Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Цели, способы, средства и формы современной социальнокультурной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Распространение моды также представляет интерес для прикладного культурологического исследования. Мода создает имидж современного человека, его отношения к внешнему и внутреннему облику, манере общения, интересам и потребностям. Современное общество потребления находится в тесной зависимости от циклов моды не только в одежде, но включает весь жизненный мир: интерьеры жилья и служебных кабинетов… Читать ещё >

Цели, способы, средства и формы современной социальнокультурной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прикладная культурология разрабатывает средства, методы, формы и технологии вовлечения человека в мир культуры, процесс освоения, сохранения, воспроизводства и распространения ценностей культуры. Эта основная цель связана с определением механизма создания благоприятной культурной среды, способствующей реализации духовно-эвристических и художественно-творческих способностей и интересов людей, проявления социально-культурной активности. Прикладная культурология разрабатывает общенациональные и региональные культурные программы для реализации культурной политики и тем самым осуществляет прогнозирование и проектирование развития культурной среды и процессов вовлечения человека в мир культуры[1]. Особое внимание уделяется взаимодействию с эмпирическими исследованиями в области духовной культуры, изучению эволюции вкусов, ценностных ориентаций и предпочтений личности в отношении к различным видам искусства: музыки, театра, кинематографии, изобразительного искусства и литературы. Поскольку культура имеет всепроникающий характер, включается во все сферы социальной и личной жизни, то и прикладная культурология имеет достаточно широкий диапазон применения. Не претендуя на полное описание, можно предложить некоторые проблемные ситуации для последующих прикладных культурологических исследований.

Наиболее распространенными являются исследования организации культурной жизни общества, деятельности театров, кинотеатров, концертных и выставочных залов, центров досуга и клубов, библиотек и интернет-центров. Изучаются формы досуга различных социальных групп, интересы зрителей, мотивы посещения учреждений культуры. В последние годы популярность имеют массовые и корпоративные праздники, фестивали, шоу-концерты, собирающие огромное число зрителей. Развитие массового сознания и массовой культуры выдвигает немало социальных проблем, которые становятся объектом прикладной культурологии.

Особое место в прикладных исследованиях занимает деятельность средств массовой информации — телевидения, газет, журналов, Интернета, использование мобильной связи. Программы телепередач практически утратили просветительную направленность, в них преобладают пошлость, безнравственность, насилие, негативно воздействующие на сознание молодежи. На этой основе активно формируется новая система ценностей, вкусов, стереотипов поведения и образа мысли. Общение в Интернете создает виртуальную реальность, которая рассматривается как особая сфера информационной деятельности, межличностных контактов, самореализации личности. Киберпространство включает распространение языков общения, развитие культурных контактов. Споры о влиянии компьютеризации на культурную жизнь становятся все более острыми и напряженными. Проблемы плагиата, сбора и распространения ложной информации, слухов, конкуренции и соперничества требуют социального регулирования. Вместе с тем Интернет имеет много достоинств, способствует развитию интересов, приобщает к художественным коллекциям музеев мира, современной литературе в различных областях знания.

Распространение моды также представляет интерес для прикладного культурологического исследования. Мода создает имидж современного человека, его отношения к внешнему и внутреннему облику, манере общения, интересам и потребностям. Современное общество потребления находится в тесной зависимости от циклов моды не только в одежде, но включает весь жизненный мир: интерьеры жилья и служебных кабинетов, дизайн автомобилей, музыку и литературу, гламурные журналы и ток-шоу. Нормативный и принудительный характер моды оказывает влияние на образ жизни, нравственные отношения и культуру поведения. Знаковое потребление товаров и услуг как символов престижа и социального статуса приобретает характер навязчивой мании, так называемый шопинг. Супермаркеты становятся «храмами потребления», в которых можно провести семейный досуг, где предлагают огромные возможности для самостоятельного выбора товаров, развлечения для детей, рестораны самообслуживания. Мода активно формирует ценностные ориентации и ментальность, создает новые социальные стимулы обновления и коммуникации. Мода обнаруживает стремление к расширению своего пространства, пересекает границы, создавая центры межкультурной индустрии. Циклы моды, маркировка модных товаров и стилей отражают социальные тенденции глобализации и дифференциации. Влияние моды на ценностные ориентации, вкусы и ментальность представляет интерес для исследования.

Проблемой прикладной культурологии является изучение миграционных процессов. Социальная подвижность, перемещение мигрантов сопровождаются адаптацией в новой культурной среде, освоением русского языка, норм поведения, приобщения к историческому культурному наследию. Компактное проживание мигрантов, возникновение диаспор по этническому признаку могут стать причиной конфликтов с местным населением. Прикладные культурологические исследования не только исследуют проблемную ситуацию, но и предлагают программы воспитания толерантности.

Распространение рекламы в современном обществе требует анализа в прикладной культурологии. Исследуются знаково-символические образы рекламной продукции, тексты рекламных роликов, нравственные установки потребления. Расположение рекламы в культурном пространстве города, на транспортных магистралях также становится предметом исследования и практических рекомендаций. Несомненный интерес для, исследований имеет изучение содержания, сюжетов и образов «социальной рекламы», отражающей наиболее острые проблемы коррупции, транспортных происшествий, семейных отношений.

Важным аспектом прикладных исследований является политическая культура общества, заинтересованность в политических акциях и реформах различных социальных групп, участие в политических партиях и движениях. Представляет интерес отношение людей к властным структурам, степень участия в формировании гражданского общества.

Прикладная культурология исследует субкультуры как структурные компоненты общества. Динамика культуры получила импульс для реализации плюралистической модели развития. Раскол советской монолитной культуры сопровождается возникновением множества субкультур, сменой гомогенной, однородной культуры на мозаичную, сложенную из различных, не всегда устойчивых образований. Возникли молодежные, этнические, конфессиональные, профессиональные, художественные, корпоративные, политические, армейские, торгово-мафиозные, девиантные, преступные субкультуры. Каждая из них имеет свой ареал распространения, стереотипы сознания и поведения, особую символику и жаргон, организационную структуру и лидеров, рекламу и средства массовой информации. Цикл их развития определяется стадиями возникновения, подъема и распада. Субкультура либо постепенно исчезает, либо сливается с иными элементами, создает новый облик. Диффузный характер субкультур значительно усложняет процесс их изучения и прогнозирования. Мозаичность моделей культуры отражает реальное многообразие культурной жизни. Трансляция субкультур происходит по различным разрешенным и неофициальным каналам, поддерживая андеграунд и теневые структуры. Отношение к ним различно. Одни субкультуры заслуживают внимания, поддержки, толерантности, другие — как преступномафиозные, националистические требуют правового регулирования. Особую социальную опасность представляют экстремистские националистические группы скинхедов, которые используют насилие, жестокость, агрессию[2]. Субкультуры могут оказывать значительное влияние на ценностные ориентации и настроения в обществе. Но их изучение обычно запаздывает, реагирует вслед на перемены в культурной жизни, и потому рекомендации малоэффективны.

Предметом исследования является деятельность многочисленных фондов, благотворительных ассоциаций, коммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры. Распространение игорного бизнеса оказало негативное влияние на моральный климат в обществе, привело к многочисленным личным трагедиям. Создание шести специализированных игорных зон требует всестороннего и междисциплинарного исследования.

Возрождение российской культуры непосредственно связано с культурным развитием регионов. В локальные культурные комплексы включаются природные заповедники, места исторических событий, национально-этнические особенности повседневной культуры, традиционные формы хозяйственного и бытового уклада, кулинария и ритуалы общения, народная педагогика и способы лечения, центры фольклора и прикладного творчества, религиозные храмы и исторические памятники. Топография инфраструктуры культурного пространства регионов и особенности культуры российской провинции изучены недостаточно и являются объектом региональной и прикладной культурологии.

В мировой и отечественной практике постоянно и интенсивно развиваются прикладные исследования и процессы внедрения новых разработок в практику. Отличительной чертой современного этапа прикладной культурологии является:

  • 1) регулирование социального взаимодействия различных социальных, этнических, конфессиональных, профессиональных групп при разрешении групповых конфликтных ситуаций, снятия психологического напряжения с использованием методов и технологий межкультурной коммуникации и социально-культурной деятельности;
  • 2) организация службы консалтинговой (консультативной) деятельности для оказания помощи в социальной и культурной адаптации человека в новой городской среде, при смене мест проживания и работы, вступлении в брак, воспитании детей и по другим жизненным и социокультурным проблемам;
  • 3) создание отделов корпоративной культуры в банках, фирмах, предприятиях, организующих досуг и праздники, участвующих в проектировании дизайна культурной среды, разработке дресс-кода и этикета, формировании культурного облика персонала;
  • 4) развитие студенческого самоуправления в вузах, колледжах для организации досуга, формирования общественного мнения и гражданского общества.

Как справедливо отмечает Г. А. Аванесова, список прикладного использования культурологического знания далеко не полон, к тому же он постоянно расширяется, ибо любая область деятельности, каждый ее социальный сегмент заключают в себе социокульурные аспекты, которые необходимо принимать во внимание при регулировании их структуры и динамики. «В этом процессе многое зависит не только от исследователей, но и от специалистов конкретных отраслей практики, от руководителей разного уровня, которые способны увидеть и признать роль культурных факторов в разрешении проблем, находящихся на пересечении их социальной и профессионально-отраслевой деятельности»[3].

  • [1] См.: Савельев В. В. Очерки прикладной культурологи. Генезис, концепции современная практика. Ч. I. М., 1993.
  • [2] См.: Ипполитова Л. В. Феномен национализма в системе культуры. Самара, 2004.
  • [3] Аванесова Г. А. Культурология прикладная // Культурология: энциклопедия: в 2 т. Т. 1.М.:РОССПЭН. 2007. С. 1080, 1081.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой