Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общественные объединения как субъект социально-культурной деятельности в условиях становления гражданского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня необходима новая концепция разделения ответственности государства и гражданского общества, когда государство делегирует своим партнерам часть средств и ответственности. При этом социальная сфера в силу своей специфики должна стать приоритетной точкой пересечения государства и гражданского общества. Государство должно реализовывать социальные программы, привлекая для этого общественные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения общественных объединений как субъекта гражданского общества
    • 1. 1. Исторический аспект становления системы общественных объединений
    • 1. 2. Общественные объединения в условиях становления гражданского общества: сущность, статус, вопросы типологизации
    • 1. 3. Общественные объединения как субъект государственной социальной политики
  • Глава 2. Общественные объединения как субъект социально-культурной деятельности
    • 2. 1. Социально-экономические и политические условия деятельности общественных объединений Тульской области
    • 2. 2. Общественные объединения Тульского региона: социокультурный анализ
    • 2. 3. Влияние общественных объединений на решение социально-культурных проблем граждан

Общественные объединения как субъект социально-культурной деятельности в условиях становления гражданского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные экономические и социально-политические преобразования затронули не только экономические основы общества, но и его культурную и социальную сферы. Новая культурно-историческая ситуация в России выявляет ранее скрытые социальные проблемы и порождает целый спектр новых социальных дисфункций.

В этих условиях общественные объединения становятся реальной социальной силой, существующей и действующей в условиях формирующегося гражданского общества.

Среди российской общественности и политической элиты распространено суждение, что термин «гражданское общество», показателем существования которого является развитая сеть общественных объединений, сохраняет для современной России скорее теоретический, чем практический характер.

Статистические данные говорят о достаточно высоком уровне развития в России системы общественных объединений. По данным Госкомстата РФ, на 1 января 2002 г. в стране было зарегистрировано около 600 тыс. общественных объединений различных организационно-правовых форм, ведущих деятельность в разнообразных областях социальной сферы1. Тогда как на 1 января 2000 г. в России было зарегистрировано около 485 тыс. общественных объединений. Около 60% из них (275 тыс.) составляли общественные объединения социальной направленности.

По мнению лидеров общественных организаций, главной и базовой проблемой государства и науки на протяжении последнего десятилетия остается отсутствие стратегии и тактики использования растущего потенциала общественных объединений в решении социальных проблем.

1 Пресс-релиз по результатам проекта кафедры ЮНЕСКО/ИНКОРВУЗ Государственного университета управления «Разработка учебно-методических пособий по курсу «Менеджмент неправительственной некоммерческой организации» /http: //www.nko-ngo.ru/content/2−6-6−2.htm.

С другой стороны, государственные структуры не могут оценить социокультурный потенциал общественных объединений, потому что зачастую не видят реальных «технологий» его использования в решении социальных проблем.

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется тем, что общественные объединения как субъект социально-культурной деятельности в условиях становления гражданского общества, их влияние на социально-культурную политику и взаимодействие с государственными органами по решению социальных проблем остаются до конца не исследованными ни философами, ни социологами, ни политологами, ни педагогами.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена также противоречием между потребностью социума в повышении влияния общественных объединений на решение социально-культурных проблем и отсутствием механизмов взаимодействия общественных объединений и государственных структур.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема участия граждан в общественных объединениях раскрывается в различных концепциях коллективного действия.

В разное время современные западные и отечественные социологи, такие, как М. Вевьерка, М. Диани, А. Джемисон, М. Зальд, М. Кастельс, Б. Кландерманс, Ж. Коэн, Дж. МакКарти, А. Мелуччи, Н. Смелзер, Ч. Тилли, А. Турен, С. Тэрроу, К. Пикванс, Р. Эйерман, JI.A. Гордон, А. В. Дука, Е. А. Здравомыслова, Ю. А. Зеликова, Э. В. Клопов, В. В. Костюшев, А. А. Темкина, И. А. Халий, О. Н. Яницкий и другие обращались к изучению общественных объединений как формы проявления гражданской активности, охватывая широкий спектр исследовательских задач.

Разработка теоретических представлений о гражданском обществе имеет богатую историю. В разное время к данному вопросу обращались А. Арато, X.

Апхайер, В. Барбер, Э. Геллнер, А. Рамши, Т. Каротерс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Р. Мюнк, Р. Патнэм, Т. Парсонс, М. Риттер, А. Селигман, К. Тейлор, А. Токвилль, Ю. Хабермас, Н. Элиас. Объяснительные возможности концепции гражданского общества в современном российском контексте представлены работами А. С. Автономова, Е. Васиной, Е. В. Белокуровой, Н. Ю. Беляевой, B.C. Библера, В. В. Витюка, А. А. Галкина, З. Т. Голенковой, Г. Г. Дилигенского, Ю. Жилина, Т. И. Заславской, В. В. Колбановского, Ю. А. Красина, А. Н. Кулика, И. Б. Левина, С. П. Перегудова, Ю. М. Резника, А. Ю. Сунгурова, В. Г. Хороса, К. Г. Холодковского, Н. Н. Ярошенко и других.

В определении гражданского общества как теоретической категории исторически сложились две линии, две традиции, разделяемые большинством исследователей: социально-демократическая и либеральная. Исходя из первой, гражданское общество признается сердцевиной всей политики, здесь государство должно поддерживать функционирование гражданских институтов, регулировать экономические отношения и защищать самые необеспеченные слои населения. Либеральная же традиция акцентирует саморегулирующую функцию гражданского общества. Функции государства сводятся к обеспечению прав личности, правовой помощи и минимальной социальной помощи населению2.

За последние десятилетия проблематика гражданского общества в России оформилась как исследовательское направление, несмотря на то, что дискуссия об актуальности гражданского общества в России до сих пор остается открытой.

По результатам исследований отечественных социологов можно выделить основные аспекты, которые реализуются в процессе взаимодействия государства и общественных объединений:

2 Голенкова 3. Т., Витюк В., Гридчин Ю. и др. Становление гражданского общества и социальная стратификация //Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России/Под ред. 3. Т. Голенковой. — М.: ИС РАН, 1995.-Кн. I.-C. 13−34. посредничество между государством и населениемпри этом принятие управленческих решений выводится за узкие рамки политической элиты, организуя публичный диалогобщественные объединения выступают проводником обратной связи, при их помощи официальные органы получают информацию о реакции общества на их действияобщественные объединения чаще всего берут на себя функцию «резонатора», обеспечивая ненасильственное и правовое разрешение конфликтовдеятельность общественных объединений сокращает разрыв между властью и обществом, снижает социальную напряженность, смягчает протестный потенциал населения. В результате активности общественных объединений возможна большая прозрачность государственного управления, и, следовательно, повышение доверия граждан к государственным институтам.

В теории социально-культурной деятельности проблемы гражданского общества весьма плодотворно разрабатываются в различных аспектах, прежде всего, через призму анализа социальной активности личности в различных видах деятельности.

Обращение к феномену социальной активности и деятельности как его проявлению осуществлено в современных исследованиях педагогики и теории социально-культурной деятельности, выполненных педагогами, философами и культурологами (Ю.П. Азаровым, М. А. Ариарским, А. И. Арнольдовым, Т. И. Баклановой, Н. К. Баклановой, Т. П. Богдановой, С. Н. Иконниковой, А. С. Каргиным, Т. Г. Киселевой, В. З. Коганом, П. С. Лапиной, Н. С. Мансуровым, В. Г. Мордковичем, В. А. Разумным, B.C. Садовской, Н. Ф. Третьяковым, В. Е. Триодиным, В. В. Туевым, В. М. Чижиковым, Н. Н. Ярошенко и др.).

Рассмотренные в социально-культурном аспекте, общественные объединения возникают в связи с социальной активностью граждан, подразумевают определенную деятельность, являются проявлением субъектных свойств человека, выполняют ряд общественно значимых функций.

Среди исследователей, занимающихся проблемами общественных объединений, можно отметить Т. Г. Киселеву и Ю. Д. Красильникова, Е. М. Могалюк, уделивших внимание непосредственно социокультурной деятельности общественных объединений, М. Г. Квиткова, изучавшего проблему самореализации членов молодежных общественных организаций, В. В. Туева, изучавшего деятельность клубных объединений, А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова и др.

Несмотря на все многообразие работ по проблематике гражданского общества и общественных объединений как его субъекта, неисследованными остаются субъектные свойства общественного объединения в социокультурной сфере и влияние общественных объединений на решение социально-культурных проблем региона.

Объектом исследования выступает социально-культурная деятельность общественных объединений в условиях становления гражданского общества.

Предмет исследования: оптимизация влияния общественных объединений на решение социально-культурных проблем.

Цель диссертационного исследования — выявить и обосновать наиболее эффективную модель взаимодействия общественных объединений с государственными структурами в социокультурной ситуации региона в условиях становления гражданского общества.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач: раскрыть сущность, содержание и структуру общественных объединений как субъекта социально-культурной политики в контексте гражданского обществаразработать авторскую типологию общественных объединенийвыявить факторы повышения воспитательного потенциала общественных объединенийсформулировать условия оптимизации влияния общественных объединений на решение социально-культурных проблем граждан. разработать модель взаимодействия общественных объединений с государственными структурами в социокультурной ситуации региона;

Гипотеза исследования — оптимизация влияния общественных объединений на решение социально-культурных проблем граждан будет осуществлена, если:

— повысится статус общественных объединений в структуре государственного управления;

— общественные объединения станут полноценным субъектом государственной социально-культурной политики- -повысится воспитательный потенциал общественных объединений- -произойдет консолидация усилий государственных структур и общественных объединений по вовлечению граждан в общественную деятельность.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили идеи о мобилизации ресурсов, относительной депривации и структуре политических возможностей, оформленные в трудах Е. Васиной, B.C. Библера, З. Т. Голенковой, А. В. Дука, Ю. Жилина, Ю. А. Зеликовой, Е. А. Здравомысловой, Г. А. Монусовой, А. А. Темкиной, В. Г. Хороса, О. Н. Яницкого и др.

Разработанная ими концепция гражданского общества предполагает понимание его как совокупности отдельных самостоятельных субъектов, в которой ведущей и системообразующей смысловой единицей является общение, и вытекающее из него взаимодействие граждан. Такое определение дает стимул к исследованию общественных объединений как субъекта гражданского общества в социокультурном контексте.

Интердисциплинарный характер исследования потребовал обращения к достижениям в различных областях гуманитарного знания, учета концептуальных идей философии, социологии, политологии, педагогики, теории социально-культурной деятельности.

Субъектные свойства общественного объединения анализировались также с учетом идей о социальной активности и деятельности как ее проявлении, оформленных в трудах М. А. Ариарского, А. И. Арнольдова, Т. Г. Киселевой, Н. С. Мансурова, B.C. Садовской, Ю. А. Стрельцова, В. В. Туева, В. М. Чижикова, Н. Н. Ярошенко и др.

В диссертационной работе применены следующие методы исследования: теоретические (абстрагирование, моделирование), эмпирические (экспертный опрос, интервью, наблюдение), а также методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях: анализ, синтез, индукция, дедукция, формализация, метод анализа исторических источников, сравнение, обобщение, аналогия.

Разработка методики и проведение опытно-экспериментального исследования велись по следующим направлениям: описание и анализ деятельности общественных объединений Тульской областиоценка влияния региональных особенностей на деятельность общественных объединений Тульской областианализ способа существования и ресурсной базы общественных объединений Тульской областиопределение мотивов участия граждан в общественных объединенияхопределение степени и характера влияния общественных объединений на формирование активной гражданской позиции личностиопределение способов взаимодействия общественных объединений с государственными структурами по решению социальных проблем.

В силу объективных причин проведение формирующего эксперимента в региональном масштабе не представилось возможным. Опытно-экспериментальная работа носила констатирующий характер. Мы постарались исследовать все аспекты существования и деятельности общественных объединений в социокультурном пространстве.

Эмпирическая и информационная база исследования. Информационная база диссертационной работы представлена:

У результатами эмпирического исследования;

У результатами анализа официальных и программных документов, раскрывающих цели и задачи общественных объединений;

У результатами анализа статистических данных (Госкомстата, собственно статистики общественных объединений).

Опытно-экспериментальное исследование было проведено в г. Туле. Исследование выполнялось в период с августа 1999 года (подготовительный этап) по июль 2004 года (этап анализа результатов).

В ходе исследования использовались три метода: экспертный опрос, интервью и наблюдение. Экспертный опрос проводился среди руководителей общественных объединений и руководителей областных департаментов социального обслуживания (образования, здравоохранения, труда, культуры, социальной защиты) Всего было опрошено 50 человек.

Интервью проводилось среди членов общественных объединений, жителей города Тулы (студентов ТГПУ, ТГУ, слушателей компьютерных курсов самых разных возрастных и социальных категорий, абонентов телефонной сети). Всего было проинтервьюировано 272 человека.

В ходе интервью было сформировано две группы по 50 человек, за которыми в течение 3 лет велось наблюдение. Первую группу составили граждане, состоящие и участвующие в деятельности различных общественных объединений г. Тулы, отобранные из списков, представленных руководителями объединений. Вторую группу составили жители г. Тулы, не являющиеся членами общественных объединений.

В ходе исследования мы столкнулись с трудностями в плане получения информации у некоторых руководителей общественных объединений и представителей Администрации Тульской области, ознакомления с документами общественных объединений, а также поиска реального места нахождения общественных объединений.

Научная новизна исследования:

— впервые проведен социокультурный анализ общественных объединений;

— общественные объединения впервые рассмотрены как система, существующая и действующая в условиях гражданского общества;

— впервые предложена типология общественных объединений по способу их существования;

— введено в научный оборот новое понятие «источники общественного единения» (ИОЕ);

— впервые сформулированы педагогические и организационные факторы повышения воспитательного потенциала общественных объединений;

— разработана объяснительная модель взаимодействия общественных объединений с государственными структурами в социокультурной ситуации региона;

— выявлены условия оптимизации влияния общественных объединений на решение социально-культурных проблем граждан;

— разработаны и обоснованы рекомендации по оптимизации деятельности общественного объединения.

Теоретическая значимость исследования проявляется в постановке, обосновании и решении задач по оптимизации влияния общественных объединений на решение социально-культурных проблем граждан. Результаты проведенного опытно-экспериментального исследования позволят в дальнейшем проводить достаточно точный диагностический анализ состояния современных общественных объединений в регионах Российской Федерации, определить этапы и прогнозировать перспективы развития гражданского общества. Автором дополнены теоретические положения о типологии общественных объединений, формировании системы общественных объединений, что существенно для разработки современных подходов по дальнейшему изучению общественных объединений как феномена гражданского общества.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что материалы диссертационного исследования были использованы при подготовке лекционных и факультативных курсов в МГУКИ, ТГУ, Г! НУ, а также в практической деятельности общественных организаций и учебных заведений Тульской области, в частности, Тульского регионального отделения Вольного экономического общества. Разработана программа курса «Социальная политика», спецкурса «Общественные объединения как субъекты социальной политики». Проработан механизм взаимодействия общественных объединений с государственными учреждениями по решению задач социальной политики. Разработанная модель взаимодействия общественных объединений с государственными структурами является эффективным способом совершенствования деятельности общественных объединений в социальной и социокультурной ситуации региона и может быть использована не только на практике, но и в научных исследованиях. Выявленные автором условия оптимизации влияния общественных объединений на решение социальных и социокультурных проблем граждан, факторы повышения воспитательного потенциала общественных объединений и рекомендации, сформулированные по итогам системного анализа общественных объединений Тульского региона, могут быть использованы в практической работе общественных объединений других областей, государственных структур и культурных учреждений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: многолетней опытно-экспериментальной работойреально функционирующей теоретической моделью взаимодействия общественных объединений с государственными структураминепротиворечивостью исходных теоретико-методологических позицийпоследовательным использованием комплекса теоретических и эмпирических методов познания, адекватных задачам исследованияцеленаправленным анализом результатов экспериментальной работы, проведенной в течение нескольких летсоблюдением репрезентативности данных при проведении массового опроса, проведением повторных опросов.

Апробация и внедрение результатов. Теоретические и экспериментальные результаты исследования докладывались и обсуждались на аспирантских объединениях и научных конференциях, при подготовке лекционных и факультативных курсов в Московском государственном университете культуры и искусств. Материалы диссертационного исследования были использованы при подготовке лекционных и факультативных курсов в Московском государственном университете культуры и искусств, Тульском государственном педагогическом университете и в практической деятельности Тульского регионального отделения Вольного экономического общества.

Основные результаты исследования апробированы на конференциях:

XXI век: Духовно-нравственное и социальное здоровье человека. Москва, апрель 2002 г.

Российское общество XXI века в контексте глобальных трансформаций: социально-философский аспект. Москва, март 2002 г., МГУКИ.

Интернет-конференция «Теория и практика в социальных науках: попытка их объединения». Секция 2. Социальные трансформации современного российского общества. Апрель-июнь 2004r./www.auditorium.ru/v/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc.

Положения, выносимые на защиту.

1. Определяющим условием возникновения общественных объединений является влияние источников общественного единения (ИОЕ), представляющих собой совокупность политических, экономических, психологических и социокультурных факторов, воздействующих на сознание индивидуума. В определении ИОЕ проявляется субъектная сущность общественного объединения.

2. Наиболее результативной является типологизация общественных объединений по способу их существования с учетом следующих критериев: продолжительность существованияналичие кадровых работниковмассовостьисточники финансированияналичие материальной базы: помещения, оборудованиястепень контактности лидеров общественного объединения. Выделены четыре типа объединений, условно в целях анализа названные «Земля» (объединения, существующие более 10 лет и ведущие реальную деятельность), «Вода» (объединения, существующие более 5 лет и ведущие ограниченную деятельность), «Воздух» (объединения, не ведущие реальную деятельность), «Огонь» (политические объединения).

3. Повышение воспитательного потенциала общественных объединений невозможно без воздействия организационных (современные способы организации деятельностирекламавзаимодействие с государственными структурамиматериально-техническая базапакет региональных нормативных актов по деятельности общественных объединенийроль лидеров общественных объединений) и педагогических (изучение интересов и потребностей гражданмотивация участников общественного объединениявключение граждан в совместную социальную деятельность в рамках общественного объединенияналичие четко сформулированной цели в деятельности общественного объединенияведение просветительской работы) факторов.

4. Оптимизация влияния общественных объединений на решение социально-культурных проблем граждан будет осуществлена только при соблюдении следующих условий: повышения статуса общественных объединений в структуре государственного управленияпозиционирования общественных объединений как полноценного субъекта государственной социально-культурной политикиконсолидации усилий государственных структур и общественных объединений по вовлечению граждан в общественную деятельностьповышения воспитательного потенциала общественного объединения.

5. Разработанная модель взаимодействия общественных объединений с государственными структурами в социокультурной ситуации региона позволяет создать в рамках социокультурной среды региона благоприятные организационные и педагогические условия для оптимизации влияния общественных объединений на решение социальных и социокультурных проблем граждан.

Структура диссертационного исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, приложений.

Заключение

.

Современный феномен общественных объединений представляет собой результат самоорганизации граждан. Создание общественных организаций предполагает активную творческую деятельность их участников, самостоятельно принимающих решения, определяющих собственные возможности и выбирающих наиболее действенные пути преодоления имеющихся проблем.

Движущей силой самоорганизации является социальная активность личности. Социально активные индивиды, объединяющиеся в организации для представления и защиты своих интересов, составляют суть, ядро гражданского общества.

Текущий этап характеризуется становлением гражданского общества в России. Система общественных объединений является наиболее характерным признаком гражданского общества, ибо большинство из них действует на низовом уровне и воплощает собой то, что может быть названо гражданскими инициативами. Существует много разнообразных и интересных подходов к типологии общественных объединений. Дальнейшие исследования вопросов типологии общественных объединений позволят производить достаточно точный диагностический анализ состояния современных общественных объединений в регионах Российской Федерации, определить этапы и прогнозировать перспективы развития гражданского общества.

В содержание понятия «гражданское общество» может быть включена вся совокупность общественных отношений вне рамок государства. Гражданское общество образует ту социальную среду обитания индивидов, где протекает их общественная жизнедеятельность.

В практическом смысле термин «гражданское общество» означает, прежде всего, умение его членов самостоятельно организовываться во имя защиты самых разных своих интересов и прав, решения своих проблем.

Гражданское общество тесно связано с государством и не может быть противопоставлено ему. Вместе с государством гражданское общество составляет систему, в которой существование одного элемента немыслимо без другого. Общественные организации призваны, наряду с государством, решать социальные проблемы.

Независимость общественных объединений от государства дает им возможность самостоятельно выбирать объекты, на которые может быть направлена их деятельность, приоритеты деятельности, методы и способы решения проблем, находить собственные компромиссные решения, использовать творческий подход к возникающим проблемам, позволяет ориентироваться на возникающие нужды.

Общественные объединения на современном этапе становятся дополнительной силой в оказании социальной помощи, поддержки и защиты социально нуждающегося населения.

Общественные объединения в своей деятельности способствуют привлечению дополнительных ресурсов общества для решения социальных проблемдают возможность использования имеющихся ресурсов на более адекватных с общественной точки зрения принципах и направлениях их распределенияявляются средством реализации альтернативных социальных программ.

Именно социальная сфера стала наиболее емкой областью проявления гражданских инициатив, снимая значительное бремя с госбюджета. Социальные программы, культурные преобразования, совершенствование духовно-ценностного пространства, развитие образовательного и творческого потенциала — вот обширное поле деятельности общественных объединений.

Период реформирования социальной политики предполагает проведение различных преобразований. Главным в их содержании должно стать сокращение участия государства — в том числе и в социальной сфере — и привлечение к решению социальных проблем широкой сети общественных объединений различного профиля.

Наше исследование показало, что участие в общественном объединении является методом социального воспитания, служит к повышению социальной активности участника, развитию у него лидерских качеств, навыков взаимопомощи, оптимизма, уверенности в себе и удовлетворенности. Общественные объединения состоят в основном из граждан с высоким уровнем социальной активности, и, в свою очередь способствуют его повышению. По-видимому, общественные объединения влияют на решение социальных проблем своих участников двумя способами: во-первых, оказывают им при необходимости непосредственную и существенную помощь. Во-вторых, участие в общественном объединении ведет к росту социальной активности участника, что обуславливает более полную самореализацию индивидуума, появление заинтересованности вопросами жизни страны и общества, развитие самостоятельности в выборе способов и средств деятельности, в принятии решений и, в конечном итоге, возникновение у индивидуума желания и умения решать свои проблемы самостоятельно.

Вместе с тем, влияние общественных объединений на решение проблем населения сегодня не так велико, как могло бы быть. Общественные объединения недостаточно популярны и известны в массах. Их деятельность приносит ощутимую пользу в основном членам объединений. Поэтому, как никогда ранее, сейчас должен быть использован опыт работы результативных общественных объединений. Должны быть взяты на вооружение все формы и направления деятельности: реализация общественных инициатив, законопроектов, государственных постановлений, влияние на СМИ и работа с ними, рациональная информационная политика, оптимальная работа с потоками информации. Пропаганда деятельности общественных объединений, просветительская работа также является весьма важным фактором повышения влияния общественных объединений на решение социальных проблем.

Сегодня необходима новая концепция разделения ответственности государства и гражданского общества, когда государство делегирует своим партнерам часть средств и ответственности. При этом социальная сфера в силу своей специфики должна стать приоритетной точкой пересечения государства и гражданского общества. Государство должно реализовывать социальные программы, привлекая для этого общественные объединения. В сфере социальной политики функцией государства должно стать, прежде всего, обеспечение решения социальных проблем — причем не только своими силами, но в значительной степени посредством привлечения общественного сектора. Главной задачей государства должна стать активизация общественного сектора. Возможные пути решения этой задачи представляются нам приоритетными для дальнейших исследований.

Общественные объединения могут развиваться при создании ряда условий, наиболее важным из которых является государственная поддержка. Поддержка государством общественных объединений тем актуальнее, что влияние общественных объединений в обществе сегодня недостаточно велико.

Необходимо определить социальное поле и приоритеты, которыми нужно руководствоваться при предоставлении общественным объединениям организационной, материально-технической и финансовой поддержки. Поддерживать необходимо, прежде всего, те проекты, которые значимы для решения насущных социальных проблем. Те общественные объединения, которые предпочитают работать вне рамок этого поля, ничем не должны ограничиваться — их деятельность, несомненно, полезна для общества.

Дальнейшие исследования в направлении взаимодействия государственных учреждений и бизнес-структур с общественными объединениями в социальной сфере представляются сегодня не только перспективными, но и необходимыми.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551.
  2. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи».
  3. Федеральный закон РФ от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» //Собрание законодательства РФ. 22.05.95. № 21. Ст. 1930.
  4. Федеральный закон РФ от 12.06.95 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» //Собрание законодательства РФ. 03.07.95. № 27. Ст. 2503.
  5. Федеральный Закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
  6. Федеральный Закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».
  7. Федеральный Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  8. ЦНИТО, фонд 5770 «Российское движение «Мир без насилия».
  9. Ю.ЦНИТО, фонд 5772 «Тульское региональное отделение движения «Выбор1. России».
  10. ЦНИТО, фонд 5773 «Тульская организация движения «Будущие лидеры нового тысячелетия».
  11. ЦНИТО, фонд 5757 «Народное движение «Гражданская солидарность».
  12. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  13. А.Н. Социальная политика государства и социальная структура общества. М., 1995. — 30 с.
  14. А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления: Очерки. М.: Формула права, 2002. — 79 с.
  15. Авторитаризм и демократия. М.: Прогресс, 1990. — 340 с.
  16. Н. Страну спасают добровольцы и меценаты /http://www. Academy-go.ru/GrObsh/Publications/Aphayer.html
  17. О.П. Кто помогает детям? О работе благотворительных организаций. М.: CAF, Российское представительство, 1994. — 132 с.
  18. А.Х. Социальная активность как фактор самореализации личности в общественной деятельности: Дисс. канд. филос. наук: 09.00.01. — Баку, 1989.- 151 с.
  19. И.М. Воспитание социальной активности старшеклассников в теории и практике отечественной педагогики, 1960−1985 гг. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.06. Кострома, 1999. — 133 с.
  20. Р.Г. Гражданское общество //Неконцептуальный сборник. Гражданское участие. Ответственность, сообщество, власть. М.: Аслан, 1997.- 111 с.
  21. X. Гражданское общество и «третий сектор». В чем проявляется гражданское общество в Германии? /http://www. academy-go.ru/site/GrObsh/ Publications/Aphayer.html
  22. А.С. Методология социокультурного исследования переходных процессов: Дисс. д-ра фил. наук: 24.00.01. М., 1997. — 37 с.
  23. А.С. Как открыть «закрытое общество». М.: Магистр, 1997. — 39 с.
  24. А.С. Социально-культурные проблемы развития России: < Философский аспект. М.: ИНИОН, 1992. — 82 с.
  25. Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Уч. пособие, М., 1992. 160 с.
  26. Н.В. Общественные объединения как форма гражданского участия в решении социальных проблем (на примере региональныхантинаркотических объединений). Дисс. канд. социол. наук: 22.04.04. М., 2002.- 152 с.
  27. С.П. и др. Педагогика. М.: Просвещение, 1987. — 368 с.
  28. Е. Кривое зеркало Европы // Pro et Contra. М., 1997. — Т. 2. — № 4.
  29. Е.В. Государство и благотворительные организации: Трансформация моделей взаимодействия на примере России и Германии. Дисс. канд. полит, наук: 23.00.03. М., 2000. — 164 с.
  30. Л.А. Социальная модернизация в России в конце XX в. Дисс. д-ра социол. наук: 22.00.04. М., 1997. — 242 с.
  31. Л.А. Социальная модернизация в России в конце XX в. М.: ИФ РАН, 1997.- 171 с.
  32. .Ю. Политическое самосознание социальной группы: Дисс. д-ра филос. наук: 23.00.03. Екатеринбург, 1994. — 443 с.
  33. B.C. О гражданском обществе и общественном договоре// На гранях логики культуры. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 440 с.
  34. Г. М. Методология и технологии региональной культурной политики: Дисс. д-ра культ, наук: 24.00.04. СПб., 1999. — 343 с.
  35. А.А. Массовая демократия: Полит.- философский анализ: Дисс. канд. филос. наук: 09.00.10. Ростов-на-Дону, 1997. — 161 с.
  36. Ф.М. Движение российского социума к государству благоденствия //Социс. 1997. — № 7. — С. 20−30.
  37. Ф.М. Третий сектор в государстве благоденствия //Мир России. -1997.-№ 2.-С. 85.
  38. В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. — 207 с.
  39. Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России //Общественные науки и современность. 1994. -№ 5.-С. 71−78.
  40. Н.Ф. Общественные объединения корейцев России: Конститутивность, эволюция, признание. М.: Новый хронограф, 2004. -370 с.
  41. Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: Уч. пособие. М.: Гардарика, 1996. — 265 с.
  42. М. Экологическое движение в Нижнем Новгороде. Первые элементы анализа //Новые социальные движения в России (по материалам Российско-французского исследования). М.: ИМЭМО, 1994. — 255 с.
  43. В.Д. Система организованных партий: Истоки, традиции, тенденции развития: Дисс. д-ра социол. наук: 23.00.02. СПб., 1994. — 294 с.
  44. В.Д. Многопартийность в России: современное состояние и перспективы //Материалы круглого стола /Под ред. В. Н. Шевченко. М.: Изд-во Ключ-С, 2003. — 132 с.
  45. В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М.: ИС РАН, 1995. — 91 с.
  46. В. Общественность: забытая практика гражданского общества. //Pro et Contra. М., 1997. — Т. 2. — № 4.
  47. К.С. Политическая философия. М.: Экономика, 1999. — 605 с.
  48. К.С. Политическая наука. 2-е изд. — М., 1995. — 397 с.
  49. А., Красин Ю. Гражданское общество и демократия //www.nasledie.ru.
  50. Ю.С. Политические партии в их прошлом и настоящем//Личность. Культура. Общество: Науч.-практ. журн. М., 2000. — Т.2. — Вып. 2(3).-315 с.
  51. З.Т. Альтернативы и перспективы развития гражданского общества в России /Гражданское общество: теория, история, современность. Под ред. З. Т. Голенковой. М.: ИС РАН, 1999. — 165 с.
  52. З.Т., Витюк В. В., Гридчин Ю. В., Черных А. И., Романенко JT.M. Становление гражданского общества и социальная стратификация //Социс. 1995.- № 6. -С. 14−24.
  53. З.Т. Гражданское общество в России //Социс. 1997. — № 3. — С. 25−37.
  54. Е. Социальная политика в России: эволюция 90-х и новый старт /Территориальные проблемы социальной политики. Материалы третьих Мильнеровских чтений. М.: Гелиос, 2000. — 334 с.
  55. И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: Федеральный и региональный аспекты: Дисс. д-ра филос. наук: 24.00.01. -М., 1997. 392 с.
  56. И.Е. Благотворительные и другие добровольческие организации Великобритании //МЭ и МО. 1994. — № 11. — С. 147−161.
  57. И.Е. Добровольческое движение в США //МЭ и МО. 2001. -№ 1. — С. 78−86.
  58. Госкомстат РФ: Справка о НКО по 8 областям Центрального федерального округа.
  59. Гражданское общество России: перспективы XXI века. /Под ред. В. Г. Марахова. СПб., 2000. — 264 с.
  60. Гражданское общество в России: структуры и сознание. /Отв. ред. К. П. Холодковский. М.: Наука, 1998. — 255 с.
  61. Гражданское общество: Мировой опыт и проблемы России. /Под ред. В. Г. Хороса. М.: Эдиториал УРСС, 1998. — 311 с.
  62. Гражданское общество. /Под ред. И. И. Кальной, И. Н. Лопушанского. -СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 301 с.
  63. Гражданское общество и перспективы демократии в России: Сб. /Под ред. Б. В. Михайлова. М.: РНФ, 1994. — 79 с.
  64. А. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1980. — 422 с.
  65. Е.Б. Современные подходы к типологизации региональных общественных объединений: Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник статей. /Под науч. ред. Б. Г. Мосалева. -М.: МГУКИ, 2004. С. 125−137.
  66. Е.Б. Влияние общественных объединений на социокультурную политику региона: Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник статей. /Под науч. ред. Б. Г. Мосалева. М.: МГУКИ, 2005.-С. 136−144.
  67. Е.Б. Национальная идея и общественные организации: Российское общество XXI века в контексте глобальных трансформаций: социально-философский аспект. Тезисы докладов на научно-практической конференции. Москва, МГУКИ: март 2002 г. — М., 2002.
  68. В.А. Гражданское общество: классическая традиция и современная Россия /Гражданское общество России: перспективы XXI века /Под ред. В. Г. Марахова. СПб, 2000. — 264 с.
  69. И.Ф. Методы социологического исследования: Уч. пособие. М., 2002.-295 с.
  70. М.В. Проблемы теории личности. М., 1977. — 240 с.
  71. Н.Г. Региональные субъекты социально-культурного развития: структура и функции: Дисс. д-ра филос. наук: 24.00.01. -М.:МГУК, 1999. -310 с.
  72. Г. Существует ли в России гражданское общество? //Поговорим о гражданском обществе. /Под ред. Е. Г. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2001. — 133 с.
  73. А.В. Дискурсы и коллективные действия в общественных движениях (методологический аспект). //Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию. /Под ред. В. В. Костюшева. М., 1999. — 171 с.
  74. .С. Социальная культурология. М., 1998. — 590 с.
  75. А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: Уч. пособие. -М., 1998.-246 с.
  76. JI.C. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств. М.: МГУК, 1994. — 110 с.
  77. B.C. Культурная политика и театр. М., 1995. — 320 с.
  78. Жилин Ю. К эволюции понятия гражданское общество //Политический процесс и его противоречия. М.: Изд. «Весь мир», 1997. — 331 с.
  79. В.И. Социальная политика и социальное образование. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. — 32 с.
  80. Т.И. Социальные результаты реформ и задачи социальной политики. //Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика. /Под общей ред. Т. И. Заславской. М.: Дело, 1998. -375 с.
  81. Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества. //СОЦИС. 2001. — № 8. — С. 3−11.
  82. Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений. Дисс. канд. социол. наук:22.00.01. СПб., 1993. — 171 с.
  83. Е.А. Социологические подходы к анализу общественных движений //Социс. 1990. — № 7. — С. 88−93.
  84. Ю., Фомин Э. Проблемы становления благотворительного сектора в Санкт-Петербурге //Благотворительные организации Санкт-Петербурга. -СПб., 1996.-106 с.
  85. В. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ. 1917−1996. Сыктывкар: СГУ, 1996. — 349 с.
  86. Л.Г. Основания социокультурного анализа. — М.: Изд. РГТУ, 1995. -151 с.
  87. История профсоюзов России: Этапы, события, люди /Под ред. Н. Н. Гриценко. М., 1999. — 591 с.
  88. Т. Критический взгляд на гражданское общество /http://www. Academy-go.ru/GrObsh/Publications/Aphayer.htm
  89. М.Г. Педагогические условия самореализации молодежи в общественных организациях. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Омск, 2000. — 160 с.
  90. Т.Г. Социальная активность женщин в российском обществе как предмет социопедагогического исследования: Дисс. д-ра пед. наук: 13.00.05. М.: МГУК, 1996. — 528 с.
  91. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. М., 1995. 135 с.
  92. Т.Г., Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю. Современная социокультурная лексика: Глоссарий для изучающих предметы прикладной культурологии. М.: МГУКИ, 2001. — 47 с.
  93. В.П. Некоторые современные проблемы интеграции бывших архивов КПСС в систему государственных архивов России //Информационный бюллетень (Архивы Казахстана). 1997. — № 2 (14).
  94. В.В. Основные функции гражданского общества //Проблемы формирования гражданского общества /Под ред. З. Т. Голенковой. М.: ИС РАН, 1993.- 159 с.
  95. В.В. Социальный диалог и социальное партнерство в переходном обществе. М., 1999. — 137 с.
  96. Дж., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь мир, 2003.-782 с.
  97. С.Э. Социальная философия: Уч. пособие. М.: ВЛАДОС, 2004.-412 с.
  98. Ю.Д. Основы теории культурно-просветительной работы: Уч. пособие. М.: МГИК, 1982. — 80 с.
  99. Кулик А. К методологии исследования гражданского общества в России /http:// www. Academy-go.ru/GrObsh/Publications/.htm
  100. Культурная политика России: История и современность. Два взгляда на одну проблему /Отв. ред. И. А. Бутенко. М.: Либерея, 1998. — 296 с.
  101. Е.Е. Формирование механизма социальной политики Российской Федерации: Тенденции и противоречия, 1990-е годы: Дис.. канд. ист. наук: 07.00.02.-Саратов, 1999−293 с.
  102. Культурно-досуговая деятельность: Уч. для ВУЗов культуры и искусства /Под ред. А. Д. Жаркова и В. М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. — 461 с.
  103. В.В. Становление многопартийности в России //Социально-политический журнал. — 1995. № 3.
  104. Л.А. Гражданское общество и демократическое государство: Истоки взаимодействия: Дис.. канд. филос. наук: 09.00.11. Саратов, 2000. — 149 с.
  105. Ленин и Сталин о профсоюзах: В 2-х т. М., 1940.
  106. В.И. Неоконченная статья о задачах профсоюзов. Декабрь 1918 — январь 1919 //Ленин и Сталин о профсоюзах: В 2 т. М., 1940. — Т. 2.
  107. В.И. Еще раз о профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибках тов. Троцкого и Бухарина // Ленин и Сталин о профсоюзах: В 2 т. -М., 1940.-Т. 2.
  108. В.И. О роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики // Ленин и Сталин о профсоюзах: В 2 т. М., 1940. -Т. 2.
  109. И.Г., Редюхин В. И. Взаимодействие власти и общественности для социально-экономического развития территории //Городское управление. 2001. — № 3. — С. 76−85.
  110. Т.Г. Церковные филантропические организации Тверской губернии в конце XIX начале XX в. //Общественные организации в политической системе России 1917−1918 гг.: Материалы конференции /Под общей ред. П. В. Волобуева. — М., 1991. — 147 с.
  111. М., Флямер М., Якимец В. Социальное партнерство. Заметки о формировании гражданского общества в России. М., 1996. — 115 с.
  112. Д. Профсоюзное движение в XX столетии и перспективы его развития. СПб., 2002. — 113 с.
  113. Дж. Философское наследие. Т.2. М.: Мысль, 1985. — 560 с.
  114. В.В. Общественные объединения как форма реализации конституционного права на объединение в РФ. Дисс. канд. юрид. наук: 12.00.02.-М., 2001.- 150 с.
  115. Е.А. Социокультурная специфика самоорганизации населения на территории: Дисс. канд. соц. наук: 22.00.06. Кемерово, 2000. — 153 с.
  116. Н.Ф. Очерки истории досуга 2. изд. — Казань: Медицина, 2003 — 125 с.
  117. Н.Ф. Гармония. Система. Специфика формы: Избр. лекции по курсу «Социально-культурная деятельность». Казань: Медицина, 2000. -72 с.
  118. Т.Д. Неправительственные организации в системе защиты прав и свобод человека. Дисс. д-ра юрид наук: 12.00.02. М., 1998. — 283 с.
  119. В.П., Холостова Е. Н. История социальной работы в России: Уч. пособие. М., 1998. 219 с.
  120. В.П., Холостова Е. Н. История социальной работы в России: Уч. пособие. М.: Маркетинг, 2002. — 342 с.
  121. Методология и методы социологических исследований: Итоги работы поисковых исследовательских проектов за 1992 -96 гг.: //Сб. /Под ред. О. М. Масловой. М.: ИС, 1996. — 139 с.
  122. Методы сбора информации в социологических исследованиях: Кн. 1. Социологический опрос /Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука, 1990.-231 с.
  123. А.В. Политические концепции альтернативных движений: Дисс. канд полит, наук: 23.00.02. М., 1998. — 120 с.
  124. В.А. Социальная политика: Уч.-метод. пособие. М.: Изд-во Росс. Акад. гос. службы, 1998. — 57 с.
  125. Е.М. Социально-культурная деятельность молодежных общественных объединений как фактор самореализации личности. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.05.-М.: МГУКИ, 2001.-210 с.
  126. И.М., Модель Б. С. Власть и гражданское сообщество России: от социального взаимодействия к социальному партнерству. Екатеринбург, 1998.- 155 с.
  127. И.М., Модель Б. С. Социальное партнерство в России //Социс. -2000. № 9. — С. 42−49.
  128. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: Социол. и антропол. анализ. Ин-т социологии РАН (Санкт-Петерб. фил.) и др. /Под ред. В. В. Костюшева. СПб.: Норма, 1999. — 303 с.
  129. Г. А. Мотивы и ценности участия в демократическом движении //Социологические исследования. 1993. — № 3. — С. 66−71.
  130. Р.Т. Политология: Уч. для студ. юридических и гуманитарных факультетов. М.: Приор, 2003. — 428 с.
  131. И.Н. Каким может быть социальное партнерство в России: Уч. материалы. М., 2000. — 46 с.
  132. М.П. Гражданское общество России и роль в его становлении общественных объединений. Дисс. канд. полит, наук: 23.00.02. М., 2001. -200 с.
  133. М.П. Гражданское общество России и роль в его становлении общественных объединений. М.: Леронис, 2001.-219 с.
  134. Е.Ю. Социальные институты кризисного общества: Проблемы ориентации личности. Дисс. канд. филос. наук: 09.00.11. -Волгоград, 1999. 111 с.
  135. Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. Челябинск, 2002.-170 с.
  136. С.В. Политические партии, общественно-политические движения, пресса, избиратель Западной Сибири: Проблемы взаимовлияния. 1988−1996 гг. Дисс. д-ра ист. наук: 07.00.02. Омск, 2000. — 476 с.
  137. Новые социальные движения в России: По материалам российско-французского исследования. -М.: Прогресс-Комплект, 1993.
  138. Общественные объединения и органы власти: правовая основа и опыт взаимодействия: Сб. /Под ред. Н. Ю. Беляевой. — М.: Международн. благотворит. Фонд полит. правовых исследований «Интерлигал», 1997. — 239 с.
  139. Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию /Отв. ред. В. В. Костюшев. М.: ИС РАН, 1999. — 171 с.
  140. Д.В. Психология современной российской политики: Хрестоматия для ВУЗов. М., Екатеринбург, 2001. — 649 с.
  141. Основные показатели социально экономического развития регионов РФ. /www://gks.ru/scrips/free.htm.
  142. Т. Система современных обществ. — М.: Аспект-пресс, 1998. -269 с.
  143. С.П. Корпорации, общество, государство: Эволюция отношений. — М.: Наука, 2003. 351 с.
  144. Политические партии России: история и современность: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конф. Янв. 2003 /Под ред. В. А. Власова. Пенза, 2003. — 93 с.
  145. Политология: Курс лекций /Отв. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 1996. -286 с.
  146. Предмет и функции социальной педагогики /Авт. колл.: В. Г. Бочарова, С. И. Григорьев, М. П. Гурьянова и др. Под общ. ред. акад. Г. Н. Филонова. — Тюмень, 1998.- 128 с.
  147. Н.Г., Давиденко Г. М. Основные общественные и другие некоммерческие организации Урала: В 7 т. Екатеринбург: Урал-эксперт, 1998.-Т. 1.-279 с.
  148. А.И. Современная социология организаций. М., 1996. — 295 с.
  149. А.И. Социология организаций. М., 1980. — 257 с.
  150. О.В. Общественные организации как субъект социальной работы. Дисс. канд. социол. наук: 22.00.06. — Екатеринбург, 2000. 164 с.
  151. А.А. Социология: Курс лекций. М.: Изд-во «Центр», 2001. -222 с.
  152. Ю.М. Гражданское общество как социокультурный феномен: Теоретико-методологическое исследование. Дисс. д-ра филос. наук в форме доклада: 09.00.11.-М., 1998.- 127 с.
  153. Ю.М. Гражданское общество как понятие //Соц.- гуманитарное знание. 2002. — № 2. — С. 140−157.
  154. Н.М. Социальные последствия экономической трансформации в России //Социс. 1997. — № 6. — С. 55−65.
  155. М. Публичная сфера как идеал политической культуры //Граждане и власть: проблемы и подходы. Серия «Studia politica». Выпуск 5. /Под ред. Г. М. Михалевой и С. И. Рыженковой. — М.-СПб.: «Летний сад», 2 001 173 с.
  156. П. Новый социальный вопрос: Переосмысливая государство всеобщего благосостояния. М.: Ad Marginem, 1997. — 188 с.
  157. Роль негосударственных организаций в переходе к демократическому обществу. Пути сотрудничества на европейском уровне: Материалы международной конференции TACIS, 1997.
  158. Л.М. Метаморфозы российской модели гражданского общества: Диалектика стихийного и сознательного //Социально-политический журнал. 1995. — № 3. — С. 37−44.
  159. О.В. Провинциальная культурная среда как фактор формирования досуга молодежи: Дисс. д-ра филос. наук: 24.00.01.-М.: МГУК, 1997.-340 с.
  160. В.Я. Профессиональные союзы России как социальный институт и организованная система. Дисс. д-ра социол. наук: 22.00.04. М., 2000. — 322 с.
  161. Т.А. Неформальные игровые объединения в структуре гражданского общества. Дисс. канд. социол. наук: 22.00.04. Казань, 1999. — 122 с.
  162. Г. Ю. Социальное партнерство как фактор политической стабилизации российского общества. Дисс. канд. полит, наук: 23.00.02. — М., 1993.- 155 с.
  163. Г. А. Культурная политика в социокультурном развитии региона: теоретические и практические аспекты: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.05. М.: МГУК, 1998. — 190 с.
  164. Современная российская идеология как система и политическая реальность //Политические исследования. 2001. — № 3. — С. 72−82.
  165. Социальное партнерство: Словарь-справочник /Под ред. П. Г. Бойдаченко. М., Экономика, 1999. — 236 с.
  166. Социальное согласие и толерантность в современном мире: Сб. ст. /Под ред З. Т. Голенковой и Г. М. Денисовского. Вып. 3. — М.: ИС РАН, 2002. -191 с.
  167. Социальное расслоение и социальная мобильность /Под ред. 3. Т. Голенковой. М.: Наука, 1999. — 191 с.
  168. Социология общественных движений: Концептуальные модели исследования 1989−1990гг. М.: ИС, 1992. — 148 с.
  169. А.Д. Легальные общественные организации в политической системе царской России //Общественные организации в политической системе России 1917−1918 гг.: Материалы конференции. М., 1991. — С. 1018.
  170. А.Д. История общественных организаций дореволюционной России: Уч. пособие. М.: МГИАИ, 1979. — 81 с.
  171. Ю.А. Деятельность клубов по организации массового самообразования трудящихся. М.: МГУК, 1987. — 64 с.
  172. Ю.А. Научно-методические основы культурно-просветительской работы. М.: МГУК, 1988. — 74 с.
  173. Ю.А. Социальная педагогика. М.: МГУК, 1998. — 144 с.
  174. Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики: Уч. пособие. М.: МГУК, 1999. — 200 с.
  175. А.Ю. «Демократия участия» в России» //Гражданское общество в России: перспективы XXI века. /Под ред. В. Г. Марахова. СПб., 2000. -264 с.
  176. В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности. СПб.: СПбГИК, 1992. — 80 с.
  177. В.Я. Игра как социокультурный феномен: Уч. пособие. СПб, 2003.-203 с.
  178. Г. Г. Типологический анализ в социологии. М.: Наука, 1993. -101 с.
  179. А.А. Коллективные действия в женском движении //"Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию». /Под ред. В. В. Костюшева. М.: ИС РАН, 1999.- 171 с.
  180. А.А. Женское движение второй волны //Введение в тендерные исследования. Ч. 1. /Под ред. И. Жеребкиной. — Харьков: ХЦВИ, С-Пб.: «Алетейя», 2001.-991 с.
  181. Э.П. Идеологические ценности основных демократических движений и партий современности: Опыт политологического анализа: Дисс. д-ра полит, наук: 23.00.02. СПб., 1995. — 399 с.
  182. Технологии социальной работы: Уч. пособие /Под ред. проф. Е. И. Холостовой. М.: Инфра-М, 2001. — 398 с.
  183. JI.H. Власть и оппозиция: взаимодействия, взаимоограничения, взаимоконтроль, коммуникация: Монография. — М.: Изд-во РАТС, 2004. 239 с.
  184. А. Демократия в Америке. Пер. с фр. М.: Прогресс, Литера, 1994.-559 с.
  185. .Т. Социология: Общий курс: Уч. пособие. М.: Прометей: Юрайт, 1999.-509 с.
  186. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества /Отв. Ред. З. Т. Голенкова. М.: ИС РАН, 1998. — 480 с.
  187. В.Е. История и теория социально-культурной деятельности. -СПБ.: Изд-во СПб гуманитарного ун-та профсюзов, 2000.-246 с.
  188. Тульский статистический ежегодник. 2001: Статистический сборник. — Тула, 2002.-581 с.
  189. А. Возвращение человека действующего. М.: Научный мир, 1998. — 203 с.
  190. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  191. А .Я. Культура как основа национальной идеологии России //Современные методы исследования культуры: Материалы науч.-методол. конф. преподавателей и стажеров ВШК. М., 26 янв. 1999 г. /Науч. ред. А. Я. Флиер. М., 2000. С. 15−25.
  192. Т.И. Социальная политика государства и общественно, политических органов в 20-е годы (на материалах Центрального региона
  193. России). Дисс. канд. ист. наук: 07.00.02. -М., 1994. -212 с.
  194. Н.Л. Социальное партнерство: императивы дня //Межсекторные взаимодействия: методология, технологии, правовые нормы, механизмы, примеры. Настольная книга 2001. /Под ред. Н.Л.
  195. JI.B. Некоммерческие организации в социально-культурной сфере. Дисс. канд. эконом наук: 08.00.01. СПб., 2000. — 139 с.
  196. И. Гражданское общество в подарок //Независимая газета. -2001.-13 сент.
  197. В. Гражданское общество: как оно формируется (и сформируется ли) в постсоветской России //МЭ и МО. 1997. — № 5. — С. 87−98.
  198. В. Гражданское общество: общие подходы //МЭ и МО. 1995. -№ 11.-С. 49−59.
  199. А.Ф. Глобализация социальной политики и российские реформы. М.: ИСП РАН, 2003. — 70 с.
  200. М.Ф. К проблеме эмпирических исследований гражданского общества //Проблемы формирования гражданского общества. /Под ред. З. Т. Голенковой. -М.: ИС РАН, 1993. 159 с.
  201. В.М., Чижиков В. В. Введение в социально-культурный менеджмент: Уч. пособие. М.: МГУКИ, 2003. — 382 с.
  202. В.М., Жаркова JI.C. и др. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Уч. пособие. — М.: МГУК, 1994.-110 с.
  203. О.Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.06. Кострома, 2000. — 182 с.
  204. Ю.Г. Власть и политическая оппозиция в современной России. -СПб., 1999.-258 с.
  205. С. Ф. Социальная активность и политика: Философско-политологический анализ взаимодействия. Дисс. канд. филос. наук: 09.00.10.-М., 1999.- 150 с.
  206. Е.С. Городские общественные движения на разных фазах развития гражданского общества: Сравнительный анализ жилищного движения в России и за рубежом: Дисс. д-ра полит, наук: 23.00.02. М., 2001.-385 с.
  207. Г. Цивилизованное гражданское общество: о новом определении задач государства и общества /http:// www. Academy-go.ru/GrObsh/Publications.html.
  208. А.В. Гражданское общество: социально-политические проблемы становления. Дисс. канд. полит, наук: 23.00.02. М., 2001.-181 с.
  209. Д.В. Общественные объединения и гражданское общество в Российской Федерации //Государство и право на рубеже веков: Проблемы теории и истории. М., 2001. — С. 38−42.
  210. В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Академкнига, 2003. -595 с.
  211. Ц.А. Общественные организации в политической системе: Аспекты взаимодействия с партией, государственными органами, трудовыми коллективами. М.: Наука, 1984. — 272 с.
  212. О.Н. Экологическое движение в России: Критический анализ. — М.:ИС РАН, 1996.-216 с.
  213. Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М.: МГУКИ, 2000. — 204 с.
  214. Castells M. The City and Grassroots. A Crosscultural Theory of Urban Social movement. L.: Edward Arnold, 1983. — 198 p.
  215. Cohen J.L. Class and civil society: The limits of marxian crit. theory //Amherst: Univ. of Massachusetts press, 1982 XIII, — 264 p.
  216. Diani M. The Concept of Social Movement //Sociological Review. Vol. 40. -No. 1. — 1992.
  217. Diversity and its discontents: Cultural conflict a. common ground in contemporary Amer. soc. //Ed. by Neil J. Smelser a. Jeffrey C. Alexander //Princeton (N. J.): Princeton univ. press, 1999 VIII, — 320 p.
  218. Drucker P. The Age of Social Transformation //The Atlantik Monthly. 1994. — November.
  219. Drucker P. F. Post-capitalist society //Oxford: Butterworth Heinemann, 1993 -VI, 204 p.
  220. Fowler A. Civil society, NGDOs and social development: changing the rules of the game //Geneva: UN Research inst. for social development, 2000 XI, — 70 p.
  221. Eyerman, R. False consciousness and ideology in marxist theory. Stockholm: Atlantic Highlands (N. J.): Almqvist & Wiksell intern.: Humanities press, 1981. -319 p.
  222. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge, 1989. — 301 p.
  223. Methods of social movement research //Bert Klandermans a. Suzanne Staggenborg, ed. Minneapolis- London: Univ. of Minesota press, 2003 XX, -382 p.
  224. Munch R. Die Entfaltung der gesellschaftlichen Kommunikation /Richrd Munch Dynamik der Kommunikationsgesellschaft. Перевод на сайте http://www.academy-go.ru ./Site/GrObsh/Publications.html
  225. National News Service, http: www.nns.ru /analytdoc /otch5 .htm
Заполнить форму текущей работой