Русское искусство Серебряного века
Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. «акме» — высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) был… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Новая концепция искусства
- 2. Художественные направления и представители течений
- 3. Литература, музыка, театр, соединение видов искусства
- Заключение
- Приложения
- Список использованной литературы
Серебряный век — это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Первоначально преобладающим было индивидуальное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. После октябрьской революции положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно.
Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX — начала ХХ в. эстетический переворот. Символисты в 90-х годах XIX в. выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. В основу ее была положена проблема соотношения индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и в искусстве. Проблема эта не была новой. Она возникла сразу после отмены крепостного права и проведения Великих реформ, когда активно стало формироваться гражданское общество. Одними из первых решить ее попытались народники. Рассматривая коллективное начало в качестве определяющего, они подчинили ему индивидуальное начало, личность — обществу. Человек имел ценность только в случае, если он приносил пользу коллективу. Наиболее эффективной народники считали общественно-политическую деятельность. В ней человек должен был раскрыть себя.
Укрепление в обществе народнического подхода к человеку и его деятельности, произошедшее в 60-х — 80-х годах XIX в., привело к тому, что на литературу, философию и искусство стали смотреть как на явление второго плана, менее необходимое по сравнению с политической деятельностью. Свой эстетический переворот символисты направили против народников и их идеологии.
Цель и задачи исследования. Цель исследования раскрыть основные достижения в русском искусстве периода «Серебряного века».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть новую концепцию искусства;
2. Проанализировать художественные направления и представители течений;
3. Рассмотреть литературу, музыку, театр, соединение видов искусства.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является русское искусство. Предметом исследования является изучение закономерностей возникновения, становления, развития русского искусства Серебряного века.
1. Новая концепция искусства
Новый стиль в русском искусстве возник в 80-е гг. XIX в. под большим влиянием французского импрессионизма. Его расцвет отмечен рубежом XIX и ХХ вв.
В течение нескольких десятилетий после своего заката (уже к концу 10-х гг. ХХ столетия стиль модерн в русском искусстве, с которым ассоциируется Серебряный век, уступает свою главенствующую роль новым направлениям) искусство Серебряного века воспринималось как декаданс и безвкусие. Но ближе к концу второго тысячелетия оценки стали меняться. Дело в том, что существует два типа расцвета духовной культуры. Для первого характерны мощные новации и великие достижения. Яркие примеры тому греческая классика VIV вв. до н.э. и особенно европейский Ренессанс .
Еще в середине XIX в. представители романтизма мечтали о создании единого стиля, который мог бы окружить человека красотой и тем самым преобразовать жизнь. Средствами искусства преобразить мир такую задачу ставили перед творцами прекрасного Рихард Вагнер и прерафаэлиты. А уже в конце XIX в. Оскар Уайльд утверждал, что «скорее жизнь подражает искусству, нежели искусство жизни». Происходила явная театрализация поведения и быта, игра стала определять не только характер художественной культуры, но и стиль жизни ее создателей .
Серебряный век в русской культуре Это не только живопись и архитектура модерна, не только символистский театр, воплотивший идею синтеза искусств, когда над постановкой спектакля вместе с режиссерами и актерами работали художники и композиторы, это и
литература символизма, и особенно поэзия, которая в историю мировой литературы вошла под названием «поэзия Серебряного века». Это стиль эпохи, образ жизни.
Сделать из своей жизни поэму сверхзадача, которую ставили перед собой герои Серебряного века. Так, символисты, прежде всего, не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной. Символизм не хотел быть только литературным течением, но порывался стать жизненно творческим методом. Это был ряд попыток найти безукоризненно верный сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства.
Были в этом стремлении и теневые стороны. Излишне манерная речь и жестикуляция, шокирующий костюм, наркотики, спиритизм на грани веков все это носило признаки избранности и порождало своеобразный снобизм .
Литературно-художественная богема, резко противопоставлявшая себя массе, искала новизны, необычности, остроты переживаний. Магия, спиритизм и теософия привлекали символистов-неоромантиков не только в качестве колоритного материала для художественных произведений, но и как реальные пути расширения собственных духовных горизонтов.
В России появилась новая генерация литературно-художественной интеллигенции; она заметно отличалась от поколения «шестидесятников» не только творческими интересами; разительны были и внешние различия .
Итак, единый стиль, зародившийся в России и ставший синонимом понятия Серебряный век, был действительно универсальным, ибо пусть на короткий срок он охватил не только все сферы творчества, но и непосредственно жизнь людей эпохи fin de siecle. Таким является всякий большой стиль .
Эстетика Серебряного века русской культуры в совокупности своих самых разных, часто диаметрально противоположных направлений, движений, ярких авторских находок подвела итоги многим исканиям классической эстетической мысли, особенно в выявлении метафизической сущности эстетического и художественности искусства. Наряду с этим, многие мыслители, писатели, художники, теоретики искусства того времени в атмосфере хорошо ощущавшегося ими кризиса Культуры и икусства более или менее единодушно пришли к выводу о необходимости существенного расширения сферы эстетического опыта за рамки, ограничивавшие его в классической эстетике. Осознали, что искусство в его новоевропейском понимании автономного «изящного искусства» завершает свое бытие, и художник должен выйти за его пределы в реальную жизнь и там активно работать по эстетическим законам над ее преобразованием. Сегодня очевидно, что эстетика Серебряного века — это эстетика великих утопий, маньеристского эстетизма, смелых и радикальных экспериментов и серьезных открытий. Эстетический опыт и эстетические теории того времени стоят у истоков многих современных радикальных процессов в сфере художественной практики и знаменуют этап формирования неклассической и постнеклассической эстетик, которые активно выходят на эксплицитный уровень в начале нового тысячелетия .
Список литературы
- Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия. М.: «Грааль», 2007. 328 с.
- Ахиезер А.С. Социокультурная динамика искусства в России //Полис. 2001. № 5. 27−32с.
- Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры //Вопросы философии. 2004. № 1. 41−53с.
- Гуревич П.С. Культурология. М.: Гардарики, 2000. 280 с.
- Емельянов Б.В., Новиков А. И. Русская философия Серебряного века: Курс лекций. Екатеринбург, 2005. 320 с.
- Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: «Логос», 2000. 432 с.
- Кондаков И.В. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Книжный дом «Университет», 2005. 360 с.
- Кононенко Б.И., Болдырева М. Г. Культурология: Учебное пособие. М.: «Щит-М», 2006. 292 с.
- Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: Олимп, 2001. 436 с.
- Морозов Н.А. Пути России: модернизация неевропейских культур. М.: Варна, 2001.. 328 с.
- Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2003. 912 с.
- Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. Воронеж, 1991. 244с.
- «Серебряный век» русской поэзии. //Сост. В. Дорожкина, Т.Курносова. Тамбов: Изд-во МИНЦ, 2004. 122 с.
- Червинская О. Акмеизм в контексте Серебряного века и традиции. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2007. 208 с.