Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вопросы пения в мутационный период в работах Д.Л. Локшина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Там, где большинство учащихся поют мужскими голосами, лучше петь на три голоса, объединив теноров и басов в одну партию. «Интерес к пению в хоре, особенно у учащихся, которым он не привит с детских лет, во многом зависит от выразительности исполняемой ими хоровой партии. Выразительность же партии определяется, в первую очередь, достаточной самостоятельностью её мелодии. Ощущение самостоятельности… Читать ещё >

Вопросы пения в мутационный период в работах Д.Л. Локшина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы пения в мутационный период в работах Д.Л. Локшина

Написание данной статьи вызвано, с одной стороны, требованиями, изложенными в стандарте основного общего образования по искусству и обязательном минимуме содержания основных образовательных программ по основам музыкальной культуры. В них сказано, что в результате изучения музыки ученик должен: «выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся); исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях» (1, 294−295).

С другой стороны, существующим положением в общеобразовательных школах. Наблюдение за работой учителей музыки и студентов-практикантов показывает, что во время пения на уроках музыки мальчики предмутационного и мутационного периода лишены особого внимания, предоставлены сами себе, большинство из них не поют, что ставит под сомнение выполнение перечисленных выше требований. Между тем, само слово мутация (от латинского слова mutatio — перемена, изменение) уже требует повышенного внимания к изменениям, происходящим в голосовом аппарате мальчиков. Выполнение требований Стандарта становится еще более невыполнимым, если учесть, что насыщенное содержание современных программ по музыке не дает возможности при 1 часе в неделю уделять особое внимание пению мутирующих подростков. В связи с создавшимся положением ничего не остается, кроме того, как искать оптимальные пути и методы решения возникшей проблемы. Ближе всех к ее решению оказались работы Даниила Львовича Локшина, особенно раздел «Хоровое пение» в методическом пособии «Уроки пения в 7−8 классах"(2).

Даниил Львович Локшин — музыковед и хоровой дирижёр. Доктор искусствоведения (1962). С 1928 работал с детскими, юношескими и взрослыми хоровыми коллективами. В 1930 окончил Техникум им. А. Н. Скрябина (Москва) по классу фортепиано, в 1934 Московскую консерваторию (детское музыкальное воспитание) и в 1937 аспирантуру там же. В 1943;48 хормейстер Государственного хора Министерства кинематографии. В 1949;61 старший научный сотрудник Института художественного воспитания детей Академии педагогических наук РСФСР. В 1935;43 преподаватель методики школьной работы и хоровых классов Московской консерватории, одновременно (в 1937;39) декан музыкально-педагогического ф-та Белорусской консерватории. С 1950 ст. преподаватель, с 1965 профессор Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Деятельность Д. Л. Локшина, педагога, методиста, теоретика и историка хорового искусства, была плодотворной для развития хоровой культуры и в области музыкального воспитания детей. Им написано много статей по вопросам методики работы с хором, по истории русского народного пения и образования, об искусстве русских хоровых дирижёров и коллективов, о детской песне. Составил хрестоматии и сборники обработок и переложений для хора. Редактор сборников статей: «Из опыта хоровой работы с детьми», «Работа в хоре», и сборников хоровых произведений.

В методическом пособии «Уроки пения в 7−8 классах» мы нашли ответы на вопросы, которые обычно волнуют учителей музыки и студентов: возможность пения в мутационный период; разделение подростков по голосам; методика работы над 2-х и 3-х голосием и др.

Вот как отвечает на эти вопросы Д. Л. Локшин:

Запрет пения в мутационный период, по его мнению, исходил от представителей профессиональной музыкальной педагогики, ссылающихся на практику дореволюционных профессиональных хоров и учебных заведений. Пение мальчиков проводилось там ежедневно по несколько часов и этот режим почти не изменялся в предмутационный и мутационный периоды. Естественно, что все это могло привести к порче детских голосов. Вместе с тем есть и примеры, когда даже в таких условиях многие участники сохраняли певческие голоса. «Высказывания о том, что мальчики, обладавшие профессиональными вокальными данными, благодаря пению во время мутации якобы теряют эти данные, бездоказательны» (2,15). Практика школьного пения, как отмечает далее Д. Л. Локшин, с большой убедительностью свидетельствует о том, что при правильном режиме во время нормально протекающей мутации голоса у мальчиков не пропадают". И далее: «Разговоры о необходимости запретить пение мальчикам в годы отрочества дезориентируют учителя пения; они тормозят решение важнейшего вопроса — что и как петь во время мутации, и наносят, таким образом, большой вред практике школьного музыкального воспитания».

Большое значение имеет правильное певческое воспитание в предмутационный период, в основе которого лежит умение петь легким, светлым звуком, умение пользоваться головным резонатором. При этом отмечается тот факт, что при низкой позиции звука (а это неестественно для детского голоса) страдает и интонация. «Низкое, фальшивое пение в подавляющем большинстве случаев объясняется не слабым развитием слуха, а неправильным формированием звука» (2,16).

Необходимо уметь отличать мальчиков, обладающих естественным альтовым звучанием, от тех, кто поет противоестественным, грубым, горловым звуком, что отражается в напряженном внешнем облике. Мальчики, получившие правильное певческое воспитание в детские годы имеют в период мутации такой объем голоса, который позволяет им петь и детским и мужским. Сохранение такого умения петь фальцетным звуком во многом помогает формированию полноценных теноров.

Говоря о разделении голосов, Д. Л. Локшин отмечает, что универсальный ответ на этот вопрос пока не найден и требует индивидуального подхода к каждому мальчику-подростку. Вместе с тем им даны некоторые рекомендации обобщенного характера:

  • — не следует прежде времени форсировать развитие мужского голоса, а наоборот дольше сохранять у мальчиков звучание детского голоса. «Если мальчик, певший ранее дискантом, не может спеть всей партии первого голоса данного произведения, но голос его сохраняет легкий дисконтовый характер, и если этот мальчик может без особых затруднений (благодаря наличию навыков) приспособиться к пению дисконтовой партии, то будет правильнее его оставить (пока возможно) в этой партии, исключив при этом пение отдельных мест с недоступными для него верхними нотами. Если же вместе с понижением диапазона заметно уплотняется тембр голоса, и появляющиеся низкие звуки диапазона звучат естественно, то такого бывшего дисканта можно перевести в альты» (2, 18);
  • — не затягивать искусственно период пения детским голосом. «Критерием в этом случае являются вокальный слух педагога и субъективные ощущения учащихся. Не трудно услышать, в какой тесситуре звучание голоса более естественно. Для этого лучше всего предложить мальчику спеть фразу из песни или звукоряд в диапазоне детского голоса, а затем то же спеть в диапазоне мужского голоса. Чрезвычайно существенны и собственные ощущения учащихся (где им петь легче, спокойнее, какая тесситура требует меньших усилий)» (Там же).

«Трудность разделения на голоса заключается в том, что в этом возрасте ни по диапазону, ни, тем более, по тембрам невозможно (за редким исключением) разделить эти ещё неокрепшие и неопределенные по звучанию голоса на тенора и басы. По своему характеру — они средние между басами и тенорами; пользуясь наименованием голосов мужского хора — это баритоны или 2-е тенора. Правильнее всего их называть пока условно — 1-е и 2-е голоса. Здесь следует руководствоваться, прежде всего, тем положением, что в период начального формирования мужского голоса лучше петь выше, чем ниже. Это прямо связано с основным принципом — не форсировать развитие мужского голоса» (2, 19). Нужно помнить, что диапазон мужских голосов в этом возрасте в среднем не превышает октавы (до малой — до первой), а иногда и менее октавы. Д. Л. Локшин считает неправильным мнение некоторых педагогов о том, что деление подростков на два голоса усложняет для учащихся процесс разучивания песни. «Такое сомнение, пишет Д. Л. Локшин, не имеет никаких оснований, так как все подростки, поющие мужскими голосами, фактически повторяют мелодию либо 1-го голоса (дисканты, сопрано), либо 2-го голоса (альты). Они часто даже не осознают, что поют октавой ниже своих товарищей. Отсюда партию 1-го голоса разучивают сразу сопрано, дисканты и так называемые «тенора», а партию второго голоса разучивают все альты и так называемые «басы».

Там, где большинство учащихся поют мужскими голосами, лучше петь на три голоса, объединив теноров и басов в одну партию. «Интерес к пению в хоре, особенно у учащихся, которым он не привит с детских лет, во многом зависит от выразительности исполняемой ими хоровой партии. Выразительность же партии определяется, в первую очередь, достаточной самостоятельностью её мелодии. Ощущение самостоятельности партии для поющих нередко связано с участием их в запеве. В ряде песен запевы могут исполняться только мужскими голосами или чередованием пения сопрано-альтов и мужских голосов» (2,. 25). Методика работы над развитием голоса в этот период заключается в развитии вокально-хоровых навыках, приобретенных ранее. Это навыки разного вида дыхания, манеры звуковедения, певческой дикции, строя и ансамбля, навыки цепного дыхания.

Упражнения, рекомендуемые для развития дыхания и певческого звука:

  • — Пение последовательности гласных на одном звуке (а, э, и, о, у; и, э, а, о, у; и, йэ, йа, йо, йу), в средней части диапазона (с постепенным движением вверх) полезно для выработки задержанного выдоха, правильной, естественной артикуляции каждой гласной и навыка пения легато с плавным — без «подъездов» — переходом от одной гласной к другой.
  • — Пение звукорядов из пяти звуков сверху вниз с чередованием тех же гласных или в сочетании с согласной. Цели те же. Упражнение полезно и для выработки хорошего унисона.
  • — Те же самые задачи, но на звукоряде большего объема — на гамме (вверх и вниз). Это упражнение полезно и для выработки цепного дыхания. В этом случае дыхание нужно брать не через 4 звука, а там, где у каждого певца возникает в нем потребность.

Полувековой отрезок времени, отделяющий нас от автора и его работы, заставляет еще раз задуматься над тем, как важно для нас наследие прошлого, содержащее ответы на актуальные вопросы современности.

локшин пение мутация голос.

  • 1. Стандарт основного общего образования по искусству //Музыкально-педагогический практикум. — М., 2008.
  • 2. Д. Локшин, Е. Давыдова, В. Шацкая. Уроки пения в 7−8 классах. Методическое пособие для учителей пения. — Л., 1962.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой