Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Движущие силы творчества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общественная миссия музыканта. В своем творчестве художник выражает не только свои собственные настроения и мысли средствами художественного языка, в котором он творит. Общественная миссия музыкантов, смысл их жизни заключается в социальном служении тому обществу, в котором они живут, которому помогают радоваться жизни и скорбеть в случае каких-либо общественных потерь. Осознает ли он это или… Читать ещё >

Движущие силы творчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Что приводит в движение все эти способности и талант художника? Если бы на этот вопрос отвечал Фрейд, то, наверное, сказал бы, что такой движущей силой выступает сексуальное влечение, которое, не находя себе реализации в действительности, сублимируется в фантазиях художника и выливается в его произведениях.

Если бы на этот вопрос отвечал А. Адлер, то он, вероятно, сказал бы, что в стремлении художника к совершенству лежит комплекс неполноценности, проистекающий из осознания несовершенства воплощаемых им замыслов.

Если бы это делал Маслоу, то он сказал бы о внутренне присущей художнику тенденции к самоактуализации, о его потребности вынести свои потенциальные способности наружу, опредметить их в творчестве и стать тем, кем он должен быть по своей природе.

Если бы на этот вопрос отвечали психологи Дж. Гилфорд и Э. П. Торренс, то они, вероятно, сказали бы о неиссякаемой потребности творцов в познавательной активности.

Во всех этих ответах была бы своя доля правды, но, думается, последний из этих ответов был бы наиболее близок к истине. Художник не может не реализовать заложенные в себе потенции, и, переводя их из внутреннего плана во внешний, он становится тем, чем задумала его природа. И здесь надо сделать оговорку, касающуюся социальных условий. Талант художника наиболее полно расцветает в обществе на определенном витке его исторического развития. И то, в каком состоянии находятся общество, его культурные традиции и отношение к мировой культуре, будет влиять на творчество данного художника. Шуман был глубоко прав, когда обронил мысль о том, что если бы в его время родился талант, подобный Моцарту, то, скорее всего, он стал бы писать музыку в духе Шопена.

Общественная миссия музыканта. В своем творчестве художник выражает не только свои собственные настроения и мысли средствами художественного языка, в котором он творит. Общественная миссия музыкантов, смысл их жизни заключается в социальном служении тому обществу, в котором они живут, которому помогают радоваться жизни и скорбеть в случае каких-либо общественных потерь. Осознает ли он это или нет, но каждый музыкант выражает мироощущение людей той эпохи, в которой он живет и творит.

Горячо отзывались на революционные события в своих странах Бетховен и Шопен, Вагнер и Дж. Верди, Чайковский и А. Н. Скрябин, Шостакович и Прокофьев. Стремление выразить общественные умонастроения было для больших художников одним из сильнейших мотивов творчества. «Революционный этюд» Шопена, «Ракоци-Марш» Листа, «Славянский марш» и «Увертюра 1812 г.» Чайковского, «Богатырская симфония» А. П. Бородина выражали чувствования современников композиторов, и, слушая эти произведения, мы вступаем в волнующий диалог с ушедшими от нас поколениями, а некогда пережитое ими становится нашим собственным достоянием, увеличивая масштабы нашей собственной личности.

«Если ты хочешь быть значительным музыкантом, — говорил своим ученикам Лист, — то ты должен постараться стать значительным человеком». В своей статье, посвященной памяти Н. Паганини, Лист сурово осуждал тех музыкантов, которые не чувствовали своей ответственности перед искусством и человечеством и больше развлекали публику, нежели просвещали и развивали ее. Сам Лист вдохновлялся не только образами архитектурных ансамблей Венеции и Неаполя, но и идеями Торквато Тассо и А. Шопенгауэра. Сохранился рассказ о том, как он однажды импровизировал пламенную фантазию на тему философского трактата П. С. Балланша о «социальной палингенезии»[1].

В статье, посвященной памяти Паганини, Лист пишет о высоком предназначении музыканта в его служении общественным идеалам и призывает артистов: «Рассматривать искусство не как удобное средство для достижения эгоистических целей и бесплодной славы, но как симпатическую силу, объединяющую и сплачивающую людей друг с другом; строить свою жизнь в соответствии с тем представлением о высоком звании артиста, которое должно быть представлением таланта; вскрыть деятелям искусства суть того, что они должны и что могут сделать; покорить общественное мнение своим благородством и великодушием своей жизни, зажечь и поддерживать в душах столь родственное добру восхищение прекрасным — вот задачи, которые должен поставить перед собой художник если он чувствует в себе достаточно сил завоевать право последовать Паганини»[2].

Дарование большого художника всегда многогранно и часто противоречиво. Кто-то из них стоит ближе к политике, кто-то сторонится ее. Здесь мы видим и знаменитого пианиста И. Я. Падеревского, становящегося премьер-министром Польши, и Шаляпина, который в своей книге «Маска и душа» сказал о себе, что он менее всего в жизни был политиком.

Но даже если большие художники стоят вне политики, они всегда несут в себе то, что называется «мировой скорбью», проистекающей от осознания ими несовершенства мира, который они хотят улучшить и украсить своим искусством. «Мне было бы досадно, милорд, — говорил Г. Ф. Гендель, — если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель — делать их лучше…»[3].

«Этическая ценность музыки, — говорил И. Гофман, — зависит не от техники музыканта, а исключительно от его моральной направленности. Учащийся не должен никогда пытаться ослепить своего слушателя чисто техническим блеском; нужно стараться радовать его сердце, возвышать его чувства и ощущения, донося до его знания благородные музыкальные мысли»[4].

В периоды экономического кризиса многим людям приходиться сталкиваться с разного рода трудностями. Производственные, экологические, психологические перегрузки вызывают у наших современников — особенно в больших городах — как у взрослых, так и детей, немалое количество негативных эмоциональных состояний, среди которых мы видим раздражительность и немотивированную агрессию, страхи и фобии, тревоги и беспокойства, состояния апатии и депрессии. Накапливаясь, эти стрессы повседневной жизни приводят многих людей к упадку настроения, что в свою очередь приводит к росту психосоматических заболеваний. Это те болезни, которые начинаются с расстройства настроения человека, а заканчиваются телесными недомоганиями. Классическими психосоматозами являются такие заболевания, как бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертензия, нейродермит, ревматоидный артрит, язвенная болезнь желудка и язва двенадцатиперстной кишки.

К настоящему времени список таких заболеваний расширился до 300 названий. По данным медицинской статистики свыше половины обращений в поликлиники в своей основе имеют психосоматическую причину. Обращение к богатым возможностям музыкального искусства положительно влиять на настроение человека может приводить к снижению общественной психической напряженности и тем самым успешно решать эту важную общественную проблему.

  • [1] Коган Г. М. Из записей разных лет // Советская музыка. 1969. № 7. С. 143.
  • [2] Цит. по: Милъштейн. Ф. Лист: в 2 т. М., 1956. Т. 1. С. 105.
  • [3] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/863 920 (дата обращения: 11.09.2017).
  • [4] Гофман И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре. С. 96.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой