Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сакральное время русской культуры: На материале современной русской духовной поэзии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблематика сакрального времени русской культуры затрагивает основополагающие для человеческого мировоззрения начала: жизни и смерти как перехода в вечность. Сакральность человеческого бытия во времени наиболее ярко выявляется в календаре, в русле которого оно протекает. Календарь можно рассматривать как форму сложившегося представления о времени в определенном типе культуры, так как отношение… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Определение понятий: время линейное и сакральное
  • 2. Сакральное время в системе календаря
  • Глава 1. Понятие времени в христианской и литературоведческой традиции
    • 1. Понятие времени в христианском богословии
    • 2. Время и праздник («Новое» время календаря)
    • 3. Концепция времени в литературоведении
  • Глава II. Пасхалия сквозь призму русской поэзии
    • 1. «Слово на праздник»
    • 2. Хронотоп христианского праздника в контексте поэтических образов
    • 3. Поэтическая концепция встречи в контексте христианского праздника Сретение
    • 4. Хронотоп читательского восприятия

Сакральное время русской культуры: На материале современной русской духовной поэзии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

нет ничего загадочнее, чем время, нет ничего более удивительного, чем оно, если начать о нем размышлять и пытаться выразить его понятие в немногих и ясных словах.

Блаженный Августин.

Мало найдется других показателей культуры, которые в той же степени характеризовали бы её сущность, как понимание времени. Временные понятия у человека определяются той культурой, к которой он принадлежит. Каждой культуре и личности свойственно мыслить в терминах определенных временных горизонтов.

Вопрос времени — один из тех основных вопросов, которые всегда держали в напряжении человеческий разум. Проблема времени выдвигалась на первый план богословами, учеными и художниками, обнаруживающими все новые и новые её грани. Концепции времени существуют во многих науках: известно о космическом, геологическом, эволюционном, биологическом, историческом, физическом времени, о различных моделях социального времени. Все виды времени различаются по масштабам и методам измерения — от астрологических до магнитометрических и культурно-исторических. Восприятие времени в той или иной науке может иметь функциональное значение. Например, сравнительная этнография, как пишет Л. Н. Гумилев, не приближает к ответу на вопрос, что такое время, но определяет характер той или иной системы отношения к нему и предлагает классификацию отсчета времени, представляющий для людей практический, жизненный смысл1. Так, фенологический календарь был у людей, непосредственно зависящих от природыциклический календарь предназначается для фиксации повседневных событий- «живая хронология» позволяет передавать исторические события в пределах одного поколения (например, народы-марийцы игнорировали время как таковое, время было для них абстракцией, реальными в их жизни были только конкретные события) — линейный отсчет времени представляет интерес для политических и деловых людей в развивающемся этносе и так далее.

Изучение таких категорий, как время и пространства представляет интерес и значение прежде всего в качестве своего рода «параметров» человеческой личности и культуры, ориентиров ее мировосприятия. Универсальные понятия времени и пространства образуют в каждой культуре определенную «модель мира», как пишет в книге «Категории средневековой культуры» А. Я. Гуревич, ту «сетку координат», при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира" 2.

В характеристике той или иной культуры тема времени приобретает определяющее значение. Время является тем началом, с которым связаны основные ценности человеческой жизни, поэтому на протяжении истории в различных культурах понятие времени принадлежало кругу священного. Такое «священное время» противопоставлено в данной работе «линейному» времени как чисто временной длительности, временного потока, на фоне которого происходят те или иные события. В русской культуре сакральное время раскрывается в Православии: в православном Юлианском календаре, богослужениях, символах и праздниках Миротворного круга. Сам круг может стать символом времени, образ круга с древних времен примирял время и вечность. Великий Миротворный круг оказывается не только символом, но и тем «формообразующим началом», по словам А. Н. Зелинского, в котором «зачинается само время, одевающееся в плоть растущих и убывающих чисел» 3- в символике цифр, праздников, годовых, недельных и суточных циклов Юлианский календарь раскрывает жизненно важные ценности. Календарный круг как обобщающий смысловой образ вне-времени, времени-вечности, вместе имеет начало и конец в историческом времени, концепция этого цикла является в синтезе двух идей: вневременности и длительности, которые объединяются в эсхатологических чаяниях христианства. Поэтому в Юлианском календаре, несущем освященное время, возможна встреча линейного и сакрального времени.

Одна из ярких характеристик христианского мировоззрения в контексте проблемы времени заключена в особенности переживания, в том числе событий прошлого как настоящего. Это отражено в богослужебном песенно-поэтическом творчестве, а также является актуальным для духовной поэзии в целом. Та или иная тема в поэтическом произведении, посвященном христианскому празднику, живет и оживает благодаря авторскому переживанию этого события. Важным представляется проследить, насколько жива преемственность сакрального времени в современной отечественной поэзии. В связи с этим круг христианских праздников, или Пасхалию, можно рассмотреть сквозь призму русского поэтического творчества. И. А. Есаулов в статье «Литературоведческая аксиология: опыт обоснования понятия» пишет о необходимости в литературоведческой практике обращения к «магистральному» направлению русской литературы, связанному с православной культурой: «литературовед, занимающийся русской литературой, вряд ли может — без ущерба для своих занятий — совершенно игнорировать действительный масштаб воздействия на отечественную словесность хотя бы доминантного для русской духовности православного фактора» 4.

В контексте поиска духовных истоков русской культуры, духовного ее возрождения актуальным становится изучение традиционного православного взгляда на времятой традиции, которая сложилась, развивалась и была богословски осмыслена.

Духовный аспект времени может в образной, религиозной форме раскрыть то, что не поддается аналитическому изучению и, возможно, не столь убедительно с научной точки зрения, но глубоко проникает в тайну времени и человеческое сердце.

Обращение к православной традиции и одновременно к современной духовной поэзии подчеркивает актуальность работы, в которой предпринята попытка соединить традицию с современностью — церковный духовный опыт с поэтическим творчеством. Необходимо отметить, что поэтические тексты которые исследуются в данной работе, не относятся к собственно сакральной области. В диссертации рассматривается то, как в художественном творчестве осваиваются ценности сакрального времени.

Поэзия, посвященная освоению религиозных явлений жизни и наполненная христианским мировоззрением, в данной работе определяется как духовная. При этом автор отдает себе отчет в том, что слово «духовный» употребляется в данной работе в его широком значении, которое, однако, стало традиционным для русской культуры. В этом смысле к духовной ветви русской поэзии могут быть отнесены поэтические переложения псалмов М. В. Ломоносова, христианские оды Г. Р. Державина, религиозные стихотворения позднего Пушкина, поэтические молитвы М. Ю. Лермонтова и т. д.

Духовная поэзия в таком понимании есть ветвь внутри художественной поэзии, которая не претендует на сакральность в церковном смысле этого слова. Строго говоря, духовным в Христианской Церкви называется то, что исполнено Духа Святого, т.о., существует искусство собственно сакральное, освященное церковной традицией. В этом смысле духовным является слово Священного Писания, акафисты, каноны, жития святых и т. д., то есть церковно-литургическое творчество. Все, что выходит за рамки этого строгого ограничения, не является собственно духовным. Но, в то же время, принято говорить о «духовном содержании», о «духовных поисках» светского искусства.

В данной работе понятие «духовной поэзии» употребляется в широком смысле, как поэзия, посвященная христианским темам и праздникам. Наиболее целесообразно говорить о духовном в поэзии как о тенденции, о стремлении к освоению религиозных ценностей.

Современная русская духовная поэзия, анализируемая в данной работе рассматривается как пограничная область между художественной и духовной литературой, которая выражает стремление художника подключиться к сфере собственно сакрального.

Также важным представляется раскрытие природы существующей в России двукалендарности, — старого и нового стиля, — и объяснение того, почему Юлианский календарь столь важен в жизни Православной Церкви.

Целью данного исследования является анализ христианского традиционного представления о сакральной сущности времени в его проекции на литературоведческую концепцию пространства и времени и его выражении в современной русской духовной поэзии. В связи с этим в работе поставлены следующие задачи: изучение и обобщение наблюдений и выводов Отцов Церкви, богословов, религиозных философов о сакральной сущности временианализ концепций художественного пространства и времени в отечественном литературоведенииизучение истории и сущности Юлианского и Григорианского календаря, анализ проблемы их сосуществования и возможного ее решения- - изучение традиции и феномена праздника в Православии;

— разработка понятия хронотопа христианского праздника в его применении к современной русской духовной поэзиианализ духовного пласта художественного времени стихотворения И. Бродского «Сретенье» в контексте творчества поэтавыявление ключевых мотивов, образов и художественных средств их воплощения в современной духовной поэзии;

— рассмотрение проблемы «большого времени» в контексте проблемы читательского восприятия.

Методологической основой данного исследования стала христианская богословская традиция, русская религиозная философия, а также работы А. Н. Зелинского, Н. Н. Трубникова, М. М. Бахтина и других ученных по проблеме времени в русской культуре.

Материалом исследования является богатое наследие церковного песенного творчества и молитв, относящихся к суточному, недельному и годовому кругу богослужений, богословская литература, посвященная главным христианским праздникам и различным аспектам времени и вечности. Явление праздника в христианской культуре представляет собой для данной работы то фоновое знание, которое необходимо внутри исследования и без которого многое в содержании анализируемой поэзии было бы неясно. Для данной работы изучение праздника первично, с ним связан и от него зависит художественный строй духовной поэзии. Этим и обусловлена композиция работы, в которой обозреваются сборники современной русской духовной поэзии, изданные в течение последнего десятилетия, в том числе отдельно рассмотренное стихотворение И. Бродского «Сретенье». Выбор данного стихотворения И. Бродского обусловлен его содержательной связью с хронотопом встречи («сретенья»), существенным для концепции сакрального времени и ее связи с миром художественных образов.

Следует отметить сквозную для данной работы тему встречи (сретенья): встречи линейного и сакрального времени, времени и вечности, жизни и смерти, встречи двух культур, светской и религиознойвстречи человека с Богом. Можно говорить о том, что икона такой встречи открывается в празднике Сретенья Господа в Храме.

Тема встречи, — двух методологий, христианской и литературоведческой, -распространяется и на заключительный раздел работы, в котором сопоставляются различные точки зрения на проблему восприятия читателем художественного текста в контексте метафизической встречи автора и читателя.

В работе применяется принцип комплексного исторического, культурологического и текстологического анализа, а также метод целостного анализа художественного произведения.

Новизна исследования. В работе впервые предпринята попытка культурологического интегративного анализа концепций времени, сложившихся в духовной и литературной сферах русской культуры.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована в общих курсах по культурологии, русской культуре и поэзии, в курсах по теории литературы, в литературно-критической практике, а также для дальнейших исследований в области сосуществования двух календарей в русской культуре и в изучении духовного пласта художественной литературы.

Апробация работы. Основные материалы и выводы диссертации были представлены в виде докладов на конференциях «Ломоносов-97,98,99», проводимых на факультете иностранных языков МГУ в 1997, 1998 и 1999 годах- «Россия — Запад: диалог культур» (1998 г.) и «Рождественские чтения» (2000 г.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и двух приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Линейное время определяется длительностью объективного времени и последовательной направленностью течения видимой жизни. Тогда как сакральное, духовное, время изучает «невидимую» жизнь человеческой души и внутреннее содержание явлений мира. Однако, линейное и сакральное время не только противопоставлены друг другу, но могут сочетаться и проникать одно в другое, как на протяжении мировой истории, так и в процессе познания мира отдельным человеком. Линейное время представляется возможным рассмотреть как некоторую поверхностную часть глубинного духовного времени. Так например, среди философских идей и терминов Н. Н. Трубникова, можно провести разделение и к линейному времени отнести «формы существования», структуру горизонтального измерения мира, объективную временную реальность и плоскость «количественной определенности», а как на близкие сакральному пониманию времени указать на структуры «вертикального восхождения», становления, осуществления, наполненности, на субъективное восприятие человеком времени и на «объем качественной определенности». Изучение художественного времени, позволяет определить тип культуры, к которой принадлежит тот или иной текст. В литературоведении многосторонне разработана проблема временидля нас было важным выделить среди существующих терминов те, которые приближаются к пониманию сакрального времени: это «качественные» признаки времени (В.В.Виноградов), сферы «мира горнего» (П. А. Флоренский), «потусторонняя вертикаль» (М.М.Бахтин), надбытовое, сверхзначимое время и психологическое время переживания, характеристики времени неожиданного, мгновенного и «биографического» (М.М.Бахтин). Аспект переживания настоящего в его краткости («миг», «мгновение») указывает на качественный аспект времени (времени, проходящего под знаком событий, «событийного времени») — сфера описания бытового времени — повседневность, бытовое время поддается счету, измерению и принадлежит человеку, тогда как «уникальное» время мгновения посещает героя и не зависит от его воли. Творческое время близко сакральному, так как оно обращено к внутреннему миру человеческой души.

В различных концепциях времени присутствуют две основные линии в определении времени: время линейное («внешнее») и сакральное («внутреннее», связанное с духовной сферой).

Первоисточниками изучения сакрального времени служат тексты Священного Писания, толкования святых отцов Церкви и современных богословов. Разработанной в терминах, системной концепции времени в христианской культуре нет, но существуют указания путей для духовного возрастания, ориентации, в том числе путем уяснения понятия «времени-вечности». Согласно христианскому учению, время, сотворенное Богом, присутствует в душе человека. Внутренний мир человеческой души был нарушен вследствие первородного греха. Обновленное, преображенное время открылось человеку, когда пришел на землю Сын Божийс этого момента время способно соединиться с вечностью через покаяние и восстановление в человеке образа Божия. Поэтому определяющими для сакрального времени становятся понятия сотериологического, эсхатологического времени, времени искупления, очищения, ожидания и приготовления к благодатной вечности. Сакральное время связано в христианстве с самопознанием человека перед лицом Божиим.

Проблематика сакрального времени русской культуры затрагивает основополагающие для человеческого мировоззрения начала: жизни и смерти как перехода в вечность. Сакральность человеческого бытия во времени наиболее ярко выявляется в календаре, в русле которого оно протекает. Календарь можно рассматривать как форму сложившегося представления о времени в определенном типе культуры, так как отношение ко времени в том или ином типе культуры проявляются прежде всего в календаре. В России существуют два календаря — Юлианский и Григорианский — содержанием которых во многом определяется двоемирие русской культуры, духовной и светской. Духовная культура живет временем Юлианского календаря, освященного верой, долгой историей, церковными праздникамиона локальна, но неизменна, светская культура широкая, но зыбкая, в ней нет постоянной «шкалы ценностей». Светская культура живет по новому стилю и свидетельствует о новом, рационалистическом подходе человека к понятиям, которые непроницаемы и непознаваемы логическим путем, в том числе к категории времени. Понятие времени при таком подходе теряет свое мистическое измерение и становится временем прогресса.

Юлианский календарь служит основой богослужений Православной Церкви. Посредством суточного, недельного и годового круга богослужений освящается все время человеческой жизнипереживание христианских праздников преображает время, так как в празднике испытывается как бы неподвижность времени и открытость его вечности. Богатое наследие православных песнопений отражает сущность христианской культуры и затрагивает в связи с воспоминаемыми событиями Священной Истории различные вопросы христианского спасения. Но внутренне они объединены общим духом их восприятия: ощущением того, что в жизнь земную вошла Жизнь Вечная.

В православных песнопениях заключается и источник русской духовной поэзии. Современная отечественная поэзия, посвященная христианским темам и праздникам, сохраняет «необходимость» обращения к реальности и действенности библейской лексики, фразеологии и образности. В связи с тем, что время в празднике предстает как особое, выделяющееся из обычного хода жизни, то и протекание художественного времени в поэтическом произведении является формообразующим началом в особом хронотопе: хронотопе религиозного праздника. В процессе изучения данного хронотопа отмечены важные характеристики, связанные с категорией времени, такие как категория пространства, всеобъемлющая причастность к христианскому событию и празднику и возможность переживания события прошлого как совершающегося в настоящий момент. Временное начало духовной поэзии связано с символами прозрения и просветленияобраз света наиболее многогранный: светом освящается жизнь человека в линейном времени, с этим образом связано и осмысление творчества как преобразующего начала в жизни и душе человека. Сакральное время является своего рода оксюмороном, так как это не время, а вечность без времени, воплощенная в плоть природного времени. Сакральная наполненность времени жизни рождает бесконечную внутреннюю духовную деятельность человека, в которой одно мгновение может быть вечностью, и тысяча лет — мгновением.

Поэтическое обращение к Священной Истории крайне личнов процессе творчества может изменяться определенный образдробиться и, наоборот, наполняться цельностью замысел и движение человеческой души к Богу. Поэтому представляется важным рассмотрение отдельного произведения в контексте творчества поэта, что было сделано в работе на примере стихотворения И. Бродского «Сретенье». Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что, кажущееся не характерным для творчества поэта, освещение в данном стихотворении темы времени и смерти является решающим для авторской картины мира.

В процессе исследования проблемы сакрального времени выявилась его связанность, в первую очередь, с понятием «внутреннего» времени, которое способно затрагивать все сферы человеческого познания. Так же была обнаружена сущностная типологическая связь между природой сакрального времени и содержательной функции мотивов встречи, освоенного в данной работе как хронотоп встречи с Вечностью, духовным бытием.

Мотив встречи принадлежит области духовной поэзии и отношению человека к миру в целом. В контексте христианского отношения к миру в работе представлено сопоставление литературоведческого и христианского взгляда на проблему «творческого хронотопа» (термин М.М.Бахтина), то есть встречи в пространстве и времени говорящего и слушающего, автора и читателя.

Просветление ума и преображение сердца, — то самое большое, к чему направлена и стремится русская поэзия в христианском ее понимании, — ведет к Богу, так как преображение сердца есть восстановление в человеке образа Божия. Преображая сердца, человек касается вечности, так как переживание вечности в идеале есть переживание чистым от пристрастий и греха сердцем.

В свете идей преображения христианство открывает новые грани в восприятии художественного текста, которые были намечены в отечественном литературоведении. Так, один из аспектов отношения к произведению заключается в изучении того или иного текста в «свете над адресата» (термин М.М.Бахтина) или, говоря богословским языком, в молитвенном предстоянии в свете Божественной Истины, где возможна встреча времени и вечности, времени линейного и сакрального.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Библия 1499 года и Библия в Синодальном переводе. В 10-ти тт. М. 1998
  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русскомпереводе с параллельными местами. 1994
  3. Новый Завет Господа нащего Иисуса Христа, в русском переводе. Спб. 18 924. Псалтырь. М. 1973
  4. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшейцерковной власти 1917−1943 гг. Сб. в 2-х ч. /сост. М.Е.Губонин/ М. 1994
  5. Антоний, Митрополит Сурожский. Беседы о вере и Церкви. М. 1991
  6. Антоний, Митрополит Сурожский. Воскресные проповеди. Минск. 1996
  7. Антоний, Митрополит Сурожский. Дом Божий (Три беседы о церкви). М. 1998
  8. Антоний, Митрополит Сурожский. Может ли еще молиться современный человек?. Клин.1999
  9. Антоний, Митрополит Сурожский. Духовное путешествие (размышление перед ВеликимПостом). М. 1997
  10. Антоний, Митрополит Сурожский. Молитва и жизнь. Рига. 1992
  11. Антоний, Митрополит Сурожский. Проповеди и беседы. М. 1991
  12. Антоний, Митрополит Сурожский. Ступени. Беседы. 1998
  13. Архимандрит Рафаил (Карелин) Великие христианские праздники. Спб. 1997
  14. Блаженный Августин. Исповедь. М. 1992
  15. Блаженный Августин. Творения. В 4 тт. Спб.-Киев. 1998
  16. A.A. Рождество, Страстная и пасха в Православном богослужении. Нью-Йорк.1973
  17. Брянчанинов, Игнатий, святитель. Странник. М-Спб. 1998
  18. Булгаков, Сергий, прот. Слова. Поучения. Беседы. Париж. 1987
  19. Булгаков, Сергий, прот. Православие. Париж. 1989
  20. В. Православная эстетика в период позднего византийского исихазма // Вестникрусского христианского движения. Париж-Нью-Йорк-М. 1992. № 164. 33−63
  21. Вениамин, Архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая Скрижаль или Объяснениео Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. Спб. 1899
  22. Веретенников, Макарий, архимандрит. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерк русской антологии. М. 1998
  23. Вечное. Сборник духовного чтения. Париж. 1983. Март № 342
  24. Владимрф, Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. Слова на двунадесятые и великиепраздники. М. 1997
  25. Владимир (Сабодан), Митрополит. Экклезиология в отечественном богословии. Магистерская дисс. Киев. 1997
  26. Всенощное бдение и литургия. М. 1982- Спб. 1997
  27. Г. Б. Р. Опыт построения христианского миросозерцания. В 6-ти тт. Дисс. на соисканиестепени к. богословских наук. М. 1967
  28. Н.В. Размышление о Божественной Литургии // Гоголь Н. В. Духовная проза. Выбранные места из переписки с друзьям. М. 1993
  29. Г. С., прот. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах итребах. М. 1993
  30. Дневник и поучения иеромонаха Петра Серегина. Спб. 1997
  31. Дм., свящ. Литургия на русской земле. М. 1993
  32. А., свящ. Записи. М. 1996
  33. Естество мира или Вечность во времени и пространство в объеме. А.Т.М. 1885
  34. В.Н. Шесть дней творения. Париж. 1991
  35. Иоанн, Митрополит Санктпетербургский и Ладожский. Голос вечности. Проповеди ипоучения. Спб. 1997
  36. Иоанн (Крестьянкин), Архимандрит. Проповеди. М. 1995
  37. Иоанн (Кронштадтский), свят. Мысли о богослужении Православной Церкви. Тверь. 1991
  38. Избранные проповеди святых отцов Церкви и современных проповедников в 2-х ч. Спб.1912
  39. П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М. 1997
  40. Канонник или Полный молитослов. М. 1994
  41. Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и оэртология. М. 1999
  42. Киприан, иеромонах «Взгляните на лилии полевые .» Курс лекций по литургическомубогословию // Свет православия. Христианский собеседник. Изд. Макариев-Решемской Обители. Вып. 46, 1 марта 1999
  43. Кормчая книга по морю житейскому. Поучения Епископа Екатеринбургского и ИрбитскогоИринея. Екатеринбург. 1901
  44. Лука (Воино-Ясенецкий), Архиепископ. Дух, Душа и Тело. М.1997
  45. Лука (Воино-Ясенецкий), Архиепископ «Сила моя в немоши совершается .» (Духовныебеседы). М. 1997
  46. Мать Мария. Воспоминания, статьи, очерки. В 2-х тт. Париж. 1992
  47. Митрофан, монах. Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти (по учениюПравославной Церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки). Спб. 1897
  48. Михаил, свящ. Православный взгляд на творчество. М. 1997
  49. Носители духа Святителя Игнатия (Брянчанинова).
  50. Невероятное для многих, но истинное происшествие. Тверь. 1991
  51. Николай (Ярушевич), Митрополит. Слова и речи (1957−1960). Спб. 1994
  52. Островский, Константин, свящ. Уроки спасения. Красногорск. 1998
  53. Полный православный молитвослов для мирян. М. 1998
  54. Последование вечерни, утрени и Литургии (с пояснениями и приложениями).М. 1993
  55. Поучения иеромонаха Петра (Серегина), духовника Пюхтицкой обители // Вестник русскогохристианского движения. Париж. № 164. 1992
  56. Православие и искусство (опыт библиографического исследования). М. 1994
  57. Проповеди прот. А.Меня. Пасхальный цикл. М. 1990
  58. Рафаил (Карелин), архимандрит. Великие христианские праздники. Спб. 1997
  59. Россия перед Вторым пришествием (сост. В. Фомин). Издание Свято-Троицкой СергиевойЛавры. 1993
  60. Ю. Сретение Господне. Спб. 1994
  61. Руководство к пониманию Православного Богослужения (сост. прот. П. Лебедев). М. 1998
  62. Сборник проповеднических образцов. Спб. 1912
  63. Свиридов Иоанн, прот. У стен нового Иерусалима // Рус. мысль, № 4250, 17−23 дек. 1998
  64. Свиридов Иоанн, прот. Богословие образа и искусство// Путь православия. 1994. № 3.
  65. Смысл и значение православного христианского ежедневного Боголужения. М. 1904
  66. Сочинения Блаженного Симеона, Архиепископа Фессалоникийского. Спб. 1856
  67. Ф.Г. Русское литургическое творчество (по современным Минеям). Париж. 1951
  68. Тайны загробного мира (сост. архимандрит Пантелеймон). М.1997
  69. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 4-х тт. М. 1889
  70. Устав богослужения Православной Церкви в вопросах и ответах. Спб. 1882- М. 1996
  71. СИ. Записки о Литургии и Церкви. М. 1996
  72. Христианские песнопения Приснодеве Марии Богородице. М. 1883
  73. М., свящ. Христианское миросозерцание. М. 1997
  74. Четвериков С, гфот. Евхаристия — средоточие христианской жизни // Вечное. Православныйсборник духовного чтения. Париж. № 342. 1983
  75. А., прот. Введение в литургическое богословие. М. 1996
  76. А., прот. Великий пост. Париж. 1990
  77. А., прот. Воскресные беседы. Париж. 1989
  78. А., прот. За жизнь мира. Нью-Йорк. 1983
  79. В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. 2. М. 1994
  80. Воронов, Ливерий. Проф.-прот. Календарная проблема. Ее изучение в свете решенийпервого Вселенского Собора о Пасхалии и изыскание пути к сотрудничеству между Церквами в этом вопросе // Богословские труды № 7. М. 1971. 170−203
  81. А.И. О церковном календаре. М. 1948- М. 1996
  82. Журнал 8-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русскомастрономическом обшестве. 21 февраля 1900
  83. Журнал Московской Патриархии. Спец. номер. 1948
  84. А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря. М. 1996
  85. А.Н. Литургический круг христианского календаря // Календарь в культуренародов мира. М. 1993
  86. А.Н. Освященное время // Вестник Русского Западно-Европейского ПатриаршегоЭкзархата. № 113. Париж. 1983
  87. Н. История календаря. Л. 1925
  88. М. Времяисчесление христианского и языческого мира. Спб. 1867
  89. Е.И. Хронология. М. 1967
  90. И.А. Календарь и хронология. М. 1981
  91. В.К. Происхождение нашего летоисчисления. М. 1938
  92. Г. В., Фоменко А. Г. Введение в новую хронологию (Какой сейчас век?). М. 1999
  93. Д.П., проф. МДА. Канонические нормы православной пасхалии и проблемадатировки Пасхи в условиях нашего времени // Богословские труды № 7. М. 1971. 204−212
  94. О Православной Пасхалии. М. 1996
  95. Д. Правила летоисчисления, принятого Православной Церковью. М. 1850
  96. Л. Юлианский календарь — 1000-летняя икона времени на Руси. М. 1996
  97. И.Ф. Изменение календаря. М. 1918ЮО. Пронштейн А. П., Кияшко В. Я. Хронология. М. 1981
  98. Рафаил (Карелин), архимандрит. Календарный вопрос // Рафаил (Карелин), архимандрит. Христианство и модернизм. М. 1999. 393−425
  99. В.А. Календарная даль веков. М.-Л. 1936
  100. В.Г. Московский любопытный месяцеслов. М. 1775
  101. Н. Православные праздники, их происхождение и классовая сущность. М. 1936
  102. СИ. История календаря и его предстоящая реформа (изд-е 3-е). Л. 1962Юб. Стасов В. История попытки введения Григорианского календаря в России. 1887
  103. Н.В. Календарно-хронологический справочник. М. 1918ЮВ. Степанов Н. В. К реформе Юлианского календаря. Спб. 1911
  104. Н.В. Новый стиль и Православная пасхалия. 1907
  105. Ю.Степанов Н. В. Таблицы для решения летописных «задач на время». Спб. 1908Ш. Сумцов Н. Ф. Исторический очерк попыток католиков ввести в Южную и Западную Россию Григорианский календарь. Киев. 1888
  106. Храните старый стиль (о календаре). Свято-Успенская Почаевская Лавра. 1999ИЗ. Хренов Л. С, Голуб И. Я. Время и календарь. М. 1989
  107. В.В. Календарь и хронология стран мира. М. 1982
  108. В.И. Опыт полного исследования начал и правил хронологического имесяцесловного счисления старого и нового стиля. Спб. 1819
  109. Cavaignac Е. La chronologie. Paris. 1934
  110. Cavaignac E. La Cronologie de l’histore mondiale. Paris. 1925llS. Conderc, Paul. Histore de l’astronomie. Paris. 1960
  111. Conderc, Paul. Le Calendrier. Paris. 1946
  112. Conderc, Paul. Parmi les etoiles. Paris. 1938
  113. Delorme Y. Chronologie des civilisations. Paris. 1949
  114. Grumel V. La Chronologie. Paris. 1958
  115. Аверинцев C C Поэты. M. 1996
  116. К. Опыт русской грамматики. М. 1860. Ч. I
  117. П.Г. Поэты и время. М. 1957
  118. В. Вопросы теории и истории эстетики. М. 1968
  119. A.B. Исследования и статьи. М. 1981
  120. К.Д. Поэзия, как волшебство. М. 1922
  121. Л. Тридцать третья буква (Заметки читателя на полях стихов И. Бродского). М. 1997
  122. К.Н. Нечто о поэте и поэзии. М. 1985
  123. М.М. Проблемы творчества Достоевского. Л. 1929
  124. М.М. Собрание сочинений в 7 гг. (тг. 1−5) М. 1993−1996
  125. М.М. Эстетика словесного творчества. М. 1979
  126. В.А. Время в волшебной сказке//Проблемы фольклора. М. 1975. С 157−163
  127. И.Р. В защиту поэзии. М. 1959
  128. БИЦИЛИ П. Пушкин и предмет за чистоту поэзии. София. 1945
  129. В.Я. Сипа русского глагола. М. 1973
  130. П. Пространство как время. Послесловие к книге: И.Бродский. Пересеченнаяместность. М. 1995
  131. А.Н. Историческая поэтика. Л. 1940
  132. А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха 1II-X вв. Спб. 1881
  133. Владимир Стих и образ. Л. 1968
  134. Н.В. Способы выражения временных отношений в современном русскомязыке. М. 1975
  135. Гей Н. К. Время и пространство в структуре произведения // Контекст-74. М. 1975
  136. Гей Н. К. Время входит в образ // Изв. АН СССР. 1965. Т. 24. Вып. 5
  137. М.О. Видение поэта. М. 1919
  138. Л. О лирике. М. 1997
  139. В. Идея времени и формы и времени. М. 1980
  140. Е.С. Герой, сюжет, деталь. Л. 1962
  141. Е.С. Искусство детали. Л. 1975
  142. Е.С. Жизненный материал и художественный сюжет. Л. 1958
  143. В.М. О церковно-словенском языке // Русская словесность. 1993. № 2. 31−36
  144. Т. Библия и русская поэзия // Юность. 1994. № 1. 66−67- № 2. 87−88
  145. И.А. Одинокий художник. М. 1993
  146. Иосиф Бродский: Труды и дни. М. 1999
  147. Иосиф Бродский: Творчество, личность, судьба. Итоги 3-х конференций. Спб 1998
  148. П.А. Размышления и разборы. М. 1981Пб. Кожинов B.B. Как пишут стихи. М., 1970
  149. М. О поэзии И.Бродского. Ардис. 1984
  150. М.А. Структура времени и значение слов // Логический анализ языка. Вып. 2Противоречивости и аномальность текста. М. 1990. 45−52
  151. В.А. Поэтическая эволюция И.Бродского в России (1957−1972). Дисс. М., 1996
  152. Д.Л. Поэзия И.Бродского 1957−1965 гг.: Опыт концептуального описания. Дисс.Иваново. 1997
  153. Лирическое стихотворение. Анализы. Разборы. Л. 1974
  154. Д.С. Великий путь. М. 1987
  155. А. . Лифшиц) Ниоткуда с любовью. Заметки о стихах И. Бродского. Континент.Париж. 1977. № 14
  156. Ю.М. Анализ поэтического текста. Л. 1972
  157. Ю. Художественная условность и время // Новый мир. 1963. № 1. 218−236
  158. Н.П., Макаров В. И. Библиизмы в русской словесности // Русская словесность 1993.№ 2, № 3, Хо 5
  159. О. О нравственной стихии в поэзии. Спб. 1858
  160. Ю. Сакральное Руси. В 2-х тт. М. 1996
  161. М.Ф. Время (понятие и слово) // Вопросы языкознания № 2. 1978. 52−66
  162. СЮ. Время и пространство в былине // Славянский фольклор. М. 1972. 18−45
  163. Е.В. Семантические исследования. Семантика времени и вида. М.1996
  164. Ян. Алхимия слова. Олимпийский диск. М. 1982
  165. E.H. Поэзия, наука и ученые. М.-Л. 1958
  166. М.М. К вопросу о словах, обозначающих время // XAP1STHEPIA. Сб. ст. пофилологии в честь Ф. Е. Корша. М. 1896. 349−360
  167. A.A. Теоретическая поэтика. М. 1990
  168. A.A. Слово и миф. М. 1989
  169. Пространство и время искусства. Л. 1980- Л. 1988
  170. А. «Человек есть испытатель боли ... «/ / Октябрь, 1997. № 1
  171. Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М. 1985
  172. O.A. Похвала поэзии // Седакова О. Стихи. М. 1994.
  173. Ф.М. Русские народные духовные стихи. Марийский гос. уни-т. 1995
  174. Ф.М. Поэтика былин (К вопросу об аспекте изучения) // Проблемы фольклора. М.1975.С. 143−149
  175. СИДНИ Ф. Астрофил и Стелла. Защита поэзии. М. 1982
  176. К. Голоса безмолвия. Ереван. 1984
  177. И.Л. Я буду говорить о стихах. М. 1973
  178. О.В. Позиция читателя в организации художественного целого. Дисс. к.ф.н. М.1985
  179. Стратановский Революционные мотивы в современной русской поэзии // Волга. 1993. № 4, № 5, № 6, № 8
  180. Е.Ю. Лексико-семантическое поле «время» в философской поэзии Испании иКаталонии ХУП в. Дисс. к.ф.н. М. 1995.
  181. Ю. О поэтах и поэзии. Тбилиси. 1962
  182. Теория поэтической речи и поэтическая лексикография. Л. 1971
  183. Л. Слово в стихе. М. 1987
  184. СМ. Аксиология времени в славянской народной культуре // История и культура.Тезисы. М. 1991. 62−66
  185. СМ. К соотношению христианского и народного календаря у славян: счет и оценкадней недели // Языки культуры и проблемы переводимости. М. 1987. 154−168
  186. Н.И. Культура и дух церковно-славянского слова // Русская словесность. 1993. № 2.С. 28−31
  187. .В. Стих и язык. М. -Л. 1959
  188. В. Мысли перед рассветом. Paris. 1980
  189. ТЫНЯНОВ Ю. Н. Проблемы стихотворного языка. М. 1965
  190. .А. Семиотика искусства. М. 1995
  191. В.И. Русская лирика периода кануна и свершения Октября. Дисс. д.ф.н. М. 1990
  192. Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига. 1988
  193. Г. П. Стихи духовные. М. 1991
  194. П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительныхпроизведениях. М. 1993
  195. П., свящ. Избраннью труды по искусству. М. 1996
  196. Художественное произведение и его читатель. Калинин. 1980
  197. В.И. Типология временных отношений в лирике. Докт. дисс. Тбилиси. 1986
  198. К.Н. Избранная проза. М. 1988
  199. Е.А. Стихотворения. Письма, Воспоминания современников. М. 1987
  200. А. Символизм. М. 1910
  201. И. Собр. соч. в 4-х гг. Спб. 1994
  202. И. Набережная неисцелимых. М. 1992
  203. И. Рождественские стихи. Рождество: точка отсчета. Беседы И. Бродского сП.Вайлем. М. 1996
  204. Ветхий Завет в русской поэзии XVII—XX вв. М. 1996
  205. Воскрешение. Сборник духовной поэзии. М. 1989
  206. Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. М. 1993
  207. Голубиная книги. Русские народные духовные стихи XI—XIX вв.еков. М.1991
  208. Н.С. Золотое сердце России. Кишинев. 1990
  209. Н.С. Стихи. Письма о русской поэзии. М. 1989
  210. Н. В своем углу. М. 1 991 261. Духовные стихи. М. 1916
  211. Иванов Вяч. Борозды и межи. М. 1916
  212. Иванов Вяч. Мысли о символизме // Труды и дни. № 1. М. 1912
  213. И.А. Аксиомы религиозного опыты. М. 1993
  214. И.А. Одинокий художник. М. 1995
  215. О.Э. Собр. соч. в 4-х тт. М. 1991
  216. О.Э. О поэзии. Л. 1928
  217. Д.С. В тихом омуте. М. 1 991 269. «Отраженья Евангелия». М. 1997
  218. Псалтырь в русской поэзии. М. 1995
  219. М.М. Дорога к другу. М. 1978
  220. Русская духовная поэзия. М. 1996
  221. Христос в русской поэзии XV1I-XX вв. М. 1996
  222. М. Собр. соч. в 2-х тт. М. 1988Философия и наука
  223. А.Ф. Философия и поэзия (философские проблемы поэтической речи). Тбилиси.1973
  224. А. Памятники минувших поколений. Избр. произв. т. 1. Ташкент. 1957
  225. Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Пер. с англ. М. 1999
  226. Восприятие пространства и времени. Л. 1969
  227. ВЫГОТСКИЙ Л. С. Психология искусства. М. 1987
  228. Л.Н. Поиски вымышленного царства. М. 1997
  229. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М. 1997
  230. Л.Н. Этнос и категория времени // Географ. Общество СССР. Доклады отделений икомиссий. Вып. 15. Этнография. Л. 1970. 143−157
  231. Л.Н., Панченко А. Чтобы свеча не погасла. Диалог. Л. 1990
  232. А.Я. Категория средневековой культуры. М. 1972
  233. А.Я. Представления о времени в Средневековой Европе. — История и психология.М. 1971
  234. А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М. 1990
  235. ГЮЙО М. Происхождение идеи времени. Спб. 1899
  236. В.Н. Шесть дней творения. Париж. 1991
  237. А.Ф. Знак. Символ. Миф. М. 1982
  238. А.Ф. Проблемы символа и реалистического искусства. М. 1995
  239. А.Ф. Эстетика Возрождения. М. 1978
  240. И.О. Хронотоп в деятельности органов чувств // Восприятие пространства ивремени. Л. 1969. 109−110
  241. Н.И. Время в нас и время вне нас. Л. 1991
  242. H.A. Небесные вехи земной истории человечества М. 1997
  243. H.A. Во мгле минувшего при свете звезд. М. 1998
  244. В.Н. Овладение временем. М. 1998
  245. Г. Направление времени. М. 1992
  246. Г. Н. Художественное пространство и время как объект философско-эстетическогоанализа. Дисс. М. 1979
  247. Смерть как феномен культуры. Сыктывкар. 1994.
  248. H.H. Время человеческого бытия. М. 1987
  249. Дж. Естественная философия времени. М. 1964ЗОЗ. Черемных H.H. Образы времени в культуре и науке. Тюмень. 1997
  250. В.Н. Время в эволюции и культуры. Саратов. 1989Словари ЗОЗ. Даль В. И. Словарь живого русского языка. В 4-х тт. М. 1982
  251. ПОЛНЫЙ Православный Богословский Энциклопедический словарь. В 2-х тт. М. 1992
  252. Словарь русских пословиц и поговорок (сост. В.П.Жуков). М. 1967ЗЮ. Советский Энциклопедический Словарь. М. 1983 ЗИ. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х тт. Изд-е 3-е. Спб. 1996
  253. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х тт. М. 1993−1995
  254. Энциклопедический словарь Брокгауз Ф.А.-Эфрон И.А. 1890- TERRA. 1991
Заполнить форму текущей работой