Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История международного спортивного сотрудничества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако древневосточные цивилизации носили локальный, замкнутый характер, поэтому сложившаяся там система физического воспитания не могла служить примером международного спортивного обмена, а была лишь убедительной иллюстрацией зарождения отдельных видов физкультуры и спорта в столь древние времена. Оформление современных спортивных традиций, традиций олимпизма происходит только в эпоху… Читать ещё >

История международного спортивного сотрудничества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление международных спортивных связей. Существует распространенное мнение, что международное спортивное движение в его современном понимании зародилось во второй половине XIX — начале XX в. в Европе и США, когда на базе национальных спортивных объединений, союзов и федераций стали появляться международные федерации по видам спорта и начала складываться современная система международных спортивных соревнований.

Действительно, современный облик спорта оформился на рубеже XIX— XX вв., однако говорить о начальных этапах международных спортивных связей можно применительно к более ранним цивилизациям.

Физическая культура и спорт появились еще в первобытной культуре и вначале носили сакральный характер. Из пластических форм движения человека, его непосредственных занятий (охота, ритуальные и военные танцы и т. п.), необходимости выстоять в схватке с природой зародились современные виды физической культуры и спорта. При этом следует отметить, что статус физически развитого, сильного человека в древних обществах был традиционно высок. Об этом свидетельствуют памятники духовной и материальной культуры, мифологическое и эпическое наследие, ранние формы живописи, скульптуры, мелкой пластики.

Так, еще в Древнем Египте различные игры и физические состязания были излюбленным сюжетом для рельефов и фресковой живописи.

К началу третьего тысячелетия восходят изображения скачек на колесницах, образы женщин, играющих в мяч, состязания на папирусных лодках. Египетские боги традиционно наделялись не только мудростью, но и физической силой.

Однако древневосточные цивилизации носили локальный, замкнутый характер, поэтому сложившаяся там система физического воспитания не могла служить примером международного спортивного обмена, а была лишь убедительной иллюстрацией зарождения отдельных видов физкультуры и спорта в столь древние времена. Оформление современных спортивных традиций, традиций олимпизма происходит только в эпоху Античности. В системе ценностей древнегреческого общества важное место всегда отводилось гармоничному сочетанию духовного и физического начала в человеке, соревновательности, стремлению к совершенству. Культ физически развитого человека, эстетика атлетически развитого тела отражены во многих памятниках античного искусства. Поэтому не случайно, что именно в Древней Греции зародился феномен спортивных игр, ведь для эпохи Античности статус человека физически сильного, развитого был достаточно высок. Олимпийские игры стали первыми столь значительными соревнованиями античной эпохи, слава которых пережила историю Древней Греции.

В Древней Греции устраивались многочисленные спортивные состязания в честь богов: Немейские, Истмийские, Панафинейские, Дельфийские игры. Однако наибольшую известность, широкое распространение, огромное количество участников принадлежало Олимпийским играм, объединявшим спортсменов из различных полисов Эллады, являвшихся в то время самостоятельными городами-государствами. В этот период, в условиях античной цивилизации их можно рассматривать как пример международных спортивных состязаний, объединявших представителей различных государств.

Официально считается, что первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э. Известно имя первого олимпийского чемпиона: им стал повар из греческого города Элеи по имени Кореба, который победил в единственном тогда виде спорта, включенном в «олимпийскую программу», — беге. Однако, скорее всего, Олимпийские игры имеют еще более давнюю историю, к сожалению, не подкрепленную письменными свидетельствами. Однако ученые считают, что уже в IX в. до н.э. в Олимпии устраивались священные состязания.

Олимпийские игры были посвящены Зевсу — верховному богу древних греков и проводились в городе Олимпия, расположенном в области Элида и знаменитым одним из семи чудес света — храмом Зевса Олимпийского. Комплекс сооружений древней Олимпии, кроме храмов богов, включал сокровищницы, палестры, гимнасии, пять стадионов, на которых и проводились игры. Устраивались античные Олимпийские игры один раз в четыре года. Первоначально в них участвовали только свободные, законнорожденные эллины. К зрелищу Олимпийских игр не допускались рабы, варвары и женщины. В программу первых Олимпийских игр входил всего один вид спорта — бег. Затем эта программа претерпела эволюцию и стала включать пентатлон (пятиборье) (рис. 14.1), панкратион (сочетание различных видов борьбы), бег на колесницах, бег с оружием. Начинались игры в середине июня, в день летнего солнцестояния, с шествия жриц у храма Геры. В храме богини Гестии в знак чистоты помыслов и честности соревнующихся зажигался священный огонь, который поддерживался на протяжении всего соревнования. Затем верховный жрец срезал ветвь со священной оливы, которая росла в роще, посвященной Зевсу. Перед началом соревнований атлеты и судьи давали клятвы у алтаря храма Зевса.

Изображение на древнегреческой вазе трех видов пятиборья.

Рис. 14.1. Изображение на древнегреческой вазе трех видов пятиборья: метание диска и копья, борьба (толчки ладонями).

Справа частично сохранилось изображение прыжка На время проведения Олимпийских игр устанавливалось священное перемирие: к городам, нарушившим его, применялись строгие санкции. Первоначально игры продолжались всего один день, а затем их длительность достигла пяти дней. За месяц до начала Олимпийских игр глашатаи из Олимпии разъезжали, но Греции и призывали всех желающих к участию в них.

Престиж Олимпийских игр в Древней Греции был необычайно велик. Многие древнегреческие полисы вели летоисчисление по Олимпиадам. Участие в играх способствовало государственной карьере античных граждан. Среди участников Олимпийских игр, которых тогда называли олимпиониками, были философ Пифагор, тиран Коринфа Периандр, великий полководец Александр Македонский.

Слава победителя Олимпийских игр в Древней Греции была велика. Олимпийских чемпионов освобождали от налогов, пожизненно обеспечивали питанием, в их честь создавали оды, памятники, сооружали города. В некоторых городах в честь олимпиоников чеканили монеты. В качестве награды на Олимпийских играх победитель получал лавровый венок и оливковую ветвь как символ того, что каждое состязание должно заканчиваться миром. Всяческие денежные поощрения исключались, поскольку, согласно олимпийской идеологии Античности, состязания за денежное вознаграждение было недостойным гражданина.

Со временем традиции Олимпийских игр начали утрачивать былую славу. Эта тенденция стала заметной уже в эпоху эллинизма, т. е. в IV—I вв. до н.э. Участились случаи подкупа судей, атлеты стали соревноваться за вознаграждение. В течение I—XV вв. н.э. Олимпия была многократно разграблена врагами. Последние Олимпийские игры состоялись в 393 г. Через год, в 394 г. римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческие, издав так называемый Миланский эдикт, а в середине VI в. в результате землетрясений была разрушена и сама Олимпия. Олимпийская традиция прервалась на множество веков. Всего античные Олимпийские игры состоялись 290 раз в течение 1190 лет.

Античные Олимпийские игры заложили один из наиболее важных принципов спортивных состязаний и современного международного спортивного сотрудничества — гуманизм и стремление к установлению мира. В их основе лежит идея самосовершенствования через соревнование. Концепция современного олимпизма пришла к нам из Древней Греции. Зажжение олимпийского огня, периодичность игр, клятва спортсменов и судей — эти и многие другие олимпийские традиции стали неотъемлемой частью современной культуры.

В Древнем Риме спортивные состязания приобрели иную форму. Особенности древнеримской культуры с характерным для нее культом войны и силы наилучшим образом отражали военизированные зрелища: гладиаторские бои, навмахии[1], бестиарии[2], регулярно проводившиеся во многих городах Римской Империи. Устраивались в Древнем Риме и спортивные состязания. Например, при императоре Нероне проводились спортивные игры по образцу античных олимпиад, названные по имени императора Неронеями. Кстати, победителем этих игр был признан сам Нерон. Однако, несмотря на отдельные попытки возродить Олимпийские игры, в Древнем Риме они не получили столь значительного распространения. Сами римляне называли Олимпийские игры греческим досугом (otium graecum) и не испытывали к ним значительного интереса, отдавая предпочтение гладиаторским боям.

В эпоху Средневековья традиция проведения не только Олимпийских игр в их античном понимании, но и других спортивных состязаний, прерывается, хотя нередко приобретает другие формы, которые не противоречили религиозной идеологии того времени.

Развитие спортивных соревнований в Средние века нашло свое проявление в традиции рыцарских турниров, ставших важной частью культуры Средневековья. Кодекс рыцаря предполагал хорошую спортивную подготовку. Средневековый рыцарь, представитель славного рода, должен был уметь ездить верхом, плавать, быть хорошим охотником, метко стрелять из лука. Все эти навыки имели большое значение в период междоусобных конфликтов, частых военных столкновений и требовали от человека хорошей физической подготовки.

Соревновательные традиции играли большую роль и в народной культуре эпохи Средневековья. Выступления жонглеров, акробатов и уличных артистов содержало состязательное начало и элемент конкурсного отбора. У многих народов популярностью пользовались игры с мячом (например, итальянское кальчо), различные виды борьбы, бег, прыжки, плаванье. Нередко устраивались массовые народные гулянья, на которых все желающие могли помериться силой и ловкостью.

Статус данных состязаний не позволяет сопоставлять их с Олимпийскими играми ни по размаху, ни по духу. Тем не менее в границах средневековой Европы такие состязания получили широкое развитие и отражали естественный интерес людей к физической культуре.

Конечно, говорить о развитии спортивных связей периода Средневековья в международных масштабах было бы преждевременно. Однако известно, что многие рыцарские соревнования привлекали участников из разных стран — Франции, Германии, Англии, Швейцарии. Уличные артисты также активно путешествовали по Европе, знакомя жителей разных городов и стран со своими талантами.

Возобновление интереса к спортивным состязаниям античной эпохи, как и к культуре Античности в целом, связано с эпохой Возрождения. Появление новых видов спорта, в первую очередь игровых, предполагающих командное участие, раскрытие человеческих возможностей, возрождение спортивных традиций Античности стало характерной особенностью эпохи, где физически развитому человеку вновь стало отводиться центральное место в системе ценностей. Именно в эпоху Ренессанса стали предприниматься первые попытки возродить античные Олимпийские игры. В 1450 г. итальянский мыслитель, общественный деятель Маттео Пальмиери обратился к итальянским городам с призывом провести состязания по античным олимпийским правилам и даже написал трактат о пользе занятий спортом.

Несмотря на отдельные попытки возрождения олимпийских игр, спортивные состязания в античном понимании в эпоху Возрождения не проводились. Новый, наиболее последовательный интерес к спорту, состязательному началу был связан с культурой Нового времени. По мере того как развивались различные виды спорта, разрабатывались новые принципы и идеи спортивной дипломатии.

  • [1] Навмахии — гладиаторское морское сражение с имитацией морского боя в ДревнемРиме. Считались особой роскошью среди зрелищ.
  • [2] Бестиарии — в древнем Риме: сражавшиеся в цирке с дикими зверями, а также преступники, которых отдавали на растерзание диким зверям.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой