Инкорпорирование речевых компонентов в лингвистические обучающие системы
Диссертация
В наше время информационные технологии проникают практически в каждую сферу жизнедеятельности человека, в том числе в область обучения иностранным языкам. Одним из наиболее наукоемких и перспективных направлений в информационных технологиях являются речевые технологии. Полученные в этом направлении результаты используются повсеместно: в коммуникационной отрасли (телефония, IP-телефония… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы разработки фонетической обучающей 18 системы
- 1. 1. Современные алгоритмы автоматического распознавания речи применительно к фонетическим обучающим системам
- 1. 1. 1. Алгоритмы анализа речевых сигналов применительно к 18 разработке речевых компонентов
- 1. 1. 2. Методы автоматического обнаружения фонетических и 43 фонологических ошибок
- 1. 1. 3. Устойчивость автоматического распознавания 44 иноязычной (интерферированной) речи
- 1. 1. 4. Методики автоматической оценки произношения и 53 произнесений обучающегося
- 1. 2. Обзор существующих обучающих систем и принципы 58 разработки фонетического обучающего программного обеспечения
- 1. 2. 1. История развития обучающего программного 58 обеспечения фонетического профиля
- 1. 2. 2. Адекватная целям обучения реализация обратной связи 65 как основное требование к лингвистическим обучающим системам
- 1. 2. 3. Классификация обучающих программ фонетического 72 профиля
- 1. 2. 4. Принципы и этапы разработки обучающего 76 программного обеспечения
- 1. 3. Лингвистическая интерференция
- 1. 3. 1. Феномен и виды лингвистической интерференции
- 1. 3. 2. Артикуляторный механизм и модели речепроизводства
- 1. 3. 3. Программная реализация динамической модели 107 артикуляции
- 1. 1. Современные алгоритмы автоматического распознавания речи применительно к фонетическим обучающим системам
- II. 1 Экспериментальное исследование русско-английской интерференции, проведенное на основе современных речевых технологий
- II. 1.1 Задачи экспериментального исследования интерференции
- II.
- 1. 2. Подготовка и проведение акустического экперимента 121 II
- 1. 3. Результаты акустического эксперимента
- II. 1.4 Аудиторский эксперимент
- II.
- 1. 5. Интерпретация результатов
- II. 2 Практические аспекты разработки фонетической обучающей 153 системы
- 11. 2. 1. Моделирование
- 11. 2. 2. Выбор парадигмы программирования
- 11. 2. 3. Инкорпорирование существующих компонентов 161 Microsoft SAPI
- 11. 2. 4. Разработка специальных речевых компонентов для 168 инкорпорирования в обучающие лингвистические системы фонетического профиля
Список литературы
- Абкаиров Н.Н., Назаров А., Пурто JL Создание программного кода для алгоритмов ЦОС: советы разработчика // Цифровая обработка сигналов. -2001.-№ 1.-С. 35−54
- Ботвенко М.А. Компьютерная лингводидактика. М.:Флинта: Наука, 2005. -216 с.
- Буч Г., Рамбо Д., Джекобсон А. Язык UML. Руководство пользователя. М.: ДМК, 2000.-432 с.
- Вентцель Е.С. Исследование операций. М.: Наука, 1988.-208 с.
- Венцов А.В., Касевич В. Б. Проблемы восприятия речи. М.: УРСС, 2003. -240 с.
- Винцюк Т.К. Анализ, распознавание и интерпретация речевых сигналов. -Киев: Наукова думка, 1987. 262 с.
- Гершуни Г. В. О механизме слуха (в связи с исследованием временных и временно-частотных характеристик слуховой системы). // Механизмы слуха. -Л.: Наука, 1967. с. 3−32.
- Гольдштейн Б.С., Пинчук А. В., Суховицкий А.Л. IP-телефония. М., Радио и Связь, 2001.-336 с.
- Калан В. Основные концепции нейронных сетей. М.: Вильяме, 2001. — 288 с.
- Кедрова Г. Е. Новые информационные технологии в дистанционном образовании и Пражская фонология. // Материалы конференции «Ежегодные международные чтения памяти Н.С. Трубецкого». М.: МГЛУ, 2000. — С. 24 -26
- Н.Кириллов С. Н., Стукалов Д. Н. Анализ речевых сигналов на основе акустической модели. // Техническая кибернетика. 1994. — № 2. — С. 147−153
- Кодзасов С.В., Кривнова О. Ф. Общая фонетика: Учебник. М: РГГУ, 2001. -592 с.
- Колоколов А.С., Янко В. П. Дикторонезависимое распознавание изолированных речевых команд на основе слуховых моделей. // Автоматика и телемеханика. 1995. — № 8. — С. 15 — 157
- Мазуренко И. Л. Компьютерные системы распознавания речи. // Интеллектуальные системы, т.З. 1998. — Вып. 1−2. — С. 117 — 134
- Маркел Дж. Д., Грэй А. Х. Линейное предсказание речи: Пер. с англ./Под ред. Ю. Н. Прохорова. М.: Связь, 1980. — 380 с.
- Методы автоматического распознавания речи. // Под редакцией Ли А. У. -М.: Мир, 1983.-Кн.1.-328 с.
- Методы автоматического распознавания речи. // Под редакцией У. Ли М.: Мир, 1983.-Кн.2.-420 с.
- Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк, 2000.
- Пиотровская К.Р. Об обучающих лингвистических автоматах // Проблемы компьютерной лингвистики. Минск, 1997. — С. 146−160.
- Потапова Р.К. Коннотативная паралингвистика. М.: Триада, 1998. — 67 с.
- Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика. М.: МГЛУ, 2002. — 582 с.
- Потапова Р.К. О специфике в развитии современных систем устного речевого общения «человек ЭВМ». // Проблемы фонетики III. — М.: Наука, 1999.-С. 310−328. (а)
- Потапова Р.К. Проблемы и перспективы развития компьютерных обучающих систем. // Знание языка и языкознание. М.: Наука, 1991.
- Потапова Р.К. Проект «Автоматизированная обучающая система, предназначенная для совершенствования иноязычного произношения.» // Фонетика в системе языка. М.: УДН — Вып. 2., 1999. — 321 с.
- Потапова Р.К. Речевое управление роботом. М.: Радио и Связь, 1989. — 248 с.
- Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика. М.: УРСС, 1997.-528 с.
- Потапова Р.К. Слоговая фонетика германских языков. М., 1986. — 144 с.
- Потапова Р.К. Специфика представления знаний в экспертных системах с устным речевым вводом. // Труды второй Всесоюзной конференции по искусственному интеллекту. Минск, 1990.
- Потапова Р.К. Фонетические обучающие системы, функционирующие в настоящее время за рубежом и в Интернете. // Социальные и гуманитарные науки. М.: ИНИОН РАН, 1998. № 3.
- Потапова Р.К. Экспертные системы применительно к естественному языку. // Языкознание за рубежом. М.: ИНИОН РАН, 1993. — № 3.
- Рабинер Л.Р., Голд Б. Теория и применение цифровой обработки сигналов. -М.: МИР, 1978.-848 с.
- Рабинер JI.P., Шафер Р. В. Цифровая обработка речевых сигналов. М.: Радио и связь, 1981.- 495 с.
- Скотт К. UML. Основные концепции. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.- 144 с.
- Тамре JI. Введение в тестирование программного обеспечения. М.: «Вильяме», 2003. — 368 с.
- Фаулер М., Скотт К. UML. Основы. Краткий обзор унифицированного языка объектно-ориентированного моделирования. СПб: Символ-Плюс, 2003. — 192 с.
- Фланаган Дж. JI. Анализ, синтез и восприятие речи. М., 1968. — 396 стр.
- Халеева, И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). М., 1989. — 237 с.
- Чистович JI.A., Венцов А. В. Слуховые уровни восприятия речи. Функциональное моделирование // Акустика речи и слуха. / Под ред. JI.A. Чистович. JL: Наука, 1986. — 352 с.
- Чистович Л.Ф., Венцов А. В., Гранстрем М. П. Физиология речи. Восприятие речи человеком. JL: Наука, 1976. — 388 с.
- Ambra N., Cucciarini С., Strik Н. Feedback in Computer-Assisted Pronunciation Training: Technology Push or Demand Pull? // Proceedings of ICLSP 2003. P. 1209−1212
- Bernstein, J. Speech Recognition in Language Education. // Proceedings of the CALICO'94 Symposium, 1994. P. 37 — 41
- Brazil D. Pronunciation for Advanced Learners of English. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — p. 159
- Browman C.P., Goldstein L. Articulatory Phonology: An Overview // Phonetica. -1992.-№ 49.-P. 155−180
- Browman C.P., Goldstein L. Dynamic and Articulatory Phonology. Status Reports on Speech Research, SR-1 13. New Haven: Haskins Laboratories, 1993. — p. 5162
- Brown A. Functional Load and the Teaching of Pronunciation. // TESOL Quarterly. 1988. — № 22. P. 593−606
- Brown G., Yule G. Teaching the Spoken Language. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. — p. 176
- Chapelle C. Multimedia CALL: Lessons to be learned from research on instructed SLA. // Language Learning and Technology. 1998. — Vol. 2 № 1. — P. 22−34
- Coleman J. Introducing Speech and Language Processing. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. — p. 314
- Dalby J., Kewley-Port D. Explicit Pronunciation Training Using Automatic Speech Recognition Technology// CALICO'99 № 16 (3), 1999. P. 425−445
- Eskenazi, M. Using automatic speech processing for foreign language pronunciation tutoring. // Language Learning and Technology. 1999. — Vol.2 № 2. — P. 62−76
- Fels, S.S., F. Vogt, B. Gick, C. Jaeger, I. Wilson. User-centred design for an open-source 3-D articulatory synthesizer. // Proceedings of the XVth International Congress of Phonetic Sciences. Barcelona, 2003. — P. 179−184.
- Gick, В., Wilson I. Excrescent schwa and vowel laxing: Cross-linguistic responses to conflicting articulatory targets. // Papers in Laboratory Phonology, 2001, № 8. -Huskins: Huskins Laboratories. P. 24 — 56
- Goldstein L., Fowler C. Articulatory Phonology: A phonology for public language use. // Phonetics and Phonology in Language Comprehension and Production: Differences and Similarities. Berlin: Mouton de Gruyter, 2002. — P. 159−207
- Huang X., Acer A., Hon H-W., Spoken Language Processing: A Guide to Theory, Algorithm and System Development. New York: Prentice Hall PTR, 2001. — p. 1008
- Humphries J., Woodland P. Using Accent-Specific Pronunciation for Improved Large Vocabulary Continuous Speech Recognition. // EUROSPEECH'97, 1997. -P. 2367−2370
- Johnson, C.E., Wilson I.L. Phonetic evidence for early language differentiation: Research issues and some preliminary data. // International Journal of Bilingualism. 2002. — № 6. — P. 271−289
- Juang B.H., Rabiner L.R., Wilpon J.G. On the Use of Bandpass Liftering in Speech Recognition. // IEEE Transactions on Acoustics, Speech, and Signal Processing. 1987. — Vol. 35, № 7. p. 947−954
- Junqua J.-C. Robust Speech Recognition in Embedded Systems and PC Applications. Boston: Kluwer Academic Publishers, 2000. — p. 204
- Junqua J.-C., Haton J.-P. Robustness in Automatic Speech Recognition. Boston: Kluwer Academic Publishers., 1996. — p. 476
- Jurafsky D., Martin, J. Speech and Language Processing: An Introduction to Natural Language Processing, Computational Linguistics and Speech Recognition. New York: Prentice Hall, 2000. — p. 960
- Kawai G. Spoken Language Processing applied to non-native language pronunciation learning. PhD dissertation. Tokyo: University of Tokyo, 1999. -p. 110
- Keith A. Jones Windows Speech Recognition Programming: With Visual Basic and ActiveX Voice Controls. Lincoln.: iUniverse, 2004. — p. 382
- Kentworthy J. Teaching English Pronunciation. New York: Longman, 1987. p. 164
- Lavagetto D., Arzarello M., Caranzano M. Lipreadable frame animation driven by speech parameters. // IEEE International Symposium on Speech, Image Processing and Neural Networks. Hong Kong, 1994. — P. 14−16
- Lee K.F., Automatic Speech Recognition: The Development of the SPHINX System. Boston: Kluwer Academic Publishers, 1989.
- Levy M. CALL by design: discourse, products and processes. // ReCALL № 14 vol.1, 2002.-стр. 58−84.
- Linde F., Gray R. An Algorithm for vector quantization design. // IEEE Transactions on Communications COM-28, 1980.
- Murray, L., Barnes, A. Beyond the «WOW» factor evaluating multimedia language learning software from a pedagogical point of view // System № 26, 1998. p. 249−259.
- Neri A., Cicchiarini, C., Strik M., Boves L. The Pedagogy-technology interface in Computer-assisted Pronunciation Training, 2003.
- Noll A.M. Cepstrum Pitch Determination. //JASA, vol. 41. №.2, 1967 pp. 293 309.
- Pennington M.C. Computer-aided pronunciation pedagogy: Promise, limitations, directions. // Computer-aided Learning, № 12, 1999. pp. 427−440.
- Perkell, J.S. and Klatt, D. Invariance and Variability of Speech Processes. // Proceedings of an international conference organized by J. Perkell and D. Klatt at MIT with support from NIH and NSF, 1986.
- Perkell, J.S., Matthies, M.L., Svirsky, M.A., Jordan, M.I. Goal-based speech motor control: A theoretical framework and some preliminary data. // Journal of Phonetics, № 23, 1995. pp.23−35.
- Petrushin V.A. Student Response for Spoken Language Learning: A Case Study of Learning Chinese Tones. // IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, 2002.
- Potapov V.V. On Language Contrastive-Comparative Analysis of English and Russian Phonetic Systems. // Proceedings of SPECOM 2003. Moscow, 2003. (a)
- Potapov V.V. The American English Interference in Russian on the Segmental Level. // Proceedings of SPECOM 2003. Moscow, 2003. (b)
- Potapova R.K. Modern CALL Systems with Elements of Acoustic Feedback. // Proceedings of SPECOM 2003. Moscow, 2003.
- Potapova R.K., Ordin M.Yu. Errors Caused by Phonetic Interference in Automatic Speech Recognition. // Proceedings of SPECOM 2005. Patras, Greece, 2005. pp.361−365.
- Potapova R.K., Ordin M.Yu. Algorithm for Developing Speech Components for Educational Software with Acoustic Feedback. // Proceedings of SPECOM 2004. -Moscow, 2004.
- Potapova R.K., Ordin M.Yu. Articulation Models in Educational Software with Embedded ASR Components. // Proceedings of SPECOM 2003. Moscow, 2003.
- Potapova R.K., Shigina E.V. New Information Technologies in Foreign Language Today. Moscow, 2002.
- Rabiner L, Juang B.H., Fundamentals of Speech Recognition", Prentice Hall PTR, 1993.507 p.
- Saltzman, E. Task dynamic co-ordination of the speech articulators: a preliminary model. // Generation and Modulation of Action Patterns. Edited by Heuer H., Fromm C. Berlin: Springer-Verlag, 1986 pp. 129−144.
- Stevens, К. H. On the quantal nature of speech. // Journal of Phonetics. № 17, 1989.-pp. 3−45.
- Stevens, К. H. The quantal nature of speech: Evidence from articulatory-acoustic data. // Human Communication: A unified point of view, edited by David E. E., Denes P. B. New York: McGraw-Hill, pp. 51−66. 1972.
- Tamura S. An Analysis of a Noise Reduction Using Neural Network // Proceedings IEEE International Conference on Acoustics, Speech, and Signal Processing, Glasgow, Scotland, 1998, pp. 2001−2004.
- Teixeira C., Transcoso I., Serralheiro A. Recognitions of Non-Native Accents. // EUROSPEECH 1997, 1997, pp. 2375−2378.
- Transcoso I., Viana C., Mascsrenhas I., Teixeira C. On Deriving Rules for Nativised Pronunciation in Navigation Queries. // EUROSPEECH 1999, 1999, pp. 195−198.
- Underwood, J. Linguistics, computers, and the language teacher: a communicative approach. Rowley, MA: Newbury House, 1984.
- Underwood, J. On the edge: intelligent CALL in the 1990s. // Computers and the Humanities, № 23 vol. 1, 1989. p. 71−84.
- Warschauer, M. Computer-assisted Language Learning: an Introduction. // Multimedia Language Teaching, edited by S. Fotos. Tokyo: Logos. 1998. — 320.
- Warshauer M., Healey D. Computers and Language Learning: an Overview // Language Teaching. № 31, 1998. pp. 57−71.
- Watson, C. S., Kewley-Port, D. Computer-based speech training (CBST): Current status and prospects for the future // Volta Review, № 91 (5), 1989. 29−45.
- Witt S. Language learning based on non-native speech recognition. // EUROSPEECH 1997, Rhodes, 1997. -pp. 633−636.
- Witt S., Young S. Off-Line Acoustic Modelling of Non-Native Accents. // EUROSPEECH 1999, 1999, pp. 1367−1370.