Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Книжная культура Мордовии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня книга живет в сложной социо — культурной ситуации. Наблюдается прогрессирующее расслоение и поляризация общества по отношению к культуре. Традиционные формы участия превращаются в деятельность, доступную немногим. Книга сегодня является объектом аномии (Э.Дюркгейм), когда желание стать её владельцем расходится с возможностями приобретения, втягивая книгу в культурный конфликт общества… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТИЖЕНИЯ СМЫСЛА КНИГИ
    • 1. Л.Книга как текст
      • 1. 2. Книга-вещь
  • Глава II. КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КНИГИ КАК ТЕКСТА В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МОРДОВИИ
    • 2. Л.Текст подразумеваемый
      • 2. 2. Гекст словесный
      • 2. 3. Лекст обрамляющий

Книжная культура Мордовии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На исходе XX столетия человечество столкнулось с глобализацией многих проблем культуры, среди которых особо выделяются проблемы культуры книжной. Судьба книги тесно переплетена с историей общества. Это уникальная область культуры, где усматривается непосредственное, почти зеркальное отражение всех тенденций общественно-исторического процесса. Факты книжной жизни складываются в «узоры большой истории» (Г.С.Кнабе), несут в себе и объективные события и субъективные переживания, дополняющие и объясняющие друг друга. Именно на книге как источнике информации, памятнике культуры изучение разнообразных процессов развития общества представляется особенно интересным.

Кроме того, на современном этапе предметом научного осмысления становятся не столько крупномасштабные, глобальные явления, сколько жизнь конкретных, обычных людей. Происходит познание мира «изнутри», через человека, через проникновение в повседневность его существования. Это также возможно посредством анализа книжного бытия. Книга нацелена на формирование индивидуального сознания, восприятия, сохраняет для человека неповторимость его личности, мыслей и впечатлений.

Сегодня книга живет в сложной социо — культурной ситуации. Наблюдается прогрессирующее расслоение и поляризация общества по отношению к культуре. Традиционные формы участия превращаются в деятельность, доступную немногим. Книга сегодня является объектом аномии (Э.Дюркгейм), когда желание стать её владельцем расходится с возможностями приобретения, втягивая книгу в культурный конфликт общества. Самое негативное в этом явлении — это недоступность приобретения изданий для детей. В массовом сознании происходит снижение общественной значимости учреждений культуры, тускнеет былой ореол культурного человека. В последние годы стала очевидной тенденция пассивного бездеятельного отдыха. Контакты с культурой большинства населения ограничиваются, главным образом, телевидением. Отмечается снижение роли чтения в структуре культурных запросов населения, падение интереса к чтению у детей. Оно перестает быть массовой досуговой универсалией, сферой общих интересов различных социальных групп, символической ценностью высокого ранга. Появилась широкая альтернатива чтению как средству заполнения свободного времени в виде широкой и разнообразной системы услуг, дающей возможность выбора.

Отлучение части общества от традиционной книжной парадигмы обусловлено и изменением массового восприятия информации. Сегодняшняя культура строится вокруг «эффекта присутствия», который обеспечивают становящиеся все более совершенными телеи видеосредства. Популярность приобретают озвученные и преображенные в видеоинформацию тексты: звуки и краски облегчают восприятие, увеличивают объем информации. Не случайно, спросом пользуются комиксы — легкоусвояемый жанр массовой культуры, а чтение зачастую — нелегкий труд, без которого нет общения с книгой.

Таким образом, происходит кардинальное изменение ценностных потребностей общества в книге, ломается одна из лучших традиций российской культуры — признание ее самой читающей страной мира.

В этих условиях книга безусловно нуждается в синтезе самых разнообразных научных исследований: философских, психологических, педагогических, эстетических. Данная работа представляет первый опыт в культурологии осмыслить не только книжную культуру Мордовии, но и рассмотреть в комплексе потенциал книги как ценности культуры.

Состояние изученности темы. Предметом специального обобщающего исследования проблемы книжной культуры никогда не являлись. Вопросы динамики книги рассматривались в традициях книговедческого и социологического подходов, с исторической точки зрения. Ориентация историко-книжных исследований на познание культуры дана в трудах Д. С. Лихачева, Г. П. Мельникова, A.C. Мыльникова, A.C. Орлова, A.A. Сидорова, Н. М. Тихомирова, В. И. Харламова. Отметим недостаточную разработанность и самого понятия «книжная культура», несмотря на его популярность и широкое использование. Фундаментальное справочное издание — энциклопедический словарь «Книговедение» (1982) не дает определения этого термина. Книжная культура на уровне общества, как правило, отождествляется с книжным делом — «. системой взаимодействующих. отраслей культуры и. хозяйства, связанных с созданием и изготовлением книги, ее распространением и использованием» [76:274], включающей издатель-ское дело, полиграфическую промышленность, книжную торговлю, библиотечное дело и библиографию. Мы будем также опираться на эти смыслы. Однако понятие «книжная культура» — неизменно шире, поскольку отражает и ценности общества, связанные с книгой и чтением. Это и культура работы с книгой (чтение), и культура обладания ею. Поэтому наша задача — не поэтапное рассмотрение звеньев цепи (создание, распространение и использование книги), а осмысление книжного бытия с опорой на две культурологические категории «текст» и «вещь». Это «разложение» обусловлено двуединой природой книги. Этим объясняется обращение к работам исследователей, рассматривающих книгу с подобных позиций: Х. Л. Борхеса, В. А. По дороги, У. Эко (книга-текст) и Ю. Я. Герчука, В. А. Фаворского, М. Н. Эпштейна, Р. Эскарпи (книга-вещь).

Говоря о книжной культуре Мордовии, можно отметить лишь отдельные стороны разработанности проблемы: изыскания велись по частным темам (об отдельных книжниках, конкретных изданиях, библиотеках), в рамках определенных временных промежутков. Достаточно разработаны:

— учебная книга (В.П. Киржаева, Т.И. Шукшина);

— история личных и общественных библиотек (С.Б. Бахмустов, И. Д. Воронин, В.Б. Смирнова);

— полиграфическое и издательское дело (Г.Н. Голиченко, Ю.А. Мишанин).

Тем не менее, многоаспектность данной проблемы позволяет автору выделить новые направления изучения (книжная серия, иллюстрация, конструкция и форма местной книги, дарственные и владельческие надписи). Данное исследование также не может претендовать на исчерпывающую полноту, поскольку охватить целый круг проблем в одной работе невозможно. Но использованная в ней методика представляется новой и актуальной.

Объектом исследования является книга как текст и вещь, предметом развитие и современное состояние книжной культуры Мордовии — самобытного, локального территориально-культурного образования.

Основная цель диссертации — обоснование подхода к исследованию книги как текста и вещи и апробация данной методики в процессе исследования книжной культуры Мордовии.

Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:

— определение сущности книги как текста, специфических черт и структуры;

— разработка «текстовых» классификаций;

— рассмотрение категории «вещь» и через эту призму — бытия книги;

— выявление функциональных механизмов, условий формирования, тенденций развития, типичных и особенных черт книжной культуры Мордовии.

Теоретическое и методологическое основание диссертации составили:

1) Опора на историко-стилистический анализ, позволившая дифференцировать различные тексты книжной культуры, ввести аксиологическую шкалу оценок исследуемых материалов, выявить разные уровни культурологической. интерпретации книги.

2) Метод интерпретации, избранный автором, как один из важнейших принципов культурологического исследования, позволил не только дифференцировать книгу как культурный феномен, но и привести его через понятия «текст» и «вещь» к некоему культурному единству.

3) Соединение по принципу взаимного дополнения культурологии, истории, социологии, теории информации возможно через поиск онтологических корней понимания и зависит от существования книги, которая в культурно-историческом контексте оказывается «опосредующим началом связи временпрошлого, настоящего, будущего» [28:129].

4) Эмпирической основой работы послужили книги, изданные в Мордовии за период с начала 30-х до конца 90-х гг., а также выпущенные за пределами республики, снабженные дарственными и владельческими надписями.

Научная новизна исследования определяется, во-первых, как постановкой самой проблемы, так и сущностью избранного подхода к ее анализуво-вторых, содержанием ряда основных положений и выводов работы. Названные выше цели и задачи исследования применительно к данному материалу ранее другими авторами не ставились. Диссертация является первой в культурологии попыткой выделения комплексного содержательного исследования книжной культуры Мордовии. К результатам, выносимым на защиту, можно отнести следующие:

— книга — текст выступает на разных уровнях как пространственно — временная категория, формально ограниченная и связанная с контекстом, подтекстом, нетекстом и интертекстом;

— книга, согласно методологии М. М. Бахтина, представляет собой синтез словесного, подразумеваемого и обрамляющего текста;

— книга как вещь полифункциональна и многогранна в различных отношениях к ней человека: как предмет украшения, символ статуса, форма материального воплощения текста;

— книжная культура Мордовии как целостный организм соединяет в себе общероссийские черты и механизмы развития со спецификой национальных особенностей и провинциальных черт конкретного пространства.

Источники исследования. Использованные в диссертации источники можно разделить на несколько групп. Кроме работ уже указанных авторов, это:

1) прежде всего сами книги, изданные в Мордовии с начала 30-х и до конца 90-х гг., а также значительный массив изданий с дарственными и владельческими надписями, присутствующий в фондах наиболее крупных библиотек Саранска независимо от места и времени выпуска;

2) статьи в местной прессе, посвященные проблематике книжной культуры;

3) архивные документы, до сих пор не изданные и не введенные в научный оборот: материалы Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ), фонды р. 31, 235, 263, 264, 1122- рукописные фонды.

Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина Республики Мордовия (статистические материалы, служебная документация);

4) общетеоретические историко-культурные исследования: JIM. Баткина, М. М. Бахтина, B.C. Библера, М. Бубера, Н. И. Ворониной, В. В. Иванова, М. С. Кагана, Г. С. Кнабе, Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского и др., а также выделенные в этом блоке работы по:

— теории информации, семиотике: Р. Барта, Ю. М. Лотмана, Ю. С. Степанова, Б. А. Успенского;

— философским и социокультурным аспектам информационных процессов: М. Бубера, Т. М. Дридзе, Ю. М. Лотмана, А. Моля, М. Г. Петрова, И. А. Петровой, В. Н. Топорова, А. К. Устина, Н. В. Устиной, М. Б. Храпченко и др.

5) научные труды в области прикладной культурологии: B.C. Жидкова, Е. Л. Ивановой, Л. Г. Ионина, К. Э. Разлогова, В. М. Розина, Т. В. Томко, А. Я. Флиера, А. Б. Шеина.

6) работы по теории книговедения и истории книги: М. Е. Баренбаума, A.A. Бе-ловицкой, П. Н. Беркова, Е. А. Динерштейна, М. Н. Куфаева, A.M. Ловягина, A.C. Мыльникова, Е. Л. Немировского, H.A. Рубакина, A.A. Сидорова, Р. Эс-карпи и др.

Отдельно отметим труды, посвященные:

— семиотической природе книги: Т. Зберского, Е. Л. Немировского, М. Червин-ского;

— культуре книгоиздания и искусству книги: Е. Б. Адамова, A.A. Александровой, Б. В. Валуенко, Ю. Я. Герчука, Э. Д. Кузнецова, В. Н. Ляхова, A3. Миль-чина, В: В. Пахомова, A.A. Сидорова, В. А. Фаворского;

— социокультурным аспектам чтения: И. А. Бутенко, Л. Д. Гудкова, Б. В. Дубина, А. Г. Левинсона, Д. К. Равинского, В. Д. Стельмах;

— типологии читателей: М. Д. Афанасьева, Л. И. Беляевой, В. П. Белянина, С. А. Трубникова.

Практическая значимость исследования. Материал исследования мол жет быть использован при чтении вузовских лекционных курсов: «История 9 культуры Мордовии», «История книжного дела Мордовии». Собранные сведения о книгах с дарственными и владельческими надписями (в работе приведена лишь малая часть) предоставляют возможность для создания библиографического указателя соответствующей тематики.

Апробация работы. Основные идеи и результаты настоящего исследования были использованы автором в выступлениях на Огаревских чтениях (Саранск, 1995;1998), на Эрьзинских чтениях (Саранск, 1996), на конференциях молодых ученых (Саранск, 1996;1999). Ряд положений изложен в публикациях автора.

Диссертация выполнена на кафедре культурологии Мордовского госуниверситета им. Н. П. Огарева, обсуждена в мае 1999 г. и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 196 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Книжная культура — важнейшая составляющая и характеристика как общей культуры социума, так и локальной культуры отдельного региона. В ней сопряжено множество аспектов: издательская политика, структура циркулирующей в обществе книжной продукции, социальная и этническая география распространения книги, культура человеческой мысли, технологии, дизайна, культура автора, издателя, читателя и т. д. Именно многообразие форм книжной культуры концентрирует в себе нарастающий или, напротив, сужающийся круг знаний, интеллектуальный потенциал общества, направляет его продвижение по пути прогресса. Книга воспринималась и воспринимается как феномен культуры: «Если мы мыслим о Культуре, это уже значит — мы мыслим и о Красоте, и о книге.» (Н.К. Рерих) [138:261]. Если анализировать дефиниции книги, то по числу определений, данных ей в разное время, книга приближается к культуре. Более того, многие определения культуры являются как бы определениями книги: «совокупность текстов» (Ю.М.Лотман), «память коллектива» (Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский), «система хранения и передачи социального опыта» (В.А.Конев), «объективированная форма, предметное бытие творчества» (Г.А.Давыдова). Как и культура, книга многоэлементна и разнородна по своему составу, в ней — множество граней, она существует в различных формах, объединяет в себе функции культуры (коммуникативную, ре-гулятивно — нормативную, рекреативную и т. д.), отражает этапы ее развития. Возникает возможность использования фактов истории книги для определения уровня развития духовной и материальной культуры той или иной эпохи. Через отношение к книге можно увидеть все процессы, происходящие в социуме, постичь сущность современной культурной парадигмы, поскольку детерминированность книги развитием общественно-исторического процесса очевидна. Литературные пристрастия имеют социальные корни, отражают изменения в общественном сознании. Движения книг — это движения самого общества, жизнь конкретных групп в реальных обстоятельствах. Отношение к книге не всегда зависит от ее непосредственного содержания, собственно эстетической или научной ценности. Интерес к книге в истории страны в XX в. можно охарактеризовать как волновой: активизация граничит с охлаждением. В первом случаеэто эпоха ликбеза, «оттепели», периоды книжного и журнального «бума». Второй пример наиболее наглядно иллюстрирует ситуация конца 90-х. Срез эпохи в ее главнейших и малозначительных чертах просматривается и на уровне домашней библиотеки (наличие в ней книг тех или иных жанров, и само ее собирательство — символ времени).

В основу нашего анализа была положена идея двойственности книгиматериальной вещи в нашем практическом пространстве и одновременно идеальной сущности. В материальном бытии культуры коренятся нематериальные формы. Природа любого текста характеризуется двойственностью. Не отличаясь принципиально с субстанциональной точки зрения от всех прочих материальных объектов, и будучи в этом смысле обычной материальной вещью в ряду других вещей, текст обладает духовным измерением. Любой материальный носитель может быть рассмотрен как текст. С «вещью» сходно «вещать», она также близка слову и тексту. «Вещная» основа книги (внешний вид и структура) неотделима от содержания (информации, предназначенности, передаваемого текста). Книга — «раздвоенное единое», пространство, говорящее сразу на двух языках — вещей и слов, сумма текстов и текст культуры. От утилитарных свойств книги неотделимы эстетические и символические. Таким образом, функционирование книги доказывает относительность границ между материальным и духовным слоями культуры, их проницаемость и подвижность. Однако всякий анализ предполагает расчленение своего предмета. Представление о целостности книги неотделимо от анализа элементов ее структуры, их соотношений, связей, взаимодействий. Осмысление отдельных частей в различных сочетаниях и контекстах способствует раскрытию их многозначности и взаимосвязанности. Что и было сделано в диссертации.

Одновременно книга обладает и другой двойственностью: она диахронна, ибо порождена предшествующим развитием знаний в данной области, и синхронна, поскольку в значительной мере обусловлена настоящим культурным контекстом. Оригинальная форма подачи текста позволяет книге преодолевать время, актуализироваться в сознании новых поколений. Она обеспечивает преемственность в развитии культуры, ее наследуемость, транслирует, синтезирует прошлый опыт и ценности, порождает будущие смыслы. Это развивающий культурный элемент, создающий новые ситуации, намечающий новые вехи. А сила культуры — в непрерывности ее внутреннего существования и развития.

Роли книги многообразны, она многопланова и многофункциональна: носитель информации, средство общения, продукт художественного творчества, произведение искусства, предмет быта, книга — памятник, книга — знак и т. д. Культурологический подход предполагает отображение самых разных сторон жизни книги, не только актуальных моментов настоящего и исторических вех, но и бытия ее в человеческой памяти, воображении, всех ее связей и интерпретаций. Потому в работе мы старались охватить возможно большее число аспектов. Воссоздана достаточно широкая система взаимоотношений вокруг книги: кто читает и оценивает тексты, кто собирает их материальные воплощения в виде библиотеки (показано возможное несовпадение приобретения и чтения), кого интересуют конкретные издания и экземпляры. Это потребовало привлечения целого ряда источников, в том числе и таких нетрадиционных как дарственные и владельческие надписи. Все, что позволяет получить информацию о книге (тем более в условиях недостаточности сведений), должно быть сохранено, отыскано, Изучено.

Проблемы функционирования книги в обществе конкретизируются в аспекте региональной культуры. Книга Мордовии представляет значительный интерес как объект изучения, поскольку заключает в себе сведения по множеству аспектов, дает интересный материал по вопросам, касающимся эволюции книги. С одной стороны, она укладывается в общепринятую типологию и с этой точки зрения стандартна и традиционна. С другой — содержательное наполнение книги, отражая своеобразие и специфику региона, а следовательно, и условия книжного бытия, делает ее оригинальным произведением печати. Как феномен культуры региона, она имеет следующие черты:

— отражает уровни изучения конкретной местности (отраслевой, исторический, комплексный);

— является каналом передачи историко — культурных традиций, распространения знаний;

— выступает средством воздействия на формирование духовно — нравственного облика жителей края;

— является предметом изучения как образец полиграфической продукции, с точки зрения формальных и содержательных показателей, эстетических качеств;

— выступает средством книгообмена, культурных контактов и информационного взаимодействия регионов.

Таким образом, мы показали в работе два взаимосвязанных аспекта: место книги в системе культуры (отражает и объективирует общественное сознание эпохи) и функциональную роль в ее развитии.

Специфическая черта научного познания на рубеже XX и XXI веков — познание истории превращается в познание культуры. Кроме того, возникает потребность видеть историю в «человекосоразмерной повседневности» (Г.С. Кна-бе). Именно с книгой традиционно связывалась «духовность повседневного бытия» (И. А. Дедков). Она — отражение индивидуальности тех, кто ею пользуется, собирает, дарит, делает предметом своих исследований.

Современная культурная ситуация требует пристального изучения роли книги в структуре сегодняшнего дня. Хотя еще в 1924 г. М. Н. Куфаев писал, что «книга и связанные с ней вопросы являются величайшей проблемой современности» [88:116]. Сегодня много говорится о деформации культурного континуума, об утрате духовных ценностей, отчуждении человека от культуры, об «образованщине» (А.И. Солженицын) — замене подлинных знаний их видимостью. Высокая культура становится все более несопоставимой с реальностью социума, вытесняется, абстрагируется от действительности. Говорят об утрате книгой былой интеллектуальной роли в обществе, о нечитающих поколениях, о снижении культуросозидающей роли книгоиздания (поскольку значительный.

122 массив продукции составляют переиздания, а оформление большинства «массовых» книг стандартно и стереотипно). Переворот в книжном мире начала 90-х, полиграфическая свобода привели к тому, что из продукта «мысли творящей» (Н.К. Рерих) книга зачастую превращается лишь в средство развлечения. Возникают новые виды и инфраструктуры коммуникации, происходит расширение пространства общения, некнижных каналов информации.

Тем не менее, именно с книгой, традиционно имевшей в России особый статус, специалисты связывают возрождение духовности общества. Несмотря на развитие новых информационных технологий, она, по-прежнему, является основным средством приобщения людей к миру культуры, поскольку остается наиболее удобным и доступным способом воплощения текста. В противовес сложившейся ситуации вырабатываются способы сохранения и приумножения форм книжной культуры, поднятия в обществе престижа чтения, библиотеки. Среди них — проект «Память России». Его цель — сформировать на электронных носителях свод текстов важнейших памятников литературы, с наибольшей выразительностью отражающих историю России, менталитет ее народа.

Определенный вклад в общее дело внес и автор данной работы: привлек внимание к проблеме, наметил аспекты ее изучения, осветил большую часть вопросов, пробудил интерес к дальнейшей разработке ее многообразных направлений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Ф. История пермской книги. Пермь: Перм. кн. изд-во, 1989. 224с.
  2. С. Скончалась девица цензура, русская, незаконнорожденная // Мол. ленинец. 1992. 4 янв. С. 4.
  3. В. Марка издательства: Эстетика книги и ее проблемы // Сов. Мордовия. 1989. 17 мая.
  4. Актуальные проблемы теории и истории библиофильства: Тез. сообщ. 5-й Междунар. науч. конф. СПб: Изд-во Рос. нац. б-ки, 1995. 100с.
  5. А. Бук-дизайн: Итоги последнего десятилетия // Кн. дело в России. 1992. № 1.С. 62−64.
  6. Я. Социальные механизмы формирования читательской культуры // Библиотека и чтение: проблемы и исследования: Сб. науч. тр. / Рос. нац. б-ка. СПб, 1995. С. 112−117.
  7. А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку: Социопсихолингв. аспекты. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. 153с.
  8. В.Г., Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура. М.: Б.и., 1996. 70с.
  9. И.Е. К вопросу об универсальном определении понятия книга// Книга: Исследования и материалы. Сб. 34. М.: Изд-во Кн. палата, 1977. С. 5−13.
  10. Ю.Барт Р. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 615с.
  11. П.Баткин Л, М. О некоторых условиях культурологического подхода // Античная культура и современная наука. М., 1985. С. 303−312.
  12. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445с.
  13. H.A. Судьба России. М.: Сов. писатель, 1990. Репринт, воспроизв. изд-я 1918 г. 240с.
  14. П.Н. О людях и книгах. М.: Кн., 1965. 144с.
  15. Э.К. Информационная культура как феномен истории библиографии // Человек в мире искусства: Информ. аспекты. Междунар. науч. конф.
  16. Краснодар-Новороссийск. 7−10 сент. 1994 г. Тез. докл. 4.II. Краснодар, 1994. С. 313−316.
  17. Библер B.C. XX век и диалогический смысл культуры // Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М., 1988. С. 131 158.
  18. B.C. Культура. Диалог культур // Вопр. философии. 1989. № 6. С. 3142.
  19. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991. 412с.
  20. Библиотекарь и читатель: проблемы общения / Рос. нац. б-ка- Сост.: М. И. Губанова, О. С. Либова. СПб, 1993. 130с.
  21. A.B. Поэт и цензор // Звезда. 1997. № 7. С. 216−221.
  22. X. Не лозунгом единым // Жизнь национальностей. 1996. № 3. С. 4043.
  23. О., Муравьева Е. Что читала русская провинция в 1995 году // Звезда. 1996. № 4. С. 235−238.
  24. Х.Л. Проза разных лет. М., 1984. 318с.
  25. М. Изреченное слово / Пер. с нем. А. Н. Портнова // Философия языка и семиотика. Иваново, 1995. С. 203−213.
  26. И.А. Читатель и чтение на исходе XX века: Социол. аспекты. М.: Наука, 1997. 136с.
  27. П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.: Новое лит. обозрение, 1996. 368с.
  28. И.С. Феноменолого герменевтическая методология анализа произведения искусства // Эстетическое наследие: методы и критерии. М., 1996. С. 117−129.
  29. В.Н. Пути становления провинциальной книги: (На материале си-бир. книгоиздания второй пол. 19 в.) // Книжное дело в России во второй половине 19 начале 20 века. СПб, 1984. Вып. 7. С. 161−171.
  30. В.Н. Сибирское книгоиздание второй половины XIX века. Новосибирск: ГПНТБ, 1995. 239с.
  31. Н. На пороге вещеведения // Декор, иск-во. 1986. № 10. С. 43−45.
  32. H.H. Разыскиваемые издания Н.Е. Струйского // Книга: Исследования и материалы. Сб. 70. М.: Кн. палата, 1994. С. 184−189.
  33. Все о Мордовии: Энцикл. справ. Саранск, 1998. 720с.
  34. P.C. Коммуникативно-смысловая структура текста // Проблемы вербальной коммуникации. Алма-Ата, 1987. С. 75−80.
  35. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 139с.
  36. Г. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988. 445с.
  37. Г. Национальный космо-психо-логос // Вопр. философии. 1994. № 2. С. 59−78.
  38. Ю.Я. Художественная структура книги. М.: Кн., 1984. 208с.
  39. Г. Магия книги / Пер. с нем. А. Науменко. М.: Кн., 1990. 240с.
  40. Г. Степной волк//Избранное. М.: Худ. лит., 1977. С. 207−392.
  41. М.Н. Деревенские библиотеки в контексте политической борьбы первых лет Советской власти // Сов. библиотековедение. 1991. № 2. С. 83−88.
  42. Глазков Ненаписанная страница библиотечной истории // Сов. библиотековедение. 1993. № 1. С. 94−102.
  43. H.A. Композиция и архитектоника книги. М.: Кн., 1977. 96с.
  44. А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или О культуре массовой и немассовой // Социс. 1990. № 8. С. 106−111.
  45. Л.Д. Кризис интеллигенции и массовое чтение // Библиотека. 1996. № 11. С. 4−7.
  46. Л.Д., Дубин Б. В. Образ книги и его социальная адресация: Опыт со-циол. описания // Библиотека и чтение: проблемы и исследования. СПб, 1995. С. 28−98.
  47. A.B. Русская идея и ее творцы. М.: «Соратник», 1995. 310с.
  48. И.А. Время Хрущева// Свобод, мысль. 1996. № 1. С. 116−122.
  49. И.А. Октябрьская годовщина// Свобод, мысль. 1991. № 16. С. 3−6.
  50. Е.А. Апология книге // Кн. дело. 1993. № 2. С. 72−75.
  51. Н. Падает культура издания книг // Полиграфия. 1992. № 4. С.З.
  52. Д. Переходная ситуация: новые социальные роли книги // Лит. обозрение. 1988. № 7. С. 88−91.
  53. ., Шведов С. Пути книги и заботы собирателей // В мире кн. 1986. № 5. С. 76−78.
  54. .В. Книга и дом: (К социологии книгособирательства) // Что мы читаем? Какие мы? Сб. науч. тр. / Рос. нац. б-ка. СПб, 1993. С. 16−37.
  55. А.Н. Памятники в системе предметного мира культуры // Памятник и современность: Вопросы освоения историко культурного наследия. М., 1987. С. 41−60.
  56. М.П. Книговедение, книга и средства массовой информации: Пробл. соотношения // Книга: Исследования и материалы. Сб. 57. М.: Кн., 1989. С. 17−38.
  57. М.П. Методология книговедения // Книга: Исследования и материалы. Сб. 66. М.: Кн., 1993. С. 39−40.
  58. М.П. Феномен книги: (Теоретико-гносеол. аспект) // Книга: Исследования и материалы. Сб. 71. М.: Кн., 1995. С. 53−68.
  59. Е.Ю. Слагаемые ценности книжного памятника: Пробл. формирования библ. фондов // Науч. и техн. б-ки. 1994. № 5. С. 69−78.
  60. Защитите книгу: (По материалам Междунар. Конгр. в защиту кн. Москва, июнь 1993)//Библиотековедение. 1993. № 5/6. С. 156−157.
  61. Л.Г. Понятийный смысл социологического анализа культуры // Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М., 1988. С. 33−46.
  62. М.С. Философия культуры. СПб, 1996. 416 с.
  63. М.С. Пространство и время как культурологические категории // Вестн. СПб ун-та. Сер.6: Философия, политология, социология, психология, право. СПб. 1993. Вып. 4. С. 30−40.
  64. Казбекова 3. Пути интеграции и самосохранения национальных культур // Вопр. лит. 1990. Март. С. 3−26.
  65. О.Л. Прагматические свойства текста // Сб. науч. тр. / Моск. пед. ин-т иностр. яз. М., 1987. Вып. 284. С. 72−79.
  66. В. Книжность как фактор развития культуры // Политика. 1990. № 4. С. 85−94.
  67. Г. С. Вещь как феномен культуры // Музееведение: Музеи мира. М., 1991. С. 111−141.
  68. Г. С. Диалектика повседневности // Вопр. философии. 1986. N7. С. 147 153.
  69. Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 1993. 528с.71 .Кнабе Г. С. Язык бытовых вещей // Декор, искусство. 1985. № 1. С. 39−43.
  70. Книга в меняющемся мире: Тез. докл. М.: Б.и., 1992. 33с.
  71. Книга в пространстве культуры: Тез. науч. конф. М., 1995. 101с.
  72. Книга как художественный предмет. Ч. 1: Набор. Фактура. Ритм / Е. Б. Адамов, Б. В. Валуенко, Э. Д. Кузнецов. М.: Кн., 1988. 384с.
  73. Книги Мордовского книжного издательства за 1981−1985 годы: Стат. сб. / Сост. Е. А. Назарова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. 56с.
  74. Книговедение: Энцикл. словарь. М.: Книга, 1982. 664с.
  75. Книжное знание в отечественной культуре 18−20 веков: Сб. ст. / Сост.: Л. И. Илларионова, В. И. Харламов. М.: РГБ, 1994. 135с.
  76. Книжность как феномен культуры: Материалы «круглого стола» // Вопр. философии. 1994. № 7−8. С. 3−36.
  77. В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория, политика // История СССР. 1990. № 1. С. 3−22.
  78. В.А. Развитие методологии познания культурных явлений // Философия культуры. Самара: Изд-во «Самар. ун-т», 1993. С. 3−16.
  79. Н. Феномен массовой культуры // Москва. 1987. № 6. С. 134−153.
  80. JI.A. Современная культура: смена парадигм. Томск, 1991. 95с.
  81. Красная книга культуры = Red book of culture: Сб. ст./ Сост., подгот. текста, подбор ил. В. Л. Рабиновича. М.: Искусство, 1989. 423с.
  82. Н. Человек и книга в современном мире // Берегиня. 1993. № 5/6. С. 42−43.
  83. Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. 347с.
  84. Культурология. XX век. Словарь. СПб: Университет, кн., 1997. 640с.
  85. М.Н. Библиофилия и библиомания: Психофизиология библиофильства. М.: Книга, 1980. Репродукцион. изд-е 1927 г. 120с.
  86. М.Н. Проблемы философии книги // Избранное. М.: Книга, 1981. С. 21−49.
  87. С. Восточно-финские народы России. СПб, 1997. 390 с.
  88. М. Организованное упрощение культуры // Красная Новь. 1923. Кн. 1.С. 306.
  89. Т.В. Читатель в русской провинции XVIII—XIX вв.еков .// Ярослав, старина. 1996. № 3. С. 3−13.
  90. .В. Книгоиздание в системе книжного дела // Книга: Исследования и материалы. Сб. 71. М.: Кн., 1995. С. 4−18.
  91. .В. Россия в мировом книгоиздании // Книга: Исследования и материалы. Сб.72. М.: Кн., 1996. С. 5−32.
  92. Е. Галактика Гутенберга продолжает существовать: Заметки с семи-нара-совещ. «Нац. кн. в диаспоре» в г. Саранске,, 1996 г. // Кн. обозрение. 1996. 30 апр.(№ 18). С. 12.
  93. Д.С. Прошлое будущему. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. 575с.
  94. A.M. Основы книговедения. Л.: Начатки знаний, 1926. 166с.
  95. Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство, 1994. 398с.
  96. Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст — семиосфера -. история. М.: Языки русской культуры, 1996. 464с.
  97. Ю.М. Двойственная природа текста: (Связ. текст как семиот. и коммуникат. образование) // Текст и культура: общие и частные проблемы. М., 1985. С. 3−20.
  98. Ю.М. Память в культурологическом освещении // Избранные статьи. В 3 т. Таллинн: «Александра», 1992. Т.1. С. 200−202.
  99. Ю.М. Лекции по структурной поэтике // Уч. зап. Тарт. ун-та. Вып.7. 1964. С. 29−47.
  100. Ю.М. Текст и структура аудитории // Даугава. 1988. № 1. С. 93−97.
  101. В.Н. Искусство книги. М.: «Сов. художник», 1978. 248с.
  102. В.Н. Очерки теории искусства книги. М.: Кн., 1971. 254с.
  103. Международный год книги: Памятка / МГРУНБ им. Пушкина. Саранск, 1972. Зс.
  104. В.М. Проблема символического интерпретанта в семиотике текста// Учен. зап. Тарт. ун-та. 1987. Вып. № 21. С. 3−9.
  105. Межнациональные отношения в Мордовской ССР: Итоги этносоциол. исследования. Вып. IV. Саранск, 1993. 50с.
  106. А.Э. Культура книги. М.: Кн. палата, 1992. 224с.
  107. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 405с.
  108. Мордовиять книгац = Мордовиянь книгась = Книга Мордовии: Библиогр. указ. (1917−1977) / Нац. б-ка им. A.C. Пушкина. Сост. JI.E. Куликова. Саранск, 1997. 864с.
  109. A.C. Книговедение и культура // Книга: Исследования и материалы. Сб. 57. М.: Кн., 1989. С. 5−16.
  110. A.C. Книга и культура // Книга и культура. М., 1979. С. 3−16.
  111. A.C. О книговедческом методе в источниковедении: К постановке вопроса // Книга: Исследования и материалы. Сб. 25. М., 1972. С. 8−21.
  112. Э. Друк, товарищ и Барт (несколько предварительных замечаний к вопрошению о месте социалистического реализма в искусстве XX века) // Даугава. 1989. № 8. С. 114−120.
  113. Е.Л. К вопросу об определении книги как знаковой системы// История книги. Теоретические и методологические основы: Сб. науч. тр. М., 1976. С. 34−43.
  114. Е.Л. На подступах к семиотике книги // Червинский М. Система книги, Зберский Т. Семиотика книги. М., 1981. С. 3−8.
  115. В. На чужое надейся, а свое паси//Вопр. лит. 1989. № 8. С. 45−51.
  116. Образная структура текста: Сб. науч. тр. Алма-Ата, 1987. 95с.
  117. Г. В. Мода в шрифтовом дизайне / Пер. с англ. H.A. Колаковой // Книга: Исследования и материалы. Сб. 62. М.: Кн., 1991. С. 98−105.
  118. Очарованные книгой. Русские писатели о книгах, чтении, библиофилах. М.: Кн., 1982. 287с.
  119. С.А. Книжное дело на дальнем Востоке. Новосибирск: ГПНТБ, 1991. 268с.
  120. H.H. Искусство «комфортного» делового общения и информационная культура // Человек в мире искусства: Информац. аспекты. 4.2. С. 326 327.
  121. Патриотами не рождаются // Жизнь национальностей. 1996. № 3. С. 2−6.
  122. В.В. Книжное искусство. В 2 кн. Кн. 1. М.: Искусство, 1961. 424с.
  123. В.А. Вехи времени: рукописи и инскрипты деятелей культуры русского зарубежья в частном собрании / Рос. нац. б-ка. СПб, 1995. 52с.
  124. И.А. Социально-коммуникативная природа письменного текста и проблемы его понимания: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1993. 17с.
  125. В.А. Выражение и смысл. М., 1995. 432с.
  126. Г. Г. Тоталитарный человек. Киев: Глобус, 1994. 151с.
  127. Пропорция и объем книги // Кн. дело. 1995. № 1. С. 68.
  128. М., Одесский М. Массовая культура существовала уже в гомеровские времена // Обществ, науки. 1990. № 5. С. 126−138.
  129. Д.К. Книга учебник жизни? // Библиотека и чтение: Проблемы и исследования: Сб. науч. тр. СПб: Изд-во Рос. нац. б-ки. С. 143−156.
  130. Н.К. Любите книгу // Избранное. М.: Сов. Россия, 1979. С. 259−262.
  131. P.M. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М.: Искусство, 1971.455с.
  132. В.В. Опавшие листья // Уединенное: Соч. М.: ЗАО Изд-во ЭКС-МО-Пресс, 1998. 912с.
  133. H.A. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиолог. психологию. М., 1977. 264с.
  134. О. Общественные библиотеки вступают в жизнь // Сов. Мордовия. 1963. 10 февр.
  135. E.H. Социально-эстетические функции памятников истории и культуры // Памятник и современность: Вопросы освоения историко-культурного наследия. М., 1987. С. 23−40.
  136. A.A. Искусство книги. М.: Кн., 1979. 216с.
  137. Е.П. Массовая культура: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986. 142с.
  138. И. Ода книге // Альманах библиофила. М.: Книга, 1979. Вып. 6. С. 89−92.
  139. В.М. Идиогенные лакуны и советская ментальность // Философия, творчество, культура. Саратов, 1994. С. 49−54.
  140. .Г. Диалог, монолог, полилог и Деррида // Диалог в философии: Традиции и современность. СПб: Изд-во СПб ун-та, 1995. С.114−120.
  141. Ю.А., Марковина И. Ю. Опыт классификации лакун как один из способов описания национальной специфики культур // Теория лингвистических классификаций. М., 1989. С. 91−97.
  142. Ю.С. В мире семиотики // Семиотика. М., 1983. С. 5−36.
  143. Текст как явление культуры / Г. А. Антипов, О. А. Донских, И. Ю. Марковина, Ю. А. Сорокин. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. 197с.
  144. Текст, контекст и подтекст. М., 1986. 170с.
  145. Н.Я. Национально демографические проблемы книгоиздания в Российской Федерации // Книга: Исследования и материалы. Сб. 68. М., 1994. С. 89−94.
  146. В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227−284.
  147. .А. Избранные труды. Т.1: Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Изд-во «Гнозис», 1994. 432с.
  148. А.К. Генетика текста генетика культуры. СПб: Super Мах, 1995. 82с.
  149. А.К. Текст. Интертекст. Культура. СПб: Super Мах, 1995. 114с.
  150. В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986. 240с.
  151. Г. П. Судьба и грехи России. В 2 т. Т. 2. СПб: София, 1992. 348с.
  152. И.А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. М.: Наука, 1988. 216с.
  153. В. Чтение в новой реальности на исходе эпохи // Звезда. 1997. №. 10. С. 236−238.
  154. А.Я. Культурогенез в истории культуры // Обществ, науки и современность. 1995. № 3. С. 137−148.
  155. А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Обществ, науки и современность. 1997. № 2. С. 124−145.
  156. В.А. Роль библиографического знания в диалоге культур // Человек в мире искусства: Информ. аспекты: Между нар. научн. конф. Краснодар-Новороссийск. 7−10 сент. 1994 г.: Тез. докл. 4.II. Краснодар. 1994. С. 309−311.
  157. И.И. Проблемы провинциальной книги в контексте исследования общероссийской истории книжного дела // Книга: Исследования и материалы. Сб. 71. M.: ТЕРРА, 1995. С. 205−213.
  158. Х.Д., Худавердян В. Ц. Национальное книгоиздание России: состояние, тенденции, перспективы // Книга: Исследования и материалы. Сб. 68. М.: ТЕРРА, 1994. С. 94−108.
  159. В.И. К вопросу об истории книги как историко культурной дисциплине // Книга: Исследования и материалы. Сб. 57. М.: Кн., 1986. С.43−51.
  160. В.В. Библиотека на общественных началах // Женские советы за работой. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1962. С. 69−70.
  161. В.Ц., Харамкулова Х. Д. Есть ли будущее у национального книгоиздания? // Кн. дело. 1994. № 5. С. 16−19.
  162. Человек читающий. HOMO LEGENS. Писатели XX в. о роли книги в жизни человека и общества / Сост. С. И. Белза. М.: Прогресс, 1983. 456с.
  163. М. Система книги, Зберский Т. Семиотика книги. М.: Книга, 1981. 128с.
  164. Е.П. Современная культура России: проблемы развития // Москва, 1996. № 1. С. 5−20.
  165. Н.И. Цензура мордовской книги // Известия Мордовии. 1994. 23апр. С. 6.
  166. К.В. Текст письменный текст устный // Проблемы изучения культурного наследия. М.: Наука, 1995. С. 337−342.
  167. Читающая Россия: мифы и реальность: Сб. ст. по пробл. чтения. М.: «Либерия», 1997. 208с.
  168. В.Т. Актуальная культура: Пробл. исслед. // Политика и культура. Екатеринбург, 1991. С. 29−37.
  169. Швецова-Водка Г. Н. Функциональная сущность и свойства книги // Книга: Исследования и материалы. Сб. 71. М., 1995. С. 69−96.
  170. А.Б. Тенденции междисциплинарности в исследованиях культуры// Методологические проблемы теоретико-прикладных исследов. культуры. М&bdquo- 1988. С. 91−104.
  171. В.П. Мифология XX века. М.: Искусство, 1988. 224с.
  172. ШушаринД. Мне не дорог твой подарок // Декор, иск-во. 1991. № 8. С. 20−23.
  173. М.Н. Говорить на языке всех культур: Пробл. современ. культурологии // Наука и жизнь. 1990. № 1. С. 100−103.
  174. М.Н. Парадоксы новизны. М.: Сов. писатель, 1988. 416с.
  175. Р. Революция в мире книг. М.: Кн., 1972. 128с.
  176. К.Т. Книга в коммуникативном процессе (ценностный подход)// Книга: Исследования и материалы. Сб. 68. М.: Кн., 1992. С. 38−48.1351. Рукописные фонды
  177. Книга в жизни современного села: Итоги социол. исследования / МГРУНБ им. А. С. Пушкина. Саранск, 1971. 7с.
  178. Мордовская книга и читатель: Итоги социол. исследования / Нац. б-ка им. А. С. Пушкина. Саранск, 1991. 60с.
  179. ЦГАРМ р 1122, он. 3, д. 350, л.210.
  180. ЦГАРМ р 1122, оп.1, д. 76,л.16.
  181. ЦГАРМ р 235, оп.1, д. 61, л.26.
  182. ЦГАРМ р 263, оп.1, д. 1, л. 20.
  183. ЦГАРМ р 264, оп.1, д. 1, л.58.
  184. ЦГАРМ р31, оп. 1, д. 62, л.69.
  185. ЦГАРМ р 263, оп.1, д. 1, л.22.
  186. ЦГАРМ р 1122, оп.1, д. 1, л.З.
Заполнить форму текущей работой