Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование досуговых потребностей подростков из семей социального риска на основе социально-культурного проектирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения сопряжено с определёнными трудностями: не во всех учреждениях социальной защиты населения имеются специалисты дополнительного образования. Остаются нерешёнными вопросы оснащённости научно-методическим материалом, недостаточно обеспечена материально-техническая база, недостаточно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования
    • 1. 1. Сущность и специфика формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения
    • 1. 2. Роль социально-культурного проектирования в учреждениях социальной защиты населения в формировании досуговых потребностей подростков из семей социального риска
    • 1. 3. Модель формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения
  • Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования.

2.1. Экспериментальное изучение досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения г. Орла и Орловской области.

2.2. Процесс реализации модели формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования и анализ её эффективности.

Выводы по второй главе.

Формирование досуговых потребностей подростков из семей социального риска на основе социально-культурного проектирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время продолжают нарастать тенденции кризиса семьи, разбалансированности семейного пространства и увеличение доли семей социального риска. К данной категории относятся семьи, социальное функционирование которых затруднено. Это, прежде всего многодетные семьи, неполные, семьи с одним из родителей, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи военнослужащих срочной службы, семьи безработных, малообеспеченные семьи, семьи с родителями, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями и т. д. В работе с подростками из таких семей должна учитывается специфика возраста. Подростковый возраст характеризуется наличием разнонаправленных тенденций в социальном поведении, потребностью в самоутверждении, развитием волевых черт характера, возникновением новых потребностей и увлечений (интеллектуально-эстетических, накопительных, эксцентрических, телесно-мануальных, информативно-коммуникативных). Увлечения необходимы для становления личности подростка, так как благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. Выявленные особенности предъявляют новые требования к работе с подростками из семей социального риска.

В подростковом возрасте формирование досуговых потребностей особенно актуально, так как в процессе свободного выбора личностью досуговых занятий происходит реализация интересов, связанных с саморазвитием, самореализацией, общением. В процессе формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска необходимо учитывать, что содержание досуга определяется образом жизни семьи, культурным уровнем, ценностными установками, спецификой отношений, предпочтениями тех или иных видов досуговой деятельности.

Социально-культурное проектирование осуществляется с учетом социально-культурного контекста рассматриваемой проблемы, в котором взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты. В процессе разработки проектов и программ культурно-досуговой направленности для подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения, важно учитывать условия и обстоятельства, в которых функционирует личность, социальная группа, а также систему ценностных ориентаций, окружение и отношения с другими людьми. Как правило, здесь кроется проблема, отражающая реальное взаимодействие субъекта и его окружения, с одной стороны, и требования, предъявляемые социальными институтами к личности, с другой стороны. Становится очевидным, что в учреждениях социальной защиты населения необходимо создавать условия для эффективного формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска.

В качестве стратегических целей культурной политики Правительства РФ определены: развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единого культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения. Об этом свидетельствуют принятые нормативно-правовые документы: «Основы Законодательства Российской Федерации о культуре» (2002 г.), статьей 29 Федерального закона № 199 были внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части расширения и уточнения полномочий муниципальных образований по решению вопросов местного значения в сфере культуры. Впервые в полномочиях местных органов власти отдельной строкой законодательно отражена ответственность за создание условий для. организации досуга населения. В выступлении Президента РФ на расширенном заседании государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» подчёркнута направленность политики государства на современном этапе и в перспективе на развитие человека во всех его проявлениях, особенно на удовлетворение его культурных и образовательных потребностей.

Степень разработанности проблемы. Содержательный анализ научной литературы показал, что существуют публикации ученых по проблеме исследования, в которых освещаются некоторые ее фрагменты: педагогические условия организации социально-культурной деятельности детей и подростков в период летнего оздоровительного отдыха (Н.В. Апажихова, Е. А. Леванова, A.A. Реан), развитие социального творчества студенческой молодёжи в сфере досуга на основе проектных технологий (О.Н. Белинская) и др.

Проблема социального проектирования затронута в работах: В. И. Курбатова, О. В. Курбатовой, Н. М. Найбороденко, В. Г. Плышевского,.

B.М. Сафроновой. Среди зарубежных можно отметить Дж. Бернала, Н. Винера, Ф. Полака, А. Тоффлера и др.

Вопросы социальной защиты личности рассматриваются в трудах.

C.И. Холостовой, A.C. Сорвиной, И. Г. Зайнышева, В. И. Жукова, П. Д. Павленко, М. П. Гурьянова, В. В. Колкова, Е. И. Комарова, JI.B. Топчего, М. В. Фирсова и др.

Социально-культурные аспекты в работе с различными категориями населения освещены в работах: Н. В. Апажиховой, Е. И. Григорьевой, М. Н. Гусловой, С. С. Зотова, И. П. Клемантович, В. В. Леденёва, С. Ю. Сенатор, А. Б. Серых, Э. И. Сокольниковой, К. О. Хвостунова и др.

Настоящее исследование осуществлялось на основе идей целостного и гармоничного развития личности, разрабатываемых кафедрой педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств (Н.К. Баклановой, В. И. Черниченко и др.) — на основе концепций социально-культурного воспитания подрастающего поколения (А.Я. Айзенберг, А. И. Арнольдов, Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников, Ю. А. Стрельцова, В. М. Чижикова, H.H. Ярошенко и др.).

Социально-культурная деятельность, как подсистема общей системы социализации личности, рассматривается в трудах Т. П. Киселёвой, Ю. Д. Красильникова, В. М. Чижикова.

Большой вклад в развитие теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности внесли: А. Д. Жарков, Л. И. Жаркова, Ю. Д Красильников, A.A. Лабейкин, Н. Ф. Максютин, Е. Ф. Новаторов, Н. А Паршиков, Ю. А. Стрельцов, В. Я. Суртаев, H.H. Ярошенко.

Однако, несмотря на значительный научный интерес к данной проблеме, такой аспект как формирование досуговых потребностей подростков из семей социального риска на основе социально-культурного проектирования не нашёл достаточного отражения в научных исследованиях.

Теоретический анализ литературы по данной проблеме позволил выявить противоречия между:

— требованиями, которые предъявляются к формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска и недостаточно эффективном социально-культурным проектированиемогромным педагогическим потенциалом социально-культурной деятельности, и эффективностью деятельности учреждений социальной защиты населения в создании единого социально-культурного пространства развития личности и формировании досуговых потребностей подростков из семей социального риска;

— наличием отдельных практических разработок в области социально-культурного проектирования с подростками из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения и недостаточным научным обоснованием организационно-педагогических условий данного процесса.

Совокупность указанных противоречий позволяет сформулировать проблему: каковы педагогические условия формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования.

Цель исследования — теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих процесс эффективного формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска на основе социально-культурного проектирования.

Объект исследования — воспитание подростков из семей социального риска.

Предмет исследования — процесс формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска на основе социально-культурного проектирования.

В основу исследования положена гипотеза: формирование досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения будет осуществляться эффективнее, если:

— учтена специфика досуговых потребностей подростков, с учётом, как возрастных особенностей, так и контекста семейной обстановки (категории семьи социального риска);

— организация и содержание социально-культурной деятельности с подростками из семей социального риска осуществляется в соответствии с разработанной моделью;

— формирование досуговых потребностей подростков из семей социального риска будет обеспечено проектом организации социально-культурной деятельности в учреждениях данного типа;

— специалисты будут подготовлены (обучены) к формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска.

Задачи исследования:

1 .Раскрыть сущность и специфику формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска.

2.Разработать модель формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения.

3. Реализовать проект, направленный на организацию социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска.

4. Обосновать педагогические условия эффективного формирования досуговых потребностей детей из семей социального риска.

Методологической основой исследования явились социокультурный подход к анализу общественного развития, разрабатываемый В. И. Курбатовым и О.В. Курбатовойкоммуникативно-перцептивный, активно-деятельностный, структурно-функциональный, ценностно'-ориентированный подходы, сторонниками которого являются А. Д. Жарков, Л. И. Жаркова, A.A. Лабейкин и др.- учение о деятельностном подходе А. Н. Леонтьевафилософское учение о единстве человека и общества, о ведущей роли деятельности в формировании личности (А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского) — учение о деятельности и общении (Г.М. Андреева, Л. П. Буева, М. С. Коган, Б. Ф. Ломов, A.B. Мудрик, Ю. А. Стрельцов, и др.). Опора на комплексный подход, сторонниками которых являются Т. П. Киселёва, Ю. Д. Красильников и др. позволяет уточнить условия эффективного формирования досуговых потребностей подростков в учреждениях социальной защиты населения.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме исследования, метод формализованного анализа, анкетирование, педагогический эксперимент, методы качественной и количественной обработки данных экспериментальной работы, изучение нормативных и программно-методических документов, обобщение, сравнение, метод теоретического моделирования, анализ результатов творческой деятельности субъектов социально-культурной деятельности (клиентов учреждений социальной защиты населения).

Базами исследования явились: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» и учреждения социальной защиты населения г. Орла и Орловской области.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2006;2007 гг.) разрабатывались теоретические основы исследования, были определены сущность и специфика формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска.

На втором этапе (2008;2010 гг.) осуществлялся констатирующий эксперимент. Была разработана модель формирования досуговых потребностей подростков в учреждениях социальной защиты населения на основе комплексного подхода. Осуществлялся количественный и качественный анализ полученных результатов на этапе формирующего эксперимента.

На третьем этапе (2011;2013 гг.) уточнялись теоретические положения исследования, проводилась аналитическая обработка полученных результатов, их систематизация. Завершалось оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнены понятие и сущность досуговых потребностей как интереса к деятельности и желание её осуществлятьпоказана специфика формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения;

— разработана, научно обоснована и апробирована модель формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населенияразработаны критерии, позволяющие оценить эффективность формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения по: критерию знаний (расширение знаний в области культурно-досуговой деятельности), динамики потребностей (изменения в формировании досуговых потребностей подростков), деятельности (организация собственной культурно-досуговой деятельности);

— конкретизированы принципы социально-культурного проектирования в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска: системности (взаимосвязь направлений социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения), управляемости (реализация культурно-досуговых проектов и программ и их коррекция в ходе реализации), воспроизводимости (применение опыта проектирования в других учреждениях социальной защиты населения), взаимозаменяемости (применение форм культурно-досуговой деятельности в соответствии с направлениями деятельности учреждения);

— уточнены педагогические условия эффективного формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска на основе социально-культурного проектирования в учреждениях социальной защиты населения: внедрение модели формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждения социальной защиты населения, подготовка кадров к проектной деятельности, организация сотрудничества учреждений социальной защиты населения с учреждениями культуры и дополнительного образования, наличие проекта организации социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска;

— разработан и реализован проект «Организация социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска», способствующий осмыслению педагогического потенциала социально-культурной деятельности в формировании досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы расширяют теоретическую базу социально-культурной деятельности за счёт раскрытия сущности и специфики формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования.

Разработанный критериальный аппарат позволяет оценить эффективность формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования.

Предлагаемый комплекс организационно-педагогических условий призван обеспечить эффективность процесса формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения.

Полученные теоретические результаты и предлагаемая модель формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения носят общепедагогический характер и могут быть использованы при разработке проектов и программ социально-культурной деятельности в различных учреждениях социальной защиты населения.

Практическая значимость состоит в том, что полученные в ходе исследования данные позволяют эффективнее осуществлять формирование досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования.

Разработан и внедрён проект «Организация социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска».

Научные результаты диссертационного исследования используются при чтении лекций в ФГБОУ ВПО «Орловском государственном институте искусств и культуры» в рамках курса «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе».

Результаты исследования могут служить основой для применения различных форм и видов социально-культурной деятельности на базе учреждений социальной защиты населения.

Научные результаты отражены в спецкурсе для специалистов учреждений социальной защиты населения «Основы социально-культурного проектирования в учреждениях социальной защиты населения».

Рекомендации позволят совершенствовать процесса формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска на основе социально-культурного проектирования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: методологическими позициями, основанными на общепризнанных идеяхиспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследованиякомплексным характером опытно-экспериментальной работысогласованностью выводов и положений теоретического и экспериментального исследованиймасштабностью опытной работы в различных учреждениях социальной защиты населенияактами о внедрении результатов диссертационного исследования в экспериментальных объектах г. Орла, апробированием результатов на практике.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по ряду направлений: а) выступления перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах, семинаров для специалистов учреждений социальной защиты населения (21 апреля 2011 г., г. Орёл). В том числе на международных конференциях: «Современные проблемы исследования социокультурной сферы» (5−6 апреля 2007 г., г. Орёл), «Достижения учёных 21 века» (30−31 июля 2007 г., г. Тамбов), «Гуманитарные науки и образование: новые пути интеграции» (7−8 февраля 2008 г., г. Орёл), «Российская культура глазами молодых учёных» (14 декабря 2007 г., г. Санкт-Петербург), «Культурная политика в условиях модернизации Российского общества» (20−21 ноября 2008 г., г. Москва), «Мировоззренческое развитие личности в современном культурно-образовательном пространстве» (1−5 марта 2012 г., г. Орёл) и др. б) внедрение проекта организации социально-культурной деятельности с детьми из семей социального риска по формированию досуговых потребностей в учреждения социальной защиты населенияв) использование результатов исследования в спецкурсе «Основы социально-культурного проектирования» для специалистов учреждений социальной защиты населенияг) использование результатов исследования в процессе преподавания учебной дисциплины «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» в ФГБОУ ВПО «Орловском государственном институте искусств и культуры», в рамках работы в научной студенческой лаборатории «Проектирование социальных технологий»;

Результаты диссертационного исследования отражены в 12 научных публикациях автора, в том числе в 3 статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность формирования досуговых потребностей подростков определяется особенностями возраста и семейной обстановки, образом жизни, образовательным и культурным уровнем семьи. Специфика формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска заключается в организации социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения, включения подростков в культурно-досуговую деятельность, расширении знаний в области культурно-досуговой деятельности, изменении досуговых потребностей и стремления организовать собственную досуговую деятельность. Направлениями деятельности учреждений социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска выступают: методическое направление, социально-психологическое направление, координационное направление и культурно-досуговое направление.

2. Модель формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения направлена на описание педагогических условий эффективного формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектированияпредусматривает реализацию функций социально-культурной деятельности с подростками в учреждениях социальной защиты населения, принципов организации социально-культурной деятельности с подростками в учреждениях социальной защиты населения, форм культурно-досуговой деятельности с подростками в учреждениях социальной защиты населения.

3. Реализованный проект «Организация социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска» экспериментально доказывает эффективность социально-культурного проектирования в учреждениях социальной защиты населения: повышается уровень досуговых потребностей, подростками приобретаются знания в области культурно-досуговой деятельности, систематичности досуговой занятости, вариативности видов культурно-досуговой деятельности, включённости в различные виды культурно-досуговой деятельности.

4. Комплекс педагогических условий эффективного формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения: внедрение модели формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждения социальной защиты населения, подготовка кадров к проектной деятельности, организация сотрудничества учреждений социальной защиты населения с учреждениями культуры и дополнительного образования, наличие проекта организации социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска.

Личное участие автора состоит в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных в печатных трудах, теоретической разработке основных концептуальных идей и положений исследования. Исследование является результатом научно-педагогической работы автора в системе образования.

Структура диссертации. Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

В настоящее время интенсивно развиваются разнообразные формы сотрудничества учреждений социальной защиты населения с учреждениями культуры и дополнительного образования. В учреждениях социальной защиты населения реализуются различные проекты и программы формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска: познавательные, научно-исследовательские, программы социализации, спортивно-оздоровительные, досуговые. Учреждения социальной защиты населения с учётом назревших потребностей и собственных возможностей осуществляют формирование досуговых потребностей подростков на основе социально-культурного проектирования и выстраивают социально-культурную работу с детьми на принципах законодательства в области социальной защиты населения, образования, культуры.

Формирование досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения сопряжено с определёнными трудностями: не во всех учреждениях социальной защиты населения имеются специалисты дополнительного образования. Остаются нерешёнными вопросы оснащённости научно-методическим материалом, недостаточно обеспечена материально-техническая база, недостаточно уделяется внимание повышению квалификации специалистов учреждений социальной защиты населения в области социально-культурного проектирования. Тем не менее, можно отметить позитивные тенденции: в учреждениях социальной защиты населения разрабатываются и реализуются программы и проекты социально-культурной направленности, работают творческие мастерские по возрождению национальной культуры («Народное творчество Орловщины»), налажено сотрудничество с учреждениями культуры. Результаты опроса показали, что многие из них убедились в эффективности социально-культурного проектирования. Закономерным явлением в учреждениях социальной защиты населения является применение форм социально-культурной деятельности в зависимости от полученной ранее специальности (педагога дополнительного образования, воспитателя, учителя). Имеются противоречия между целями, задачами и направлениями деятельности учреждений социальной защиты населения и возможностями учреждений в создании единой социально-культурной среды. Выявленные результаты подтвердили необходимость совершенствования процесса формирования досуговых потребностей подростков на основе социально-культурного проектирования. Разработанный нами проект «Организация социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска» позволил организовать социально-культурную деятельность в учреждениях социальной защиты населения, создать единую социально-культурную среду развития личности, сформировать досуговые потребности подростков на основе социально-культурного проектирования, эффективнее осуществлять социально-культурное проектирование в учреждениях социальной защиты населения и управлять процессом формирования досуговых потребностей подростков. Полученные данные в результате реализации проекта позволили сделать вывод об эффективности формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования.

Разработанные нами рекомендации служат средством повышения эффективности формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения на основе социально-культурного проектирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ и результаты опытно-экспериментальной работы позволяют нам сформулировать общие выводы исследования:

Социально-культурная деятельность является эффективным средством формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска, так как в учреждениях социальной защиты населения создаётся социально-культурная среда развития личности с учётом функций, принципов, форм и направлений социально-культурной деятельности.

2.Уточнена сущность и специфика формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения.

3.Научно-обоснована и апробирована модель формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения, которая представлена как система взаимосвязанных элементов, включающая принципы, функции, формы, направления деятельности, критерии, показатели и уровни сформированности досуговых потребностей подростков. Результатом внедрения модели явилось повышение уровня сформированности досуговых потребностей подростков.

4.Разработаннный критериальный аппарат (критерий расширения знаний, динамики потребностей, деятельности), а также система принципов социально-культурного проектирования (системности, управляемости, воспроизводимости, взаимозаменяемости) позволил провести оценку эффективности сформированности досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения.

5. Уточнены педагогические условия эффективного формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждениях социальной защиты населения: внедрение модели формирования досуговых потребностей подростков из семей социального риска в учреждения социальной защиты населения, подготовка кадров к проектной деятельности, организация сотрудничества учреждений социальной защиты населения с учреждениями культуры и дополнительного образования, наличие проекта организации социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска.

6. Разработан и экспериментально апробирован проект «Организация социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения по формированию досуговых потребностей подростков из семей социального риска». В результате реализации проекта расширился спектр культурно-досуговых мероприятий в рамках центра и за его пределами, стали привлекаться спонсоры для решения культурно-досуговых задач, тесно осуществляться взаимодействие с учреждениями культуры и системой дополнительного образования, произошло улучшение количественных и качественных показателей по формированию досуговых потребностей подростков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации: учеб. пособие/ Г. А. Аванесова. М.: Аспект Пресс, 2006. — 236с.
  2. А.Я. О взаимодействии школы, библиотеки, музея, культурно-досуговых учреждений в образовании и воспитании // Мир образования. 2002. — № 1. — С. 83.
  3. Л.А. Социология досуга: учеб. пособие / Л. А. Акимова. М.: МГУКИ, 2003. 124 с.
  4. И.И. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности в системе патриотического воспитания молодежи: автореф. дис.. канд. пед. наук. / И. И. Алпацкий. — Тамбов, 2004., 24 с.
  5. A.B., Комарова Т. С. Эстетическое воспитание как средство формирования свободной личности в истории философской и педагогической мысли // Проблемы свободного воспитания и развития личности. М., 1997.
  6. Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск: «Наука и техника», 203 с.
  7. Н.В. Педагогические условия организации социально-культурной деятельности подростков и подростков в период летнего оздоровительного отдыха: Автореферат дис. канд. пед. наук: /Н.В. Апажихова. Тамбов, 2003 г., 24с.
  8. М.А. Прикладная культурология. — 2-е изд., испр. и доп. -СПб.: Эго, 2001.-288 с.
  9. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М: Педагогика, 1982.
  10. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  11. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г. А. Технология прогнозных разработок социальных процессов. М.: Поиск, 1992. — 96 с.
  12. Г. М. Основы региональной политики и формирования культурно-досуговых программ/ Г. М. Бирженюк, А. П. Марков. СПб. -Импульс, 1992.- 127с.
  13. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. /Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
  14. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е. Д. Божович. М.: Знание, 1979. 145 с.
  15. Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство «Питер», 2000. 304 с.
  16. В.Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова М.: Просвещение, 1994. С. 41−86.
  17. Л.П. Человек, культура и образование в современной России / Л.П. Буева// Безопасность Евразии. 2001. № 2. — С. 12.
  18. В.А., Клемантович И. П. Управление системой социальной защиты детства: Учебное пособие для Вузов. Педагогическое общество России, 2005. 192 с.
  19. Ю.В. Социальная педагогика: учеб. Пособие /Ю.В. Василькова, Т. А. Василькова. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2006. — 440 с.
  20. М.А. Педагогические условия эффективности проектирования и реализации модели воспитательной системы в Вузе/ М.А. Воскобойникова// Молодёжь и общество. 2008. — № 2. — с.60−76.
  21. Т.В. Педагогическое проектирование информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения: Автореф. дис. канд.пед.наук. /Т.В. Вострикова. Ростов н/Д, 2006. -16с.
  22. Л.С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. — 106 с.
  23. Л.С. Психология развития ребёнка. М., Смысл, Эксмо, 2003 —512с.
  24. П.Я. Введение в психологию. М.: Книжный дом «Унивнерситет», 1999. 332 с.
  25. Г. Г. Деловое общение/ Г. Г. Гольцов, A.C. Ковальчук. -Орёл: НПЦ, 2007.- 128с.
  26. Г. Г. Планирование в учреждениях культуры. Лекции по курсу/ Г. Г. Гольцов. Орёл: ОГИИК, 2005. — 132с.
  27. Г. Г. Проектирование социально-культурной деятельности/ Г. Г. Гольцов. Орёл: Издательство Социально-Образовательного Центра, 1996.-72с.
  28. Г. Г. Экономика социально-культурной деятельности/ Г. Г. Гольцов, Н. А Горбунова. Учебное пособие./2е изд./ Орёл: Издатель A.B. Воробьёв, 2005. — 188с., ил.
  29. Г. Г. Экономика социально-культурной сферы/ Г. Г. Гольцов. Учебное пособие. Орёл: ОГИИК, 2001. 172с.
  30. Г. Г. Экономика социальных служб/ Г. Г. Гольцов. Орёл: ОГИИК, 2001.- 100с.
  31. И.Н. Исторические и современные подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи /И.Н. Григорьев //Вестник Тамбовского университета 2007. Вып.34. — С. 257−262. -(Гуманитарные науки).
  32. Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. — 284 с.
  33. Н.Ю. Мир культуры в век коммуникации // Социально-культурная деятельность: состояние и тенденции развития. Челябинск, ЧГАКИ, 2006.
  34. И.И. Социально-культурные условия развития досуговых интересов современной семьи: Автореферат, канд. пед. наук/ И. И. Гультяев, Москва, 2005 г.
  35. Л.А. Общее и особенное в социокультурном развитии субъектов Европейского союза и России/ Л.А. Гусейнова// Социально-гуманитарное знание. 2006. — № 6. — с.312−319.
  36. В.В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии// Деятельность: теории, методология, проблемы/ В.в. Давыдов. М.: Политиздат, 1990. — 156с.
  37. Ю.В. К вопросу о разработке модели духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в сфере досуга / Ю. В. Денисенко // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1. -С. 120−122.
  38. М.И. Социально-культурное проектирование. Учебное: пособие / М. И. Долженкова. Тамбов: Першина, 2005. — 152 с.
  39. А.Ю. Технологии социально-культурной реабилитации: уч методическое пособие/ А. Ю. Домбровская. — Орёл: ОГИИК, 2010.-98с.
  40. .М. Прогнозное социальное проектирование: теория, метод, технология: Текст. /Г.М. Дридзе //Методология и методы социологических исследований. М., 1996. С. 119.
  41. В.З. Артефакты социально-культурной деятельности за рубежом: Учебно-методическое пособие/ В. З. Дуликов. М.: МГУКИ, 2008. -67с.
  42. И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками: Уч. пособие. М.: МГУКИ, 2000.
  43. А.Д. Организация культурно-просветительной работы/ А. Д. Жарков. Учебн. пособие для студентов ин-ов культуры. М.: Просвещение, 1989.-237с.
  44. А.Д. Творческие аспекты функционирования социально-культурной деятельности в условиях рыночных отношений /А.Д. Жарков. -Вестник МГУКИ. 2011 № 6. — с.60−66.
  45. А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности /А.Д. Жарков. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. — 288с.
  46. Жаркова А. А Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности: парадигмальный подход /A.A. Жаркова. Вестник МГУКИ. -2010. — № 6. — с.90−97.
  47. Л.С. Деятельность учреждений культуры/ Л. С. Жаркова. Учебное пособие.- 3-е изд. испр. и доп. М.: МГУКИ, 2003. — 234с.
  48. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования /В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. 2-е изд., доп. М.: Академия, 2005. — 208 с.
  49. С.Г. Моделирование системы формирования межличностных отношений у подростков на основе взаимодействия семьи школы /С.Г. Замолоцких// Социально-гуманитарное знание. 2005. — № 6 — с.330−334.
  50. A.C. Стратегии личностного развития как основа определения приоритетов и технологий образовательной деятельности //Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика. Челябинск. ЧГАКИ, 2006.
  51. H.A. Проектная культура как основа профессионального мастерства менеджера социально-культурной сферы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. / H.A. Запесочная. СПб., 2007.
  52. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности /А.Г Здравомыслов. -М.: Политиздат, 1986. -221 с.
  53. С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С. П. Иваненков. 2-е изд., доп. СПб, 2003. — 420 с.
  54. И.Н. О социокультурной стилизации личности /И.Н. Иванова// Социально-гуманитарное знание. 2004. — № 6 — с. 176−187.
  55. Л.Т. Социология культуры/ Л. Т. Ионин. Учебное пособие. М.: Издательская корпорация" Логос", 1996. 280с.
  56. Т.П. Основы социально-культурной деятельности/ Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. М.: Изд-во МГУК, 1995. — 136с.
  57. Т.Г. Социально-культурная деятельность /Т.Г. Киселёва. -Учебник. М.: МГУКИ, 2004. — 539 с.
  58. Т.Г. Теория досуга за рубежом. М., 1992.
  59. Т.Г. Глобализация общества и культура мира. М.: МГУКИ, 2002.
  60. Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945−1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: Уч. Пособие. М.: МГУК, 1997. — с.7−17.
  61. A.C. Социально-культурная деятельность/ A.c. Ковальчук. Учебное пособие. 2-е изд. — Орёл: ОГИИК, 2000. — 172с.
  62. A.C. Исследование и проектирование социально-культурной деятельности/ A.C. Ковальчук, М. Г. Ковальчук. Орёл: ОГИИК, 2001, — 112с.
  63. О.Н. Культура в жизни общества/ О.Н. Козлова// Социально-гуманитарное знание. 2004. — № 6 — с. 102−119.
  64. И.Н. Организация проектной деятельности дошкольников. М., 2009. -125с.
  65. Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников.-М., 2005. -256 с.
  66. Т.С. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей/ Дошкольное воспитание. 1995. № 5. — С. 47.
  67. Конвенция ООН о правах ребенка // Советская педагогика. 1991. -№ 10.-С. 3−18.
  68. Конституция Российской Федерации. М.: Приор, 2001. — 32 с.
  69. Краткий словарь специалиста социально-культурной сферы/ сост. Е. А. Бурдюжа. Челябинск: ИГАКИ, 2009. — 75с.
  70. Ю. Н. Педагогика досуга в англоязычных странах: Уч. Пособие. СПБ, 1994
  71. Культурно-досуговая деятельность Учебник /Под науч. ред. акад. РАЕН А. Д. Жаркова, проф. В. М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. — 461с.
  72. .В. Программы в учреждении дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие /Б. В.Куприянов. -М.: НИИ школьных технологий, 2011. 228 с.
  73. И.А. Массовая культура: социокультурные механизмы адаптации личности/ И. А. Купцова. Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2001. — 116с., ил.
  74. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 416с.
  75. A.A. Деятельность учреждений культуры в социальной защите личности: теоретико-методологические основы. Отечественный журнал социальной работы. 2008. — N 2.
  76. A.A. Начало нового этапа в развитии социальной сферы/ A.A. Лабейкин// Орловская правда. 2006. — 4 февраля. — с.2.
  77. A.A. Основные направления, сущность и перспективы социального обслуживания населения Орловской области/ A.A. Лабейкин// Социальное обслуживание населения: сущность, управление, технологии: материалы IV обл. науч. практ. конф. Орел, 1998.
  78. A.A. Социальная защита населения Орловской области: состояние и перспективы /A.A. Лабейкин. Учеб. пособие. Орел: Орелиздат, 1996. — 156с.
  79. A.A. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры в социальной защите личности /A.A. Лабейкин. Монография. 4.1. М.: Изд-во МГУКИ, 2000. — 178с.
  80. A.A. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры в социальной защите личности /A.A. Лабейкин. Монография 4.2. М.: Изд-во МГУКН, 2000. — 128с.
  81. A.A. Некоторые аспекты социальной защиты населения Орловской области /A.A. Лабейкин// Культура, образование и современное общество: состояние, проблемы, поиск: материалы межрегион, науч. конф., 21−22 марта 1996 г. Орел: ОГИИК, 1996. с.22−23.
  82. C.B. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга: Автореферат дисс. канд. пед. наук / Лаврецова C.B. СПБ, 2007 г.
  83. , Е.А. Подросток: концепция психопластики и личности / Е. А. Леванова. М.: Омега-Л, 2002. 40 с.
  84. Е.А. Подросток: родителям о психопластике личности. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003 96с.
  85. Е.А. Формирование конструктивных детско-родительских отношений //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2013. — № 1. — с.45−48.
  86. Лекции по технологии социальной работы. В 3-х частях /Под. Ред. Холостовой Е. И. Часть 1. М.: Социально-технологический институт, 1998
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  88. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х тт. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
  89. М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография/М.Б. Лига- под.ред. проф. М. В. Константинова. М.: Гардарики, 2006. — 223с.
  90. .Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. М.: Владос, 2010. 648 с. — (Педагогическое наследие).
  91. В. А. Социальное проектирование / В. А. Луков. М., 1997. -192 с.
  92. А.Д. Теория и практика социально-педагогического проектирования /А.Д. Лунина, И. К. Приворотская //Классный руководитель. -2011. -№ 2.-с.З-6.
  93. Г. А. Некоторые условия развития воспитанников в учреждениях дополнительного образования/ Г. А. Львова// Дополнительное образование. 2002. — № 7. — с.20−22.
  94. А. С. О воспитании. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Политиздат, 1990. 414 с.
  95. Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: Уч. Пособие. Казань, 1995
  96. А.П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. СПб.: СПГУП, 1997. 262 с.
  97. Ю.П. Библиотека как институт социализации личности. -М, 1995.-287с.
  98. Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям /С.В. Бурмистрова, В. Ю. Меновщиков, Н. Г, Осухова и др./ Под общ. ред. Н.Г. Осуховой- Министерство труда и социального развития РФ М.: Просвещение, 2002. — 144с.
  99. Л.И. Социология культуры: Уч. Пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999
  100. H.A. Менеджмент в социокультурной сфере/ Н. А Михеева, Л. Н. Галенская. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 170с.
  101. ЮЗ.Мосалёв Б. Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Уч. Пособие. -М.: МГУК, 1995
  102. .Г. Социокультурное многообразие: опыт целостного осмысления /Б.Г. Мосалев. М.:МГУК, 1998. — 116с., ил.
  103. .Г. Социология досуга. М, 1995.
  104. A.B. Социальная педагогика: учеб. / A.B. Мудрик. 6-е издание, перераб. и доп. М.: Академия, 2007. — 224 с.
  105. B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество.- М, 1999. 456с.
  106. Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России /Н.М. Найбороденко. М.: Маркетинг, 2003. — 352с.
  107. В.Е. Интернальный маркетинг в организациях соцально-культурной сферы /В.Е. Новаторов. Монография. — Омск: Омский государственный университет, 2001. 190с.
  108. В.Е. Маркетинг в соцально-культурной сфере/ В. Е. Новаторов. — Омск.: Олич, 2000. 288с.
  109. Г. В. Социально-педагогическая деятельность в сфере досуга: кадры, методы и технологии / Г. В. Оленина. Барнаул: АГИИК, 2002. -134 с.
  110. О национально-культурной автономии: Закон РФ от 17 июня 1996 № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 25. — Ст. 2965.
  111. Основы законодательства о культуре: закон РФ от 9 октября 1992 № 3612−1 //Российская газета. 1992. — 17 ноября.
  112. Основы социального управления: Учебное пособие /А.Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. Под ред. В. Н. Иванова. М.: Высш. шк., 2001.-271 с.
  113. Основы социальной работы: учеб. /отв. ред. П. Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1999.-368 с.
  114. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: закон РФ от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 48.-Ст. 4563.
  115. О федеральной целевой программе «Культура России (2006−2010 годы)»: постановление Правительства РФ от 08 декабря 2005 № 740 // Собрание законодательства РФ. 2005. — № 51. — Ст. 5528.
  116. О.В. Культурно-досуговая среда как форма организации воспитательного пространства //Объединенный научный журнал, 2004. № 23.-С.14−16.
  117. H.A. Социология культуры /H.A. Паршиков, Г. В. Смирнова. Орёл, 1995. 120с.
  118. Педагогическое проектирование /Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. М., 2007.
  119. В.Г. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе /В.Г. Плышевский М.: Социально-технологический институт МГУС, 2001. 95с.
  120. Подросток на перекрестке эпох: проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков /под ред. C.B. Кривцовой. — М.: Генезис, 1997. 288 с.
  121. Прогнозирование в социологических исследованиях. Методологические проблемы. Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М., «Мысль», 1978. -271с.
  122. Прогностика: общие понятия, объекты прогнозирования. Аппарат прогнозирования. Терминология/ Отв. Ред. В. И. Сидоров. М.: Наука, 1990. -54с.
  123. Программы социальной реабилитации несовершеннолетних: В помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации/ Отв. ред. Г. М. Иващенко, М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. — 232с.
  124. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов: М. К. Акимова, С. М. Борисова, Н. И. Гуткина и др. /Под ред. И. В, Дубровиной, М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 222с.
  125. Т.В. Методическое пособие по выполнению и оформлению научного исследования в области педагогики и психологии / Е. А. Леванова, С. Б. Серякова, В. А. Плешаков, Т.В.Пушкарева- М.: МПГУ-МОСПИ. 2008. — 20 с.
  126. Пушкарева Т. В Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке педагога /Е.А. Леванова, Т. В. Пушкарева // Перспективы науки. 2011. — № 10 (25) — С. 296 — 299
  127. Т.В. Присвоение профессионально-ориентированных знаний как условие профессионального становления будущего специалиста / Т.В.Пушкарева// Глобальный научный потенциал. 2012. — № 1.-С. 28−31.
  128. И.Н. Религиозно-культурные традиции в современном информационном пространстве: Уч.-метод. Пособие. -М.: МГУКИ, 2000
  129. Е.С. Психодиагностика/ Е. С. Романова. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. — 400с. — ил.
  130. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия. — 1993. — 608с., ил., т.1
  131. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 678с., ил. т.2.
  132. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М., 1998.-672с.
  133. Рубинштейн CJI. Проблемы общей психологии / Отв. Ред. Шорохова Е. В. 2-е изд. М., Педагогика, 1976. — 416 с.
  134. Рубинштейн CJI. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 1999.705с.
  135. K.B. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация / К. В. Рубчевский // Общественные науки и современность. 2003. № 3. — С. 147−151.
  136. Л.И. Менеджмент социокультурной сферы. Основы технологии/ Л. И. Рудич. Кемерово: Кузбассвуз издат, 1996. 268с.
  137. C.B. Моделирование мотивационной среды в учреждениях дополнительного образования: социокультурный аспект / C.B. Рябов. -Вестник МГУКИ. 36. — 2010. — с. 134−138.
  138. В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе /В.М. Сафронова. М.: Академия, 2002. — 192с.
  139. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 2009, 421 с.
  140. И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. -М., 1990.
  141. Современные проблемы исследования социокультурной сферы: материалы науч.-практ. конф. молодых учёных, аспирантов и соискателей, 56 апр. 2007 г. /Под общ. ред. A.A. Лабейкина. Орёл: ОГИИК, 2007. — 237с.
  142. Современные проблемы исследования социально-культурной сферы эл. ресурс.: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов, соискателей 25−26 февраля 2010 г. Орёл: ОГИИК: Горизонт, 2010. — 303с.
  143. Современные технологии социально-культурной деятельности / Под ред. С. И. Григорьевой. 2004. — 287с.
  144. A.M., Гам В.И. Теория и практика педагогического проектирования. Омск., 2001. -113 с.
  145. Социальная педагогика: курс лекций / под ред. М. И. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000. 416 с.
  146. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ Отв. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., проф. A.C. Сорвина. М.: ИНФРА — М, 2002. — 427с.
  147. Степанов Евгений Николаевич. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания /Е. Н. Степанов, JI. М. Лузина.-2-e изд., перераб. и доп. -М.:ТЦ Сфера, 2008.-220с.
  148. Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. 2-е изд. М.: МГУКИ, 2003. — 298 с.
  149. Ю.А. Общение в сфере свободного времени/ Ю. А. Стрельцов. Учебное пособие. Московский государственный институт искусств и культуры, 1991. 116с.
  150. Ю.А. Социальная педагогика: Уч. Пособие. М.: МГУК, 1998
  151. В.Я. Миры культуры глазами молодых /В.Я Суртаев. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, 2004. — 288с.
  152. C.B. Введение в социальную работу: Учебное пособие. — М.: Академический Прект, 2000. 496 с.
  153. Технология социальной работы: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 240с.
  154. .А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б. А. Титов. СПб.: СПбГАК, 1997. 275 с.
  155. B.C. Технология психолого-педогогического обеспечения социальной работы с семьёй/ B.C. Торохтий. Учебное пособие. М.: МГУСУ, 2000.-216 с.
  156. В.Е. Теория социально-культурной деятельности: объект и предмет исследования //Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика. Челябинск, ЧГАКИ, 2005, с. 39.
  157. В.В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах: учеб. пособие / В. В. Туев. Кемерово: Барнаул, 2006. — 87 с.
  158. В.В. Социально-культурная деятельность: понятие и дефиниции //Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика. Челябинск, ЧГАКИ, 2005, с. 27.
  159. Г. Л. Менеджмент в сфере культуры/ Г. Л. Тульчинский. СПб.: Лань, 2001. 384с.
  160. Федеральный Закон от 06.10 2003г № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».
  161. К.Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. З. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии /К.Д. Ушинский. — М.: Дрофа, 2005. 560 с.
  162. М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие /М.В. Фирсов, Е. Г. Студенова. М.: ВЛАДОС, 2001. 432 с.
  163. И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 2003. — 519с.
  164. В.И. Психологическая диагностика детского развития/ В. И. Худик. Методы последования. К.: Освгга, 1992. — 220с.: ил.
  165. В.М. Введение в социально-культурный менеджмент/ В. М. Чижиков. 2003. -216с.
  166. В.М., Введение в социокультурный менеджмент /В.М. Чистиков, В. В. Чистиков. Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003. 382 с.
  167. Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике /Н.И. Шевандрин. Ростов н/Д: РГПУ, 1993 — ч.1 Основы общей психодиагностики. — 88 с.
  168. Г. И. Роль социокультурного проектирования в процессе социального управления. Автореф. дис.к. соц. н. Пятигорск, 2006. 18 с.
  169. H.H. История и методология социально-культурной деятельности: учебник/ H.H. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2007. — 360 с.
  170. H.H. Социально-культурная анимация/ H.H. Ярошенко. Учебное пособие. изд. 2-е, испр. и доп. — М., 2005. — 126 с.
  171. H.H. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития / H.H. Ярошенко. Вестник МГУКИ. — 2011. — № 6. -с.66−73.
Заполнить форму текущей работой