Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы операциональной грамматики современного немецкого языка, тенденции развития синтаксических структур: На материале популярной публицистики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая ценность. Результаты исследования могут быть использованы на практических и теоретических занятиях в вузах по таким дисциплинам, как «Теоретическая грамматика немецкого языка», «История немецкого языка», «Сравнительная типология», «Введение в язысознание», «Общее языкознание», при написании курсовых и дипломных работ, а также по спецкурсам, связанным с изучением лингвистической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Взгляды Г. Глинца и его влияние на современную германистику
    • 1. Биография Г. Глинца и периодизация развития его идей
    • 2. Основные положения концепции Г. Глинца под критическим рассмотрением
      • 2. 1. Проблема доступности грамматического описания
      • 2. 2. Проблема методики лингвистического эксперимента
      • 2. 3. Проблема подбора материала для исследования
      • 2. 4. Проблема грамматической терминологии
      • 2. 5. Проблема отграничения частей речи
      • 2. 6. Проблема трактовки членов предложения
      • 2. 7. Проблема адекватности синтаксической концепции
    • 3. Взаимоотношения теории Г. Глинца с различными лингвистическими направлениями
  • Выводы по главе I
  • Глава II. Анализ содержания эмпирически-структуралистского метода, предложенного Г. Глинцем
    • 1. Общая характеристика метода Г. Глинца
    • 2. Содержание и задачи лингвистических процедур (операций)
      • 2. 1. Звуковая проба
      • 2. 2. Проба передвижения
      • 2. 3. Проба замены
      • 2. 4. Проба исключения
      • 2. 5. Проба преобразования
      • 2. 6. Проба на третий элемент
      • 2. 7. Проба на инфинитив
      • 2. 8. Проба на согласование
      • 2. 9. Проба на пассив
    • 3. Терминологическая система операциональной грамматики
    • 4. Операциональная трактовка членов предложения в работах Г. Глинца и его последователей
    • 5. Новая (уровневая) модель языка и опора на подразумеваемое
  • Выводы по главе II
  • Глава III. Операциональная трактовка членов предложения, выраженных краткой формой имени прилагательного («характеризующих данных»)
  • Выводы по главе III

Принципы операциональной грамматики современного немецкого языка, тенденции развития синтаксических структур: На материале популярной публицистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данная работа посвящена исследованию деятельности выдающегося швейцарского ученого, автора операциональной грамматики немецкого языка Г. Глинца, который внес значительный вклад в развитие грамматической теории в целом и предложил много новых плодотворных идей в области методологии, грамматической терминологии, анализа текста и языка.

Актуальность выбранной темы обусловлена интересом современной теории языка к поиску оптимальных моделей общеграмматического описания, к выработке, на значительно более богатом опыте в области познания языковой эмпирии, принципов описания языка в целях повышения его объективности и дидактической эффективности. Она также определяется потребностью ' практики в обобщении всех основных существующих направлений теоретических исследований по грамматике немецкого языка.

В работе впервые получила освещение концепция X. Глинца и созданная им операциональная грамматика с точки зрения истории, теории и практики описания внутренней формы немецкого языка, являющихся обязательной составляющей исследований по теоретической грамматике.

Необходимость изучения этой концепции связана с тем, что в имеющейся литературе нет ни одного исследования, в котором бы анализировались методы, особенности грамматической концепции Г. Глинца в целом. Обзор деятельности Г. Глинца, представленный Г. Хельбигом в его «Истории современного языкознания» [Не1Ы§ 1975] относится к середине 70-х гг. и не охватывает работы ученого на современном этапе, что позволило нам предложить новую периодизацию развития идей Глинца.

Научная новизна. В диссертации впервые проведен критический анализ теоретического наследия крупнейшего ученого, основателя операциональной грамматики Г. Глинцаопределены теоретические основы и методология его концепции эмпирическо-операционального структурализмапроанализирована попытка создания аутентичной грамматической терминологии и предложен перевод оригинальных терминов Глинца.

Принципы практического описания синтаксиса и особенности терминологии операциональной грамматики немецкого языка в ее системе работа освещает на материале современной популярной публицистики. Системное изложение этой теории и анализ ее использования на данном материале ранее не предпринимались в отечественной германистике.

Так, в работах М. Л. Пиитуляйнен [РпШ1атеп 1980], X. Это [Ею 1999] и др. рассматривались те или иные аспекты грамматической теории Г. Глинца, например, система частей речи или членов предложения, однако специальный методологический анализ этой теории в целом до сих пор не проводился.

Научная новизна диссертации связана также и с тем, что грамматическая концепция Г. Глинца анализируется на фоне других концепций (классический американский структурализм, неогумбольдтианство, трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского).

Целью нашей работы мы определяем исследование принципов грамматического описания и основных теоретических подходов, разработанных Г. Глинцем и подтверждение их практического значения для решения конкретных лингвистических проблем.

Для этого ставятся и решаются следующие задачи:

— изучить и критически проанализировать имеющиеся публикации швейцарского ученого за период с 1947 г. по настоящее время;

— выявить теоретические основы его концепции;

— определить методологические особенности грамматической концепции Г. Глинца;

— проанализировать терминологическую систему операциональной грамматики;

— исследовать возможности практического применения операциональной методики Г. Глинца на материале современной популярной публицистики;

— выявить в учении Г. Глинца все, что может и должно использоваться в современных лингвистических исследованиях;

— сосредоточить внимание на тех вопросах, которые являются существенными для дальнейшего развития лингвистической науки.

Материалом, на котором проводилось исследование, послужили монографии, статьи и выступления Г. Глинца на различных научных форумах за период с 1947 г. по настоящее время. Анализ текстов популярной немецкой публицистики, проводимый в диссертации, служит иллюстрацией к выдвигаемым и обоснованным теоретическим положениям, а также средством их верификации. В нашей работе языковым материалом для исследования класса слов «характеризующее данное» послужили тексты газеты «BILD» (Hamburg) №№ 59/10 (10. Marz 2001), 60/11 (12. Marz 2001), 61/11 (13. Marz 2001), 63/11 (15. Marz 2001), 273/47 (22. November 1995), 275/47 (24. November 1995).

Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в предпринимаемой попытке внести вклад в формирование нового направления исследований — грамматографии. Под грамматографией понимается «совокупность всех форм кодифицирующих грамматических описаний в научных и/или педагогических целях» |Althaus 1973, 580]. Эти формы служат для объяснения и отражения определенных объектов, причем кодифицирующие описания позволяют осуществлять передачу и перепроверку познаний, возникших в ходе описания. В более узком смысле грамматография подразумевает описание и объяснение основных положений и методов того или иного кодифицирующего грамматического описания, поскольку эта наука — эксплицитно или имплицитно — сама является методологией грамматического описания.

Круг проблем, занимающих грамматографию, включает в себя следующие:

— употребление термина «грамматика»;

— метаязык грамматики;

— выделение предмета исследования различных грамматик;

— типология грамматик;

— типы грамматик на уровне дескриптиэюго описания отдельного языка;

— типы грамматик на общетеоретическом уровне;

— цели грамматик;

— выборочная история грамматик и др.

Помимо этого, результаты исследования должны внести вклад в развитие современных методов описания синтаксиса немецкого языка.

Практическая ценность. Результаты исследования могут быть использованы на практических и теоретических занятиях в вузах по таким дисциплинам, как «Теоретическая грамматика немецкого языка», «История немецкого языка», «Сравнительная типология», «Введение в язысознание», «Общее языкознание», при написании курсовых и дипломных работ, а также по спецкурсам, связанным с изучением лингвистической терминологии, истории лингвистических учений и т. п., на различных этапах обучения немецкому языку.

Выводы исследования могут быть также использованы при составлении учебных пособий по теории и истории грамматики.

Основными методами, применявшимися в настоящем исследовании, являются:

— концептуально-исторический анализ, при котором исследуется история развития отдельных концепций- - концептуально-сопоставительный анализ, состоящий в исследовании в рамках одной концепции ряда работ с целью выявления общих базовых положений и отличий.

В третьей главе использовались метод сплошной выборки из текстов популярной публицистики и эмпирико-операциональная методика Г. Глинца.

Апробация. Основные положения и результаты диссертационного исследования апробированы на заседаниях кафедры немецкого языка и методики его преподавания Рязанского государственного педагогического университета, кафедры немецкой грамматики и истории языка Московского педагогического государственного университета в 1999;2001 гг., а также на Международном коллоквиуме «Язык — ключ к миру», посвященном 100-летию со дня рождения Й. Л. Вайсгербера (Москва, МГПУ, 19−21 апреля 1999 г.).

Выводы, полученные при проведении исследования, нашли отражение в публикациях автора (1999;2001 гг.).

Структура работы определяется ее целями и поставленными задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы и результаты исследований Г. Глинца открывают перспективы дальнейшей работы в области истории и географии языкаони дают толчок к изучению структуры других языков, возможно, и общей теории языка, психологии, логики, даже философии в целомв другом направлении прослеживается связь с теорией и практикой преподавания на разных ступенях, не исключая начальной школы.

Заключение

.

Научная деятельность швейцарского ученого Г. Глинца является одной из самых блестящих страниц в истории европейского языкознания. Едва ли можно найти такую область в науке о языке, которая бы не вошла в поле исследования выдающегося лингвиста и не была бы более или менее разработана. Широта тематики является одной из основных черт научной деятельности Г. Глинца. Язык, литература, методика,' психология и философия — вот те области, где Глинц находил приложение своим силам. Но в центре этой многосторонней деятельности всегда стояла проблема грамматического описания. Анализ концепции Г. Глинца, проведенный в настоящей работе, показал следующие результаты:

1. Критическое прочтение текста работ Г. Глинца и его научных оппонентов, их интерпретация и оценка позволяют нам выделить в деятельности Г. Глинца четыре основных этапа.

2. Концепция Г. Глинца на всех этапах ее развития вызывала большой резонанс критики," как в зарубежных, так и в отечественных публикациях.

3. Учение Г. Глинца носит синтезирующий характер и занимает промежуточную позицию между грамматикой, ориентированной на содержание Л. Вайсгербера и классическим структурализмом.

4. На основе лингвистической теории Ф. де Соссюра Г. Глинц разработал эмпирико-операциональный структурализм, который представляет собой оригинальный вариант лингвистического структурализма, и, несмотря на определенную общность некоторых лингвотеоретических положений, существенно отличается от других направлений структурной лингвистики.

5. Г. Глинц является автором операциональной грамматики немецкого языка, опирающейся на три основных концепта: «проект понятия» — «эксперимент» — «интерпретация». Эксперимент подразумевает методику операционального анализа текста, включающую набор специальных процедур (проб).

6. С помощью экспериментальной методики Г. Глинцу удалось по-новому подойти к рассмотрению структуры немецкого языка, а также выявить элементы и связи, ранее не учитывавшиеся традиционной грамматикой. Для закрепления полученных результатов им была разработана принципиально новая грамматическая терминология.

7. Г. Глинц предложил учение о пяти частях речи и операциональный подход к выделению членов предложения, которые широко применялись в учебных пособиях по немецкому языку и употребляются в современных нормативных грамматиках немецкого языка [см. Glinz u.a. 1956b, Glinz u.a. 1957b, Glinz u.a. 1965b, Glinz 1972c, Glinz 1973c, Abri? 1961, см. также Duden 1998].

8. Швейцарский лингвист создал трехуровневую модель языка («морфосфера» — «номосфера» — «подразумеваемое») и разработал основы лингвистики текста применительно к немецкому языку.

9. Эксперимент, проведенный нами в третьей главе, направленный на выделение и изучение члена предложения «характеризующее данное», показал эффективность и достоверность методов Г. Глинца при работе с таким языковым материалом, как тексты современной популярной публицистики.

Г. Глинц так определил цель своих исследований в предисловии к докторской диссертации «Внутренняя форма немецкого языка»: «Сделать структуру немецкого языка более прозрачной, чем в предшествующих грамматиках, пытается эта книга, в которой познания современного языкознания, конкретно — положения Соссюра, — последовательно применяются к данностям сегодняшнего языка, и на этой основе строятся новые, соответствующие живому языку методы, и определяются его основные единицы: слово, член предложения и предложение, а также их различные виды, формы и связи» [ОНпг 1952, 12].

Ученый неоднократно подчеркивал, что его учение не является «окончательным». Это связано с неисчерпаемостью мыслительных способностей человека. По нашему мнению, самое важное достижение его концепции заключается именно в ее «открытости», которая позволяет в любой момент провести перепроверку каждого конкретного результата, принять или отвергнуть его.

Г. Глинц также отмечает, что в процессе познания важны «не просто сложные эксперименты и измерения, здесь требуется осмысленное комбинирование, определенное &bdquo-чутье», подсказывающее, что за силы и закономерности могут таиться за той или иной реакцией носителя языканужна осторожная, но в то же время смелая фантазия исследователя, и, наверное, немного удачи" [ОНпг 1952, 471].

Говоря языком архитекторов, — пишет ученый, — мы только подготавливаем генеральный проект, скорее даже лишь намечаем его. От этого этапа до создания детального плана, который можно представить подрядчику, еще довольно долгий путь. Несмотря на это, подобный генеральный проект, который охватывает задачу в целом, — первоочередная необходимость. Тот, кто хотел бы начать с разработки отдельных планов, никогда не построит гармоничного здания" [ОПпг 1952, 472].

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н., Добровольский Д. О. Немецко-русский и русско-немецкий лингвистический словарь с английскими эквивалентами: В 2 т. М.: Помовский и партнеры, 1993. — Т. 1: Немецко-русский словарь лингвистических терминов. — 320 С.
  2. А.Н., Добровольский Д. О. Немецко-русский и русско-немецкий лингвистический словарь с английскими эквивалентами: В 2 т. М.: Помовский и партнеры, 1993. — Т. 2: Немецко-русский словарь лингвистических терминов. — 768 С.
  3. . Словарь лингвистических терминов. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1960. — 436 С.
  4. В.Н. Немецкие эквиваленты русских грамматических терминов: Учебное пособие. Харьков: ХГУ, 1982
  5. Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976. — 399 С.
  6. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. 2-е изд. — М., 1998 — 685 С.
  7. Abraham W. Terminologie zur neueren Linguistik. Tubingen: Niemeyer, 1998.-555 S.
  8. Bohusch, O. Lexikon der grammatischen Terminologie. Donauworth: Auer, 1972. — 336 S.
  9. Bu?mann H. Lexikon der Sprachwissenschaft. Stuttgart: Alfred Kroner Verlag, 1990.-780 S.
  10. Duden (Duden 1959): Grammatik der deutschen Gegenwartssprache. Hrsg. von der Dudenred. unter Leitung von Paul Grebe, unter mitw. nahmhafter Fachgelehrter. Vollig neu bearbeitet. Mannheim, 1959. — 699 S.
  11. Duden (Duden 1966): Grammatik der deutschen Gegenwartssprache / Bearb. von Paul Grebe unter mitw. von Helmut Gipper et al. 2., verm. u. verb. Aufl. — Mannheim, 1966. — 774 S.
  12. Heupel C. Linguistisches Worterbuch. 3., vollig neu bearb. Aufl. -Munchen, 1978, — 162 S.
  13. Kurschner W. Grammatische Grundbegriffe in systematischer Anordnung / Wilfried Kurschner. Trier: WVT, Wiss. Verl. Trier, 1988. — 63 S.
  14. Kurschner W. Grammatisches Kompendium: systematisches Verzeichnis grammatischer Grundbegriffe / Wilfried Kurschner. Tubingen: Francke, 1989, — 166 S.
  15. W. (Kurschner 1994a) Linguisten-Handbuch: biographische und bibliographische Daten deutschsprachiger Sprachwissenschaftlerinnen und Sprachwissenschaftler der Gegenwart. Bd. 1. A-L. / hrsg. von W. Kurschner.- Tubingen: Narr, 1994. 577 S.
  16. W. (Kurschner 1994b) Linguisten-Handbuch: biographische und bibliographische Daten deutschsprachiger Sprachwissenschaftlerinnen und Sprachwissenschaftler der Gegenwart. Bd. 2. M-Z. / hrsg. von W. Kurschner. Tubingen: Narr, 1994. — 619 S.
  17. Lewandowski T. Linguistischae Worterbuch: In 3 Bd. 4., neu bearb. Aufl.- Heidelberg: Quelle & Meyer, 1984. 1226 S.
  18. Lexikon der Germanistischen Linguistik / Hrsg. Althaus H.P., Henne H., Wiegand H.E. 1., vollst, neu bearb. und erw. Auflage. — Tubingen: Niemeyer, 1973. -676 S.
  19. Lexikon der Germanistischen Linguistik / Hrsg. Althaus H.P., Henne H., Wiegand H.E. 2., vollst, neu bearb. und erw. Auflage. — Tubingen: Niemeyer, 1980. — 870 S.
  20. Lexikon der sprachwissenschaftlichen Termini / Hrsg. R. Conrad. Leipzig: Bibliographisches Inst., 1985. — 281 S.
  21. NashR. Multilingual Lexicon of Linguistics and Philology: English, Russian, German, French. Coral Gables: Univ. of Miami Press, 1968. -390 S.
  22. Ulrich W. Worterbuch Linguistische Grundbegriffe. Kiel, Wien: Hirt, 1972, — 141 S.
  23. Welte W. Moderne Linguistik: Terminologie / Bibliographie. Ein Handbuch und Nachschlagewerk auf der Basis der generativ-transformationelleri Sprachtheorie: in 2 Bd. Munchen: Hueber, 1974. — 767 S.
  24. МОНОГРАФИИ, УЧЕБНИКИ И СТАТЬИ
  25. .А. Теоретическая грамматика немецкого языка. Сопоставительная типология немецкого и русского языков: Учеб. для студ. вузов / под ред. H.H. Семенюк, O.A. Радченко, Л. И. Гришаевой. -М., 1999.-288 с.
  26. В.Г. (Адмони 1955) Введение в синтаксис современного немецкого языка. М., 1955. -392 С.
  27. В.Г. (Адмони 1959) H.Glinz. Der deutsche Satz // Вопросы языкознания, 1959.-№ 3,-С. 120−124.
  28. В.Г. (Адмони 1972) Строй современного немецкого языка. -Л., 1972.-372 С.
  29. Й.Л. Родной язык и формирование духа. (Пер. с нем., вступит, ст. и коммент. Радченко O.A.) М., 1993. — 224 С.
  30. Германия. Факты. Франкфурт-на-Майне: «Социететс-ферлаг», 2000. -528 С.
  31. ГулыгаЕ.В., Москальская О. И., ШендельсЕ.И. Хрестоматия по истории грамматических учений (нем. яз). Вып. 2. — М., 1974. — 268 С.
  32. Е.А. Новое в немецкой грамматике. Вып. 1. -М., 1960.- 152 С.
  33. Е.А. Новое в немецкой грамматике. Вып. 2. — М., 1961.- 132 С.
  34. Ю.В. Общая грамматическая теория в немецком языкознании. -Минск: Вышэйшая школа, 1972. 293 С.
  35. Современное зарубежное языкознание: Вопросы теории и методологии. Киев, 1983. — 205 С.
  36. М.Д., Хельбиг Г. Части речи и проблема валентности в современном немецком языке Wortarten und das Problem der Valenz in der deutschen Gegenwartssprache. — Москва, Lepzig, 1978. — 288 C.
  37. ФуркеЖ. Синхроническая точка зрения при изучении германских языков и диалектов. // Вопросы языкознания. 1958. — № 4. — С. 99−103.
  38. Abri? der Ausdruckslehre. Lehrbuch fur den Deutschunterricht an Ingenieur- und Fachschulen, Gesamtbearb.: Dipl.-Germ. Kurt Kissling. -Leipzig: Facbuchverl., 1961. 344 S.
  39. Baumgartner K. Zwischen Langue und Parole. H. Glinz: Die innere Form des Deutschen. // Sprache im technischen Zeitalter. Stuttgart, 1965. — № 14. -S. 1190−1193.
  40. M. (Bierwisch 1963) Grammatik des deutschen Verbs. Berlin: Akad.-Verlag, 1963, — 188 S.
  41. M. (Bierwisch 1970) H. Glinz. Grundbegriffe und Methoden inhaltsbezogener Text- und Sprachanalyse. // Foundations of Laguage-Dordrecht, 1970. vol. 6. — Nr. 2. — S. 284−296.
  42. Boele В. Stand der Sprachforschung (Sammelbesprechung). // Muttersprache. Luneburg, 1953. — Nr. 6. — S. 268−271.
  43. BoettcherW. (Boettcher 1972) Studien zum zusammengesetzten Satz. -Frankfurt/M: Athenaum, 1972. 207 S.
  44. BoettcherW., SittaH. (Boettcher/Sitta 1972) Deutsche Grammatik. 3. Zusammengesetzter Satz und aquivalente Strukturen. Franlcfurt/M: Athenaion, 1972. — 262 S.
  45. Brinker K. Konstituentenstrukturgrammatik und operationale Satzgliedanalyse. Methodenkritische Untersuchungen zur Syntax des einfaches Satzes im Deutschen. Frankfurt/M.: Athenaum, 1972. — 209 S.
  46. Brinkmann H. Die deutsche Sprache. Gestalt und Leistung. Dusseldorf: Schwann, 1962. — 654 S.
  47. CoetsemFr. van. Das System der starken Verba und die Periodisierung im alteren Germanischen. Amsterdam: Noord-Hollandische Uitgevers Maatschappij, 1956. — 88 S.
  48. Deutscher Sprachspiegel. (Deutscher Sprachspiegel 1957) Hinweise fur den Lehrer zu Heft I. Dusseldorf, 1957. — 39 S.
  49. Drach E. Grundgedanken der deutschen Satzlehre. Frankfurt/M, 1937. -99 S.
  50. Eichler W., Bunting K.-D. Deutsche Grammatik. Form, Leistung und Gebrauch der Gegenwartssprache. Kronberg/Ts.: Scriptor, 1976. — 313 S.
  51. Eisenberg P. Grundri? der deutschen Grammatik. Stuttgart: Metzler, 1989.- 576 S.
  52. U. (Engel 1970) Die deutschen Satzbauplane // Wirkendes Wort. -Dusseldorf, 1970.-Nr. 20. S. 361−392.
  53. U. (Engel 1982) Syntax der deutschen Gegenwartssprache, 2. uberarbeitete Auflage. Berlin: Erich Schmidt, 1982. -343 S.
  54. J. (Erben 1958) Abri? der deutschen Grammatik. Berlin: Akad.-Verlag, 1958.-208 S.
  55. Flamig W. Grammatik des Deutschen. Einfuhrung in Struktur- und Wirkungszusammenhange. Erarbeitet auf der theor. Grundlage der «Grungzuge einer deutschen Grammatik». Berlin: Akademie-Verlag, 1991.- 640 S.
  56. Fries Ch. C. The Structure of English. An introduction to the construction of English sentences. New York: Harcourt, Brace and World, 1952. — 304 S.
  57. GipperH. Sprachwissenschaftliche Grundbegriffe und Forschungsrichtungen: Orientierungshilfen fur Lehrende und Lernende. -Munchen: Hueber, 1978. 263 S.
  58. H. (Glinz 1946) Grammatischer Satz, sprachlicher Ausdruck und klares Denken // Schweizerische Lehrerzeitung 91, 26.4.1946, S. 246f. -Wiederabdruck in: Ehrengabe zum Germanistentag Mannheim, 1962 Dusseldorf: Schwann, 1962. S. 43−48.
  59. H. (Glinz 1947) Geschichte und Kritik der Lehre von den Satzgliedern in der deutschen Grammatik. Von Hans Glinz. Bern: Francke AG, 1947. -83 S.
  60. H. (Glinz 1952) Die innere Form des Deutschen. Eine neue deutsche Grammatik. Bern: Francke AG, 1952. — 504 S.
  61. Glinz H. (Glinz 1955) Die Kennzeichnung der langen Vokale in der deutschen Rechtschreibung und die Moglichkeiten und Grenzen einer
  62. Vereinfachung // Der Deutschunterricht. Stuttgart. — 1955. — Nr. 7. — S. 8393.
  63. Glinz H. Aufgabe und Werdegang der deutschen Grammatik // Wirkendes Wort. Dusseldorf: Schwann. — 1956. — Nr. 6. — S. 328−335.
  64. H. (Glinz 1957a) Der deutsche Satz. Wortarten und Satzglieder wissenschaftlich gefa? t und dichterisch gedeutet. Dusseldorf: Schwann, 1957, — 208 S.
  65. H. (Glinz 1957c) Wortarten und Satzglieder im Deutschen, Franzosischen und Lateinischen // Der Deutschunterricht. Stuttgart. -1957. -Nr. 9, Hft.3.-S. 13−28.
  66. H. (Glinz 1957d) Das Problem einer idealen Sprache in Hermann Hesses «Glasperlenspiel» // Beitrage zur Einheit von Bildung und Sprache im geistigen Sein. Festschrift zum 80. Geburtstag von Emst Otto. Berlin: de Gruyter, 1957. — S. 262−269.
  67. H. (Glinz 1961b) Sprachliche Bildung in der hoheren Schule. Skizze einer vergleichenden Satzlehre fur Latein, Deutsch, Franzosisch und Englisch. Von Hans Glinz. Dusseldorf: Schwann, 1961. — 119 S.
  68. H. (Glinz 1961c) Der Sprachunterricht im engeren Sinne, o. Sprachlehre / Sprachkunde. // Handbuch des Deutschunterrichts im 1. bis 10. Schuljahr, Lieferung 12, ed. Alexander Beinlich. Emsdetten: Lechte, 1961. -Bd.I.-S. 215−313.
  69. H. (1962a) Ansatze zu einer Sprachteorie (Beiheft 2 zum Wirkenden Wort). Dusseldorf: Schwann, 1962. — 93 S.
  70. H. (1962b) Begriffsentwurf, Experiment und Interpretation und ihre Rolle in verschiedenen Richtungen der Sprachwissenschaft // Das Ringen um eine neue deutsche Grammatik. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1962.- S. 36−41.
  71. H. (1962c) Die innere Form des Deutschen. Eine neue deutsche Grammatik. 3. Auflage mit zwei Falttafeln und einer Beilage. Bern, Munchen: Francke, 1962. -505 S.
  72. GlinzH. (Glinz 1962d) Methoden fur die Abgrenzung fester Wortinhalte aus konkreten Satzen und ganzen Texten // The Hague, London, Paris: Mouton & Co, 1964. — S. 1075−1084.
  73. GlinzH. (1962e). Sprache und Welt. Rede anla? lich der feierlichen Uberreichung des Konrad Duden Preises der Stadt Mannheim am 14. Juni 1962. Von Hans Glinz (=Duden-Beitrage 6). Mannheim: Dudenverl. des Bibliographischen Inst., 1962. — 29 S.
  74. GlinzH. (1963a) Uber Wortinhalte, Wortkorper und Tragerwerte im Sprachunterricht // International Review of Applied Linguistics in Language Teaching. Heidelberg: Groos. — 1963. — Bd. 1, H. 1. — S. 42−49.
  75. H. (Glinz 1963b) Ziele und Arbeitsweisen der modernen Grammatik // Archiv fur das Studium der neueren Sprachen und Literaturen. -Braunschweig: Westermann. 1963. — Jg. 115, Bd. 200, Hf. 3. — S. 161−181.
  76. GlinzH. (Glinz 1964) Diskussionsbeitrage am 9. Internationalen Linguistenkongress in Cambnge, Mass. 27.-31. August 1962. London, the Hague, Paris: Mouton & Co. — S. 1000−1001.
  77. GlinzH. u.a. (1964a). Zur Sprachlehre in der Volksschule («Hamburger Empfehlungen») // WW. Dusseldorf: Schwann. — 1964. — Nr. 14. — S. 275 279.
  78. GlinzH. (Glinz 1964b) Worttheorie auf strukturalistischer und inhaltsbezogener Grundlage // Proceedings of the Ninth International Congress of Linguists. The Hague, London, Paris: Mouton & Co, 1964. -S. 1053−1062.
  79. Gl inz H. (1965a). Deutsche Syntax. — Stuttgart: Metzler (—Sammlung Metzler 43), 1965. VIII. — 110 S.
  80. H. (1965b). Grundbegriffe und Methoden inhaltsbezogener Text- und Sprachanalyse (Sprache und Gemeinschaft. Grundlegung. Bd. 3). -Dusseldorf: Schwann, 1965. 172 S.
  81. Glinz H. u.a. (1965c). Zur Sprachlehre in der Volksschule // WW. -Dusseldorf: Schwann. 1965. — Nr. 15. — S. 405−410.
  82. H. (Glinz 1967) Sprachwissenschaft heute. Aufgaben und Moglichkeiten (Dichtung und Erkenntnis 4). Stuttgart: Metzler, 1967. — 78 S.
  83. H. (Glinz 1969b) Methoden zur Objektivierung des Verstehens von Texten, gezeigt an Kafkas «Kinder auf der Landstra? e» // Jahrbuch fur Internationale Germanistik. Bern/Frank fur t/M.: Lang. — 1969. — Jg. 1, Hf. l.-S. 75−107.
  84. GlinzH. (Glinz 1969c) Moderne Linguistik im germanistischen Studium // Ansichten einer kunftigen Germanistik (= Reihe hanser 29). Munchen: Hanser, 1969,-S. 172−192.
  85. GlinzH. (Glinz 1969e) Synchronie Diachronie — Sprachgeschichte // Sprache — Gegenwart und Geschichte, Probleme der Synchronie und Diachronie (= Jahrbuch 1968 des Instituts fur deutsche Sprache). -Dusseldorf: Schwann, 1969. — S. 78−91.
  86. GlinzH. (Glinz 1969f) Zum Tempus- und Modussystem des Deutschen // Der Begriff Tempus eine Ansichtssache? Beihefte WW 20. — Dusseldorf: Schwann, 1969. — S. 50−58.
  87. GlinzH. u.a. (Glinz 1970) Studienbucher zur Linguistik und Literaturwissenschaft, hrsg. von Hans Glinz, Horst Sitta, Klaus Brinker, Josef Klein. Wiesbaden, 1970 ff.
  88. H. (1970a). Deutsche Grammatik I. Satz Verb — Modus — Tempus (=Studienbucher zur Linguistik und Literaturwissenschaft 2). -Frankfurt/M.: Athenaum, 1970. — 159 S.
  89. H. (Glinz 1970c) Logisches, Vor-Logisches und Au? er-Logisches in der Sprache H Der Berliner Germanistentag 1968. Vortrage und Berichte, hg. von Karl Heinz Bork und Rudolf Hen?. Heidelberg: Winter, 1970. — S. 135−156.
  90. H. (1970d) Muttersprache und Fremdsprachen in didaktischer Sicht // Beitrage zu den Sommerkursen des Goethe-Instituts 1970. Munchen, 1970. -S. 125−128.
  91. H. (Glinz 1970e) Sprache als Ergebnis und Ursache sozialen Handels II Soziologen-Korrespondenz. 1970. — Nr. 1, Hft. 4, — S. 218−224.
  92. H. (Glinz 1970f) Zur Lage der Germanistik im linguistischen Beriech // Linguistik und Didaktik. Munchen: Bayerischer Schulbuchverlag, 1970. -Nr. l.-S. 172−176.
  93. H. (Glinz 1971b) Deutsche Grammatik II. Kasussyntax -Nominal strukturen Wortarten — Kasusfremdes. (Studienbucher zur Linguistik und Literaturwissenschaft 3). — Frankfurt/M.: Athenaum, 1971. -248 S.
  94. H. (Glinz 1971c) Soziologisches im Kernbereich der Linguistik. Skizze einer Texttheorie // Sprache und Gesellschaft. Jahrbuch 1970 des Instituts fur deutsche Sprache (= Sprache der Gegenwart, Bd. 13). -Dusseldorf: Schwann, 1971. S. 80−88.
  95. H. (Glinz 1972) Schweizer Sprachbuch. 7 Bande. — Zurich: sabe Verlag, 1972−1980.
  96. H. (Glinz 1972b) Linguistik und Gesellschaft // Neue Grammatiktheorien und ihre Anwendung auf das heutige Deutsch. Jahrbuch 1971 des Instituts fur deutsche Sprache (= Sprache der Gegenwart, Bd. 20). -Dusseldorf: Schwann, 1972.-S. 194−214.
  97. H. (Glinz 1972c) Sprache Mathematik — Studierfahigkeit // Gymnasium Helveticum. — 1972. — Bd. 26, H. 2. — S. 123−144.
  98. H. (Glinz 1973a) Deutsche Standardsprache der Gegenwart. // Lexikon der germanistischen Linguistik, hg. von Hans Peter Althaus, Helmut Henne, Herbert Ernst Wiegand. Tubingen: Niemeyer, 1973. — S. 442−455.
  99. H. (Glinz 1973b) glinz sprachbuch. in 3 Banden. — Braunschweig: Westermann, 1973−1975.
  100. H. (Glinz 1973c) Germanistik in der Gesamthochschule, Zielsetzung und Aufbau // Neue Ansichten einer kunftigen Germanistik, hg. von Jurgen Kolbe (= Rehe Hanser 122). Munchen: Hanser, 1973. — S. 247−271.
  101. H. (Glinz 1973d) Textanalyse und Verstehenstheorie I. Methodenbegrundung soziale Dimension — Wahrheitsfrage — Acht ausgefuhrte Beispiele. (=Studienbucher zur Linguistik und Literaturwissenschaft 5). — Wiesbaden: Athenaion, 1973. — 326 S.
  102. H. (Glinz 1974b) Linguistische Grundbegriffe und Methodenuberblick / Hans Glinz (Studienbucher zur Linguistik und Literaturwissenschaft, Bd. 1). 5. verb. Aufl. — Konstanz: Athenaion, 1974.- 146 S.
  103. H. (Glinz 1985b) «Satze»: Einheiten fur das Horen/Lesen Einheiten der Struktur // Studien zur deutschen Grammatik. Johannes Erben zum 60. Geburtstag. — Innsbruck: Institut fur Germanistik. Univ., 1985. — S. 103 123.
  104. H. (Glinz 1986a) Darstellung des Verhaltnisses zu Saussure, Weisgerber, Chomsky // Vierzig Jahre Umgang mit dem «Cours» von Saussure // Zeichen und Verstehen, ed. Ludwig Jager et al. Aachen: Rader, 1986. — S. 151−184.
  105. Padagogische Hochschule «Lieselotte Herrmann», Gustow, 19−21. Marz 1986.-Berlin, 1986. S. 15−25.
  106. H. (Glinz 1986c) Sprache und Schrift kognitive Ablaufe beim Lesen und Schreiben // Zeitschrift fur Germanistik. — Leipzig: VEB Verlag Enzyklopadie. — 1986. — Nr. 7. — S. 160−182.
  107. Glinz H. et al. (Glinz 1987) Sprache Schrift — Rechtschreibung / Hans Glinz, Burkhard Schaeder, Hennann Zabel. — Dusseldorf: Schwann, 1987. -128 S.
  108. H. (Glinz 1991) Wenn ich noch einmal anfangen konnte . 1/ Wege in der Sprachwissenschaft (Festschrift Mario Wandruszka) ed. Hans-iVTartin Gauger et al. Tubingen: Narr, 1991. — S. 91−104.
  109. Glinz Hans. (Glinz 1994a) Grammatiken im Vergleich: Deutsch -Franzosisch Englisch — Latein- Formen — Bedeutungen — Verstehen- Studienbuch. / Hans Glinz. — Tubingen: Niemeyer, 1994. — XXI. — 962 S.
  110. H. (Glinz 1994b) Kreatives Lesen was hei? t das? II Praxis Schule. -Braunschweig: Westermann. — 1994. — Nr. 5−10, H. 2. — S. 6−7.
  111. H. (Glinz 1995b) Sprachgefuhl, Sprachhandeln, Grammatik // Praxis Schule. Braunschweig: Westermann. — 1995. — Nr. 5−10, Heft 4. — S. 6−36.
  112. H. (Glinz 1996) Rechtschreibung und Grammatik // Grundschule. -Braunschweig: Westermann. 1996. — Nr. 28. — S. 25−28.
  113. H. (Glinz 1999) Ein Brief an Herrn Hiroyuki Eto // Beitrage zur Geschichte der Sprachwissenschaft. Tubingen: Niemeyer. — 1999. — Nr. 9, S. 231−237.
  114. Goethe J.W. Wilhelm Meisters theatralische Sendung, nach der Schulthess’schen Abschrift herausgegeben von Harry Maync (= Band 51 der Weimarer Ausgabe). Stuttgart/ Berlin: Cotta, 1911. — 416 S.
  115. Grimm H.-J. Zum Problem der Satzglieder in der deutschen Grammatik // Deutsch als Fremdsprache. Leipzig: Herder-Inst., 1972. — Jg. 9, Hf. 1. — S. 42−49.
  116. Grundzuge einer deutschen Grammatik. Von einem Autorenkollektiv unter der Leitung von K.E. Heidolph, W. Flamig und W. Motsch. Berlin: Akad.-Verlag, 1984, — 1028 S.
  117. Halliday M.A.K. Categories of the Theory of Grammar // Word. New York: Assoc. — 1961. -Nr. 1 7. — S. 241 -242.
  118. Heffner R.-M.S. Rezension zu: H. Glinz, Die innere Form des Deutschen // Monatshefte fur deutschen Unterricht, deutsche Sprache und Literatur. -Madison: Univ. of Wisconsin Press. 1953. — vol. 45, Nr. 1−2. — S. 55−56.
  119. G. (Heibig 1964) Glinz' Weg von der strukturellen Beschreibung zur inhaltsbezogener Grammatik // Deutsch als Fremdsprache. Leipzig: Herder-Inst., 1964. — Nr. 2. — S. 6−13.
  120. G. (Heibig 1968) Zum Problem der Wortarten, Satzglieder und Formklassen in der deutschen Grammatik. In: Probleme der strukturellen Grammatik und Semantik. Hrsg. von R. Ruzicka. Leipzig, 1968. — S. 5585.
  121. G. (Heibig 1975) Geschichte der neueren Sprachwissenschaft. Unter dem besonderen Aspekt der Grammatik-Theorie. Hamburg, 1975. — 394 S.
  122. Heibig G./ Schenkel W. (Helbig/Schenkel 1969) Worterbuch zur Valenz und Distribution deutscher Verben. Leipzig: Karl-Marx-Univ., 1969. — 456 S.
  123. G. (Heibig 1995) Elementargrammatik, hohere Grammatik, vergleichende Grammatik. Zu H. Glinz' «Grammatiken im Vergleich» // DaF. Leipzig: Herder-Inst./Lang., 1995.-Nr. 3.-S. 161−167.
  124. Heringer H.-J. (Heringer 1970a) Deutsche Syntax (= Slg. Goschen 1246/1246a). Berlin: de Gryuter, 1970- 170 S.
  125. Heringer H.-J. (Heringer 1970b) Theorie der deutschen Syntax (= Linguistische Reihe, Bd. 1). Munchen: Hueber, 1970.
  126. Heringer H.-J. (Heringer 1970c) Zur Analyse von Satzen des Deutschen auf der Unterstufe // Linguistik und Didaktik. Munchen: Bayerischer Schulbuchverlag, 1970. — Nr. 1.
  127. Hermann E. Die Wortarten // Nachrichten von der Gesellschaft der Wissenschaft zu Gottingen, phil.-hist. Klasse, 1928. S. 39−51.
  128. Hermodsson L. Rezension zu: Hans Glinz, Die innere Form des Deutschen // Studia Neophilologica. Uppsala: Scandinavian Univ. Press. — 1955. -Nr. 27/2.-S. 252−265.
  129. Jellinek M.H. Geschichte der neuhochdeutschen Grammatik von den Anfangen bis auf Adelung, Zweiter Halbband. Heidelberg: Winter, 1914.— 392 S.
  130. Jung W. Grammatik der deutschen Sprache. 2. Aufl. Leipzig: Bibliograph. Institut, 1966.-518 S.
  131. Kalepky Th. Neuaufbau der Grammatik als Grundlage zu einem wissenschaftlichen System der Sprachbeschreibung. Leipzig: Teubner, 1928.- 105 S.
  132. Keller G. Der grune Heinrich. Nach der ersten Fassung von 1854−1855. In 4 Bd. — Darmstadt: Cotta, 1913.
  133. Lindgren K.B. Neue Stromungen in der deutschen Grammatik // Neuphilosophische Mitteilungen. 1960. — Nr. 3. — S. 324−340.
  134. Linguistik I. Lehr- und Ubungsbuch zur Einfuhrung in die Sprachwissenschaft (Germanistische Arbeitshefte 5). — Tubingen: Niemeyer, 1970, — 153 S.
  135. A. / Nussbaumer M. / Portmann P.R. Studienbuch Linguistik. 2. Aufl. Tubingen: Niemeyer, 1994. — 422 S.
  136. Longacre Robert E. Grammar Discovery Procedures. London u.a.: Mouton, 1964. — 162 S.
  137. Lyons J. Introduction to Theoretical Linguistics. Cambrige: Cambrige University Press, 1968. — 519 S.
  138. MaederH. Neue Zuricher Zeitung, 14. April 1953, Blatt 850−852.
  139. Moulton W.G. Rezension von H. Glinz Die innere Form des Deutschen // Language. — Baltimore (Md.). — 1969.-vol. 39, Nr. 1. — S. 134−136.
  140. W. (Neumann 1967a) Eine Hierarhie syntaktischer Einheiten // Deutsch als Fremdsprache. Leipzig: Herder-lnst. — 1967. — Nr. 4. — S. 6575 und 147−155.
  141. W. (Neumann 1967b) Rezension von W. Jung Grammatik der deutschen Sprache // Zeitschrift fur Phonetik, Sprachwissenschaft und ICommunikationsforschung. — Berlin: Alcad.-Verlag. — 1967. — Nr. 4. — S. 371−382.
  142. Nusse H. Die grammatische Struktur des Deutschen // Zeitschrift fur deutsche Philologie. Berlin: Schmidt. — 1956. — Bd. 75, Hf. 3. — S. 288 298.
  143. Paul H. Deutsche Grammatik. Bd. III Halle (Saale): Niemeyer, 1954. -456 S.
  144. Pfleiderer W. Der deutsche Satz- Der deutsche Satzplan in seinen Grundzugen // Neue Satzlehre, hg. von I. Rahn. 1940. — S. 39−76.
  145. Piitulainen M.L. Zum Problem der Satzglieder in der deutschen Grammatik der Gegenwart. Jyvaskyla, 1980. — 337 S.
  146. Polenz P. von. Der Pertinenzdativ und seine Satzbauplane // Engel U., Grebe, P. Rupp, H. (Hrsg.). Festschrift fur Hugo Moser zum 60. Geburtstag. Dusseldorf: Schwann, 1969. — S. 146−171.
  147. Preusler W. Glinz, H. Die innere Form des Deutschen // Indogermanische Forschungen. Berlin: de Gruyter. — 1958. — Bd. 64, Hf. 1. — S. 91−92.
  148. Regula M. Gedanken zu den Ergebnissen der sprachtheoretischen Forschung von H. Glinz. // Indogermanische Forschungen. Berlin: de Gruyter. — 1960. — Bd. 65, Hf. 3. — S. 221−235.
  149. Reichmann O. Deutsche Wortforschung (=Sammlung Metzler 82). -Stuttgart: Metzler, 1969. 102 S.
  150. W. (Schmidt 1965). Grundfragen der deutschen Grammatik. Eine Einfuhrung in die funktionale Sprachlehre. Berlin: Volk und Wissenschaft, 1965,-324 S.
  151. W. (Schmidt 1969). Skizze der Kategorien und der Methode der funktionalen Grammatik // Zeitschrift fur Phonetik, Sprachwissenschaft und Kommunikationsforschung. Berlin: Akad.-Verlag, 1969. — Nr. 22. — S. 518−531.
  152. H. (Sitta 1971) Semanteme und Relationen. Zur Systematik der Inhaltssatzgefuge im Deutschen. Frankfurt/M: Athenaum, 1971. — 257 S.
  153. H., Brinker K. (hrsg.) (Sitta/Brinker 1973). Studien zur Texttheorie und zur deutschen Grammatik. Festgabe fur Hans Glinz (=Sprache der Gegenwart 30). Dusseldorf: Schwann, 1973. — 287 S.
  154. H. (Sitta 1988) Hans Glinz 75 Jahre alt // Der Deutschunterricht. -Stuttgart. 1988. — Jg. 40, Nr. 6. — S. 100−105.
  155. H., Brinker K. (hrsg.) (Sitta/Brinker 1993). Vorwort zu: Glinz H. Sprachwissenschaft und Schule. Gesammelte Schriften zur Sprachtheorie,
  156. Grammatik, Textanalyse und Sprachdidaktik 1950−1990. Hrsg. von H. Sitta und K. Brinker zum 80. Geburtstag von Hans Glinz. Zurich: Sabe, 1993. -S. 9−16.
  157. K.E., Starke G. (Sommerfeldt/Starke 1992) Einfuhrung in die Grammatik der deutschen Gegenwartssprache. Tubingen: Narr, 1992. -327 S.
  158. Sommerfeldt K.-E. (Sommerfeldt 1993) Operationale Grammatik des Deutschen: eine Skizze. Munchen: Judicium-Verlag, 1993. — 156 S.
  159. Sovinski B. Moglichkeiten und Grenzen strukturalistischer Sprachbetrachtung in der Schule // WW. Dusseldorf: Schwann. — 1969. -Jg. 19, Nr. 3.-S. 163−175.
  160. Stotzel G. Ausdrucks- und Inhaltsseite der Sprache. Methodenkritische Studien am Beispiel der deutschen Reflexivverben (= Schriften zur Linguistik 1). Munchen: Hueber, 1970. — 231 S.
  161. Ungeheuer G. Paraphrase und syntaktische Tiefenstruktur // Folia Linguistica. Berlin: Mouton de Gruyter. — 1969. — Bd. III, Nr. ¾. — S. 178−227.
  162. Weinreich U. Hans Glinz: Die innere Form des Deutschen- Eine neue deutsche Grammatik // Word. New York: Assoc. — 1953. — Vol. 9, Nr. 3. -S. 309−312.
  163. L. (Weisgerber 1953). Rezension zu: Glinz, H. Die innere Form des Deutschen // Wirkendes Wort. Dusseldorf: Schwann. — 1953/54. — Jg. 4, S. 116−117.
  164. Weisgerber L (Weisgerber 1960). Das Wagnis der Grammatik // Wirkendes Wort. Dusseldorf: Schwann. — 1960. — Jg. 10, Nr. 6. — S. 321−334.
  165. L. (Weisgerber 1963). Die vier Stufen in der Erforschung der Sprachen. Dusseldorf: Schwann, 1963. — 303 S.
  166. D. (Wunderlich 1968) Empirischer oder rationaler Strukturalismus? // Sprache im techischen Zeitalter. Stuttgart. — 1968. -Bd. 25. -S. 59−73.224
  167. K. (Wunderlich 1971) Terminologie des Strukturbegriffs // Ihwe H. (hrsg.). Literaturwissenschaft und Linguistik. Ergebnisse und Perspektiven. Bd. 1: Grundlagen und Voraussetzungen. — Frankfurt/M.: Athenaum, 1971, — S. 91−140.
  168. Терминологическая система операциональной грамматики Г. Глинца (1952 г.)
Заполнить форму текущей работой