Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере досуга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

B.C. Бакиров, С. А. Беличе ва, Л. А. Волошина, А. Н. Евдокимов, А.Н.Пыха-рев, В. Фокин, А. Коэн, Н, В. Клинецкая, С. Г. Климова и др.- механизмы индивидуального поведения с точки зрения соотношения биологического и социального в человеке — Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев и др.- проблемы мотивации отдельных действий и асоциальных поступков — Ю. Б. Гияпенрейтер, И. С. Кон, А. Е. Личко… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ГЕНЕЗИС И СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ. НОРМ И ОТКЛОНЕНИЙ
  • 1−1. Социальная норма: природа, функции и типология
  • 1−2. Природа и генезис девиантности
  • Глава II. КУЛЬТУР НО-ДОСУГОВАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ НОРМАТИВНОГО И РЕГУЛЯТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 2. 1. Состояние и системные признаки культурнодосутовой среды
  • 2−2. Ценностно-нормативная структура личности подростка
    • 2. 3. Специфика межличностных отношений в культурно-досутовой среде
    • 2. 4. Социальные позиции и диспозивдонное поведение личности
  • Глава II. Г. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В СФЕРЕ ДОСУГА
    • 3. 1. Модели социальных отклонений
    • 3. 2. Особенности диагностики сформированности социальных качеств личности подростка
  • Глава 17. ОПЫТ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРРЕКТИРОВКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СФЕРЕ ДОСУГА
    • 4. 1. Социально-педагогические условия коррекции девиантного поведения подростков
  • 4−2. Сущность, направления и механизм коррекционновоспитательной работы
  • 4−3. Педагог досуга как социальный технолог коррекционно-воспнтательной деятельности

Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере досуга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема воспитания юных членов общества в соответствии с общепринятыми духовными ценностями всегда привлекала внимание ученых и практиков. Но особенно остров значение она приобретает в период изменения общественных структур, социально-экономических отношений. Когда процесс демократизации опережает регулирующую нормативную деятельность органов законодательной и исполнительной власти, подобный кризис, тяжелым бременем падающий на взрослых членов общества, более остро переживается подрастающим поколением. Свойственные подросткам и юношам стремление к самоутверждению, становлению индивидуальности уже не может в полной мере реализоваться в условиях деятельности официальных воспитательных институтов и во многом этот дефицит «компенсируется» негативными влияниями со стороны различных неофициальных структур. Это стимулирует асоциальную направленность поведения определенной части молодежи, вплоть до преступности.

Актуальность темы

исследования определяется социально-психологической, политической, экономической и социокультурной ситуацией в стране, резким обострением противоречий, охвативших все сферы общественного бытия. Противоречивый характер развития ситуации в стране напрямую связан с функционирующими социальными нормами и отклонениями, характеризующими эту ситуацию. Данная противоречивость социального развития определяет отношение человека к социальной среде, социальным нормам, мотивации поступков и отношений, традициям и к самому себе.

Динамика исторического процесса в нашем обществе актуализирует проблему социально-педагогической коррекции асоциального поведения подростков в сфере досуга. Именно эта сфера для подростка является объективным пространством, где удовлетворяются многие духовные потребности личности — в межличностном общении, в физическом самосовершенствовании, социально значимой предметно-практической деятельности, познании и творчестве, культурном отдыхе и развлечениях и т. п.

Однако социально-педагогические, социологические и культурологические исследования последних лет многократно подтверждают тревожные тенденции, получившие развитие в реальной практике: духовно-нравственный потенциал досуга размываетсяразрушается привычная нормативно-ценностная система досуганаступает «кич-культура» — растет криминогвнность среди подростковувеличивается число детей-бродяг, несовершеннолетних проституток и др. — жертв и субъектов различных форм социальной патологии. Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования, не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и т. п., а напротив, превращается в криминогенный фактор общества /Б.А.Титов/, не средой гуманизации отношений, а нередко, школой криминальной профессионализации /Я.И.Гилинский/. По данным статистики в 1992 г. преступность среди несовершеннолетних в сравнении с 1991 г. выросла на 17,9 $, отмечается рост насильственных и корыстных преступлений. Преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Около 37% из общего числа несовершеннолетних, совершивших преступления, составляют неработающие и неучащиеся подростки. Ежегодно более 90 тысяч несовершеннолетних совершают общественно опасные деяния. Увеличивается число безнадзорных детей. Только в 1992 г. в приемники-распределители для несовершеннолетних поступило свыше 55 тысяч детей.

Анализ показывает, что большинство из них потеряли семейные и родственные связи, ушли из дома и интернатных учреждений.*.

В одном только Санкт-Петербурге в 1991 г. в приемникраспределитель поступило 28 таких детей, в 1992 г. — 46, а за девять месяцев 1993 г. — уже 340. Психологическая склонность к алкоголизации выявлена у 375? мальчиков и 43% девочек, содер2 жащихся в приемнике-распределителе.

При такой ситуации актуальной задачей является скорейшая разработка целостной программы организационных, нормативно-методических, коррекционно-воспитательных мер, направленных на преодоление негативных тенденций, ведомственной разобщенности в работе по защите прав детей и подростков, мер, направленных на превентивный, профилактический и коррекционно-реабилитационный стиль деятельности с безнадзорными и детьми-правонарушителями во всех сферах их жизнедеятельности, особенно в сфере досуга.

Досуг подростков и юношества отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, имея возможность выбора занятий по душе, подростки часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности на досуге, способствующих полноценному формированию личности. С другой стороны, стремясь к самостоятельности и оригинальности в выборе форм досуга, подростки, тем не менее, ограничены определенным кругом социальных ролей, статусом, позициями и диспозициями, общей культурой по сравнению со взрослыми членами общества. Отсюда, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга, подростки охотно перенимают от.

1.Федеральная программа «Трудные дети» .-М., 1993.-С.3.

2.Цедилина Г. Я. Дети в приемнике-распределителе // Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий.-С.-Петербург, 1994.-С.66−67. взрослых их модели заполнения досуга, причем не всегда положительные и соответствующие уровню их физического. психологического и культурного развития.

В последние годы вое эти /как и многие другие/ проблемы существенно обострились и обнаружили противоречие между потребностью подростков и юношества использовать досуг как сферу самоутверждения, полноценного общения, активного проявления самостоятельности, инициативности, творчества и неумением / а порой и явным нежеланием / реализовать себя в досуге позитивно в силу серьезных недостатков в организации досуговых мероприятий со стороны специалистов, всей воспитательной работы учреждений кулнгурно-досуговой сферы, которая сводится чаще всего к усилению регламентации досуга в рамках различных институтов и в первую очередь школы, семьи.клуба.

Задача эта чрезвычайно актуальна для нашего общества. которое накопило за десятилетия фантастический потенциал консерватизма и догматизма, противостоящий всему новому. К подростково-юношескому возрасту уже давно относятся с той же опаской, как к самому новому. Вместе с новофобией в нашем обществе сформировалась ювентофобия — боязнь молодежи, пренебрежение к ней.

Подростковый возраст характеризуется наличием различных, порой полярных, социально-психологических особенностей. С одной стороны, существует объективная потребность возраста в проявлении и утверждении таких качеств как самореализация, самоуправление и самодеятельность в широком смысле слова, но, с другой стороны, не находя понимания и поддержки у взрослых. условий для их социально позитивного применения и развития, эти качества или перерастают в свою противоположность — социальный инфантилизм, или приобретают агрессивный и асоциальный характер.

Подчеркну особо: выбор поведенческих альтернатив личность осуществляет, руководствуясь собственным самосознанием, потребностями, интересами и ценностями. Именно это обстоятельство лредудредцает механическое поглощение личности обществом, социумом, ее растворение в массе «себе подобных». Но именно оно и провоцирует личность к обособлению, к социальному дистанцированию от общества, пренебрежению к его идеологии, нормам, ценностям, что ведет к асоциальному поведению, конфликтам, девиациям.

Процессы освоения личностью социальных ценностей и норм, формирование ее притязаний и устремлений происходит под мощным воздействием всей системы общественного жизнеустройства, предполагают и предопределяют в принципе, в идее противостояние личности обществу как чуждой ей силы. Отсюда возникает взаимоответственность личности и общества, необходимость социализации личности, ее жизнеобеспечения, социальной защиты всем достоянием общества и авторитетом государственной власти.

В период ранней социализации ребенок усваивает основные стереотипы поведения в культурно-преобразованной форме. Поскольку, как правило, в этот период ребенок воспитывается в семье, в яслях и саду, то можно утверждать, что социализация протекает без осложнений, с приемлемым уровнем отклонений. Предшкольный и школьный периоды / 5−15 лет / - время всех основных деформаций личности, происходящих под влиянием социальных институтов. В этот период ребенок и подросток попадает под более интенсивный контроль социализирующих структур и значительная часть ответственности переносится с семьи на школу и внешкольные учреждения. Непосредственное социализирующее воздействие семьи уменьшается прежде всего за счет школы и внешкольных учреждений, и во-вторых, за счет влияния улицы: дети больше времени проводят.

— 8 В кругу сверстников, интенсивнее погружаются в универсальную «поп-среду» массовой культуры. Они начинают все больше ориентироваться на универсальные стандарты «вмещающей» культуры. Когда большинство детей погружено почти целиком именно в эту «поп-среду» и практичевки оторвано от семьи за счет школ-интернатов, продленного дня, избытка свободного времени, за счет снижения внимания родителей к тому, как и где проводит ребенок свой досуг, — все это постепенно, накапливаясь в течение целого десятилетия интенсивного «врастания» ребенка в культуру"приводит к необратимым изменениям в его системе ценностей, установок и в структуре личности.

Такая обобщенная — личностная, поведенческая, установочная, ценностная — доформация индивида в длительном процессе социализации от детского до юношеского возраста приводит к тому, что на завершающем этапе социализации эти дезадаптивные отклонения в развитии личности фиксируются, окостеневают, приобретают окончательную форму и с таким «гандикапом» молодой человек входит во взрослую жизнь.

При асоциальном поведении имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. Содержательная сторона процесса социализации подростка характеризуется тем социальным опытом, который усваивается им и который охватывает основные сферы социализации: сферу «подросток и среда» /система регулятивных механизмов социального поведения, ценностно-нормативные представления, правовые, этические, социальные нормы и ценности, социальные установки, ценностные ориентации/ и сферу «подросток-самосознание» /система знаний о себе как объекте познания, общения, о своем статусе в системе межличностных отношений. уровень собственных притязаний и ожиданий/. Функциональная сторона процесса социализации подростка определяется теми доминирующими институтами, механизмами и способами социализации, которые обеспечивают процесс усвоения социального опыта, интериоризации внешних групповых норм и ценностей в систему внутренней регуляции индивида. При этом отклонения от социализации могут быть вызваны как прямым десоциализирующим влиянием, когда ближайшее социальное окружение демонстрирует образцы асоциального поведения, взглядов, установок, выступая, таким образом^ качестве института десоциализации, так и опосредованными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для личности подростка, в частности. является семья, школа, досуго-вая общность.

Логика изложения материала диссертации такова, что подойти к изучению асоциального поведения подростка без предварительного серьезного анализа проблем, связанных с социальной нормой и отклонением, сферы досуга как среды нормативного и регулятивного поведения, социальной позиции и диспозиций личности, было бы поверхностным, методологически неверным.

В диссертации изложены основные методологические и теоретические выводы, вытекающие из исследования и практики применения социальных норм в сфере внутригрупповых отношений в досу-говой среде, в процессе воспитания и корректировки асоциального поведения личности подростка в сфере досуга, а также намечены дальнейшие возможности и направления как эмпирического, так и теоретического исследования проблем, поднятых в данной работе.

Диссертантом анализируются различные проблемы, связанные с социальными нормами и отклонениями, выраженными в различных формах асоциального поведения подростков в сфере досуга. Это вызвано тем, что многие проблемы слабо разработаны и представлены в специальной социально-педагогической., социологической и куль-туролого-досуговедческой литературе. И даже те публикации, которые нашли отражение в научной литературе, в основном относятся к периоду 60−70-х годов и носят характер идеологической зашо-ренности. «Свежих» публикаций по данной проблеме чрезвычайно мало, и они, как правило, узконаучны. Научных публикаций, связанных с изучением социальных норм и воспитания, цревентивности и коррекции, социальных норм и асоциального поведения в сфере досуга и т. п. в их сочетании в отечественной и зарубежной литературе мало и они, зачастую, фрагментарны, методологически не выстроены и методически не выверены, носят общий, описательный характер.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологической базой исследования являются продуктивные и не потерявшие актуальность идеи ведущих специалистов по философско-социологическим проблемам культуры и досуга. Имеются в виду работы С. Н. Артановского, А. И. Арнольдова, Е. В. Боголюбовой, В. И. Бойко, Л. П. Бу е вой, Е. А. Вавил ина, Н. П. Дубинина, Н. С. Зл об иной, С. Н. Иконниковой, JI.Н.Когана, М. С. Кагана, Д. С. Лихачева.Ю.А.Лукина, М. В. Межуева, Э. С. Маркаряна Д.В.Петрова, Э. А. Соколова, Э. В. Соколова, I. Т. Тощенко, В. П. Фофанова, В. С. Цукермана, В. Б. Чурбанова, В. А .Ядо-ва и других. В их трудах бшш выдвинуты положения, имеющие серьезное значение для научной разработки проблем культурных, нравственных норм, культуры личности, социальных групп и общества в целом. И хотя исследуемая нами проблема, не была непосредственно в поле научного интереса известных российских ученых, их идеи, подходы, выводы по близким и более общим проблемам стали для диссертанта исходными моментами в осмыслении противоречий и концептуальной разработке механизма коррекционно-воспитате-дьной деятельности в сфере досуга.

Многообразные стороны и аспекты социальных норм и отклонений неоднократно становились объектом внимания со стороны социологов, философов, психологов, юристов и др. В разработку общих теоретических положений по проблемам норм внесли заметный вклад М. И. Боб нева, С. А. Даштамиров, А. А. Ивин, Е. МвПеньков, В.Д.Пла-хов, В. Н. Кудрявцев и другие ученые. Различные стороны и аспекты девиантного / отклоняющегося / поведения изучали: проституциюЯ.И.Гилинский, С. И. Голод, А. А. Габиани и др.- пьянство и алкоголизм — Б. М. Гузиков.Н.И.Григорьеву.А.Шереги и др.- наркоманиюЯ.И.Гилинский, С. Гусев, В. М. Зобнев и др.- токсикоманию — В.С.Би-бвнский, А. Е. Личко, Б. Г. Овчинский и др.- с позиций криминологии и уголовно-правового воздействия — В. Н. Кудрявцев, В. М. Коган,.

A.М.Яковлев и др.- социально-психологические и психиатрические аспекты девиантного поведения — А. А. Александров.Б.С.Братусь,.

П. Б. Ганнушкин, В. А. Гиляровский, В. В. Ковале в, И. И. Лукин, А.И.Заха-ров, А. А. Реан, А. М. Свядощ, В. В. Шпалинский и др.- проблемы девиантного поведения как социального явления — В. С. Афанасьев, Я.И.Ги-линскийсоциальную профилактику отклоняющегося поведения как комплекс охранно-защитных мер и контроль за ним — Л. Н. Анисимов,.

B.C. Бакиров, С. А. Беличе ва, Л. А. Волошина, А. Н. Евдокимов, А.Н.Пыха-рев, В. Фокин, А. Коэн, Н, В. Клинецкая, С. Г. Климова и др.- механизмы индивидуального поведения с точки зрения соотношения биологического и социального в человеке — Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев и др.- проблемы мотивации отдельных действий и асоциальных поступков — Ю. Б. Гияпенрейтер, И. С. Кон, А. Е. Личко, Гиббене, Раттерпроблемы целостной характеристики мотивационно-потреб-ностной сферы школьников с отклоняющимся поведением — Г. Г. Бочкарева, Н. А. Даева, И. А. Невский, Н. Н. Толстых, Д. И. Фельдштейн и др.- отрицательную роль социально-психологической атмосферы семьи /конфликты в семье, моральная распущенность родителей, грубость и физическое наказание детей, их эмоциональная депривация/ -А .Г. Антонова, В. Г. Деев, I. М. Зюбин, Г. М. Миньковский, Н. Рейнвальд — положения теории групповой психотерапии, идеи гуманистической психологии и вытекающие из них приемы и методы психологического воздействия — В. М. Бехтервв, М. Е. Бурно, Ф. Е. Василюк, Н.Л.Гройс-ман, С. Гурски, С. Картошвил, С. С. Лмбих, А. Маслоу, К. Р. Роджерс, Э. Фромм, К. Швабе и др.- проблемы творчества как специфического вида отклоняющегося поведения — Я.И.Гилинский-социально-педагогические и психологические возможности культурно-досуговой деятельности в социализации и ресоциализации детей, подростков и молодежи — С. А. Алексеев, С. А. Беличева, В. В. Кирсанов, Т. И. Лагутина, В. Я. Суртаев, Ю. А. Стрельцов, А. А. Сукало, Б. А. Титов, В. Е. Триодин, Л. Ф. Черкагаенинов.Г.И.Фролова и др.- реализация макаренковских принципов воспитания и перевоспитания трудных подростковГ.П.Сологуб, Г. А. Нечаев и др.

В исследовании причин асоциального поведения подростков, в поиске форм и методов его профилактики важное место в нашей работе заняло изучение научных трудов А. Г. Вельского, В. П. Кащенко, А. С. Макаренко, М. И. Миляревского, М. Ф. Те одоровича, С. Т. Шацкого, Н. И. Щербинина и других.

Проблемы нравственного и духовного кризиса и конфликта в обществе, кризиса ценностей, пути его предупреждения и преодоления поднимались в трудах философов /Л.П.Буева, Э. В. Соколов, Л. В. Петров, Т. А. Апинян, В. В. Селиванов, А. А. Грякалов и др./, социологов • /С.Н.Иконникова, 3.В.Сикевич, В. Т. Лисовский, И. С. Кон, В. А. Ядов и др./, психологов и педагогов /С.Г.Вершловский, В"Л.Дранков, В. Д. Лу танский, А. П. Марков, Б. Д. Парыгин, Г. А. Су хоб екая, В. Е. Триодан, Б. А. Титов и др./.

Возможности замены сформированных стереотипов поведения личности новыми, психологические резервы личности в процессе социализации и целенаправленной деятельности исследовались Г .М, Андре евой, Л. С. Выг от ским, А. И. Донцовым, А. С. Лу тошкиным, А. В. Му-дриком, Л. И «Новиковой, Б. Д. Парыгиным, Е. И. Смирновой, Б. М. Те пловым, Б. А. Титовым, Т. Шбутани, М. Г. Ярошевским. О теоретических концепциях и возможностях развития интересов и потребностей личности в культурно-досуговой среде, а также специфике воздействия на поведение и деятельность людей средствами культурно-досуговой деятельности писали М. А. Ариарский, И. М. Болотников, Д. М. Генкин, В. Л. Дранков, С. Н. Иконникова, В. Д. Лутанский, А. П. Марков, А. Д. Жарков, Г. А. Евтевва, Е. И. Смирнова, Б. А. Титов, В. Е. Триодин, Б. Д. Лары-гин, М. И. Поплавский, 0.В.Ромах, Г. И. Фролова и другие ученые. Проблемы роста социальной активности подрастающего поколения, возникновение самодеятельных общественных формирований с обширным диапазоном деятельности изучали И.В.Бестужев-Лада, И. И. Ильинский, В. Т. Лисовский, В. Ф. Левичева, А. П. Марков, 3.В. Сикевич, А. П. Файн, В. И. Шаронов, Л. Ф. Черкашенинов и др. исследователи.

Большое значение для нашего исследования имели труды ученых, и с следовавших психолого-педагогические и социально-культурные возможности поведения и развития личности в рамках изучения «экологии среды» /С.Н.Артановский, Р. Баркер, Г. Камински и др./ и «социоэкологии человека», анализирующие оптимальный уровень функционирования человека в различных социокультурных условиях /П.И.Бабочкин, Н. С. Данакин, С. А. Беличева, И. А. Зимняя, В.П.Каз-начеев, Д. Ф. Чеботарев и др./. Предметом нашего внимания стало также самоутверждение личности, исследовавшееся Ф. Адлером, Р.да.

Чррмсом, В. В"Кирсановым, А. В. Петровским, Б. А. Титовым, Н .И. Рейн-вальд.В. Я. Суртаевым и др.

Значительное место в нашем исследовании занимают труды зарубежных авторов: М. Веб ера, В. Виче ва, Г. Гибша, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Р. Миллза, В. Момова, Т. Парсонса, А. А. Реан, П. Сорокина, Дж. и А. Стимсонов, Н.Дж.СмелзераД.Томовой, П. Уорсли, М. Форверга, Б.Холыста.Т.Шибутани.К.ЭриксонД.Хейкхаузена и др. В трудах этих ученых разработаны конструктивные идеи, имеющие значение для нашей работы: теории социокультурной динамики, социальной мобильности и социальной стратификации /П.Сорокин/- теория аномии, теория и методы структурного функционального анализа социальных явлений, анализ дисфункциональных явлений в обществе, дезинтеграций культурных целей и средств их достижения /Р.Мер-тон/- концепция социальной системы, основанная на функциональных императивах: адаптация к среде, достижение цели, общие нормы и управление напряженностью, интеграция /Т.Парсонс/- теория аномии, распада социальных норм /Э.Дюркгейм /- теория социальных условий /детерминант/ коллективного поведения. девиации и социального контроля /Н.Смвлзер/- теория связи абсолютных норм с культурными^нормами и относительность нормы и отклонения /П. Уорсли/- концепция «отклонение и система устойчивости», необходимость для общества девиантов, помогающих понять и сохранить нормы /К.Эриксон/ и др.

Отдавая должное тому, что сделано исследователями, следует признать слабую разработанность некоторых важных теоретико-методологических проблем, связанных с социальными нормами и асоциальным поведением подростков в сфере досуга. Во-первых, актуально исследовать культурно-досуговую сферу как среду нормативного и регулятивного поведения. Во-вторых, не изучена культурнодосуговая среда в коррекционно-воспитательном аспекте, ее роль в создании оптимальных условий для вхождения людей в социальные овязи, укрепления статуса, для успешного проведения коррекционной, реабилитационной и воспитательно-профилактической работы и др.

Исследуеиая нами проблема находится на стыке многих наук: философии, социологии, культурологии, психологии, социальной педагогики и других, и требует комплексного и многоаспектного анализа с доминирующей ориентацией на социальную педагогику. психологию и культурологию. Это одна из тех проблем, всестороннее осмысление которой предполагает научный поиск и на теоретико-методологическом, и на прикладном эмпирическом уровнях. Все это в целом предопределило выбор темы, постановку цели и задач нашего исследования.

Исходя из общего состояния развития проблемы в научной литературе и потребностей практики, в работе ставится следующая основная цель: выявить противоречия и определить механизм корректировки асоциального поведения подростков, направления, пути и средства развития социальных норм и отклонений в сфере досуга.

Данная цель предопределила постановку следующих задач исследования:

— дать анализ генезиса и охарактеризовать социальные нормы и отклонения;

— осуществить теоретико-методологическое исследование сферы досуга как среды нормативного и регулятивного поведения подростка;

— разработать показатели и критерии социально-педагогической диагностики социально значимых качеств личности подростка и его поведения;

— 16- выявить механизм социально-педагогической коррекции асоциального поведения подростков;

— апробировать и внедрить в практику культурно-досуговой деятельности социально-педагогическую программу корректировки асоциального поведения подростков в сфере досуга.

В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что влияние культурно-досуговой среды как формирующего фактора может стать конструктивным, если подростки будут рассматриваться в ней как группа повышенного социального риска, нуждающаяся в специфической и целенаправленной психолого-педагогической и социально-педагогической помощи, направленной на осваивание подростком позитивных потребностей, мотивов, установок, норм поведения, способствующей обеспечению самовыражения, самоутверждения и саморазвития личности через осознание и принятие ею избранных позитивных норм и социально значимого поведения.

Объект исследования — социальные нормы и асоциальное поведение подростк (^появляющиеся в сфере досуга как социальной ореде нормативного и регулятивного поведения.

Предмет исследования — механизм и социально-педагогические условия оптимизации процесса коррекционно-воспитательной деятельности в сфере досуга.

Методы и этапы исследования. В исследовании автором использовался комплекс психолого-педагогических и социологических методов и методик. Применялись общие методы: теоретический анализ источников, изучение и обобщение социально-педагогического опытарегиональный мониторингвторичный анализопытно-экспериментальная работа. Метод теоретического анализа источников позволил обосновать методологию и методику исследования.

Анализ современной психолого-педагогической, социологической, культурологической литературы позволит также выявить неразработанные аспекты проблемы в специфической сфере деятельностисфере досуга.

Обобщение социально-педагогического опыта в сфере досуга дало возможность создать представление о состоянии исследуемой проблемы, выявить недостатки и противоречия в организации процесса воспитания и регулирования поведением и сознанием личности.

Региональный мониторинг осуществлен с учетом характеристик субъекта асоциального поведения / степени его активности, его социального статуса, мотивации к асоциальному поведению, характер девиаций, индексов удовлетворенности социально-психологическим климатом досуговой среды и т. п. /. Учитывались также принципы организации досуговой среды, формы и методы кор-рекционно-воспитательной деятельности и их результативность.

Комплекс частных научно-педагогических методов способствовал изучению оценочной деятельности педагога досуга в процессе применения им технологий коррекционно-воспитательной деятельности в досуговых общностях / методы наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, рейтинга и др. /. Исследовательская методика выполняла не только диагностическую, но и воспитательную и коррегирующую функции.

Сочетание различных методов исследования позволило дополнять, контролировать, корректировать данные, полученные в процессе использования каждого отдельного метода. Разнообразные методы исследования в своем единстве и во взаимосвязи позволили получить достаточное количество достоверных фактов, обеспечить их объективную оценку. Исследование проходило с 1990 по 1994 годы и включало в себя три этапа.

На первом этапе мотодом вторичного анализа были изучены опубликованные теоретические, эмпирические и методические материалы по проблеме исследования, практический опыт воспитания в досуго-вой сфере, особенности подросткового возраста, их интересы, общественная активность, личностные качества. реализация педагогики сотрудничества, индивидуального и дифференцированного подходов к воспитанию подростков. В итоге этого этапа были подготовлены концептуальные основы для экспериментальной работы и развертывания исследований. Второй этап — поисковый эксперимент. Он был посвящен разработке диагностических программ изучения подростковсубъектов досугового взаимодействия, апробации их на надежность и доступность для практического использования. На этом этапе выявлены психолого-педагогические условия систематического целенаправленного изучения личности участника досугового взаимодействия, проведен отбор методик, процедуры изучения, анализа результатов исследования. В итоге второго этапа определились предмет, гипотеза и задачи формирующего этапа исследования. Третий этап — формирующий эксперимент: конструирование, совершенствование и анализ результативности процесса коррекционно-воспитательной работы на основе системно-диагностического и ценностно-нормативного подходов. В результате этого этапа подтверждена обоснованность выдвигаемой гипотезы, апробирована диагностическая программа изучения социально значимых качеств подростков, апробирована и внедрена со-циалдно-педагогичаская программа коррекции девиантного поведения подростков в сфере досуга, сформулированы выводы и даны рекомендации педагогам досуга.

Научная новизна состоит в исследовании генезива и сущности социальных норм и отклонений в сфере досугароли культурно-до-суговой среды как условия нормативного и регулятивного, поведения подростковтипологии видов социальных отклонений подростков в сфере досугапедагогической диагностике социальных качеств личности подростка и механизмов их коррекциив обосновании профессионально-квалификационной модели педагога досуга как социального технолога коррекционно-воспитательной деятельности.

В теоретико-методологическом плане:

— в уточнении понятий «социальная норма», «девиантное поведение», «культурно-досуговая среда» — в определении факторов, обусловливающих проявление девиантного поведения подростков в сфере досуга;

— в выявлении различных механизмов в структуре внутригруп-повых отношений /ролевых, ценностных, коммуникативных, нормативных, аффективных/, влияющих на девиантное поведение подростков;

— в обосновании моделей девиантного поведения подростков в сфере досуга на личностном, ситуационном и средовом уровнях, позволяющих выработать стратегии социальной коррекции поведения;

— в разработке и обосновании професаионально-квалификацион-ной характеристики педагога досуга как социального технолога кор-рекционно-воспитательной деятельности.

В методическом плане:

— е разработке методики социально-педагогической диагностики уровня сформированности социальных качеств подростка;

— в выявлении, механизма социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков на основе четырех модальностей: актичности, социализации, интегративности и творчества;

— в обосновании индивидуального и дифференцированного подходов к личности подростка на принципах, педагогики сотрудничества /знание специфики возраста и внутригруппового взаимодействия подростков-, выбор форм и методов воспитательной деятельностидемонстрация навыков и образцов позитивного поведенияконтрдействия к асоциальным поступкамвыработка готовности и способности к социально ценному поведениюформирование «Я» -концепции/.

Значение исследования для практики: а/ разработана типология социальных нормб/ апробирована в опытно-экспериментальной работе и подтверждена в социально-педагогрческой практике программа коррекционно-воспитательной деятельности педагога досугав/ предложены пути, средства и механизм социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков, применительно к каждой модели социальных отклоненийг/ разработана методика диагностирования социальных, качеств подростка, критерии и показатели социально-педагогической запущенности личности и социальной среды.

Материалы диссертационного исследования можно использовать также в преподавании общей и отраслевой социологии, психологии, социальной педагогики, культурологии, для проведения спецкурсов по социальным системам и технологиям, социокультурному взаимодействия в маргинальных группах, а также непосредственно по проблемам социальных норм и отклонений, социальной конфликтологии. Диссертация будет способствовать развитию познавательного интереса студентов и аспирантов к социальным проблемам культуры и досуга, девиантного поведения, социально-педагогической диагностике и коррекции отклоняющегося поведения подростков.

Материалы диссертационного исследования важны и ценны также для слушателей системы повышения квалификации.

На защиту выносится концептуальная модель социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков в сфере досуга. разработанная на основе комплексного подхода и включающая:

— выявление и научное обоснование классификации признаков и свойств совдалкных норм в сфере досуга /типы, виды и подвиды/;

— 21- характеристику сферы досуга как среды нормативного и регулятивного поведения и условия ее воздействия на формирование социальных норм, позиций и диспозиций подростка, а также на структуру внутригрупповых отношений;

— методику диагностики сформированноети социальных качеств личности, основанную на отношении подростка к общеетву, труду, творчеству, к людям и самому себе;

— социальную технологию коррекционно-воспитательной деятельности педагога досуга, состоящую из: а/ определения социально-педагогической проблемывыдвижения гипотезы о причинах и мотивах девиантного поведениясоциально-диагностического этапавыбора методов и методик коррекционно-воспитательной работыосуществления программыконтроля за ее ходомкорректировки отдельных элементов программыаналитической оценке эффективности применения самой коррекционно-воспитательной технологии, отдельных ее процедур и алгоритма в целом.

6/ методов коррекции11, девиантного поведения подростков, включающих: социотехнику статусно-ролевых взаимоотношенийкоррекци-онно-игровой тренингсоциотехнику разрешения конфликта в игровой ситуациисоциально-педагогические механизмы трансформации личности в коррекционно-игровом взаимодействии.

— условия педагогики сотрудничества /знание специфики возраста и внутригруппового взаимодействия подростковвыбор форм и методов воспитательной деятельностидемонстрация навыков и образцов позитивного поведенияконтрдействия к асоциальным поступкамвыработка готовности и способности к социально ценному поведениюформирование позитивной «Я'-концепции/;

— профессионально-квалификационная модель педагога досуга как социального технолога коррекционно-воспитательной работы, позволившая сформировать новый дидактический и функциональный статус учебных дисциплин.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что при оказании подросткам целенаправленной социально-педагогической помощи в сфере досуга, возрастает уровень интериоризации позитивных потребностей, мотивов, установок, норм поведения, способствующих самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности.

Апробация работы. По итогам исследования автором были подготовлены 4 хоздоговорных и госбюджетных отчета. Материалы исследований обсуждались и использовались в практике учреждений культуры и досуга, социальной сферы, неформальных организаций, в вузах, колледжах Санкт-Петербурга, Кемерова, Томска, Новосибирска, Абакана, Челябинска и других городах ВФ, а также Бишкеке /Кыргызстан/.

Диссертант принимал участие в разработке и внедрении Федеральной программы «Трудные дети» в Западно-Сибирском регионекомплексной программы Новосибирского госпедуниверситета «Социальная технология педагогического общения» .

Автор принимал также участив в 7 научных и научнопрактических конференциях, семинарах, школах, в том числе выступил на Республиканской научно-практической конференции «Демократия как важнейшее условие развития культуры» /Барнаул, 1990/, «Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки» /Кемерово, 1990/, «Проблемы диалогового обучения е вузе культуры» /Самара, 1991/, региональной научной конференции «Региональные особенности социокультурных процессов «/Кемерово, 1992/, Российской научной конференции «Судьбы Российской Федерации в условиях реформ» /Томск, 1994/ и других.

Диссертант был организатором школ и курсов для социальных педагогов и социальных работников, практиков культурно-досуговой работы. Материалы в разных формах обсуждались среди коллег на вузовских методологических семинарах.

Научные идеи диссертанта были реализованы в курсовых и дипломных работах студентов и слушателей системы повышения квалификации, а также в основных курсах: «Общая социология», «Социология культуры и досуга», «Социальная конфликтология», «Технология кор-рекщонно-воспитателвной работы» .

По проблемам диссертационного исследования и близким к ним темам опубликованы монографии, учебные и методоческие пособия, статьи, тезисы общим объемом более 48 п.л.

Целевые установки и логика исследования предопределили структуру диссертации, которая состоит из введения, четырех глав, заключения, списка отечественной и зарубежной литературы и ряда приложений, отражающих процедуру научного анализа и достоверность информации.

ЗАКЛЮЧЕНО.

Проведенное нами исследование, доказало обоснованность постановки и разработки в теории и практике проблемы социаль-но-педагогичеакой коррекции асоциального поведения подростков в сфере досугапроблемы совершенствования процесса воспитания и корректировки асоциального поведения и социальных качеств личности подростка в подростковом досуговом коллективе, на основе системно-диагностического и ценностно-нормативного подходов.

Воспитательный процесс, реально основанный на единства диагностирования, воспитания, корректировки, прогнозирования, проектирования и реализации системы коррекционно-воспитательной деятельности социального педагога досуга и самого подросткового коллектива обеспечивает эффективное формирование и развитие социально значимых качеств личности подростка и его поведение.

Основным системообразующим фактором процесса воспитания и корректировки выступает психолого-педагогичеекая аналитическая деятельность социального педагога досуга в подростковом коллективе. Аналитико-диагностическая деятельность этого процесса реализует интегративную функцию управления взаимодействием субъектов и объектов воспитания и корректировки с учетом уровней их функционирования и условий жизнедеятельности, отношений между ними.

Управление процессом формирования социальных качеств предполагает систему и логику действия педагога досуга и всех субъектов коррекционно-воспитательного процесса. Система и логика управления процессом /анализирование состояния-диагностирова-нив-прогнозирование-целеполагание-планирование-программирова-ние-решение-контроль и коррекция-результатвыступают в однократном педагогическом действии и в системе действий при выборе методов и форм, реализующих циклы и этапы коррекционно-воспитательной работы в подростковом коллективе.

Система и логика управления реализуются с учетом уровня развития личностных социальных новообразований, характеризующих социальные качества подростков — участников подросткового клуба.

В многоуровневом и многоцикличном процессе воспитания и корректировки на разных его этапах изменяются характер и соотношение непосредственного педагогического руководства, внешней регуляции и саморегуляции, коррекции и самокоррекции, воспитан ния и самовоспитания, организации и самоорганизации деятельности и поведения членов подросткового клуба.

Знание объективных закономерностей процесса нравственного развития и видение его состояния, уровней развития социальных качеств личности и ее поведения позволяют определить оптимальное соотношение внешней регуляции и саморегуляции. Обеспечение оптимального соотношения предполагает: регулирование педагогом досуга деятельности и поведения воспитанника в «зоне» ближайшего социального окружения, саморегулирование — в «зоне» реального уровняучат и влияние интересов социальной среды, личности и коллектива подросткового клуба.

Оптимальное соотношение регуляции и саморегуляции: анализа и самоанализа, коррекции и самокоррекции, воспитания и самовоспитания способствует интэксификации целостного развития личности за счет наиболее полной реализации единства процессов социализации и ресоциализации.

Провзденное нами исследование, ставит задачу и открывает перспективу разработки проблемы подготовки и переподготовки педагогов досуга как социальных технологов коррекционно-воспитательной деятельности к осуществлению ими социально-психолого-педагогичзской службы в сфере культуры и досуга. Ка основе разработанного подхода представляется возможным и нужным осуществить дальнейшее мониторинговое исследование совершенствования целостного процесса социализации и ресоциализации подросков и юношества в сфере досуга с целью оптимизации эффекти-этого вносйГТпроцесса в деле социально-педагогической диагностики и корректировки сознания, мотивации и асоциального поведения подростков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М., 1991.
  2. Абульханова-Славская К. А. Воловикова М.И.Елисеев В. А. Проблемы исследования индивиде ального сознания //Психологический журнал.-1992.-Т.12.-Л 4.-С.27−40.
  3. Г. А. Криминология и социальная профилактика.-М., 1980.
  4. Э. Человек как предмет философии //Вопросы философии.-1989, — № 2.
  5. .Г. Некоторые черты психологической структуры личности //Психология личности.Тексты.- М., 1982.
  6. .Г. 0 человеке как объекте и субъекте воспитания //Избр.психол.тр.: В 2-х т.- Т.2.-М., 1980.
  7. .Г. Человек как предмет познания.- Л., 1968.
  8. Г. М. Социальная психология.- М., 1988.
  9. Г. М. Богомолова Н.Н.Петровский Л. А. Современная социальная психология на Западе.- М., 1978.
  10. Ю.Андреева И. Н. Голубкова Н.Я. .Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей //СоцИС.- № 4.- 1989.-С.48−56.
  11. И.Аникеева Н. П. Воспитание игрой.- М., 1987.
  12. Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи.- М., 1988.
  13. Апинян f.А.Игра как феномен культуры: Автореферат дисс.. доктора философских наук, — СПб., 1994.
  14. А.Г. Психология личности.Принципы общепсихологического анализа.- М., 1990.
  15. А.Г. Психология индивидуальности.- М., 1986.
  16. В. Платон.- М., 1975.
  17. А.П. Аргументация.Познание.Общение, — М., 1990.
  18. С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: Автореферат дисс.. канд.пед.наук.-Л., 1978.
  19. Л.М. Наука и нормы: альтернатива или единство? //Вопросы философии, — 1979.- № 3.- С.119−127.
  20. С.Д. Микросреда и отклоннния социального поведения детей и подростков, — Ереван, 1980.
  21. В. Эволюция концепции аномии в социологии девиантного поведения //Рубеж.- 1992, — № 2.
  22. В. Опыт социологического исследования негативных явлений в молодежной сфере //Вестник ЛГУ.-1988.-Вып.3.-№ 20.
  23. Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля: Сб. статей /Ин-т социологии РАН.-М., 1992.
  24. В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков.-Киев, 1986.
  25. B.C. Социальный контроль как регулятор общественных отношений: Автореф.дисс.. д-ра филос.наук.-Харьков, 1976.
  26. В.И. Культура нравственного сознания и поведение личности.-М., 1979.
  27. В.А. Нравственная культура и личность.-М., 1979.
  28. С.А. Основы превентивной психологии.-М., 1993.
  29. С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: Автореф.дисс.. д-ра психол.наук.-М., 1989.
  30. П.Г. и др. Социальная психология научного коллектива. -М., 1987.
  31. A.G. Внимание ребенок.Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников.- Свердловск, 1981.
  32. Э. Игры, в которые играют люди.Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ.- М., 1988.
  33. П.П. Трудные школьники.- М., 1929.
  34. B.C.Дичко Ж. Е. Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикоманий у подростков //Лсихол.журнал.-1991.-Т. 12. -Я4.-С.87−92.
  35. Зб.Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности.- М., 1968.
  36. Э. и др. Социалистическая криминология: Пер. с нем.-М., 1975.
  37. И. Нормативная модель сферы досуга //СоцИС.-1989.-Ш.-С.69−73.
  38. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.- М., 1978
  39. В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива, — М., 1991.
  40. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дисс.. докт.пед.наук.-М., 1991
  41. В. Марксистская теория отражения.- М., 1982.
  42. С.Б. Формирование культурной среды средствами культурно-просветительных учреждений :Автореф.дисс.. канд. пед.наук.- М., 1991.
  43. Буржуазная философская антропология XX века.- М., 1989.
  44. Г. Суславичус А., Булотайте Л. 0 перспективах развития социально-психологической помощи делинквентным подросткам //Психология в Балтийских республиках.- Вильнюс, 1990.
  45. М. Избр.произв.- М., 1990.
  46. Ю.Ю. Смысл жизни человека как философская категория.- Белгород, 1983./ Деп. в ИНИОН 1.02.84.- № 15 479.
  47. В. Мораль и социальная психология.- М., 1978,
  48. Г. Основы психодиагностики //Психодиагностика: теория и практика: Пер. с нем.- М., 1986.
  49. Н. Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной деятельности //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2-х т.-Т.2.- М., 1993.- С.218−230.
  50. Л.А. Криминологические проблемы сферы досуга //Влияние социальных условий на преступность.- М., 1983.
  51. Л.А. Совершенствование условий в сфере досуга как фактор искоренения преступности //Методологические вопросы социальных условий преступности.- М., 1979.
  52. В.Я. Творческие игры старших дошкольников.- М., 1981.
  53. Л.С. Собр.соч: В 6-ти т.- Т.4.- М., 1984.-С.382−383.
  54. Вопросы психологии межличностного поведения и общения: Сб. науч.тр. /Отв.ред. О. Г. Кукосян.- Краснодар, 1985.
  55. А.А. На крою пропасти: наркомания и наркоманы.- М., 1990.
  56. Бб.Габиани А. А. Наркотизм вчера и сегодня.- Тбилиси, 1988.
  57. А.А. Кто такие наркоманы? //СопИС.-1992.-№ 2.-С.78−83.
  58. Ф.В. Психологические факторы поведения несовершеннолетних правонарушителей.- Тбилиси, 1979.
  59. Н. К. Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания.-М., 1989.
  60. И.А. Влияние семьи на формирование делинквент-ности у подростков //Психол.журнал.-Т.15.-№ 2.-1994.-С.57−65.
  61. Э. Представление себя другим //Современная зарубежная социальная психология.Тексты.- М., 1984.-С.188−196.
  62. Л.К. Вопросы нормализации русского языка.- М., 1980.
  63. Л. А. Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся.- Свердловск, 1987.
  64. Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию.- М., 1972.бб.Гилинский Я. И. Афанасьев В. Социология отклоняющегося /девиантного/ поведения: Учебное пособие.- СПб, 1993.
  65. Гилинский Я. И. Социология отклоняющегося поведения и социального контроля //Рубеж.-1992.-№ 2.
  66. Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория //СоцИС.-1991.-№ 4.
  67. Я.И. Творчество: норма или отклонение? //СоцИС.-1990. -т.
  68. Гилинский Я. Раска 3. 0 системном подходе к отклоняющемуся поведению //Известия АН Эст.ССР.Т.30.Общественные науки.-1981.-№ 2.-С.134−142.
  69. А.А. Золотое правило нравственности.3-е изд.- М., 1988.
  70. Г. А. Организация социально-педагогической поддержки несовершеннолетних с отклоняющимся поведением //Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования.- Свердловск, 1989.
  71. О.И. Культура общения и ее воспитание.- Л., 1989.
  72. Е.М. Проблемы воспитательной работы с педагогически запущенными подростками по месту жительства: Автореф.дисс. канд.пед.наук.- М., 1978.
  73. С.А., Кордон С. И., Пеньков Е. М. Социальные нормы: систематика и функции //Вопр.философии.-1987.-№ 3.-С.27−38.
  74. Дао Чя Ук. Борьба с преступностью несовершеннолетних в социалистической республике Вьетнам.- М., 1986.
  75. В.В. Социология насилия /Критика современных буржуазных концепций/.- М., 1975.
  76. А.Г. Жан Жак Руссо.- М., 1980.
  77. Добринская Е, И. Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности.- Л., 1983.
  78. Н.Л. Особенности корыстной мотивации несовершеннолетних и учет ее предупредительной деятельности: Автореф. дисс.. канд.пед. наук.- М., 1988.
  79. А.И. Криминологические проблемы взаимодействия социальной среды и личности: Автореф. дисс.. д-ра юридич. наук.- М., 1980.
  80. Донцов А. В0 Поихология коллектива.- М., 1984.
  81. Е.А., Титаренков Т. М. Личность: конфликт, гармония.-Киев, 1987.
  82. В.Л. Искусство быть человеком, — М., 1984.
  83. Дубинин H.II., Карпец И. И. Кудрявцев В. Н, Генетика, поведение, ответственность, — М., 1982.
  84. Э. Норма и патология //Социология преступности.-М., 1966.
  85. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога //Сб.науч.тр. М., 1987.
  86. Г. А. Психолого-педагогические основы испольаования свободного времени: Дисс.. д-ра пед.наук.- Л., 1980.
  87. Евдокимов А.Н. .Клинецкая Н. В. Актуальные проблемы социального контроля //Вестник СПбГУ.Сер.6.- 1993.- Вып.1/№ 6/.-С.41−48.
  88. А.Д. Организационно-пе^аЙГогичеокие основы культурно-просветительной деятельности: Автореф.дисс.. д-ра пед. наук.- Л., 1990.
  89. Р.И. Игра и ее педагогическое значение, — М., 1975.
  90. ЭЗ.Завражин С. А. Дартанович К.В. Новое поколение на переферии: конформисты или девианты? //СоцИС.-1993.-№ 8.94.3апесоцкий А.С., Файн А. П. Эта непонятная молодежь.- М. Д990.95.3аплетина Н. И. Культура и мода, — Куйбышев, 1990.
  91. А.К. Социальный конфликт на предприятии.- Калуга, 1993.
  92. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1986.98.3ейгарник Б. В. Теория личности в зарубежной психологии.-М., 1982.
  93. ЭЭ.Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. Введение в теорию организации и управления: Пер. с польск. М., 1971.
  94. ЮО.Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной, социологии //СоцДОС.-1984.-WZ.-С.170−138.101.3лобина Е. Г. Общение как фактор развития личности-- Киев, 1981.
  95. В.В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства //Вопр.психол.-1990.1.-С.20−28.
  96. ЮЗ.Ивин А. А. Логика норм, — М., 1973.
  97. С.Н. Молодежь и культура.- М., 1989.
  98. С.Н. Диалог о культуре.- Л., 1987.
  99. Э.В. Понятие о личности.Общие проблемы //Психология личности.Тексты.- М., 1982.
  100. Э.В. Становление личности: К итогам научного эксперимента //Коммунист.-1977.-J6 2.
  101. Ю8.Имеладзе И. В. О задачах описания поведения //Психол.журнал.-1989.-Т. 10.-Л°5.-С. 14−24.
  102. ЮЭ.Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем.- М., 1991.
  103. ПО.Ищенко Н. П. Социальное становление молодежи.-Киев, 1989.
  104. М.С. Мир общения.- М., 1988.
  105. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа.- М., 1974.
  106. ИЗ.Кант И. Соч. в 6-ти т., — М., 1963−1966.-Т.4.-С.465−466.
  107. И4.Карвасарский Б. Д. Психтерапия.- М., 1985.
  108. В.Г. Социальные нормы, отклонения и контроль в условиях общественных изменений //Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля, — М., 1992.-С.3138.
  109. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление характера у детей и подростков.- М., 1992.
  110. Квятковская-Тохович Э. Агрессивность и конфликтность несовершеннолетних правонарушителей как объект педагогического изучения и воздействия: Автореф.дисс.. канд.психол.наук.-М., 1980
  111. С.М. Воспитание и самовопитание.- М., 1988.
  112. М. Семья в сфере детского досуга //Социальная работа.-1994.-№ 2/5/.-С.41−48.
  113. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.- М., 1980.
  114. И. Досуг как поле социального воспитания //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2-х т.- М.-Тула.-1993.-ТЛ.
  115. Т.Г., Красильников Ю. Д. Сущность и место культурно-досуговой деятельности в социальной политике государства // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2-х т.- М.-Тула.-1993.-Т.1.-С.182−193.
  116. Ш. Кикнадзе Д. А. Потребности.Поведение.Воспитание.- М., 1968.
  117. Кириллов И.М. .Шиленко Ю. В. Отношение учащихся к употреблению спиртных напитков и токсических веществ //СоцИС.-1992.-№ 4.1. С.51−55.
  118. В.В. Самоутверждение подростков в сфере свободного времени /психолого-пеадогогический аспект/: Автореф.дисс.. канд.пед.наук.- СПб, 1992.
  119. Л. Н. Вишневский Ю.Р. Культурная среда.//С0ЦИС.-Вып.4.-СвердловскЛ972.
  120. Л. Н. Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры.- Свердловск, 1972.
  121. Кон И. С. Открытие «Я».- М., 1978.
  122. Кон И. С. Социология личности.- М., 1967.
  123. В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты.- Минск, 1988.
  124. Ц. П. Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире.- Новосибирск, 1990.
  125. А. Отклоняющееся поведение и контроль над ним //Американская социология: перспективы, проблемы, методы, — М. Д972.
  126. А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения //Социология сегодня: проблемы и перспективы.- М., 1965.
  127. Клайнпетер У., Реслер Г.-Д. Основные принципы психотерапии в детском и подростковом возрасте //Психогигиена детей и подростков, — М., 1985.
  128. Кле М. Психология подростка.- М., 1991.
  129. Ю.А. Социальные нормы и отклонения.- Кемерово, 1992.
  130. Ю.А. Феноменология и социальная технология коррекции девиантного поведения подростка в игре.- Кемерово, 1993.
  131. Ю.А. Молодежь и досуг: сущность, проблемы, основные тенденции.- Бишкек, 1993.
  132. Ю. А. Шухман Л.П. Игра и воспитание духовной культуры детей и подростков.- Кемерово, 1992.
  133. Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах: Учебное пособие, — СПб, 1994.
  134. Ш. Кричевский Р. Л. .Дубровская Е. М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты.- М., 1991.
  135. Н.Н. Мораль в действии.- М., 1977.
  136. Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф.дисс.. канд. псих, наук.- Л., 1991.
  137. В. Н. Панферов В.Н. Проблема отношений личности в трудах В.Н.Мясищева //Психол.журнал.-1992.-Т.14.-ЖЗ.-С.140−147.
  138. В.Н. Социальные деформации /причины, механизмы и пути преодоления/.- М., 1992.
  139. В.Н. Социальные отклонения: Введение в общую теорию.- М., 1984.
  140. М.Н. Культурная среда личность /философско-мето-дологический анализ/: Автореф.дисс.. канд.филос.наук.-Саратов, 1985.
  141. Культура и перестройка: нормы, ценности, идеалы.- М., 1990.
  142. Краткий словарь по социологии /Под ред.Д. М. Гвишяани.-М., 1989.
  143. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психол.журнал.-1992.-Т.13"-№ 2.
  144. Соколова/Т^Еу Проективные методы исследования личности, — М., 1980.
  145. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М., 1984.
  146. Ч. Преступление /Пер. Г. Н"Гордона.- СПб, 1900.
  147. В.Т. Молодежная политика: проблемы и перспективы //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2-х т.- М., 1993.-Т"2.-С.188.
  148. Личность в социалистическом обществе: философские аспекты формирования /Под ред.М. В. Демина и Л. Ганзела, — М., 1988.
  149. А.С. ИгратСоч.- М. Д957.-Т.1У.
  150. Н.В. Отклонения в поведении подростков //СоцИС.-1991.-.№ 8.
  151. А.П. Духовная культура России: социально-пеадгогиче-ские проблемы саморазвития: Автореф.дисс.. д-ра пед.наук. СПб, 1993.
  152. Т.А. Потребности как внутренняя детерминанта образа жизни: Автореф.дисс.. д-ра социол.наук.- Ростов-на-Дону, 1993.
  153. Т.А. Потребность как социальное явление. М., 1990.
  154. К. Энгельс Ф. Соч.-2-еизд.-Т.20.-С.11.
  155. МарксК.Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.-Т.20.-С.546.
  156. К. Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- Т.1.
  157. К. Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.-Т.8.
  158. А. Мотивация и личность //Вестник МГУ.Сер.Философия.-ЛЗ.-1991.
  159. С.Ф. Подросток в свободное время.- Л., 1982.
  160. Р.К. Социальная структура и аномия //Социальная теория и социальная структура //СоцИС.-1992.-№ 2−4.
  161. В. Норма и мотив поведения //Вопр.философии.-1972.-№ 8.
  162. В. Мода, престиж и собственное «я» //Полит.самообразование .-1981.-№ 10.
  163. Н.В. К проблеме научной обоснованности нормы // Вопр.философии.-1978.-№ 7.
  164. Ш. Мокляк Н. Н. Социальные отношения: структура и формы проявления.- Киев, 1986.
  165. Г. М. Динамика и причины основных отклонений в поведении.- М., 1978.
  166. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте, — М., 1991.
  167. А.В. Социализация и свободное время.- М., 1991.
  168. А.В. Социализация и «смутное время».- М., 1990.
  169. Мудрик А, В. Общение школьников.- М., 1987.
  170. Молодежь России: социальное развитие.- М., 1992.
  171. Д. Леонардо философ. Возраждения //Вопр.философии.-1956, — * 4.
  172. И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении.- М., 1990.
  173. И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиции и современность: Автореф.дисс. .д-ра пед. наук,-СПб, 1992.
  174. И.А. Основные принципы и формы организации досуга детей и подростков в развитых капиталистических странах.-Л., 1989.
  175. Насилие.агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование: Сб.науч.тр.- М., 1989.
  176. К. Психология влечений человека.- М., 1972.
  177. В.В. Межличностные отношения //Социальная психология.- М., 1975.
  178. Э.А. Регулятивные образования в культуре.Генезис и функционирование //Культура и перестройка: нормы, ценности, идеалы.- М., 1990.-С.43−59.
  179. Г. В. Социология и социализм.- М., 1990.
  180. Общая психодиагностика /Под ред.А.АвБодалева, В. В. Столина.-М., 1987.
  181. Паниотто В. И. Формирование ценностных ориентации в процессе межличностного общения //СоцИС.-1984.-№ 3.-С.108−118.
  182. . Д. Основы сощально-психологической теории, — М., 19
  183. Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося /девиантного/ поведения //Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989.-СЛ45−158.
  184. Л.В. Мода как общественное явление.- Л., 1973.
  185. А.В. Личность.Деятельность.Коллектив.- М., 1982.
  186. Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности, — М., 1972.
  187. К.К. Структура и развитие личности.- М., 1986.
  188. В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории.- М., 1985.
  189. М.Е. Подростки и наркотики //Здоровый образ жизни и борьба с социальными болезнями.- М., 1988.
  190. Н.А. Духовные потребности и реальное поведение.-Кишинев 1990.
  191. М.М. Социально-педагогические основы организации досуга учащейся молодежи: Автореф.дисс.. д-ра лед., чаук.1. Л., 1990.
  192. А., Минахан А. Практика социальной работы: формы и методы /Пер. с англ. С. Н. Козлова.- М., 1993.
  193. В.Ф. Криминальная субкультура: психологическая интерпретация функций, содержания, атрибутики //Психол.журнал.1994.-Т.15.-Я 2.
  194. А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения.- М., 1991.
  195. В.М. Особенности психологической защиты при нравственных девиациях у студентов: Автореф.дисс.. к.психол.н наук.- М., 1990.
  196. А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы /Отв.ред.В. А. Ядов.- М., 1990.
  197. Е.С. Лекции о воспитании, — СПб, 1994.
  198. Р. Гравитц М. Методы социальных наук.- М., 1972.
  199. А.Н. Профилактика правонарушений несовершеннолетних средствами культурно-просветительной работы: Автореф.дисс.канд.пед.наук, — Л., 1987.
  200. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних /Под ред.С. А. Беличевой.- Тюмень, 1985.
  201. Психологические исследования общения: Сб. статей /Отв.ред. Б. Ф. Ломов.- М., 1985.
  202. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: Сб.науч.тр. ТюмГУ.- Тюмень, 1985.
  203. Психология:Словарь /Под ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-2-е изд.- М., 1990.
  204. Проблемы руководства научным коллективом: опыт социально-психологического исследования.- М., 1982.
  205. Проблемы научного творчества в современной психологии.-М., 1971
  206. Прогнозирование социальных потребностей молодежи: опыт социологического исследования, — М., 1978,
  207. Проблемы борьбы с девиантным поведением." М., 1989.
  208. Положение детей в России.1992 год /социальный портрет/.- М., 1993.
  209. А.В. Поведение личности: проблемы регуляции //Филос.науки. -1990. 3.
  210. М. Помощь трудным детям.- М., 1987.
  211. А.А. Локус контроля двлинквентной личности //Психол. журнал.-1.994,-Т. 15.2.
  212. А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов //Вопросы психологии.- 1991.4.-С.139−144.
  213. Робер М.-А.Тильман Ф. Психология индивида и группы.- М., 1988.
  214. К. К науке о личности //История зарубежной психологии: Тексты.- М., 1986.
  215. О.В. Культурная среда как фактор формирования досуга рабочей молодежи: Автореф.дисс.. д-ра пед.наук.- СПб, 1992.
  216. Д. Некоторые типы характера и общество //СоцИС.-1993.-№ 3,5.
  217. Л.С. Бытие и сознание.- М.,.1957.
  218. Л.С. Основы общей психологии.- М., 1948.
  219. Л.И. Самовоспитание личности, — М., 1984.
  220. Руткевич М. Н" Диалектика и социология.- М., 1980.
  221. А.А. Социальные ценности и нормы.- Киев, 1976.
  222. Развитие личности в процессе общения.- Киев, 1985.
  223. Рабочая книга социолога, — М., 1983.
  224. Ю.И. Моделирование показателей развития социальной инфраструктуры.- Киев, 1991.
  225. СвлбЦкий А.И., Тарарухин С. А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением.- Киев, 1981.
  226. П.И. Саморазрушающее поведение у подростков как интегральное качество девиантного образа жизни //Саморазрушающее поведение у подростков.- Л., 1991.
  227. Сикевич 30 В. Этносоциалогия: национальные отношения и межнациональные конфликты, — СПб, 1994.
  228. П.В. Междисциплинарная концепция человека.- М., 1989.
  229. П.В. Мотивированный мозг: ВНД и естественнонаучные основы общей психологии.- М., 1987.
  230. П.В. Высшая нервная деятельность.Мотивационно-эмоци-ональные аспекты, — М., 1975.
  231. А.П. Нравственные отклонения и пути их преодоления. М., 1986.
  232. Н.Дж. Социология //СоцИС.-1992.- № 1,2.
  233. А.А. Психология ребенка и подростка.- М., 1980.
  234. А.В. Методологический апект проблемы исследования отклпн ¦ ргося поведения //Проблемы человека и гуманитарныен науки.- Новосибирск, 1988.
  235. В.М. О природе человеческого общения.- Фрунзе, 1974.
  236. П. Человек.Цивилизация.Общество /Общ.ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова: Пер. с англ. М., 1992.
  237. Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учебное пособие.- Л., 1989.
  238. Э.В. Свободное время и культура досуга: Дисс.. д/ра филос.наук.- Л., 1981.
  239. Ю.А. Общение в сфере свободного времени.- М., 1991.
  240. Н. Общественные науки и социальная технология.-М., 1976.
  241. А.А. Психологические возможности культурно-просветительной деятельности в социализации личности несовершеннолетнего правонарушителя /в условиях учреждения закрытого типа/: Автореф.дисс.. канд.пед.наук.- I., 1987.
  242. И.Ю. Личность, группа, общество в экстремальные периоды развития /конфликтологический аспект/: Автореф.дисс.. д-ра политических наук.- М., 1994.
  243. В.Я. Основные направления саореализации молодежи в условиях досутовой деятельности.- СПб, 1992.
  244. Санкт-Петербург начала 90-х: Безумный, халодный.жестокий.-СПб, 1994.
  245. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред.В. А. Ядова.- Л., 1979.
  246. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения /В.А.Балцевич, С. Н. Бурова, А. К. Воднева и др. Минск, 1989″
  247. Современные тенденции молодежной социализации: наблюдения, оценки, суждения: Сб.статей.- М., 1992.
  248. Современные словарь иностранных слов.- М., 1993.
  249. Современная западная социология: Словарь.- М., 1990.
  250. Социология /Под ред.Г. В. Осипова и др. -М., 1990.
  251. Социология :Словарь-справочник.Т.2.Основные отрасли социологических знаний /Отв.ред.Г. В. Осипов.- М., 1990.
  252. Социологический словарь /Под ред.Г. Н. Соколова, И. Я. Писаренко.-2-е изд. Минск, 1991.
  253. Социологический справочник /Под ред.В. И. Воловича.- Киев, 1990.
  254. Социальная психология личности /Отв.ред.М. И. Бобнева, Е.В.Шо-рохова.- М., 1979.
  255. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер /С.А.Беличева, В. М. Фокин.- М., 1993.
  256. Социальная профилактика правонарушения.- М., 1989.
  257. Социальные отклонения /Под ред. В, Н, Кудрявцева.- М., 1989.
  258. Словарь иностранных слов.- М., 1982.
  259. Словарь русского языка.- М., 1953.-Т.2.
  260. Дж. Структура социологической теории.- М., 1985.
  261. .А. Досуговое объединение как фактор социализации детей, подростков и юношества: Автореф.дисс.. д—ра пед. наук.- СШ, 1994.
  262. В.Е. Теоретические основы воспитательной деятельности советского клуба: Автореф.дисс.. д-ра пед.наук.-Л., 1984
  263. Триодин В. Е. Педагогика клубной работы.- М., 1984.
  264. Р.А. Эмоциональное развитие подростков с явлениями школьной дезадаптации: Автореф.дисс.. к.психол.наук.1. М., 1991.
  265. Теория личности.- Л., 1982.
  266. Теория государства и права.- М., 1974.
  267. Толковый словарь русского языка /Под ред.Д. Н. Ушакова.- М., 1938.-Т.2.
  268. Трудные судьбы подростков кто виноват? — М., 1991.
  269. Д.Н. Психологические исследования.- М., 1966.
  270. А.П. Роль игры в воспитании детей, — М., 1976.
  271. В.И. Игра как средство выявления творческих сил человека //Пути и средства эстетического воспитания.- М., 1989.
  272. .А. Порядок и нормы. М., 1991.
  273. К.Д. Соч.- Т.2.- М.-Л., 1948.
  274. Э.А., Гульбе О. А. Формирование трудовой мотивации у подростков и юношей с девиантным поведением //Психологический журнал.-1993.-Т.14.-№ 6.-С.46−54.
  275. Д.И. Трудный подросток.- Душанбе, 1972.
  276. К.А. Социальная аномия: обзор подходов в американской социологии //СоцИС.-1992.5.- С.88−91.
  277. В. Человек в поисках смысла.- М., 1990.
  278. Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками.- М., 1986.
  279. Э. Искусств©- любви.- Минск, 1991.
  280. Философская энциклопедия.-Т.5.
  281. Философский энциклопедический словарь.- М., 1983.
  282. .Д. Социальные нормы и ориентиры.- Л., 1975.
  283. Харчев А. ГвСоциология воспитания: 0 некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности, — М., 1990.
  284. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. :11ер.с нем. /Под ред.Б. М. Величковского.- М., 1986.
  285. Хохряков Т, Ф, Социальная сфеда и личность.- М., 1982.
  286. Ч8ркашенинов Л. Ф. Воспитательное воздействие на неинституциональные группы подростков в условиях клуба: Автореф.дис.. канд.пед.наук.- Л., 1988.
  287. М. Психология жизненной среды.- М., 1989.
  288. СЛ. Годы испытаний.- М., 1925.
  289. Я. Элементарные понятия социологии, — М., 1969.
  290. В.М. Управленческая гуманитариология //Экспресс-инфор-мация.-№ 7 /35/.- М., 1990.
  291. Л.Л. Социальные технологии: понятие и практическое применение.- Кемерово, 1994.
  292. Л.JI. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизм реализации: Автореф.дисс.. д-ра социол.наук.1. М., 1992.
  293. Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Философско-социологические проблемы.- Красноярск, 1991.
  294. В.В. 0 социально-психологических аспектах понятия «отклоняющееся поведение» //Тр.высш.школы.Вып.36, — М., 1980.
  295. В.В. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности //СоцИС.-1990.8.-С.79−86.
  296. Т. Социальная психология.- М., 1969. ЗОб. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной
  297. В.А. Социологические исследования сферы досуга.- Л., 1990
  298. Ядов ВоА. Социологические исследования: методология, программа, методы.- М., 1987.
  299. В.А. Диспозиционная концепция личности //Социальная психология.- Л., 1979.
  300. Ядов В. Ао 0 диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии.-М., 1975.
  301. Е.А. Право и нравственность как регуляторы общественных отношений при социализме.- Харьков, 1970.
  302. A.M. Социальные нормы //Социология:Словарь-справочник. -То 1. Структура и социальные процессы.- М., 1990.
  303. Яксшлев АоИ. Социальная роль и мотивация //Криминальная мотивация. Мо, 1986.
  304. Е.М. Формирование культурной среды в профтехучилище как условие интенсификации социально-культурной деятельности учащихся: Автореф.дисс.. к.пед.наук.- Л., 1987.
  305. Н.А. 0 понятии «социалистическая культурная среда» //Вестник ЛГУ.Сер."Экономика.Философия.Право".Вып.2.№ 1.1983.-С.108.
  306. Криминологи /сурах бичиг/.- Улаанбаатар, 1975.
  307. Г. Философско-методологични проблеми на борбата срвщу отрицателните явления.- София, 1985.
  308. . выцност, основни характеристики и типология на отклоненного поведения //Научни трудове Академия за обществени науки и социално управление.- София, 1982.
  309. Akers R. Deviant Behavior: A Social Learning Study.-London, 1913.
  310. Aggleton P. Deviance.-London, 1987.
  311. Allart E., Unsitalo R. Youth in modern society //Hels.lait., 1984.-n.30.-P.21−23.
  312. Anomie and deviant behavior. A diacusaion and critigue /Ed. by Clinard M.B.N.Y.-L.:The Free Press, 1966.-P.24−44,290−313.
  313. Anzieu D., Martin J.-Y. La dynamigue des groupes resfrients.-Pairs, 1980.-P.23−24.и
  314. Ander H. Kleingruppenforschung heute.-Kolner Zeitschrift Soziologie und Sozialpsychologie.-Sonderheft, 1966.-S.16.
  315. Cognitive Behavior therapy with children.-N.Y., 1984.
  316. Rider G.H. Children of the Great DepressionxSocial change in Life experience.-Chicago:Univ. of Chicago Press, 1974.333•Frazier Gh. Theoretical approdches to deviance: an evaluation.-Columbus (Ohio), Merrillo, 1976.
  317. Hiebsch H. Sozialpsychologiesche Grundlagen der Personlieh-Keitsformung.-Berlin, 1984.-S. 67.
  318. Higgens P., Butler R. Understanding Deviance.-McGraw-Hiill Book Company, 1982.
  319. Huizinga J. Homo Ludens. Vom Ursprung der Kultur im Spiel.-Hamburg, 1960.
  320. Grazid S.de. The political community: A Study of anomie.-Ghicago Un. Press, 1948.-Esp.p.8−20, 115−122.
  321. Gallagher I., Harris H.J. Emotional problems of adolescens.-N.Y., 1964.
  322. Keniston K. Youth and dissent.-N.Y., 1971.-P.383.
  323. Lenient E.M. Human deviance, social problems and social control. -N.Y., 1967.
  324. Maslow A.N. Motivation and personality.-N.Y., 1954.
  325. Merton R.K. The sociology of science.-Chicago, 1973.
  326. Merton R. Social Theory and Social Structure.-Glencoe, 111: The Free Press, 1968.-P.185−199.
  327. Mills R., Wright G. The Social Imagination.-N.Y., 1959.
  328. Moilagen J., Rantakallio P. The single parent family and the child mental health //Soc.Sci.Med.1988.-V.27.-n.2.-P.181−186.
  329. MacCliirtock F.H. Children in trouble in Scotland. Gome issues, Jaucreson, 1979.
  330. Parsons T. The Social System.-Glencoe, 1959.
  331. Palmer S., Humphery J. Deviant BehaviorxPatterns, Source and Control.-N.Y.-L.:Plenum Press, 1990.
  332. Parker St. The Sociology of Leisure.-N.Y., 1976.-157p.
  333. Rogers K. Toward a More Humanistic Science of the Person // Jurnal of Humanistic Psychology.-1985.-n.4.
  334. Risman D. The Lonely Crowd.-N.Y., 1953.-P. 181.
  335. Poss E.A. Social Control: A Survey of the Foundations of Order.-London, 1909.
  336. Simmel G. Grundfragen der Soziologie (Individuura und Gesell-schaft).-Berlin:Walter de Gruyter, 1970.-S.48−68.
  337. Stimson John, Stimson Ardyth. Sociology: Contemporary Readings.-London, 1991•-P.148−169.355"Srole L. Social integration and .
  338. Schur E. Labeling deviant behavior.-N.Y., 1971 •
  339. Tonnis P. Einfiihrung in die Soziologie.-Stuttgart, 1931 .-S. 7.
  340. Weiss C. Erziehung als soziale gestaltung //Soziologie der Paolagogischen Umwelt.-Stuttgart, 1965.-S.262.
  341. Wickerman R.W. Leisure and Social Change: Some Experiences of Programme of Reseach in the United Kingdom.-Montreal, 1985.-203P.
  342. The Handbook of Social Psychology /Ed.by G. Lindzey, E.Aronson.-Addison-Wesley, 1968.
  343. Zagadnia patalogii spolecznej.-Warszawa, 1976.-S.39.
Заполнить форму текущей работой