Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Идеократические формы русской культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но это лишь разжигает активность интеллигенции: начинается эпоха «хождения в народ», создаются политические партии и группировки. В конце XIX — начале XX вв. доминирующее положение в русском обществе приобретает марксистская идеология, проводниками которой выступают большевики-ленинцы. Они доводят борьбу с самодержавием до победного конца, преобразуя Россию на принципах идеократии советизма с его… Читать ещё >

Идеократические формы русской культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Заимствование определяет и содержание русской культуры, которая за свою тысячелетнюю историю пережила три идсократических состояния, по существу всякий раз начиная заново культуротворческое дело.

В X в. Русь отвергает верования и культы автохтонного язычества, заменяя их византийским христианством. Складывается новая православная культура, охваченная идеократией церковной святости. Весь образ жизни древнерусского общества регламентируется канонами и уставами «пришлого вероучения». Борьба с католицизмом и протестантизмом способствует укоренению глубокой неприязни к Западу и его культуре.

С середины XVII в. Россия решительно порывает с традицией старомосковского византинизма. Толчком к этому послужило ослабление позиций церкви: отныне, в соответствии с Соборным Уложением царя Алексея Михайловича, духовная власть подпадает под общую государственную юрисдикцию, отменяющую прежнее церковное право. Петр I и вовсе упраздняет патриаршество (1721), не желая больше терпеть двоевластие. Мечтая о могуществе России, он выбирает путь реального европеизма и просвещения. Претворение заветов монарха-преобразователя легло на плечи интеллигенции — новой социальной силы, сменившей у власти духовенство. Она произвела коренной переворот в русской культуре, переведя ее развитие на рельсы идеократии общего блага. Благодаря этому в течение XVIII и XIX вв. возникают новая литература, новое искусство, новое законодательство.

Однако союз монархии и интеллигенции оказался недолговечным: он рухнул вследствие нарастания деспотизма царской власти и усиления процесса закрепощения крестьянства. Па горизонте социальной жизни России забрезжила политическая революция. Первый шаг к ней сделали декабристы (1825). Царизм пытался исправить ситуацию, ослабив влияние интеллигенции. Церкви вновь была возвращения монополия духовной власти. В университетах запрещается преподавание философии, естествознание подводится под схему библейского шестоднсва.

Но это лишь разжигает активность интеллигенции: начинается эпоха «хождения в народ», создаются политические партии и группировки. В конце XIX — начале XX вв. доминирующее положение в русском обществе приобретает марксистская идеология, проводниками которой выступают большевики-ленинцы. Они доводят борьбу с самодержавием до победного конца, преобразуя Россию на принципах идеократии советизма с его идеалом уравнительного коммунизма. Развитие русской культуры принимает атеизированные формы, происходит се омассовлснис и идеологизация. На это уходит почти все двадцатое столетие.

Падение коммунистического режима завело русскую культуру в очередной тупик. И выход из него опять сопряжен с поиском новой национальной идеи. Совершенно очевидно, что она нс может теперь возникнуть на почве заимствования: Россия отработала все возможные варианты западного и восточного мышления, и ей больше нечего перенимать со стороны. Остается лишь опора на собственное духовное наследие, которое при всей своей идеократической разнородности сохраняет великое значение для самоопределения и будущности русского народа.

4. Настоящее учебное пособие предназначено прежде всего для студентов гуманитарного профиля.

В результате изучения истории русской культуры студент должен:

знать

  • • основные этапы становления и развития русской культуры, задачи и цели изучения се истории как философско-культурологической дисциплины;
  • • специфические особенности русской культуры, ее ключевые идеократические константы;
  • • категориально-понятийный аппарат различных форм русского культуротворчества, их эстетические и жанровые эквиваленты;

уметь

  • • производить компаративистский анализ восточно-христианского и западноевропейского типа культуротворчества в контексте их влияния на русский историко-культурный процесс;
  • • аргументированно и обоснованно представлять результаты исследований в области отечественной культурологии в виде сообщений, докладов, рефератов, пользоваться методами и приемами научного реферирования и аннотирования;
  • • определять перспективы и тенденции развития русской культуры, применять полученную информацию для решения практических задач в сфере общественного воспитания и практики;

владеть

  • • навыками и приемами работы с историко-культурными текстами и артефактами;
  • • основами методологии научного исследования русского духовного наследия с учетом его роли в общемировом культурном процессе.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой