В практике маркетинговых исследований производства и реализации продукции применяются показатели для характеристики динамических рядов данных, позволяющих выявить тенденцию производства и реализации продукции за несколько периодов (по состоянию на различные даты или по различным объектам). В качестве таких показателей исчисляются темпы роста (Т):
— базисные темпы роста (Тi), характеризующие динамик явления по отдельным периодам относительно базисного. Они рассчитываются как отношение каждого значения ряда к первому значению:
и т.д.;
где: Y1… Yn — значения упорядоченного по времени данных ряда;
Для 2008 г.
Т1произв.= 94 338/67316*100%=140%;
Т1реализ.= 87 674/54890*100%=159%.
— цепные темпы роста (Тii+1) — отношение последующего значения ряда к предыдущему:
и т.д.;
Для 2008 г.
Т1 произв.=94 338/89246*100%=105%;
Т1реализ.=87 674/72391*100%=121%.
— средний геометрический темп роста (Тг) — характеризующий общее изменение динамического ряда:
где Т1,…, Тn-1n — рассчитанные цепные темпы роста (можно выражать и в долях);
Тг.вып.=6v1,0*1,32*1,05*1,32*1,26*1,07*1,04=110%;
Тг.реализ.= 6v1,0*1,31*1,21*1,15*1,51*1,1*9,8=170%.
— средний прирост (П 1n).
П 1n = Тг % - 100%.
П1nвып= 110%-100%=10%;
П1nреал=170%-100%=70%.
Рассчитанные базисные и цепные темпы роста и прироста объемов выпускаемой и реализованной продукции представлены в таблице 7.
Таблица 7. Динамика производства и реализации продукции (в сопоставимых целях).
|
Год. | Объем производства продукции, тыс. руб. | Темпы роста, %. | Объем реализованной продукции, тыс. руб. | Темпы роста, %. |
базисные. | цепные. | базисные. | цепные. |
t1 (2006). | | | | | | |
t2 (2007). | | | | | | |
t3 (2008). | | | | | | |
t4 (2009). | | | | | | |
t5 (2010). | | | | | | |
t6 (2011). | | | | | | |
t7 (2012). | | | | | | |
На основании данных таблицы построим график производства и реализации продукции:
Рис. 3.
Вывод: Расчеты данной таблицы показывают, что за 7 лет объем производства возрос на 82%, а объем реализации на 105%. Но в свою очередь в течение 6 лет объем производства превышал объема реализации. Это свидетельствует о том, что продукция предприятия залеживалась на складах. Значит, у фирмы большие проблемы были либо с каналами сбыта либо с низким спросом на товар. И только в 2005 году предприятие увеличило объем реализованной продукции на 1554 тыс. руб. Дополнительные расчеты позволили предприятию спрогнозировать дальнейший объем реализации продукции: продажи в 2005 году увеличились и в дальнейшем объем будет расти, если фирма будет продолжать направленную политику на повышение объема реализации. Рентабельность продаж возрастет, что будет означать доходность фирмы. Конкурентоспособность компании на рынке возрастет.