантовом социально-культурном проектировании, прошедшей курс обучения проектированию и его информобеспечению на базе Центра, уровень информационной компетентности значительно выше, чем в контрольной группе студентов, не участвующих в данном процессе.

В диссертации предлагается 14 таблиц и 8 рисунков (диаграмм), отражающих ход педагогического эксперимента и квалиметрию его результатов, использованы методы моделирования и матрицирования, разработана технология формирования информационной компетентности студентов в условиях СКИЦ.

Таким образом, можно отметить, что цель диссертации достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. А. Культурно-досуговая деятельность : теория и практика организации Текст. / Г. А. Аванесова. М.: Аспект — Пресс, 2006 — 236 с.
  2. , JI. А. Социология досуга Текст. / JI. А. Акимова. — М.: МГУКИ, 2003.-123 с.
  3. , Ю. П. Педагогическое искусство патриотического воспитания Текст. / Ю. П. Азаров. // Воспитание школьников. 2008. — № 6. — С. 3−11.
  4. , М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления Текст. / М. А. Ариарский. СПб.: ООО «Арт-студия „Концерт“, 2008. — 792 с.
  5. , М. А. Прикладная культурология Текст. / М. А. Ариарский. -СПб.: Эго, 2001.-432 с.
  6. , А. И. Культура общения : современные коллизии Текст. / А. И. Арнольдов. -М.: МГУКИ, 2005. 131 с.
  7. , В. Г. Общество : системность, познание и управление Текст. / В. Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  8. , Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры : учебное пособие Текст. / Н. К. Бакланова. — М.: МГУКИ, 2003. 223 с.
  9. , Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования Текст. / Д. Белл. — М.: Academia, 1999. -786 с.
  10. , В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пос. Текст. / В. С. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 334 с.
  11. , П. В. Компьютерная компетентность в контексте личностно— ориентированного обучения Текст. // Педагогика. — 2003. — № 4. С. 41−45.
  12. , В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  13. , И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973.-271 с.
  14. , А. А. О направлениях и научных предпосылках разработки проблемы способностей / А. А. Бодалев // Психолого-педагогические условия повышения эффективности воспитательного процесса во внешкольных учреждениях. Л.: ЛГИК, 1983. — С. 3−14.
  15. , А. К. Социальные коммуникации: учеб. пос. Текст. / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. М.: Гардарики, 2008. -279 с.
  16. Большой энциклопедический словарь Текст. / под ред. А. М. Прохорова. -М.: Сов. энциклопедия, 1994. С. 164.
  17. , В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки Текст. / В. П. Борисенков // Педагогика. 2004. — № 1. — С.4−19.
  18. , Д. И. Информационный анализ Текст. / Д. И. Блюменау. — СПб.: Профессия, 2002. 235 с.
  19. , С. Б. Основное содержание технологий разработки региональных программ социокультурного развития в России 1990-х гг.: монография Текст. / С .Б. Брижатова. Барнаул: АГИИК, 2000. — 202 с.
  20. , С. Б. Социологические способы изучения культурных потребностей и интересов населения (исследования культурной среды региона: соц. опыт) Текст. / С. Б. Брижатова. Барнаул: АГИИК, 1996. — 92 с.
  21. , С. Б. Формирование культурной среды средствами культурно-просветительных учреждений: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Б. Брижатова. -М.: МГИК, 1991. 16 с.
  22. Будущее Алтая: краевая программа для одаренной молодежи и школьников. Режим доступа: www.ap.altairegion/ru.
  23. , В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога Текст. // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51−55.
  24. Вестник образования: справочно-информационное издание Министерства образования РСФСР. М.: Просвещение, 2001. — С. 2−40.
  25. , Г. Г. Твоя информационная культура Текст. / Г. Г. Воробьев.- М.: Молодая гвардия, 1988. 303 с.
  26. , М. Г. Современные стратегии культурологического образования Текст. / М. Г. Вохрышева. Самара: СГАКИ, 2001. — 223 с.
  27. , Л. С. Психология развития человека Текст. / Л. С. Выготский. М.: Смысл, 2003. — 434 с.
  28. , В. Н. Культура России : досуговая культура Текст. / В. Н. Гагин.- М.: АПРИКТ, 2002. 87 с.
  29. , Н. И. Информационная культура личности : диагностика, технология формирования: в 2 ч. Текст. / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова- Кемерово: Кемеровск. гос. академия культуры и искусств, 1999.
  30. , Н. И. Концепция развития информационной культуры личности : опыт разработки и реализации Текст. / Н. И. Гендина // Библиосфера. -2005.-№ 1.-С. 55−62.
  31. , Н. И. Образование для общества знаний и проблемы развития информационной культуры личности Текст. / Н. И. Гендина // Научные и технические библиотеки. 2007. — № 3. — С. 404−8.
  32. , Б. С. Менталитет и образование / Б. С. Гершунский. — М.: Институт практической психологии, 1996. 144 с.
  33. , Н. Н. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности : дис.. к.п.н. Текст. / Ростовский гос. пед. ун-т. — Ростов-на-Дону, 2001. — 211 с.
  34. Глазычев, В. JL Досуговый центр. Проблема осмысления Текст. /
  35. B. Л. Глазычев. М.: МК РСФСР АН РСФСР, 1987. — 297 с.
  36. , С. И. Специалист : образование, компетентность, новаторство Текст. / С. И. Головко. М.: Либерия-Бибинформ, 2005. — 144 с.
  37. Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика Текст. / под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. М., 2002. — 405 с.
  38. , А. А. Информационные издания : основные особенности и требования Текст. / А. А. Гречихин, И. Г. Здоров. — М.: Книга, 1979. — 160 с.
  39. , А. А. Информационная культура : опыт типологического определения Текст. // Проблемы информационной компетентности: сб. статей / под ред. Ю. С. Зубова, И. М. Андреевой. М., 1994. — С. 15−37.
  40. , С. И. Социальное воспитание и профессиональное самоопределение молодежи в современном российском обществе : науч.-метод. пособие Текст. / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова. Барнаул- Кемерово: АзБука, 2005.-219 с.
  41. , Н. А. О новой парадигме развития высшего профессионального образования Текст. / Н. А. Гришанова // Alma Mater. 2007. — № 4. —1. C. 8−12.
  42. , В. В. Тенденция информатизации образования Текст. / В. В. Давыдов, В. В. Рубцов // Советская педагогика. 1990. — № 2. — С. 50−55.
  43. , М. Я. Информационное обслуживание : социокультурный подход Текст. / М. Я. Дворкина. М.: ИПО „Профиздат“, 2003. — 112 с.
  44. , В. И. Организационно-педагогические условия оптимизации управления социально-культурными проектами с использованием технологий связей с общественностью : дис.. к.п.н. Текст. / В. И. Десятов Барнаул, 2006.-203 с.
  45. , В. И. Связи с общественностью в управлении социально-культурными проектами в контексте антропологического подхода Текст. /
  46. B. И. Десятов, Г. В. Оленина. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. — 266 с.
  47. , В. И. Социально-педагогическое проектирование : методика, практика и PR-сопровождение в России и Сибири: лекции Текст. / В. И. Десятов. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2005. — 94 с.
  48. , А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования Текст. // Высшее образование в России. 2005. — № 4.1. C.30−33.
  49. Драгичевич-Шешич, М. Культура: Менеджмент. Анимация. Маркетинг: пер. с сербскохорват. [Текст] / М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович. -Новосибирск: ТИГРА, 2000.-227 с.
  50. , А. Н. Информационная культура личности : учеб.-метод. пособие Текст. / А. Н. Дулатова, Н. Б. Зиновьева. М.: Либерея-Бибинформ, 2007.- 176 с.
  51. , Д. Демократия и образование Текст. / Д. Дьюи -М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.
  52. , Г. И. Воспитательный и образовательный потенциал интеллектуальной культуры специалиста. Ведущие подходы и принципы функционирования Текст. // Ползуновский вестник. — 2005. № 3. — С. 45−55.
  53. , С. А. Поликомпетенции библиотечного специалиста. К постановке вопроса Текст. / С. А. Езова // Библиотечное дело. 2005. — № 9. -С. 33−34.
  54. , В. В. Студенты об адаптации к вузовской жизни Текст. / В. В. Емельянов // Социологические исследования. 2001. — № 9. — С. 77−82.
  55. , А. Д. Культурно-досуговая деятельность в российском обществе как феномен XXI века Текст. / А. д. Жарков // Мир культуры культура мира: материалы науч.-практ. конф. / МГУКИ. — М.: МГУКИ, 2005. -С. 208−213.
  56. , А. Д. Парадигмальный подход к развитию современной культурно-досуговой деятельности Текст. / А. Д. Жарков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств .— 2007. № 3. — С. 150−157.
  57. , А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Текст. / А. Д. Жарков. — М.: МГУК, 2002. — 288с.
  58. , Л. С. Деятельность учреждений культуры Текст. / Л. С. Жаркова. 3-е изд. испр. и доп. — М.: МГУКИ, 2003. — 234 с.
  59. , Л.С. Состояние мотивации развития личности в учреждениях культуры и искусств Текст. / Л. С. Жаркова // Культура: управление, экономика, право. 2005. — № 2. — С. 2−7.
  60. , Н. А. Проектная культура специалиста социально-культурной сферы Текст. // Вестник МГУКИ. 2006. — № 3. — С. 112−119.
  61. , А. С. Образование : философия, культурология, политика Текст. / А. С. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. — 456с.
  62. , Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования Текст. / Э. Зеер, Э. Сытанюк // Высшее образование в России. -2005.-№ 4.-С. 23−29.
  63. , Ю. С. Информатизация и информационная культура Текст. / Ю. С. Зубов // Проблемы информационной компетентности: сб. ст М., 1994. — С. 6−11.
  64. , И. Я. Формирование информационной компетентности будущего учителя предметника в педагогическом вузе Текст. // Педагогическая информатика. — 2004. — № 1. — С. 4-^14.
  65. , JI. П. Социология культуры / JI. П. Ионин. 2-е изд. — М.: Логос, 1998.-278 с.
  66. , С. Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ / С. Н. Иконникова. Л.: ЛГУ, 1974. — 166 с.
  67. , В. Л. Конкурентоспособность России: иллюзии, реальность, перспективы Текст. / В. Л. Иноземцев // Россия и современный мир: проблемы, мнения, дискуссии, события. 2008. — № 1. — С. 5−25.
  68. , М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  69. , М. Н. Информационно-компьютерная составляющая профессиональной подготовки : развитие информационной компетентности на этапе среднего общего образования: автореф. дис. .к.п.н. Текст. / М. Н. Капранова. М., 1998. — 16 с.
  70. Как и зачем создается клубное объединение? Текст. / сост. Г. В. Оленина. Барнаул: АГИИК, 2004. — 75 с.
  71. , А. И. Информатизация социокультурного пространства Текст. / А. И. Каптерев. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 512 с.
  72. , С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности Текст. // Педагогическая информатика. М.: ИБИНФО. — 2000.- № 2. -С. 41−55.
  73. , А. С. Народное художественное творчество : структура, формы, свойства Текст. / А. С. Каргин. М.: Музыка, 1990. — 141 с.
  74. , М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура Текст. / М. Кастельс. М: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 608 с.
  75. , С. А. Основы профессиональной деятельности менеджера социокультурной сферы Текст. / С. А. Касаткина. М.: МГУКИ, 2001. — 234 с.
  76. , Т. Г. Социально культурная деятельность Текст. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — М.: МГУКИ, 2004. — 539 с.
  77. , Т. Г. Социально-культурная деятельность : история. Теоретические основы. Сферы реализации. Субъекты. Ресурсы. Технологии. Текст. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2001. — 139 с.
  78. , М. В. Инновации в обучении : метафоры и модели: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин М.: Наука, 1997. — 223 с.
  79. , Ю. В. Трансформация культурных интересов современной России / Ю. В. Китов // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы / Моск. гос. ун-т культуры. М.: МГУК, 1997. — С. 118−123.
  80. , Е. М. Центр досуга: содержание и формы деятельности / Е. М. Клюско // Социальное проектирование в сфере досуга: Центры досуга. -М.: МК РСФСР- АН РСФСР, 1987. С. 29−32.
  81. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  82. , В. В. Социальная инициатива молодежи и комсомол : проблемы и решения. Фонд молодежной инициативы / В. В. Кононов — М.
  83. Молод, гвардия, 1987. — 35 с.
  84. , Д. JI. Молодежь в системе образования : динамика неравенства / Д. JI. Константиновский // Социологический журнал. — № 3. -1997.-С. 92−123.
  85. , А. С. Культура и художественное образование в современной аксиосфере Текст. / А. С. Кондыков // Культура: управление, экономика, право.-№ 4.-С. 25−27.
  86. , И. А. Информационные технологии / И. А. Коноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов Текст. М.: Проспект, 2008. — 304 с.
  87. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (проект) / Всероссийский фестиваль молодежных инициатив (26−28 июня). М.: Логос, 2001. — 24 с
  88. Концепция модернизации Российского образования до 2010 г. Текст. // Бюллетень Министерства образования РФ. 2002. — № 2. — С. 3−31.
  89. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы Текст. // Высшее образование сегодня. 2005. — № 10. — С. VII.
  90. , Б. Б. Концепция высшего образования Текст. / Б. Б. Коссов, О. А. Сергеев, Ю. Г. Татур // Концептуальные вопросы развития высшего образования.-М., 1991.-С. 8−19.
  91. , В. В. Воспитание или образование? Текст. // Педагогика. — 2001.-№ 3.-С. 9−10.
  92. , Ю. Д. Проектные знания и технологии как объект социально-педагогического исследования Текст. / Ю. Д. Красильников // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств .— 2007. — № 3. С. 167−174.
  93. , Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста Текст. / Н. Б. Крылова. -М.: Высш. шк., 1990. 142 с.
  94. , Е. Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства: автореф. дис.. д-ра пед. наук Текст. / МГУК.-М., 1999.-44 с.
  95. , Н. В. Понятие „педагогическая система“ и критерии ее оценки / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ, 1980.
  96. , В.И. Социальное проектирование Текст. / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 416 с.
  97. , Г. А. Компетенции в профессиональной подготовке специалистов социально-культурной деятельности специальности „Социально-культурной деятельности“ вуза: монография Текст. / Г. А. Ларионова. — Челябинск, 2004. 245 с.
  98. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. /
  99. A. Н. Леонтьев. -М.: Академия, 2004. 364 с.
  100. , В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социальных исследований российской молодежи) / В. Т. Лисовский // Социологические исследования. 1998. — № 5. — С. 98−104.
  101. , В.Т. Советское студенчество : социологические очерки /
  102. B.Т. Лисовский. М.: Высшая школа, 1990. 302 с.
  103. , Н. В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий: учебное пособие Текст. / Н. В. Лопатина. — М.: МГУКИ, 2002. 70 с.
  104. , В. С. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985−1995 годы / В. С. Магун. М.: РАН институт социологии. -1996.-146 с.
  105. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. — М., 1996.-201 с.
  106. ПО.Максютин, Н. Ф. Общественное назначение и основные социальные функции клуба Текст. / Н. Ф. Максютин. Л.: ЛГИК, 1978. — 82 с.
  107. , А. П. Основы социокультурного проектирования : учеб. пособие Текст. / А. П. Марков, Г. М. Бирженкж. СПб.: СПбГУП, 1998. — 361 с.
  108. , А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций : учеб. пособие Текст. / А. П. Марков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 542 с.
  109. Методика просветительской работы Текст. // Воловик, А. Ф. Педагогика досуга: учеб. пос. / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. М.: Флинта, 1998. -С. 143−167.
  110. Д. М. Научное обоснование теории воспитания как управление формированием личности Текст. / Д. М. Мехонцева. — Красноярск: ГТУ, 1998.- 167 с.
  111. , JI. М. Психология профессионального развития учителя Текст. / Л. М. Митина. М., 2000. — 101 с.
  112. , Л. И. Социология культуры. -2-е изд., доп. Текст. -М.: Дашков и К, 2005. 344 с.
  113. Модульно-компетентностное профессиональное образование (методические рекомендации) Текст. / науч. ред. А. Т. Глазунов. М.: Издат. центр НОУ ИСОМ, 2003. — 34 с.
  114. , С. Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Текст. / С. Г. Молчанов. -Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1998. 223 с.
  115. , Б. Г. Досуг. Методология и методика социологических исследований Текст. / Б. Г. Мосалев. М.: МГУК, 1995. — 94 с.
  116. , А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 1999. — 184 с.
  117. , В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. М.: Академия, 1997.-431 с.
  118. , В. Н. Психология отношений : избран, психол. труды Текст. / В. Н. Мясищев. М.- Воронеж: МОДЖ, 1995. — 356 с.
  119. Никонова, 3. В. Развитие методологической компетентности в системе послевузовской подготовки специалиста Текст. // Совершенствование подготовки кадров сферы культуры: традиции и новации. М.: МГУКИ, 2004. -208 с.
  120. , В. Е. Инновационный менеджмент в сфере культуры : монохрестоматия Текст. / В. Е. Новаторов. Омск: ОмГУ, 2007. — 358 с.
  121. , В. Е. Культурно досуговая деятельность: словарь-справочник Текст. / В. Е. Новаторов. — Омск: Омич, 1982. — 183 с.
  122. , В. Е. Социально-культурная деятельность : поступление. Обучение. Карьера Текст. / В. Е. Новаторов. Омск: ОГУ, 2002. — 131 с.
  123. , Г. Н. Социально-культурные технологии как открытая инновационная система / Г. Н. Новикова Текст. // Вестник МГУКИ. 2004. — № 2. -С. 83.
  124. , Г. Н. Профессионализм и мастерство технолога социально-культурной сферы как условие успешной деятельности Текст. // Ученые записки. М.: МГУКИ, 2003. — Вып. 25. — 273 с.
  125. Новое в законодательстве о некоммерческих организациях: сборник официальных документов Текст.—М.: Омега-JI, 2006. 184 с.
  126. Однажды в Барнауле.: история одного сотрудничества, или как сбываются мечты: итоги реализации программы „Здоровье и развитие молодежи“
  127. Детского фонда ООН (UNICEF) в Алтайском крае в 2000—2001 гг. Текст. — Барнаул: Принт-экспресс, 2001. — 46 с.
  128. , Г. В. Социально-культурные технологии оптимизации добровольческой деятельности студенческой молодежи в сфере досуга : автореф. дис. .к.п.н. 13.00.05 Текст. / Г. В. Оленина. Барнаул, 2004.-22 с.
  129. , Г. В. Оптимизация добровольческой деятельности студенческой молодежи в сфере досуга : проектный подход Текст. / Г. В. Оленина. — Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. 173 с.
  130. , Г. В. Педагогические потенциалы социально-культурного проектирования и коммуникационного продвижения добровольческих инициатив учащейся молодежи : монография Текст. / Г. В. Оленина. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2008. — 270 с.
  131. , Г. В. Социально-педагогическая деятельность в сфере досуга : кадры, методы и технологии: учеб. пособие: в 2 ч. Текст. / Г. В. Оленина. -Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. 4.1. — 98 е.- 4.2. — 134 с.
  132. , Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию Текст. / Э. А. Орлова. М.: Рос. ин-т культурологии, 1994. — 214 с.
  133. Организация местного традиционного народного художественного творчества Текст.: методические рекомендации / Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ // Дом культуры. — 2008. — № 3. С. 27−35.
  134. Основы законодательства Российской Федерации о культуре Текст.: утв. 09.10.1992 № 3612 1 // Ведомости Съезда нар. депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. —1992. — № 46. — Ст.2615.
  135. Оценка качества профессионального образования Текст. / под ред. В. И. Байденко, Дж. Ван Занворта. М., 2001. — С. 40−63.
  136. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  137. , О. В. Социально-культурная деятельность (теоретические основы): учебное пособие Текст. / О. В. Первушина. — Барнаул: Изд-во Алт-ГАКИ, 2008. 96 с.
  138. Планирование и организация педагогического эксперимента // Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография Текст. / Н. О. Яковлева. М.: Информ-издат центр’АТИСО», 2002. -С. 189−210.
  139. , А. Д. Организация и методика культурно-досуговой деятельности : метод, рек-ции по выполнению дипломной работы для студентов специализации «Организатор-методист КДД» Текст. / А. Д. Плюснин. Барнаул: АГИК, 1993.-27 с.
  140. , А. Д. Выпускная квалификационная работа : метод рекомендации Текст. / А. Д. Плюснин, Т. И. Головко. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006.-39 с.
  141. , А. В. Центр информационной культуры в системе университетского интернет-центра: дис.. к.п.н. Текст. / А. В. Петрущенков. — Калининград, 2000. 157 с.
  142. , Т. А. Развитие информационной компетентности специалиста в системе высшего профессионального образования как социально-педагогическая технология : дис.. к.п.н. Текст. / МГУКИ. М., 1999. — 157 с.
  143. , А. Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых Текст. / А. Ф. Присяжная // Педагогика. — 2005. — № 5. С. 71—78.
  144. Проект «Зеленые дипломы» в рамках Краевой целевой программы «Молодежь Алтая» на 2007−2010 гг. Режим доступа: www/ami с. ru.
  145. , А. С. Свет мой, зеркальце, скажи.: метод, разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. — М.: Новая школа, 1996. 144 с.
  146. . Н. Об активности модельного познания // Творческая природа научного познания / отв. ред. Д. П. Горский. М.: Наука, 1984. — С. 121−150.
  147. , Дж. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация Текст. / пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
  148. , Н. С. Философия гуманитарного образования : ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе Текст. / Н. С. Розов. М., 1993. — С.139−143.
  149. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Текст. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т.1. — 908 с.
  150. , В. М. Антология форм просветительной культурно-досуговой деятельности в России (первая половина XX века) Текст. / В. М. Рябков. — Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007. — Т.З. 661 с.
  151. , В. М. Антология информационно-просветительских форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина XX века) Текст. / В. М. Рябков. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007. — Т.5.4.1. — 593 с.
  152. , А. М. Введение в историю культурно-просветительной работы Текст. / А. М. Савченко. М.: Просвещение, 1995. — 198 с.
  153. , B.C. Лабиринты культуры быта: исследование реальности: монография Текст. /B.C. Садовская. М.: МГУКИ, 2003. -252 с.
  154. , А. Е. Информационная культура студента : изучение и формирование Текст. / А. Е. Садчикова // Шестые Макушинские чтения: тез. докл. науч. конф., 22 23 мая 2003 г. — Новосибирск, 2003. — С. 388101.
  155. , JI. А. Социально-культурная деятельность : теория и методика организации деятельности общественных объединений Текст. / JI. А. Санкин. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.-336 с.
  156. Сафиуллина, 3. А. Информация: ценность и оценка Текст. / 3. А. Сафиуллина. М.: Либерея-Бибинформ, 2006. — 224 с.
  157. , Г. Компетентности и их классификация Текст. / Г. Селевко // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 34−42.
  158. , Э. П. Информационная культура общества и прогресс информатики Текст. / Э. П. Семенюк // НТИ. Сер.1. 1994. — № 1. — С. 1−8.
  159. , Е. А. Становление и развитие профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы : дис.. д-ра пед. наук Текст. / Е. А. Сергеев- МГУКИ. М.: Изд-во МГУКИ, 2000. — 459 с.
  160. , Н. В. Методология и методика педагогического исследования в области художественного образования и социально-культурной деятельности : монография Текст. / Н. В. Серегин. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2008. -228 с.
  161. , А. В. К новой модели обучения : социокультурный подход /
  162. A. В. Сиволапов // Социологические исследования. 1994. — № 3. -С. 88−91.
  163. , А. С. Метод проектов : история и практика применения Текст. / А. С. Сиденко // Завуч. 2003. — № 6. — С. 21−28.
  164. , В. А. Введение в педагогическую аксиологию Текст. /
  165. B. А. Сластенин, Г. И. Чижаков. М.: Школа-Пресс, 2003. — 312 с.
  166. Словарь иностранных слов Текст. М.: Сов. энциклопедия, 1987. -876 с.
  167. , В. И. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся Текст. / В. И. Слободчиков. — М.: Педагогика, 2002. -156 с.
  168. , Г. С. Интеллигенция и ноосфера: проблема глобализации Текст. / Г. С. Смирнов // Гуманитарное измерение меняющегося мира. — Иваново, 2002. С. 207−219.
  169. , Е. И. Клубные объединения: учеб. пособие Текст. / Е. И. Смирнов. -М.: Просвещение, 1977. 160 с.
  170. , Н. Г. Региональный центр непрерывного образования в структуре Кемеровской государственной академии культуры и искусств : становление и развитие Текст. / Н. Г. Смирнова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. — 191 с.
  171. , О. Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа — технологий: дис.. д-ра пед. наук Текст. / О. Г. Смолянинова. СПб., 2002. — 504 с.
  172. , А.В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества Текст. / А. В. Соколов // Социологические исследования. -2005.-№ 4.-С. 91−97.
  173. , А. В. Социальные коммуникации : учеб.-метод. пособие: в 2 ч. Текст. / А. В. Соколов. СПб.: Профиздат, 2003. -Ч. 2.-162 с.
  174. , А. В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества Текст. / А. В. Соколов, И. О. Щербакова // Социология молодежи: теоретические вопросы. М., 2003. — С. 115−123.
  175. , А.В. Феномен социально-культурной деятельности : монография Текст. / А. В. Соколов. СПб.: СПбГУП, 2003. — 204 с.
  176. , Э. В. Рациональное использование времени и культура досуга Текст. / Э. В. Соколов // Социология культуры. Методология и практика культурно-просветительной деятельности: сб. статей. JI.: ЛГИК, 1982. -С.15−25.
  177. , П. Предмет социологии и ее отношение к другим наукам Текст. / П. Сорокин. Барнаул: АГУ, 1990. — 58с.
  178. , П. А. О русской общественной мысли Текст. / П. А. Сорокин. СПб.: Алетейя, 2000. -221с.
  179. , П. А. Человек. Цивилизация. Общество Текст. / под общ. ред. А. Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  180. , Т. Н. Словарь трактовки понятия «информация» Текст. / Т. Н. Соснина, П. Н. Гончукова. М.: Феникс, 1997. — 486 с.
  181. Социальная философия: словарь Текст. / ред. В. Е. Кемерова, Т. X. Керамова. -М.: Академический проект, 2003. 557 с.
  182. Социальное проектирование в сфере культуры: Центры досуга: сб. науч. тр. Текст. / сост. И. В. Жежко, А. В. Фадин- НИИ культуры. М., 1987. -144 с.
  183. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: сб. науч. статей Текст. М.: МГУКИ, 2005. — 189 с.
  184. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: сб. статей Текст. / под науч. ред Т. Г. Киселевой, Ю. А. Стрельцова, Б .Г. Мосалева. М.: МГУКИ, 2000. — 85с.
  185. , Н. Ф. Вопросы самореализации личности студента в процессе профессионального развития в вузе Текст. / Н. Ф. Спинжар // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2007. № 1. — С.110−113.
  186. , Ю.А. Культурология досуга Текст. / Ю. А. Стрельцов. -М.: МГУКИ, 2003. 296 с.
  187. , Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий : избранные психологические труды Текст. / Б. М. Теплов. М.: МОДЭК, 2004.-639 с.
  188. , П. Формирование педагогической компетентности специалиста в системе непрерывного социокультурного образования Текст. // Вестник высшей школы. 2003. — № 2. — С. 7−12.
  189. , П. П. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателей учебных заведений культуры и искусств Текст. // Вестник КГУКИ. 2003. — № 1.-С. 40−47.
  190. Технологии программно — целевого проектирования Текст. // Технологии социальной работы: учебник / МГУ социальной работы. Социально технологический институт. — М.: ИНФРА-М, 2001. — С. 146−160.
  191. , Ю. А. Теория компетенции Текст. / Ю. А. Тихомиров. -М.: Изд. г-на Тихомирова М. Ю., 2005. 355 с.
  192. Толковый словарь русского языка Текст. М.: Сов. энциклопедия, 1939.-1424 стлб.
  193. , О. Б. Образовательные технологии формирования компетенций в системе высшего профессионального образования Текст. / О. Б. Томилин, А. В. Бриттов, С. И. Демкина // Управление качеством высшего образования. 2005. — № 3. — С. 112−123.
  194. , О. Третья волна Текст. / О. Тоффлер- М.: ООО «Экое», 2001.-227 с.
  195. , В. Е. Социокультурная деятельность гражданского общества Текст. / В. Е. Триодин // Вестник МГУКИ. 2005. — № 3. — С. 19−20.
  196. , В. Е. Клуб и свободное время Текст. / В. Е. Триодин. -М.: Профиздат, 1982. 135 с.
  197. , В. В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах : учебное пособие Текст. / В. В. Туев- КемГУКИ- АлтГАКИ. -Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. 87 с.
  198. , В. В. Технологии организации инициативного клуба. 2-е изд., доп. и перераб. Текст. — М.: МГУКИ, 2002. — 255с.
  199. , Г. Л. Разум, воля, успех : о философии поступка Текст. / Г. Л. Тульчинский. Л.: ЛГУ, 1990. — 214 с.
  200. , А. Возвращение человека действующего : очерк социологии Текст. / А. Турен. М.: Научный мир, 2006. -204 с.
  201. , А. А. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей как условие развития информационной компетентности младших школьников : дис.. к.п.н. Текст. — Карачаевск, 2002. — 158 с.
  202. , А. Д. Модель устойчивого развития цивилизации : информационные аспекты Текст. / А. Д. Урсул // НТИ. Сер.2. 1994. -№ 12.-С. 1−8.
  203. , А. Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику Текст. / А. Д. Урсул- АОН при ЦК КПСС. М., 1990. — 191 с.
  204. , Ф. Теории информационного общества Текст. / Фрэнк Уэбстер- пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной- под ред. Е. Л. Вартановой — М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
  205. , Э. Н. Студент нового времени : социокультурный профиль Текст. / Э. Н. Фаустова. М., 2004. — 72с. — (Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО- Вып. 4).
  206. Федеральные и региональные целевые программы. Режим доступа: wvvw. [email protected].
  207. Федеральный закон «Молодежь России» Текст. // Собрание законодательства РФ. -2001- № 2.
  208. , Т. Т. Психолого-педагогический аспект сценария молодежных культурно-досуговых программ Текст. / Т. Т. Фисюк. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2001.-169 с.
  209. , А. Я. «Культура мира» и культурная компетентность личности Текст. / А. Я. Флиер // Вестник МГУКИ. 2004. — № 1. — С. 18−34.
  210. , И. Г. О понятии «информационная культура» Текст. // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: тез. докл. междун. науч. конф. (23 25 сент. 1993 г., Краснодар — Новороссийск). — Краснодар, 1993.-С. 21−28.
  211. , А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Текст. / А. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
  212. , И. В. Метод проектов Текст. / И. В. Цветкова // Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 1997. -С. 61−83.
  213. , И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула Текст. / И. Д. Чечель // Директор школы. 1998. — № 3.
  214. , В. М. Социально-культурное программирование в системе управленческих технологий Текст. / В. М. Чижиков // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: сб.ст./ ред. Б. Г. Мосалев. — М.: МГУКИ, 2004. С. 57−91.
  215. , Н. Н. Информационная культура в образовательной деятельности высшей школы. Вопросы методологии Текст. / Н. Н. Чурсин // Научно-техническая информация. Сер.1. Организация и методика информационной работы. М., 2003. — № 4. — С. 1−14.
  216. , Д. В. Социально-культурная интеграция личности, а сфере досуга : монография Текст. / Д. В. Шамсутдинова — Казань: изд-во Ка-занск. ун-та, 2001. 255 с.
  217. , И. К. Мотивационное программно-целевое управление : основы теории и экспертиза эффективности: учеб. пособие по психологии управления Текст. / И. К. Шалаев. — Барнаул: БГПУ, 2003. — 300 с.
  218. , Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности : учебник / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 2001. — 508 с.
  219. , С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования Текст. // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С. 21−29.
  220. , П. Г. Очерк основных идей системомыследеятельност-ной педагогики / П. Г. Щедровицкий // Очерки по философии образования (статьи и лекции). М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. — С. 125−144.
  221. , Т. Б. Символика молодежной субкультуры : опыт этногр. исслед. системы. 1986−1989 гг. / Т. Б. Щепанская. Спб.: Наука, 1993. — 341 с.
  222. , Д. Б. Введение в психологию развития : в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского / Д. Б. Эльконин. М.: Тривола, 1994.- 167 с.
  223. Энциклопедический словарь по культурологии Текст. / под общ. ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1997. — 478 с. — Из содерж.: Социокультурный подход. — С. 369.
  224. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. Текст. / рук. авт. коллектива С. Я. Батышев. — М.: Ассоциация «Проф.образование», 1999. — Т.3.-214 с.
  225. , О. В. «Информационная культура личности» в системе непрерывного образования Текст. / О. В. Якимцова // Мир библиографии. 2003. -№ 4.-С. 38−39.
  226. , Н. О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования Текст. / Н. О. Яковлева. М.: АТИСО, 2002. — 239 с.
  227. , Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию Текст. / Ф. Ялаев // Высшее образование в России.-2008. -№ 1. С. 89−93.
  228. , О. Н. Модернизация в России в свете концепции «общества риска» / О. Н. Яницкий // Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии / под. ред. Т. И. Заславской. М.: Аспект-пресс, 1997. — С. 37−48.
  229. , Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности Текст. / Н. Н. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2007. — 360 с.
  230. , Н. Н. Социально-культурная деятельность : парадигмы, методология, теория: монография Текст. / Н. Н. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2000. — 204 с.
  231. , Н. Н. Сущностная диверсификация социально-культурной деятельности : международный контекст и отечественные условия Текст. / Н. Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. — № 3. — С. 139−144.
  232. , А. И. Целеполагание и идеалы Текст. / А. И. Яценко. Киев: Наукова думка, 1977. — 276 с.
  233. Petsonias J. Alles Internet, oder ?! // BuB.-.2005.- Jg.57,N 1.- S. 51 54.
  234. UNESCO publications for the World Summit on the information society // Culturelink: Network of networks a. coop, in cultural development. 2004. — Vol.15, № 42.-P. 40−42.
  235. Elmborg J. Critical information literacy // J. of acad. librarianship. 2006. -Vol.32.N 2.-P. 192−199.
  236. Jackson P.A. Integration information literacy into blackboard // J. of acad. librarianship. 2007. — Vol.33.N 4. — P. 454−461.
  237. Pilkington, H. Russia’s Youth and its Culture. / H. Pilkington L., 1994, p.14.
  238. Harrold, R. Curricular and Extra-curricular Work // The Bulletin. 2002. -(march) — Vol. 3.
  239. King, P. Improving Access and Educational Success for Diverse Student: Steady Progress but Enduring Problems // Hinger Education Trends for the next Century: a Research Agenda for Student Success. ACPA. 1999.- p.5−11.
Заполнить форму текущей работой