Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельностные гипотезы становления человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Природные качества тела дополнялись культурными качествами, и благодаря этому человек смог преодолеть свою физическую немощность по сравнению с животными, на которых ему приходилось охотиться. У него стали появляться такие морфологические особенности, которые формировались не под влиянием природных факторов, а под мощным давлением создаваемой им искусственной среды. Следовательно, важными путями… Читать ещё >

Деятельностные гипотезы становления человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди гипотез, связывающих становление человека с его деятельностью, назовём попытку объяснить морфологические особенности человека его поведением во время охоты. Редукция волосяного покрова, согласно этой версии, обусловлена охотничьими пристрастиями древних гоминид. Во время стремительных погонь за добычей тело охотника, лишённое волосяного покрова, якобы лучше охлаждалось. А функцию сохранения тепла у человека стал выполнять подкожный жир, которого нет ни у одной обезьяны. Следует признать малоубедительность этих доводов. Шерсть и четвероногость не мешают гепарду, к примеру, развивать большие скорости и быть самым стремительным хищником на Земле. Да и бегать, по мнению биологов, на четырех лапах животному удобнее.

Концепция трудового антропогенеза, сформулированная Ф. Энгельсом в 70-е годы XIX в., показала взаимосвязь изменения внешнего облика пресапиенса (предшественника человека разумного) с развитием навыков трудовой деятельности, направленных на удовлетворение насущных потребностей в пише, в защите от врагов и т. д. Изменения руки, головного мозга, появление речи и усложнение общественной жизни — всё это следствие коллективной, совместной трудовой деятельности. Труд, таким образом, рассматривается как важный социальный фактор антропогенеза. В последние годы в отечественной литературе появилось немало критических высказываний в адрес данной концепции. Авторы подобных публикаций ссылаются на то, что элементы трудовой деятельности можно найти у животных и что у зарождающегося человека трудовая деятельность долго носила инстинктивный или условно-рефлекторный характер. Для других авторов эволюция руки могла быть результатом не трудовых, а боевых действий, при этом они находят подтверждение своим взглядам в исторических примерах. Так, известно, что повреждение большого пальца руки считалось тяжёлым ранением в войсках Древнего Рима.

Расшатывание инстинктов и их редукция, прямохождение, потеря волосяного покрова и других защитных свойств (клыков, когтей и т. п.) сопровождались дальнейшими коренными изменениями человеческого организма. Лишившись естественной защиты, древнейший человек вынужден был искать иные способы предохранения от неблагоприятных воздействий внешней среды. Одним из таких способов было усложнение поведения, но вызывает удивление то, что быстрый рост объёма мозга, продолжавшийся от австралопитека до кроманьонца, затем остановился, более того, объём мозга уменьшился: с 1600—1900 см3 до 1350−1500 см3. Складывается впечатление, что становление человека разумного не могло происходить далее на биологической основе. Усложняющаяся деятельность, речь, мышление — всё это обусловливалось не простым увеличением объёма мозга, а другими факторами.

Природные качества тела дополнялись культурными качествами, и благодаря этому человек смог преодолеть свою физическую немощность по сравнению с животными, на которых ему приходилось охотиться. У него стали появляться такие морфологические особенности, которые формировались не под влиянием природных факторов, а под мощным давлением создаваемой им искусственной среды. Следовательно, важными путями влияния на формирующееся человеческое тело было «окультуривание» основных инстинктов человека через труд. Наряду с этим большое значение для становления человека имели такие виды деятельности, как игра и зарождающаяся система обрядов и ритуалов. Функционирование тела в игровой и обрядовой деятельности имело символический характер. Человеческое тело, по мнению современного учёного М. С. Кагана, становится «непосредственным местом встречи природы и культуры, их взаимным отождествлением, и потому оно должно было наглядно, ощутимо, выразительно соединять свои утилитарные, биологические, физические качества со сверхбиологическими символическими, социальными, т. е. быть одновременно функциональным и значащим, физически развитым и смыслонесущим, сильным и художественно-выразительным»[1].

Деятельностные гипотезы становления человека.

Человек телесный формировался как человек деятельный, религиозный, творческий и любящий. И все эти специфически человеческие виды деятельности влияли на становящееся тело человека и формировали его в филогенезе и в онтогенезе. Становится понятным существование соответствующих концепций культурогенеза. Сакральная концепция утверждает, что культура — продукт сакральной, религиозной деятельности человека. Концепция трудового антропосоциогенеза связывает истоки культурного творчества с материальными факторами, придавая производственной, трудовой деятельности определяющее значение. Существует также игровая концепция культуры. Сказанное лишний раз подтверждает, что становление специфически телесной организации во многом является ключевым для понимания культурогенеза в целом.

Одна из особенностей человека проявляется в том, что он как бы возвращается к способу жизни, характерному для растений, т. е. способ организации его существования становится открытым. Как мы знаем, детёныши зверей, взятые на воспитание человеком, не утрачивают своих основных инстинктов. Они остаются полноценными представителями того вида диких животных, к которым принадлежали их родители. Многочисленные трагические случаи гибели людей, взявших к себе домой детенышей диких зверей (львов, пум, пантер и т. п.), говорят о том, что по мере взросления у них проявляются повадки хищников, пробуждаются основные инстинкты, чего не скажешь о человеке. Человеческое дитя, как свидетельствуют имеющиеся в распоряжении ученых факты, не может стать полноценным человеком, если с ранних лет ребенок был лишен общения с людьми. Для развития самосознания и интеллекта человек нуждается во внешней поддержке, и в этом смысле он осуществляет открытый способ организации своего бытия. «Открыта та форма, — писал один из родоначальников философской антропологии Хельмут Плеснер (1892−1985) в работе „Ступени органического и человек“, — которая непосредственно включает организм во всех его жизненных проявлениях в окружающую среду и делает его несамостоятельным сектором соответствующего ему жизненного круга»[2].

Напомним ещё раз, что растения не могут обходиться без внешней среды, а отсутствие у них центральной системы, управляющей всем организмом в целом, позволяет отдельным частям растения вести самостоятельный образ жизни (черенки и листья служат вегетативному размножению). «Открытость» человека иного рода. У человеческого организма существует жёсткая централизация, связанная с наличием высокоразвитой нервной системы, но осуществление важнейшего её свойства — появление самосознания и интеллекта — невозможно без инкультурации и социализации, т. е. без внешнего, неприродного влияния. Австрийский учёный Конрад Лоренц, выделяя особенности поведения человека, особо подчёркивал, что «естественные склонности» уже не вполне укладываются в рамки человеческой культуры, в которой их практически заменил интеллект. «Плоды древа познания вынудили человека отказаться от спокойного, определённого инстинктами животного существования в узкой экологической нише, но зато они дали ему возможность расширить свою среду обитания до размеров Вселенной…»[3]. И можно добавить, позволили ему существовать в той искусственной среде, которая называется культурой. Культура, как паутина, образует тонкую «сеть» между природой и человеком, выводя последнего изпод диктата экологической системы. При помощи культурного действия человек подчиняет себе условия своего существования, обуздывает свои инстинкты и выступает уже как истинно культурное существо.

  • [1] Каган М. С. Философия культуры. — СПб., 1996. — С. 196−197.
  • [2] ПлеснерХ. Ступени органического и человек.

    Введение

    в философскуюантропологию // Проблема человека в западной философии. — М., 1988. —С. 117.

  • [3] Лоренц К. Человек находит друга: пер. с англ. — М., 1971. — С. 152−153.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой