Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рим. 
Культурология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тит Лукреций Кар (96—55 до н.э.) в философско-поэтической форме рассуждает о возникновении и развитии культуры; о роли труда, знаний, огня, языка, музыки, ремесел, жилища, мореплавания в человеческой жизни. Творцом и носителем культуры, с его точки зрения, является человек. Благодаря культуре жизнь людей преодолевает дикость, зависть, страх, суеверие, излишества; человек постепенно движется… Читать ещё >

Рим. Культурология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важный вклад в исследование и осмысление феномена культуры внесли римские мыслители, прежде всего, Катон, Цицерон и Лукреций.

Марк Порций Катон (234—149 до н.э.) впервые вводит в обиход сам термин «Cultur» (культура), правда, в сочетании с термином «Agri» (земледелие). «Agricultura» — культура земледелия, рассматривается им как уход, возделывание, разумное хозяйствование, облагораживание земли с целью получения человеком большой пользы, доходов и, вообще, достойного устройства человеческой жизни, рационального использования природы. Римский мыслитель ведет речь об изменениях в природном объекте, сознательно производимых человеком, в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. Катон также рассуждает о культуре хозяйствования, быта, взаимоотношений с соседями, по большому счету — о материальной культуре.

Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.) вводит несколько новых понятий, имеющих непреходящую научную и практическую культурологическую ценность. Прежде всего «Cultura animi», которое может трактоваться как культура души, духовная культура личности. Цицерон убежден, что человеческий разум необходимо возделывать подобно тому, как земледелец обрабатывает почву. Это достигается многими средствами, но решающая роль принадлежит философии, которая собственно и является культурой духа, душой культуры. Между прочим, по меткому выражению Л. Бруни, именно Цицерон перенес философию па почву Италии и озолотил ее потоком красноречия. Цицерон по праву считается родоначальником античного гуманизма. Он размышляет о гуманизме (humanitas) как уважительном, истинно человеческом (а не жестоком, грубом, звероподобном) отношении к человеку. Гуманистическое отношение к человеку подразумевает необходимость защиты его естественных прав, свободы, развития знаний, приобщения к ценностям цивилизации, борьбу со всякими пороками, мешающими добродетельной жизни. Цицерон также ввел очень важное понятие — «moralis» (моральный), которое сыграло исключительную роль в исследовании и понимании культуры. При более внимательном прочтении трудов и писем Цицерона обнаруживаются его мысли о политической, правовой, религиозной, материальной культуре, культуре слова, быта и досуга (и это понятие введено им). К тому же Цицерон не просто теоретик, он крупнейший римский государственный деятель, который из непосредственного опыта знает, какими должны быть идеальный политик, достойный гражданин, совершенное государство и право. Всем этим вопросам он уделяет большое внимание. Можно с уверенностью сказать, что Цицерон одним из первых дал основательную трактовку смысла культуры, ее разновидностей, места и роли в человеческой жизни, и ныне не утратившую своего значения.

Тит Лукреций Кар (96—55 до н.э.) в философско-поэтической форме рассуждает о возникновении и развитии культуры; о роли труда, знаний, огня, языка, музыки, ремесел, жилища, мореплавания в человеческой жизни. Творцом и носителем культуры, с его точки зрения, является человек. Благодаря культуре жизнь людей преодолевает дикость, зависть, страх, суеверие, излишества; человек постепенно движется к вершинам знаний, искусства, совершенной социальной организации. Пожалуй, впервые в истории культурологической мысли у Лукреция просматривается идея эволюции культуры, ее восхождения от примитивных к более совершенным формам. Лукреций стремился показать главенствующую роль человеческого разума, науки, выступал против суеверий, был фактически атеистом, убеждая, что природа не зависит от богов.

Различного рода культурологические идеи можно обнаружить и в произведениях других римских мыслителей — Плиния Старшего, Сенеки, Тита Ливия.

Оценивая значимость античной культурологической мысли в целом, подчеркнем, наконец, самое главное. Греки и римляне породили жажду интереса к культуре, к ее месту в контексте человеческого бытия. Именно они заложили основу понимания культуры, как фундаментальной проблемы человеческого существования, тем самым произвели переворот в человеческом сознании и познании, решительно направив их в новое русло. Проблему культуры они возвели в ранг теоретической, тем самым положили начало научно-исследовательского интереса к ней, наметив некоторые пути и средства ее изучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой