Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегии речевого воздействия в дискурсе англоязычного протестантизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для дискурса англоязычного протестантизма характерно такое явление речевого воздействия как манипулятивность. Специфика манипулятивного воздействия раскрывается здесь через роль манипулятивных стратегий, направленных, главным образом, на жесткий контроль и управление действиями и поступками людей. В манипулятивных стратегиях англосаксонского властного религиозного дискурса эпохи Реформации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исторические, социальные и лингвопрагматические основания формирования комплекса стратегий речевого воздействия в дискурсе англоязычного протестантизма
    • 1. 1. История возникновения английского протестантизма
    • 1. 2. Обзор лингвистических исследований религиозного дискурса
    • 1. 3. Институционально-персональный статус дискурса англоязычного протестантизма в христианской религиозной коммуникации
    • 1. 4. Участники и хронотоп дискурса англоязычного протестантизма
    • 1. 5. Аксиология дискурса англоязычного протестантизма
    • 1. 6. Воздействующий потенциал дискурса англоязычного протестантизма
  • Выводы к главе 1
  • Глава 2. Типология стратегий речевого воздействия в дискурсе англоязычного протестантизма
    • 2. 1. Специфика формирования комплекса стратегий речевого воздействия
    • 2. 2. Подходы к рассмотрению стратегий в религиозном дискурсе
    • 2. 3. Презентационные стратегии дискурса англоязычного протестантизма
    • 2. 4. Манипулятивные стратегии дискурса англоязычного протестантиз
    • 2. 5. Конвенциональные стратегии дискурса англоязычного протестантизма
    • 2. 6. Интеграционные стратегии дискурса англоязычного протестантизма
    • 2. 7. Алиенационные стратегии дискурса англоязычного протестантизма
    • 2. 8. Агональные стратегии дискурса англоязычного протестантизма
  • Выводы к главе 2

Стратегии речевого воздействия в дискурсе англоязычного протестантизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Религия сопровождает историю всех народов от истоков цивилизации и пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Во всех государствах она явилась следствием как объективного развития этнической и всемирной культур, так и определенных потребностей, нужд, ожиданий, надежд и переживаний людей, находящих в ней опору, отраду и смысл жизни.

Религия — своеобразное духовно-эмоциональное состояние, дополняющее научную, познавательную деятельность человека, дающее сознанию верующих некое параллельное реальному, иное пространство бытия. Ее назначение заключается и в присущей ей способности регулировать отношения между людьми. Религия часто осуществляет свое регулирующее воздействие совместно с другими светскими институтами — экономическими, политическими, правовыми, нравственными.

В течение многих лет в силу причин экстралингвистического порядка духовная речь, понимаемая как совокупность жанровых разновидностей, функционирующих в сфере религии, оставалась за рамками лингвистического изучения. Вопросы языка и религии, в основном, рассматривались с исторической, культурологической, социологической, религиоведческой позиций. Лингвистический анализ богословских текстов не был в центре научных изысканий филологов, несмотря на то, что лексическое, синтаксическое, фонетическое изучение религиозных текстов помогает углубить представление о национально-культурной языковой специфике общества, традициях того или иного народа. В центре внимания отечественных ученых-лингвистов была Библия как культурный феномен развития человечества. Проблеме исследования Библии посвящено огромное количество работ. Однако в последние десятилетия интерес к религиозному знанию вышел за рамки исследования прецедентных текстов, благодаря чему появились лингвистические исследования таких православных религиозных текстов, как молитва, исповедь, а также проповедь (Ю.В. Кагарлицкий, Е. И. Кислова, Л. В. Левшун,.

O.A. Прохватилова). В современной отечественной лингвистике положено начало также исследованиям католической и протестантской проповеди (Г.А. Агеева, Н. Ю. Ивойлова, Е. В. Морозова, А.Г. Салахова). Проводится изучение концептов и их функционирование в религиозном дискурсе (Е.Ю. Балашова, С. Г. Воркачев, Е. Б. Казнина, Е. А. Кислянская, Е. С. Марницына, Е. С. Мигрова, A.B. Полина, O.A. Сайко, Е.А. Соловьева).

Современная лингвистическая наука носит антропоцентрический характер. Свойственный ей экспансионизм проявляется в междисциплинарном подходе к современным лингвистическим исследованиям, в интересе к изучению разных типов дискурса, реализующихся как в бытовом, так и в институциональном общении.

Теория дискурса относится к числу наиболее активно развивающихся направлений лингвистики. Религиозный дискурс является одним из древнейших и важнейших типов институционального общения и занимает особое место в коммуникативной практике. Изучение религиозного дискурса осуществляется в теологии, философии, психологии, социологии и культурологии, поэтому синтез различных аспектов исследования религиозного дискурса в лингвистическом исследовании позволяет расширить потенциал лингвистической теории за счет привлечения достижений, полученных в смежных областях знаний.

Вместе с тем, протестантский дискурс еще недостаточно изучен в лингвистической литературе. Настоящая диссертация посвящена исследованию дискурса англоязычного протестантизма в историческом, социальном и лин-гвопрагматическом планах, а также выделению и описанию стратегий речевого воздействия в данном дискурсе. Различные типы стратегий (коммуникативные, речевые) неоднократно являлись предметом исследования языковедов (Т.Н. Астафурова, И. Н. Борисова, А. Вежбицкая, Е. М. Верещагин, О. Я. Гойхман, О. С. Иссерс, Э. А. Лазарева, Т. М. Надеина, A.B. Олянич, Я. Т. Рытникова, А. П. Сковородников, Т. А. Толмачева, И. В. Труфанова, Т. Е. Янко и другие). Однако в современной коммуникативистике отсутствуют работы, в которых рассматриваются стратегии речевого воздействия в дискурсе англоязычного протестантизма.

Недостаточная изученность религиозных протестантских текстов с позиций теории речевого воздействия и стратегического планирования коммуникации, вербальных и невербальных средств реализации стратегий речевого воздействия в дискурсе англоязычного протестантизма обусловили актуальность данной диссертационной работы. Анализ стратегического характера религиозной коммуникации проведен в полипарадигмальном плане с учетом современных достижений лингвистики текста и дискурса, лингвориторики, прагмалингвистики и теории коммуникации.

Объектом исследования является дискурс англоязычного протестантизма как коммуникативный и лингвокультурно значимый феномен, предметом — система стратегий речевого воздействия и ее функционирование в дискурсе англоязычного протестантизма.

В основу работы положена гипотеза о том, что дискурс англоязычного протестантизма как подтип религиозного дискурса имеет отличительные признаки и характеризуется набором стратегий речевого воздействия со специфическими средствами их реализации для оказания максимального идео-лого-психологического действия на верующих.

Цель диссертационного исследования — выявить, определить, систематизировать, классифицировать и описать вербальные (семантико-экспрессивные, лингвостилистические и риторические) и невербальные средства реализации стратегий речевого воздействия в дискурсе англоязычного протестантизма.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

— определить институционально-персональный статус дискурса англоязычного протестантизма в христианской религиозной коммуникации;

— проанализировать номинации агентов, клиентов и топоса в рассматриваемом дискурсе;

— установить типы стратегий речевого воздействия;

— раскрыть особенности реализации частных стратегий речевого воздействия;

— выявить средства реализации стратегий речевого воздействия.

Материалом исследования послужили англоязычные библейские тексты, выдержки аутентичных исторических публичных выступлений властных персон Англии XVI века, обладающих также высшей духовной властью, фрагменты современных английских и американских протестантских проповедей и религиозных статей, молитвы, теологические комментарии, имеющие авторов, объединенных протестантским христианским мировоззрением. Объем проанализированного материала составил 3500 текстовых фрагментов.

Методологической и теоретической основой работы послужили исследования по различным вопросам лингвистики текста и теории дискурса (Н.Д. Арутюнова, А. Н. Баранов, О. П. Воробьева, В. И. Карасик, Е. С. Кубрякова, M.JI. Макаров, С. Н. Плотникова, П. Серио, Е. И. Шейгал, Т. Van Dijk, A. Duranti, M. Foucault, Z.C. Harris, J. Rendema), включая описание отдельных типов дискурса (P.C. Аликаев, Е. В. Бобырева, М. Р. Желтухина, В. В. Жура, Б. А. Зильберт, C.B. Ионова, Л. П. Крысин, Т. А. Милехина, В. А. Митягина, М. Ю. Олешков, Н. К. Рябцева, В. М. Савицкий, А.П. Чудинов), в частности религиозного (Е.В. Бобырева, В. И. Карасик, В. М. Набиева, A.B. Олянич, Е. В. Сергеева и другие) — теории речевого воздействия (P.M. Блакар, Д. Болинджер, Ю. И. Левин, Р. Фоулер), коммуникативной лингвистики и теории речевых жанров (Т. ван Дейк, A.A. Залевская, О. С. Иссерс, В. Кинч, О. Н. Паршина, Е. С. Попова, B.C. Третьякова, Л.В. Цурикова), семиотики и лингвокультурологии (Г.А. Агеева, Н. Ю. Ивойлова, Л. В. Левшун, Ю. М. Лотман, Н. Б. Мечковская, Е. В. Морозова, O.A. Прохватилова, Г. Г. Слышкин, Ю.С. Степанов), лингвостилистики (И.В. Арнольд, В. В. Виноградов, И. Р. Гальперин, Ю.М. Скребнев).

В процессе работы использовались следующие методы и приемы: описательный, гипотетико-индуктивный и гипотетико-дедуктивный, сопоставительныйконтекстуального, семантико-экспрессивного, риторического, лингвостилистического, дефиниционного, компонентного анализа.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые исследуется феномен дискурса англоязычного протестантизма, определяются его конститутивные признаки, раскрываются ценностные доминанты, детерминирующие поведение участников дискурса, рассматривается воздействующий потенциал данного дискурса, разрабатывается типология стратегий речевого воздействия, выявляются вербальные (семантико-экспрессивные, лингвостилистические, риторические) и невербальные средства их реализации.

Теоретическая значимость диссертации состоит в расширении представлений о дискурсе англоязычного протестантизма как разновидности религиозной коммуникации, в уточнении понятийного аппарата теории религиозной интеракциив развитии теории институционально-персонального дискурса, аксиологической лингвистики. Выделение и описание вербальных и невербальных средств реализации стратегий речевого воздействия в рассматриваемом дискурсе вносит вклад в теорию речевого воздействия, праг-малингвистику, стилистику, риторикуматериалы исследования могут быть применены для сравнительно-сопоставительного анализа стратегий речевого воздействия, а также средств, их репрезентирующих, в других типах религиозного дискурса (православного, католического, исламского, буддистского) на материале различных лингвокультур.

Практическая ценность научного исследования обусловлена возможностью использовать его результаты в преподавании вузовских курсов коммуникативной лингвистики, прагмалингвистики, лингвокультурологии, стилистики, риторики, в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам религиозного дискурса.

Положения, выносимые на защиту:

1. Дискурс англоязычного протестантизма обладает институционально-персональным статусом, детерминированным тем, что церковь выступает как духовная власть", как инструмент обеспечения и регуляции социального порядка, основанного на десяти заповедях. В индивидуальном общении человека с Богом, сокровенном молении или общении прихожанина со священником обнаруживается внутренний мир человека, его личностные характеристики.

2. Номинативное поле дискурса англоязычного протестантизма состоит из лексических единиц, обозначающих агентов, клиентов, топос данного дискурса. Имена и дескрипции агентов дискурса (священнослужителей) отличаются друг от друга оттенками функциональных смыслов {celebrant, chaplain, cleric, clergyman, churchman, curate, ecclesiastic, elder, evangelist, gospeller, minister, parson, pastor, preacher, presbyter, priest, rector, servant, vicar). Наименования клиентов дискурса характеризуют их по принадлежности к вере и религиозному сообществу {believers, laymen (laywomen), churchgoers (attenders of the church), congregants, flock, coreligionists (brothers in faith), adherents (followers) of Protestantism, members of a religious community), по степени религиозности {confirmed, choosing, distant from parish life Christians), как объект религиозных обрядовых действий {baptized, communicant, confessor, the exorcised). Топос дискурса специфицирован номинациями культовых сооружений и других мест встречи верующих {church, Protestant temple, chapel, house of prayer, cemetery), а также особых локаций {heaven, paradise, empyrean, hell, inferno, lowerworld), оказывающих значительное влияние на сакрализацию сознания человека.

3. В дискурсе англоязычного протестантизма выделяются следующие типы стратегий речевого воздействия: презентационные, цель которых состоит в новообращении и религиозно-идеологическом подчиненииманипу-лятивные, нацеленных на жесткий контроль и управление действиями и поступками людейконвенциональные, имеющие целью удерживание членов общества в строгих рамкахинтегративные, направленные на сплочение единоверцев христианской конфессии и, следовательно, на приобщение к вере и укрепление ееалиенационные, цель которых определяется необходимостью выражения противопоставления своей религиозной общности инакове-рующимазональные, цель которых — укрепление веры, религиозности, нравственное совершенствование человека и самосохранение института религии.

4. Указанные типы представляют собой следующие стратегии: презентационные — расширение информационного присутствия и смысловое изменение коммуникативного пространстваманипулятивные — использование дарованной Богом верховной власти в социально-значимых целях, устрашение, апелляция к Авторитету Иисуса Христа, угроза, обретение превосходстваконвенциональные — увещевание, предупреждение, аргументацияинте-гративные — первоначальное сближение, единение с Богом, с единоверцами и породнение с нимиалиенационные — порицание, критика инакомыслия, осуждение иноверия или безверияазональные — борьба с искушением безверия.

5. Реализация стратегий речевого воздействия осуществляется посредством использования вербальных и невербальных средств. Вербальные средства — семантико-экспрессивные (семантическая структура слова, лексические единицы с негативно оценочным значением, с отрицательной коннотацией, с негативной семантикой, лексические единицы с контекстуально обусловленной негативной коннотацией, эмоциональные отрицательно-окрашенные слова, антонимические противопоставления, фразеологизмы, слова-интенсификаторы, слова Amen, God, Jesus Christ, инклюзивные местоимения «we» и «our», обращения brothers and sisters, dear friends, friends, компаратив, модальные конструкции, формы императива), лингвостилисти-ческие (морфологическая аллитерация, эпитет, метафора, сравнение, гипербола, олицетворение, антитеза, ирония, аллюзия, риторический вопрос, повтор, параллелизм), риторические (обращение к логосу, пафосу, этосу, топо-сы). Невербальные средства — курсив, цветовое оформление, варьирование размера, религиозный поклон, жесты.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены на второй Международной научной конференции «Язык. Культура. Коммуникация» (Волгоград, 2008 г.), Международной научной конференции «Волжские чтения: актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» (Волжский, 2008 г.), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Языки и этнокультуры Европы» (Глазов, 2010 г.), научно-практической конференции с международным участием «Традиции и инновации в лингвистике и лингвообразовании» (Арзамас, 2011 г.), Международной заочной научной конференции «Филологические науки в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, 2012 г.), Всероссийской научной конференции «IX Житников-ские чтения: Развитие языка: стихийные и управляемые процессы» (Челябинск, 2009 г.), лингвистическом семинаре-совещании «Антропологическая лингвистика» в Волгоградском социально-педагогическом колледже (Волгоград, 2009 г.), совместном заседании кафедр английского языка и английской филологии Волгоградского государственного университета. По теме диссертационного исследования опубликовано 11 работ, в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование включает введение, две главы, заключение, список литературы и три приложения.

Выводы к главе 2.

Исследование коммуникативных стратегий является одним из актуальных направлений современной лингвистики. Понятие «стратегия» означает комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели, который включает в себя планирование процесса речевого общения в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов. Стратегии, как совокупности целенаправленных действий в модели порождения и понимания дискурса, могут быть разными. Коммуникативная стратегия представляет собой совокупность лингвистических и экстралингвистических действий говорящего, направленных на оптимальное решение его коммуникативных целей и задач в меняющихся условиях общения.

Выделяется несколько подходов к изучению коммуникативной стратегии в религиозном дискурсе. По мнению В. И. Карасика, в данном типе дискурса наличествует молитвенная, исповедальная, призывающая, утверждающая, разъясняющая и обрядовая стратегия. И. М. Пиевская называет ключевой назидательную стратегию в ветхозаветном дискурсе и анализирует молитвенную, дидактическую, обрядовую и жанрово-тематические стратегии псалмов. C.B. Блувберг говорит о наличии стратегий персуазивного дискурса (дискурса убеждения) в протестантской передовой статье.

Мы считаем, что дискурс англоязычного протестантизма вследствие своего институционально-персонального статуса представляет собой образец стратегической коммуникации и в нем можно выделить следующие стратегии речевого воздействия: презентационные стратегии, манипулятивные стратегии, конвенциональные стратегии, интеграционные стратегии, алиенационные стратегии и агональные стратегии.

Указанные типы стратегий могут реализовываться в частных стратегиях. Реализация стратегий речевого воздействия осуществляется посредством использования в религиозных текстах вербальных (семантико-экспрессивных, лингвостилистических, риторических) и невербальных (курсив, цветовое оформление, варьирование размера, религиозный поклон, жесты) средств.

Движущей силой презентационной организации структуры дискурса является презентационная функция языка, задача которой — транспортировка в дискурс воздейственных языковых элементов, способных изменить поведение воздействуемого с выгодой для воздействующего. Основные презентационные стратегии в дискурсе англоязычного протестантизма могут быть представлены в виде стратегии расширения информационного присутствия, стратегии смыслового изменения коммуникативного пространства. Употребление в речи проповедника вербальных лингвосемиотических интертекстуальных презентем — цитем (цитаты из Библии) обладает воздейственным (суггестивным) потенциалом. Целью использования презентационных стратегий может быть новообращение и религиозно-идеологическое подчинение.

Для дискурса англоязычного протестантизма характерно такое явление речевого воздействия как манипулятивность. Специфика манипулятивного воздействия раскрывается здесь через роль манипулятивных стратегий, направленных, главным образом, на жесткий контроль и управление действиями и поступками людей. В манипулятивных стратегиях англосаксонского властного религиозного дискурса эпохи Реформации выделяются, например, стратегии использования дарованной Богом верховной властисовершения всех деяний короля в угоду, на славу Бога и всего королевства (государства) — возмездия и наказания за ослушание воле короля — наместника Бога на Землеутверждения своего божественного предназначения (богоизбранность монарха) и вера в правильность выбранного путисмиренности и покорности Божьей волесакрализации собственной королевской власти. Религиозному дискурсу присущи признаки риторической коммуникации. Так, в речи Генриха (1545г.) манипулятивные стратегии коррелируют с нравственным аспектом (этосом) риторического воздействия. Манипулируя направленностью своих деяний в угоду, на славу Бога и всего королевства (государства), король обращается к топосу общества: to the profit of the commonwealth. В выступлении Елизаветы I (1601) реализуется обращение к пафосу как апелляция королевы к эмоциональной сфере аудитории. В данном случае мы имеем дело с выражением чувства взаимной любви, уважения, благодарности, преданности между монархом и его подданными: «I have reigned with your loves. God hath made me to be a Queen, as to be a Queen over so thankful a people.» Созданию выразительности, эффективности обращения к пафосу способствует метафора: «it manifesteth the largeness of your good loves and loyalties unto your sovereign.» Благодаря метафоризации глаголов созидания Бог воспринимается как некая создающая сила: «God hath raised те high', God hath made me to be a Queen». Манипулятивными стратегиями в текстах современных американских протестантских религиозных статей являются стратегии устрашения, апелляции к Авторитету Иисуса Христа, угрозы, обретения превосходства, цель которых заключается в жестком контроле и управлении действиями и поступками людей. Частое использование эмоциональных отрицательно окрашенных слов, лексических единиц с отрицательной коннотацией, компаратива, указывающего на большую степень признака, в сочетании с гиперболой и повтором характеризует стратегию устрашения: «There can be по question that guilt is one of the great destroyers of the soul. Guilt, whether imagined or real, leads individuals on a downward spiral which will destroy their relationships in life and render them worthless in the kingdom of God. An individual with a guilty conscience often becomes bitter and lashes out to those who are trying to help. Sin is at the root of the problem, for sin leads to guilt and depression, and sinful handling of sin further complicates matters leading to greater guilt and deeper depression.. Sin leads to guilt and depression — sinful handling of sin further complicates matters leading to greater guilt and deeper depression». Значительное влияние на реализацию манипулятивных стратегий в этом дискурсе оказывает использование таких номинаций, как Christ Jesus, hell, heaven, антитез righteous / wicked, reward / punish, контекстуальных религиозных антонимов в сочетании с синонимами: everlasting life — eternal punishment.

Феномен конвенционального взаимодействия включает в себя доверие и толерантность как характеристики, определяющие его содержание. Конвенциональные стратегии в дискурсе англоязычного протестантизма реализуются в таких частных стратегиях, как увещевание, предупреждение, аргументация, призыв, совет, рекомендация, указание. Путем использования лексем community, family в своем духовном оружии — проповедях, священники указывают на правильный путь жизни людей. Особую наглядность, образность речи придает яркое, выразительное сравнение жизни людей с церковью — to live together as the church. Средством воздействия в конвенциональных стратегиях, выражения авторской модальности может выступать переосмысленный проповедником библеизм: «Faith, hope, love, compassionthese things matter». Целью использования конвенциональных стратегий в англоязычном протестантском дискурсе является удерживание членов общества в строгих рамках.

К интеграционным стратегиям мы относим стратегии первоначального сближения, единения с Богом, объединения с единоверцами и породне-ния с ними, придерживания веры. Эти стратегии реализуются различными вербальными и невербальными средствами. Идея Бога (God) является главной идей в дискурсе англоязычного протестантизма. Бог и человек находятся в постоянном взаимодействии: «God gives new life, abundant life, resurrection life. God is here, God is with us, and through Easter, God wants to give us new life. When we come together as a church, we want so much to be able to leave those divisions behind, to unite in our love for God and for each other.'''' Посредством использования инклюзивного «we» и «our», частотных обращений brothers and sisters, dear friends, friends в проповеди осуществляется реализация стратегий объединения с единоверцами и породнения с ними. Осуществлению стратегии придерживания веры способствует такой важный признак институционального дискурса как ритуализованность. Немаловажное значение для реализации интеграционных стратегий в данном типе дискурса имеет такой религиозный ритуал как поклон, жесты, указывающие на позитивно ориентированные отношения между людьми: «Let us bow our heads in silent prayer, giving God thanks for the теаГ Интеграционные стратегии в дискурсе англоязычного протестантизма направлены на сплочение единоверцев христианской конфессии и, следовательно, на приобщение и укрепление религиозной веры.

Интегрируя членов одной общности в единое целое, религиозные верования и ритуалы в то же время противопоставляют их представителям других общностей. В Западной церкви — это преимущественно протестантские секты. Среди алиенационных стратегий как процесса присвоения статуса «чужого» и демонстрации этого статуса единомышленникам считаем целесообразным отметить следующие: порицание, критика, осуждение и предостережение. Общей целью использования алиенационных стратегий является информирование об отрицательной оценке своих и чужих представителей. Обозначения иноверцев содержат отрицательно-оценочную коннотацию. Языковыми средствами реализации такой оценки служат лексические единицы с негативной семантикой, например, anti-Christ, false representatives of the body of Christ, Pseudo-Christs, false teachers, false Christs (Heretics), false god, a также лексические единицы с контекстуально обусловленной негативной коннотацией, например, a substitute Christ. Воздействующий потенциал алиенационных стратегий составляет, на наш взгляд, также совокупность таких графических средств, как цветовое оформление, смена и разнообразие шрифтов, варьирование размера с целью выражения эмотивной экспликации оценки: BEWARE A DANGEROUS DOCTRINETHE DOCTRINE THAT THE SECOND COMNG OF CHRIST H AS ALREADY OCCURREDH.

Наличие антипода Бога — дьявола (devil) обусловливает необходимость борьбы с ним и дает возможность говорить об агональных стратегиях в дискурсе англоязычного протестантизма: отвержение безверия или дьяволопо-клонничества, изгнание Сатаны, подавление искушения перед дьявольским соблазном, вытеснение мыслей об антихристе, подчинение Богу. По нашим наблюдениям, в стратегии отвержения эффективное и настойчивое воздействие на адресата реализуется посредством использования форм императива: «Don't think about the Devil. Don’t dwell upon the Devil. Block him out. Put on the armor of God. Place a strong barrier or roadblock between you and the old deviV Образность стратегии придают такие стилистические тропы, как сравнение и эпитет: «7Ъ use God’s armor is like living in a strong forf. Использование имени Спасителя, Богочеловека — Иисуса Христа {Jesus), молитвы, моления к Богу (prayer) способствует осуществлению стратегии изгнания. Семантика глагольных лексем drive out, cut out, get out, eliminate, pray out, eject, force out, evict описывает целую ситуацию, где обозначенное глаголом действие, процесс или состояние одновременно воспринимаются с событиями, предметами или явлениями: лексем. На соблюдение поста в целях борьбы с дьяволом (злом) концентрирует внимание стратегия подавления: «Our struggle is against forces of evil. Hold Fast till I come. Hit him with everything you’ve got and he will always flee from you». «Fasting vacuums evil from your mind Наиболее ярко реализовать стратегию вытеснения позволяет стилистический троп метафора, способная повлиять на процесс принятия решений, управляющая поведением людей на самых различных уровнях: «The pages of the Bible are powerful. For the word of God is living and active. Sharper than any double-edged sword., The sword you want to fight the devil with is the Bible». Средством аргументации обращения к Иисусу Христу служат цитаты из Библии, органически вплетающиеся в авторский текст, придающие торжественную тональность речи: «7 John 3:8 Не that does what is sinful is of the devil, because the Devil has been sinning from the beginning. The reason the Son of God appeared was to destroy the Devil’s work> В стратегии подчинения Богу экспрессивность речи участников дискурса могут придавать следующие выразительные средства: слова-интенсификаторы {submit yourself fully to God), оценочные эпитеты {total submission to God, in complete submission to God, метафора {Only God can shield us from the deadly bullets of sin that Satan fires at us), олицетворение {God has promised us a great reward in Heaven if we obey, and He’s also promised a blessing in this world — if we submit ourselves to Him, then we can resist the devil and he will flee from us). Целью использования атональных стратегий является укрепление веры, религиозности, нравственное совершенствование человека и самосохранение института религии.

Сложно представить иерархию стратегий речевого воздействия в дискурсе англоязычного протестантизма, выделить основные, факультативные стратегии. Все зависит от цели и содержания высказывания. Но можно говорить о наличии градационных отношений между частными стратегиями в данном дискурсе.

Заключение

.

Как подтип институционального дискурса религиозный дискурс представляет собой совокупность устных и письменных текстов, обслуживающих коммуникацию в рамках общественного института церкви, и характеризуется жесткой иерархией базовых участников коммуникации, четко определенным хронотопом, открытым утверждением ценностей и норм религиозной коммуникации, зафиксированных в прецедентных текстах, наличием четких целей и соответствующих им стратегий коммуникативного воздействия в процессе религиозного общения.

История англиканства уходит к XI в. — началу сопротивления папскому влиянию. Протестантство возникло в XVI в. вследствие второго крупного раскола в христианстве. Реформация представляет собой религиозно-общественное движение, направленное против католической церкви и в целом против феодального строя. Правление двух представителей королевской династии Тюдоров Великобритании в XV — XVI в. — Генриха VIII и Елизаветы I сформировало и усовершенствовало механизм абсолютизма, позволивший сконцентрировать в одних руках все виды власти, включая религиозную, поставив власть короны над властью духовенства. С начала своего существования протестантизм не был единым. Впоследствии в русле протестантизма возникло множество разнообразных самостоятельных христианских деноминаций, церквей и сект, объединенных общностью своего происхождения от Реформации. Этот процесс продолжается и поныне. Из общего русла протестантизма в самостоятельные конфессии выделились: в XVII. в. -баптизм (Baptist doctrines), в XVIII в. — методизм {Methodism), в XIX в. -мормоны {Mormons), адвентисты (Adventists), иеговисты (Jehovists) и другие. Каждая из протестантских церквей и сект самостоятельна в административном и религиозном отношении.

Дискурс англоязычного протестантизма является одним из видов религиозного дискурса. К дискурсу англоязычного протестантизма относим библейские тексты, аутентичные исторические тексты публичных выступлений властных персон Англии XVI века, обладающих одновременно высшей духовной властью и являющихся агентами англосаксонского религиозного дискурса, тексты современных английских и американских протестантских проповедей и религиозных статей, молитвы, теологические комментарии, имеющие авторов, объединенных протестантским христианским мировоззрением, общающихся с адресатом в реальном времени для осуществления ведущих коммуникативных целей: приобщение и утверждение в христианской вере, призыв к покаянию, назидание и др.

Отличительной особенностью дискурса англоязычного протестантизма является его институционально-персональный статус с ведущей ролью Бога (God), Суперагента. Номинативное поле англоязычного протестантизма состоит из лексических единиц, обозначающих агентов соответствующего дискурса, и включает различные имена и дескрипции священнослужителей, отличающиеся друг от друга оттенками функциональных смыслов (celebrant, chaplain, cleric, clergyman, churchman, curate, ecclesiastic, elder, evangelist, gospeller, minister, parson, pastor, preacher, presbyter, priest, rector, servant, vicar). Также выделяются номинации священнослужителей по выполняемой функции по отношению к прихожанам (верующим): baptizer (christener) — communicatorconfessorexorcistpreachermissioner (missionary) — mentoradviserarranger of wedding / marriage ceremonyperformer of a funeral / requiem service. Обозначение клиентов этого дискурса может характеризовать их как объект религиозных обрядовых действий (тот, над кем совершается обряд): baptized / christenedcommunicantconfessorrepentant of one’s sinsthe exorcisedone over whom is performed a funeral / requiem serviceговорить о степени их религиозности: confirmed / persuaded / convinced Christiansbaptism-certificate Christianschoosing Christiansdistant from parish life Christiansdistant from communal life Christians. В работе конкретизируется хронотоп дискурса англоязычного протестантизма.

Ценности дискурса англоязычного протестантизма неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации, но могут выступать регуляторами социального поведения людей. Вера является базовой ценностью, которая приводит человека к выстраиванию всей последующей иерархии ценностейоказывает сильное влияние на функционирование как государственных и общественных институтов, так и на бытие индивида.

Дискурс англоязычного протестантизма обладает потенциалом воздействия, удовлетворяя религиозные, мировоззренческие, познавательные, эстетические потребности человека, и включает элементы внушения (суггестии), функцией которых является изменение жизни людей, участвующих в дискурсе.

Вследствие институционально-персонального статуса дискурс англоязычного протестантизма представляет собой образец стратегической коммуникации. На основе текстов современных английских и американских протестантских проповедей и религиозных статей, аутентичных исторических текстов публичных выступлений властных персон Англии XVI века мы предлагаем типологию стратегий речевого воздействия: презентационные, манипулятивные, конвенциональные, интеграционные, алиенационные и атональные стратегии.

Выявляются средства реализации стратегий речевого воздействиявербальные (семантико-экспрессивные, лингвостилистические, риторические) и невербальные (шрифт, цвет, религиозный поклон, жесты) средства.

Представленная типология стратегий доказывает, что данный дискурс может выступать в качестве языкового феномена социального регулирования.

Перспективы исследования связаны с рассмотрением стратегий речевого воздействия в диахроническом аспекте, установлением их актуальности на разных этапах истории человечества, а также с изучением реализации стратегий речевого воздействия в конкретных жанрах религиозного дискурса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. А. Религиозная проповедь как специфический вид языковой коммуникации: автореф. дис.. канд. филол. наук / Г. А. Агеева. Иркутск, 1998.- 18 с.
  2. , P.C. Язык науки в парадигме современной лингвистики / P.C. Аликаев. Нальчик: Эль-Фа, 1999. — 318 с.
  3. , Т.В. Современная деловая риторика: Учеб. Пособие / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон. 2-е изд., Стер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 432 с.
  4. , О.В. Лингвокультурные характеристики англосаксонского властного дискурса: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / О. В. Анненкова. Волгоград: 2005. — 164 с.
  5. , Н.С. Коммуникативные стратегии высокой тональности общения: автореф. дис. канд. филол. наук / Н. С. Аристова. Нижний Новгород, 2007. — 13 с.
  6. , И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. 8-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2006. — 384 с.
  7. Ю.Арутюнова, Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1990. — С. 136 — 137.
  8. П.Арутюнова, Н. Д. Метафора // Русский язык: Энциклопедия. М., 1979 -С.140- 141.
  9. , Т.Н. Лингвистические аспекты межкультурной деловой коммуникации / Т. Н. Астафурова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1997. — 107 с.
  10. , А.Н. Аксиологические стратегии в структуре языка: Паре-миология и лексика / А. Н. Баранов // Вопр. языкознания. 1989. — № 3. -С. 74 — 90.
  11. , А.Н. Аргументация как языковой и когнитивных феномен / А. Н. Баранов // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. -М.: Наука, 1990. С. 40 — 52.
  12. , А.Н., Караулов, Ю.Н. Русская политическая метафора. Материалы к словарю / А. Н. Баранов. М., 1991. — 193 с.
  13. Библия и национальная культура: Межвуз. сб. науч. ст. / Перм. унт- Отв. ред. Н. С. Бочкарева. Пермь, 2005. — 168 с.
  14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические) Русский Синодальный перевод- с приложением краткого библейского указателя и объяснительными примечаниями пастора Б. Геце. -United Bible Societies, 1994. 1082 с.
  15. , P.M. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М.: Прогресс, 1987. С. 88 — 120.
  16. , C.B. Современный протестантский дискурс на материале немецкой публицистики: автореф. дис.. канд. филол. наук / C.B. Блувберг. -Москва, 2009. 29 с.
  17. , Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии: на материале православного вероучения: дисс.. доктора филол. наук: 10.02.19 / Е. В. Бобырева. Волгоград, 2007. — 465 с.
  18. , Д. Истина проблема лингвистическая // Язык и моделирование социального взаимодействия. — М.: Прогресс, 1987. — С. 22 — 43.
  19. , И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге / И. Н. Борисова // Русская разговорная речь как явление городской культуры / под ред. Т. В. Матвеевой. Екатеринбург: АРГО, 1996. — С.21 — 48.
  20. , М.П. Стилистика текста. Теоретический курс: Учебник. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Прогресс-Традиция- ИНФРА-М, 2004. — 416 с.
  21. , Н.Ф., Чумаков, А.Н. Философия. Учебное пособие М.: Знание, 1998.-304 с.
  22. , Л.А., Павлова, Л.Г. Риторика для юристов: Учебное пособие. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2002. — 576 с.
  23. , А. Семантические универсалии и описание языков. -М.: Языки русской культуры, 1999. 780 с.
  24. , Е.М., Костомаров, В.Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Ин-т русского языка им. А. С. Пушкина, 1999. -84 с.
  25. , Е.М., Ротмайр Р., Ройтер Т. Речевые тактики «призыва к откровенности» // Вопросы языкознания. 1992. — № 6. — С. 82 — 94.
  26. , В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В. В. Виноградов. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. -255 с.
  27. , С.Г., Воркачева, Е.А. Концепт счастья в английском языке: значимостная составляющая // Массовая культура на рубеже XX—XXI вв.еков: Человек и его дискурс. М.: «Азбуковник», 2003. — С. 263 — 275.
  28. , С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа: монография. Краснодар: Изд-во Куб-ГУ, 2002. — 155 с.
  29. , О.П., Бунь, О.А. Лингвистическая интерпретация текстовых внесений: операторный, когнитивный, культурологический ракурсы // Язык и культура. Киев: Collegium, 1997. — С. 44 — 48.
  30. , Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. СПб.: Азбука, 2000. — 357 с.
  31. , О.В. Предвыборный дискурс как жанр политической коммуникации (на материале англ. языка): автореф. дис. .канд. филол. наук / О. В. Гайкова. Волгоград, 2003. — 19 с.
  32. , И.Р. Очерки по стилистике английского языка. / И. Р. Гальперин. М. 1958. — 459 с.
  33. , И.Р. Стилистика английского языка: Учебник (на английском языке). Изд. 4-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 336 с.
  34. , В.И. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996. — 775 с.
  35. , Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Нов. лит. Обозрение, 1996. — 352 с.
  36. , Г. В. Философия истории. // Собр. соч. T. VIII. Философское наследие. М.: Мысль, 1977. — 544 с.
  37. , О .Я., Надеина, Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. М.: ИНФРА-М, 1997. -272 с.
  38. , О.Я. Речевая коммуникация: учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 272 с.
  39. , Л.Д. Метафора и рациональность. М.: Русина, 1994.430 с.
  40. , C.B. Коммуникативные стратегии. Электронная версия. http://www.dere.com.ua/library/datsyuk/komm strat. shtml
  41. , Т. Ван, Кинч, В. Стратегии понимания связного текста / Т. Ван Дейк, В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. Вып. № 23.-М.: 1988.-С. 153−211.
  42. , Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. Дейк. М: Прогресс, 1989.-312 с.
  43. , П.Н. Основы общей теории межкультурной коммуникации: научный статус, понятийный аппарат, языковой и неязыковой аспекты, вопросы этики и дидактики. Монография. Харьков: Штрих, 2001. 386 с.
  44. , M.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита Текст. / М. JI. Доценко. М.: «ЧеРо» совместно с изд-вом «Юрайт», 2000. 344 с.
  45. , В.А. Атональное как предмет социально-философского исследования: автореф. дис.. канд. филол. наук / В. А. Ершов. Москва, 2007. -24 с.
  46. , М.Р. Комическое в политическом дискурсе конца XX века. Русские и немецкие политики: Монография. Москва: Ин-т языкоз.- Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2000. — 264 с.
  47. , М.Р. О содержании дискурса масс-медиа Вюник Лу-ганського нацюнального педагопчного ушверситету iMem Тараса Шевченка: Фшолопчш науки. 4.1. Луганск: Изд-во ЛНПУ «Альма-матер», 2007. — № 11 (128).-С. 27−40.
  48. , М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. Монография. М. — Волгоград: Изд-во МУПК, 2003. — 656 с.
  49. , A.C. Жанровое пространство религиозных текстов / A.C. Жулинская // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского / Серия «Филология». Том 19 (58). 2006 г. — № 2 С. — 198−203.
  50. , A.A. Текст и его понимание: Монография. Тверь, 2001. -177 с. 61.3ильберт, Б. А. Тексты массовой информации / Б. А. Зильберт. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. — 80 с.
  51. , М.Б. Лингвориторика интертекста в переводном американском проповедническом дискурсе как метафизическом дискурсе успеха: автореф.. дис. канд. филол. наук. / М. Б. Зуев. Нальчик, 2009. — 23 с.
  52. , И.П., Бурлакова, В.В., Почепцов, Г. Г. Теоретическая грамматика современного английского языка: Учебник. М.: Высшая школа, 1981.-285 с.
  53. , Ю.М. Стратегии речевого воздействия в жанре предвыборных теледебатов: дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / Ю. М. Иванова. Волгоград, 2003.- 131 с.
  54. , Н.Ю. Об особенностях композиции современной христианской проповеди. / Н. Ю. Ивойлова //Ярославский педагогический вестник. -Ярославль, 2002. С. 245 — 253.
  55. , Н.Ю. Развитие английской христианской проповеди / Н. Ю. Ивойлова. Молодой ученый. — 2009. — № 4. — С. 121 — 125.
  56. , М.Г. Прагмалингвистические характеристики ритуального дискурса: дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / М. Г. Извекова. Волгоград, 2006. — 204 с.
  57. , О.В., Фролов, Д.П. Институционализм в Российской экономической мысли (IX XXI вв.) Волгоград: изд-во ВолГУ, 2002 г. — T. I -484 с.
  58. , C.B. Когнитивный подход к исследованию текстовой эмо-тивности // Вестн. Волгогр. ун-та. Сер. 2, Филология. Журналистика. 2000. -Вып. 5.-С. 116−121.
  59. , О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 4-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2006. — 288 с.
  60. , О.С. «Паша» «Мерседес», или речевая стратегия дискредитации // Вестник Омского университета. — 1997. — № 2. — С.51 — 54.
  61. История религии. В 2 т. Т.2. Учебник / В. В. Винокуров, А.П. Забия-ко, З. Г. Лапина и др.- под общей ред. И. Н. Яблокова. М.: Высш. шк., 2002. -639 с.
  62. История средних веков: В 2-х т.: Учебник / Под ред. С. П. Карпова. -Т. 1. 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ- ИНФРА-М, 2000. — 640 с.
  63. История средних веков: В 2 т. Т. 2: Раннее новое время: Учебник / Под ред. С. П. Карпова. М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 2000. — 432 с.
  64. , Т.В. О композиционно-тематическом развертывании церковной проповеди / Т. В. Ицкович // Известия Уральского государственного университета. 2006. — № 41. — С. 163 — 175.
  65. , Ю.В. Риторические стратегии в русской проповеди переходного периода: автореф. дис.. канд. филол. наук / Ю. В. Кагарлицкий. М., 1999. — 20 с.
  66. , Е.Б. Концепт вера в диалогическом христианском дискурсе: автореф. дисс.. канд. филол. наук/Е.Б. Казнина. -М., 2004. 16 с.
  67. , В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград — Архангельск, 1996. — С. 3 — 16.
  68. , В.И. О категориях дискурса. Языковая личность: социологические и эмотивные аспекты / В. И. Карасик: Сб. научн. тр. Волгоград Саратов: Перемена, 1998. — С. 185 — 197.
  69. , В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. научных трудов / ВГПУ Волгоград: Перемена, 2000. — 227 с.
  70. , В.И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сб. науч. трудов. -Волгоград: Перемена, 1999. С. 3 — 18.
  71. , В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
  72. , Е.И. Грамматическая норма языка проповеди Елизаветинского периода: 1740-е гг.: дисс.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Е. И. Кислова.- Москва, 2007. 306 с.
  73. , Е.А. Структурно-семантические особенности универсальных концептов в англоязычном религиозном дискурсе: на материале текста Библии: автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. А. Кислянская. Белгород, 2010−22 с.
  74. , H.A. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. — 495 с.
  75. , Е.В. Просодические средства реализации воздействующей функции в жанре проповеди: на основе американского варианта английского языка: дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. В. Крымская. Волгоград, 2009. — 190 с.
  76. , В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В. Г. Крысько.- М.: Омега-Л, 2006. 352 с.
  77. , В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов/ В. Г. Крысько. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2002. — 448 с.
  78. , Е.С. Глаголы действия через их когнитивные характеристики / Е. С. Кубрякова // Логический анализ языка: модели действия: сб. ст. / РАН, Ин-т языкознания. М., 1992. — С. 84 — 90.
  79. , Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике / Е. С. Кубрякова // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: Сборник обзоров. М.: РАН ИНИОН, 2000.-С. 7−25.
  80. , А. Догмат и ересь в христианском предании // Вопросы философии. 1994. -№ 9. — С. 119−121.
  81. , X. Парадоксы оправдания в религиозном дискурсе // Логич. анализ языка: Языки этики / Под ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 271 — 280.
  82. , Э.А. Рекламный дискурс: стратегии и тактики / Э. А. Лазарева // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. — Т. 9 — С. 82 — 121.
  83. , В.И. Общение с богом или ./ В. И. Лебедев. М., 1986.250 с.
  84. , Ю.И. О семиотике искажения истины / Ю. И. Левин // Информационные вопросы семиотики, лингвистики и автоматического перевода. -М., 1974-С. 108−117.
  85. , Ю.И. О типологии непонимания текста / Ю. И. Левин // Избр. труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. — С. 581 — 594.
  86. , X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями: Пер. с нем. / X. Леммерман. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ- АО «Интерэксперт», 1997. — 255 с.
  87. , Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996. -№ 4. — С.15 — 25.
  88. , Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман // Семи-осфера. СПб: Искусство — СПб, 2004. — С. 150 — 391.
  89. , Ю.М., Успенский, Б.А. О семиотическом механизме культуры / Ю. М. Лотман // Семиосфера. СПб: Искусство — СПб, 2004. -С. 485 -503.
  90. , М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе / М. Л. Макаров. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 1998. — 200 с.
  91. , М.Л. Основы теории дискурса / М. Л. Макаров. М.: Гнозис, 2003.-280 с.
  92. , В.А. Лингвокультурология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-208 с.
  93. , Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов / Н. Б. Мечковская. М.: Агенство «ФАИР», 1998. — 352 с.
  94. , Е.С. Концепт «Wunder» в исторической ретроспективе / Е. С. Мигрова // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. — № 5. — С. 133 — 136.
  95. , В.А. Коммуникативные действия в академическом дискурсе: экзамен как жанр / В. А. Митягина // Жанры речи. Саратов, 2009. Вып. 6. Жанр и язык. — С. 337 — 345.
  96. , Т.А. Российские предприниматели и их речь Текст.: (образ, концепты, типы речевых структур): дис. д-ра. филол. наук: 10.02.01 / Т. А. Милехина. Саратов, 2006. — 484 с.
  97. , О.Л. Политический дискурс. Специфика манипуля-тивного воздействия / О. Л. Михалева. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 256 с.
  98. , О.Л. Политический дискурс: способы реализации атональности // Электронный ресурс. http://www.rus-lang.com/about/group/mikhaleva/ state2
  99. , А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пособие для студ. пед. университетов и институтов / А. К. Михальская.- М.: Издательский центр «Академия», 1998. 432 с.
  100. , А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике / А. К. Михальская. М.: Академия, 1996. — 192 с.
  101. , Е.Б. Поклон как этикетный жест / Е. Б. Морозова // Моск. лингв, журн. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2003. — Т. 7/2. — С. 78 — 91.
  102. , Е.В. К вопросу о генезисе жанра христианской церковной проповеди (на материале немецкого языка) // Тр. молодых ученых: Лингвистика / Е. В. Морозова. М., 1998. — С. 155 — 160.
  103. , Е.В. Особенности жанра современной христианской церковной проповеди. Лингвостилистический аспект: (На материале немецкого языка): дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. В. Морозова. М., 1998.- 180 с.
  104. , Н.И. История религий / Серия «Высшее профессиональное образование» // Н. И. Музафарова. Ростов н / Д: Феникс, 2004. — 320 с.
  105. , В.М. Модель контекста дискурса проповеди / В. М. Набиева // Дискурс. Новосибирск, 1997. — № 3 — 4. — С. 32 — 41.
  106. , В.М. Прагматический аспект дискурса современной литургической проповеди: автореф. дис.. канд. филол. наук / В. М. Набиева. -М., 1996.-21 с.
  107. , И.П. Функционирование библеизмов в русском и немецком языках и лингвопрагматические особенности вариантов перевода: дисс.. канд. филол. наук: 10.02.19 / И. П. Назарова. Краснодар, 2001. — 168 с.
  108. , М.Ю. Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов) / М. Ю. Олешков // Электронный ресурс. Режим доступа: http ://vak. ed. gov.ru/ announce-ments/filolog/OleshkovMU.doc., 2007, свободный.
  109. , A.B. Коммуникативные стратегии в религиозном дискурсе / A.B. Олянич // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации. Лингводидактические аспекты МК. Сб. науч. тр. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — С. 29 — 41.
  110. , A.B. Презентационная теория дискурса: монография / A.B. Олянич. Волгоград: Парадигма, 2004. — 507 с.
  111. , В.П. Основы религиоведения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. П. Павловский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 239 с.
  112. , Л.Г. Грех как религиозный концепт (на примере русского слова «грех» и итальянского «peccato») / Л. Г. Панова // Логический анализ языка. Языки этики. М.: РАН ИЯ, Языки русской культуры, 2000. — С. 167 — 177.
  113. , Л.Г. Модели времени в поэзии О. Мандельштама // Текст. Интретекст. Культура. Сборник докладов международной научной конференции. Под ред. В. П. Григорьева, Н. А. Фатеевой. М., Азбуковник, 2001.-С. 79−95.
  114. , О.Н. Концепт ЧУЖОЙ в реализации тактики дистанцирования (на материале политического дискурса) / О. Н. Паршина // Филологические науки. 2004. — № 3. — С. 85 — 94.
  115. , О.Н. Российская политическая речь: Теория и практика. / О. Н. Паршина // Под ред. О. Б. Сиротининой. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 232 с.
  116. , Т.Ю. Концепты «Бог» и «Дьявол» в русской и английской лингвокультурах (на материале паремий и афоризмов): дисс.. канд. филол. наук: 10.02.20 / Т. Ю. Передриенко. Челябинск, 2006. — 197 с.
  117. , Е.Ю. Время христианского праздника/ Е. Ю. Перова // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. — № 3. — С. 87 — 94.
  118. , И.М. Системные отношения религиозного дискурса (на материале английского и русского переводов «Книги псалмов»): дисс.. канд. филол. наук: 10.02.19 / И. М. Пиевская. Воронеж, 2006. — 175 с.
  119. , У. Лингвистические стратегии в социальном взаимодействии / У. Пионтковски // Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. С. 168- 170.
  120. , К.К. Психология религии. М.:. Политиздат, 1967.215 с.
  121. , С.Н. Неискренний дискурс (в когнитивном и структурно-функциональном аспектах) / С. Н. Плотникова. Иркутск: Изд-во Иркутск. гос. лингв, ун — та, 2000. — 244 с.
  122. , С.Н. Стратегичность и технологичность дискурса / С. Н. Плотникова // Лингвистика дискурса-2: Вестник ИГЛУ. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация / Под ред. С. Н. Плотниковой. Иркутск: ИГЛУ, 2006. — С. 87 — 98.
  123. , A.B. Языковая объективация концепта Бог в английском дискурсе XIV- XX ВВ: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / A.B. Полина. -Харьков, 2004. 205 с.
  124. , Е.А. Культурно-языковые характеристики политического дискурса (на мат-ле нем. яз.): автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. А. Попова. Волгоград: изд-во ВГУ, 1995. — 21 с.
  125. , Е.С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте / Е. С. Попова // Известия Уральского государственного университета. 2002. — № 24. — С. 276 — 288.
  126. , Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палео-психологии / Б. Ф. Поршнев. М.: Мысль, 1974. — 486 с.
  127. , В. «Метафора и реальность» / В. Порус // Высшее образование в России, 2005. № 1. — С. 134 — 141.
  128. Протестантство / Авторы-сост. A.A. Грицанов, В. Н. Семенова. -Мн.: Книжный Дом, 2006. 384 с.
  129. , O.A. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи / O.A. Прохватилова. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999. — 364 с.
  130. Религиоведение: Учеб. пособие / М. Я. Ленсу, Я. С. Яскевич,
  131. B.В. Кудрявцев и др.- Под ред. М. Я. Ленсу и др. Мн.: Новое знание, 2003. -446 с.
  132. , Ю.В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. М.: Добросвет, 1999. — 482 с.
  133. , A.A., Черепанова, И.Ю. Суггестивный дискурс в библиотерапии / A.A. Романов, И. Ю. Черепанова. -М.: Лилия, 1999. 128 с.
  134. , Я.Т. Гармония и дисгармония в открытой семейной беседе / Я. Т Рытникова // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т им. A.M. Горького, 1996. — С. 94 -115.
  135. , Н.К. Истинность в субъективно-модальном контексте Текст. / Н. К. Рябцева // Логический анализ языка. Избранное. 1988−1995- Редколлегия: Н. Д. Арутюнова, Н. Ф. Спиридонова. М.: Индрик, 2003.1. C. 669 684.
  136. , В.М. Применение образных средств в аргументатив-ном дискурсе / В. М. Савицкий // Языковая личность: проблемы значения и смысла. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 44 — 52.
  137. , O.A. Эмоциональный концепт «JOY» и способы его объективации в художественном и религиозном дискурсах: на материале английского языка: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / O.A. Сайко. Иркутск, 2008.- 173 с.
  138. , А.Г. Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях: автореф.. дис. канд. филол. наук / А. Г. Салахова. Уфа, 2006. — 23 с.
  139. , И.В. Коммуникативные стратегии «создание круга чужих» и «создание круга своих» в политической коммуникации (прагмалин-гвистический аспект): дисс.. канд. филол. наук: 10.02.19 / И. В. Самарина -Ростов-на-Дону, 2006. 158 с.
  140. , Э.А. Психолингвистический анализ миссионерских текстов: дисс.. канд. филол. наук: 10.02.19 / Э. А. Саракаева. Краснодар, 2000. — 173 с.
  141. , В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В. В. Сафонова // Иностр. яз. в шк. 2001. — № 3. — С. 17 -24.
  142. , К.Ф. Структура устного дискурса и становление языковой личности: Грамматический и прагмалингвистический аспекты / К. Ф. Седов. -Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1998. 112 с.
  143. , Л.Н. Речевое поведение политических деятелей Германии XX века (на материале их публичных выступлений и мемуаров): дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Л. Н. Селиверстова. Ростов-на-Дону, 2004.-178 с.
  144. , Е.В. Религиозно-философский дискурс B.C. Соловьева: лексический аспект: монография / Е. В. Сергеева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена- САГА, 2002. — 128 с.
  145. , Е.В. Русский религиозно-философский дискурс «школы всеединства»: Лексический аспект: автореф. дис. доктора филол. наук / Е. В. Сергеева. СПб., 2003. — 34 с.
  146. , П. Анализ дискурса во французской школе дискурс и интердискурс. / П. Серио // Семиотика: Антология [Сост. Ю. С. Степанов]. Изд. 2-ое, испр. и доп. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001.-С. 549−562.
  147. , Ю.М. Основы стилистики английского языка: учебник для ин-тов и фак-тов ин. яз. / Ю. М. Скребнев. М.: ACT, Астрель, 2000. -224с.
  148. , М.В. Особенности репрезентации христианской картины мира в лексике русского языка: дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / М. В. Слаутина. Екатеринбург, 2006. — 253 с.
  149. , Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. М.: Academia, 2000. — 128 с.
  150. , Г. Г. Лингвокультурная концептология: становление исследовательского направления / Г. Г. Слышкин // Этнокультурная концептология: межвуз. сб. науч. тр. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2006. — Вып. 1. — С. 27−38.
  151. , А.И. Вещи власти / А. И. Смирнов. М.: Полис, 2004.120 с.
  152. Современный философский словарь / Под общей ред. д. ф. н., профессора В. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проект, 2004. — 864 с.
  153. , Е.А. Концепты MIND, HEART, SOUL в современном английском языке: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. А. Соловьева. -Тамбов, 2005. 196 с.
  154. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г. В. Осипов, JI.H. Москвичёв, A.B. Кабыща и др. / Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичёва. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 461 с.
  155. , Ю.С. В трехмерном пространстве языка (Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства) / Ю. С. Степанов. М.: Наука, 1985.-355 с.
  156. , Ю.С., Проскурин, С.Г. Константы мировой культуры / Ю. С. Степанов, С. Г. Проскурин. М., 1993.- 158 с.
  157. , Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принципы причинности / Ю. С. Степанов // Язык и наука конца XX века. 1995. -С. 35 -73.
  158. , Ю.С. В мире семиотики // Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001.-С. 3−42.
  159. , Е.В. Современные подходы к изучению дискурса / Е. В. Темнова // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2004. — Вып. 26. — С. 24 — 33.
  160. , Т.А. К вопросу о типологии коммуникативных стратегий / ТА. Толмачев // Горный Алтай: проблемы билингвизма в поликульутр-ном пространстве: Сборник научных трудов. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006.-С. 159- 162.
  161. , B.C. Речевой конфликт и гармонизация общения: автореф. дис.. д-ра филол. наук / B.C. Третьякова. М., 2003. — 36 с.
  162. , Д.Г. Психологические механизмы воздействия религиозной проповеди / Д. Г. Трунов // Религия в изменяющейся России. Тезисы докладов Российской научно-практической конференции (22−23 мая 2002 г.). -Пермь, 2002.-Т. 1. С. 107 — 110.
  163. , Д.Г. Религиозные организации и психотерапия / Д. Г. Трунов // Журнал практического психолога. М., 2000. — № 1 — 2. — С. 90 -56.
  164. , И.В. О разграничении понятий: речевой акт, речевой жанр, речевая стратегия, речевая тактика / И. В. Труфанова // Филологические науки. 2001. — № 3. — С. 56 — 65.
  165. , Д.М. Психология религии / Д. М. Угринович. М.: Политиздат, 1986. — 352 с.
  166. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: Н. Д. Голев, H.A. Купина, М. Б. Хомяков. Екатеринбург: Изд-во УРГУ, 2003.-550 с.
  167. , С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. / С. С. Фролов. — М.: Логос, 1997. — 360 с.
  168. , Г. Г. Риторика / Г. Г. Хазагеров, И. Б. Лобанов. Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 379, 2. с.
  169. , А.О. Вербальное утешение. Пособие для студентов по спецкурсам гуманитарных дисциплин / А. О. Ханский. Тверь: Изд-во ГЕРС, 2001.-80 с.
  170. , Л.А. Матричный принцип формулы 'faith, hope, charity' 'вера, надежда, любовь' и составляющих ее концептов (на материале английского языка и культуры): автореф. дис.. канд. филол. наук / Л. А. Харламова. — Барнаул, 2006. — 22 с.
  171. Христианство от, А до Я. / Сост. H.A. Добрина М.: ACT: Восток-Запад, 2007. — 384 с.
  172. , В.М. Психология нетрадиционных религий в современной России / В. М. Целуйко. Волгоград: Принтера-Дизайн, 2004. — 204 с.
  173. , JI.В. Проблема естественности дискурса в межкультурной коммуникации: дисс. д-ра филол. наук: 10.02.04, 10.02.19 / Л. В. Цурикова. Воронеж, 2002. — 324 с.
  174. , И.Ю. Дом колдуньи. Начала суггестивной лингвистики / И. Ю. Черепанова. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1995. — 213 с.
  175. , А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография / А. П. Чудинов. Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2003. — 248 с.
  176. , А.П. Политический нарратив и политический дискурс / А. П. Чудинов // Языковые подсистемы: сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002.-С. 184−191.
  177. , И.С., Морозова, Е.И. Дискурс как мыслекоммуника-тивное образование / И. С. Шевченко // Вюник Харюв. ун-ту im. В.Н. Караз1-на. 2003. — № 586. — С. ЗЗ — 38.
  178. , Е.И. Семиотика политического дискурса: дис.. д-ра филол. наук: 10.02.01, 10.02.19 / Е. И. Шейгал. Волгоград, 2000.-431 с.
  179. , Е.И., Буряковская, В.А. Этнонимы и образ врага в политическом дискурсе // От слова к тексту: Материалы докл. Междунар. науч. конф. Минск, 13 — 14 ноября 2000 г.: в 3 ч. 4.2. — Мн.: МГЛУ, 2000. — С. 189−191.
  180. , Т.Е. О понятиях коммуникативной структуры и коммуникативной стратегии (на материале русского языка) / Т. Е. Янко // Вопросы языкознания. М., 1999. — № 4. — С. 28 — 55.
  181. , Т.Е. Коммуникативные стратегии русской речи / Т. Е. Янко. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 384 с.
  182. , И.Ю. Духовное послание в документоведческом и стилистическом освещении: автореф.. канд. филол. наук / И. Ю. Ярмульская. Волгоград, 2006. — 24 с.
  183. Agar, M. Institutional Discourse / M. Agar. Amsterdam: Mouton Publishers, 1985. — P. 147 — 168.
  184. Bartlett, D.L. What’s the matter with preaching today? / D.L. Bartlett. Lousville: Westminster John Knox Press, 2004. — 182 p.
  185. Black, M. Models and Metaphor. Studies in language and Philosophy / M. Black. Ithaca — London, Cornell University Press, 1962. — P. 25 — 47.
  186. Buttrick, D. Homiletic Moves and Structures / D. Buttrick. Augsburg Fortress Publishers, 1987. — 516 p.
  187. Coulmas, F. Introduction: Conversational routine // Conversational routine: Explorations in Standardized Communication Situation and Prepatterned Speech / Ed. by F. Coulmas. The Hague, 1981. — P. 1 — 17.
  188. Craddock, F. Preaching / F. Craddoc. Abingdon Press, 1990. -2241p.
  189. Crystal, D. A dictionary of Linguistics and Phonetics / D. Crystal. -Cambridge: Cambridge University Press, 1980. 296 p.
  190. Dabney, R.L. Evangelical eloquence. A course of lectures on preaching / R.L. Dabney. // The banner of truth trust, 1999. 456 p.
  191. Dijk, T.A. van, Kintsch, W. Strategies of Discourse Comprehension / T.A. Dijk van, W. Kintsch. New York: NY Press, 1983. — 189 p.
  192. Dijk, T.A. van. Text and Context: Explorations in the Semantics and Pragmatics of Discourse / T.A. Dijk, van. London — New York, 1977. — 246 p.
  193. Donee, P.N. Verfremdung in der Interkulturellen Kommunikation / P.N. Donee // Deutsch als Fremdsprache. Theorie u. Praxis des Deutschunterrichts fur Auslander. Berlin, 1994. — Heft 4. — P. 221 — 226.
  194. Duranti, A. Ethnography of speaking: Toward a Linguistics of praxis // Linguistics: The Cambridge survey. Cambridge etc., 1988. — P. 210 — 228.
  195. Eugene, L.L. The Homiletical Plot: The Sermon as Narrative Art Form Текст. / L.L. Eugene Westminster John Knox Press, 2000. 138 p.
  196. Fairclough, N. Language and Power / N. Fairclough. London: Longman, 1989.-259 p.
  197. Foucault, M. The archaeology of knowledge and the Discourse on Language. Harper Colophon, New York, 1972. — 245 p.
  198. Fowler, R.G. Notes on critical linguistics // Language topics: Essays in honour of Michael Halliday. A.- Ph.: Benjamins, 1987. Vol.2. P.481 — 492.
  199. Fowler, R. Power / R. Fowler. // Handbook of Discourse Analysis. -London: Academic Press, 1985. P. 61 — 82.
  200. Fritz, G. Koharenz: Grundlagen der linguistischen Kommunicationsanalyse. Tubingen, 1982. — 374 S.
  201. Haddon, W. Biblical Preaching: The Development and Deliverof Expository Messages / W. Haddon. Baker Academic, 2001. — 256 p.
  202. Harris, Z. Discourse analysis // Language. Baltimore. — 1952. -Vol.28.-№ 17.-P. 1−30.
  203. Holy Bible. New King James Version. Nashville: Thomas Nelson Publishers, Inc., 1990. — 1204 p.
  204. Hudson, T. The Discourse of Advice Giving in English: 'I Wouldn’t Feed Until Spring No Matter What You Do' // Language and Communication 10. -1990, No.4.-P.285−297.
  205. Killinger, J. Fundamentals of Preaching / J. Killinger. Augsburg Fortress Publishers, 1996. 232 p.
  206. Lakoff, G., Johnson, M. Metaphors we live by. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1980. — 242 p.
  207. Long, T.G. The Witness of Preaching / T.G. Long. Westminster John Knox Press, 2005. — 240 p.
  208. Macionis, J. Sociology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1989. -682 p.
  209. Piper, J. The Supremacy of God in Preaching / J. Piper. Baker Books- 2004. — 128 p.
  210. Rehbein, J. Ausgewalte Aspekte der Pragmatik // Sociolinguistics -Soziolinguistik. An international Handbook of the Science of Language and Society. U. Ammon et al. (Eds.). Vol. 2. — Berlin: der Gruyter, 1988. — S. 1181 -1195.
  211. William, S. Sermons That Shaped America: Reformed Preaching from 1630 to 2001. / S. William & RPublishing, 2003. 409 p.
  212. Wilson, P. The Four Pages of the Sermon: A Guide to Biblical Preaching Текст. / P. Wilson. Abingdon Press, 1999. 276 p.
  213. Лексикографические справочники
  214. Англо-русский теологический словарь. Иудаизм Христианство — Ислам / С. А. Матвеев. — М.: ACT: Восток — Запад, 2006. — 758, 10. с.
  215. Атеистический словарь / под общ. ред. М. П. Новикова. М.: Политиздат, 1984. — 559 с.
  216. , О.С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. М.: Советская энциклопедия, 1966. — 607 с.
  217. Новейший словарь иностранных слов и выражений. — Мн.: Хар-вест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001. 976 с.
  218. Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. Том 2 / Под. ред. С. С. Аверинцева. М.: изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1995.-671 с.
  219. Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. Том 3 / Под ред. С. С. Аверинцева. М.: изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1995.-671 с.
  220. Языкознание: Большой энциклопедический словарь (БЭСЯ) / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: БСЭ, 1998. 685 с.
  221. Cambridge Advanced Learner’s Dictionary Электронный ресурс. URL: http://dictionary.cambridge.org/.
  222. Collins Cobuild English Dictionary. L.: Collins Pbl., 2000 (CCED)
  223. Longman Dictionary of English Language and Culture (LDELC). -Longman Group UK Limited, 1992. 1528 p.
  224. The American Heritage Dictionary of the English Language. N.Y.: Random House Pbl., 1997 (AHDEL)
  225. The Concise Oxford Dictionary of the English Language. OUP, 2003 (COD).
  226. The Microsoft Bookshelf Encyclopedia on CD-ROM, 1998.
  227. The Wordworth Dictionary of Bible Quotations Compiled by Martin H. Manser Wordsworth Reference. London: Norhaven, 1989. — 89 c.
  228. , M.M. Проблема «конца света»: Электронный ресурс. URL: http://www.humanism.su/ru/articles.phtml?num=8
  229. Интернет-газета Новости христианского мира: Протестантская архитектура: красота в простоте (интервью): Электронный ресурс. URL: http://www.ProChurch.info
  230. Bala Chitto Baptist Church: Dr. Dave M. Hartson’s Sermons: Электронный ресурс. URL: http://www.dave-hartson.com/Today I Declare My Dependence upon God. doc
  231. Battered Sheep Ministry: Электронный ресурс. URL: http://www.batteredsheep.com/articles
  232. BBC Religions — Christianity: Salvation Army: Электронный ресурс. URL: http://www.bbc.co.uk/religion/religions/christianity/subdivisions/salv ationarmy
  233. BBC Religion — Witnesses: Beliefs: Электронный ресурс. URL: http://www.bbc.co.uk/religion/religions/witnesses/beliefs/beliefs.shtml
  234. Bethany United Methodist Church: Электронный ресурс. URL: http://www.bethany-umc.com/AboutUs/methodistbeliefs.htm
  235. Center for Biblical Theology and Eschatology: Электронный ресурс. URL: http://www.mountainretreat.org
  236. Christian Reformed Church in North America: Электронный ресурс. URL: http://www.crcna.org
  237. Christ Victorious Lutheran Church, Chaska, Minnesota: Электронный ресурс. URL: http://www.victorious.org/devil.htm
  238. Church of the Nazarene, Kansas City: Электронный ресурс. URL: http://www.nazarene.org
  239. Conservative Friend: Электронный ресурс. URL: http://www.conservativefriend.org
  240. Elizabeth’s Act of Uniformity (1559): Электронный ресурс. URL: http://www.wikipedia.com
  241. Essential Baptist Principals: Электронный ресурс. URL: http://www.essentialbaptistprinciples.org
  242. First Baptist Church of Ames, Iowa USA: Электронный ресурс. URL: http://www.geocities.com/fbcames
  243. Ginghamsburg Church in Tipp City, the USA: Электронный ресурс. URL: http://www.ginghamsburg.org
  244. Henry VIII’s Speech before Parliament, 1545: Электронный ресурс. URL: http://www.primarysources.com
  245. Internet Evangelism and Teaching: Электронный ресурс. URL: http://net-burst.net/demons/cast out
  246. Kaleo San Diego Church: Электронный ресурс. URL: http://www.kaleochurch.com
  247. Leeds Quakers: Электронный ресурс. URL: http://www.leedsquakers.co.uk/about-us/values
  248. McDonald Road Seventh-day Adventist Church: Электронный ресурс. URL: http://www.mcdonaldroad.org/sermons
  249. Mormon Church Beliefs, Religion, and Doctrine: Электронный ресурс. URL: http://mormon.lds.net/mormon-beliefs
  250. Nicene Creed: Электронный ресурс. URL: www.ccel.org/creeds/nicene.creed.html
  251. On Religion (1559): Электронный ресурс. URL: http://www.fordham.edu/halsall/mod/elizabethl
  252. On Religion (1583): Электронный ресурс. URL: http://www.fordham.edu/halsall/mod/elizabethl
  253. Pentecostal Religion / Pentecostal Beliefs and Doctrines: Электронный ресурс. URL: http://www.iimfeeney.org/pentecostalreligionbeliefs.html
  254. Pentecostal Sermon Central (Free Online Sermons and Free Sermon Oulines): Электронный ресурс. URL: http://www.jimfeeney.org/morebibleteach ings. html
  255. Religious Tolerance/Quakers beliefs and practices: Электронный ресурс. URL: http://www.religioustolerance.org/quaker2.htm
  256. Response to a Parliamentary Delegation on Her Marriage (1559): Электронный ресурс. URL: http://www.fordham.edu/halsall/mod/elizabethl
  257. Response to Parliamentary Delegation on Her Marriage (1566): Электронный ресурс. URL: http://www.fordham.edu/halsall/mod/elizabethl
  258. Saint George’s Episcopal Church in Maplewood, NJ: Электронный ресурс. URL: http://www.stgeorges-maplewood.org
  259. Seventh-Day Adventist Church: Электронный ресурс. URL: http://www.adventist.org/beliefs/fundamental/
  260. The Church of Christ in Zion, Illinois: Электронный ресурс. URL: http://www.padfield.com
  261. The Church of England: Электронный ресурс. URL: http://www.churchofengland.org/prayer-worship
  262. The Church of Jesus Christ of Latter-Day Saints: Электронный ресурс. URL: http://mormon.org/articles-of-faith/
  263. The Farewell Speech (1601): Электронный ресурс. URL: http://www.fordham.edu/halsall/mod/elizabethl
  264. The Thirty-Nine Articles of the Church of England: Электронный ресурс. URL: http://mb-soft.com/believe/txc/thirtyni.htm
  265. Washington National Cathedral: Электронный ресурс. URL: http ://www. cathedral .org
  266. Whitefield, G. Sermons: Электронный ресурс. URL: http://www.anglicanlibrary.org/whitefield/sermons/index.htm.
Заполнить форму текущей работой