Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Спортивная концептуальная метафора в современном немецкоязычном дискурсе СМИ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для дискурса СМИ характерно использование не только конвенциональных, но и окказиональных метафор, отличающихся свежестью, новизной, создание которых возможно при условии образного восприятия мира автором, креативности его мышления. При этом доминируют метафоры второго типа, общее количество которых составило 305 единиц (71% от общего числа). Яркие образы, неожиданные ассоциативные связи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования
    • 1. 1. О когнитивном подходе к изучению языковых фактов
    • 1. 2. Концептуальная метафора как одно из ключевых понятий когнитивной лингвистики
      • 1. 2. 1. Обзор основных подходов к пониманию сущности метафоры
      • 1. 2. 2. Когнитивная теория метафоры
      • 1. 2. 3. Основные функции метафоры
    • 1. 3. Дискурс СМИ как объект лингвистических учений
      • 1. 3. 1. О содержании лингвистического понятия «дискурс»
      • 1. 3. 2. Общая характеристика дискурса СМИ
    • 1. 4. Спортивные номинации в исследованиях отечественных и зарубежных лингвистов
    • 1. 5. Систематизация спортивных номинаций как источника переносных значений
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Реализация метафорической модели «ЖИЗНЬ — ЭТО СПОРТ» в современном немецкоязычном дискурсе СМИ
    • 2. 1. Фрейм «Виды спорта»
    • 2. 2. Фрейм «Квалификация спортивных мероприятий»
    • 2. 3. Фрейм «Этапы и итоги соревнований»
    • 2. 4. Фрейм «Квалификация спортсменов»
    • 2. 5. Фрейм «Правила игры, их нарушения и наказание спортсменов»
    • 2. 6. Фрейм «Технические действия и тактические приемы»
    • 2. 7. Фрейм «Спортивный инвентарь»
    • 2. 8. Фрейм «Место проведения соревнований»
    • 2. 9. Фрейм «Физическое состояние и навыки спортсмена, его личностные качества»
  • Выводы по главе 2

Спортивная концептуальная метафора в современном немецкоязычном дискурсе СМИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предлагаемое диссертационное исследование выполнено в русле когнитивно-дискурсивной парадигмы и посвящено комплексному анализу спортивной метафоры в немецкоязычном дискурсе СМИ.

Функционирование спортивных номинаций в иных сферах и коммуникативных ситуациях наблюдается в немецком языке уже давно, однако в большинстве традиционных исследований это явление рассматривается как процесс детерминологизации лексики, получивший в специальной литературе обозначение Bedeutungswandel — «изменение значения». Вместе с тем до сих пор отсутствуют конкретные данные о количестве спортивных метафор в современном немецком языке, а также об их составе. В имеющихся работах лишь подтверждается тенденция их количественного роста (Литвинова 2008; Розен 1976, 1991; Bues 1937; Haubrich 1963, 1965; Schneider 1974; Urbanek 2002).

Особенно широко спортивная метафора представлена в современной прессе, что позволяет говорить о ее экспансии в данной сфере речевого общения. Наблюдаемые сегодня в дискурсе СМИ процессы употребления спортивных номинаций за пределами свойственной им функции многообразны и протекают достаточно активно, выливаясь в накопление однопорядковых фактов, которые нуждаются в лингвистическом описании. Кроме того, важной задачей является теоретическое осмысление спортивной метафоры в свете современного подхода к ней — когнитивного, позволяющего рассматривать языковые факты как средство доступа к когнитивным структурам и процессам, происходящим в сознании человека. И, наконец, сознательный характер создания спортивной метафоры и использования ее журналистами для различных коммуникативно-прагматических целей также убеждает в необходимости ее изучения как одного из полифункциональных стилистических приемов. В этом заключается актуальность темы данного исследования.

Объектом исследования является метафора с исходной понятийной сферой «спорт» в современном немецком языке.

Предмет исследования составляет специфика функционирования спортивной метафоры в дискурсе СМИ.

Цель работы заключается в выявлении и описании языковых средств реализации спортивной концептуальной метафоры в немецкоязычном дискурсе СМИ, а также в изучении особенностей их функционирования.

Достижение обозначенной в исследовании цели предполагает решение следующих задач:

1) проанализировать эволюцию взглядов на метафору как феномен языка и сознанияраскрыть сущность понятия «метафорическая модель»;

2) описать характерные особенности дискурса СМИ;

3) выявить инвентарь спортивных номинаций в словарном составе немецкого языка на основе данных лексикографических источников;

4) представить их систематизированно в виде тематических групп;

5) описать на базе фреймовой методики функционирование спортивной метафоры в немецких печатных и электронных СМИ с учетом наиболее часто активизируемых фреймов;

6) выявить доминантные концептуальные сферы экспансии спортивной метафоры в немецкоязычном дискурсе СМИ.

В работе используются следующие методы: описательный метод, основанный на обобщении, интерпретации и систематизации полученных данных, когнитивный и фреймовый анализ, контекстуальный анализ, элементы компонентного и дистрибутивного анализа, прием классификации лексики по тематическим группам, анализ количественных данных.

Теоретической базой исследования послужили основополагающие теории и концепции отечественных и зарубежных ученых в области когнитивной лингвистики (H.H. Болдырев, В. З. Демьянков, Е. С. Кубрякова, З. Д. Попова, И.А. Стернин), теории метафоры (Н.Д. Арутюнова, А. Н. Баранов, М. Блэк, В. Г. Гак, М. Джонсон, Дж. Лакофф, М. В. Никитин,.

Г. Н. Скляревская, В. Н. Телия, М. Тернер, Ж. Фоконье, А.П. Чудинов), общей теории дискурса (Н.Д. Арутюнова, Т. А. ван Дейк, В. И. Карасик, Ю. Н. Караулов, Е. С. Кубрякова, В. В. Петров, Ю.С. Степанов), дискурса СМИ (С.И. Виноградов, М. Н. Володина, Е. В. Какорина, В. Г. Костомаров, О. В. Платонова, Г. Я. Солганик), системного изучения лексики (Ю.Н. Караулов, A.A. Уфимцева, Ф.П. Филин).

Материалом исследования послужили 2079 примеров метафорических употреблений спортивных номинаций, отобранных приемом сплошной выборки из печатных периодических изданий, а также электронных средств массовой информации.

Научная новизна работы заключается в том, что предлагаемое исследование является первой попыткой применения когнитивного подхода к изучению спортивной метафоры в немецкоязычном дискурсе СМИ. В диссертации впервые используется теория метафорического моделирования для исследования метафоры с исходной понятийной сферой «спорт» в других концептуальных сферах в указанном типе дискурса.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в дальнейшую разработку вопросов, связанных с изучением системной организации спортивных номинаций, проблем концептуализации и категоризации, метафоры как языкового и когнитивного феномена, специфики ее функционирования в различных типах дискурса. Кроме этого, полученные результаты могут быть использованы при проведении сравнительно-сопоставительного анализа на материале разных языков с целью выявления в них универсального и национально-специфического.

Практическая ценность работы определяется возможностью использования ее материалов при подготовке теоретических курсов по стилистике, лексикологии, при проведении семинарских занятий по данным дисциплинам, а также при разработке спецкурсов по когнитивной лингвистике, когнитивной семантике, теории метафоры. Материалы и результаты исследования могут быть использованы студентами при написании курсовых работ и подготовке дипломных проектов.

Результаты проведенного исследования позволяют вынести на защиту следующие положения:

1. Спортивные номинации образуют в словарном составе немецкого языка значительный пласт лексики, который в семантическом плане распадается на 14 предметно-тематических групп. При этом в дискурсе СМИ в качестве наиболее частотных спортивных метафор выступают номинации из 8 тематических групп.

2. Основными концептуальными сферами функционирования спортивных метафор являются «Политика», «Экономика», «Культура», «Человек», «Образование» и «Здравоохранение», среди которых «Политика» и «Экономика» выступают в качестве доминантных.

3. Спортивные номинации, употребляющиеся в переносном значении, входят в состав метафорической модели «ЖИЗНЬ — это СПОРТ», характеризующейся высокой частотностью использования в дискурсе СМИ. Эта метафорическая модель обладает сложной фреймовой структурой, которая может быть представлена в виде следующих основных фреймов: «виды спорта», «квалификация спортивных мероприятий», «этапы и итоги соревнований», «квалификация спортсменов», «правила игры, их нарушение и наказание спортсменов», «технические действия и тактические приемы», «спортивный инвентарь», «место проведения соревнований», «физическое состояние и навыки спортсмена, его личностные качества». При этом наиболее часто активизируемыми фреймами выступают «виды спорта» и «этапы и итоги соревнований».

4. Языковыми репрезентантами метафорической модели «ЖИЗНЬэто СПОРТ» выступают как конвенциональные метафоры, так и окказиональные, из которых доминируют метафоры второго типа. Окказиональная спортивная метафора является универсальным механизмом, который позволяет наиболее успешным образом реализовать креативные способности коммуникантов, направленные на актуализацию когнитивно-прагматического аспекта высказывания.

Апробация работы. Материалы и результаты исследования были представлены в форме докладов на III международной научно-практической конференции «Проблемы межкультурной коммуникации в теории языка и лингводидактике» (Барнаул, 2007), на V международной научной конференции «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (Челябинск, 2010), на международной научно-практической конференции «Когнитивная лингвистика и вопросы языкового сознания» (Краснодар, 2011) и апробированы на заседаниях кафедры германской филологии Лингвистического института Алтайской государственной педагогической академии. Основные положения диссертационного исследования отражены в 7 публикациях, включая 2 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура работы определяется ее целью и поставленными в ней задачами. Диссертация общим объемом 235 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 273 работы отечественных и зарубежных ученых, списка использованных словарей и справочной литературы, источников иллюстративного материала, списка публикаций, взятых из глобальной сети Интернет. Работа содержит также 1 схему и 2 диаграммы.

Выводы по главе 2.

1. Концептуальная сфера «Спорт» является активным источником для метафорической экспансии в дискурсе СМИ. Анализ метафорических словоупотреблений позволяет говорить о реализации в указанном типе дискурса метафорической модели «ЖИЗНЬ — это СПОРТ».

2. Общее количество спортивных номинаций, обладающих метафорическими значениями, составило по результатам анализа лексикографических источников и текстов СМИ 430 единиц. Выявленные метафорические выражения встретились в 2079 контекстах, что свидетельствует о высокой частотности их использования.

3. Метафорическая модель «ЖИЗНЬ — это СПОРТ» обладает сложной фреймовой структурой. При рассмотрении данной модели в немецкоязычном дискурсе СМИ наиболее актуальными являются 9 фреймов: «виды спорта», «квалификация спортивных мероприятий», «этапы и итоги соревнований», «квалификация спортсменов», «правила игры, их нарушение и наказание спортсменов», «технические действия и тактические приемы», «спортивный инвентарь», «место проведения соревнований», «физическое состояние и навыки спортсмена, его личностные качества».

4. Наиболее часто активизируемыми в сознании фреймами являются «виды спорта» (170 номинаций в 591 контексте — 28% от общего числа) и «этапы и итоги соревнований» (84 номинации в 510 употреблениях — 25% от общего числа).

5. Спортивная метафора играет, важную роль в формировании концептуальной и языковой картины мира носителей немецкого языка. О высокой продуктивности рассматриваемой метафорической модели свидетельствуют разнообразные концептуальные сферы ее применения. Естественной «средой обитания» спортивных метафор являются понятийные области «Политика» (670 употреблений — 32% от общего числа) и «Экономика» (588 употреблений — 28% от общего числа). Наименьшим количеством примеров представленыконцептуальные сферы «Культура».

337 употреблений — 16% от общего числа), «Человек» (223 употреблений -11% от общего числа), «Образование» (196 употреблений — 10% от общего числа) и «Здравоохранение» (65 употреблений — 3% от общего числа).

6. Для дискурса СМИ характерно использование не только конвенциональных, но и окказиональных метафор, отличающихся свежестью, новизной, создание которых возможно при условии образного восприятия мира автором, креативности его мышления. При этом доминируют метафоры второго типа, общее количество которых составило 305 единиц (71% от общего числа). Яркие образы, неожиданные ассоциативные связи, устанавливаемые между феноменами окружающей действительности, порождаемые новые смыслы позволяют автору наиболее успешным образом актуализировать когнитивно-прагматические аспекты высказывания. Окказиональная спортивная метафора от ражает открытость журналистов к творческим инновационным поискам, что, в свою очередь, обусловлено самой спецификой дискурса СМИ. Метафоры, закрепленные узусом, встречаются значительно реже. В результате проведенного исследования было выявлено 125 конвенциональных метафор (29% от общего числа).

7. Спортивная метафора обладает одним из важнейших свойств концептуальной метафоры — способностью к развертыванию в тексте. Иными словами, в рамках одного речевого произведения автором могут использоваться метафорические выражения, относящиеся к различным фреймам, детализирующим их слотам, концептам. Функционируя в тексте, концептуальная метафора способствует его организации в содержательном плане, выступает средством связи отдельных фрагментов и служит целостности восприятия и созданию определенного эмоционального фона.

Заключение

.

Настоящее исследование выполнено в русле когнитивно-дискурсивной парадигмы, выступающей наиболее плодотворной при изучении целого ряда языковых фактов, в том числе и метафоры, так как интегративный характер научных изысканий позволяет провести их многомерное описание. Синтез когнитивного и коммуникативного подходов способствовал пересмотру прежних точек зрения на объект исследований, изменению его лингвистического статуса. В русле данной парадигмы метафора рассматривается с точки зрения той роли, которую она выполняет в процессах когниции и коммуникации. Таким образом, в фокусе внимания лингвистов оказывается речемыслительная деятельность человека, ненаблюдаемые процессы осмысления окружающего мира, протекающие в мозгу человека и находящие отражение в языке, а также определенные цели и задачи, решаемые в ходе общения.

В рамках когнитивного подхода метафора понимается как один из основных инструментов познания действительности. Метафоре отводится важная роль в осуществлении процессов концептуализации и категоризации, в репрезентации структур знаний в ословленном виде. Метафора представляет собой базовый когнитивный механизм, обеспечивающий увеличение объема знаний посредством сопоставления различных понятий и обнаружения сходных черт между феноменами окружающей действительности. Метафора как концептуальное явление представляет собой осмысление одной области через призму другой, при этом из области-источника в область-мишень осуществляется перенос когнитивных структур, относящихся к исходной сфере. В результате происходит структурирование информации в области-цели по образцу области-источника. В качестве исходной содержательной области, как правило, выступают образующие ее наиболее известные и актуальные понятия.

Важным средством познания и оценки окружающей человека действительности является спортивная метафора. В настоящем исследовании была предпринята попытка выявления специфики функционирования спортивной метафоры в дискурсе СМИ, поскольку именно эта сфера речевого общения наилучшим образом отражает современные тенденции развития немецкого языка.

Основой структурирования по фреймам концептуальной области источника, ее лингвистической объективацией, послужили отобранные из лексикографических источников спортивные номинации, представленные в форме тематических групп (всего 810 номинаций). Более детальный анализ выявленных лексических единиц, сопровождающийся также привлечением текстов периодической печати, позволил выделить спортивные номинации, имеющие метафорические значения (всего 430 единиц), встретившиеся в 2079 употреблениях.

Достаточно эффективной для изучения когнитивных и прагматических аспектов метафоры в рамках настоящего исследования представляется теория метафорического моделирования, в соответствии с которой были выделены составляющие метафорической модели «ЖИЗНЬ — это СПОРТ» на концептуальном (фреймы и слоты) и языковом уровнях (метафорические выражения).

Исследование показало, что соответствующие данной модели метафоры характеризуются высокой частотностью употребления в дискурсе СМИ и отражают языковые и культурные традиции носителей немецкого языка, начиная еще с 20-х годов прошлого века. Широкое распространение данного языкового явления в текстах средств массовой информации обусловлено отчасти рядом экстралингвистических факторовобщественным престижем и авторитетом данной сферы в ФРГ, знакомством огромного количества людей с ее системой понятий, феноменом состязательности, характеризующим спорт в целом. Пронизанные духом соперничества и конкуренции политическая, экономическая сферы общества обнаруживают аналогичные ситуации с миром спорта, в результате чего заимствование образов из данной области оказывается весьма плодотворным.

Исследование показало, что метафора с понятийной сферой-источником «Спорт» привлекается также для обозначения понятий из таких концептуальных сфер, как «Культура», «Человек», «Образование» и «Здравоохранение».

Кроме того, выявленная метафорическая модель обладает сложной структурой, которая может быть детально представлена в виде фреймов и конкретизирующих их слотов. Из 9 выделенных нами фреймов наибольшей частотностью употребления характеризуются метафорические выражения, относящиеся к таким фреймам, как «виды спорта» (170 номинаций в 591 контексте — 28% от общего числа) и «этапы и итоги соревнований» (84 номинации в 510 употреблениях — 25% от общего числа), что, по всей видимости, обусловлено и объективно наибольшим количеством самих спортивных метафор, входящих в их состав, и, возможно, наилучшей степенью знакомства широкого круга людей именно с этими фрагментами действительности, проявлением именно к ним большего интереса.

Анализ фактического материала показал, что метафора способна также участвовать не только в структурировании сферы-магнита, но и служить концептуальным основанием для создания текста, быть связующим звеном его отдельных фрагментов, кодировать основной замысел автора.

В дискурсе СМИ используются не только конвенциональные метафоры, но и окказиональные, описывающие ситуацию необычным способом. Наблюдения за всей совокупностью спортивных номинаций, употребляющихся в переносном значении, позволили сделать выводы о том, что в данном типе дискурса преобладают метафоры творческие, т. е. индивидуальные.

Способность спортивной метафоры к созданию яркого зрительного представления, к формированию положительного или отрицательного отношения к предмету сообщения, стандартных и индивидуальных ассоциаций, к увеличению иллокутивной силы высказывания за счет мощного экспрессивного заряда, присущие ей словообразовательные и сочетаемостные потенции не могут не влиять на широкое распространение описываемых языковых фактов, восприятие данного феномена как важной составляющей коммуникативного процесса в дискурсе СМИ.

Подводя итоги, отметим, что предлагаемая работа не претендует на статус универсального и исчерпывающего описания спортивной концептуальной метафоры. Однако представляется, что данная работа может наметить новые направления исследования. Одним из перспективных направлений, как нам видится, является изучение особенностей функционирования данной метафоры в других типах дискурса, например, в рекламном, а также исследование данного явления на материале других языков с целью выявления универсального и специфического.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация : (на материале креолизованных текстов) Текст.: учебное пособие для студентов / Е. Е. Анисимова. — М.: Академия, 2003. — 124 с.
  2. Античные теории языка и стиля. Пер. с древнегреч. и латин. Текст. / Под общ. ред. О. М. Фрейденберг. М. — Л.: Соцэкгиз, 1936.-341 с.
  3. Аристотель. Об искусстве поэзии. Пер. с древнегреч. Текст. / Аристотель. -М.: Гослитиздат, 1957. 181 с.
  4. Аристотель. Поэтика- Риторика. Пер. с греч. Текст. / Аристотель. -СПб.: Азбука, 2000. 348 с. — (Азбука-классика: Философия).
  5. , Н.Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика) Текст. / Н. Д. Арутюнова // Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979. — С. 147 173.
  6. , Н.Д. К проблеме функциональных типов лексического значения Текст. / Н. Д. Арутюнова // Аспекты семантических исследований / Академия наук СССР. Институт языкознания- Отв ред. Н. Д. Арутюнова, A.A. Уфимцева. М.: Наука, 1980. — С. 156−249.
  7. , Н.Д. Дискурс Текст. / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Академия наук СССР, Институтязыкознания- гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990а.-С. 136−137.
  8. , Н.Д. Метафора Текст. / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Академия наук СССР, Институт языкознания- гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 19 906. — С. 296−297.
  9. , Н.Д. Метафора и дискурс Текст. / Н. Д. Арутюнова // Теория метафоры / Общ. ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990 В. С. 5−32.
  10. , Н.Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова. 2-е изд., испр. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 895 с. — (Язык. Семиотика. Культура).
  11. , А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика Текст.: автореф. дисс.. д-ра филол. наук: 10.02.19 / А. П. Бабушкин. -Воронеж, 1998.-41 с.
  12. , Ш. Французская стилистика. Пер. с франц. Текст. / Ш. Балли. -М.: Изд-во иностр. лит., 1961. 369 с.
  13. , А.Н. Очерк когнитивной теории метафоры Текст. / А. Н. Баранов // Баранов А. Н., Караулов Ю. Н. Русская политическая метафора. Материалы к словарю. М.: Институт русского языка АП СССР, 1991.-С. 184−193.
  14. , А.Н. О типах сочетаемости метафорических моделей Текст. / А. Н. Баранов // Вопросы языкознания. 2003. — № 2. — С. 73−94.
  15. , А.Н. Когнитивная теория метафоры : почти двадцать лет спустя. Предисловие редактора Текст. / А. Н. Баранов // Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: УРСС, 2004а. -С. 7−21.
  16. , А.Н. Метафорические грани феномена коррупции Текст. / А. Н. Баранов // Общественные науки и современность. 20 046. -№ 2. — С. 70−79.
  17. , А.Н., Караулов, Ю.Н. Русская политическая метафора. Материалы к словарю Текст. / А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов. М.: Институт русского языка АН СССР, 1991. — 193 с.
  18. , Б.Х. Особенности радиоречи Текст. / Б. Х. Бгажноков // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации / Под ред. A.A. Леонтьева. М.: Наука, 1974. — С. 66−80.
  19. , Е.Г. Применимо ли понятие концептуализации к тексту Текст. / Е. Г. Беляевская // Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторство: Сб. в честь Е. С. Кубряковой. М.: Языки славянских культур, 2009. — С. 178−186.
  20. , М.М. Метафора в раннем поэтическом творчестве Т.С. Элиота Текст. / М. М. Бент // Филологические науки. 2006. — № 4. — С. 96 104.
  21. , М.К. О понятиях «текст» и «дискурс» Текст. / М. К. Бисималиева // Филологические науки. 1999. — № 2. — С. 78−85.
  22. , М. Метафора. Пер. с анг. Текст. / М. Блэк // Теория метафоры / Общ. ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. -С. 153−172.
  23. , H.H. Когнитивная семантика : Курс лекций по английской филологии Текст. / H.H. Болдырев. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001.- 123 с.
  24. Большакова, J1.C. Метафора в англоязычном поли кодовом тексте: на материале британских и американских музыкальных видеоклипов Текст.: автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / JI.C. Большакова. Самара, 2008. — 23 с.
  25. , Х.Л. Поиски Авероэсса. Пер. с исп. Текст. / X.JI. Борхес // Проза разных лет: сборник / Сост. и предисл. И. Тертерян. М.: Радуга, 1989.-С. 155−160.
  26. , М.П. Стилистика немецкого языка Текст.: учебник для студентов институтов и факультетов иностранных языков / М.П. Брандес- под ред. В. М. Завьяловой. М.: Высшая школа, 1983. -271 с.
  27. , Э.В. Метафора в политической коммуникации Текст. / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов. М.: Флинта- Наука, 2008. — 248 с.
  28. , Э.В. Когнитивная метафора и политический дискурс : методологические вариации Текст. / Э. В. Будаев. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oleshov.info-tag.ru/doc/120.doc
  29. , К.И. Язык газеты Текст. / К. И. Былинский // Избранные труды / Сост. K.M. Накорякова. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 304 с.
  30. , Т.А. Стратегия исследования кинофильма : методологический аспект Текст. / Т. А. Вархотов // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. М.: Академический проспект- Альма Матер, 2008. -С. 557−566.
  31. , JT.M. О понятиях и терминах когнитивной лингвистики Текст. / JI.M. Васильев // Исследования по семантике. Уфа: РИО БашГУ, 2004. — С. 10−18.
  32. , А. Семантические универсалии и описание языков Текст. /
  33. A. Вежбицкая. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. — 776 с.
  34. , Т.С. Зооморфная, фитоморфная и антропоморфная метафора в современном политическом дискурсе Текст.: автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Т. С. Вершинина. Екатеринбург, 2002.-24 с.
  35. , Т.О. Культура языка Текст. / Т. О. Винокур. М.: Лабиринт, 2006.-256 с.
  36. , М.Н. Язык СМИ основное средство воздействия на массовое сознание Текст. / М. Н. Володина // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. -М.: Академический проспект- Альма Матер, 20 086. — С. 6−24.
  37. Гак, В. Г. Опыт применения сопоставительного анализа к изучению структуры значения слова Текст. / В. Г. Гак // Вопросы языкознания. -1966.-№ 2.-С. 97−105.
  38. Гак, В.Г. К проблеме общих семантических законов Текст. / В. Г. Гак // Общее и романское языкознание. -М.: Наука, 1972. С. 144−157.
  39. Гак, В. Г. Метафора: универсальное и специфическое Текст. /
  40. B.Г. Гак // Метафора в языке и тексте / Отв. ред. В.Н. Телия- АН СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1988. — С. 11−26.
  41. , В.И. К становлению «когнитивной грамматики» Текст. / В. И. Герасимов // Современные зарубежные грамматические теории: Сб. науч.-аналит. обзоров. М.: ИНИОН, 1985. — С. 213−250.
  42. Гик, Е. Я. Популярная история спорта Текст. / Е. Я. Гик, Е. Ю. Гупало. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. 448 с.
  43. , О.И. Логика метафорических преобразований Текст. / О. И. Глазунова. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.philology.ru/linguisticsl/glazunova-00.htm
  44. , А.Г. Проблемы разговорности в специальной лексике : на материале немецкого языка футбола Текст.: дисс.. д-ра филол. наук: 10.02.04 / А. Г. Голодов. Москва, 2006. — 518 с.
  45. , Б.Р. История физической культуры и спорта Текст.: учебное пособие для студентов вузов / Б. Р. Голощапов. 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2005. — 312 с.
  46. , С.К. Дискурс-анализ в свете синергетического видения Текст. / С. К. Гураль. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. — 176 с.
  47. , Е.И. Спортивная терминология в лингвокогнитивном аспекте Текст.: автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.19 / Е. И. Гуреева. -Челябинск, 2007. 24 с.
  48. , С.С. Упорядоченность научной теории и языковые метафоры Текст. / С. С. Гусев // Метафора в языке и тексте / Отв. ред. В.Н. Телия- АН СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1988. — С. 119−133.
  49. , Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Сб. работ. Пер. с англ. Текст. / Т. А. ван Дейк- Составление В. В. Петрова- Вступ. ст. Ю. Н. Караулова, В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1989. — 310 с.
  50. , В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода Текст. / В. З. Демьянков // Вопросы языкознания. 1994. — № 4. — С. 17−33.
  51. , В.З. Фрейм Текст. / В. З. Демьянков // Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. — С. 187−189.
  52. , В.З. Семиотика событийности в СМИ Текст. / В. З. Демьянков // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. М.: Академический проспект- Альма Матер, 2008. — С. 71−85.
  53. , Е.А. Тексты технической рекламы, их семантико-синтаксическая и прагматическая характеристики (на материале английского языка) Текст.: автореф. дисс. .канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. А. Долуденко. Пятигорск, 1998. — 17 с.
  54. , И.М. Язык кино Текст. / И. М. Дубровина // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. М.: Академический проспект- Альма Матер, 2008. -С. 567−575.
  55. , A.A. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов Текст. / A.A. Кибрик // Вопросы языкознания. 2009. -№ 2.-С. 3−21.
  56. , A.A. Функционализм и диску рсивно-ориентированные исследования Текст. / A.A. Кибрик, В. А. Плунгян // Фундаментальные направления современной американской лингвистики: Сб. обзоров. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. С. 307−323.
  57. , Ю.Н. Метафорическое моделирование современного немецкого спортивного дискурса Текст. / Ю. Н. Кириллова // Язык: Мультидисциплинарность научного знания: Научный альманах / под ред. О. В. Труновой. Барнаул: АлтГПА, 2009. — С. 83−89.
  58. , Ю.Н. Концептуальная сфера «спорт» как источник метафорической экспансии (на материале немецких печатных СМИ) Текст. / Ю. Н. Кириллова // Мир науки, культуры, образования: научный журнал. 20 106. — № 6 (25). — С. 52−56.
  59. , Ю.Н. Тематическая группа «спорт» как источник семантических трансформаций Текст. / Ю. Н. Кириллова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2011. -№ 7.-С. 237−244.
  60. , Н.И. Особенности публицистического стиля Текст. / Н. И. Клушина // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. М.: Академический проспект- Альма Матер, 2008. — С. 479−495.
  61. , И.М. Лингвистическая семантика Текст.: учебник / И. М. Кобозева. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 352 с.
  62. , И.М. Лингвопрагматический аспект анализа языка СМИ Текст. / И. М. Кобозева // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. М.: Академический проспект- Альма Матер, 2008. — С. 221−236.
  63. , И.Г. Русская спортивная лексика : Структурно-семантическое описание Текст.: автореф. дисс.. д-ра филол. наук: 10.02.01 / И. Г. Кожевникова. Воронеж 2004. — 39 с.
  64. , H.A. Метафора в поэтическом тексте Текст. / H.A. Кожевникова // Метафора в языке и тексте / Отв. ред. В.Н. Телия- АН СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1988. — С. 145−165.
  65. , А.Н. Функциональные типы русской речи Текст.: учебное пособие для студентов филологических специальностей университетов / А. Н. Кожин. М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
  66. , Е.В. Метафорическое моделирование действительности в русском и английском экономическом дискурсе Текст.: дисс.. канд. филол. наук: 10.02.20 / Е. В. Колотнина. Екатеринбург, 2001. — 246 с.
  67. , Т.А. Речевые стереотипы и речевое поведение Текст. / Т. А. Комова // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. М.: Академический проспект- Альма Матер, 2008. — С. 284−294.
  68. , В.П. Социология коммуникации Текст.: учебник / В. П. Конецкая. М.: Международный университет Бизнеса и Управления «Братья Карич», 1997. — 302 с.
  69. , В.Г. Русский язык на газетной полосе : некоторые особенности языка современной газетной публицистики Текст. / В. Г. Костомаров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 265 с.
  70. , В.Г. Языковой вкус эпохи : Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа Текст. / В. Г. Костомаров. М.: Педагогика-пресс, 1994.-47 с.
  71. , A.B. О традициях, языкознании и когнитивном подходе Текст. / A.B. Кравченко // Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторство: Сб. в честь Е. С. Кубряковой. М.: Языки славянских культур, 2009. — С. 51−65.
  72. , H.A. Оценочная лексика в рекламном тексте (на материале немецкоязычной прессы) Текст. / H.A. Красавский // Номинация и дискурс. Рязань: Изд-во Рязан. гос. пед. ун. та, 1999. — С. 44−47.
  73. , В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации : Курс лекций Текст. / В. В. Красных. М.: Гнозис, 2001. — 270 с.
  74. , Л.П. О языке радиопередачи Текст. / Л.П. Крысин- Под ред. проф. Д. Э. Розенталя. -М.: Наука, 1967. 52 с.
  75. , Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма : лингвистика психология — когнитивная наука Текст. / Е. С. Кубрякова // Вопросы языкознания. — 1994. — № 4. — С. 34−47.
  76. , Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) Текст. / Е. С. Кубрякова // Язык и наука конца 20 века / Под ред. Ю. С. Степанова. М.: Росс. гос. гуманит. ун-т, 1995. — С. 144−238.
  77. , Е.С. Концепт Текст. / Е. С. Кубрякова // Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. — М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. С. 90−93.
  78. , Е.С. Язык и знание : На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира Текст. / Е. С. Кубрякова / Рос. академия наук. Ин-т языкознания. М. :
  79. Языки славянской культуры, 2004. 560 с. — (Язык. Семиотика. Культура).
  80. Культура русской речи Текст.: учебник для вузов / Под ред. проф. J1.K. Граудиной и проф. E.H. Ширяева. М.: Норма, 2000. — 560 с.
  81. , О.Н. Метафорология : теоретические аспекты. Ч. 1. Текст. / О. Н. Лагута. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2003. — 113 с.
  82. , О.Н. Метафорология : теоретические аспекты. Ч. 2. Текст. / О. Н. Лагута. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2003. — 207 с.
  83. , Дж. Метафоры, которыми мы живем. Пер. с англ. Текст. / Дж. Лакофф, М. Джонсон- под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: УРСС, 2004. — 254 с.
  84. , М.Н. Семантическая деривация в когнитивном аспекте : На материале английского языка Текст.: дисс.. д-ра филол. наук: 10.02.04. / М. Н. Лапшина. Санкт-Петербург, 1996. — 331 с.
  85. , А.Э. Горизонты развития неологии XXI века / А. Э. Левицкий // Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторство: Сб. в честь Е. С. Кубряковой. М.: Языки славянских культур, 2009. — С. 350 — 364.
  86. , A.A. Психология воздействия в массовой коммуникации Текст. / A.A. Леонтьев // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. М.: Академический проспект- Альма Матер, 20 086. — С. 133−145.
  87. , Т.И. Спортивная и игровая метафора в немецком политическом дискурсе Текст.: автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Т. И. Литвинова. Воронеж, 2008, — 24 с.
  88. , М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе Текст. / М. Л. Макаров. Тверь: Тверск. гос. ун-т, 1998. — 200 с.
  89. , A.A. Немецкая спортивная метафорика : На материале современной немецкоязычной печати Текст.: автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / A.A. Макеева. Москва, 2006. — 21 с.
  90. , В.А. Когнитивная лингвистика Текст.: учеб. пособие / В. А. Маслова. 2-е изд. — М.: ТетраСистемс, 2005. — 256 с.
  91. Метафора в языке и тексте Текст. / В. Г. Гак, В. Н. Телия, Е. М. Вольф и др.- Отв. ред. В.Н. Телия- АН СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1988.- 176 с.
  92. , A.B. Вторичная номинация в отраслевых терминологиях : На примере терминологии физической культуры и спорта Текст.: дисс.. канд. филол. наук: 10.02.01 / A.B. Милюк. Краснодар, 2004. — 169 с.
  93. Мирзоев, 3. Спортивная терминология в таджикском и английском языках Текст.: дисс.. канд. филол. наук: 10.02.20 / 3. Мирзоев. -Душанбе, 2005. —202 с.
  94. , В.В. Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры Текст. / В. В. Миронов // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. -М.: Академический проспект — Альма Матер, 2008. С. 295−315.
  95. , М.В. О семантике метафоры Текст. / М. В. Никитин // Вопросы языкознания. 1979. -№ 1. — С. 91−102.
  96. , М.В. Концепт и метафора Текст. / М. В. Никитин // Studia Linguistica. Проблема теории европейских языков. СПб.: Тригон, 2001а.-Вып. 10.-С. 16−35.
  97. , М.В. Метафорический потенциал слова и его реализация Текст. / М. В. Никитин // Проблемы теории европейских языков. Studia Linguistica 10. СПб: Тригон, 20 016. — С. 36−50.
  98. , М.В. Метафора : уподобление vs. интеграция концептов Текст. / М. В. Никитин // С любовью к языку: Сб. научных трудов. -Москва Воронеж: Изд-во ИЯ РАН, Воронежских гос. ун-т, 2002. — С. 255−269.
  99. , М.В. Развернутые тезисы о концептах Текст. / М. В. Никитин // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. — № 1. — С. 53−64.
  100. Общая риторика. Пер. с фр. Текст. / Ж. Дюбуа [и др.]- общ. ред. и вступ. ст. А. К. Авеличева. М.: Прогресс, 1986. — 392 с.
  101. , Е.О. Исследование метафоры в последней трети XX века Текст. / Е. О. Опарина // Лингвистические исследования в конце XX века: Сб. обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2000. — С. 186−204.
  102. , В.В. Метафора : от семантических представлений к когнитивному анализу Текст. / В. В. Петров // Вопросы языкознания. -1990. -№ 3.~ С. 37−50.
  103. , Ю.К. Речевое воздействие в рекламе Текст. / Ю. К. Пирогова. М.: Изд-во Моск. гос. лингвистического ун-та, 1996. — 114 с.
  104. , В.А. Текст и дискурс : к вопросу о содержании лингвистических понятий Текст. / В. А. Пищальникова // Русский язык в школе. 2008. — № 8. — С. 60−66.
  105. , О.В. Средства массовой информации и культуры речи Текст. / О. В. Платонова, С. И. Виноградов / Культура русской речи: учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиновой и проф. E.H. Ширяева. М.: Издательство НОРМА, 2000. — С. 238−280.
  106. , Р.В. Русская спортивная терминология : На материале баскетбольной терминосистемы Текст.: автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Р. В. Попов. Северодвинск, 2003. — 24 с.
  107. , З.Д. Когнитивная лингвистика Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. М.: ACT: Восток — Запад, 2007. — 314 с. -(Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия).
  108. , З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Изд. 2. — Воронеж: Изд-во «Истоки», 2002. — 192 с.
  109. , В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека Текст. / В. И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира / Под ред. Б. А. Серебренникова и др. М.: Наука, 1988.-С. 8−69.
  110. , Е.В. Спортивная терминология в коммуникативном аспекте : Лексика фигурного катания Текст.: автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Е. В. Птушкина. Ростов-на-Дону, 1997. — 24 с.
  111. , A.A. Метафорический образ СССР/России в американском политическом дискурсе второй половины XX начала XXI веков Текст.: автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / A.A. Пшенкин. — Барнаул, 2006. — 23 с.
  112. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации Текст. / Е. Ф. Тарасов и др.- отв. ред. Ф. М. Березин, Е. Ф. Тарасов. М.: Наука, 1990.- 135 с.
  113. , Э.Г. Стилистика немецкого языка = Deutsche Stilistik Текст.: учебник для студентов институтов и факультетов иностранных языков / Э. Г. Ризель, Е.И. Шендельс- под ред. В. М. Завьяловой. М.: Высшая школа, 1975.-316 с.
  114. , А. Философия риторики. Пер. с англ. Текст. / А. Ричарде // Теория метафоры / Вступ. ст., сост. Н.Д. Арутюновой- Общ. ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. — С. 44−67.
  115. , Е.В. Новое в лексике немецкого языка Текст.: пособие для учителей / Е. В. Розен. Изд. 2-е. — М.: Просвещение, 1976. — 174 с.
  116. , Е.В. Новые слова и устойчивые словосочетания в немецком языке Текст.: книга для учителя / Е.В. Розен- под ред. у Р. И. Зелянина. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  117. , Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика Текст. / Д. Э. Розенталь. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. -384 с.
  118. , A.C. Терминологическая система «Футбол» в русском языке Текст.: автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.01 / A.C. Рылов. -Нижний Новгород, 1998. 20 с.
  119. , А.Б. Метафорические модели с агрессивным прагматическим потенциалом в политическом нарративе «Российские федеральные выборы (1999 2000 гг.)» Текст.: автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.01 / А. Б. Ряпосова. — Екатеринбург, 2002.-22 с.
  120. , И.П. Реализация лексической креативности в современной прессе (на материале немецкого языка) Текст.: монография / И. П. Савицкий. Барнаул: АлтГПА, 2010. — 311 с.
  121. , A.C. Когнитивная лингвистика и семиотика Текст. / A.C. Самигуллина // Вопросы языкознания. 2007. — № 3. — С. 11−24.
  122. , К.Ф. Структура устного дискурса и становление языковой личности : Грамматический и прагматический аспекты Текст. / К. Ф. Седов. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1998. — 112 с.
  123. , П. Как читают тексты во Франции. Пер. с фр. и португ. Текст. / П. Серио // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса / Общ. ред. П. Серио. М.: Прогресс, 1999. — С. 12−54.
  124. , Г. Н. Метафора в системе языка Текст. / Г. Н. Скляревская- Отв. ред. Д.Н. Шмелев- РАН, Ин-т лингв, исслед. -Санкт-Петербург: Наука, 1993. 150 с.
  125. , Г. Я. Стилистика текста Текст.: учебное пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля / Г. Я. Солганик. М.: Флинта: Наука, 1997. — 253 с.
  126. , Г. Я. О языке и стиле газеты Текст. / Г. Я. Солганик // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. М.: Академический проспект- Альма Матер, 2008а. -С. 471−478.
  127. , Г. Я. Стилистика публицистической речи Текст. / Г. Я. Солганик // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. М.: Академический проспект- Альма Матер, 20 086. — С. 456−468.
  128. , Ф. де. Труды по языкознанию. Пер. с фр. Текст. / Ф. де Соссюр. М.: Прогресс, 1977. — 695 с.
  129. , Ю.С. Эмиль Бенвенист и лингвистика на пути преобразований. Вступит, статья Текст. / Ю. С. Степанов // Бенвенист Э. Общая лингвистика. -М.: Прогресс, 1974. С.5−16.
  130. , Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности Текст. /Ю.С. Степанов // Язык и наука конца 20 века / Под ред. Ю. С. Степанова. М.: Росс. гос. гуманит. ун-т, 1995. — С. 3573.
  131. , Ю.С. Константы : словарь русской культуры Текст. / Ю. С. Степанов. М.: Академический Проект, 1997. — 990 с.
  132. , Ю.С. Константы : словарь русской культуры Текст. / Ю. С. Степанов. М.: Академический Проект, 2001. — 990 с.
  133. , И.А. Проблемы анализа структуры значения слова Текст. / И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1979. — 156 с.
  134. , Н.Е. К изучению концепта в курсе лексикологии Текст. / Н. Е. Сулименко // Мир человека и мир языка: серия «Концептуальные исследования». Кемерово, 2003. — С. 17−24.
  135. , Е.Ф. Психолингвистические особенности языка рекламы Текст. / Е. Ф. Тарасов // Язык и стиль массовой информации ипропаганды: Печать, радио, телевидение, докум. кино / Под ред. Д. Э. Розенталя. М.: Изд-во МГУ, 1980. — С. 80−96.
  136. , В.Н. Вторичная номинация и ее виды Текст. / В. Н. Телия // Языковая номинация: (виды наименований) / Академия наук СССР, Институт языкознания- под ред. Б. А. Серебренникова, A.A. Уфимцевой. -М.: Наука, 1977.-С. 129−221.
  137. , В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция Текст. / В. Н. Телия // Метафора в языке и тексте / Отв. ред. В.Н. Телия- АН СССР, Ин-т языкознания. -М.: Наука, 1988а. С. 26−52.
  138. , В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира Текст. / В. Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира / Под ред. Б. А. Серебренникова и др. М.: Наука, 19 886.-С. 173−204.
  139. , Ст. Семантические универсалии. Пер. с англ. Текст. / Ст. Ульман // Новое в лингвистике. Выпуск V. (Языковые универсалии). М.: Прогресс, 1970. — С. 250−299.
  140. , A.A. Слово в лексико-семантической системе языка Текст. / A.A. Уфимцева. М.: Наука, 1968. — 272 с.
  141. , A.A. Опыт изучения лексики как системы : на материале английского языка Текст. / A.A. Уфимцева. M.: URSS, 2010. -286 с. — (Лингвистическое наследие XX века).
  142. , Ю.Б. Моделирующая функция метафоры в агитационно-политических текстах 90-х гг. XX века Текст.: дисс.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Ю. Б. Феденева. Екатеринбург, 1997. — 181 с.
  143. , Л.Н. Контент-анализ в арсенале социологии Текст. / Л. Н. Федотова // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. М.: Академический проспект- Альма Матер, 2008. — С. 237−247.
  144. , Ф.П. Очерки по теории языкознания Текст. / Ф. П. Филин. -М.: Наука, 1982.-336 с.
  145. , З.Е. Слова-хронофакты в языке политических текстов Текст. / З. Е. Фомина // Язык и эмоции. М.: Прогресс, 1999. — С. 207−215.
  146. , P.M. Концепт, категория, прототип Текст. / P.M. Фрумкина // Лингвистическая и экстралингвистическая семантика. Сборник обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1992. — С. 28−43.
  147. , С.А. Метафорический мир спортивного журналистского дискурса : неигровые виды спорта Текст. / С. А. Хахалова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Сер. Филология. Иркутск, 2008. — № 1. — С. 62−67.
  148. , Л.В. Проблема естественности дискурса в межкультурной коммуникации Текст. / Л. В. Цурикова. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. -257 с.
  149. , А. Современные подходы к семантике : сходства и различия в теориях и целях Текст. / А. Ченки // Вопросы языкознания. 1996. -№ 2. — С. 68−78.
  150. , ТВ. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект) Текст.: учеб. пособие / Т. В. Чернышова. Барнаул: Изд-во АГУ, 2003. — 177 с.
  151. , А.П. Спортивная метафора в современном российском политическом дискурсе Текст. / А. П. Чудинов // Вестник Воронежского государственного университета: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. — № 2. — С. 26−31.
  152. , А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации Текст.: монография / А. П. Чудинов. Екатеринбург: УрГПУ, 2003а. — 276 с.
  153. , А.П. Россия в метафорическом зеркале : когнитивное исследование политической метафоры (1991 2000) Текст.: монография / А.П. Чудинов- 2-е изд.- Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург: УрГПУ, 20 036. — 238 с.
  154. , А.П. Россия в метафорическом зеркале : когнитивное исследование политической метафоры (1991 2000) Текст.: монография / А. П. Чудинов. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics2/chudinov-01.htm
  155. , А.П. Политическая лингвистика Текст.: учеб. пособие / А. П. Чудинов. 3-е изд. испр. — М.: Флинта: Наука, 2008. — 256 с.
  156. , А.П. Когнитивно-дискурсивная парадигма в политической метафорологии Текст. / А. П. Чудинов // Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторство: Сб. в честь Е. С. Кубряковой. -М.: Языки славянских культур, 2009. С. 544−551.
  157. , С.Г. Категории и концепты в лингвистике Текст. / С. Г. Шафиков // Вопросы языкознания. 2007. — № 2. — С. 3−17.
  158. , H.A. Семантико-функциональная характеристика спортивной лексики в современном английском языке Текст.: автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / H.A. Шафранова. -Пятигорск, 2005. 18 с.
  159. , Е.И. Семи отика политического дискурса Текст.: автореф. дисс.. д-ра филол. наук / Е. И. Шейгал. Волгоград, 2000. — 31 с.
  160. , Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка Текст. / Д. Н. Шмелев. М.: Просвещение, 1964. — 244 с.
  161. , Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях : к постановке проблемы Текст. / Д. Н. Шмелев. М.: Наука, 1977. -253 с.
  162. , Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики Текст. / Д. Н. Шмелев. М.: Мысль, 1973. — 280 с.
  163. Щур, Г. С. Теории поля в лингвистике Текст. / Г. С. Щур- АН СССР, Институт языкознания- под ред. H.H. Барской. М.: Наука, 1974. -253 с.
  164. Язык современной публицистики: сб. статей Текст. / сост. Г .Я. Солганик. 3-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2008. — 232 с.
  165. Язык средств массовой информации Текст.: учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. М.: Академический проспект- Альма Матер, 2008. — 759 с.
  166. , B.C. Культура в мире спорта Текст.: монография / B.C. Якимович. М.: Совет, спорт, 2006. — 164 с.
  167. Aldrich, V.C. Visual metaphor Text. / V.C. Aldrich // The Journal of Aesthetic Education, Vol. 2. 1968. — No. 1. — P. 73−86.
  168. Baldauf, Ch. Metapher und Kognition: Grundlagen einer neuen Theorie der Alltagsmetapher Text. / Ch. Baldauf. Frankfurt am Main: Lang, 1997. -357 S.
  169. Bausinger, H. Deutsch fur Deutsche. Dialekte, Sprachbarrieren und Sondersprachen Text. / H. Bausinger. Frankfurt am Main: FischerTaschenbuch-Verlag, 1986. — 169 S.
  170. Bertram, A. Deutsche Turnsprache- Einheitliche Ubungsbezeichnungen im Geratturnen nach Beschlussen des Deutschen Turner-Bundes Text. / A. Bertram. Frankfurt am Main: Limpert, 1967. — 160 S.
  171. Beyer, E. Die amerikanische Sportsprache Schorndorf bei Stuttgart Text. / E. Beyer. Schorndorf bei Stuttgart: Hofmann, 1960. — 108 S.
  172. Born, J. Sportsprache in der Romania Text. / J. Born, M. Lieber. Wien: Praesens-Verl. 2008. — 237 S.
  173. Brandt, W. Sprache des Sports Text. / W. Brandt. Frankfurt am Main: Verlag Moritz Diesterweg GmbH & Co, 1988. -IIIS.
  174. Braun, P. Tendenzen in der deutschen Gegenwartssprache: Sprach Varietaten Text. / P. Braun. 2., verand. und erw. Aufl. — Stuttgart: Kohlhammer, 1987.-260 S.
  175. Bues, M. Die Versportung der deutschen Sprache im 20. Jahrhundert Text. / M. Bues. Greifswald: Adler, 1937. — 103 S.
  176. Burger, H. Sprache der Massenmedien Text. / H. Burger. Berlin/New York: Walter de Gruyter, 1990. — 388 S.
  177. Burger, H. Das Gesprach in den Massenmedien Text. / H. Burger. -Berlin/New York: Walter de Gruyter, 1991. 438 S.
  178. Carstensen, B. Spiegel-Worter, Spiegel-Worte: Zur Sprache eines deutschen Nachrichtenmagazins Text. / B. Carstensen. M unchen: Max Hueber Verlag, 1971, — MOS.
  179. Dankert, H. Sportsprache und Kommunikation: Untersuchungen zur Struktur der Fu? ballsprache und zum Stil der Sportberichterstattung Text. /
  180. H. Dankert. Tubingen: Tubinger Vereinigung fur Volkskunde, 1969. -175 S.
  181. Dietz, M. Der Wortschatz der neueren Leibesubungen Text. / M. Dietz. -Heidelberg: Meister, 1936. 143 S.
  182. Drewer, P. Die kognitive Metapher als Werkzeug des Denkens: zur Rolle der Analogie bei der Gewinnung und Vermittlung wissenschaftlicher Erkenntnisse Text. / P. Drewer. Tubingen: Narr, 2003. — 422 S.
  183. Eckardt, O. Die Sportsprache von Nurnberg und Furth- Eine volkssprachliche Untersuchung Text. / O. Eckardt. Erlangen: Palm & Enke, 1937.-64 S.
  184. Faulstich, W. Grundwissen Medien Text. / W. Faulstich. Munchen: Fink, 1995.-392 S.
  185. Fichard, R. v. Sport und Spiel Text. / R. v. Richard. Berlin: Verlag des Allgemeinen Deutschen Sprachvereins, 1915.-88 S.
  186. Fingerhut, M. Fu? ballberichterstattung in Ost und West: eine diachronische Sprachanalyse Text. / M. Fingerhut. Frankfurt am Main [u.a.]: Lang, 1991.-205 S.
  187. Forceville, Ch. Pictorial Metaphor in Advertisements Text. / Ch. Forceville // Metaphor and Symbolic Activity. 1994. — 9 (1). — P. 129.
  188. Frieling, G. Untersuchungen zur Theorie der Metapher: das Metaphern-Verstehen als sprachlich-kognitiver Verarbeitungsprozes Text. /
  189. G. Frieling. Osnabruck: Rasch, 1996. — 147 S.
  190. Hammelsbeck, O. Die Bedeutung von Sport und Spiel fur die moderne Gesellschaft Text. / O. Hammelsbeck // Sport und Leibeserziehung / Hg. v.
  191. H. Plessner, H.E. Bock u. O. Grupe. Munchen, 1967. — S. 66−81.
  192. Harlass, G. Zum aktuellen deutschen Wortschatz Text. / G. Harlass, H. Vater. Tubingen: Gunter Narr Verlag, 1974. — 221 S.
  193. Haubrich, W. Die Metaphorik des Sports in der deutschen Gegenwartssprache Text. / W. Haubrich. Koln: Universitat Koln, 1963 -296 S.
  194. Haubrich, W. Die Bildsprache des Sports im Deutsch der Gegenwart Text. / W. Haubrich. Schorndorf bei Stuttgart: Hofmann, 1965. — 237 S.
  195. Kalverkamper, H. Orientierung zur Textlinguistik Text. / H. Kalverkamper. Tubingen: Niemeyer, 1981. — 262 S.
  196. Knobbe, T. Linguistische Aspekte der Sportberichterstattung in der britischen Boulevardpresse Text. / T. Knobbe. Siegen: Verlag Univ.-Gesamthochsch. (Siegen, Univ.-GHS). — 1997. — 86 S.
  197. Kramer, R. Fernsehkommentatoren zwischen Spruchblase und Gendankenstrich Text. / R. Kramer // Sprache des Sports / Hg. v. W. Brandt. Frankfurt am Main: Verlag Moritz Diesterweg GmbH & Co, 1988. -S. 58−59.
  198. Kugler, W. Zur Pragmatik der Metapher: Metaphernmodelle und historische Paradigmen Text. / W. Kugler. Frankfurt am Main [u. a.]: Lang, 1984. -236 S.
  199. Kulturelle Vorstellungswelten in Metaphern: metaphorische Stereotypen der deutschen und russischen Medien als Hypertext Text. / Hg. v. Lew N. Zybatow. Frankfurt am Main: Lang, 2006. — 349 S.
  200. Lipczuk, R. Worter fremder Herkunft im deutschen und polnischen Sportwortschatz Text. / R. Lipczuk. Szczecin: Wydawn. Naukowe Uniw. Szczecinskiego, 1999. — 192 S.
  201. Luger, H. Pressesprache Text. / H.-H. Luger. 2., neu bearbeitete Aufl. -Tubingen: Niemeyer, 1995. — 169 S.
  202. Mehl, E. Die Fachsprache der Leibesubungen als «Urkunde deutscher Bildungsgeschichte» Text. / E. Mehl // Muttersprache, 1956. S. 419−431.
  203. Meyn, H. Massenmedien in der Bundesrepublik Deutschland Text. / H. Meyn. Berlin: Ed. Colloquium, 1994. — 242 S.
  204. Onysko, A. English in modern sports and its repercussions on German: a perspective on Anglicisms Text. / A. Onysko. Essen: Verl. Die Blaue Eule, 2001.-69 S.
  205. Osthus, D. Metaphern im Sprachenvergleich: eine kontrastive Studie zur Nahrungsmetaphorik im Franzosischen und Deutschen Text. / D. Osthus. -Frankfurt am Main [u.a.]: Lang, 2000. 375 S.
  206. Pfandler, O. Wortschatz der Sportsprache Spaniens Text. / O. Pfandler. -Bern: Francke, 1954. 132 S.
  207. Purer, H. Einfuhrung in die Publizistikwissenschaft: Systematik. Fragestellungen. Theorieansatze. Forschungstechniken Text. / H. Purer. -5., Uberarb. Aufl. Munchen: Olschlager, 1993. — 205 S.
  208. Purer, H. Medien in Deutschland. Band 1. Presse Text. / H. Purer, J. Raabe. -Munchen: Olschlager, 1994. -569 S.
  209. Recke, P. Die franzosische Sportsprache Text. / P. Recke. Schorndorf bei Stuttgart: Hofmann, 1971. — 101 S.
  210. Samii, K. Eine kognitiv-linguistische Analyse sprachlicher Bilder in der Sportberichterstattung von deutschen Zeitungen: Kreativitat und Routine im Umgang mit Metaphern Text. / K. Samii. Roma: Ist. Italiano di Studi Germanici, 2006. — 212 S.
  211. Schiefer, M. Die metaphorische Sprache in der Medizin: metaphorische Konzeptualisierungen in der Medizin und ihre ethischen Implikationen untersucht anhand von Arztbriefanalysen Text. / M. Schiefer. Wien: Lit, 2006. — 249 S.
  212. Schneider, P. Sprache des Sports: Terminologie und Prasentation in Massenmedien Text. / P. Schneider. Dusseldorf: Padagogischer Verlag Schwann, 1974.-517 S.
  213. , J. «Bild» sagt, wie es ist! Text. / J. Stave // Muttersprache, 1958. S. 230−238.
  214. Theorie der Metapher Text. / Hg. v. A. Haverkamp. 2., um e. Nachw. zur Neuausg. und e. bibliogr. Nachtr. erg. Aufl. — Darmstadt: Wiss. Buchges., 1996.-512 S.
  215. Trier, J. Der deutsche Wortschatz im Sinnbezirk des Verstandes. Von den Anfangen bis zum Beginn des 13. Jahrhunderts Text. / J. Trier. 2 Aufl. -Winter: Heidelberg, 1973. — 347 S.
  216. Turner, M. Conceptual Integration and Formal Expression Text. / M. Turner, G. Fauconnier // Metaphor and Symbolic Activity. 1995. -Vol. 10.-№ 3.-P. 183−203.
  217. Urbanek, F. Gutes Deutsch heute: Vorsto? e und Versto? e der deutschen Gegenwartssprache gemessen an der Sprachnorm 2000 Text. / F. Urbanek. — 1. Aufl. — Paderborn: IFB-Verl., 2002. — 140 S.
  218. Vollmert-Spiesky, S. Vergleichende Untersuchung der Lexik des Fu? ballspiels im Russischen, Polnischen und Deutschen: ein Beitrag zur Eurolinguistik Text. / S. Vollmert-Spiesky. Wiesbaden: Harrassowitz, 1996.-482 S.
  219. Wenghoffer, P. Die Tennisfachsprache Deutsch-Schwedisch im kontrastiven Vergleich: Untersuchungen zur Struktur eines Sportfachwortschatzes und zu seinem situativen Gebrauch Text. / P. Wenghoffer. Hamburg: Kovac, 1998.-289 S.
  220. Zeidler, J. Die deutsche Turnsprache bis 1819 Text. / J. Zeidler. Halle: Max Niemeyer Verlag, 1942. — 139 S.
  221. Zielke, I. Text und Metapher: Studien zur Prosa Ivan Bunins Text. / I. Zielke. Hamburg: Kovac, 2001. — 194 S.
  222. Zinken, J. Imagination im Diskurs. Zur Modellierung metaphorischer
  223. Kommunikation und Kognition Text.: Dissertation zur Erlangung derj
  224. Wurde eines Doktors im Fach Linguistik / J. Zinken. Bielefeld: Universitat Bielefeld, 2002. — 257 S.
  225. , О.С. Словарь лингвистических терминов Текст. / О. С. Ахманова. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 576 с.
  226. , А.Н. Словарь русских политических метафор Текст. /
  227. A.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов- Российская акад. наук, Ин-т русского яз. М.: Помовский и партнеры, 1994. — 330 с.
  228. , А.Н. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник Текст. / А. Н. Блеер, Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. М.: Издательский ценрт «Академия», 2010. — 464 с.
  229. , С.М. Немецко-русский спортивный словарь. Около 30.000 терминов Текст. / С. М. Вайцеховский. М.: Русский язык, 1989.-470 с.
  230. Все о спорте: справочник: в 3 т. Т. 2 [Текст] / сост.
  231. B.В. Кукушкин. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 223 с.
  232. КСКТ. Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996.-245 с.
  233. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / Академия наук СССР, Институт языкознания- гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
  234. Физкультура и спорт Текст.: малая энциклопедия. Пер. с нем. / Предислов. Н. И. Пономарева. М.: Радуга, 1982. — 374 с.
  235. Deutsches Fremdworterbuch Text. / begonnen von H. Schulz, fortgef. von O. Basler. Weitergef. im Institut fur Deutsche Sprache. Berlin: Walter de Gruyter, 1913.-416 S.
  236. Deutsches Universalworterbuch Text. Mannheim/Leipzig/Wien/Zurich: Dudenverlag, 2001. — 1892 S.
  237. Deutsches Worterbuch: 1854−1960 Text. / von J. und W. Grimm. -[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dwb.uni-trier.de
  238. Meyers Gro? es Konversations-Lexikon: ein Nachschlagewerk des allgemeinen Wissens, Band 16 Text. Leipzig: Bibliograph. Inst. 1907. -952 S.
  239. Sanders, D Handworterbuch der deutschen Sprache Text. / von D. Sanders. Leipzig: Bibliogr. Inst., 1912. — 887 S.
  240. Trubners Deutsches Worterbuch Text. / Hrsg. von A. Gotze- Band 1 А -В. Berlin: Walter de Gruyter, 1939. — 482 S.
  241. Berliner Zeitung № 1, 2009
  242. Bild Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bild.de
  243. Emma Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.emma.de
  244. Focus Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.focus.de
  245. Frankfurter Allgemeine Zeitung Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.faz.net
  246. Frankfurter Rundschau Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.fr-online.de
  247. Hamburger Abendblatt Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.abendblatt.de
  248. Handelsblatt Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.handelsblatt.de
  249. Kolnische Rundschau Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rundschau-online.de
  250. Spiegel Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.spiegel.de
  251. O.Stern Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.stern.de
  252. Suddeutsche Zeitung Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www. sueddeutsche .de
  253. Tagesschau Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tagesschau.de
  254. Tagesspiegel Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.archiv.tagesspiegel.de
  255. Welt Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.welt.de
  256. Westdeutsche Zeitung Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.wz.newsline.de
  257. Wienerzeitung.at Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.wienerzeitung.at
  258. Zeit Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.zeit.de
Заполнить форму текущей работой