Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Типология категории вида / аспекта в разноструктурных языках мира

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Категория вида/аспекта, будучи одной из самых фундаментальных в языке, является сложным объектом лингвистического познания. Существует обширная литература по категории вида/аспекта в славянских языках. В последние десятилетия активно изучаются также проблемы типологии вида/аспекта в неславянских языках в сопоставлении со славянскими. Однако остаётся не до конца ясным, что представляет собой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы исследования
    • 1. Типология. Принципы, модели, направления типологического анализа в лингвистике
    • 2. Вид или аспект?
    • 3. Универсальность грамматической категории вида/аспекта
  • Глава II. Контенсивная типология категории вида/аспекта
    • 1. Времени. Категория вида/аспекта и категория времени / таксиса в языке
    • 2. Физический смысл категории вида/аспекта
    • 3. Инварианты универсальной категории вида/аспекта
    • 4. Варианты грамматической категории вида/аспекта на лек-сико-грамматическом уровне и набор ее универсальных семантических признаков
    • 5. Явление резонанса. Континуумность значений
    • 6. «Частные видовые значения» как варианты грамматической категории вида/аспекта на синтаксическом уровне и текстовом уровне
  • Глава III. Функциональная, структурная типология категории вида/аспекта
    • 1. Функциональная типология категории вида/аспекта
    • 2. Структурная, эволюционно-прогностическая типология категории вида/аспекта
  • Глава IV. Типология категории вида/аспекта в славянских языках
    • 1. Тип категории вида/аспекта в русском языке
    • 2. Тип категории вида/аспекта в польском языке
    • 3. Тип категории вида/аспекта словацком языке
    • 4. Тип категории вида/аспекта словенском языке
    • 5. Тип категории вида/аспекта в сербском языке
  • Глава V. Типология категории вида/аспекта в германских языках
    • 1. Тип категории вида/аспекта в английском языке
    • 2. Тип категории вида/аспекта в немецком языке
    • 3. Тип категории вида/аспекта в шведском языке
  • Глава VI. Типология категории вида/аспекта в романских языках
    • 1. Тип категории вида/аспекта в испанском языке
    • 2. Тип категории вида/аспекта в итальянском языке
    • 3. Тип категории вида/аспекта в французском языке
  • Глава VII. Типология категории вида/аспекта в финно-угорских языках
    • 1. Тип категории вида/аспекта в венгерском языке
    • 2. Тип категории вида/аспекта в финском языке
  • Глава VIII. Типология категории вида/аспекта в некоторых других языках мира
    • 1. Тип категории вида/аспекта в китайском языке
    • 2. Тип категории вида/аспекта в японском языке
  • Глава IX. Теория видовой парности глаголов в современном русском языке
    • 1. Видовая парность и видовая дефектность глаголов в современном русском языке
    • 2. Понятие видовой пары
    • 3. Функциональный критерий истинности видовой пары
    • 4. Семантические типы видовых пар
    • 5. Видообразовательные типы пар
    • 6. Префиксация и проблема «чистовидовых» пар
    • 7. Континуальность категории русского вида: словоизменительный & словоклассифицирующий статус
    • 8. Способы глагольного действия и видовые пары
    • 9. Варианты видовых пар
    • 10. Вид и лексическая система глаголов
  • Глава X. Двувидовые глаголы современного русского языка как зеркало развития универсальной категории вида/аспекта
    • 1. К определению двувидовых глаголов
    • 2. Статус двувидовых глаголов
    • 3. Морфемика двувидовых глаголов
    • 4. Диагностические контексты для анализа функционирования двувидовых глаголов
    • 5. Классификация двувидовых глаголов
      • 5. 1. Действительно двувидовые глаголы
      • 5. 2. Двувидовые глаголы, имеющие видовую пару
        • 5. 2. 1. Префиксальные пары двувидовых глаголов
        • 5. 2. 2. Суффиксальные пары двувидовых глаголов
      • 5. 3. Недвувидовые глаголы, то есть утратившие двувидо-вость и функционирующие как корреляты НСВ в префиксальных парах
      • 5. 4. Недвувидовые глаголы, то есть утратившие двувидо-вость и функционирующие как глаголы НСВ imperfectiva tantum
    • 6. Метод анкетирования в исследовании двувидовых глаголов
    • 7. Расслоение двувидовых глаголов по J1CB
  • Глава XI. Эволюция формальной модели категории вида в современном русском языке

Типология категории вида / аспекта в разноструктурных языках мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное исследование посвящено типологическому сопоставлению категории вида/аспекта1 в 15 генетически, ареально и структурно разнородных языках.

В настоящей типологической работе мы исходим из принципов универсоло-гии [Greenberg 1966,1978; Якобсон 1985; Timberlake 1982], теории инвариантности-вариативности [Greenberg 1966,1978; Успенский 1970; Якобсон 1985; Comrie 1976, 1981; Timberlake 1982], когнитивной теории языка [Langacker 1987;91], теории констант и переменных в языках мира [Кибрик 2002], теории грамматикализации [J. Bybee 1985; G. Givon — С. Lehmannl985]. В представленном анализе применялись принципы лингвистической типологии и универсологии. В нашей работе за исходный пункт берется определенное понятие и соответственно рассматриваются функционально-структурные особенности его выражения в сопоставляемых языках. Исследования такого рода часто выполняются в теории языковых универсалий.

Категория вида/аспекта является грамматической категорией, которая в наиболее общем виде передает «внутреннее время действия», то, «как протекает во времени или как распределяется во времени» [Пешковский 1956] действие, состояние, отношение, обозначенное глаголом.

Раздел грамматики, изучающий глагольный вид/аспект и всю сферу аспекту-альности, то есть видовых и смежных с ними значений, получивших в языке то или иное выражение, называется аспектологией (от латинского aspectus «внешний вид, облик» и греческого logos «слово, учение»). Аспектология изучает не только грамматические, видовые и видовременные категории, она изучает также аспектуально релевантные семантические классы и подклассы глаголов (динамические/статические, предельные/непредельные), так называемые способы действия, а также различные компоненты контекста, средства синтаксиса и текста в целом.

Категория вида/аспекта, будучи одной из самых фундаментальных в языке, является сложным объектом лингвистического познания. Существует обширная литература по категории вида/аспекта в славянских языках. В последние десятилетия активно изучаются также проблемы типологии вида/аспекта в неславянских языках в сопоставлении со славянскими. Однако остаётся не до конца ясным, что представляет собой данная категория, в чем состоит сходство и различие семантических, функциональных и структурных особенностей видовой/аспектной категории в раз-ноструктурных языках мира. Другими словами, с точки зрения задач теоретической.

1 О терминах «вид», «аспект», «вид/аспект» см. в гл. I § 2. 5 и с точки зрения практической лингвистики специалистам необходим ответ на вопрос: в чем заключается универсальное, типовое и специфически национальное в категории вида/аспекта у представителей разных языковых семей мира.

В данной работе мы исследуем некоторые языки, репрезентирующие следующие типы категорий вида/аспекта — славянского, германского, романского, финно-угорского, китайского, японского. С этой целью был проанализирован материал ряда языков: польского, словацкого, словенского, сербскогоанглийского, немецкого, шведскогоиспанского, итальянского, французскоговенгерского, финскогокитайского, японского. Выбор для анализа категории вида/аспекта названных пятнадцати языков не случаен. В теоретическом и практическом отношении нам важно провести типологическое исследование категории вида/аспекта в языках, носители которых изучают русский язык на филологическом факультете МГУ. Все исследуемые языки изучаются в качестве иностранных в российских вузах, включая Московский университет.

Материалом нашего исследования послужила разработанная нами анкета [Черткова 2003 а, б, в], состоящая из 9 диагностических видовых контекстов русского языка. Данную анкету заполнили информанты — носители указанных выше языков, одновременно компетентно владеющие русским языком. Количество проанализированных анкет по каждому языку колеблется от 2 до 7. На наш взгляд, проведенный анализ позволил выявить функционально-структурные особенности категории вида/аспекта в каждом из обследованных языков.

Путем типологического сопоставления вид/аспект может изучаться как в отдельно взятом языке, так и в разных — родственных, неродственных, одноструктур-иых, разноструктурных — языках. Важную роль в научном поиске играет разработка единых принципов типологического анализа и следование им.

О принципиальной возможности исследований по типологии вида / аспекта свидетельствуют работы, выполненные в области типологической аспектологии Б. Комри, В. С. Храковским, В. П. Недялковым, В. А. Плунгяном, Э Далем, Дж. Бай-би, X. Томмолой, К. Эберт, Р. Тироффом, Я. Гвозданович, С. Дикки и другими лингвистами.

О необходимости исследования фактического материала различных языков в целях общей сопоставительной и контрастивной аспектологии писали российские и зарубежные специалисты, ответившие на вопросы аспектологической анкеты, разработанной в рамках аспектологического семинара филологического факультета.

МГУ в 1995 году [Ответы на вопросы анкеты аспектологического семинара фило-лоогического факультета МГУ 1997].

О возможности и необходимости исследований по типологии вида говорилось также в докладах практически всех участников Международной научной конференции по типологии вида, проведенной в 1997 г. на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова [Типология вида: проблемы, поиски, решения 1998]. Хотя в отношении принципиальной возможности типологизации вида имеются и скептические суждения.

Обращение к типологическому исследованию категории вида представляется чрезвычайно актуальным. Новые факты, вводимые в научный оборот в результате изучения вида/аспекта в конкретных языках, имеют большое значение для типологизации данной категории. Дать наиболее адекватный, непротиворечивый анализ категории вида/аспекта в различных языках мира, позволяют аспектологические исследования, проводимые с позиции единых типологических принципов. Полученные результаты, в свою очередь, дают лингвистам возможность приблизиться к ответу на центральные вопросы общей и типологической аспектологии, а именно:

— что такое вид/аспект в языках мира?

— является ли категория вида/аспекта универсальной? во всех ли языках существует вид/аспекта? являются ли вид и аспект одной и той же или разными категориями? какой фрагмент объективной действительности онтологически концептуализирует вид/аспект? каковы инварианты категории вида/ аспекта?

— каков набор универсальных семантических признаков вида/аспекта? какие обязательные языковые функции закреплены за категорией вида/ аспекта? какие из этих функций являются прототипическими, т. е. соответствующими инвариантам вида/ аспекта, а какие — непрототипическими?

— грамматичны ли средства передачи инвариантных значений категории вида/аспекта в языках мира? является ли категория вида/аспекта грамматической в языках мира?

— каковы те грамматические средства языков, которые отвечают за обязательность передачи универсальных инвариантов вида / аспекта?

— каков уровень грамматикализации средств выражения категории вида/аспекта в каждом конкретном языке?

— каков прогноз функционально-структурной эволюции категории вида/аспекта в каждом конкретном языке? к какому типу относится категории вида/аспекта того или иного языка? как соотносятся общеморфологический тип языка и тип его категории вида/аспекта?

Вопросы типологии вида/аспекта представляют несомненный научный интерес для общего языкознания, теории лингвистических универсалий и контенсивной лингвистики, так как позволяют проследить специфически славянскую, романскую, германскую, финно-угорскую и т. д. диалектику универсального, генетического, ареального и национального в содержательном и функционально-формальном исследовании рассматриваемой категории. Материал по типологии важен также для дальнейшего совершенствования описаний теоретической грамматики названных языков.

Категория вида/аспекта глаголов — одна из наиболее сложных в грамматике. Типолого-сопоставительное исследование грамматической семантики и структуры вида/аспекта позволяет адекватно описать тот фрагмент действительности, который концептуализирован данной категорией, позволяет объективизировать и углубить грамматико-видовую информативность словарных статей глаголов при лексикогра-фировании, в том числе при составлении учебных словарей глагольной лексики при составлении обратных словарей.

Вопросы аспектологии, ввиду значительных расхождений между языками различных групп, являются одними из наиболее трудных в преподавании иностранных языков. На наш взгляд, очень важно изначально дать учащимся непротиворечивое, упорядоченное представление семантики вида/аспекта не в виде набора значений, употреблений, а прежде всего в виде иерархически организованной системы грамматических признаков, опирающихся на лексическую аспектуальную семантику и реализующихся затем в аспектуальных значениях на уровнях высказывания и текста. Необходимость формирования адекватной коммуникативной, функциональной и системно-структурной компетенции связана с тем, что представление о значениях категории вида/аспекта складывается у обучающихся, проходя сквозь призму аспектуального сознания родного языка. Не создавая в процессе обучения четких представлений, адекватных языковому сознанию обучаемого и одновременно языковому сознанию русского языка, преподаватель сталкивается с интуитивно «переведенным» с родного языка и часто сопровождающимся интерференционными ошибками пониманием вида/аспекта. Например, для представителей романских языков такой базой для осознания категории вида/аспекта часто является противопоставление имперфекта/перфекта/аориста. При этом противопоставление категории imperfective aspect/perfective aspect, или имперфектива/перфектива (EPF/PF), не является ни синонимичным, ни аналогичным имперфекту/перфекту. Семантизация русской оппозиции НСВ/СВ с помощью противопоставления «что делать?» — «что сделать?» также является узким и не может считаться оптимальным, так как не объясняет всей сути вопроса и семантически охватывает далеко не все видовые корреляции русских глаголов.

Существующая семантизация вида русского (и в целом славянского) глагола в иноязычной аудитории остается действительно проблематичной, вызывая справедливые нарекания и преподавателей, и учащихся. Н. Б. Телин писал: «Каждый из нас не раз испытывал чувство глубокой неудовлетворенности, пытаясь при помощи обычных грамматических описаний логически убедительно и исчерпывающе объяснить самому себе или своим ученикам употребление глагольных видов в русском языке. В чем причина этого? Тот факт, что в принципе те же самые трудности возникают и перед преподавателями, для которых русский язык является родным, показывает, что решение этой проблемы следует искать в области теории» [Телин 1980/ 1985].

В связи с этим перед лингвистикой стоит задача перестройки объяснительной модели категории вида/аспекта.

Данная категория в целом, несмотря на обширную литературу, продолжает оставаться недостаточно изученной не только в плане парадигматики, синтагматики, но и, главным образом, в плане стратификации значений, в плане ее типологии в сходных и в разных по структуре языках.

XX век ознаменовался активными работами в области типологической аспек-тологии [Э. Даль, Б. Комри, Дж. Байби, В. П. Недялков, X. Томмола, Р. Тирофф, К. Эберт и др.]. Успехи типологической аспектологии связаны с предпринятыми исследованиями по единой программе языков разных родственных семей, групп, а также географических ареалов.

1. Аванесов Р. И., Сидоров В. Н. Очерк грамматики русского литературного языка. М., 1945.

2. Авилова Н. С. Образование видовой корреляции у глаголов, имеющих двувидовое значение // Очерки по исторической грамматике русского литературного языка XIX в. Глагол, наречие, предлоги, союзы. М., 1964.

3. Авилова Н. С. Двувидовые глаголы с заимствованной основой в русском литературном языке нового времени // ВЯ. 1968. № 5.

4. Авилова Н. С. Способ глагольного действия и возможности видовой соотносительности глаголов // ФН. 1975а. № 2.

5. Авилова Н. С. Спорные вопросы теории вида глагола в советском языкознании //РЯЗР. 19 756. № 4.

6. Авилова Н. С. Вид глагола и семантика глагольного слова. М., 1976.

7. Аксенова И. С. Категория вида времени и наклонения в языках банту. М., 1997.

8. Алисова Т. Б., Челышева И. И. Романские языки // Языки мира: Романские языки. М., 2001.

9. Алпатов дя О семантике последовательностей =те оку, =те миру, =те симау // Новое в японской филологии. М., 1984.

10. Алпатов В. М. Нестандартные видовые категории в современном японском языке// Типология вида: проблемы, поиски, решения. М., 1998.

11. Аналитические конструкции в языках различных типов. М.-Л., 1965.

12. Анкета аспектологического семинара филологического факультета МГУ // Труды аспектологического семинара филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Т.П. М., 1997.

13. Андреевская А. Приставки и ее контекст (на примере некоторых употреблений приставки про-) II Глагольная префиксация в русском языке. М., 1997.

14. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. М. 1974.

15. Апресян Ю. Д. Глаголы моментального действия и перформативы в русском языке // Русистика сегодня. М., 1982а.

16. Апресян Ю. Д., Палл Э. Русский глагол венгерский глагол. Управление и сочетаемость. 1−2. Будапешт. 19 826.

17. Апресян Ю. Д. Принципы описания значений граммем // В. С. Храковский (ред), Типология конструкций с предикатными актантами. Л.: Наука, 1985.18,19.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой