Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологический аспект межкультурной коммуникации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении человека с другими членами общества, родственниками, друзьями или незнакомыми людьми, относящимися к этой же культуре. Эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и отличие от представителей других культур. На коллективном уровне в результате инкультурации формируются следующие… Читать ещё >

Социально-психологический аспект межкультурной коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Инкультурация и первичная социализация

Большое значение для осмысления проблемы межкультурной коммуникации имеют исследования в области психологии и социологии. Согласно основным теоретическим подходам к анализу настоящей темы в центре межкультурной коммуникации стоит человек, для которого познание достижений других народов и цивилизаций является важнейшим социально-психологическим фактором. Одной из наиболее важных проблем межкультурной коммуникации можно назвать этнические особенности и культурные различия, так как именно эти вопросы возникают в процессе взаимодействия культур.

Понятие инкультурации

Инкультурация — это процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им привычек, норм и моделей поведения, принятых в данной культуре. Термин «инкультурация» был разработан американскими учеными, занимающимися культурной антропологией. Впервые он был введен американским этнографом, антропологом Мелвиллом Джипом Херсковицем (1895−1963) в работе «Культурная антропология» (1948). Примерно в эго же время другой американский исследователь Клайд Клакхон (1905−1960) ввел аналогичный по значению термин «культурализация» взамен существовавшего в рамках английской социальной антропологии термина «социализация», который не включал процессы усвоения когнитивных аспектов культуры: знаний, верований, ценностей и т. п. В отличие от английских исследователей, американские культурные антропологи делали акцент на изучении культуры, а нс общества, поэтому термин «инкультурация» был для них более органичным. В то же время четкого разграничения между этими терминами не делалось.

Важно запомнить

Инкультурация — это процесс обретения человеком культурных навыков, вхождение в культуру. Процесс инкультурации предполагает двустороннее взаимодействие человека и культуры: с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой — человек сам оказывает влияние на свою культуру, формируя и преобразуя ее.

Понятие «инкультурация» обычно используется в узком и широком смысле: в узком смысле обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком, в широком — подразумевает процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов[1] взрослым индивидом; может применяться к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям. Также этот термин может использоваться в контексте исследования культурных контактов и культурного изменения.

Итогом процесса инкультурации становится обретение человеком — членом конкретного общества основных черт и содержания культуры этого общества, а также менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении. Таким образом, в результате инкультурации человек обучается традициям и нормам поведения, принятым в его родной культуре.

На коллективном уровне в результате инкультурации формируются следующие важные навыки:

  • • типы общения с другими людьми;
  • • формы контроля собственного поведения и эмоций;
  • • способы удовлетворения основных потребностей;
  • • оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира:
  • • эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и отличие от представителей других культур.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении человека с другими членами общества, родственниками, друзьями или незнакомыми людьми, относящимися к этой же культуре.

Важным практическим значением процесса инкультурации можно назвать то, что в результате, оказываясь в разных жизненных ситуациях, человек учится, как реагировать на те или иные события, знаки внимания, сигналы, т. е. получает необходимые знания, умения и навыки для того, чтобы успешно существовать в обществе.

  • [1] Культурные паттерны — это структурные образцы культуры, стереотипы поведения, сложившиеся в рамках определенной культуры, устойчивые конфигурации связей людей друг с другом, с предметной и природной средой. (См.: Кравченко А. И. Культурология: словарь. М.: Академический проект, 2000. С. 438−439.)
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой