Актуализация имплицитности художественной детали в текстах психологической прозы: На материале английского психологического рассказа XX века
Диссертация
Структурированная определенным образом в соответствии с авторской интенцией семантическая организация текста способствует выдвижению детали в качестве текстового сигнала. Благодаря такому построению деталь приобретает большую смысловую нагрузку. Использование принципов выдвижения помогает сфокусировать внимание читателя на этом элементе текста. С помощью определенного выбора и размещения значимых… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КАК ТЕКСТОВАЯ КАТЕГОРИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ
- 1. 1. Текст как целостное семантическое пространство
- 1. 1. 1. Коммуникативная природа текста
- 1. 1. 2. Стилистика декодирования художественного текста
- 1. 1. 3. Художественный образ как средство создания цельности текста
- 1. 2. Особенности жанра психологической прозы
- 1. 2. 1. Функционально-прагматические особенности художественных текстов психологической прозы
- 1. 2. 2. Субъективный характер интерпретации текста психологической прозы
- 1. 1. Текст как целостное семантическое пространство
- 2. 1. Понятие смысла в современной лингвистике
- 2. 1. 1. Соотношение эксплицитного и имплицитного характера представления художественного образа в тексте
- 2. 1. 2. Механизм проявления импликации и способы ее реализации в тексте
- 2. 2. Лингвистический подход в изучении имплицитности
- 2. 2. 1. Различные виды импликации в тексте художественного произведения
- 2. 2. 2. Различные степени имплицитности представления информации
- 2. 2. 3. Отличительные признаки понятий имплицитность и импликация
- 2. 2. 4. Импликация и другие виды подразумевания в тексте
- 2. 3. Роль подтекста в художественном тексте
- 2. 3. 1. Способы формирования подтекста
- 2. 3. 2. Функции подтекста в формировании художественного текста
- 3. 1. Художественная деталь — компонент текстовой структуры
- 3. 1. 1. Различные подходы в типологизации художественной детали
- 3. 1. 2. Художественная деталь — составная часть образа
- 3. 2. Особенности функционирования художественной детали в текстах психологической прозы
- 3. 2. 1. Ипликативный потенциал художественной детали
- 3. 3. Языковые средства актуализации имплицитности посредством художественной детали
- 3. 3. 1. Семантический повтор — прием повышения импликативного потенциала художественной детали
- 3. 3. 2. Актуализация импликативного потенциала художественной детали на синтаксическом уровне
- 3. 4. Различные степени имплицитности художественной детали
- 3. 4. 1. Художественные детали низкой степени имплицитности
- 3. 4. 2. Средняя степень имплицитности художественной детали
- 3. 4. 3. Высокая степень имплицитности художественной детали
Список литературы
- Авраменко С.Р. Интерпретация текста и подтекст / С. Р. Авраменко // Понимание как усмотрение и построение смыслов. 1. часть. — Тверь, 1996.-С. 95−110.
- Азнаурова Э.С. Очерки по стилистике слова / Э. С. Азнаурова. Ташкент: Фан, 1973.-405 с.
- Азнаурова Э.С. Прагматика художественного слова / Э. С. Азнаурова -Ташкент: Фан, 1988.-122 с.
- Акимова И.И. Средства выражения имплицитной информации в художественном дискурсе. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / Е. Н. Акимова М., 1997. — 208 с.
- Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса / О. В. Александрова. М.: Высш. школа, 1984. -210 с.
- Алексеев А .Я. Об имплицитной информации структурных единиц языка / А. Я. Алексеев // Функциональная характеристика языковых единиц и категорий: Сб. науч. тр. Днепропетровск: Днепропетр. гос. ун-т, 1988. -С. 4−7.
- Аллен Дж. Ф., Перро Р. Выявления коммуникационного намерения, содержащегося в высказывании / Дж. Ф. Аллен, Р. Перро // Н.З.Л.- М.: Прогресс, 1986. Вып. XVII. — С. 322−362.
- Амиров А.Т. Имплицитность как текстовая категория / А. Т. Амиров // Грамматика и перевод: Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 308-М&bdquo- 1988. — С.91−97.
- Ю.Арнольд И. В. Импликация как прием построения текста и предметфилологического изучения / И. В. Арнольд // Вопросы языкознания (ВЯ).-1982.-№ 4.- С. 83−91.
- П.Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертестуальность: Сб. ст. И. В. Арнольд / И. В. Арнольд СПб: Изд-во С.-Петер. ун-та, 1999. — 443 с.
- Арнольд И.В. Статус импликации в системе текста / И. В. Арнольд // Интерпретация художественного текста в языковом ВУЗе: Межвуз. сб. науч. тр. Л., 1983. — С. 3−14.
- И.Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов / И. В. Арнольд 5-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2002. -384 с.
- Арутюнова Н.Д. Номинация и текст / Н. Д. Арутюнова // Языковая номинация. 4.2. М.: Наука, 1977. — С. 304 -356.
- Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл (логико-семантические проблемы)/ Н. Д. Арутюнова // Лингвистическое наследие XX века. М.: Едиториал УРСС, 2002.- 383 с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова М.: Сов. Энцикл., 1966. — 640 с.
- Ахманова О.С. «Вертикальный контекст» как филологическая проблема / О. С. Ахманова, И. В. Гюббинет // Вопросы языкознания (ВЯ) 1977.- № 3. — С 47−54.
- Аширова Ю.Л. Художественная деталь как маркер подтекста в оригинале и переводе англоязычных текстов / Ю. Л. Аширова, Е. И. Коломейцева // Изв. АНТССР. Сер. Филология. — 1990. — № 4. — С. 12−17.
- Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильев, Ю. В. Казарин. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2000.- 533 с.
- Багдасарян В.Х. Проблема имплицитного (логико-методологический анализ) / В. Х. Багдасарян. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1983. -138 с.
- Баженова И.С. Коннотация и создание эмоционального подтекста / И. С. Баженова // Коннотативные аспекты семантики в немецкой лексике и фразеологии. Калинин: КГУ, 1987. — С. 12−18.
- Балли Ш. Французская стилистика / Ш. Балли // Под. ред. Е. Г. Эткинда. -М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961, 394 с.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. / Р. Барт М.: Прогресс, 1994.-616 с.
- Барт Р. Основы семиологии// Структурализм: «за» и «против» / Р. Барт /Под. Ред. Е. Я. Басина и М. Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975. — С. 114 163.
- Бассин Ф.В. и др. О проявлении активности бессознательного в художественном творчестве / В. Ф. Бассин // Вопросы философии. 1978.-№ 2. — С. 57−69.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин М.: Искусство, 1979. — 444с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин М.: Советская Россия, 1979. — 318 с.
- Беллерт И. Об одном условии связности текста / И. Беллерт // НЗЛ.- М.: Прогресс, 1978.- Вып. 8. С. 172−207.
- Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста / В. П. Белянин. М.: МГУ, 1988. -122 с.
- Березняк М. А. Типы и функции художественной детали в англоязычной прозе: Автореф. дисс. .канд. филол. наук / М. А. Березняк Одесса, 1986. -21 с.
- Блохинская Л.О. Моделирование подтекста в лингвистическом описании художественного текста / Л. О. Блохинская //Акт. проблемы сопоставит, языкознания и межкульт, комм-ции. Т.2. — Уфа, 1999. — С. 19−21.
- Блэк М. Метафора // Теория метафоры / М. Блэк. М.: Прогресс, 1990. — С. 153 -173.
- Богин Г. И. Субстанциональная сторона понимания текста / Г. И. Богин -Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1993. -507 с.
- Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл / А. В. Бондарко -JL: Наука, 1978.- 175 с.
- Брудный А.А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. М.: Лабиринт, 1998. — 334 с.
- Брудный А.А. Подтекст и элементы внетекстовых знаковых структур / А. А. Брудный // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации).- М.: Наука, 1976. С. 152−158.
- Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика / Л. М. Васильев М.: Высш. школа, 1990. — 175 с.
- Вардуль И.Ф. К вопросу о явлении эллипсиса / И. Ф. Вардуль // Инвариантные синтаксические значения и структура предложения.- М.: 1969. С. 36−40.
- Вейзе А.А. Подтекст в художественном произведении / А. А. Вейзе // Методика преподавания иностранных языков в школе и вузе. -Ульяновск: УГПИ, 1976. Вып.1. — С. 45−53.
- Вербицкая О.М. Текстообразующий потенциал когезий в структурно-смысловой организации текста: Автореф. дисс. канд.филол. наук / О. М. Вербицкая М., 2001, — 23 с.
- Ветошкин А. А Подтекст как выразительное средство языка: Автореф. дисс. канд. филол. наук / А. А. Ветошкин М., 2001. — 20 с.
- Виноградов В.В. О языке художественной прозы / В. В. Виноградов М.: Наука, 1980.-360 с.
- Виноградов В. В. Современный русский язык / В. В. Виноградов.- Вып. 1.-М., 1938.-267 с.
- Винокур Г. О. Закономерности стилистического использования языковых единиц / Г. О. Винокур М., 1980. -237 с.
- Вольперт Р.Х. Лингвистическая основа подтекста / Р. Х. Вольперт // Системный и функциональный анализ языка: Межвуз.сб. науч. тр. Рига: Латв. гос. ун-т, 1987. — С. 32 — 39.
- Гадамер Г.-Х. Истина и метод / Г.-Х. Гадамер М.: Прогресс., 1988.- 699 с.
- Гак В.Г. О семантической организации текста / В. Г. Гак // Лингвистика текста. Мат-лы науч. конф. 4.1. -М., 1974. С. 61−66.
- Гак В. Г. Языковые преобразования / В. Г. Гак М.: Языки русской культуры, 1997.-763с.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин М.: Наука, 1981.- 139 с.
- Гарипов Р. К. Особенности категоризации именных единиц в пределах СФЕ: Автореф. дисс. канд.филол. наук / Р. К. Гарипов Уфа, 1999. — 48 с.
- Гениева Е.Ю. Джеймс Джойс / Е. Ю. Гениева // J. Joyce. Dubliners. А Portrait of the Artist as a Young Man/ M.: Progress Publishers, 1982. — C. 738.
- Гениева E. Ю. Художественная проза Д. Джойса: Автореф. дисс. .канд. филол. наук /Е.Ю. Гениева М., 1972. — 26 с.
- Грайс Г. П. Логика и речевое общение / Г. П. Грайс // НЗЛ. Вып. 16.-Лингвистическая прагматика / Под. ред. Е. В. Падучевой. — М.: Прогресс, 1985.-С. 217- 237.
- Гузар З.П. Художественная деталь в произведениях Ивана Франко бориславского цикла: Автореф. дис. канд. филол. наук / З. П. Гузар. -Львов, 1970. -30 с.
- Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. М.: Прогресс, 1984.-397 с.
- Гуссерль Э. Феноменология / Э. Гуссерль. М.: РИГЛогос, 1994. — Т. 1. -162 с.
- Данилова Е.В. Психолингвистический анализ восприятия художественного текста в разных культурах: Дисс.. .канд. филол. наук / Е. В. Данилова. М. 2001.-163 с.
- Дари А.С. Импликация, эллипсис и другие смежные явления / А. С. Дари. Кишинев: Штиинца, 1986. — 62 с.
- Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1989. -312 с.
- Денисова O.K. Некоторые способы организации подтекста в художественной речи / O.K. Денисова, E. JL Донская // Проблемы лингвистического анализа текста. Иркутск: ИГПУ, 1980. — С. 34−42.
- Добин Е. Искусство детали: Наблюдения и анализ / Е. Добин. Л., 1975.190 с.
- Долинин К.А. Интерпретация текста / К. А. Долинин. М.: Просвещение, 1985.-288 с.
- Домашнев А.И. Интерпретация художественного текста /А.И. Домашнев, Е. П. Шишкина, Е. А. Гончарова. М.: Просвещение, 1989. — 191 с.
- Донец С.М. Импликативный аспект речевого образа (на мат-ле англ. и амер. художественной прозы XIX—XX вв. в.): Автореф. дисс.. канд. филол. наук / С. М. Донец. М., 1990. -26 с.
- Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст / М. Я. Дымарский. СПб., 1999.- 298 с.
- Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка / Л. Ельмслев. // Новое в лингвистике. Вып. 1. — М., 1960. — С. 264 -389.
- Ермакова Е.В. Подтекст и языковые средства его формирования в драматическом тексте: Дисс. канд. филол. наук/Е.В. Ермакова. -Саратов, 1996. -175 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник речи / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1982. -156 с. Журавлева
- Журавлева Т.В. Особенности организации немаркированных и стилистически маркированных текстов короткого рассказа: Автореф. дис. .канд. филол. наук / Т. В. Журавлева. Иркутск, 1997. -21 с.
- B.Я. Задорнова. -М.: Высш. школа, 1984. 220 с. 89.3вегинцев В.А. О целеоформленности единиц текста / В. А. Звегинцев //
- Изв. АН СССР. Сер. Лит-ры и языка, 1980. — Т.1.-№ 1. — С. 13−21. 90. Звегинцев В. А. Предложение и его отношение к языку и речи / В.А.
- C.Н. Зотов // Текст как объект многоаспектного исследования. С.-Пет. -Ставр., 1998. -Вып. 3, ч. II. — С. 169−173.
- Иванов Вяч. Вс. Семантика возможных миров и филология / Вяч. Вс. Иванов // Проблемы структурной лингвистики. М., Наука, 1982. — С. 75 -128.
- Ижевская Т.И. Становление лингвистических форм и способов внешней характеризации персонажей в художественном тексте: Автореф. дис. .канд. филол. наук/Т.И. Ижевская. -Киев, 1988. -17 с.
- Имплицитность в языке и речи // Отв. ред. Е. Г. Борисова и Ю. С. Мартемьянов. М.: Языки русской культуры, 1999. — 200 с.
- Исаева J1.A. Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте: Дисс.. д.филол. наук / JI.А. Исаева. -Краснодар, 1996. 310 с.
- Ингарден Р. Исследования по эстетике / Р. Ингарден. М., 1962. — 572 с.
- Калимулина В.М. Роль глагольных единиц в реализации информационной функции в тексте / В. М. Калимулина. Уфа, Изд-во Баш. ГУ, 1999. — 160 с.
- Камчатнов A.M. Подтекст: термин и понятие / A.M. Камчатнов // ФН. -1988. -№ 3. С. 40- 45.
- Камчатнов A.M. Теоретические основы лингвистической герменевтики и опыт ее приложения к изучению языка славяно-русского переводов Библии: Автореф. дис.. д. филол. наук / А. М. Камчатнов М., 1996. -40 с.
- Карцевский С. О. Об ассиметричном дуализме лингвистического знака / С. О. Карцевский, В. А Звегинцев // История языкознания XIX XX веков в очерках и извлечениях. Часть II. — М.: Просвещение, 1965. — С. 85 -90.
- Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания // Универсальное, типовое и специфическое в языке / А. Е. Кибрик. М.: УРСС, 2001.-333 с.
- Киселева Р.А. Идентификация подтекста с помощью слов-символов / Р. А. Киселева // Системный анализ художественного текста.: Межвуз. сб. науч. тр. Вологда, 1989. — С. 46−58.
- Киселева Р.А. Интерпретация подтекста в рамках стилистики декодирования / Р. А. Киселева // Структурно-семантическая организация и интерпретация художественного текста. Вологда: Волог. ГПИ, 1986. -С. 33−38.
- Кобозева И.М. Лингвистическая семантика / И. М. Кобозева. М., 2000. -264 с.
- Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок и актуальное членение предложения / И. И. Ковтунова. 2-е изд. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. -198 с.
- Коломейцева Е.М. Подтекст в целом художественном тексте / Е. М. Коломейцева //Лингвист, исс-ния худож. текста. Ашхабад, 1987. — С. 9−29
- Колшанский Г. В. Контекстная семантика / Г. В. Колшанский. М., Наука, 1980. -125 с.
- Колшанский Г. В. Паралингвистика / Г. В. Колшанский. -М.: Наука, 1974.- 80 с.
- Колодина Н. И. Художественная деталь как средство текстопостроения, вовлекающее читателя в рефлективный акт: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Н. И. Колодина. -Тверь, 1997. -19 с.
- Колядко Л.Г. Об имплицитном характере высказывания / Л. Г. Колядко // Грамматика, лексикология и стилистика романских и германских языков: Сб. науч. ст. Минск, 1980. — С. 33−41.
- Комиссаров В. Н. Текст и перевод / В. Н. Комиссаров // АН СССР, Ин-т языкознания. М.:Наука, 1988. -164 с.
- Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков М.: Наука, 1975. — 720 с.
- Краже С.Г. Маркеры текстовой импликации: Автореф. дис. .канд. филол. наук / С. Г. Краже Л., 1986. — 16 с.
- Красных В.В. От концепта к тексту / В. В. Красных // Вестник МГУ. -Сер. 9. Филология. — М., 1998. — № 1. — С. 53−70.
- Кубрякова Е.С. Языковое сознание и языковая картина мира / Е. С. Кубрякова // Филология и культура: Мат-лы II междунар. конф. Тамбов, 1999. -С.21−26.
- Кузнецов В.А. Деталь как средство типизации в новеллах Коцюбинского: Автореф. дис.. канд. филол. наук / В. А. Кузнецов -Киев, 1983.-24 с.
- Кумлева Т. М. Коммуникативная установка художественного текста и ее лингвистическое воплощение / Т. М. Кумлева // ФН. 1988. № 3. — С. 5960.
- Кухаренко В. А. Интерпретация текста / В. А. Кухаренко М.: Просвещение, 1988. — 188 с.
- Кухаренко В.А. Лингвистическое исследование английской художественной речи. Одесса, 1973. — 60 с.
- Кухаренко В.А. Стилистическая организация художественного текста / Кухаренко // Лингвистика текста: Науч. тр. МГПИЯ им. М. Тореза. М., 1976.-Вып. 103. — С.49−59.
- ЛевидовА. М. Автор-образ читатель / A.M. Левидов. — Л., Сов. писатель, 1977. — 173 с.
- Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста / А. А. Леонтьев. // Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976. — С. 46 -47.
- Леонтьев А. А., Психологический подход к анализу искусства / А. А. Леонтьев // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации. Пед. проблемы. М., 1978. — С. 36−37
- Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1990.
- Лосев А.Ф. Бытие имя — космос / А. Ф. Лосев. — М.: Мысль: Рос. Открытый ун-т, 1993. — 958с.
- Лосев А.Ф. Теория стиля у модернистов / А. Ф. Лосев. // Литер, учеба, 1988.-№ 5.-С. 153−160.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. М.: Искусство, 1970. — 284 с.
- Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Вып. 1 (Введение, теория стиха) / Ю. М. Лотман. // Труды по знаковым системам, 1. Тарту, 1964. — Вып. 160. — 195 с.
- Лукин В. А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа / В. А. Лукин. М.: Ось, 1999. — 192 с.
- Лукина О.Г. Типы имплицитного способа передачи информации в речевой коммуникации: Автореф. дис. .канд. филол. наук / О. Г. Лукина -М., 1989.-16 с.
- Лукьянова Н. А. О семантике и типах экспрессивных лексических единиц / Н. А. Лукьянова // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. Вып. 15. — Новосибирск, 1986. — С. 34−37.
- Лустрэ Л. X. Синтаксическая организация речевых типов повествовательногой структуры художественного текста. На материале романов У. Фолкнера: Автореф. дис.. д. филол. наук / Л. X. Лустрэ. -Волгоград, 1996.- 24 с.
- Масленникова А.А. Скрытые смыслы и их лингвистическая интерпретация: Автореф. дис. .д.филол. наук / А. А. Масленникова -СПб., 1999. -35 с.
- Медынская В.Л. Об имплицитных структурах / В. Л. Медынская // Филологические науки, 1971. № 3.- С. 35−48.
- Мезенин С. М. Образные средства в языке Шекспира: Автореф. дис.. .д. филол. наук / С. М. Мезенин. М., 1986. — 30 с.
- Мейлах Б.С. Замысел фильм — восприятие / Б. С. Мейлах //Творчество как динамический процесс. Искусство кино, 1968. — № 10. — С. 66−79.
- Мецлер А.А. Структурные связи в тексте / А. А. Мецлер. Кишинев, Штиинца, 1987.-187 с.
- Миллер Дж. Образы и модели, уподобление и метафоры / Дж. Миллер // Теория метафоры. М., Прогресс, 1990. — С. 236−284.
- Михальская Н. П.Эстетический идеал и художественный образ / Н.П. Михальская // Сб. науч. тр. МГПИ им. В. И. Ленина. -М.: МГПИ, 1979. -147 с
- Молчанова Г. Г. Импликативные аспекты семантики художественного текста: Автореф. дис. .д. филол. наук / Г. Г. Молчанова. М., 1990. — 48 с.
- Молчанова Г. Г. Семантика художественного текста (импликативные аспекты коммуникации) / Г. Г. Молчанова. Ташкент: ФАН, 1988. -163 с.
- Мороховский A.M. Некоторые исходные понятия лингвистики текста / A.M. Мороховский // Лингвистика текста и методика преподавания иностранных языков. Киев, 1991. — С.23−26.
- Мороховский A.M. Стилистика английского языка / A.M. Мороховский Киев: Вища школа, 1991. — 270 с.
- Мороховский А. Н. Текст и его категориальные признаки / A.M. Мороховский // Сб. науч. тр. Киев, 1989. С. 15−19.
- Москальская О.И. Грамматика текста / О. И. Москальская. М.: Высш. школа, 1981. — 183 с.
- Мостепаненко A.M. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени /A.M. Мостепаненко. Л,. 1969. — 167 с.
- Мостовская И. Ю. Существует ли подтекст в лирическом стихотворении? / И. Ю. Мостовская // Интерпретация художественного текста в языковом ВУЗе: Сб. науч. тр. Л., 1981. — С. 48 -64.
- Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства / Я. Мукаржовский. М.: Искусство, 1994. — 605 с.
- Мусхиашвили Н., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии.- М., 1997. № 3
- Нефедова JI.A. Когнитивно-типологический аспект импликативной коммуникации (на мат-ле франц. текстов и их переводов на рус. яз): Автореф. дис. .д. филол. наук / JI.A. Нефедова. Екатеринбург, 2001. -41 с.
- Никитин М.В. Курс лингвистической семантики / М. В. Никитин -СПб.: Научный центр проблем диалога, 1996. 757 с.
- Никитин М.В. Прессупозиция в языке и языкознании / М. В. Никитин / Studia Linguistica -4. Языковая система и социокультурный контекст. -СПб: Тригон, 1997. С. 6−26.
- Новиков А. И. Категоризация мира: пространство и время / А. И. Новиков // Матер-лы конф. М., 1997. — С. 36 — 39.
- Николаева Т.М. Единицы текста и теория текста / Т. М. Николаева // Исследования по структуре текста. М.: Наука, 1987. — С. 27−57.
- Оборина М.В. Понятие «импликационная» и «экспликационная» тенденции текстопостроения как средство интерпретации текста: Автореф. дис.. канд. филол. наук/М.В. Оборина. Калинин, 1993. — 21 с.
- Овсянникова Е.В. Основные функции имплицитных смыслов в высказываниях и текстах: Автореф. дис. канд. филол. наук / Е. В. Овсянникова. СПб, 1993. -19 с.
- Ольшанская H.JI. Стилистические особенности современного английского психологического романа: Автореф. дис. канд. филол. наук / H.JI. Ольшанская. Одесса, 1980. -19 с.
- Остин Дж. JI. Избранное / Дж.Л. Остин. М.:Идео-пресс, 1999. — 329 с.
- Павиленис Р. И. Проблемы смысла / Р. И. Павиленис. М., 1983.-146 с.
- Павлович Н.В. Значение слова и поэтическая парадигма / Н. В. Павлович // Проблемы структурной лингвистики: 1984. М., Наука, 1988. С. 57−65.
- Падучева Е.В. Некоторые проблемы моделирования соответствия между текстом и смыслом в языке / Е. В. Падучева // Известия АН СССР. Сер. ЛиЯ. 1975. — Т.34.- № 6. — С. 548−559.
- Панина Н.А. Имплицитность языкового выражения и ее типы / Н. А. Панина // Значение и смысл языковых образований. Калинин, Изд-во КГУ, 1979. — С. 48−59.
- Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории / А. Ф. Папина. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 368 с.
- Паустовский К.Г. Поэтическое излучение / К. Г. Паустовский. М.: Молодая гвардия, 1976. — 430 с.
- Перепелица З.В. Семантико-синтаксические средства реализации подтекста: Автореф. дис.. канд. филол. наук / З. В. Перепелица. -Минск., 1986.- 17 с.
- Похилевич Т.Д. Структурно-композиционные и языковые средства психологизации в романах Т. Гарди: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Т. Д. Похилевич. Львов, 1984. — 22 с.
- Псурцев Д.В. Смыслообразующий аспект образно-ассоциативных компонентов художественного текста: Автореф. дис.. канд. филол. наук /Д.В. Псурцев. -М. 2001.-19 с.
- Ревзин И.И. Модели в языкознании / И. И. Ревзин // БСЭ /Гл. Ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1974. — Т. 16. — С. 393.
- Ревзин И.И. Скрытые категории в грамматике и словообразовании современного немецкого языка / И. И. Ревзин // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. -М., 1975. Вып. 91. — С. 166−171.
- Ревзин И. И. Современная структурная лингвистика / И. И. Ревзин М., Наука, 1977. -254с.
- Рейман Е.А. К вопросу о текстовой импликации / Е. А. Рейман // Общие и частные проблемы функциональных стилей. М.: Наука. 1986. — С. 88 104.
- Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикер. М.: ACADEMIA, 1995(1).- 159 с.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер. М.: Academia — центр, Медиум, 1995 (2). -415 с.
- Руднев В. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты / В. Руднев М.: Аграф (1), 1997. — 384 с.
- Рябцева Н.К. Аксиологические модели времени / Н. К. Рябцева // Логический анализ языка. Язык и время. М.: Индрик, 1997. — С. 78−84.
- Сартр Жан-Поль. Ситуации / Ж.-П. Сартр. М: Ладомир, 1997. — 431 с.
- Севбо И.П. Структура связного текста и автоматизация реферирования / И. П. Севбо. М., Наука, 1969. -135 с.
- Сергиенко А.В. О природе иронии как проявлении импликации / А. В. Сергиенко // Семантические процессы на разных уровнях языковой системы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1994. — С. 157−163.
- Серль Дж. Природа интенциональных состояний / Дж. Серль // Философия. Логика. Язык. -М., 1987. С. 137−145.
- Сильман Т.И. Подтекст как лингвистическое явление / Т. И. Сильман // НДВО. Филологические науки. 1969. № 1 .- С. 84−90.
- Сиссоко Дуга. Имплицитность как способ актуализации смысла в художественном тексте: Автореф. дис. канд. филол. наук / Дуга Сиссоко. М., 2002. — 19 с.
- Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию / Пер. с фр. под ред. А. А. Холодовича. М.: Прогресс, 1977. -695 с.
- Старкова А.П. Имплицитность как семантическое явление и ее функции в художественном тексте: Автореф. дис.. канд. филол. наук / А. П. Старкова. М., 1983. — 24 с.
- Степанов Ю.С. Имена, предикаты, предложения (семиологическая грамматика) / Ю. С. Степанов. -М.: Едиториал УРСС, 2002. 356с.
- Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц / В. Н. Телия. М.: Наука, 1993. — 135 с.
- Толстая С.М. Время как инструмент магии / С. М. Толстая // Логический анализ языка. Язык и время. М.: Индрик, 1997. — 346 с.
- Топоров В.Н. Пространство и текст / В. Н. Топоров //Текст: семантика и структура. М: Наука, 1983. — С. 227- 284.
- Тураева 3. Я. Лингвистика текста (Текст: структура и семантика) / З. Я. Тураева М.: Просвещение, 1986 — 127 с.
- Унайбаева В.А. Категория подтекста и способы его выявления (на мат-ле художественной прозы XX в.): Автореф. дис. .канд. филол. наук / В. А. Унайбаева. М., 1980. — 22 с.
- Уфимцева А.А. Слово в лексико-семантической системе языка / А. А. Уфимцева. М.: Наука, 1986. — 272 с.
- Филимонова О. Е. Эмотивный аспект адресованности поэтического текста / О. Е. Филимонова // Лингвостилистика и прагматика текста. Studia Linguistica. СПб., 1997. — Вып. 5.- С. 142−152.
- Федосюк М.Ю. Неявные способы передачи информации в тексте: Учеб. пособие / М. Ю. Федосюк. М., МГПУ, 1988. -83 с.
- Фролкина Л. В. Смысловые импликатуры при выражении и восприятии интенционального значения: Автореф. дис. .канд. филол. наук / Л. В. Фролкина. М., 1995. -19 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер. -М.: Республика, 1993. 447 с.
- Харитонова Р.А. Семантический повтор как способ актуализации основной темы поэтического текста: Автореф. дис.. .канд. филол. наук / Р. А. Харитонова. Одесса, 1984. — 18 с.
- Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования / Я. Хинтикка // Сб. избр. ст., 1980.-207 с.
- Хоанг Фэ. Семантика высказывания / Фэ Хоанг // НЗЛ. Вып. 16. Лингвистическая прагматика / Под. Ред. Е. В. Падучевой. М.: Прогресс, 1985. — С. 399−405.
- Хомский Н. Язык и мышление / Н. Хомский. М., 1972. — 164с.
- Хоружий С. С. Проблемы сознания и восприятия в художественной системе Джойса / С. С. Хоружий // Психоанализ и науки о человеке. М., Ин-т философии РАН, Прогресс — Культура, 1996. — С. 254- 283.
- Цилевич Л.М. Деталь и сюжет в прозе Чехова и Бунина / Л. М. Цилевич // Проблемы реализма. Вологда, 1976. — Вып. 3. — С. 140−154.
- Чернов Г. В. Имплицитность текста, смысловой вывод и перевод / Г. В. Чернов // Сб. науч. тр. МГЛУ. М., 1988. — С. 10−52.
- Черняков А.А. Художественная деталь как объект эстетического анализа: Автореф. дис. канд. филол. наук / А. А. Черняков. Астрахань, 1978. — 19 с.
- Чехов А. П. Собрание сочинений / А. П. Чехов. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1955. — Т. 11. — Письма. -369 с.
- Чикваишвили К. Р. Проблема определения текста в современной лингвистике / К. Р. Чикваишвили // Язык и коммуникация. Вып. 124. М., 1977.- С. 58−63.
- Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В. И. Шаховский Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987. — 192 с.
- Шведова А.Ю. Теоретические результаты, полученные в работе над «Русским семантическим словарем» / А. Ю. Шведова // Вопросы языкознания. М. 1999. — № 1.- С. 3−16.
- Швейцер А. Д. Перевод и лингвистика / А.Д. Швейцер-М.: Воениздат, 1973. 289 с.
- Шендельс Е.И. Имплицитность в грамматике / Е. И. Шендельс // Вопросы романо-германской филологии. Синтаксическая семантика: Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1977. — Вып. 12. — С. 109 -120.
- Шилина М.В. Лингвистические средства создания экспрессивности в английском художественном тексте: Автореф. дис.. канд. филол. наук / М. В. Шилина. М., 2000. — 23 с.
- Шпинев И.С. Языковые факторы формирования подтекста в англоязычной художественной речи (на мат-ле романов Дж. Фаулза): Автореф. дис. .канд. филол. наук / И. С. Шпинев. Львов, 1986. — 18 с.
- Щедровицкий Г. П. Методологические проблемы понимания / Г. П. Щедровицкий, С. Г. Якобсон // Мышление и общение: Мат-лы всесоюз. симпоз. Алма-Ата, 1973. — С. 87−92.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. -М.: Наука, 1974. 387 с.
- Щирова И. А. Лингвостилистические средства реализации художественной детали в коротком психологическом рассказе: Дисс. .канд. филол. наук /И.А. Щирова. СПб., 1991. — 182 с.
- Щирова И. А. Психологический текст: деталь и образ / И. А. Щирова. -СПб.: Филологический фак-т СПбГУ, 2003. 120 с
- Щирова И. А. Художественное моделирование когнитивных процессов в англоязычной психологической прозе XX века / И. А. Щирова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 210 с.
- Щирова И. А. Языковое моделирование когнитивных процессов в англоязычной психологической прозе XX века: Автореф. дис.. д. филол. наук / И. А. Щирова. СПб., 2001. — 38 с.
- Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь / Е. Г. Эткинд. М.: Языки русской культуры, 1998. — 448 с.
- Якобсон П.М. Психология чувств / П. М. Якобсон. М.: Изд-во Акад. Пед. Наук, 1986. — 238 с.
- Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) / Е. С. Яковлева. М.: Гнозис, 1994. -С. 76−83.
- Barthes R. Image. Music. Text / R. Barthes London: Fontana, 1977. -220 p.p.
- Burgess A. Joysprick: An Introduction to the Language of James Joyce / A. Burgess London, 1993. — P. 197.
- Collini S. Interpretation Terminable and Interminable / S. Collini // Interpretation and Overinterpretation. Umberto Eco with Richard Rorty, Jonathan Culler and Christine Brooke-Rose / Ed. By Stefan Collini. -Cambridge, 1996. P. 2−24.
- Dilthey W. Gesammelte Schriften / W. Dilthey B.VII. — Stuttgart, 1958.
- Derrida J. Structure, Sign, Play in the discourse of the Human Sciences / J. Derrida // The Structuralist Controversy: The Languages of Criticism and the Sciences of Man / Ed. By R. Mackey and E. Donato. Baltimore, 1972.
- Eco U. Interpretation and History / U. Eco // Interpretation and Overinterpretation. Umberto Eco with Richard Rorty, Jonathan Culler and Christine Brooke-Rose / Ed. By Stefan Collini. Cambridge, 1996. P. 24 — 45.
- Enkvist N.E. Stylistics and Text Linguistics / N.E. Enkvist // Current Trends in Text linguistics. Berlin, New York, 1978. P. 174 — 190.
- Genette G. Narrative Discourse / G.Genette. Oxford: Oxford University press, 1980.-197 p.
- Greimas A. J. Du sense/ A.J. Greimas Paris: Seuil, 1970. — 220 p.
- Halliday M. A. and Hassan R. Language, Context and text: Aspect of Language in Social-Semiotic Perspective / M.A. Halliday Oxford University Press, 1991.- 126 p.
- Iser W. The range of Interpretation / W. Iser. New York, 2000.
- Sartre J.-P. L’Etre et le Neant / J.-P. Sartre.- Paris, 1993. 402 p.
- Schaar C. Vertical Context Systems / C. Schaar // Style and Text. -Stockholm, 1975.
- Schleiermacher Fr. D. E. Hermeneutik / Fr.D.E. Schleiermacher -Heidelberg, 1959.
- Scholes R. Semiotic Approaches to a Fictional Text: Joyce’s «Eveline» / R. Scholes. JJQ, 16 (1991). p.p.79−80.
- Translating Sensitive Texts: Linguistic Aspects. Ed. By Karl Simms. -Amsterdam/Atlanta, GA, 1997. 342 p.p.
- Word and Image. / Ed. by Martin Heusser, Claus Cluver, Leo Hoek and Lauren Weigarden. Amsterdam/Atlanta, GA 1997. — 356 p.p.
- Young R. Untying the Text: A Post-Structuralist Reader / R. Young. -London: Routledge, 1981.
- Todorov Tz. Introduction to Poetics / Tz. Todorov. London: Harvester, 1981.- 83 p.
- Todorov Tz. Le Notion de Litterature et autres Essais / Tz. Todorov. Paris: Ed. DuSueil, 1987. — 186 p.
- Clemen W.H. The development of Shakespearian Imagery / W.H. Clemen. -NY, 1962.
- Источники и принятые сокращения
- Joyce James. Dubliners. A Portrait of the Artist as a Young Man /J. Joyce. -M.: Progress Publishers, 1982. 588 p.p.
- Mansfield K. Selected Stories / K. Mansfield. M.: Foreign Languages Publishing House, 1959. — 183 p.
- The Best of Katherine Mansfield’s Short Stories. -Vintage New Zealand, 1998.-458 p.
- Spark M. Stories / M. Spark. M.: Raduga Publishers, 2001. — 191 p.
- Making It All Right. Modern English Short Stories. M.: Raduga Publishers, 1978.- 460 p.
- Spark M. Collected Stories / M. Spark London: Macmillan. Toronto, 1967. -359 p.
- New Webster’s Dictionary of the English Language / College Edition. -Delhi.: Surjeet Publications, 1988. 1824 p.
- The American Heritage Dictionary of the English Language, 3rd ed.- NY.: Laurel, 1994.-952 p.
- Longman Dictionary of Contemporary English, 3rd ed. Longman Dictionaries, 1995. 1668 p.