Профессиональная подготовка режиссера любительского театра к социально-культурной деятельности: Методика погружения в специальность
Диссертация
Следует отметить и тот факт, что абитуриент, поступая на отделение режиссуры в вуз культуры, часто имеет весьма смутное представление о театре вообще. Поэтому методика и педагогика обучения режиссера по типу театрального института (где подготовка режиссеров осуществляется на основе общего театрального образования и является по существу второй, высшей ступенью профессионального образования… Читать ещё >
Содержание
- 1. Глава. Профессиональная подготовка специалистов для любительских театров к социально-культурной деятельности как педагогическая проблема
- 1. 1. Культурно-исторические условия становления профессиональной подготовки режиссеров для любительского театра
- 1. 2. Специфика социально-культурной деятельности в профессии режиссера любительского театра
- 1. 3. Критерии и процесс профессионального набора
- 2. Глава. Методика поэтапного «погружения в специальность» в процессе вузовской подготовки профессионалов для досугово-любительских объединений
- 2. 1. Формирование творческого коллектива учебной группы как практической модели досугового объединения
- 2. 2. Развитие творческого потенциала личности будущего специалиста
- 2. 3. Методика развития речи и коммуникативных качеств специалиста для социально-культурной деятельности
- 3. Глава. Формирование профессиональной педагогической направленности специалиста для любительского театра
- 3. 1. Преимущества одноактной пьесы как учебного и постановочного материала для любительского театра
- 3. 2. Постижение действенной природы театрального искусства в учебном процессе вуза культуры
- 3. 3. Творческий рост и профессиональное становление специалиста в репетиционном процессе
Список литературы
- Агамирзян Г. И. Из истории советского театрального образования (1917 — 1941 гг.): Дисс. канд. искусствоведения. 17.00.01 / ЛГИТМиК. — Л., 1974.-194 с.
- Акимов Н.П. Театральное наследие. В 2-х т. Л.: — Искусство. 1978. T. I -293 с. 1. Т. II-288 с.
- Александров Г. В. Эпоха и кино. М.: ИПЛ, 1963. — 336 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1988. — 429 с.
- Ариарский М.А. Клуб в системе формирования общественно-политического опыта будущих рабочих.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. Л.: ЛГИК, 1987. — 187 с.
- Асмолов А.Г. Психология Личности. М.: Издательство Московского университета, 1990. — 367 с.
- Атанасова Б.А. Проблема действенного анализа в театральной педагогике: Дисс. канд. искусствоведения. 17.00.01. -М.: ГИТИС, 1978.-183 с.
- Базанов В.В. Техника и технология сцены. Л.: Искусство, 1976. -367 с.
- Барков B.C. Световое оформление спектакля. М.: Искусство, 1953. -189 с.
- Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск: Высшая школа., 1983. — 224 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Прогресс, 1988. — 399 с.
- Бибарцева Т.С. Формирование игровой культуры социального педагога. Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. СПб: СПГАК, 1996. — 178 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество. М.: ИПЛ, 1975. — 399 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. — М.: ИПЛ, 1991. -412 с.
- Бобровников H.A. Что такое хороший урок. // Антология педагогической мысли в России второй половины XIX начала XX в. -М.: Педагогика, 1990. — С. 411 — 418.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт, 1995. — 349 с.
- Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1949. — Т. I — 640 с.
- Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1953. — Т. XXII — 628 с.
- Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1954. — Т. XXVIII — 624 с.
- Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1954. — Т. XXIX — 632 с.
- Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1955. — Т. XXXV — 672 с.
- Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1955. — Т. XXXVI — 672 с.
- Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1956. — Т. XXXIX — 664 с.
- Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1956. — Т. ХХХХ — 648 с.
- Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1956. — Т. XXXXIV — 664 с.
- Борщаговский А.М. Записки баловня судьбы. М.: Советский писатель, 1991. — 400 с.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SVR — Аргус. -208 с.
- Брылева А.Г. Онтология самореализаций личности как предмет прикладной культурологии: Дисс. д-ра культурологии. 24.00.04. СПб, СПГАК, 1998. — 439 с.
- Брылева А.Г. ПсихолоГо-педагогические условия самореализации личности в клубном художественном коллективе. Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. СПб, 1988. — 176 с.
- Брянцев A.A. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. М.: ВТО, 1979. — 296 с.
- Вахтангов Е.Б. Материалы и статьи. М.: ВТО, 1959. — 467 с.
- Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука, 1994. — 255 с.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 96 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 1976. — 248 с.
- Верещагина Ж.Ф. Исследование особенностей личности клубного работника.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. Л., 1971. -131 с.
- Вертман Ю.Д. Театрально-педагогическая деятельность М.А.Чехова.: Дисс. канд. искусствоведения. М., 1975. — 177 с.
- Виноградов И.И. Искусство. Истина. Реализм. М.: Искусство, 1975. — 175 с.
- Виткене Э.П. Социальная адаптация молодых специалистов высшей квалификации в сфере культурно-просветительной работы.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. Л., 1983. — 141 с.
- Вольфович Т.В. Развитие художественной активности участников самодеятельных коллективов.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. Л., 1989. — 167 с.
- Вопросы вузовской педагогики. Л.: ЛГИК, 1970. — 107 с.
- В поисках реалистической образности. М.: Наука, 1981. — 375 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. -575 с.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. -367 с.
- Гиацинтова C.B. С памятью наедине. М.: Искусство, 1985. — 544 с.
- Гиппиус C.B. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. -М. Л.: Искусство, 1967. — 295 с.
- Гиппиус C.B. Место и значение тренинга в воспитании актера.: Дисс. канд. искусствоведения. 17.00.01. /ЛПИТМиК. Л., 1967. — 257 с.
- Гладков А.К. Мейерхольд. В 2-х т. М.: СТД, 1991. T. I. — 287 с.
- Голубовский Б.Г. Профессия энтузиаст. / Заметки о режиссуре. // Народные театры. — М.: Искусство, 1981. — С. 12 — 28.
- Горчаков Н.М. Беседы о режиссуре. М. — Л.: Искусство, 1941. -307 с.
- Горчаков Н.М. Работа режиссера над спектаклем. М.: Искусство, 1956.-464 с.
- Горчаков Н.М. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. М.: Искусство, 1950. — 398 с.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 565 с.
- Демин В.П. Формирование личности режиссера драматического коллектива.: Дисс. д-ра искусствоведения. 17.00.01. / ЛГИТМиК. Л., 1985.-211 с.
- Демин М.В. Проблемы теории личности. М.: Издательство МГУ, 1977.-240 с.
- Долинова К.Б. Самодеятельное творчество путь формирования творческой личности.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. — Л.: ЛГИК, 1976.- 184 с.
- Еремеев Л.Д. Шумовое оформление спектакля. М.: Искусство, 1952. — 89 с.
- Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. /Взаимодействие людей в жизни и на сцене/. М.: Искусство, 1972. -352 с.
- Завадский Ю.А. Рождение спектакля. М.: ВТО, 1975. — 144 с.
- Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 1973.-320 с.
- Знамеровская Т.П. Направление, творческий метод и стиль. Л.: Знание, 1975. 39 с.
- Игры /обучение, тренинг, досуг/. М.: Новая школа, 1994. — 364 с.
- Ильминский Н.И. Беседы о народной школе. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. -М.: Педагогика, 1990. — С. 163 — 164.
- Интенсификация творческой деятельности студентов. Казань: Издательство казанского университета, 1990. — 197 с.
- История средних веков. М.: Высшая школа, 1980. — 576 с.
- Каргин А.С. «Самодеятельное художественное творчество. / История. Теория. Практика./ М.: Высшая школа, 1988. — 271 с.
- Карягин A.A. Драма как эстетическая проблема. — М.: Наука, 1971.-224 с.
- Килимар Т. Клуб и формирование личности. Кишинев: Штиинца, 1983.- 116 с.
- Киселева Т.Е., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: Московский государственный университет культуры, 1995. — 136 с.
- Клуб: культура досуга /сборник/. М.: Профиздат, 1987. — 184 с.
- Ключевский В.О. Два воспитания. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. — М.: Педагогика, 1990.-С. 392−400.
- Кнебель М.О. Вся жизнь. М.: ВТО, 1967. — 587 с.
- Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М.: Искусство, 1982.- 119 с.
- Кнебель М.О. О том, что мне кажется важным. / Статьи, очерки, портреты. М.: Искусство, 1971. — 488 с.
- Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1984. — 527 с.
- Кнебель М.О. Школа режиссуры Немировича-Данченко М.: Искусство, 1966. — 168 с.
- Корбина М.Ю. Результат процесса. // Народные театры. М.: Искусство, 1981. — С. 60 — 77.
- Косецки Р. Социально-педагогическая стратегия подготовки специалистов сферу досуга в условиях модернизации польского общества.: Дисс. д-ра пед. наук. 13.00.05. СПб: СПГАК, 1997. — 555 с.
- Кристи Г. В. Воспитание актеров школы Станиславского М.: Искусство, 1988. — 455 с.
- Лаврова Т.М. Пути повышения эффективности педагогического руководства самодеятельными театральными коллективами.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. Л., ЛГИК, 1978. — 182 с.
- Личность и деятельность. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982. — 199 с.
- Макаренко A.C. Опыт методики работы детской трудовой колонии. // Сочинения. В 7-и т. М.: АПН РСФСР, 1958. — С. 461 — 495.
- Макаренко A.C. Проблемы школьного советского воспитания. // Сочинения. В 7-и т. М.: АПН РСФСР, 1958. — С. 103 — 224.
- Малочевская Н.Б. Режиссерская школа Г.А.Товстоногова: Дисс. д-ра искусствоведения. 17.00.01. /ЛГИТМиК- Л., 1991.-433 с.
- Мартынова Л.М. Проблемы режиссерской педагогики Г.А. Товстоногова / 1965 1975 гг./: Дисс. канд. искусствоведения. 17.00.01. / ЛГИТМиК. — Л., 1981.-163 с.
- Мейерхольд В.Э. Беседа с коллективом пражского театра «Д 37» 30 октября 1936 года // Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. — М.: Искусство, 1968. — Т. II. С. 500 — 503.
- Менделеев Д.И. Экзамены // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. — М.: Педагогика, 1990. -С. 431−439.
- Михайлова A.A. О художественной условности. М.: Искусство, 1970.-300 с.
- Назаров В.К. Общение как фактор воспитания личности в коллективе художественной самодеятельности.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. Л.: ЛГИК, 1979. — 176 с.
- Найденко Развитие общих творческих способностей студентов вузов культуры.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. Л.: ЛГИК, 1989. — 135 с.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий М.: Наука, 1976. — 336 с.
- Немирович-Данченко В. И. Рождение театра. М.: Правда, 1989. -575 с.
- Нечаев В.Я. Социология образования. М.: Издательство Московского университета, 1992. — 200 с.
- О женщинах. / сборник из серии «Самодеятельный театр», выпуск № 19/. М.: Искусство, 1989. — 128 с.
- Основы сценического движения. М.: Просвещение, 1976. — 220 с.
- О «Субботе» // Народные театры. Взгляд со стороны. Сами о себе. -М.: Искусство, 1981. С. 213 — 222.
- Пави П. Словарь театра М.: Прогресс, 1991. — 480 с.
- Педагогические идеи К. Д. Ушинского. М.: Знание, 1971. — 79 с.
- Педагогические основы культурно-просветительной работы Л.: ВЦСПС, 1980.- 118 с.
- Петрова А.Н. Сценическая речь М.: Искусство, 1981. -181 с.
- Петюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Педагогика, 1997. — 123 с.
- Писанко В.А. Объективные и субъективные факторы гуманизации культурно-досуговой деятельности.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. -СПб, 1997. 304 с.
- Попов А.Д. Творческое наследие. Воспоминания и размышления о театре. Художественная целостность спектакля М.: ВТО, 1979. -518 с.
- Попов В.А. Звуковое оформление спектакля М.: Искусство, 1953.131 с.
- Правила поведения сотрудников «Дженерал Моторс» // Судостроитель 1956. — № 15 — 02.10. — 4 с.
- Раугул Р.Д. Грим. J1. — М.: Искусство, 1947. — 248 с.
- Ремез О.Я. Режиссерский замысел и мизансцена. М.: ГИТИС, 1981.- 120 с.
- Рудицкий К Л. Разведка боем // Народные театры. Взкляд со стороны. Сами о себе. М.: Искусство, 1981. — С. 45 — 60.
- Рудницкий К.Л. Театральные сюжеты. М.: Искусство, 1990. — 464 с.
- Русанова Л.П. Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного коллектива: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. Л.: ЛГИК, 1984. — 187 с.
- Рыжова В.Ф. От пьесы к спектаклю. М.: Знание, 1974. — 144 с.
- Савин Н.В. Педагогика М.: Просвещение, 1978. — 351 с.
- Савкова З.В. Техника звучащего слова. СПб: СПГАК, 1997. — 95 с.
- Сахновский В.Г. Работа режиссера. М. — Л.: Искусство, 1937. -386 с.
- Сиповский В.Д. О школьной дисциплине // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. -М.: Педагогика, 1990. — С. 381 — 390.
- Словарь синонимов. Л.: Наука. 648 с.
- Словарь иностранных слов. М.: ГИИиНС, 1954. — 856 с.
- Смирнова E.H. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление.: Дисс. д-ра пед. наук. 13.00.05. Л.: ЛГИК, 1989.-484 с.
- Советская одноактная драматургия. М.: Искусство, 1967. — Т. I. -499 с.
- Соловьев В.Н. Основы режиссуры. Курс лекций. Л.: ЛГИТМиК, 1968.-489 с.
- Сопер П.Л. Основы искусства речи. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — 416 с.
- Социальные функции искусства и его виды. М.: Наука, 1980. -269 с.
- Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1962. 515 с.
- Станиславский К.С. Несколько мыслей по поводу режиссерского факультета // Станиславский К. С. Собрание сочинений В 8-и т. М.: Искусство, 1959. — T. VI. С. 285 — 288.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. // Станиславский К. С. Собрание сочинений. В 8-и т. М. 1959.-Т. III — 508 с.
- Станиславский К.С. Этика. М.: Издательство Музея МХАТ им. М. Горького, 1947. — 47 с.
- Старшинов Э.С. О методе физических действий, /лекция/. Д.: ЛГИК, 1969.-38 с.
- Строева М. Режиссерские искания К.С.Станиславского 1898 1938 гг. В 2-х т. — М.: Наука, 1973.
- T.I. -375 с. T. II.-412 с.
- Таиров А .Я. Записки режиссера. / Статьи. Беседы. Речи. Письма./ -М.: ВТО, 1970. 603 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973.- 131 с.
- Таршис H.A. Музыка спектакля Л.: Искусство, 1978. — 128 с.
- Театральная энциклопедия. В 5-и т. М.: Советская энциклопедия, 1961 — 1967.
- T.I. -1214 стлб. Т.Н. -1216 стлб. T.III. -1086стлб.
- ТЛУ. -1152 стлб. Т.У. -1136 стлб.
- Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. // Зеркало сцены. В 2-х т. Д.: Искусство, 1980. — Т. I. С. 35 — 302.
- Толковый словарь русского языка. В 4-х т. М.: ОГИЗ, 1935. Т.1. — 1565 стлб.
- Т.П. 1040 стлб. ТЛИ. -1424 стлб. Т. IV. — 1502 стлб.
- Уварова Е. Место в строю. // Народные театры. Взгляд со стороны. Сами о себе. М.: Искусство, 1981. — С. 28 — 45.
- У истоков режиссуры Д.: ЛГИТМиК, 1976. — 336 с.
- Ушинский К.Д. Предисловие к тому «Педагогической антропологии» // Антология педагогической мысли России конца XIX -начала XX в. М.:. Педагогика, 1990. — С. 60 — 68.
- Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. // Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. -М.: Просвещение, 1968. С. 284 — 304.
- Харитонович Д.Э. Средневековый мастер и его представление о вещи // Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982. -С. 24−39.
- Шверубович В.В. Режиссер и оформление спектакля. М.: Советская Россия, 1965. — 128 с.
- Шихматов Л.М. Сценические этюды. М.: Советская Россия, 1964. -107 с.
- Эфрос A.B. Книга четвертая. М.: Издательство ПАНАС, 1993. -432 с.
- Эфрос A.B. Репетиция любовь моя. — М.: Издательство ПАНАС, 1993.-318 с.
- Юркевич П.Д. Методика и личность учителя // Антология педагогической мысли России конца XIX начала XX в. — М.: Педагогика, 1990. — С. 177 — 182.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 159 с.
- Яновский К.П. К вопросу о высших учебных заведениях, и об университетах в особенности // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. — М.: Педагогика, 1990. -С. 454−460.