Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная подготовка режиссера любительского театра к социально-культурной деятельности: Методика погружения в специальность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить и тот факт, что абитуриент, поступая на отделение режиссуры в вуз культуры, часто имеет весьма смутное представление о театре вообще. Поэтому методика и педагогика обучения режиссера по типу театрального института (где подготовка режиссеров осуществляется на основе общего театрального образования и является по существу второй, высшей ступенью профессионального образования… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Глава. Профессиональная подготовка специалистов для любительских театров к социально-культурной деятельности как педагогическая проблема
    • 1. 1. Культурно-исторические условия становления профессиональной подготовки режиссеров для любительского театра
    • 1. 2. Специфика социально-культурной деятельности в профессии режиссера любительского театра
    • 1. 3. Критерии и процесс профессионального набора
  • 2. Глава. Методика поэтапного «погружения в специальность» в процессе вузовской подготовки профессионалов для досугово-любительских объединений
    • 2. 1. Формирование творческого коллектива учебной группы как практической модели досугового объединения
    • 2. 2. Развитие творческого потенциала личности будущего специалиста
    • 2. 3. Методика развития речи и коммуникативных качеств специалиста для социально-культурной деятельности
  • 3. Глава. Формирование профессиональной педагогической направленности специалиста для любительского театра
    • 3. 1. Преимущества одноактной пьесы как учебного и постановочного материала для любительского театра
    • 3. 2. Постижение действенной природы театрального искусства в учебном процессе вуза культуры
    • 3. 3. Творческий рост и профессиональное становление специалиста в репетиционном процессе

Профессиональная подготовка режиссера любительского театра к социально-культурной деятельности: Методика погружения в специальность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы обусловлена ситуацией в любительском искусстве, переживающем с одной стороны переход на стадию рыночных отношений, а с другой — сокращение государственного финансирования. Руководитель любительского театра сегодня должен обладать высоким профессионализмом, понимать социокультурную ситуацию и отвечать ожиданиям потенциальных любителей театрального искусства. Забота о финансовой поддержке коллектива, не являющаяся самоцелью, вместе с тем предъявляет повышенные требования к театру, от которого ждут не просто времяпрепровождения, но встречи с настоящим искусством, соответствующим требованиям времени.

Осуществление профессиональных функций в современной социокультурной ситуации требует от руководителей любительского театра определенных качеств, которые не исчерпываются умением поставить спектакль. Изучение задач, стоящих перед руководителем самодеятельного театрального коллектива на современном этапе развития общества, позволяет убедиться в том, что социальным потребностям отвечает подготовленный в высшей школе профессиональный режиссер-педагог, способный заинтересовать участников художественной самодеятельности не только репертуаром, ролями, выступлением на сцене, но и способностью расширить кругозор любителей искусства, организовать их в слаженный, живущий яркой творческой жизнью коллектив.

Любительское творчество органично вписывается в духовную жизнь общества, как область социально-культурной деятельности, отвечая потребностям творческой релаксации в сложных условиях переходного периода, а также самореализации личности в ответственных, но неформальных отношениях досугового коллектива. Однако оно становится социально-культурной деятельностью только при условии peaлизации творческого потенциала участников, их гражданского и культурного роста, становления индивидуальности, независимо от социального статуса, природных и профессиональных различий людей при сохранении ориентаций на истинное искусство.

Театральные формы досуга и, в первую очередь, любительский театр, с их огромным творческим и воспитательным потенциалом составляют значительную часть художественно-педагогической деятельности культурно-просветительных учреждений. В то же время практика показывает заметную девальвацию досуговых форм, их несоответствие возросшим потребностям людей, компрометацию художественно-педагогических основ руководства любительскими театрами, что отрицательно сказывается на деятельности клубных учреждений. Время, когда каждый коллектив стремился получить звание «Народного театра», для чего нужно было иметь несколько многоактных спектаклей, ушло. Это связано в основном с развитием телевидения и радио.

Они подчас создают видимость легкости творческого процесса, привлекая аудиторию к участию в конкурсах и розыгрышах типа «сам себе режиссер», где побеждают находчивость, чувство юмора, способность к трюкам. Для каждого участника подобные передачи лишь эпизод, маленький шанс, их зрелищность подчас достигается монтажом профессионалов, но они не решают проблемы — стремления многих к реализации творческого потенциала в любительском искусстве под руководством профессионального режиссера, способного сплотить и увлечь людей романтикой творчества. В то же время доступность видео, активный диалог ТВ со зрителем повышает требования к профессионализму режиссеров любительских театров, от которых ждут каждодневных открытий творческих возможностей каждого участника и коллектива в целом.

Степень разработанности проблемы.

Проблемами любительского творчества в сфере театрального искусства занимались многие теоретики и практики. Режиссура мировой и отечественной сцены обязана своим высоким современным уровнем таким деятелям, как выдающийся французский режиссер А. Антуан, представители мейненгенского театра. Особый вклад в развитие любительского театра, в создание условий его органичного перехода в профессиональное творчество внесли корифеи театрального дела К. С. Станиславский, В. Э. Мейрхольд, А. Д. Попов, АА. Брянцев, Б. Е. Захава. Создавая «режиссерский «театр, они обращали особое внимание на ансамблевость коллектива, стремились к созданию в нем истинно духовной атмосферы, совершенствуя вкусы и исполнителей, и публики, соединяя художественные достоинства спектаклей с их социальным звучанием. При этом они подчеркивали, что в момент игры на сцене актер воплощает художественные задачи всех участников постановки, включая тех, кто на сцене вообще не появляется. В том, какую высокую социальную значимость они придавали театру, классики русской режиссуры (любительского и профессионального театра) следовали традиции А. И. Герцена, считавшего театр «поэтическим парламентом века» .

Проблемы воспитания средствами целенаправленной художественной деятельности не могут быть разрешены без опоры на творческий потенциал работ выдающихся ученых и организаторов коллективов в истории отечественной педагогики — A.C. Макаренко, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеева и др. Вопросы социальной педагогики, организации досуга, самореализации личности в досуговой деятельности и любительском творчестве рассматривались в работах М. С. Кагана, И. Т. Иванова,.

С.Н.Артановского, А. И. Новикова, С. Н. Иконниковой, Э. В. Соколова, Л. В. Петрова, А. А. Коновича, А. П. Маркова, М. А. Ариарского, Б. А. Титова, А. С. Жарковой, В. Д. Пономарева, А. П. Хачатурян, Л. Г. Брылевой, С. М. Массарского, В. А. Писанко, О. И. Маркова, Л. П. Малаховской, Рышарда Костецки, Н. А. Грибановой, Г. Ю. Литвинцевой, М. Ш. Доминова, В. В. Петрова, Е. А. Мирошниковой и др.

Процесс подготовки специалиста в области любительского искусства рассматривался в работах Ж. Верещагиной, Э. Виткене, Т. Вольфович, В. Назарова, Л. Русановой, К. Долиновой, Е. И. Смирновой, Т. Лавровой, А. Н. Каргина, Н. Андрейчук, И. Горбатовой, Т. Климар, В. А. Якунина, Б. и С. Бенедиктовых.

Педагогические условия индивидуального подхода как фактора раскрытия творческого потенциала специалиста в области культуры и искусства анализировались в работах Ю. П. Азарова, Г. Альтшуллера, В. Асеева, В. Шубинского, Л. Венгер, Е. Волковой, О. И. Даниленко, М. Демина и др.

Методика погружения как педагогическая система в различных аспектах затрагивалась в исследованиях В. Ю. Петюкова, Т. С. Бибарцевой, А. Асмолова, Б. Нечаева, Е. С. Протанской, Р. М. Грановской и др.

Проблемы теории любительского театра разрабатываются педагогами кафедры «Режиссура и мастерство актера» СПбГАК и других вузов культуры. Здесь мы можем наглядно видеть неразрывную связь поколений педагогического поиска. У истоков профессиональной подготовки режиссеров любительского театра стоял н.а. России А. В .Пергамент (руководитель театра Балтийского флота, впоследствии завкафедрой ЛГИК им. Н.К.Крупской). Значительный вклад в теорию и практику подготовки режиссеров для любительских театров, в создание школы руководителей народных театров, драматических коллективов, коллективов малых театральных форм внесли С. А. Чистяков, Э. С. Старшинов, А. Т. Тепляков, П. П. Милютин, Я. Н. Дубровский, ЛП. Сальдау, В. Э. Бельтихин, Л. В. Честнокова, Г. В. Иванов, В. И. Плоткин, А. С. Никулин, Г. А. Кустов, В. М. Рождественская, Л. Н. Мартынова, Б. В. Сапегин, В. М. Мультатули, Н. Г. Лавров, Н. И. Пахомов, Н. И. Басин, Э. И. Асадова, А. М. Бадареу, В. Н. Фунтусов, Н. Карабанова, В. В. Петров и многие другие.

Вместе с тем, глубокие противоречия, сложившиеся между правящими бюрократическими структурами и духовными устремлениями широких демократических слоев общества, заинтересованных в сохранении и развитии потенциала и традиций любительского творчества, обусловили необходимость теоретико-эмпирического исследования, ставящего целью разработать систему профессионального обучения режиссеров любительского театра как теорию и методику образования и формирования личности специалиста для социально-культурной деятельности в современных условиях.

Цель исследования. Разработать систему профессиональной подготовки режиссера любительского театра к социально-культурной деятельности.

Из целевой установки исследования вытекает ряд взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач.

Задачи исследования.

1.Выявить принципиальное отличие профессии режиссера любительского театра, как специалиста в области социально-культурной деятельности.

2.Проанализировать общие и отличительные особенности теории и методик подготовки режиссеров в театральном вузе и вузе культуры.

3.Выявить педагогические условия профессионального образования режиссеров любительского театра.

4. Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить методику сквозной профессиональной подготовки режиссеров любительского театра к социально-культурной деятельности в стенах вуза культуры на протяжении пяти лет обучения.

Объект исследования.

Процесс профессиональной подготовки режиссеров любительских театров к социально-культурной деятельности как образовательная задача вуза культуры.

Шёзжашшошж.

Методика погружения в специальность как педагогическая система профессионального и личностного становления будущего специалиста в стенах вузовской учебной аудитории.

Методологическую основу диссертации составили идеи, концепции, положения современной философской теории человека, общей и социальной психологии, педагогики и культурологии, теории социально-культурной деятельности, касающиеся проблем творчества и коллектива, социальных коммуникаций, самодеятельного художественного творчества.

В основу теоретических построений работы заложены принципы единства сознания человека и его деятельности (А.Н.Леоньтьев, М. С. Каган, С. Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов), единства мышления и речи (Л.С.Выготский, А. Р. Лурия, Н. Хомский), социальной психологии личности и референтных групп (А.В .Петровский, Б. Д. Парыгин, А. Г. Асмолов и др.), теории коллектива А. С. Макаренко, уровня притязаний К. Левина, принципы ассоциативной теории в трудах И. П. Павлова, Н. Ф. Добрынина, Ю. А. Самарина, теории суггестивности Г. Лозонова, Б. ФЛоршнева, идея диалогической природы культуры и языка М. Бубера, М.Бахтина. В качестве методологических основ в работе использованы теории и метод К. С. Станиславского.

Диссертация имеет междисциплинарный характер, в ней также заметное место занимают вопросы искусствознания, в частности, теории драмы, затрагиваются лингвистические проблемы.

Методика исследования основывалась на системном использовании современных методов социологического, социально-психологического анализа. В диссертации автором применены метод прямого и опосредованного наблюдения, сравнения и контент-анализа студенческих работ, включенного социально-педагогического эксперимента.

Гипотеза исследования.

Автор исходил из следующих предположений:

— преодоление профессиональной некомпетентности режиссуры в любительском искусстве, являющейся причиной падения его популярности и неконкурентоспособности в условиях рынка, возможно только в результате осознания самодеятельного театра как области социально-культурной деятельности, отказа от представлений о задачах этой профессии как исключительно постановочной деятельности и формирования у будущих специалистов соответствующей педагогической направленности.

— специфика профессии режиссера любительского театра требует как специального изучения и обобщения, так и создания и экспериментального подтверждения соответствующей методики профессиональной подготовки специалиста для социально-культурной деятельности в вузе культуры.

— искомая методика должна отвечать задачам профессионального образования и становления личности будущего режиссера, обладающего качествами лидера группы, организатора коллектива, практическими навыками анализа драматургического материала и постановки спектаклей, а также педагогическими приемами обучения участников любительского коллектива всему необходимому для театрального дела.

— искомой методикой может быть адаптированная к профессиональному образованию будущего режиссера любительского театра актуальная для современной педагогической системы методика погружения, применяемая в преподавании различных учебных предметов на всех ступенях.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и практическом подтверждении методики «погружения в специальность» будущих режиссеров любительских театров в процессе профессиональной подготовки к социально-культурной деятельности, которая позволяет:

— в теории и на практике преодолеть стереотипы режиссерской профессии как исключительно постановочной работы,.

— сочетать единство теоретической и практической сторон профессионального образования режиссеров любительского театра,.

— сформировать педагогическую направленность и профессиональную ответственность специалиста, его стремление не только овладеть основами профессионального мастерства, но и педагогическими приемами передачи их участникам любительских объединений,.

— не только научить ставить спектакли, но и сформировать коллектив единомышленников, заинтересованных в культурном росте и участников, и аудитории зрителей,.

— нацелить студентов на постепенное и систематическое приобщение к режиссерской профессии, как пути творческого развития своей личности и фактора подготовки к социально-культурной деятельности.

Практическая значимость. Теоретические положения диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке социально-педагогической теории применительно к любительскому творчеству, прикладной культурологии, так как содержат модель формирования студенческой группы как базового опыта любительского театрального объединения.

Предлагаемая в работе концепция погружения в специальность как фактора подготовки к социально-культурной деятельности позволяет научно обосновать условия становления специалиста как личности и профессионала, осознающего свою социальную ответственность перед обществом и обладающего практическим опытом его реализации в любительском творчестве коллектива.

Особый интерес может представлять методика раскрепощения творческого потенциала студентов, позволяющая сформировать заинтересованность всего коллектива в развитии и успехе каждого.

База исследования.

Студенты отделения режиссуры любительского театра СПбГАК (1970;1998), режиссерский курс (класс А.А.Музиля) Ленинградского театрального института (1973;1977), актерский курс (класс.

Д.Х.Астрахана) Театральной академии СПб (1992;1996), учащиеся СПб колледжа культуры и искусства (1979;1995), участники самодеятельного театрального коллектива Дома культуры г. Всеволожск Лен. области (1967), участники самодеятельного театрального коллектива ДК ВОГ (1968;1969), участники любительских театральных коллективов Дома офицеров Лениграда, ДК им. Володарского, ДК Коломяги, ДК моряков, театральной студии «Перелом» при СПб Кораблестроительном институте (1968;1992).

Выводы, и рекомендации нашли практическое применение при обучении режиссеров любительских театров на дневном и заочном отделениях кафедры «Режиссура и мастерство актера» СПбГАК в 19 871 998 гг.

Няатдггуу щдносятся: Теоретически обоснованные и практически подтвержденные отличия профессиональной подготовки режиссеров в театральных вузах и вузах культуры, состоящие в приоритете ориентации последних на социально-культурную деятельность: не формальное художественное образование участников любительских объединений, развитие их кругозора, личности в целом, формирование коллективистских отношений.

Педагогически обоснованная система профессиональной подготовки режиссеров любительских театров, в основе которой — методика «погружения в специальность», представляющая собой процесс поэтапного и целостного формирования как специфически художественных знаний, умений и навыков театрального дела, так и социально-культурных ориентаций на развитие любительского коллектива и личности специалиста.

Теоретически обоснованные преимущества одноактной пьесы как учебного и творческого материала для профессиональной подготовки режиссеров любительских театров, состоящие в энергии действия, небольшом количестве занятых актеров, возможности реализовать творческий потенциал начинающих.

Педагогически адаптированная методика формирования коллектива студентов, спецификой которой является становление отношений ответственной зависимости, формирующихся в процессе совместного художественного творчества при разработке постановочных планов и организации постановок спектаклей в учебной аудитории.

Методика развития творческого потенциала специалиста на основе развития коммуникативных качеств, воображения, формирования ориентаций на развитие речи, чувствительности к специфике театрального искусства как действия («действенные глаголы»). практических конференциях профессорско-преподавательского состава СПб Академии культуры в 1997;1998 годах. путем выступления на научно.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, 3 глав, включающих 9 параграфов, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Существуют разные способы подготовки режиссеров.

1. На Западе, в частности в Германии (г. Гамбург) после окончания университета (6 лет обучения) выпускники, желающий получить профессию режиссера, а их, как правило, каждый год от 100 до 120, подают заявления, и после тщательного отбора до последнего экзамена допускается 20 человек и только шестеро становятся студентами. Первые два года студенты проходят в основной студии теоретический курс. Затем два года в главной студии они проходят практику и завершают дипломным спектаклем.

2. Многие известные режиссеры Запада и России (по их воспоминаниям) [3,32,89,95,33,126,135] получили профессию режиссера, проходя, так называемую, наблюдательную практику, т. е. молодой человек присутствует на репетициях мастера и учится различным приемам постановки спектакля.

Методика наблюдательной практики используется и в вузах культуры, когда педагоги ставят многоактные спектакли, а студенты, репетируя как актеры, набирают опыт для будущей режиссерской работы.

3. Подготовка режиссеров для профессионального театра в нашей стране направлена в основном на развитие ассоциативного мышления, видения спектакля как художественного произведения, построенного по законам сценического искусства, и это верно, ибо ему предстоит работать с профессиональными актерами.

Предлагаемая методика профессиональной подготовки режиссеров любительского театра отличается от выше перечисленных:

1. Практика неразрывно связана с теорией.

2. Каждый студент в процессе обучения имеет возможность поставить самостоятельно (под наблюдением педагога) три спектакля.

3. Большое внимание уделяется воспитанию навыка работы режиссера с актером, помня о том, что в дальнейшем режиссер любительского театра будет иметь дело не с профессиональным актером, а с любителем театра.

Предложенная методика подготовки режиссера любительского театра позволяет подготовить профессионального специалиста для любительского театра. Она основана на приобретаемом в стенах вуза опыте погружения в специальность, помогает создать в группе благоприятный климат не только психологический, но и творческий, в котором в первую очередь заинтересованы сам студенты. И это естественно, ибо сегодня студент репетирует у товарища-режиссера как актер, а завтра товарищ репетирует у это студента-режиссера как актер. Эта взаимозависимость заставляет студента поверить в себя и внушить другому, что тот МОЖЕТ и в состоянии разрешить поставленную передним задачу. А слово ДОЛЖЕН исключено из лексикона как педагогов, так и студентов. Тем более, что требования, предъявляемые педагогами студентам в повседневной работе по формепросьба, совет, рекомендация, хотя сроки заданий устанавливаются в конце предыдущего семестра, что дает возможность студентам распределить свои силы и время [104. С. 69,105].

Предлагаемая система профессиональной подготовки режиссеров любительского театра, основанная на погружение в специальность, начиная от приемных испытаний и вплоть до дипломного спектакля, преследует и осуществляет следующие задачи:

1. Приучает к дисциплине каждодневной работы. На первом семестре студент ежедневно выходит на сценическую площадку и показывает итоги репетиции со своими товарищами. Начиная со второго семестра, когда студент получает и режиссерскую работу, он репетирует и показывает уже не одну, а две или три работы. Уходя на каникулы, студент получает теоретические задания с последующей обязательной сдачей на курсе. Надо добавить, что в ежедневной работе заинтересован не только лично сам студент или педагоги, но и товарищи по курсу. От результата работы одного зависит результат и других.

2. Соблюдение «Этики» К. С. Станиславского становится целью и средством профессионального поведения.

Создание студенческой группы как театрального коллектива приводит студента к пониманию, что театр — искусство коллективное. Взаимозависимость в ежедневной работе способствует уважительному отношению к товарищу, потому что каждый студент убеждается в желании каждого актера хорошо сыграть свою роль, и каждого режиссера хорошо поставить свой спектакль. Таким образом каждый студент в процессе учебы отвечает не только за себя, но и за коллектив, частью которого он является.

3. Приучает видеть в каждом товарище творческую личность.

Использование педагогами буквально с первых дней занятий «шкалы комплиментарных оценок действий» [69] студента заставляет поверить человека в свои творческие возможности, помогает увидеть в другом личность, которой свойственно художественное восприятие действительности. Это необходимо особенно для режиссера любительского театра, т.к. в практической деятельности он связан с людьми, для которых искусство не основное занятие в жизни.

4. Молодой специалист приступает к работе, «оснащенный», как минимум, двадцатью спектаклями, которые он может поставить самостоятельно.

Любого молодого специалист, пришедшего на производство, преследует страх не справиться с порученным ему делом, страх потерять свой авторитет перед руководимыми им людьми. И это нормально. В институте он знал, что в любую минуту придут на помощь и товарищи по курсу, и педагоги. А на производстве он сталкивается с людьми, в глазах которых читается: «Докажи, что ты можешь». И здесь на помощь приходит поставленный и сыгранный материал, т. е. то, что он хорошо знает: три спектакля, которые он поставил на курсе (первый — в цикле «Работа режиссера с актером», второй — в цикле «Работа режиссера над спектаклем», третийпреддипломная практика, и, наконец, четвертый — дипломный спектакль), и минимум 18−20 спектаклей, в которых он принимал участие как актер. Да, исполнителями будут другие, менее подготовленные, но режиссер знает ЧТО он ставит и КАК это сделать. А первые успехи в самостоятельной работе вселяет доверие в молодого человека, которое окрыляет и позволяет уверено ставить новые спектакли.

5. Получает устойчивые навыки работы с актером и постановки спектаклей.

В процессе обучения студент работает с каждым из участников коллектива и устанавливает непосредственный контакт для совместного решения поставленных задач. Поскольку в работе режиссера главное — это установить контакт, наладить дружеские взаимоотношения, найти общий язык в оценке предлагаемых обстоятельствах пьесы, привлечь актера к совместному поиску решения творческих задач, погружение в атмосферу театра приучает к этому, как повседневности профессии.

Студент приучается видеть спектакль как единое целое, а сцену как только часть его. Надо заметить, что самое трудное — уметь отобрать только то, что помогает восприятию художественного образа спектакля. Репетируя сцену из пьесы, режиссер и актеры увлекаются своими «находками» и забывают о спектакле. Но уже работая над третьим спектаклем, студент не допускает в своей работе такой ошибки.

6. Приобретает умение формировать режиссерский замысел спектакля.

Сначала студент пытается самостоятельно ответить на вопросы постановочного плана курсового спектакля на втором семестре, потом самоI стоятельно создать первый режиссерский замысел спектакля (второй этап — «освоение работы режиссера с актером») с активной помощью педагога, далее на следующем этапе («Работа режиссера над спектаклем») режиссерский замысел спектакля уже только корректируется педагогом, а на преддипломном спектакле режиссерский замысел впервые выносится на коллектив без предварительного обсуждения с педагогом, но это не значит, что он не подлежит корректировке в процессе обсуждения. И последний режиссерский замысел студента дипломного спектакля проходит при консультациях педагога.

7. Получает расширенные знания в области мировой классической драматургии.

Каждый студент в процессе обучения разрабатывает постановочные планы по 13 многоактным пьесам мировой классической драматургии от Аристофана до современных авторов (Вампилова и др.) с последующим обсуждением на курсе. А это значит, что студенты более внимательно относятся к таким учебным дисциплинам, как «История театра» и «Теория драмы», не говоря уже о «Литературе» .

8. Лидерские качества целенаправленно формируются и становятся чертой характера молодого специалиста.

Воспитание лидерских качеств начинается уже на первом семестре, когда каждый студент проходит через руководство всей группой при проведении «разминки» и продолжается в последующем при ведении репетиции. И студенты воспринимают значение таких дисциплин, как «Психологи», «Этака», «Педагогика» .

9. Четкое понимание действенной природы мастерства актера.

Опыт создания роли в спектакле (от 18 до 20) в период обучения приводит к искомому результату.

И все-таки главная задача педагога кафедры «Режиссура и мастерство актера» вуза культуры — воспитать воспитателя. «Воспитатель должен стремиться узнать человека каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель У должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своею совестью, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния — а средства эти громадны!» [145. С. 64].

Подготовка режиссеров любительского театра в вузах культуры насчитывает 40 лет творческой работы профессиональных педагогов, имеющих и опыт профессиональной сцены, и опыт педагогики творческого вуза. Обращаясь к педагогическим аспектам этой проблемы в настоящей работе, хотелось бы начать с анализа сложившейся педагогической ситуации. Традиции школы театральных режиссеров складывались исторически. В России в советский период сформировалась практика подготовки режиссеров в театральном вузе на основе общего театрального образования.

Если обратиться к диссертациям, посвященным воспитанию режиссеров [1, 7, 38, 48, 56, 87, 88], то можно увидеть, что все они направлены на воспитание художника. И это естественно, ибо задача профессионального режиссера — создавать художественное произведение-спектакль. Надо добавить, что в создании спектакля принимают активное участие профессионалы — артисты, художник, композитор, постановочные цеха, т. е. весь производственный коллектив профессионального театра.

Как правило, соблюдается принцип систематичности и последовательности творческого создания роли, спектакля, освоения режиссерской профессии, что можно проследить даже по оглавлениям диссертационных работ. Например, главы в работе В. П. Демина [56] имеют названия: I глава -" Первые режиссерские шаги" (упражнения, этюды) — II глава — «От этюда к отрывку» (инсценировка прозы) — 2 курсIII глава — «Первые уроки самостоятельности» (фрагменты из пьес) — 3 — 4 курсы.

Красной нитью проходит во всех работах понимание задачи педагогавоспитание у студентов ассоциативного мышления, восприятия спектакля как единого целого, формирования художественного образа спектакля [77. С. 456].

Режиссуре, как и любой профессии, нельзя научить, можно только научиться, и потому важен принцип сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебной работе.

И последнее, на что обращают внимание корифеи педагогики режиссуры, — это принцип соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе, как основе этического воспитания режиссера, коллективиста по профессии и призванию.

В диссертациях, так или иначе связанных с работой коллективов художественной самодеятельности [5, 12, 29, 30, 41, 37, 40, 58, 83, 92, 93, 105, 114, 124], основой деятельности руководителя коллектива является педагогическая деятельность. И, если режиссер профессионального театра в первую очередь должен быть художником, а потом педагогом, то руководитель любительского театра в первую очередь должен быть педагогом и только потом художником, но профессионалом-художником. Поэтому, как показывает опыт, режиссеров любительского театра нужно готовить иначе, чем режиссеров профессионального театра.

Следует отметить и тот факт, что абитуриент, поступая на отделение режиссуры в вуз культуры, часто имеет весьма смутное представление о театре вообще. Поэтому методика и педагогика обучения режиссера по типу театрального института (где подготовка режиссеров осуществляется на основе общего театрального образования и является по существу второй, высшей ступенью профессионального образования, которую проходят профессиональные актеры или выпускники других творческих вузов, обладающие задатками организатора театрального дела, авторитетом или ярко выраженной склонностью к режиссерскому мышлению) часто не может быть осуществлена или осуществляется в приблизительном, т. е. в принципиально урезанном или качественно неполноценном варианте. Успех подобной методике обеспечивает, как правило, случай или снисходительное отношение к результату коллег и учеников.

Недостатки подобной методики:

1. Работа всего коллектива группы нацелена на «показ» спектакля любой ценой. При этом предшествующая работа в этюдах упражнениях принципиально не может являться развивающей студента от этапа к этапу, творческий поиск сводится к самонаблюдению и «вживанию» в роль на свой страх и риск.

2. Проникновение в психологию персонажей в процессе работы над прозаическим произведением (рассказ, отрывок из повести, романа) не опирается на педагогически обоснованную методику развития творческого воображения студента.

3. Постановка многоактного спектакля студентами на II — IV курсах отнимает массу времени у студентов, которые в этом случае лишаются возможности соучастия в режиссерской разработке сценического решения спектакля.

4. Самостоятельная практика режиссуры в IX семестре фактически остается не вполне осознанной «пробой пера», поскольку состоит в постановке или одноактного спектакля, или так называемой «композиции по пьесе» (2−3 сцены).

5. В силу разных актерских возможностей студентов в ходе обучения вовлеченность в творческий процесс носит неравноценный характер.

6. Студенты не получают навыков самостоятельной режиссерской работы, поскольку даже экзамен и организует, и проводит преподаватель.

В целях устранения названных недостатков педагогической методики, неправомерно копирующей принципиально отличную ситуацию театрального вуза, на кафедре режиссуры драмы нашей Академии уже много лет практикуется методика поэтапного, начиная с вступительных экзаменов, «погружения в специальность» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. И. Из истории советского театрального образования (1917 — 1941 гг.): Дисс. канд. искусствоведения. 17.00.01 / ЛГИТМиК. — Л., 1974.-194 с.
  2. Н.П. Театральное наследие. В 2-х т. Л.: — Искусство. 1978. T. I -293 с. 1. Т. II-288 с.
  3. Г. В. Эпоха и кино. М.: ИПЛ, 1963. — 336 с.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1988. — 429 с.
  5. М.А. Клуб в системе формирования общественно-политического опыта будущих рабочих.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. Л.: ЛГИК, 1987. — 187 с.
  6. А.Г. Психология Личности. М.: Издательство Московского университета, 1990. — 367 с.
  7. .А. Проблема действенного анализа в театральной педагогике: Дисс. канд. искусствоведения. 17.00.01. -М.: ГИТИС, 1978.-183 с.
  8. В.В. Техника и технология сцены. Л.: Искусство, 1976. -367 с.
  9. B.C. Световое оформление спектакля. М.: Искусство, 1953. -189 с.
  10. .А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск: Высшая школа., 1983. — 224 с.
  11. Э. Игры, в которые играют люди. М.: Прогресс, 1988. — 399 с.
  12. Т.С. Формирование игровой культуры социального педагога. Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. СПб: СПГАК, 1996. — 178 с.
  13. B.C. Мышление как творчество. М.: ИПЛ, 1975. — 399 с.
  14. B.C. От наукоучения к логике культуры. — М.: ИПЛ, 1991. -412 с.
  15. H.A. Что такое хороший урок. // Антология педагогической мысли в России второй половины XIX начала XX в. -М.: Педагогика, 1990. — С. 411 — 418.
  16. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт, 1995. — 349 с.
  17. Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1949. — Т. I — 640 с.
  18. Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1953. — Т. XXII — 628 с.
  19. Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1954. — Т. XXVIII — 624 с.
  20. Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1954. — Т. XXIX — 632 с.
  21. Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1955. — Т. XXXV — 672 с.
  22. Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1955. — Т. XXXVI — 672 с.
  23. Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1956. — Т. XXXIX — 664 с.
  24. Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1956. — Т. ХХХХ — 648 с.
  25. Большая Советская энциклопедия. В 50-и т. М.: ГНИ Большая Советская энциклопедия, 1956. — Т. XXXXIV — 664 с.
  26. А.М. Записки баловня судьбы. М.: Советский писатель, 1991. — 400 с.
  27. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SVR — Аргус. -208 с.
  28. А.Г. Онтология самореализаций личности как предмет прикладной культурологии: Дисс. д-ра культурологии. 24.00.04. СПб, СПГАК, 1998. — 439 с.
  29. А.Г. ПсихолоГо-педагогические условия самореализации личности в клубном художественном коллективе. Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. СПб, 1988. — 176 с.
  30. A.A. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. М.: ВТО, 1979. — 296 с.
  31. Е.Б. Материалы и статьи. М.: ВТО, 1959. — 467 с.
  32. Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука, 1994. — 255 с.
  33. Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 96 с.
  34. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 1976. — 248 с.
  35. .Ф. Исследование особенностей личности клубного работника.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. Л., 1971. -131 с.
  36. Ю.Д. Театрально-педагогическая деятельность М.А.Чехова.: Дисс. канд. искусствоведения. М., 1975. — 177 с.
  37. И.И. Искусство. Истина. Реализм. М.: Искусство, 1975. — 175 с.
  38. Э.П. Социальная адаптация молодых специалистов высшей квалификации в сфере культурно-просветительной работы.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. Л., 1983. — 141 с.
  39. Т.В. Развитие художественной активности участников самодеятельных коллективов.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. Л., 1989. — 167 с.
  40. Вопросы вузовской педагогики. Л.: ЛГИК, 1970. — 107 с.
  41. В поисках реалистической образности. М.: Наука, 1981. — 375 с.
  42. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. -575 с.
  43. Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. -367 с.
  44. C.B. С памятью наедине. М.: Искусство, 1985. — 544 с.
  45. C.B. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. -М. Л.: Искусство, 1967. — 295 с.
  46. C.B. Место и значение тренинга в воспитании актера.: Дисс. канд. искусствоведения. 17.00.01. /ЛПИТМиК. Л., 1967. — 257 с.
  47. А.К. Мейерхольд. В 2-х т. М.: СТД, 1991. T. I. — 287 с.
  48. .Г. Профессия энтузиаст. / Заметки о режиссуре. // Народные театры. — М.: Искусство, 1981. — С. 12 — 28.
  49. Н.М. Беседы о режиссуре. М. — Л.: Искусство, 1941. -307 с.
  50. Н.М. Работа режиссера над спектаклем. М.: Искусство, 1956.-464 с.
  51. Н.М. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. М.: Искусство, 1950. — 398 с.
  52. P.M. Элементы практической психологии. Л: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 565 с.
  53. В.П. Формирование личности режиссера драматического коллектива.: Дисс. д-ра искусствоведения. 17.00.01. / ЛГИТМиК. Л., 1985.-211 с.
  54. М.В. Проблемы теории личности. М.: Издательство МГУ, 1977.-240 с.
  55. К.Б. Самодеятельное творчество путь формирования творческой личности.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. — Л.: ЛГИК, 1976.- 184 с.
  56. Л.Д. Шумовое оформление спектакля. М.: Искусство, 1952. — 89 с.
  57. П.М. Режиссура как практическая психология. /Взаимодействие людей в жизни и на сцене/. М.: Искусство, 1972. -352 с.
  58. Ю.А. Рождение спектакля. М.: ВТО, 1975. — 144 с.
  59. .Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 1973.-320 с.
  60. Т.П. Направление, творческий метод и стиль. Л.: Знание, 1975. 39 с.
  61. Игры /обучение, тренинг, досуг/. М.: Новая школа, 1994. — 364 с.
  62. Н.И. Беседы о народной школе. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. -М.: Педагогика, 1990. — С. 163 — 164.
  63. Интенсификация творческой деятельности студентов. Казань: Издательство казанского университета, 1990. — 197 с.
  64. История средних веков. М.: Высшая школа, 1980. — 576 с.
  65. А.С. «Самодеятельное художественное творчество. / История. Теория. Практика./ М.: Высшая школа, 1988. — 271 с.
  66. A.A. Драма как эстетическая проблема. — М.: Наука, 1971.-224 с.
  67. Т. Клуб и формирование личности. Кишинев: Штиинца, 1983.- 116 с.
  68. Т.Е., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: Московский государственный университет культуры, 1995. — 136 с.
  69. Клуб: культура досуга /сборник/. М.: Профиздат, 1987. — 184 с.
  70. В.О. Два воспитания. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. — М.: Педагогика, 1990.-С. 392−400.
  71. М.О. Вся жизнь. М.: ВТО, 1967. — 587 с.
  72. М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М.: Искусство, 1982.- 119 с.
  73. М.О. О том, что мне кажется важным. / Статьи, очерки, портреты. М.: Искусство, 1971. — 488 с.
  74. М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1984. — 527 с.
  75. М.О. Школа режиссуры Немировича-Данченко М.: Искусство, 1966. — 168 с.
  76. М.Ю. Результат процесса. // Народные театры. М.: Искусство, 1981. — С. 60 — 77.
  77. Р. Социально-педагогическая стратегия подготовки специалистов сферу досуга в условиях модернизации польского общества.: Дисс. д-ра пед. наук. 13.00.05. СПб: СПГАК, 1997. — 555 с.
  78. Г. В. Воспитание актеров школы Станиславского М.: Искусство, 1988. — 455 с.
  79. Т.М. Пути повышения эффективности педагогического руководства самодеятельными театральными коллективами.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. Л., ЛГИК, 1978. — 182 с.
  80. Личность и деятельность. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982. — 199 с.
  81. A.C. Опыт методики работы детской трудовой колонии. // Сочинения. В 7-и т. М.: АПН РСФСР, 1958. — С. 461 — 495.
  82. A.C. Проблемы школьного советского воспитания. // Сочинения. В 7-и т. М.: АПН РСФСР, 1958. — С. 103 — 224.
  83. Н.Б. Режиссерская школа Г.А.Товстоногова: Дисс. д-ра искусствоведения. 17.00.01. /ЛГИТМиК- Л., 1991.-433 с.
  84. Л.М. Проблемы режиссерской педагогики Г.А. Товстоногова / 1965 1975 гг./: Дисс. канд. искусствоведения. 17.00.01. / ЛГИТМиК. — Л., 1981.-163 с.
  85. В.Э. Беседа с коллективом пражского театра «Д 37» 30 октября 1936 года // Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. — М.: Искусство, 1968. — Т. II. С. 500 — 503.
  86. Д.И. Экзамены // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. — М.: Педагогика, 1990. -С. 431−439.
  87. A.A. О художественной условности. М.: Искусство, 1970.-300 с.
  88. В.К. Общение как фактор воспитания личности в коллективе художественной самодеятельности.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. Л.: ЛГИК, 1979. — 176 с.
  89. Найденко Развитие общих творческих способностей студентов вузов культуры.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. Л.: ЛГИК, 1989. — 135 с.
  90. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий М.: Наука, 1976. — 336 с.
  91. Немирович-Данченко В. И. Рождение театра. М.: Правда, 1989. -575 с.
  92. В.Я. Социология образования. М.: Издательство Московского университета, 1992. — 200 с.
  93. О женщинах. / сборник из серии «Самодеятельный театр», выпуск № 19/. М.: Искусство, 1989. — 128 с.
  94. Основы сценического движения. М.: Просвещение, 1976. — 220 с.
  95. О «Субботе» // Народные театры. Взгляд со стороны. Сами о себе. -М.: Искусство, 1981. С. 213 — 222.
  96. П. Словарь театра М.: Прогресс, 1991. — 480 с.
  97. Педагогические идеи К. Д. Ушинского. М.: Знание, 1971. — 79 с.
  98. Педагогические основы культурно-просветительной работы Л.: ВЦСПС, 1980.- 118 с.
  99. А.Н. Сценическая речь М.: Искусство, 1981. -181 с.
  100. В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Педагогика, 1997. — 123 с.
  101. В.А. Объективные и субъективные факторы гуманизации культурно-досуговой деятельности.: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. -СПб, 1997. 304 с.
  102. А.Д. Творческое наследие. Воспоминания и размышления о театре. Художественная целостность спектакля М.: ВТО, 1979. -518 с.
  103. В.А. Звуковое оформление спектакля М.: Искусство, 1953.131 с.
  104. Правила поведения сотрудников «Дженерал Моторс» // Судостроитель 1956. — № 15 — 02.10. — 4 с.
  105. Р.Д. Грим. J1. — М.: Искусство, 1947. — 248 с.
  106. О.Я. Режиссерский замысел и мизансцена. М.: ГИТИС, 1981.- 120 с.
  107. Рудицкий К Л. Разведка боем // Народные театры. Взкляд со стороны. Сами о себе. М.: Искусство, 1981. — С. 45 — 60.
  108. К.Л. Театральные сюжеты. М.: Искусство, 1990. — 464 с.
  109. Л.П. Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного коллектива: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.05. Л.: ЛГИК, 1984. — 187 с.
  110. В.Ф. От пьесы к спектаклю. М.: Знание, 1974. — 144 с.
  111. Н.В. Педагогика М.: Просвещение, 1978. — 351 с.
  112. З.В. Техника звучащего слова. СПб: СПГАК, 1997. — 95 с.
  113. В.Г. Работа режиссера. М. — Л.: Искусство, 1937. -386 с.
  114. В.Д. О школьной дисциплине // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. -М.: Педагогика, 1990. — С. 381 — 390.
  115. Словарь синонимов. Л.: Наука. 648 с.
  116. Словарь иностранных слов. М.: ГИИиНС, 1954. — 856 с.
  117. E.H. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление.: Дисс. д-ра пед. наук. 13.00.05. Л.: ЛГИК, 1989.-484 с.
  118. Советская одноактная драматургия. М.: Искусство, 1967. — Т. I. -499 с.
  119. В.Н. Основы режиссуры. Курс лекций. Л.: ЛГИТМиК, 1968.-489 с.
  120. П.Л. Основы искусства речи. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — 416 с.
  121. Социальные функции искусства и его виды. М.: Наука, 1980. -269 с.
  122. К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1962. 515 с.
  123. К.С. Несколько мыслей по поводу режиссерского факультета // Станиславский К. С. Собрание сочинений В 8-и т. М.: Искусство, 1959. — T. VI. С. 285 — 288.
  124. К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. // Станиславский К. С. Собрание сочинений. В 8-и т. М. 1959.-Т. III — 508 с.
  125. К.С. Этика. М.: Издательство Музея МХАТ им. М. Горького, 1947. — 47 с.
  126. Э.С. О методе физических действий, /лекция/. Д.: ЛГИК, 1969.-38 с.
  127. М. Режиссерские искания К.С.Станиславского 1898 1938 гг. В 2-х т. — М.: Наука, 1973.
  128. T.I. -375 с. T. II.-412 с.
  129. А .Я. Записки режиссера. / Статьи. Беседы. Речи. Письма./ -М.: ВТО, 1970. 603 с.
  130. В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973.- 131 с.
  131. H.A. Музыка спектакля Л.: Искусство, 1978. — 128 с.
  132. Театральная энциклопедия. В 5-и т. М.: Советская энциклопедия, 1961 — 1967.
  133. T.I. -1214 стлб. Т.Н. -1216 стлб. T.III. -1086стлб.
  134. ТЛУ. -1152 стлб. Т.У. -1136 стлб.
  135. Г. А. О профессии режиссера. // Зеркало сцены. В 2-х т. Д.: Искусство, 1980. — Т. I. С. 35 — 302.
  136. Толковый словарь русского языка. В 4-х т. М.: ОГИЗ, 1935. Т.1. — 1565 стлб.
  137. Т.П. 1040 стлб. ТЛИ. -1424 стлб. Т. IV. — 1502 стлб.
  138. Е. Место в строю. // Народные театры. Взгляд со стороны. Сами о себе. М.: Искусство, 1981. — С. 28 — 45.
  139. У истоков режиссуры Д.: ЛГИТМиК, 1976. — 336 с.
  140. К.Д. Предисловие к тому «Педагогической антропологии» // Антология педагогической мысли России конца XIX -начала XX в. М.:. Педагогика, 1990. — С. 60 — 68.
  141. К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. // Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. -М.: Просвещение, 1968. С. 284 — 304.
  142. Д.Э. Средневековый мастер и его представление о вещи // Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982. -С. 24−39.
  143. В.В. Режиссер и оформление спектакля. М.: Советская Россия, 1965. — 128 с.
  144. Л.М. Сценические этюды. М.: Советская Россия, 1964. -107 с.
  145. A.B. Книга четвертая. М.: Издательство ПАНАС, 1993. -432 с.
  146. A.B. Репетиция любовь моя. — М.: Издательство ПАНАС, 1993.-318 с.
  147. П.Д. Методика и личность учителя // Антология педагогической мысли России конца XIX начала XX в. — М.: Педагогика, 1990. — С. 177 — 182.
  148. В.А. Обучение как процесс управления. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 159 с.
  149. К.П. К вопросу о высших учебных заведениях, и об университетах в особенности // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. — М.: Педагогика, 1990. -С. 454−460.
Заполнить форму текущей работой