Феномен массовой культуры как возможный поворотный момент в истории человечества
В историческом измерении существование массовой культуры ограничено отрезком примерно в последние сто лет, когда на социальной арене находилась такая форма общности, как масса. O всех прецедентах в более отдаленных исторических периодах можно говорить только как о «предмасскульте», «протомасскульте». Допустимо вести речь о народной, крестьянской, о культуре низов либо, напротив, о культуре… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Массовая культура в современном обществе
- 1. 1. Феномен массовой культуры как феномен ХХ века
- 1. 2. Категория массы как одной из составляющих массовой культуры
- Глава 2. Функции культуры и их взаимосвязь с феноменом массовой культуры в современном мире
- Заключение
- Список литературы
Проблемы, связанные с человеческими ценностями, ученые относят к числу важнейших научных философских, психологических, педагогических проблем. Это связано с той ролью, которую играют ценности в развитии человека и общества, выступая интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, культуры, нации, для человечества в целом. Питирим Сорокин усматривал в наличии целостной и устойчивой системы ценностей важнейшее условие как внутреннего социального, так международного мира. «Когда их единство, усвоение и гармония ослабевают увеличиваются шансы международной или гражданской войны». Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису личности и общества, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей.
Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние годы в нашей стране, привели к разрушению привычной системы ценностей, включая социальные ценности (Отечество, семья, дружба, общение и др). В одном из выступлений в ТГПУ им. Л. Н. Толстого Н. Д. Никандров отметил, что с разрушением системы ценностей в нашей стране была разрушена и система патриотического воспитания, воспитания любви к своей стране, что признается и практически осуществляется во всем мире. «Главная причина этого, — отметил президент РАО, — состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме, в том, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительно того, что мы строим, по каким законам хотим жить».
Разрушение ценностных ориентиров не сопровождалось появлением сколько-нибудь равноценных новых, что породило многие социальные проблемы: кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, политическую дезориентацию и деморализацию населения, падение ценности человеческой жизни и многое другое. Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум и многие другие симптомы социальной патологии (В. Франкл), возникшей на почве перелома ценностной основы и смыслового голодания.
Исследования показывают, что при ранжировании ценностей большая часть респондентов учащихся такие значимые для любого общества ценности, как «отечество», «нация», «народная культура» ставит на последние места. Особый смысл данная проблема приобретает в период общего духовного кризиса, в эпоху засилья масскультуры и американизации нашего общества [6, с. 15−20].
Рост числа дезадаптированных и неполных семей, разводов, отсутствие в стране ясной и продуманной программы поддержки материнства и детства свидетельствуют о снижении в обществе ценности семьи и семейных отношений.
Ценностные ориентации, в основе которых лежит система ценностей, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Система ценностей напрямую связана с направленностью личности, формируется под влиянием культуры и определяет ее содержательную сторону и составляет основу мировоззрения человека, его взглядов на окружающий мир, отношений к другим людям, к себе, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте на основе сложившейся у молодых людей системы ценностей, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение [2, с. 3].
Глава 1. Массовая культура в современном обществе
1.1. Феномен массовой культуры как феномен ХХ века
Особое место в жизни современных сообществ массовая культура заняа в результате процессов социокультурной модернизации второй половины 20 в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу технологического развития. Если в традициционных сообществах задачи общей инкультурации личности человека решались преимущественно средствами персонализированной трансляции норм мировоззрения и поведения от обучающего к обучаемому, причем в содержании транслируемого знания особое место занимал личный жизненный опыт воспитателя, то на стадии сложения национальных культур возникает необходимость в радикальной институционализации и универсализации содержания транслируемого социального опыта, ценностных ориентации, паттернов сознания и поведения в национальном масштабе, в формировании соответствующих общенациональных (а позднее и транснациональных) норм и стандартов социальной и культурной адекватности человека, инициировании его потребит, спроса на стандартизированные формы социальных благ и атрибутов престижности, в повышении эффективности работы механизмов социальной регуляции посредством управления интересами и предпочтениями людей в масштабе социальных страт и целых наций и т. п. Это в свою очередь потребовало создания канала трансляции социально значимой информации максимально широким слоям населения, смысловой адаптации и «перевода» этой информации с языка специализированных областей познания и социокультурной практики на языки обыденного понимания неподготовленных к тому людей, а также манипулирования сознанием массового потребителя в интересах «производителя» этой информации. Реализатором такого рода задач и стала массовая культура [45, с. 20].
Среди основных направлений и проявлений современной массовой можно выделить следующие: индустрия «субкультуры детства» (детская
литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированнцые и другие организации, технологии коллективного воспитания и т. п.), преследующая цели явной или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм и паттернов личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном сообществе;
массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с целевыми установками «субкультуры детства», приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;
средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер обществ, практики и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», т. е. фактически формирующие обществ, мнение по тем или иным проблемам в интересах данного «заказчика»;
система национальной идеологии и пропаганды, «патриотического» воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая полит, благонадежность и желательное электоральное поведение людей, «мобилизационную» готовность общества и т. п. [45, с. 21−22];
массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический «патриотизм», социальная демагогия, квазирелигиозные и паранаучные учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентации человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций («наши не наши»), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастическим объяснениям («мировой заговор», «поиски инопланетян» и т. п.), что в конечном счете, освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
массовые политические движения (партийные и молодежные организации, массовые политические манифестации, демонстрации, пропагандистские кампании и пр.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им полит, программ, на поддержку которых их мобилизуют методом нагнетания коллективного полит, или националистического психоза;
система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребит, ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в обществ, сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и доступных по цене моделях формы «элитных» образцов, управляющих спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования [45, с. 23−24];
— индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида (массовое физкультульное движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физической реабилитации, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т. п), являющаяся специфической областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и пр. или на основании идеологических установок властей на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физической подготовленностью;
индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (приключенческая, фантастическая и «бульварная» литература, аналогичные «развлекательные» жанры кино, карикатура и комиксы в изобразит, искусстве, оперетта, эстрадная, рок- и поп-музыка, эстрадная хореография и сценография, конферанс и прочие «разговорные» жанры эстрады, синтетические виды шоу-индустрии, художественный кич, идеологически ангажированные и политико-агитационные произведения в любых видах искусства и т. п.), массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, стриптиз и иные виды эротических шоу, индустрия курортных и «культурно"-туристических услуг, профессиональный спорт (как зрелище) и т. п., являющаяся во многих отношениях эквивалентом «субкультуры детства», только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя, где используются технические приемы, мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя, используются средства технического тиражирования этой продукции и ее «доставки на дом» потребителю посредством электронных СМИ и достигается эффект психологической релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомительной ритмикой социальных процессов повседневности, а также ряд иных, более частных направлений массовой культуры.
В отечественном общественном сознании сложилось стереотипное представление о массовой культуре, как о явлении исключительно западного (преимущественно американского) происхождения. В действительности и основной массив советской официальной культуры («социалистической по содержанию») вполне соответствует критериям и содержанию специфики «тоталитарного» типа, ориентированной на политико-идеологическое манипулирование сознанием людей, социальную демагогию в виде непосредственной агитации и пропаганды информационными, художественными и иными средствами, на инициирование «мобилизационных» и милитаристских настроений в обществе, революционную мифологию «социальной аскезы» и т. п.
При этом массовая культура фактически принимает на себя функции первичной (неспециализированной) инкультурации личности и, вполне вероятно, представляет собой некое эмбриональное проявление созревающей обыденной культуры нового типа, аккумулирующей социальный опыт жизнедеятельности на индустриальном и постиндустриальном этап социальной эволюции, разумеется, еще не прошедших процесса исторической селекции, аксиологизации наиболее эффективных и отбраковывания социально неприемлемых черт и форм.
Список литературы
- Акопян К.З. Массовая культура. Инфа-М., 2004
- Березин В. Актуальная культура, //Октябрь, № 1, 2000,
- Бранский В. П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 2000, 704 с
- Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999
- Большаков В. П. Культура как форма человечности. Великий Новгород, 2000.
- Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 2000
- Бучило Н.Ф., Чумаков А. Н. Философия. М.: ПЕР СЭ, 2001. 447 с.
- Воеводина Л.Ф. Мифология и культура. М. 2002
- Введение в культурологию /ред. Е. А. Попова, М.: Владос, 2000
- Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 2000. Глава XI. С. 301−329.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 2001
- Завершинский К. Культура и культурология в жизни общества. Великий Новгород, 2000
- Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1999.
- Гуревич П. С. Человек и культура. Изд. Дрофа 2000.
- Гуревич П.С. Философия человека. М.: ИФРАН, 2001
- Инглхарт, Р. Культурный сдвиг в развитом индустриальном обществе / Р. Инглхарт. — 2000.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., Аспект-Пресс, 2000, 591 с
- Каверин Б.И. Культурология. М., 2005
- Кононенко Б.И. Основы культурологии. Инфа-М., 2002
- Культурология. Учебное пособие для ВУЗов//Пушкова Ю. Б. Экзамен XXI, 2005
- Культурология: Теория и история культур. /Под ред. И. С. Шершова. Мн., БГЭУ, 2004
- Культорология. ХХ век. Энциклопедия т.2.. СПб: Университетская книга; ОАО «Алетея», 1999. 447 с.
- Культурология. Курс лекций под ред. А. А. Родугина Изд. Центр Москва 1998 г.
- Культурология /ред. А. А. Радугина, М.: Центр, 1999.
- Культурология /ред. Г. В. Драча, Ростов-на-Дону, Феникс, 2000
- Китаев П.М. Культура: Человеческое измерение. СПб., 2001.
- Культурология/ Под ред. Ю. Н. Солонина., М. С. Кагана. М., Юрайт. Издат, 2005. 566 с
- Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания//Социальные науки: история, теория, методология. — М., 2000. — Вып. 1. — С. 38−46
- Левидов В.А. Художественная классика как средство духовного возрождения. СПб., 2001
- Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Маркет, 1999.
- Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. ЮНИТИ, 2006
- Маркова Т. Культурология, 2003.
- Манхейм, К. Избранное: Социология культуры/Академия исследований культуры. — М.; СПб.: Университетская книга, 2000. — 505 с.
- Моль А. Социодинамика культуры. М., ЛКИ, 2008. — 416 с.
- Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2004. 428 с.
- Никитич Л.А. Культурология: теория, философия история культуры. М., НИТИ, 2005
- Руднев В. Метафизика рекламы // Реклама и жизнь, 2000, № 4.
- Социология: Учебное пособие/ Ахметова С. А., Беляев В. А., Большаков А. Г.; Под ред. Ерофеева С. А., Низамовой Л. Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. — Казань, 2001. — 2-е изд. перераб. и доп. — 338 с.
- Социология культуры: Учебное пособие. М.: Издательская корпорация Логос, 2000
- Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов./Под ред. А. Л. Журавлева. М. 2002
- Силичев Д.А. Культурология. Учебное пособие для Вузов. М., Изд. ПРИОР, 2000. 352 с.
- Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 2001.
- Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб, 2002
- Тард. Г. Социальная логика. СПб.: Социально-психологический центр, 2001
- Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1999.
- Основы культурологии: Курс лекций. М., 2003
- Самосознание европейской культуры XX века. М., 1999.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России. 18 901 910гг. М., 1999.
- Шишова О.М. История и культурология. Логос, 2004
- Шеллинг В.Ф. Философия искусства. — М.: Мысль, 2000.
- Шухмин В. Кукумария, или реклама все, продукт ничто // Реклама и жизнь, 2000, № 2
- Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс. Издательство АСТ, 2003.
- Филатова, О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. — СПб.: Михайлов, 2000. — 46 с
- Энциклопедический словарь по культурологии, М.: Центр, 1999
- Эстетика. Словарь. М., 2001.
- Яковлев И.И. Искусство и мировые религии М., 2000