Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурно-историческое определение труда в антропосоциогенезе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поиск каких-либо особых, не свойственных приматам и их эволюции, отдельных признаков морфологии, групповой организации или новых видов социального отбора, конечно, может способствовать пополнению и расширению конкретных представлений о человеческой предыстории, но основное значение в ее изучении должны иметь исследования структуры соотношения и взаимозависимости тех адаптаций, культурные… Читать ещё >

Культурно-историческое определение труда в антропосоциогенезе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Трагедия абсолютной идеи Гегеля в системном понимании человека оборачивается фарсом, когда вновь и вновь возникают попытки с помощью одной или нескольких идей установления абсолютной причинно-следственной связи разом прояснить эволюцию человека. Механический детерминизм, очевидно, неадекватен в изучении системных и длительных процессов, где следует, вообще говоря, исходить из принципа снятия в диалектике категорий возможности и действительности.

Эти две категории, с одной стороны, включают в себя, так сказать, на оперативном уровне, непосредственность и ясность причинно-следственных связей, а с другой — позволяют рассматривать системные процессы сколь угодно значительной длительности, не упуская ни одной из уже известных возможностей на любом этапе движения реальной действительности. При этом имеется в виду, что любая действительность вообще имеет нелинейный характер и мыслится не только как простая актуализация единственной возможности, но и как пространство непрерывного открытия и осуществления в нем совершенно новых, ранее непредвиденных возможностей, как универсум множества потенциальных действительностей.

Продвигаясь назад в исторической ретроспективе, можно, в принципе, свести диалектику возможности и действительности к ряду причин и следствий, но реконструкция антропосоциогенеза в той или иной мере его сложности исключает элементарный детерминизм, особенно если он претендует на место единственного и объективного способа научного мышления.

Поиск каких-либо особых, не свойственных приматам и их эволюции, отдельных признаков морфологии, групповой организации или новых видов социального отбора, конечно, может способствовать пополнению и расширению конкретных представлений о человеческой предыстории, но основное значение в ее изучении должны иметь исследования структуры соотношения и взаимозависимости тех адаптаций, культурные основания которых и послужили образованию системы важнейших биологических и социальных предпосылок антропосоциогенеза.

При этом следует иметь в виду, что внекультуральная или внеконцептуальная историческая ретроспектива человеческой предыстории есть определенная ее редукция к биогенезу, вот почему некорректно придавать антропогенный статус отдельно взятым признакам общебиологической адаптации. Например, отдельные признаки возраста и пола, стадности, роли особи в популяции, отношений доминирования-подчинения, форм орудийности и общения, внутристадной сигнализация или манипулирования с предметами, могут рассматриваться лишь как специфически биологические характеристики до тех пор, пока не будет установлено их социализирующее взаимоотношение в эволюции человека.

В то же время системы, комплексы или общности различных признаков потому и могут быть понимаемы как таковые, что, при всех их отличиях они обладают единственным сходством в культуральных их смыслах, различающихся уже одной только степенью культурной их значимости в процессах гоминизации и сапиентации. Отличия и сходства любых признаков антропосоциогенеза образуют сложные их общности, с одной стороны, качественно отличающиеся, а с другой, — реально и корректно сопоставимые друг с другом настолько, что в этом их сопоставлении и обнаруживается прерывно-непрерывный характер эволюции человека по параметру культуры.

В частности, диалектика возможности и действительности в системном анализе явления асимметрии культуральных параметров стадных и внутристадных организаций, позволяет определить эту культуральную асимметрию не только как элементарную единицу эволюции в антропогенезе, но и как характеристику пространства новых возможностей в направлении объективно необходимой эволюции высокоразвитых антропоидов. Различия систем условий их группового поведения в конкретных ситуациях жизнедеятельности должны при этом пониматься в качестве открывающих как позитивные, так и негативные возможности возникновения и примитивных, и совершенно новых, специфичных способов осуществления орудийных и коммуникативных функций, имеющих прежде всего такое социальное значение, которое было адекватным культурному контексту указанных ситуаций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой