Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Древнегреческая танцевальная культура и проблемы военного воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Танцы Древней Греции, в том числе и военные танцы далеко не так очевидны, просты и несерьёзны как считалось, за танцами стоит целостная система, многообразие смысловых, прикладных, религиозных, военных и др. смыслов и функций, которые открываются лишь после того как с помощью ряда исследовательских процедур танец делается проблематичным. Став проблематичным, танец как бы выходит на передний план… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ АНТИЧНОГО ТАНЦА
    • 1. 1. Анализ литературы
    • 1. 2. Критерии первичной классификации танцев
  • ГЛАВА 2. ОС ОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ВОЕННЫХ ТАНЦЕВ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ
    • 2. 1. Составление таблицы первичной классификации
    • 2. 2. Тактика героев-одиночек и тактика фаланги
    • 2. 3. Система подготовки воинов фаланги
    • 2. 4. Музыка
  • ГЛАВА 3. СИСТЕМА ВОЕННЫХ ТАНЦЕВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ
    • 3. 1. Схемы продвижений гоплита в бою фаланги

Древнегреческая танцевальная культура и проблемы военного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития мировой культуры определяется рядом исторических особенностей. 90-е годы XX столетия — это время интенсивного взаимопроникновения разных культур. Этому способствует политическая ситуация и другие факторы. В этой связи становится актуальной задача выявления культурно-исторических основ жизни различных народов.

Литература

музыка, танец — это те компоненты мирового культурного процесса, которые не могут быть обойдены при поиске этих оснований.

С другой стороны, сами эти культурные феномены требуют осмысления своих собственных оснований и их роли в общеисторическом процессе. Они незаметно, но эффективно влияют на жизнедеятельность людей в самых различных ее областях.

Танец, как вид искусства, несомненно, имеет эстетическое и этическое значение. Но, в то же время, в нем мы видим моделирование реальных жизненных процессов, в частности процесса воспитания. Воспитательное значение танца не только в его эстетическом, но и в его прикладном характере. Посредством танцевальной культуры моделируются будущие сферы деятельности нового поколения.

История нам показала, что, начиная с шаманских плясок до современных театральных спектаклей танец отражает не только культуру народа в общем плане, но и ее утилитарное предназначение. Так в процессе подготовки современных воинов в европейском укладе в качестве одного из источников используется танцевальная культура Древней Греции. Поэтому обращение к этой теме, имс ет не только общекультурное значение, но и свою конкретную специфику. Эуо, несомненно, вносит вклад не только в современную культуру, в частност танцевальную, но и служит во многом образцом, нормой для выстраивания современных подтехнологий в процессе воспитания вообще и воинского воспитания в частности.

Античная культура — это системное, эстетически целостное явление, охватывающее разнообразные социокультурные феномены и модификации. 3.

Именно античные наука и культура заложили рациональное (теорийное) понимание мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие. Стройная научная логика и поиск индивидуального своеобразия при решении практических и теоретических проблем — вот характерные черты «мышления по способу греков». Синкретические мусические искусства, танец и музыка играли главнейшую роль в культурной жизни древнегреческих полисов.

При всём многообразии исследований античности, дансологическая проблематика, остаётся в числе наименее исследованных. Изучение древнегреческих танцев, выявление их истоков и культурологических основ позволяет расширить наши представления об античной культуре в целом и, вместе с тем, — уточнить наше понимание процесса становления современной культуры. Пополнение наших знаний о значении мусических искусств в общественной жизни, их практическом вкладе в процесс воспитания, военное дело позволяет более рбъективно представить и оценить общие закономерности целостной системы античной культуры. Решение этих задач актуально для понимания процессов современной культуры — ведь многоликая современная европейская культура базируется на эстетических достижениях древнегреческой культуры.

Степень разработанности проблемы. Древнегреческая танцевальная культура, в частности воинские танцы, не получили полной фундаментальной разработки в научной литературе. Можно выделить блок философской культурологической литературы, в которой освещены важнейшие философские, эстетические и этические проблемы Древней Греции. В них обращается определенное внимание и на танцевальную культуру, как компонент общей культуры. Это труды Пифагора, Протагора, Дамона, Сократа, Платона, Аристотеля и других античных философов, а также И Г. Гердера, П. В. Флоренского, П. Гиро, А. Ф. Лосева. В современной философской и культурологической литературе можем указать имена Б. Рассела, П. С. Гуревича,, В. М. Розина, Ю. Фёдорова,, С. Кузиной, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, А. Ф. Еремеева, П.П. Ефи-менко,. Полезны для исследования были труды А. Ф. Анисимова, H.A. Дмитриевой, П. Дарю, Я. Дорманского, К. К. Платонова, В. К. Никольского, А. Лота, В. Р. Кабо, Р. В. Кинжалова, В. А. Колеватова, С. Я. Лурье, В.Б. Миримано-ва, Д. Е. Хейтун, М. И. Шахновича, М. Г. Ярошевского, В. Р. Виппера, С. И. Вайнштейна, Т. Д. Златковской, А. Захарова, В. Татаркевича и многих других.

Упоминания о древнегреческих танцах содержатся в книгах Ю. А. Бахрушина, В. И. Гаевского, К. Голейзовского, Е. Зайцева, В. М. Красовской, А. П. Кларамунта, А А. Соколова-Каминского, Э. В. Бочарниковой, Г. В. Иноземцевой, Е. Васильевой, М. Васильевой-Рождественской, Э. И. Шумиловой, Н. Ю. Черновой, В. И. Уральской, Н. И. Эльяша, Э. А. Королевой, М. Ереминой и многих других.

Наиболее основательно исследовали танец Древней Греции М. Эммануэль, С. Н. Худеков и Л. Д. Блок. Последняя показала огромную эффективность комплексного подхода в исследовании танцев античности.

Синкретичность мусических искусств заставляла музыковедов постоянно интересоваться особенностями танцевальной культуры Древней Греции. В работах В. И Петри, Р. И. Грубера, С. К. Булича, Г. Аберта, Г. Римана, Ж. Комбарье, М. Яванова-Борецкого, В. А. Чечотти, Л. А. Саккетти, И. Глебова, Е. В. Герцмана. С. Л. Гинзбурга, Р. Л. Сидорова, Н. И. Покровской дана широкая картина музыкальной жизни Древней Греции. Эти работы показали, что воинская музы <�а и военные танцы — самая, пожалуй, большая область древнегреческого музыкального бытования.

В указанном выше списке источников, таким образом, представлен широкий круг работ, относящийся к общим проблемам культуры и танца. Тем самым задаете" общекультурный угол зрения на роль танцевальной культуры и ее особенности, что послужило содержательной основой данного исследования. К настоящему времени список подобных работ можно значительно увеличить и обнаружить в нем зачастую не совпадающие исследовательские позиции на природу танцевального искусства.

С одной стороны, как свидетельствуют многочисленные источники, в древнегреческс >Г? школе изучались военные и воинственные пляски. Более того, военный танец был одним из ведущих предметов. С другой стороны — в ряде исследований хореографов и философов этот факт практически игнорируется. Тем самым возникает проблема оценки существования и значимости военного танца в древнегреческой культуре.

Другими словами, анализ литературы выявил проблемуотсутствие убедительных объяснений роли мусических искусств в подготовке воинов, значение их в реальных сражениях фаланги. Выявленная проблема определила объект и предмет исследования.

Объектом исследования служит танцевальная культура античности.

Предметом исследования является система танцев, и ее роль в воспитании воинов фаланги.

Цель данной диссертации ~ выявить генезис, роль и значение системы военных танцев в процессе жизнедеятельности античного полиса XII — VII вв. до н. э.

Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

— анализ критериев отбора источников по античной танцевальной проблематике, методики их исследования;

— обоснование возможности существования в Древней Греции цельной системы военных танцев;

— введение первичной классификации составляющих частей системы военных танцев;

— исследование генезиса системы военных танцев и их значение в деле военной подготовки гоплита античной фаланги;

— рассмотрение особенностей музыкальной составляющей системы военных танцев;

— выявление особенностей влияния танцевальной культуры на динамику и функционирование фаланги.

Рабочая гипотеза. Развитие и функционирование в Древней Греции танцевальной) сультуры, как социокультурного феномена явилось одним из факторов, обусловившим появление и утверждение пехотной тактики ведения боя фалангой древнегреческими воинами.

Методология исследования. Любое культурное явление, факты культурного проце: оа, к которым, несомненно, принадлежит и танец, нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий, в которых они происходили. Поэтому в основу исследования положен историко-культурологический и структурно-функциональный методы, а также метод моделирования. Культурологический анализ античности, его танцевальной культуры в целом и отдельных танцевальных систем в частности будет оставаться мёртвой схемой до тех пор, пока не будет учтено все многообразие социокультурных, этнографических и других факторов и обстоятельств, влияющих на генезис того или иного культурного феномена античности. Фрагментарность текстуальных источников и скудность археологического материала оставляют широкое поле для гипотетических предположений и конструирования разнообразных авторских концепций. Современный культурологический анализ античности плодотворен лишь в том случае, если исследователю удаётся обеспечить соединение верифицируемого структурно-функционального анализа культурных феноменов с субъективными культурологическими трактовками. В то же время, античное искусство следует рассматривать в категориях самой античности, не впадая при этом в крайности модернизаторства.

Такой подход требует, в том числе и пристального внимания к состоянию танцевальной культуры предшествующей эпохи. Выдающийся русский теоретик и ис х) рик танца Л. Д. Блок в своих работах показала эффективность принципа культурно-исторического подхода. Данное диссертационное исследование опирается на методологию Л. Д. Блок.

В исследовании получены результаты, которые выносятся на защиту:

1. Показано, что танец в античном мире, помимо эстетической, имел неоспоримую практическую ценность для общества.

2. Уточнены исторические сроки формирования фаланги.

3. Эксплицировано, что бой фалангой подпадает под определение танца и, соответственно, подчиняется не только воинским установлениям, но и законам хореографии.

4. Реконструированы синхронные действия воинов фаланги на поле боя, которые обеспечивались наличием двух компонентов: а) танце зальной подготовкой воиновб) специфическим комплексным жестко регламентированным музыкальным сопровождением боя.

5. Выявлены основы существования в античности многолетней системы воспитания и последующей тренировки воинов фаланги — система военных танцев.

6. Исследованы особенности музыкальной составляющей сражения фалангой.

Новизна исследования. В диссертационном исследовании получены результаты, которые представляют научную новизну работы:

1. Обоснована эффективность кинетически-семантического метода при работе с первоисточниками археологическими, изобразительными, литературными.

2. Предложены методы и способы реконструкции кинематики танцев Древней Греции.

3. Введена классификация совокупности военных танцев Древней Греции.

4. Выявлена историческая хронология и специфика развития фаланги, а также ее музыкальная обусловленность.

5. Исследована система военных танцев, включавших в себя три составляющие: а) учебные и обучающие танцыб) тренировочные танцыв) музыка для боя.

6. Выявлена роль музыкальной составляющей в системе военных танцев.

7. Вскрыта взаимосвязь геометрического орнамента и схем-рисунков боя. фаланги.

Научно-фактическая значимость работы заключается в том, что осуществленный п ней целостный культурологический анализ письменных и визуальных античных и палеолитических памятников позволяет по-новому поставить и решить ряд вопросов, связанных с познанием мира человека в архаических культурах, в частности — в культуре античности. Теоретико-методологические принципы работы могут быть использованы при разработке развернутой концепции исследования культурных феноменов прошлого и настоящего.

В исследовании были предложены реконструкции некоторых основных движений тавромахии, характерной для эгейской цивилизации. Были смоделированы также основные движения исполнителей античного танца-боя. Это дало исходный материал для доказательного сравнения танцев и танцевальных систем пограничных эпох. Сравнение позволило с уверенностью говорить о коренных отличиях в технике, пластике и характере движений античного военного танца от пластики и лексики тавромахии, что в свою очередь позволило утверждать — в гомеровский период в Древней Греции родилась новая, отличная от эгейской тавромахии, танцевальная традиция военных танцев.

Апробация работы и её практическое применение: Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории культуры Новосибирского государственного техничес <�ого университета. Отдельные ее положения были представлены на научных конференциях: «Танцы предков» (Новосибирское хореографическое училище, Новосибирск, 1994 г.) — «Палеохореография» (Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, 1995 г., 1997 г.) — «Культурные связи Греции и России» (Новосибирский областной краеведческий музей, Новосибирск, 1998 г.) — «Эхо Эллады» (Новосибирский областной краеведческий музей, Новосибирск, 1999 г.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Объем диссертации 143 с.

Список литературы

включает в себя 265 названий, из них на иностранных языках 31, приложения с иллюстрациями, картами, таблицами, схемами.

Выводы: Столь сложный объект исследования, каковым являются древнейшие танцы, требует междисциплинарного комплексного изучения. Такой подход не является новшеством, он давно стал нормой, является чуть ли не знамением времени, но при исследовании древнейших танцевальных культур о нем забывали. Здесь важно, с одной стороны, не подменять собой специалистов другого профиля, а использовать опыт смежных наук, а с другой стороны не следовать слепо устоявшимся трактовкам.

При декларируемом признании главенства танца в древнегреческом искусстве, особенно в период архаики, в трудах культурологов и философов обедненное, односторонне и несколько высокомерное отношение к античному танцу, к его технике и основным целям, невнимание культурологов к анализу главной составляющей танца — движения., все это мешало обьективному полнокровному исследованию проблем античного танца. Более подробно методика реконструкции движений по древнейшим изображениям представлена в монографиях автора «К методике палеохоро-графического анализа», «Статика и кинематика человека по палеолитическим памятникам искусства», «Тысячелетия классического танца».

Заключение

.

Данная работа является попыткой обратить внимание и, по возможности, осветить некоторые недостаточно изученные аспекты генезиса танцевальной культуры античности. Наука имеет многочисленные философ-ско-культурологические и исторические интерпретации генезиса античной цивилизации, ее культуры и искусства. Однако существующие работы лишь вскользь затрагивали столь сложный культурологический феномен, каковым является танцевальное искусство. При этом допускались ошибки немыслимые при обращении к другим исследовательским темам.

Во-первых, зачастую искали в античных текстах только слова танец и пляска, игнорируя понятия и определения танца.

Во-вторых, в исследованиях господствовали модернизация культурных явлений и феноменов с позиций сегодняшнего дня.

И, наконец, в-третьих, в исследованиях отсутствовал междисциплинарный компонент, доминировала односторонность анализа.

Комплексный подход с учетом междисциплинарного опыта с воссозданием кинематики исполнителя по источникам положен в основу исследования. Анализ источников таким комплексным методом позволил выдвинуть гипотезу существования в Древней Греции цельной танцевальной системы подготовки воинов фаланги.

В исследовании были предложены реконструкции некоторых основных движений тавромахии, характерной для эгейской цивилизации. Были смоделированы также основные движения исполнителей античного танца-боя. Это дало исходный материал для доказательного сравнения танцев и танцевальных систем пограничных эпох. Сравнение позволило с уверенностью говорить о коренных отличиях в технике, пластике и характере движений античного военного танца от пластики и лексики тавромахии, что в свою очередь позволили предположить — в Гомеровский период в Древней Греции родилась новая, отличная от эгейской тавромахии, танцевальная традиция военных танцев.

Есть мнение, что термин культурология призван выразить отношения между человеческим организмом, с одной стороны, и экстрасоматический традицией (т.е. культурой), с другой. Это хорошо накладывается на проблемы хореографии, применимо к танцам — древнейшим и древним, античным и средневековым, к современным. В то же время, некоторые, например И. Л. Савранский считает, что «подходя к анализу культуры с семиотической точки зрения, ее можно рассматривать, как определенным образом организованную знаковую систему» 160.

Танцы Древней Греции, в том числе и военные танцы далеко не так очевидны, просты и несерьёзны как считалось, за танцами стоит целостная система, многообразие смысловых, прикладных, религиозных, военных и др. смыслов и функций, которые открываются лишь после того как с помощью ряда исследовательских процедур танец делается проблематичным. Став проблематичным, танец как бы выходит на передний план и делается доступным и достаточно плодотворным для культурологического анализа. К тому же в гуманитарных науках всегда существовала и существует проблема известной привилегированности позиции философа, социолога и культуролога, которые рассматривают предмет своего исследования в качестве объекта, взятого как бы вне конкретного пространства, времени, целей, то есть не в том «сыром» инструментальном виде как он функционирует в реальной жизни, а в виде абстрактных (идеальных) схем, структур или категорий. Более того, такая теоретическая рефлексия учёного является одним из возможных, но не единственным способом познания. Отсюда выводятся два следствия:

1. В случае с танцами Древней Греции очевидна необходимостьпусть и неполной — замены нормативного объяснения детальным культурологическим, археологическим, этнографическим и т. д. описанием, не.

121 привносящим, на первый взгляд, теоретических категорий в исследуемое явление.

2. Для культурологии наиболее продуктивно обращение к так называемой культурной «повседневности», то есть к типичным, рутинным, обыденным, непроблем атпчпым и поэтому не замечаемым культурным явлениям, составляющим основную часть социальной жизни. Наиболее важные для пае аспекты вещей, ~ писал Л. Витгенштейн, — скрыты из-за своей простоты и повседневности. (Их не замечают, — потому что они всегда перед глазами). Подлинные основания их совсем не привлекают, внимание человека. До тех пор, пока это не бросится ему в глаза. — Иначе говоря: то, чего мы [до поры] не замечаем, будучи увидено однажды, оказывается самым захватывающим и сильным" 161.

В диссертационном исследовании высказывается предположение, что большинство спортивных состязаний могут быть причислены в танцевальному искусству, с другой стороны, спорт, игрища, спортивные пляски — являлись частью или разделом системы военных танцев.

В исследовании временные рамки определены между XII — VII вв. до н. э. Это время Гомеровского периода XII — XI вв. до н. э. и периода архаики X — VII вв. до н.э. Логика исследования заставила автора обратиться к чисто военным вопросам, в частности моделировать поведение воинов в.

-.-. -., бою.] Известно, что в гомеровский период в Древней Греции произошло кардинальное изменение тактики ведения коллективного боя. Разбор кинематики и моделирование военных эпизодов источников подтвердили, что в сражениях герои времен Троянской войны не были стеснены в движениях. Гомеровские герои очень часто помогли себе словом, переговаривались с противником, злословили в его адрес., Команды звучали словесные. Музыка в этих боях не звучала.

На смену тактике поедпш .оз героев-одиночек в исследуемый период пришла тактика ведения коллективного боя фалангой. Моделирование ситуационных эпизодов источников показало, что гоплиты фаланги по сравнению со своими предками — героями троянских войн, были значительно более ограничены в движениях. Основным движением воина фаланги в бою, являлся простой шаг-переступание. Фантазия, движенческая импровизация солдат полностью исключались. Словесные команды в фаланге не работали. Функцию команд, как показывает анализ, скорее всего выполняла музыка. Поэтому сражение воинов в фаланге подходило под определение танцал.

Несмотря на то, что в одиночном бою гоплиты, как указывают военные историки, не представляли серьезной силы, эти дисциплинированные были сильны в строю фаланги. Фаланга оставалась непобедимой на протяжении тысячелетия! Ответ на вопрос в чем основная сила фаланги все военные учебники дают однозначный: «Фаланга непобедима, пока она монолитна». Исследование заставляет предположить, что эту монолитность создавал танец боя — синхронные действия гоплитов под музыку. Комплексная музыка (музыкальный инструмент, песня, ритм ног) цементировали фалангу, давали ей возможность во время боя сохранять синхронность движения, не разорваться.

В диссертационном исследовании сделаны выводы и предложения, сформулированы гипотезы, которые можно отнести новым впервые полученным результатам науки:

В исследовании дана попытка уточнить некоторые вехи длительного многовекового процесса формирования фаланги. Было высказано предположение, что во времена Гомера фаланга еще не приняла окончательного вида, была лишена одного из главных компонентов своего надежного функционирования — музыки.

Высказано предположение, что во времена Терпандра, примерно к 700 г. до н. э. было произведено важное добавление к комплексной музыке боя — в бою стал использоваться ном. Именно Терпандр жестко регламентировал песенный боевой ном.

Предложено завершение формирования фаланги связывать с новациями Тиртея и введением в сражения его эмбатерических элегий, что произошло в период с 640 по 620 гг. до н. э.

Музыка и танец — эти мусические искусства, которые принято считать сугубо мирными, служили в Древней Греции выполнению военных задач. Рассматриваемые периоды характеризуется синкретизмом, т. е. не-выделенностью художественной деятельности и ее видов в общей структуре творческой активности человека. Можно сказать, что синкретизм в практике объединял мусические искусства, спорт и военное дело.

Высказано предположение, что существовали не просто военные пляски, а была создана продуманная, строго регламентированная система военных танцев. Целостная система военных танцев, как показывает исследование, состояла как минимум из трех основных частей:

1) Учебные и обучающие танцы;

2) Тренировочные танцы;

3) Музыка для боя.

Автор настаивает, что под термин танец подпадали и сами сражения.

В исследовании последовательно проводится мысль, что требования четкого и эффективного сопровождения танца боя фаланги были главным, что лежало в основе древнегреческого музыковедения. Это дает новое понимание музыковедческих положений и дискуссий в античных источниках. Несомненно, что в музыке мелодические, высотные отличия очень важны, однако для танца, как такового, главным все же являются ритмические отличия. В то же время, большого разнообразия ритмов военные и воинские танцы не допускали.

В ходе работы над данной темой родилась не заявленная в задачах гипотеза о том, что первоосновой геометрического орнамента вполне могли стать зарисовки схем-рисунков танца-боя фаланги. Рисунки и схемы композиций учебных танцев военной системы, схематический вид про.

124 движений воина фаланги в боях были достаточно хорошо знакомы и не понаслышке, а на практике каждому свободнорожденному мужчине Древней Греции. Так что представить меандр геометрического орнамента как схему-рисунок продвижения воина фаланги они могли. Тем более, что они оказывались часто идентичными.

К наиболее существенным результатам исследования можно отнести следующие положения:

1. Подтверждено, что танец в античном мире, помимо эстетической имел неоспоримую практическую ценность для общества.

2. Уточнены сроки формирования фаланги.

3. Высказано предположение, что бой фалангой подпадает по определение танца и, соответственно подчиняется не только воинским установлениям, но и законам хореографии.

4. Высказано предположение, что победные синхронные действия воинов фаланги на поле боя обеспечивались наличием двух компонентов: а) танцевальной подготовкой воиновб) специфическим комплексным жестко регламентированным музыкальным сопровождением боя.

5. Высказано предположение, что в античности должна была существовать многолетняя система воспитания и последующей тренировки воинов фаланги — система военных танцев. Найдены косвенные доказательства возможности существования в Древней Греции цельной системы военных танцев.

6. Рассмотрены и представлены особенности музыкальной составляющей сражения фалангой.

7. Смоделированы основные движения, схемы-рисунки продвижения воинов фаланги.

В исследовании предложены две гипотезы:

Первая связана с предположением, что появление в Древней Греции тактики ведения боя, потребовало создания уникальной системы подготов.

125 ки ее воинов, основанной на методике танцевального обучения — системы воинских танцев.

Вторая гипотеза — первоосновой геометрического орнамента вполне могли стать зарисовки схем-рисунков танца-боя фаланги. /.

Несомненно, что проблемы, затронутые в исследовании требуют дальнейшей разработки. Перспективны выявление семантики геометрического палеолитического и неолитического узора с позиций его связи с танцев. Комплексный метод может дать много интересных, до того не выявленных сведений при исследовании танцевальной культуры по артефактам палеолита.

Желательно было бы проверить основные выводы диссертации. Теоретически не составляет труда выстроить многотысячную массу людей в строй фаланги и проверить, возможности тех или иных движений и продвижений, зарисовать схемы возможных комбинаций. Однако на практике этот вариант вряд ли осуществим. Тем более перспективным кажется способ компьютерного моделирования ситуаций поведения фаланги и отдельных воинов. Так же перспективны работы по моделированию вариантов музыкального сопровождения, наложения звучания сохранившихся древнегреческих музыкальных фрагментов и т. д. .

Автор надеется, что данная работа заинтересует ученых и даст толчок к продолжению исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамова 3. А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.: Наука, 1956 — 223 е.: ил. — М, — Л.: Наука, 1966 — 223 е.: ил.
  2. А.Л. Происхождение театра. Элементы театра в первобытно общинном строе. М. Л.: Искусство, 1959. — 266 е.: ил.
  3. Л. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект. Новосибирск.: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1995. — 372с.
  4. В.П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984. — 462 е.: ил
  5. В.П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. для вузов, М.: Высш. шк., 1990 — 361с.
  6. Альфонсо Пуиг Кларамунт, Флора Альбайсин, Искусство танца фламенко. -М.: Наука, 1984.
  7. Аноним. Введение в гармонику. (Пер. с объяснительными примечаниями Г- А. Иванова). / Филологическое обозрение. Кн. 1. 1894.
  8. Аристофан. Комедии. М, — Л.: Наука, 1934, — Т. I
  9. А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества, М,— Л.: Наука, 1966.-243 с.
  10. А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М, — Л.: Наука, Наука, 1967. — 162 с.
  11. Ш. М. Развитие тазобедренного сустава у плодов и новорожденных. Автореф. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук (14 00 02) Ташкент., 1979. — 18 с.
  12. П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности: Естеств., искусств., фундам., прикл. / Отв. ред. В. В. Чешев: АН СССР. Сиб отд-ние. Том. науч. центр. Каф. философии. Новосибирск: Наука, 1990. — 200 с.
  13. Балет: Энциклопедия/ гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: Сов. энциклопедия, 1981.-623 е.: ил.
  14. Бамес Готфрид. Изображение фигуры человека. Берлин, 1984. — 320 с. 1515. Баранов Г. С. Понятие и образ в структуре социальной теории. / Кемер.гос. ун-т. Томск: изд-во Том. ун-та, 1991. — 173 с.
  15. Е.Я. Семантическая философия искусства (крит. анализ) / Росс, акад. наук. Ин-т философии. — 3-е изд. перераб. и доп. — М., 1998. — 193 с.
  16. Е.Я. Критика семантической философии искусства. Автореф. дис. на соиск. учен, степени д-ра филос. наук. М., 1973.
  17. Ю.А. История русского балета: Учебн. пособие. -М.: Просвещение, 1973. -254 с. 6 ил.
  18. П.Н. Учение о физическом развитии человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. — 346 е.: ил.
  19. И. А. Баднин, З. С. Миронова. Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата артистов балета. — М.: Медицина, 1976.—320 с.
  20. Bioikob С.М.: Наука, Нове у вывченш нащавншших форм мистецтва, Bichhk Академии наук Укр. PCP, 1974, — № 9.
  21. Бич Й. К сердцу Африки, M.: Мысль, 1970. — 157 с.
  22. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. 3-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1972−1978.
  23. Л.Д. Классический танец: История и современность, М.: Искусство, 1987.-556 е.: ил.
  24. .Л. Новое минойское кольцо с изображением культового танца, Спб., 1912.
  25. . Л. Земледельческая религия Афин. Пг.: Тип. М. А. Александрова, 1916. — Т. 1. — VIII, 241 с.
  26. . Л. К вопросу о значении изображения так называемого «Колдуна» в пещере Трёх братьев в Арьеже по Франции // Советская этнография. -1934. № 4.
  27. .Л. Мужское божество на Крите // Яфетический сборник, VI. -Л.: Наука, 1930
  28. П.И. Древнейшее пошлое человечества. — 2-е изд., переаб. и доп. Л.: Наука, 1979. — 240 е.: ил
  29. Э., Иноземцева Г. Тем, кто любит балет. — М.: Русский язык, 1987.-346 е.: ил.
  30. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412 с.
  31. И. Затерянный мир Калахари: пер. с англ. М.: Географгиз, 1963. — 190 е.: ил. — (Путешествия. Приключения. Фантастика.)
  32. Й. Встреча с каменным веком: пер. с дат. — М.: Мысль, 1967.—158. с: ил. (Путешествия. Приключения. Фантастика.)
  33. К.П. «Золотое сечение» в солнечной системе// Астрономия и небесная механика/ Сер. Проблемы исследования Вселенной. 1978. Вып. 7
  34. В.В. Изменение относительной длины сегментов скелета конечностей человека в период роста// Известия АПН РСФСР. — 1957. Вып. 84.
  35. С.К. Новая теория музыкальной ритмики. &bdquo-Русский филологический вестник", 1884, книга II
  36. С.К. К вопросу о новонайденных памятниках древнегреческой музыки. /Журнал министерства народного просвещения", 1894, май.
  37. С.К. Дельфийские музыкальные находки. Там же, 1895, январь.
  38. В.В. Изменение относительной длины сегментов скелета конечностей человека в период роста// Известия АПН РСФСР. 1957. Вып. 84
  39. В.В. Опыт типологии пропорций тела и стандартизация главных антропометрических размеров // Учен. зап. МГУ. 1937.
  40. К.П. <169>Золотое сечение<170> в солнечной системе// Астрономия и небесная механика/ Сер. Проблемы исследования Вселенной. 1978. вып. 7.
  41. К. Работа и ритм: пер. с нем. М.: Новая Москва, 1923. — 328 с: ил.
  42. А .Я. Основы классического танца. Л.: ОГИЗ -ГИХЛ, 1934. -192 е.: ил.
  43. А.Я. Основы классического танца. Л.: Искусство, 1980. -190 е.: ил.
  44. Э.Б. Древние идолы Енисея. Л.: Искусство, 1967.
  45. С.И. Тувинцы-тоджинцы: ист. этногр. очерки. М.: Изд. вост. лиг, 1961.-218 е.: ил
  46. С.И. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974.
  47. Дж. К история ацтеков: пер. с англ. М.: Изд-во иностр. лит., 20-я тип. «Союзполиграфпрома», 1949. -249 с: ил.
  48. Е. Танец. М.: Искусство, 1968 — 247 е.: ил.
  49. Васиьева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. -М.: Наука, 1963.
  50. Введение в культурологию: В 3-х ч.: Учеб. пособие. / Под ред. В. А. Сапрыкина. -М., 1995.
  51. В.Р. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 1972. — 270 с: ил.
  52. В.М. Прощание с Марксом: Алгоритмы истории. М.: Изд. группа «Прогресс»: «Культура», 1993. — 222 м.
  53. Л. Философские исследования // Философские работы (Ч.1.). -М: Гнозис, 1994. XXI, 520 е.: ил.
  54. Витрувий (Марк Витрувий Поллион). Об архитектуре. 10 книг. Пер. с лат. — Л.: Соцэкгиз. Ленингр. отд-ние, 1936. — 346 с: ил.
  55. . Доисторический человек в России. — Л.: Наука, 1924.
  56. И. Полинезийцы. Бухарест, 1967.
  57. Военная история. М.: Наука, 1984. — С. 21.
  58. Всё о балете: Словарь-справочник. / Сост. Е. Я. Суриц. М. — Л.: Музгиз, 1966.-455 е.: ил
  59. Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. Ист. очерки. М.: Музыка, 1980. — 150 е.: ил
  60. В. Гаевский. «Дивертисмент» М.: Икусство, 1981. — 383 е.: ил.
  61. Е.В. Музыка Древней I реции и Рима. СГ^. 1995. 335?. ^ (сер
  62. Антич. б-ка. Исследования).
  63. Гиро Поль. Частная и общественная жизнь греков. СПб.: Алетейя, 1995. — 470 е.: ил. — (сер. Антич. б-ка. Исследования).
  64. В.Ф. Этнический процесс в первобытности. Опыт исследования закономерности зарождения и раннего развития этноса: Учеб. пособие. — Свердловск, 1970. 126 с.
  65. К.Я. Образы русской народной хореографии. — М.: Искусство, 1964. 368 е.: ил.
  66. Э. Происхождение искусства. М.: Наука, 1899.
  67. А.И. Народное хореограф1чне мистецство Украши. — Кшв., 1963.
  68. Г. И. Встречи с замечательными людьми. М.: В АС АНТ А, 1994. — 247 с.
  69. А.Н. Театрально-зрелищные действия на Крите и в Микенах. Во II тысячелетии до нашей эры. М, — JL: Наука, 1937. — 235 е.: ил.
  70. П.С. Философия культуры: Учеб. пособие для гуманит. вузов. -2-е изд., доп. М.: Аспект Пресс, 1995. — 288 с.
  71. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.: Т. IV. Р — V. — М.: Русский язык, 1980. — 684 с.
  72. H.H. Наскальные загадки древней Чукотки. Петроглифы Пегтыме-ля. — М.: Наука, 1971. 131 е.: ил.
  73. С.К. Введение в археологию: пер. с англ. М.: Изд. иностр. лит, 1960. — 506 с.
  74. H.A. Краткая история искусств: Очерки. Вып. I. — М.: Искусство, 1968. -246 е.: ил.
  75. Доманский Я. В, Столяр А. Д. По бесовым следам. Л.: Изд-во Гос. Эрми-. тажа, 1962. — 247 е.: ил.
  76. А. Танец будущего. М.: Наука, 1907
  77. А. Моя жизнь. М.: Федерация: Артель писателей «Круг», 1930. -XI, 286 е.: ил.
  78. ДэвлетМ.А. Большая боярская писаница. М.: Наука, 1976. — 36 е.: ил.
  79. Дюпюи Р. Э, Дюгаои Т. Н. Всемирная история войн: Кн. 1. 3500 год до Р.Х. 1400 год от Р.Х. — СПб. — М.: Полигон ACT, 1997. — 937 с.: ил.
  80. А. Дневники письма трактаты.: В 2-х т. — М.: Искусства, 1957.
  81. А.И. Культурный переворот в Древней Греции VII V вв. до н. э. -Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. — 207 с.
  82. ЕлинекЯ. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. -Прага: Артия, 1982. 240 е.: ил.
  83. А.Ф. Происхождение искусства: Теорет. очерки. М.: Мол. гвардия, 1970.-272 е.: ил.
  84. М. Роман с танцем. СПб. «Танец». — 1998.
  85. И.Г. Устойчивость и координация в хореографии: метод, пособие. Ижевск.: Изд-во Удмудтского ун-та, 1992. — 134 е.: ил.
  86. К.А., Есаулов И. Г. Народно-сценический танец — Ижевск.: MC А, 1998.-251 е.: ил.
  87. П.П. Первобытное общество. Очерк по истории палеолитического времени. 3-е изд., перераб. и доп. — Киев.: Изд-во Акад. наук Укр. ССР, 1953.-664 е.: ил.
  88. И.А. Собрание сочинений: В 5 т.: Т. 4. Лезвие бритвы. М.: Молодая гвардия, 1988. — 670 е.: ил.
  89. М.Я. Народные танцы Якутии. М.: Наука, 1966. — 168 е.: ил.
  90. Е., Основы народно-сцешчного танцю: поабник: В 2 ч. Кшв: Мистецтво, 1975−1976.
  91. К. Всемирная история танца, Берлин., 1933.
  92. А. Эгейский мир в свете новейших исследований. Пг., 1924.
  93. В.Г. Позднетрипольские племена Северного Причерноморья. -Киев.: Наук, думка, 1974. 175 е.: ил.
  94. Д. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. -М- Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1937. 79 с.
  95. Т.Д. Возникновение государства у фракийцев. VII V вв. до н. э. — М.: Наука, 1971. — 267 е.: ил.
  96. Иванов-Борецкий М. Таблицы по общей истории музыки. М. 1924.
  97. Иванов-Борецкий М. Первобытное музыкальное искусство. М.: Наука, 1929.
  98. История военного искусства: Учеб. для воен. акад. сов. вооруженных сил. М.: Воениздат, 1984. — 535 е.: 40 л. схем.
  99. В.Р. Происхождение и ранняя история аборгенов Австралии. -М.: Наука, 1969. -408 е.: ил., карты.
  100. М.С. Морфология искусства. Ист-теорет. исследование внутр. строения мира искусств. Ч. I, II, III. Л.: Искусство, 1972. — 440 е.: черт.
  101. И.Кант. Критика чистого разума. СПб., 1993.
  102. Кастере Норбер. Моя жизнь под землей: (Воспоминания спелеолога). -М.: Мысль, 1974. 302 е.: ил. — (XX век: Путешествия. Открытия. Исследования).
  103. H.A., Полевой Л. Л. Молдавия от камня до бронзы. Кишинёв: Штиинца, 1971. — 80 е.: ил.
  104. Р.В. Культура древних майя. Л.: Наука, 1971. — 364 е.: ил.
  105. X. А. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран. М.: Наука, 1976. — 200 е.: ил.
  106. В. А. Функции карты в научном познании и иетодологические проблемы географии. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. фи-лос. наук. (620) Новосибирск, 1977. — 48 с.
  107. В. А. Социальная память и познание. М.: Мысль, 1984. -190 с.
  108. В. А. Социальная память и познание: (методологические проблемы исследования средств хранения и функционирования знания) Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук.(09 00 08) М.: Наука, 1985.-48 с.
  109. В.А. Введение в теорию культуры. Методические указания.: Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 1994. — 21 с.
  110. В. А. Проблемы репрезентативности древних изображений . (семиотический анализ) /Палеохореография: Тез. междунар. научн. конф. -Новосибирск.: Изд-во НГТУ, 1995. С. 18−19.
  111. K.M. Из истории раннегреческого общества: (о. Родос IX -VII вв. до н. э.) Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1951. — 341 е.: ил.
  112. Ю.Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции. — М.: Искусство, 1970. 90, XXXV, 160 л. ил. — (Памятники мирового искусства. Вып. 3. Сер. 1).
  113. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного исто-рико-педагогического процесса. М.: ИТПиМИО РАО, 1994. — 265 с.
  114. В.И., Примак Г. Н. Золотая пропорция и человек. Ставрополь., 1992.
  115. Э.А. Ранние формы танца, Кишинёв: Штиинца, 1977. — 215 е.: ил.
  116. Космические танцы перемен: Записки Двитриевского семинара. Новосибирск: ТРИНА, 1998. — 124 е.: ил.
  117. B.C., Писарев A.A. Школа классического танца: учебник для хореогр. училищ и хореогр. отд-ний вузов искусств. — JL: Искусство, 1968.-262 е.: ил.
  118. В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины XVIII века. Д.: Искусство, 1979. — 295 е.: ил.
  119. В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Эпоха Новерра. Л.: Искусство, 1981. — 286 е.: ил.
  120. В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. -Л, — М.: Искусство, 1963. 551 е.: ил.
  121. В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.- М.: Искусство, 1963. -551 е.: ил.
  122. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. — 379 е.: ил.
  123. Ксенофонт. Анабасис. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951.-299 с.
  124. Культурология (под ред. Г. В. Драча). Ростов-на-Дону. 1998.
  125. В.Е. Календарный ритуально-символический жезл Ачинского поселения и уровень астрономических познаний верхнепалеолитического человека Сибири (предварительное сообщение) // Известия СО АН СССР. Сер. обществ, наук. 1980. — nil, вып. 3.
  126. В.Е. Лунно-солнечная календарная система верхнепалеолитического человека Сибири (опыт расшифровки спирального орнамента ачинского ритуально-символического жезла). Новосибирск., 1983.
  127. В.Е. Матерь мира (календарь беременности женщины древнекаменного века Сибири и семантика скульптур палеолитических Венер) // Известия СО РАН. Сер. ист., филолог, и философ. 1992. Вып. 3:
  128. В. Пещерные чародеи. — Новосибирск: Зап.—Сиб. кн. изд-во, 1980.-222 е.: ил.
  129. В. Дом из бивней мамонта: Докум. рассказы археолога. -Красноярск: Кн. изд-во, 1981. 191 е.: ил.
  130. В.Е., Ромм В. В. Пляска Юпитера . Гуманитарные науки в Сибири. — 1994, № 3. — С. 3−9.
  131. В. Звездные боги: Слово о великих художниках созерцателях Неба, мудрецах и кудесниках. — Новосибирск: НИЦ ОИГГМ СО РАН, 1999.-355 е.: ил.
  132. П. Очерки по истории культуры. М.- Л.: Наука, 1926.
  133. Дж. Начало цивилизации и первобытное состояние человека. Умственное и общественное состояние дикарей. Сэра Д. Лёббока. 2-е изд. испр. и доп. по 5-му англ. изд. (1889 г.). — Спб.: Кн. маг. Ледерле, 1896.-369, III е.: 7 л. ил.
  134. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление: Пер. с франц. М.: Атеист, 1930.-339 с.
  135. Леруа-Гуран А. Религия доистории Париж. 1964. // Первобытное искусство. — Новосибирск., 1971.
  136. С.С. Старинные пляски и театральные представления армянского народа. — Ереван: Луйс, 1958. 125 с.
  137. Ян. Линдблад. Человек ты, я и первозданный: Пер. со швед. — М.: Прогресс, 1991. — 264 е.: ил.
  138. А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М.: Учпедгиз, 1957. 620 е.: ил.
  139. Лот А. В поисках фресок Тассили: Пер. с франц. М.: Изд. вост. лит, 1962. — 139 е.: схемы, ил.
  140. Лукиан. О пляске: Пер. А. И. Малеина // Ежегодник петроградских гос. академических театров. Сезон 1918/19. -Пг., 1920.
  141. Лукиан, О пляске: Избранная проза, М.: Наука, 1991.
  142. С.Я. Язык и культура микенской Греции. М, — Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957. — 402 е.: ил.
  143. А.И. Писаница на Томи. Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1988.-56 е.: ил.
  144. А.И., Шер Я. А. Методы археологического исследования: Учеб. пособие для вузрв по спец. «История» I. М.: Высш. шк., 1969. -223 е.: ил.
  145. Д.С. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Правда, 1990.
  146. В.Б. Стилистическая эволюция наскальной живописи Сахары. // Ранние формы искусства. М.: Наука, 1972.
  147. Мифы древних славян. Саратов: Надежда, 1993. — 320 е.: ил.
  148. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1987−1988.
  149. А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век. М.: Наука, 1973.-355 е.: ил.
  150. П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы. СПб.: Нотабене, 1992. — 445 с.
  151. Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  152. Музыкальная культура Древнего мира (под ред. Р.И. Грубера). М. 1937
  153. Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. — С. 225 -240.
  154. В.К. Очерк первобытной культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М, — Пг.: Френкель, 1923. — 233 е.: ил.
  155. Наука, культура и человек: Межвуз. сб. научн. тр. / Кемер. гос. ун-т: -Кемерово, 1992. 183 с.
  156. .Ж. Письма о танце и балетах. JI.-M.: Искусство, — 1965 -375 е.: ил.
  157. Очерки истории школы и педагогики за рубежом: Ч. 1. С древнейших времен до Великой французской революции. М.: изд-во АПН СССР, 1988−204 с.
  158. Дж. Археология Крита: Пер. с англ. М.: Изд. иностр. лит., 2-я тип. изд-ва Акад. наук СССР, 1950. — 416 е.: ил.
  159. Первобытное искусство: Сб. статей. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1976. -180 е.: ил
  160. В.И. О составах, строях и ладах в древнегреческой музыке. Киев 1901
  161. В.И. О мелодическом складе арийской песни. СПб. 1899
  162. В.И. Элементы античной архоники./ Русская музыкальгная газета., 1896. № 10
  163. О. Русская балетная критика конца XVII первой половины века. М.: Искусство, 1982. — 318 е.: ил.
  164. М.К. Античная культура. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. — 352 с.
  165. C.B. Биомеханика, бионика и симметрия. М.: Наука, 1981. -239 е.: ил.
  166. С. В. Высшие симметрии преобразования и инварианты биологических объектов // Система, симметрия, гармония. М.: Наука, 1988.
  167. Пич С., Миллард Э. Греки: Пер. с англ. М.: Росмэн, 1994. — 95 е.: ил.
  168. Платон. Полное собрание творений Платона: в 15 т. Пг., 1923.
  169. Платон. Собрание сочинений: В 4 т: Т. 3. Государство. М.: Мысль, 1994.-656 с.
  170. К.К. Психология религии. Факты и мысли. — М.: Политиздат, 1967.-239 е.: ил.
  171. Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2 т. М.: Правда, 1987.
  172. H.H. История исполнительства на арфе: Курс лекций для оркестровых фак. (струн, отд-ние) муз. вузов. / Гос. консерватория им. М. И. Глинки. Новосибирск, 1994. — 351 е.: ил.
  173. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 96 с.
  174. A.C. Собрание сочинений: В 10 т. М.: Худож. лит., 1975.
  175. Ранние формы искусства: Сб. статей. М.: Искусство, 1972. — 479 е.: ил.
  176. Г. Катехизис истории музыки (пер. Н. Кашкина) СПб. изд. Юр-генсона, Ч. 1, 1895, Ч. II, 1897
  177. В.В. И зазвучала музыка: Хроника Сибирской оперы (1920 1945 гг.). — Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1988. — 128 е.: ил.
  178. В.В. Большой театр Сибири. Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1990. — 255 е.: ил.
  179. B.B. К методике палеохореографического анализа / Новосиб. гос. технич. ун-т. Новосибирск, 1994. — 128 е.: ил.
  180. В. Статика и кинематика человека по палеолитическим памятникам искусства. Новосибирск, 1998. — 168 е.: ил.
  181. В. Тысячелетия классического танца / Новосиб. хореогр. ассоциация- Новосиб. гос. технич. ун-т- Ин-т общей патологии и экологии человека. Новосибирск, 1998. -160 е.: ил.
  182. В. Секреты танцев Древней Греции: (Геометрический орнамент и танец) / Новосиб. хореогр. ассоциация. Новосибирск, 1999. — 156 е.: ил.
  183. Д.Г. Рентгеноостеология и рентгеноантропология. JI.-M.: Наука, 1936. 4.1.
  184. .А. Язычество древних славян. М.: Изд-во «Наука», 1981. — 608 е.: ил.
  185. Русский балет: Энциклопедия. М.: Большая рос. энциклопедия: Согласие, 1997. — 631 е.: ил.
  186. JI. А. О музыкальной художественности древних греков / Журнал министерства народного просвещения. 1894, август-
  187. JI.A. Из области эстетики и музыки. — СПб., 1896.
  188. Р.Д. Атлас анатомии человека: В 3 т.: Т. 1. Учение о костях, суставах, связках и мышцах. М.: Медгиз, 1963. — 477 е.: ил.
  189. Словарь античности: Пер. с нем М: Прогресс, 1989' 704 е.: ил.
  190. Соколов-Каминский A.A. Советский балет сегодня. М.: Наука, 1984
  191. Современные проблемы изучения петроглифов: Сб. науч. тр. Кемерово, 1993.-203 е.: ил.
  192. А. Ранние формы искусства. М.: Наука, 1972.
  193. А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985. — 125 е.: ил.
  194. И.Л. Коммуникативно-эстетические принципы культуры. -М.: Наука, 1979.-231 с.
  195. Танцы, их история и развитие (по изда. Г. Вюилье). Спб., 1902.
  196. Н.И. Классический танец: Школа мужского исполнительства. -2-е изд., ипр. и доп. М.: Искусство, 1981. — 479 е.: ил.
  197. В. Античная эстетика. М.: Искусство, 1977. — 326 с.
  198. Т.С. Народный танец: Учеб. пособие для театр, и хореогр. учеб. заведений. 2-е изд. — М.: Искусство, 1967. — 655 е.: ил.
  199. Театральная энциклопедия: В 5 т. М.: Сов. энциклопедия, 1961−1967.
  200. Физиология человека: Учеб. для техникумов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 319 е.: ил.
  201. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА — М. — 576 с.
  202. Е. Основные феномены человеческого бытия// Проблемы человека в западной философии: Переводы/ Сост. и послесл. П. С. Гуревича. М.: Наука, 1988.
  203. П. А. Из богословского наследия// Богословские труды. — М., 1977.
  204. И. Искусство палеолитического периода в Европе. М.: Наука, 1912.
  205. A.A. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М: Наука, 1966. — 127 е.: ил.
  206. Фрагменты ранних греческих философов: Ч. 1. От эпических теокосмо-гоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989. — 575 с. — (Памятники философской мысли).
  207. .А. Первобытная графика Европы. М.: Наука, 1992. — 201 е.: ил.
  208. Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. 2-е изд. испр. и доп. — Д.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1991. — 140 с.
  209. В.П. Социальная деятельность как система. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1981. 304 с.
  210. В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1986. 189 с.
  211. Д.Е. Тотемизм, его сущность и происхождение. — Сталинабад: Б.и., 1958.- 151 с.
  212. Хейзинга И. Homo Ludens: В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. — М.: Изд. группа «Прогресс»: «Прогресс-Академия», 1992. 459 с.
  213. С.Н. История танцев всех времен и народов: В 4 т.: СПб.- П., 1913−1917.
  214. Д. Динамическая симметрия в архитектуре: Пер. с англ. М.: Изд-во всес. акад. архитектуры, 1936. — 200 е.: ил
  215. A.B. Очерки духовной и материальной культуры народов Южной Сибири: Ч. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. 210 е.: ил.
  216. H.H., Чебоксарова И. А. Народ. Расы. Культуры. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Наука, 1985. — 271 е.: ил. — (Сер. «Страны и народы»),
  217. В. А. История музыки. Отдел первый. Музыка древнего Востока и античного-классического мира. Киев 1890.
  218. А.П. Флейта палеолитического времени // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры Академии наук СССР, 1955, — Вып 59.
  219. М.И. Первобытная морфология и философия. Предыстория философии. Л.: Наука, 1971. — 240 с.
  220. Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, 1980.-328 с: ил.
  221. Шпинар Зденек В. История жизни на земле, Артия. Прага., 1981.
  222. Э. Правда балета. М.: Искусство, 1976. — 152 е.: ил.
  223. В.И. Народная хореография. М.: Наука, 1972.
  224. В.И. Природа танца. M.: Наука, 1981. — С. 20.
  225. Н.И. Образы танца. M.: Знание, 1970. — 239 е.: ил.
  226. Н.И. Балет народов СССР. М.: Знание, 1977. — 166 е.: ил
  227. М.Г. Психология в XX столетии: Теорет. проблемы развития психол. науки М.: Политиздат, 1971. — 368 с.
  228. Abert, Hermann. Qesammelte Rufsatze. 1929
  229. Ambros, A. W. Oeschichte der Musik, Bd. 1, Leipzig 1862.
  230. Aberl, H- Die ftnlike, Rdler’s. Handbuch der Muslk-gescliichte
  231. Aberl, Hermann. Die Lehrevom Ethos in der griechischen Musik, Leipzig 1899.
  232. Alford V. Sword Dance- find Drama.. Philadelila., 1965.
  233. Breuil H. The While Lady of Brandberg. London, 1955.
  234. BreuilH. Philipp Cave London, 1957.
  235. Breuil H. Anibib and Omandnmba and Oilier Erongo Sites. Clairvaux, 1960.
  236. Breuil H. Les Roch. es Peintes du Tassi I i-n-Ajj er. Alger- Paris, 1952.
  237. Peter Brinson, Clement Crisp. Ballet for All. London, 1970
  238. Ellis H. The Dance of Libe, 192 9 N -1
  239. The Encyclopedia Americano, N.Y. Chicago, 1949,
  240. Emmanuel M. De saliaiionis disciplina apud graecos (dissertation). Paris, 1895
  241. Emmanuel, M. Histoire de h langue musicale, 1.1. Paris 191.1.
  242. Emmanuel, M. Tralto de la musique grecque antique. 1911
  243. Idelsohn, A, Z. Gesange der iemenltschen Juden, Leipzig 1914.
  244. Idelsohn A. Z. Oesange der babylonischen Juden, Berlin 1922.
  245. Idelsohn A. Z. Oesange der persischen, bucharischen und dagbestanischen Juden, Berlin 1922.
  246. Idelsohn /1. Z. Jewish, music, New-York 1926.
  247. Jan, C. von. Music! scriptorcs graeci, Leipzig 1895.
  248. Gevaert, E. A. Histoire et theorie de la musique d’an-tiquite, Qent i 875−1881 (2 V.).
  249. Loret, V. Note sur les instruments de musique de l’Egypte ancienne (Lavignac: Encyclopedic de La. musique, vol. i).
  250. Reinach, Th., La musique grecque, Paris 1926
  251. Riemann, Hugo. Handbuch der Musikgeschichte, Band!
  252. Sachs, C. fiitagyp tische Musikinstrumente («Der alte Orient» XXf, ¾, Leipzig 1920).
  253. Sachs C. World History oh ho Dance. -N 9, 1937.
  254. Sorell W. The Dancer’s Imsgc, N 4, 1971
  255. Wesfphal, R. Die Musik des griechischen uitertums, -Leipzig 1883.
  256. LomaxA., Folk Song Styli and Culture, Washington, 1968.
  257. Chujoy F. The Dance Encyclopedia. N.Y., 1967.
  258. ZeisingA. Neue Lehre von den Proportionen des menschlichen Korpers, Leipzig. 1854.
  259. Trinkaus E. Neanderthal limb proportions and cold adaptation. -In: Aspects of human evolution. London, i 9 is I.1. Примечания
  260. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА — М. — С. 229.
  261. В.А. Введение в теорию культуры. Методические указания.: Но-восиб. гос. ун-т. Новосибирск, 1994. — С. 3
  262. В. Античная эстетика. М., 1977. — С. 15
  263. К. Работа и ритм. Пер. с нем. С. С. Калицкого. М.: Новая Москва, 1923.-С. 19.
  264. В. Античная Эстетика. М., 1977. — С. 17
  265. В. Античная Эстетика. М., 1977. — С. 34
  266. Emmatmel М. De saltationis disciplina apud graecos (dissertation). Paris, 1895- Essai sur orchestique grecque (thes de doctorat). Paris, 1895- La dan se greque antiqui. Paris, 1896- The antique greek dance: transi, by H.J.Bealey. New York, 1916. Q
  267. Л.Д. Классический танец история и современность. М. 1987.10 Балет. -М., 1981.-С. 160
  268. Ж. Комбарье. Музыка в античном театре. / Музыкальная культура Древнего мира (под ред. Р.И. Грубера). tVL 1937. — С. 182 — 183
  269. И. Л. Коммуникативно-эстетические принципы культуры. — М.: Наука, 1979, — С. 4.
  270. Платон. Государство: Собр. сочи. М., 1994. — Т. 3. — С. 193 — 194.
  271. Лукиан. О пляске: Избр. проза. М., 1991. — С. 589.
  272. Философский эгщиклопедический словарь. М.: ИНФРА — М. — С. 397.
  273. Гомер, Илиада / Иллиала, Одиссея М. 1967. — С. 282
  274. Гомер, Одиссея / Илиада, Одиссея Ы. 1967. — С. 723
  275. С.Н. Худеков, История танцев, СПб., 1913, — Ч. I, — С. 12 i
  276. Гомер, Одиссея / Илиада, Одиссея, М. 1967. — С. 68 920
  277. Ксенофонт- древнегреческий' писатель и историк (430 355 гг. до н. э.). Ученик Сократа.1. О 1
  278. Ксенофонт, Воспоминания о Сократе. М. 1993. — С. 195−196о о .
  279. В. А. Танец/Балет, энциклопедия, -М: Сов. энцикл., 1981. С. 503 504.у •>
  280. Е.Я. Танец / Большая Советская Энциклопедия: Третье изд-е. М.: Изд-во «Сов. энцикл.», 1974. — Т. 18. — С.
  281. Иг. М. Танец / Театральная Энциклопедия. М.: Изд-во «Сов. энцикл.», 1967.-Т. 5.-С. 501. О 5
  282. Т.С. Танец / Музыкальная Энциклопедия. М.: Изд-во «Сов. энцикл.», 1981.-Т. 5.-С. 423
  283. С.Н. Худеков, История танцев, СПб., 1913, — Ч. I, — с. 102
  284. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА — М. — С. 125.
  285. В. А. Проблемы репрезентативности древних изображений (семиотический анализ) /Палеохореография: Тез. между нар. научн. конф. Новосибирск, 1995.-С. 18.29
  286. Г. Аберт. История древнегреческой музыки. / Музыкальная культура Древнего мира (под ред. Р.И. Грубера). М. 1937. — С. 114 -115
  287. Пич С., Миллард Э. Греки. М&bdquo- 1994
  288. К. Работа и ритм. Пер. с нем. С. С. Калицкого. М.: Новая Москва, 1923. — С. 2032
  289. К. Работа и ритм. Пер. с нем. С. С. Калицкого. М.: Новая Москва, 1923.-С. 42.
  290. В.В. Танцы, танцы, танцы / Сибирские огни. 1982. № 2. С. 152 160- Тысячелетия классического танца. — Новосибирск, 1998. С. 114 — 129.
  291. И.Л. Коммуникативно-эстетические принципы культуры. М.: Наука, 1979. — С. 129.35
  292. Дюпюи Р. Э, Дюгаои Т. Н. Всемирная история войн. СПб- М. 1997. — Кн. I. -С. 3936
  293. А.И. Культурный переворот в Древней Греции VII V вв. до н. э. -Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. С. 101.37
  294. А.И. Культурный переворот в Древней Греции VII V вв. до н. э. -Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. С. 102.38
  295. Г. Аберт. История древнегреческой музыки. / Музыкальная культура Древнего мира (под ред. Р.И. Грубера). М. 1937. — С. 12 439 Т~Т 1г
  296. Платон. Полное собрание творений Платона в 15 томах. — Пг., 1923. Т. 13 -С. 78−79
  297. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995. — С. 267 -268
  298. Платон. Полное собрание творений Платона в 15 томах. Пг., 1923. — Т. 14 -С.13
  299. Крупнейший писатель-сатирик и мыслитель поздней античности Лукиан из Самосаты (Сирия), годы жизни примерно между 120- 180 гг. н. э.
  300. Лукиан, О пляске, Избранная проза, М., 1991, — С. 589
  301. Гомер, Одиссея / Илиада, Одиссея, М., 1967. С. 50 645 Там же, С. 508 — 509
  302. Панафинеи аттический праздник в честь богини Афины. Большие Пана-финеи проходили 1 раз в четыре года. Малые — ежегодно в месяце гекатом-беоне (конец июля — начало августа)
  303. С.Н., История танцев, С.Петербург, 1913, ч. I, с. 17 248
  304. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995. С. 6349 Там же, С. 62
  305. В.И. Уральская, природа танца. М. 1981. — С. 13.
  306. Лукиан. О пляске. Там же, С.587- 58 852
  307. Ксенофонт, Воспоминания о Сократе. М., 1993. — С. 166
  308. С.Н. Худеков, История танцев, СПб., 1913, — 4.1, — С. 121, Рис. 123
  309. Платон. Полное собрание творений Платона в 15 томах. Пг. 1923, — Т. 14. -С. 1355 Там же, С.53- 54
  310. С.Н. Худеков, История танцев, СПб., 1913, — Ч. I, — С. 21 457 Там же,-С. 21 458
  311. Г. Аберт. История древнегреческой музыки. / Музыкальная культура Древнего мира (под ред. Р.И. Грубера). М. 1937. — С. 120 -115
  312. Ж. Комбарье. Музыка в античном театре. / Музыкальная культура Древнего мира (под ред. Р.И. Грубера). М. 1937. — С. 181
  313. Г. Аберт. История древнегреческой музыки. / Музыкальная культура Древнего мира (под ред. Р.И. Грубера). -М. 1937. С. 134 — 135
  314. Г. Аберт. История древнегреческой музыки. / Музыкальная культура Древнего мира (под ред. Р.И. Грубера). М. 1937. — С. 180
  315. С.Н. Худеков, История танцев, СПб., 1913, — Ч. I. — С. 214
  316. Гомер, Илиада, Одиссея, -М., 1967. С. 37 764 Там же, — С. 378
  317. Плутарх. Избранные жизнеописания. М. 1987. Т. II. С. 430
  318. БСЭ, третье издание, М., 1977, — Т. 30. — С. 31 067
  319. Лукиан, О пляске, Избранная проза, М., 1991. — С. 584
  320. С.Н. История танцев, СПб, 1913, — Ч. I, — С. 214 — 21 569 Там же-С. 130- 135,21 970 1
  321. Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1987. — Т. I. — С. 113
  322. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995. — С. 79 (Эфор, фрагм. 64).72
  323. Лукиан, О пляске, Избранная проза, М., 1991. — С. 585
  324. С.Н. Худеков, История танцев, СПб., 1913. — Ч. I. — С. 13 374 Там же-С. 11 475 Там же,-С. 11 576 Там же,-С. 113−11 477
  325. Дюпюи Р. Э, Дюгаои Т. Н. Всемирная история войн. СПб- М. 1997. — Кн. I.-С. 4278
  326. Гомер. Илиада / Илиада, Одиссея, М., 1967. — С. 8479 Там же, С. 6180 Там же, С. 8381 Там же. С. 8082 Там же, С. 55 383 Там же, С. 58 284 Там же, С. 8385 Там же,-С. 6186 Там же, С. 28 287 Там же, С. 19 188 Там же, С. 28 789 Там же, С. 187
  327. БСЭ, третье издание, М., 1977, — Т. 27. — С. 196
  328. Словарь античности. М., 1989. — С. 597
  329. Гомер. Илиада / Илиада, Одиссея, М., 1967. — С. 263
  330. Военная история. М., 1984. — С. 21.
  331. История военного искусства. М, 1984. — С. 1295 Там же, — С. 263
  332. Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1987. — Т. II. — С. 454
  333. Дюпюи Р. Э, Дюгаои Т. Н. Всемирная история войн. СПб- М. 1997. — Кн. I. -С. 5798 Там же, Кн. I. — С. 7499 Там же,.-Кн. I.-С. 116
  334. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995. — С. 349 (Титрей, fragm. 10 и 11, над. Bergk).
  335. В. Античная эстетика. М., 1977. — С. 76 102 Там же,-С. 123, 126 103 Там же, С. 126
  336. А.И. Культурный переворот в Древней Греции VII V вв. до н. э. -Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. С. 95.117
  337. Плутарх. Избранные жизнеописания. М. 1987. — Т. I. — С. 437i i о
  338. В. Античная эстетика. М., 1977. — С. 72−73 119 Там же,-С. 74 120 Там же,-С. 71 191
  339. Аристотель. Политика. VII, V 8, 1340 в 1−5 // Герцман Е. Античное музыкальное мышление. Л., 1986. — С. 271
  340. Платон. Государство (III 398 С. 399а) пер. А. Н. Егунова // Герцман Е.
  341. Античное музыкальное мышление. JL, 1986. — С. 271. 1
  342. Лукиан. Гамонид. // Герцман Е. Античное музыкальное мышление. Л., 1986. С. 271.
  343. Е. Античное музыкальное мышление. Там же. С. 272.
  344. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. — Ч. I. — С. 419.
  345. Музыкальная культура Древнего мира (под ред. Р.И. Грубера). М. 1937. -С. 235, 237 197
  346. Е. Античное музыкальное мышление. Там же. С. 272. 128 Там же, — С. 149.1ЛЛ
  347. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995. — С. 367
  348. Мифы народов мира. М. 1988. — Т. 2. — С. 29
  349. Е. Античное музыкальное мышление. Там же. С. 13.132 Там же. С. 12.133 Там же. С. 234.134 Там же. С. 234.135 Там же,-С. 218.136
  350. В. Античная эстетика. М., 1977. — С. 19.137
  351. Псевдо-Аристотель. Проблемы. (XIX 28) // Герцман Е. В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995. — С. 209.1 -IQ
  352. Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995. — С. 222.139
  353. В круглых и квадратных скобках мы оставили номерные ссылки как они написаны у Е.Герцмана.
  354. Е. Античное музыкальное мышление' Там же. С. 236.
  355. К.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995. — С. 214.143 Там же. С. 217.144 Там же.- С. 37.
  356. Тимофей Милетский (450−360 гг. до н. э.) в 420 г. до н. э. выиграл на музыкальных состязаниях и победил даже своего учителя Фринида.
  357. Е. Античное музыкальное мышление Там же.' С. 226.147 Там же, — С. 227.
  358. Платон. Государство: Собр. сочи. М., 1994. — Т. 3. — С. 193 — 194.
  359. Е. Античное музыкальное мышление. Там же. С. 237.
  360. Кастор один из братьев Диоскуров, был покровителем Спарты и спартанского войска.
  361. Е. Античное музыкальное мышление. Там же. С. 235.152 i
  362. Плутарх. Ликург и Нума Помпилий // Избранные жизнеописания. М., 1987. Т. I. -С. 114.
  363. Ксенофонт История Греции (VII 2,15- VII 4,36).
  364. Е. Античное музыкальное мышление. Там же. С. 239.155 Там же. С. 246.
  365. Г. А. Орнамент / Большая Советская Энциклопедия: Третье изд-е. М.: Изд-во «Сов. энцикл.» — Т. 18. — С. 524.157 Там же, 2 Т. 18.-С. 55
  366. Бибикова’В.И. О происхождении мезинского палеолитического орнамента / Советская археология. 1985. № 1. С. 14−15.
  367. . А. Язычество древних славян. М.: Изд-во «Наука», 1981. — С. 158.
  368. И. Л. Коммуникативно-эстетические принципы культуры. -М: Наука, 1979. С. 74 — 75.
  369. Л. Философские исследования // Философские работы (Ч. I.).' -М.: Гнозис, 1994.-С. 129.1. Пляски во время пира
  370. Мимический танец. Рисунок на вазе. ЛуврЯ
Заполнить форму текущей работой