Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанные нами педагогическая программа «Профориентационная работа в школе» и организационно-педагогические условия: использование средств социально-культурной деятельности, позволяющих наиболее эффективно осуществлять профориентацию старшеклассниковвыявление и учет факторов, способствующих оптимизации процесса профориентационной деятельности со старшеклассникамиудовлетворение интересов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к профориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности. ^
    • 1. 1. Проблема профориентации старшеклассников на современном этапе развития общества. ^
    • 1. 2. Сущность и специфика организации профориентации старшеклассников средствами социально-культурной ^ ^ деятельности
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по профориентации старшеклассников средствами социально-культурной ^ деятельности
    • 2. 1. Экспериментальное изучение особенностей сформированности профессиональной ориентации ^ старшеклассников школ Омской области
    • 2. 2. Организационно-педагогические условия профориентации 92 старшеклассников средствами социально-культурной деятельности

Организационно-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сегодня предельно возрастают динамика и масштабы перемен, темп современной жизнименяется характер подготовки подрастающего поколения к выбору профессии. Новому поколению предстоит не только освоить готовое решение учебных задач, но и развить свои творческие способности к самостоятельному движению, к успеху.

Унификация жизни, гипертрофия массовой культуры, формирование необъективного общественного мнения, подавление индивидуальных качеств личности привели к созданию неадекватных условий для жизненного и профессионального самоопределения.

В мире, который «всегда нов», для молодых людей необходимо приобретение навыков эффективной деятельности, обеспечивающей личный успех в условиях конкуренции, что становится важным условием дальнейшей социализации подрастающего поколения. Потребность общества заключается в более качественной подготовке подрастающего поколения к преобразовательной деятельности за счёт повышения интеллектуального и духовного содержания.

Тем не менее, многочисленные социологические, педагогические и психологические исследования свидетельствуют о растерянности молодого поколения, неопределенности дальнейшего жизненного выбора.

В выступлении Президента Российской Федерации В. В. Путина на расширенном заседании государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года» было подчеркнуто, что политика государства в настоящее время и в перспективе будет направлена на развитие человека во всех его проявлениях, и особенно на удовлетворение его экономических, культурных и образовательных потребностей. Таким образом, Президент дал понять, что культурные ресурсы являются важным фактором не только в социальной сфере, но и в управлении, экономике и политике, поэтому в последующем культура должна быть действенным инструментом изменения качества жизни общества.

На государственном уровне сегодня принята и реализуется Федеральная целевая программа «Культура России (2006—2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 года № 740. Непосредственно в Омской области принято Постановление от 12 июля 2006 № 95-п «О концепции приоритетного регионального проекта „Культура Омской области“ на 2006 — 2008 годы».

В связи с этим в процессе рассмотрения многообразных аспектов феномена профессиональной подготовки особую значимость приобретает проблема использования потенциала социально-культурной деятельности. Поскольку современная система профессиональной подготовки ориентируется на социальную дифференциацию общества, создавая возможности для обучения самых широких слоев населения, значение социально-культурной деятельности в решении этой проблемы неуклонно возрастает.

Социально-культурная деятельность, на наш взгляд, является одной из наиболее значимых сфер для старшеклассников и обладает мощным потенциалом в области подготовки подрастающего поколения к выбору профессии.

Однако в настоящий период возможности социокультурной деятельности в решении этой проблемы учитываются в недостаточной степени, мало обращается внимание на культурную составляющую досуга старшеклассников.

Все это актуализирует поиск путей использования социально-культурной деятельности в профориентационной деятельности со старшеклассниками, определении социально-культурных условий ее организации.

Научная разработанность проблемы.

Проблема обеспечения оптимальных организационно-педагогических условий профориентации не раз становилась объектом научного анализа. Различные её аспекты отражены в трудах отечественных теоретиков культуры (П.Р.Атутова, Ю. К. Бабанского, И. П. Волкова, А. А. Вайсбург, Э. П. Виткене, Н. М. Геновой, А. И. Голомштюк, В. С. Гончаровой, Э. А. Голубевой, С. Н. Данакин, В. М. Дёмина, МЛ. Ильина, В. М. Мильтер, Е. Б. Плохотнюк, К. К. Платонова, Д. Б. Перчик, А. Б. Федоршина и др.).

Изучению проблем профориентации подрастающего поколения посвящено значительное число исследований, направленных на разработку эффективности, выявление особенностей и закономерностей данного процесса (Е.М.Борисова, К. М. Гуревич, Е. А. Климов и т. д.), тем не менее, большинство из них представляют действительную картину жизни подрастающего поколения в сравнительно стабильном обществе.

Вопросам подготовки конкурентоспособного специалиста в сфере культуры и искусства посвящены работы Ф. С. Верховода, Т. Г. Гороховой, Н. А. Иванова, М. П. Ильиной, Т. К. Киселёвой, Т. В. Ковтун, С. И. Курганского, Н. Ф. Максютинай, И. М. Миргалимова, В. Е. Новаторова, Г. Н. Новиковой, М. Л. Нюшенковой, С. Ю. Рыбина, Е. А. Сергеева, Л. В. Слуцкой, Г. С. Тихоновской, В. В. Туева, П. П. Терехова, С. В. Цыгановой, С. В. Чуриловой, Ф. Ш. Шарипова, К. П. Ягодовского и др.

Среди работ, посвящённых общим вопросам развития культурологического образования, выделяются работы Г. И. Анашкиной, М. Ж. Арстановой, С. И. Анильева, Р. Бёрнс, В. Ю. Большакова, О. Г. Богдановой, Ф. С. Верховода, Э. Д. Емелина, Н. Я. Лониной, Г. З. Никитиной, Р. А. Низамова, П. П. Терехова, В. П. Фомина и др.

Проблемы профориентационной деятельности старшеклассников рассматривались с позиции социально-культурных идей В. П. Беспалько, Г. Г. Волощенко, В. С. Гончаровой, Е. И. Григорьевой, М. И. Долженковой, Е. В. Литовкиным, Э. А. Орловой, В. В. Туевым, Н. Н. Ярошенко и др. Таким образом, изучению проблемы профессиональной ориентации 1 посвящено значительное число работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен.

Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, в решении вышеуказанной проблемы отсутствуют научные исследования, в которых определены организационно-педагогические условия профориентационной ориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности.

Таким образом, актуальность данной проблемы определяется противоречиями между:

— потребностью общества в поисках различных подходов к профориентации старшеклассников и недостаточной разработанностью теоретических положений, обеспечивающих профориентацию подрастающего поколения в принципиально изменившихся современных условияхнеобходимостью разработки благоприятных условий для профориентации старшеклассников и недостаточной научной обусловленностью ее организации;

— имеющимся потенциалом социально-культурной деятельности в профориентации старшеклассников и недостаточным его использованием в решении данной проблемы.

Вышеуказанные противоречия обусловили актуальнейшую педагогическую проблему: каковы организационно-педагогические условия профориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности.

В качестве объекта исследования выступает профориентация старшеклассников.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников с использованием разнообразных средств социально-культурной деятельности, обеспечивающие ее результативность.

Целью исследования является обоснование и разработка организационно-педагогических условий профессиональной ориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности.

Поставленная цель потребовала решения ряда задач:

1. В процессе изучения теоретических источников проанализировать проблему диссертационного исследования и на этой основе определить специфику и сущность профориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности.

2. Определить организационно-педагогические условия организации профессиональной ориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности.

3. Изучить особенности сформированности профессиональной ориентации старшеклассников школ Омской области.

4. Разработать программу, позволяющую целенаправленно осуществлять профориентационную деятельность со старшеклассниками средствами социально-культурной деятельности.

5. Осуществить опытно-экспериментальную работу по реализации организационно-педагогических условий организации профессиональной ориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профессиональная ориентация в школах будет наиболее эффективной, если будут: использованы разнообразные средства социально-культурной деятельности, позволяющие наиболее эффективно осуществлять профориентацию старшеклассников;

— выявлены и учтены факторы, способствующие оптимизации процесса профориентационной деятельности со старшеклассниками;

— удовлетворены интересы учащихся старших классов с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей;

— осуществлено включение учащихся в общественную, художественно-творческую, культурно-досуговую деятельность;

— учтены добровольность при выборе рода занятий и степень активности при осуществлении профориентационной деятельности;

— осуществлено целевое воздействие на личность при ее активной включённости в социально-культурную деятельность на основе разработанной нами педагогической программы, предполагающей использование различных средств социально-культурной деятельности.

Теоретико-методологическую основу работы составили: учение о влиянии социально-культурной деятельности на профориентационный процессконцептуальные философские и педагогические положения об активности личности в системе социальных отношений, о целенаправленном познании человеком окружающего мира и творческом освоении его, о духовных потребностях развивающейся и обучающейся личности.

В основу исследования была положена научная концепция деятельностного подхода, включающая интеллектуальные и творческие аспекты формирования личности старшеклассника в неразрывном единстве. Огромное значение для нашей работы имели труды теоретиков в области социально-культурной деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки исходного предположения были использованы адекватные объекту и предмету исследования методы, включающие: теоретические — изучение философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, анализ нормативно-правовых документовсравнительно-сопоставительный метод, систематизация, прогнозирование, планированиеэмпирические — наблюдение, опрос, групповые и индивидуальные беседы, обобщение практического опыта, математические методы обработки полученных данных.

База исследования. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы№ 37 г. Омска, «Южной средней общеобразовательной школы» Павлаградского р-она, Омской области, ГОУ «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», ГОУ СПО «Омский областной колледж культуры и искусства».

На различных этапах в экспериментальном исследовании приняли участие 494 человека (246 в социологическом опросе, 248 непосредственно в педагогическом эксперименте).

Исследование проводилось в течение 2002 — 2009 гг., в три этапа.

Первый этап (2002 — 2004 гг.) предусматривал изучение и анализ философской, психологической, социологической и педагогической литературы с целью теоретического анализа состояния проблемы. Происходила разработка программы, инструментария и методики исследования. На основе анализа документов, периодической печати, монографий и других научных публикаций по интересующей проблеме была сформирована теоретическая часть диссертационного исследования.

На втором, констатирующем этапе (2005 — 2006 г. г.) было зафиксировано влияние объективных и субъективных факторов на процесс формирования профориентации старшеклассников, а также степень реализации средств социально-культурной деятельности как «инструмента» профессиональной ориентации на практикеосуществлена логическая и структурная обработка исследовательских материалов, что позволило в дальнейшем разработать специальную программу экспериментальной работы, включающую разделы, в которых предусмотрены поиски новых путей профориентационной ориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности.

На третьем этапе (2007 — 2009 г. г.), носившем формирующий характер, проводилась опытно-экспериментальная работа по внедрению разработанной нами программы «Мой выбор» в учебно-воспитательный процесс школы. Уточнялись основные выводы, осуществлялась проверка исходной гипотезы и конкретных результатов опытно-экспериментальной работы. По всем разделам экспериментальной программы анализировались полученные данные, подводились итоги.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Доказано, что социально-культурная деятельность имеет большой потенциал в осуществлении профориентационной деятельности со старшеклассниками.

2. Обоснована педагогическая сущность профессиональной ориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности, представляющая собой целенаправленный планомерный педагогический процесс, направленный на информирование старшеклассников в области существующих профессий и на дальнейшее развитие их склонностей, а также на повышение мотивации к овладению конкретной профессией, обеспечивающий стремление к культуротворческой деятельности и непрерывное самосовершенствование в рамках свободного времени.

3. Выявлена специфика профессиональной ориентации учащихся средствами социально-культурной деятельности, заключающаяся в особом потенциале средств социально-культурной деятельности, позволяющем воздействовать на сознание и поведение старшеклассников, расширяя их кругозор, преобразуя интересы и формируя активное отношение к освоению конкретной профессии.

4. Определены организационно-педагогические условия, учет которых позволяет эффективно осуществлять профессиональную ориентацию в школах: использованы средства социально-культурной деятельности, позволяющие наиболее эффективно осуществлять профориентацию старшеклассников;

— выявлены и учтены факторы, способствующие оптимизации процесса профориентационной деятельности со старшеклассниками;

— удовлетворены интересы учащихся старших классов с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей;

— осуществлено включение учащихся в общественную, художественно-творческую, культурно-досуговую деятельность;

— учтены добровольность при выборе рода занятий и степень активности при осуществлении профориентационной деятельности;

— осуществлено целевое воздействие на личность при ее активной включённости в социально-культурную деятельность на основе разработанной нами педагогической программы, предполагающей использование различных средств социально-культурной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению поиска средств осуществления профориентационной деятельности в школе, в частности, потенциала социально-культурной деятельности.

В диссертации обобщены педагогические концепции и положения о методологических и технологических основах профориентационной деятельности в школе с помощью социально-культурной деятельности.

Выявленные сущностная характеристика и специфика профессиональной ориентации учащихся средствами социально-культурной деятельности дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией о возможностях использования средств социально-культурной деятельности в процессе профориентации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют более эффективно осуществлять процесс профориентации школьников.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать научно-обоснованные выводы и рекомендации по использованию средств социально-культурной деятельности в процессе профориентации старшеклассников.

Разработанная авторская педагогическая программа «Мой выбор» с использованием средств социально-культурной деятельности может послужить основой для совершенствования процесса профориентации и способствовать самоопределению старшеклассников при выборе своей будущей профессии.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания дисциплин специального блока и окажутся полезными для практиков социально-культурной деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечены:

— их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями различных областей знания;

— целенаправленным анализом педагогической практики;

— применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования;

— количественной и качественной обработкой репрезентативного материалавзаимопроверкой полученных результатов;

— адекватностью методов исследования его целям и задачамсогласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическая сущность профессиональной ориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности, которая представляет собой целенаправленный планомерный педагогический процесс с использованием многообразных средств социально-культурной деятельности, направленный на информирование старшеклассников и на дальнейшее развитие их склонностей, а также на повышение мотивации к овладению конкретной профессией, обеспечивающий стремление к культуротворческой деятельности и непрерывное самосовершенствование в рамках свободного времени.

2. Специфика профессиональной ориентации учащихся средствами социально-культурной деятельности, которая заключается в особом потенциале средств социально-культурной деятельности, позволяющем воздействовать на сознание и поведение старшеклассников, расширяя их кругозор, преобразуя интересы и формируя активное отношение к освоению конкретной профессии.

3. Совокупность организационно-педагогических условий, способствующих эффективному осуществлению профориентации в школах: использование средств социально-культурной деятельности, позволяющих наиболее эффективно осуществлять профориентацию старшеклассников;

— выявление и учет факторов, способствующих оптимизации процесса профориентационной деятельности со старшеклассниками;

— удовлетворение интересов учащихся старших классов с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей;

— включение учащихся в общественную, художественно-творческую, культурно-досуговую деятельность;

— учет добровольности при выборе рода занятий и степени активности при осуществлении профориентационной деятельности;

— осуществление целевого воздействия на личность при ее активной включённости в социально-культурную деятельность на основе разработанной нами педагогической программы, предполагающей использование различных средств социально-культурной деятельности.

4. Разработанная авторская педагогическая программа «Мой выбор» с использованием средств социально-культурной деятельности может послужить основой для совершенствования процесса профориентации старшеклассников.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические положения и выводы диссертации были изложены в ряде опубликованных статей. Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры социально-культурной деятельности Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.

Апробация работы осуществлялась посредством: -отражения результатов исследования в публикациях: «Профориентация и профотбор молодёжи на творческие профессии» Омск 2007г- «Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения» Омск 2007 г, «Методика реализации комплексной программы по формированию профориентации на социокультурные ценности в процессе профессионального становления будущих специалистов» Омск 2008г- «Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи» Омск 2008г- «Выбор профессии как социальная проблема» Омск 2008 г,"Профориентационный потенциал технологий социальнокультурной деятельности" Тамбов 2009г- «Личность школьника в системе управления профессиональной ориентацией» Омск 2009 г;

— выступлений: на Всероссийской научно-практической конференции «Образование в пространстве культуры (17−18 ноября 2006 г.) с сообщением «Влияние социально-культурных технологий на профориентационный процесс в колледжах культуры и искусств" — «Науки о культуре — шаг в XXI век (9−10 декабря 2007 г.) с сообщением «Культура и новые технологии" — «Молодёжь и ценности современного общества» (16−17 февраля 2006 г.) с сообщением «Молодёжь как стратегический ресурс развития современного общества" — «Молодёжь, наука, культура: исследования и инновации» (14 апреля 2006 г.) с сообщением «Внедрение новых технологий и инноваций как фактор привлечения молодых в сферу культуры" — «Сохранение и развитие русской культуры: семья, язык, общество» (23−24 октября 2008 г.) с сообщением «Русская культура в системе образования: проблемы преемственности и векторы взаимодействияна научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов кафедры культурно-досуговой деятельности Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского «Роль социально-культурной технологии в формировании специалиста СКД» с докладом «Пути повышения роли социально-культурной технологии в подготовке специалиста социально-культурного профиля в колледжах культуры и искусств».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Выводы по П главе.

1. В результате проведенного социологического опроса было выявлено, что многие старшеклассники не определились с выбором профессии. В случаях, когда профессия выбрана, не всегда выбор обосновывается объективно.

2. Нами был изучен рынок труда в социально-культурной сфере Омской области и выявлены профессии, на которые в дальнейшем необходимо сориентировать старшеклассников.

3. Полученные данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне сформированное&tradeпрофессиональной ориентации старшеклассников, что позволило придти к выводу о необходимости разработки и реализации педагогической программы с использованием средств социально-культурной деятельности, позволяющей осуществлять эффективную профориентацию старшеклассников.

4. Разработанные нами педагогическая программа «Профориентационная работа в школе» и организационно-педагогические условия: использование средств социально-культурной деятельности, позволяющих наиболее эффективно осуществлять профориентацию старшеклассниковвыявление и учет факторов, способствующих оптимизации процесса профориентационной деятельности со старшеклассникамиудовлетворение интересов учащихся старших классов с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностейосуществление включения учащихся в общественную, художественно-творческую, культурно-досуговую деятельностьучет добровольности при выборе рода занятий и степень активности при осуществлении профориентационной деятельностиосуществление целевого воздействия на личность при ее активной включённости в социально-культурную деятельность на основе разработанной нами педагогической программы, предполагающей использование различных средств социально-культурной деятельности способствовали повышению уровня сформированности профессиональной ориентации старшеклассников. Все это полностью подтвердило правомерность выдвинутой нами ранее гипотезы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Унификация жизни, гипертрофия массовой культуры, формирование необъективного общественного мнения, подавление индивидуальных качеств личности привели к созданию неадекватных условий для жизненного и профессионального самоопределения.

Новому поколению предстоит не только освоить готовое решение учебных задач, но и развить свои творческие способности к самостоятельному движению, к успеху.

Тем не менее, многочисленные социологические, педагогические и психологические исследования свидетельствуют о растерянности молодого поколения, неопределенности дальнейшего жизненного выбора.

В связи с этим в процессе рассмотрения многообразных аспектов феномена профессиональной подготовки особую значимость приобретает проблема использования потенциала социально-культурной деятельности. Поскольку современная система профессиональной подготовки ориентируется на социальную дифференциацию общества, создавая возможности для обучения самых широких слоев населения, значение социально-культурной деятельности в решении этой проблемы неуклонно возрастает.

Социально-культурная деятельность, на наш взгляд, является одной из наиболее значимых сфер для старшеклассников и обладает мощным потенциалом в области подготовки подрастающего поколения к выбору профессии.

Однако в настоящий период возможности социокультурной деятельности в решении этой проблемы учитываются в недостаточной степени, мало обращается внимание на культурную составляющую досуга старшеклассников.

Все это актуализирует поиск путей использования социально-культурной деятельности в профориентационной деятельности со старшеклассниками, определении социально-культурных условий ее организации.

Целью исследования является обоснование и разработка организационно-педагогических условий профессиональной ориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности.

Достижение основной цели диссертации было связано с последовательным решением нескольких задач.

Для решения первой задачи, связанной с определением сущности и специфики профориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности были проанализированы и обобщены основные подходы к проблеме.

Анализ современных подходов к исследуемой проблеме, привел нас к выводу, что на современном этапе развития нашего общества проблема управления выбором трудовой сферы деятельности личности является очень актуальной. Возрастающее значение профессиональной ориентации старшеклассников предполагает создание современной научной системы управления этим процессом.

Выбор способов управления профориентацией находится в зависимости от факторов, определяющих отношение человека к труду: социально-экономической структурой общества, технологическими или функциональными ррс^нррртями содержания того или иного конкретного вида труда, псцходого-педагогическ^м воздействием на личность, г ' м ! предполагающим формирование у старшеклассника определённых мотивов профессионального самоопределения, интересов, склонностей, способностей, мировоззрения, волевых качеств и пр. Управление профориентацией должно носить целостный системный характер, осуществляться по определённой программе, предусматривающей достижение заданной цели, учёт исходного уровня профессионального самоопределения и его переходные состояния, возможность корректировки профориентационных воздействий на личность на основе получаемой информации о функционировании системы профориентации.

Профессиональное самоопределение характеризуется системой ценностных ориентаций по отношению к профессиям, в которых проявляются интересы, склонности, потребности, убеждения, идеалы личности. Особенно важное значение приобретает правильное соотношение между притязаниями человека, его самооценкой и его возможностями, а также соотношение между самооценкой и оценкой окружающих.

Социально-культурная деятельность является мощным средством воздействия на личность, ее мировоззрение, содействующим формированию мотивов, ценностей, установок и т. п.

Нами выявлена педагогическая сущность профессиональной ориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности, представляющая собой целенаправленный планомерный педагогический процесс с использованием многообразных средств социально-культурной деятельности, направленный на информирование старшеклассников и на дальнейшее развитие их склонностей, а также на повышение мотивации к овладению конкретной профессией, обеспечивающий стремление к культуротворческой деятельности и непрерывное самосовершенствование в рамках свободного времени.

Кроме того, нами определена специфика профессиональной ориентации учащихся средствами социально-культурной деятельности, заключающаяся в особом потенциале средств социально-культурной деятельности, позволяющем воздействовать на сознание и поведение старшеклассников, расширяя их кругозор, преобразуя интересы и формируя активное отношение к освоению конкретной профессии.

Мы разработали совокупность организационно-педагогических условий, способствующих эффективному осуществлению профориентации в школах:. использование средств социально-культурной деятельности, позволяющих наиболее эффективно осуществлять профориентацию старшеклассников;

— выявление и учет факторов, способствующих оптимизации процесса профориентационной деятельности со старшеклассниками;

— удовлетворение интересов учащихся старших классов с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей;

— включение учащихся в общественную, художественно-творческую, культурно-досуговую деятельность;

— учет добровольности при выборе рода занятий и степени активности при осуществлении профориентационной деятельности;

— осуществление целевого воздействия на личность при ее активной включённости в социально-культурную деятельность на основе разработанной нами педагогической программы, предполагающей использование различных средств социально-культурной деятельности.

Теоретический анализ литературных источников потребовал экспериментальной проверки сделанных выводов на практике.

Наше исследование было направлено на изучение уровня сформированности профессиональной ориентации старшеклассников, на разработку и апробирование педагогической программы с использованием средств социально-культурной деятельности, позволяющей достичь поставленной цели.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2005;2009 гг.

Всего исследованием было охвачено 494 учащихся старших классов (X-XI классов) школ г. Омска и Омской области.

Были поставлены следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

1. Подобрать методики, адекватные задачам исследования, и с их помощью выявить направленность профессиональных интересов, жизненных планов, уровня притязаний, трудовой мотивации и жизненных ценностей старшеклассников, а также провести количественную оценку сформированности профессиональной ориентации старшеклассников (констатирующий эксперимент).

2. Изучить рынок труда в социально-культурной сфере Омской области и выявить профессии, на которые в дальнейшем необходимо ориентировать старшеклассников.

3. Разработать и реализовать педагогическую программу с использованием средств социально-культурной деятельности, позволяющую осуществлять эффективную профориентацию старшеклассников.

4. Используя методики, применяемые в констатирующем эксперименте, провести повторное изучение сформированности профессиональной ориентации старшеклассников после проведения целенаправленной педагогической работы по авторской программе.

5. Провести количественную и качественную обработку полученных данных, сравнить их и сделать итоговые выводы.

С целью выявления направленности профессиональных интересов, жизненных планов, уровня притязаний, трудовой мотивации и жизненных ценностей, нами было проведено социологическое исследование среди учащихся старших классов школ Омской области. В опросе приняли участие 246 учащихся старших классов (X-XI классов) школ г. Омска и Омской области.

Старшеклассникам было предложено ответить на ряд вопросов разработанного нами опросника «Профессиональная ориентация».

В результате проведенного социологического опроса было выявлено, что многие старшеклассники не определились с выбором профессии. В случаях, когда профессия выбрана, не всегда выбор обосновывается объективно.

Нами был изучен рынок труда в социально-культурной сфере Омской области и выявлены профессии, на которые в дальнейшем необходимо сориентировать старшеклассников.

Полученные данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности профессиональной ориентации старшеклассников, что позволило придти к выводу о необходимости разработки и реализации педагогической программы с использованием средств социально-культурной деятельности, позволяющей осуществлять эффективную профориентацию старшеклассников.

Разработанные нами педагогическая программа «Профориентационная работа в школе» и организационно-педагогические условия: использование средств социально-культурной деятельности, позволяющих наиболее эффективно осуществлять профориентацию старшеклассниковвыявление и учет факторов, способствующих оптимизации процесса профориентационной деятельности со старшеклассникамиудовлетворение интересов учащихся старших классов с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностейосуществление включения учащихся в общественную, художественно-творческую, культурно-досуговую деятельностьучет добровольности при выборе рода занятий и степень активности при осуществлении профориентационной деятельностиосуществление целевого воздействия на личность при ее активной включённости в социально-культурную деятельность на основе разработанной нами педагогической программы, предполагающей использование различных средств социально-культурной деятельности способствовали повышению уровня сформированности профессиональной ориентации старшеклассников. Все это полностью подтвердило правомерность выдвинутой нами ранее гипотезы исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , JI.А. Социология досуга: Учеб. пособие / JI.A. Акимова М.: МГУКИ, 2003. — 124 с.
  2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности/ Ред. кол. Т. Г. Киселева (отв. ред.), Б. Г. Мосалев, Ю. А. Стрельцов: Сб. статей. -М.: МГУКИ, 1995.- 121 с.
  3. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев.- Л., 2004.- 244 с.
  4. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев.- Л.: Издательство ЛГУ, 1968.- С.76−88.
  5. , Г. И. Задачи профессиональной ориентации будущих работников культуры. / Г. И. Анашкина. ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1983.- 69 с.
  6. , С.И. Специалист культуры XXI века: профессионализм, творчество, духовность. / С. И. Анильев. С.116- 120.
  7. , М.А. Прикладная культурология. 2-е изд., испр и доп. — СПб.: ЭГО, 2001.- 251 с.
  8. , А. И. Введение в культурологию Текст. / А. И. Арнольдов. — М.: Педагогика, 1993. — 178 с.
  9. , М.Ж. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии / М. Ж. Арстанов, П. И. Пидкасистый.- Алма-Ата, 1980.-С.75−94.
  10. , В.Г. Самосознание личности / В. Г. Афанасьев.- М.: Изд-во МГУ, 2005. 286 с.
  11. Ахмедин, 3. О некоторых особенностях выбора профессии школьниками // Профессиональная ориентация и консультация молодёжи. Киев, 1966.- С.27−34.
  12. , Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры / Н. К. Бакланова. М.: МГИК, 1994. — 120 с.
  13. , JI. А. Социокультурные основания педагогической деятельности Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Л. А. Беляева. — Екатеринбург, 1994. — 38 с.
  14. , Р. Развитие Я концепции и воспитание.- М., 1986.147с.
  15. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько.- М., 1989.- 378 с.
  16. , О.Г. Развитие творчества студентов как педагогическая проблема в вузах развитых стран. Под науч.ред. В. И. Андреева, М. Г. Гарунова. / О. Г. Богданова, В. П. Барабаш, В. М. Маршева, Н. П. Обухова. М., 1988. — С.83−88.
  17. , В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. / В. Ю. Большаков. М., 2000.- С. 12−46.
  18. , Е.М. Из опыта работы психологической консультации по вопросам профориентации учащихся // Вопросы психологии. 1985. — № 5.- С. 87- 89.
  19. , Л.В. Влияние семьи на профессиональную ориентацию учащихся // Формирование профессиональной направленности учащихся. Минск, 1985.- С. 46- 54.
  20. , А.А. Цель осознанный выбор профессии // Школа и производство, 1987, 3 5. -С. 13- 35.
  21. , А.В. Вопросы психологии / А. В. Веденов. М ., 1956.142с.
  22. , А.В. Личность как предмет психологической науки. «Вопросы психологии», 2004, № 1.- 58с.
  23. , К.В. Пути интенсификации научно—творческой деятельности будущих специалистов в вузе: Методические рекомендации для руководителей системы НТТУМ.- М., 1990.- 302 с.
  24. , Ф.С. Развитие культурологического образования в системе подготовки специалистов социально-досуговой сферы.
  25. Автореф.дис.канд.пед.наук./ Карачаево-Черкесс. гос. пед. университет.-Карачаевск, 2002.- 22с.
  26. , А.Ю. Индивидуальная профконсультация как межличностное взаимодействие / А. Ю. Винокур, А. Б. Федоршин // Вопросы психологии, 1985, № 6. С.76- 77.
  27. , Э.П. Факторы адаптации молодых специалистов в клубных учреждениях. ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1983.-С.47−86.
  28. , И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982.- 144с.
  29. Волощенко, Г. Г. Пути повышения эффективности педагогического руководства досугом молодёжи в клубе: Автореф. Дис. канд. пед. наук. / ЛГИК Л, 1977. — 14с.
  30. Вопросы профконсультации и отбора. Л., 1928.-С.110.
  31. Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: Материалы регион. Науч.- практ. конф. (2−16- 17 апр. 2002- Атутов П. Р., Бабанский Ю. К. Воронеж.гос.ун-та.- Воронеж, 2002.-194с.
  32. Время культуры и культурное пространство. Сб. тез. докл. междунар.науч.- практ. конф. (11- 13 дек. !999- Москва). М, 2000.- 350с. Газеев, А. А. Взаимосвязь профотбора и обучения. 1987. № 7. — С. 71- 74.
  33. , С.Г. К построению теорий профессиональной консультации // Профессиональная ориентация и консультация молодёжи. Киев, 1966.- С. 5- 8.
  34. , А.Е. Выбор профессии и формирование личности школьника. М., 1979.- 160с.
  35. , Э.А. Способности и индивидуальность.- М., 1993.-С.72−96.
  36. , B.C. О формировании организаторских способностей в процессе преподавания специальных дисциплин. ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1983.-104с.
  37. , Е.И. Методика организации детского и юношеского творчества / Е. И. Григорьева. — Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997.-48с.
  38. , Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб.- метод, пособие / Е. И. Григорьева. — Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. 24 с.
  39. , С.Г. Новые информационные технологии.- М.: Мысль, 1995.- 95с.
  40. , В.Г. Современные технологии. / В. Г. Гульчевская, Н. Е. Гульчевская Ростов н /Д: Изд-во РИПКиПРО, 1999.- С.29−50.
  41. , К.М. Профессиональная пригодность и проблема закрепления кадров // Вопросы теории и практики профориентации. М., 1972.-С. 69- 76.
  42. , К.М. Психология творчества.-Киев, 1978.-С. 28−41.
  43. , В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка» (т. 1−4, 1863- 66).
  44. , С.Н. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 2004. Т.1- 408с.
  45. , В.М. Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке?- М., 2003.- 28с.
  46. , М.А. Психологический отбор как фактор оптимизации системы «человек — профессиональная среда» // Задачи и методы профессиональной психодиагностики. Киев, 1981.- С. 43 — 46.
  47. , О. Новые методы и технические средства в вузовской дидактике/ О. Долженко, Л. В. Лоскутникова, Ф. Янушкевич // Современная высшая школа. 1982. № 2.-152с.
  48. Досуг: вопросы теории и социальной технологии: Сб.ст. / Под ред. проф. В. В. Туева — Кемерово: КГИК, 1995.- 106с.
  49. , B.C. Инновационные технологии.- М., 2004.-278 с.
  50. , Э.Д., Мильтер В. М. Содержание культурологической подготовки социального педагога в среднем профессиональном учебном заведении гуманитарного профиля: Автореф.дис.канд.пед.наук / Инт.сред.спец.образования РАО- Казань, 1997.- 166с.
  51. , А. Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен Текст. / А. Д. Жарков // Вестник МГУКИ, 2003. -С. 72−79.
  52. , А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. — М., 1998.
  53. , И. А. Взаимодействие- основа построения образовательной среды// Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 9.- Ростов н / Д: ГинГо, 2001.- 68с.
  54. , И.Г. Теория личности.- М., 2007.- С. 27−30.
  55. Закон Российской Федерации «Об образовании» по состоянию на 5 июня 2007 года.- Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2007.- 64 с.
  56. , В.В. Социально- педагогические основы профессиональной подготовки специалистов телевизионных программ в вузах культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук / МГУКИ.- М., 2000.- 25с.
  57. , М.П. Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы Всерос. научно- практ.конф. / Отв ред. Ильясов Д.Ф.- Челябинск: Образование. 2002.- Ч.2.- 290 с.
  58. , B.C. Формирование творческой личности будущего клубного работника / В. С. Кагерманьян, В. К. Маригодов, А. А. Слободянюк.- М., 1993.- 47 с.
  59. Карстен, А, Н. Ф. Добрынина Психология творчества.- М., 1975.32.
  60. , И. Д. Физиологические критерии пригодности подростков к различным профессиям/ И. Д. Карцев, К. Э. Павлович, JI. Ф.Халдеева. М., 1977.- 76 с.
  61. , Н.Э. Влияние семьи на устойчивость выбора профессии // Профессиональное самоопределение и становление молодого человека. Кемерово, 1979. С. 51- 58.
  62. , О.А. К вопросу о развитии системы непрерывного профессионального образования.- М., 1991.-64с.
  63. , Т.Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. М., МГУКИ, 2001.- 136 с.
  64. , Т.К. К нам идут по зову сердца // Клуб- 2005 г.№ 12,-С.4−7. Опыт работы Московского государственного университета культуры и искусства в подготовке кадров по специальности «Социально- культурная деятельность».
  65. , Т.К. Трансляция культуры. Опыт подготовки кадров в Московском государственном университете культуры и искусств.// Праздник.-2001.- № 12.- С. 14−15.
  66. , А. Ф. Профконсультация в Германии // Вопросы профконсультации и профотбора. JL, 1928. С. 17−25.
  67. , Е.А. Общая типология ситуаций и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Вопросы теории и методики, индивидуальных профконсультаций учащихся. Л. Д976.-С.5−25.
  68. Т.В. Подготовка социального педагога в педагогическом колледже: Автореф. дис. канд. пед. наук / Ставроп.гос.ун- т. Ставрополь, 2000.- 26с.
  69. , Я. JI. Осознание человеком своих личных взаимоотношений с другими членами группы. «Вопросы психологии», 1967, № 3.- 169с.
  70. , И.П. Структура и механизмы творческой деятельности.-М., МГУ, 1983.-52с.
  71. , С.В., Петровский А. В. Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. — М., 1984.-С.28−84.
  72. , Т. Е. Формирование общественной направленности личности как педагогическая проблема. «Учёные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена», т.341. Л., 1968.
  73. Краткий словарь иностранных слов. М., 2002.-С.488.
  74. . Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности студента.- М., 1983.-20с.
  75. , Н. И. К вопросу о мотивации профессиональных намерений учащейся молодёжи // Мотивация личности, М., 1982. С. 42 -49.
  76. , С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981.- 196с.
  77. , И.В. Психологический анализ подготовки и принятия решения о выборе профессии // Канд.дис. Ярославль, 1986.- 162с.
  78. В.Ж. О сравнении педагогических технологий / В. Ж. Куклин, И. В. Шендер, В. М. Мильтер, В. Г. Новоднов // Высшее образование в России. 2004. № 1.- С.48−54.
  79. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научн. ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. М.: МГУК, 1998.-462 с.
  80. Ч. Технология обучения и её влияние на модернизацию высшего образования в Польше / Ч. Куписевич, С. Соковнина, Ф. Янушкевич // Современная высшая школа. 2002. № 1 .-С.27−47.
  81. , A.M. Социально-психологические проблемы управления. Л.: Изд-во, 2004.-120 с.
  82. , А.К. Деятельность.Сознание. Личность.- М., 1975.207с.
  83. , А.Н. Потребности, мотивы и сознание, XVIII Международный психологический конгресс. М., 1966.- 67с.
  84. , А.Н. Проблемы развития психики, М., Изд-во АПН, 1965.-268с.
  85. , В.Г. Влияние адаптации на эмоциональный уровень учебной группы / В. Г. Леонтьев, А. Н. Жмыриков // Психология учебной деятельности. Новосибирск: НГПУ, 1982. — С. 46−50.
  86. , Н.Я. Преемственность профессиональной подготовки клубных работников в системе культурно- просветительного образования. Автореферат.-Л., 1978.- с. 10.
  87. Лук, А. Н. Эмоции и личность.- М.: Знание, 1982.- С.112−142.
  88. , И., Базилевская JI.C. Технология обучения — технология творческого обучения // Современная высшая школа. 1976. № 2−14с.
  89. Х.Г. Творческое мышление и творческая деятельность студента // Современная высшая школа. 1982. № 3.- 37с.
  90. , И.М. Социально- педагогическое моделирование профессиональной направленности в вузах культуры (ценностно-содержательные аспекты): Автореф.дис.д-ра пед. наук./ Казан, гос. пед. унт.- Казань, 2000.- 41с.
  91. , В.Н. О связи склонностей и способностей // Способности и склонности. JL, 1962.-С. 3 — 14.
  92. , И.Н. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодёжи. / И. Н. Назимова, Н. П. Анисимова, И. В. Кузнецова. Ярославль, 2000.-С.66−84.
  93. , Н.А. Роль внеклассной и внешкольной работы в выборе профессии учащимися средней школы // Вопросы профессиональной ориентации школьников. Минск, 1972.-С.86 — 95.
  94. М.С., Нюшенкова M.JI. Коммуникативная деятельность как компонент совершенствования подготовки культурно-просветительного работника. ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1983.-С.49−83.
  95. , Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов.- Казань, 1975.-С.37−54.
  96. , Г. З., Романенко В. Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения.- СПб., 1992.-С.30−75.
  97. , В.Е. Пути оптимизации профессионально-практической подготовки специалистов культурно- просветительной работы в вузах культуры. ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1983.-С.97−114.
  98. , Г. Н. Социально-культурные технологии как система управления социокультурной деятельностью // Технологические основы социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2004.
  99. , Р.В. Человек в поисках смысла.- М., 2004.-С.124 126.
  100. , С.М., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.-4-е изд. Дополнение. — М.: «АТЕМП», 2004.- 944с.
  101. , О.П., Залялетдинова Е. А. Современные технологии обучения в вузе. Сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. № 2.- 34с.
  102. . Д.В., Ярлыкова Н. Г. Опыт создания системы эстетического воспитания личности. ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1983.- 126с.
  103. , Б. Л. Профессиональное просвещение и профессиональная пропаганда // Профессиональная ориентация молодёжи. М., 1978.-С. 83 92.
  104. , Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию/МГИК, Российский ин-т культурологи, РАН.- М.: МГИК, 1994.- 20 с.
  105. , Д.Б. Формирование профессиональных качеств клубного работника в процессе обучения в институте культуры. / В кн.:
  106. Совершенствование подготовки культурно- просветительных кадров.- Киев, 1975.- 32с.
  107. , В.М. Формирование профессиональной ориентации студенчества. Дисс. на соиск. уч.ст. канд.пед. наук. — JL, 1971.- 158с.
  108. , П.И., Хайдаров Ж. С. Технологии игры в обучении и развитии.- М., 1996.-С.32−56.
  109. , К.К. Профессиологния и профессиография в профессиональной ориентации // Профессиональная ориентация молодёжи. М&bdquo- 1978.-С.130−152.
  110. , К.К. Профессиональное призвание // Профессиональная ориентация молодёжи. М., 1978.-С. 92 — 130.
  111. , К.К. Цели и задачи профессиональной ориентации. / В кн., Профессиональная ориентация молодёжи. М., 1978.-62с.
  112. , Е.Б. Модернизация экологического образования в системе подготовки и переподготовки специалистов.-С.88- 91.
  113. , Е.С. Новые технологии / М., 1997.-С.58−97.
  114. , Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва- Воронеж, 1996.-С.91−106.
  115. , Г. В. Секреты выбора профессии.- М., 2002.- 82с.
  116. , А.Т. Формирование профпригодности. Минск, 1984.- 176с.
  117. Рубинштейн, C. J1. Психология творчества.- М., 1978.-С.21−37.
  118. , М.Н., Потапов В. П. После школы.- М., 1995.- 78 с.
  119. , С.Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специальностей в вузах культуры и искусств. Автореф.дис.канд.пед.наук / Моск.гос.ун- та культуры и искусств-М., 2003.- 25с.
  120. А.Я., Честнова Н. П. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. № 2. -С.27−43.
  121. , А.Я., Буцхарова Е. Б. Новые информационные технологии в обучении // Современная высшая школа. 1990. № 3−4.- С. 32−45.
  122. B.C. Инновационная образовательная деятельность по переподготовке специалистов социально- культурной деятельности. С. 98−100.
  123. , Е.А. Становление и развитие профессиональной подготовки специалистов социально- культурной сферы: Автореф.дис.д-ра пед наук) Моск.гос.ун- т культуры и искусств. М., 2005.- 50с.
  124. , В. Д., Матяш Н. В. Основы технологической культуры.-М: «Вентана-Графф», 2007.- 176 с.
  125. , JI.C. К вопросу об изучении ответственного отношения к общественному поручению. Доклады АПН 1957, № 1. Лурия А. Р. 1921.- 158с.
  126. Современная западная социология: Словарь.- М., Мысль, 2002.-432с.
  127. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник статей / Ред. коллегия Т. Г. Киселева (отв. ред.), Б. Г. Мосалев, Ю. А. Стрельцов. М., МГУК, 1999. — 132 с.
  128. Специалист культуры и досуга нового тысячелетия: Материалы «Круглого стола» Моск. Гос. ун- т. Культуры и искусств.- М., 2000.- 127с.
  129. Средне профессиональное образование Нижегородской области. Опыт, проблемы перспективы отв. За Вып. Соколова Н. Редкол.: Абрамова А. и др.- Н. Новгород: Нижегород.гуман.центр. 2003.- 109с.
  130. Стефанов, Н. Г. Общественные науки и социальная технология. М., 2002.-146с.
  131. , А. А. Педагогика профилактики социальных отклонений в сфере подростково-молодежного досуга: Автореф. дис. д-ра пед. наук,-СПб., 1996.
  132. , В .Я. Агитационно-пропагандистская работа клубов: Учеб. пособие /В.Я. Суртаев. -М., 1993.
  133. , Н.Ф. Технология обучения и её место в педагогической теории // Современная высшая школа. 1977. № 1.-17с.
  134. Тезисы докладов участников школы- семинара «Научные проблемы подготовки кадров», 14- 18 марта 2006.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.-С.41.
  135. , Б.М. Способности и одарённость // Избранные труды в 2 т.-м., 1985.
  136. , П.П. Профессиональное социокультурное и художественное образование в условиях многонационального региона Поволжья // Образование в регионах России и СНГ.- 2001. № 4.-С. 24−26.
  137. , П.П., Занков JI.B. Обеспечение качества профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы //
  138. Качество профессионального образования: проблемы управления, обеспечения и мониторинга: тез.Всерос.науч.- практ.конф. (8 февр.2002г- Казань). Казан.гос.соц.- юрид. ин-т.-Казань, 2002 — С. 151.
  139. , М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975.-198с.
  140. , А.Н., Агеев И. С. Вузовская наука: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 1994.№ 1.-С. 12−45.
  141. , Г. С. Школа досуга как обучающая технология профессиональной подготовки специалистов // Инновационные технологии обучения культурно досуговой деятельности: Сб. науч. тр.- М.: МГУКИ, 2000.- С.64- 81.
  142. , В.В. Клуб как субъект социально-культурной деятельности: Ретроанализ / В. В. Туев // Социально-культурная деятельность: Поиски, проблемы, перспективы. М.: МГУК, 1997. — С. 5−15.
  143. , В.В. Поиск и обновление (стратегия работы кафедры) // Социальный технолог досуга. Педагог-организатор досуга детей и подростков: сборник уч. Метод. Материалов.- Кемерово: КГИК.2005.- 23с.
  144. , В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) / В. В. Туев // Ученые записки / Науч. ред. Киселева Т. Г., Черниченко В. И., Ярошенко Н. Н. М.: МГУКИ, 2001. — С.25−39.
  145. , В.П. Практическая деятельность руководителя самодеятельного хорового коллектива как критерий качества его подготовки в вузе культуры. ЛКИГ им. Н. К. Крупской, 1983.-С. 14−31.
  146. , П.С. Вопросы психологии. П. С. Фортунатов, К Левина, А. В. Петровский / 1957.-С. 62−107.
  147. , С. Теоретические основы профессиональной ориентации.-М., 1989.- 175с.
  148. , А.П. Профессиональная адаптация и повышение эффективности управленческой подготовки студентов.- ЛГИК.- Л., 1982.-93с.
  149. Е.И. Психологические механизмы регуляции деятельности.- М.: Наука, 2005. 256 с.
  150. , Г. А., Мастеров Б. М. Психолгия саморазвития.- М., 1995.-265с.
  151. , В.В. Психологические проблемы выбора профессии молодёжью // Профессиональная ориентация и консультация молодёжи. Киев.1966.-С.9−11.
  152. , В.Э. Воспитание способностей и формирование личности.- М., 1986.-С.77−109.
  153. , С.В. Профессиональный имидж // Клуб- 2003.- № 8.-С. 9−11.
  154. , Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д. В. Шамсутдинова. — Казань: Изд-во Казанск. Унта, 2001.-256 с.
  155. , В.М. Управленческая психология. — М.: Экономика, 2004.-107с.
  156. , В.Д. Способности и деятельность.- М., 1994.- 187с.
  157. , К.П. Исследовательский метод в колледжном обучении.-М., 1929.- 86с.
  158. , Ф., Федчина И. Г. Технология обучения в системе высшего образования М., 2008.С. 75−94.
  159. , Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки / Науч. ред. Киселева Т. Г., Черниченко В. И., Ярошенко Н. Н. М.: МГУКИ, 2001. — С.25−39.
  160. , Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография / Н. Н. Ярошенко. — М.: МГУКИ, 2000.-204 с.
  161. , О.Е. Оценка своей пригодности к будущей профессии у подростков // Профессиональная ориентация и консультация молодёжи. Киев, 1966.- С. 54 — 56.
  162. Arnold М.В. Emotion, motivation and the limbic system. Ann.N.Y.Acad.Sci, 1969.V.159.№ 3.
  163. Bertalanff. Generel system theory. Gen. Syst., 1956/ Vol.L.P.L.
  164. Binswang in — the — world: selected papers of Ludwig Binswanger. New York: Basic Books, 1963.
  165. Black M. Models and Metaphors. N. Y., 1962.P.25.
  166. Boos M. Psychoanalysis and Daseinanalysis. New York: Basic Books, 1963/
  167. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. Leipzig, 1933.
  168. Cattell R.B. The scientific analysis of personality. Baltimore, 1965.
  169. Glucksberg S., Keysar B. Understanding metaphorical comparisons: Beyond similarity// Psychol.Rev. 1990.V. 97. № 1. P. 3−18.
  170. Harre R. Social being. Oxford: Blackwell, 1979/
  171. Jantsch E. The self organizing universe: and human implication of emerging paradigm of evolution. N.Y., 1980/
  172. Jourard S. Healthy personality. N. Y., 1974.
  173. Kanfer F.H. The maintenance of behavior by self — generated stimuli and reinforcement // Psychology of private events. N. Y., 1971.
  174. Kluckhohn C. Values and value orientations in the theory of action // Forward a general theory of action. Cambridg, 1951.
  175. Kroeber A., Kluckhohn CI. Culture: A critical review Lauer G. Integral humanism. Thought, June 1982. № 1 l.P. 163.
  176. Lee D. Valuing the self. What we can learn from other cultures. Prospect Heights, 1986.P.5.
  177. Lersch Ph. Aufbau der Person. Munchen, 1951.
  178. Lewin K. Field theory in socience.- N. Y. Harper Row, 1964. P.346.
  179. Maslow A. Religions, Values, and Peak- Experiences. N.Y., 1970.
  180. Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y., 1954.
  181. May R. Ereedom and destiny. N.Y., Norton, 1981.
  182. McDougall W. An introduction to Social Psychology. L., 1908.
  183. Moris C.W. Varieties of human values. Chicago: University of Chicago press. 1956.
  184. Musek J. Personality and values. Ljubljana, 1993.
  185. Perls F., Hefferline R., Goodman P. Therapy. Excitement and Growth in the Human Personality. N. Y. Delta, 1977.
  186. Willianis A, Lankford S. Evaluating esprit de corps // Parks and recreation.-2003-№ 1- P.20- 27.
Заполнить форму текущей работой