Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Кабинетные исследования. 
Маркетинговые исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы сбора данных из документов чрезвычайно разнообразны, непрерывно пополняются и совершенствуются. Однако изучение специальной литературы показало, что во всем этом многообразии можно выделить два основных типа анализа — формализованный и неформализованный. Из формализованных методов рассматривается контент-анализ, из неформализованных — традиционный анализ документов (подробнее об этих… Читать ещё >

Кабинетные исследования. Маркетинговые исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Попытка уточнения терминологии на основе обзора публикаций не дала заметных результатов в силу того, что основное внимание авторы уделяют рассмотрению специфики и классификации вторичных данных и их источников, в большинстве случаев не затрагивая методов сбора данных кабинетных исследований (табл. 10.1 и 10.2).

Таблица 10.1

Уточнение терминологии и определения «кабинетного исследования»

Автор

Используемая терминология.

Определение.

Е. П. Голубков.

Кабинетные.

В явном виде отсутствует, понятие определяется через тип собираемых данных.

Н. К. Малхотра.

Не использует.

Нет, дается определение лишь вторичной информации.

Д. Аакер, В. Кумар, Вторичные исслеДж. Дэй дования.

В явном виде отсутствует, понятие определяется через тип собираемых данных.

Г. А. Черчилль, Д. Якобуччи.

Не использует.

Нет, дается определение лишь вторичной информации.

Анализ табл. 10.1 показывает, что понятие «кабинетное исследование» определяется через характеристику вторичной информации. Как видно из табл. 10.2, основные плюсы и минусы кабинетных исследований ученые связывают с достоинствами и недостатками вторичных данных.

Кабинетным исследованиям уделяется значительно меньше внимания, чем полевым, хотя многие ученые указывают на необходимость начинать любое исследование с поиска вторичных данных. Однако возможность применения методов кабинетного исследования практически не отмечается, когда речь идет об упорядочивании информационных массивов, полученных полевыми методами. Это означает, что кабинетное исследование может стать завершающим, а не начальным этапом. Стоит отметить, что процесс сбора первичной неструктурированной информации (в рамках качественных исследований) ориентирован на готовность респондента предоставить и сформулировать эту информацию. Таким образом, получаемые сведения отражают цели респон;

Раскрытие понятия кабинетного исследования разными авторами

Таблица 10.2

* c-finiI" I/-*" Д. Аакср, В. Кумар, Г. А. Черчиль, Автор Ь. И. Голубков Н. К. Малхотра д?.Дэй' Д. Якобуччн.

Цели исследования.

Разведочные.

(поисковые).

Поисковые.

Поисковые, описательные и каузальные.

Поисковые.

Источники.

Внутренние, внешние, синдикативные.

Внутренние (готовые к использованию, нуждающиеся в доработке), внешние (синдикативные, публикуемые материалы, компьютерные базы данных).

Внутренние записи, опубликованные данные, источники стандартизированной маркетинговой информации, Интернет.

Внутренние, внешние (общедоступные и коммерческие издания).

Классификация методов.

Традиционный анализ документов, контент-анализ.

Информационные системы, базы данных, синдикативные данные.

Преимущества.

Быстрота и дешевизна получения, легкость использования.

Позволяют идентифицировать проблему, процесс сбора информации быстрый и легкий, затраты на сбор относительно небольшие.

Низкая стоимость, требуется меньше усилий и времени, некоторая информация может быть получена исключительно в форме вторичных данных.

Экономия времени и средств.

Недостатки.

Несопоставимость единиц измерения, разная степень новизны, невозможность оценки достоверности.

Данные могут быть устаревшими, ненадежными, неполными, не соответствовать проблеме исследования.

Данные собираются для другой цели, невозможно контролировать процедуру их сбора, неточности, несоответствие потребностям по форме и срокам представления, а также другим показателям, неполнота.

Данные не полностью соответствуют проблеме исследования, недостаточно точные и часто устаревшие.

дента, его намерение и желание рассказать о себе; для целей исследования эти данные релевантны, но вторичны. Чтобы привести информационный массив в тот вид, который бы полностью соответствовал целям исследования и позволял сделать соответствующие выводы, также применяются кабинетные исследования.

Принимая во внимание специфические черты кабинетного исследования, можно сформулировать его определение:

Кабинетное исследование — это совокупность методов сбора и оценки существующей маркетинговой информации, полученной и структурированной в соответствии с другими целями.

Обобщая данные табл. 10.2 и учитывая характерные особенности кабинетных исследований, уточним их плюсы и минусы (в табл. 10.3).

Таблица 10.3

Достоинства и недостатки кабинетных исследований

Достоинства.

Недостатки.

Быстрота и относительная дешевизна Возможность мониторинга основных рыночных тенденций, изменения различных объектов.

Затрудненность проверки достоверности и надежности информации, полученной из вторичных источников.

Возможность получения данных, которые фирма не в состоянии собрать самостоятельно.

Низкая релевантность информации; высокий риск ее устаревания, неполноты, противоречивости и несопоставимости.

Использование нескольких источников, В силу возможной фрагментарности инфор-

что позволяет сопоставить данные, выямации процесс сбора данных может пред-

вить разные подходы к решению проблемы полагать переработку больших массивов

~ , слабоструктурированной информации

Совмещение процессов сбора и анализа ин-

формации

Область использования вторичной информации широка и охватывает следующие задачи:

  • • выяснение текущего состояния исследуемой проблемы и формулирование предварительных гипотез;
  • • выявление более совершенных методов изучения вопроса;
  • • предоставление нормативной базы для сравнения показателей;
  • • изучение опыта ведущих отраслевых производителей;
  • • оценка и прогнозирование спроса;
  • • изучение поведения конкурентов;
  • • сегментирование рынка и выбор целевых сегментов;
  • • мониторинг факторов внешней среды.

Методы сбора данных из документов чрезвычайно разнообразны, непрерывно пополняются и совершенствуются. Однако изучение специальной литературы показало, что во всем этом многообразии можно выделить два основных типа анализа — формализованный и неформализованный. Из формализованных методов рассматривается контент-анализ, из неформализованных — традиционный анализ документов (подробнее об этих методах см. главу 16).

К документам обычно относят любые материалы прессы и других печатных изданий, радиои телепередач, кинофильмов, ответы на открытые вопросы анкет, материалы фокус-групп и свободных интервью, а также жалобы потребителей, статистические отчеты, административные инструкции и другие документы. Способы классификации документов как источников данных разнообразны и отражают противоречивые взгляды авторов на специфику вторичной информации. Подробная классификация приводится в работе [15]. Наиболее распространено деление источников на внутренние и внешние. Эти две группы обладают существенными различиями, поэтому неудивительна популярность подобной классификации; дальнейшая детализация способствует упорядочению поиска требуемой информации и совершенствованию приемов ее регистрации, не влияя на методы оценки и получения доступа к источнику. Табл. 10.4 отражает основные подходы к классификации источников вторичной информации.

Таблица 10.4

Классификация источников вторичной информации

Источники внешней вторичной информации.

Официальные Издания государственных учреждений, статистические издания и досправочники (в том числе электронные) кументы Средства массовой информации (включая интернетиздания) Экономическая и техническая специальная литература Официальные заявления и отчеты конкурентов Документы профессиональных ассоциаций Различные специальные издания.

НеофициальКонтакты с клиентами (жалобы, предложения), поные источники ставщиками, посредниками, торговым персоналом или сотрудниками самого предприятия, с персоналом, работающим на выставках.

СпецифичеПриобретение товаров ские источники Экскурсии на производство Другие специфические акции.

Синдикативные источники Информация о товарных рынках Розничный аудит Данные панельных исследований потребителей Мониторинг численности аудиторий и рейтинга СМИ Базы данных Мониторинг публикаций.

Источники внутренней вторичной информации.

Внутренние Бюджет фирмы и данные по достижению бюджетных документы целей Данные о прибылях и убытках по фирме в целом и детализированные по подразделениям и товарам (где это необходимо).

Окончание табл. 10.4

Источники внутренней вторичной информации.

Данные сбыта по ассортиментным группам, отдельным продуктам, географическим регионам, сезонам или дням недели (времени дня) Отчеты сотрудников о контактах с клиентами и другими заинтересованными лицами Базы данных о клиентах, счета, объем и периодичность их покупок Данные о запасах готовой продукции.

Отчеты прошедших исследований.

Результаты предыдущих исследований Материалы глубинных интервью Материалы фокус-групп Материалы анкет с открытыми вопросами.

Работа с внешними источниками в большей степени требует предварительной оценки содержащейся в них информации.

Есть много причин, по которым данные могут оказаться нерелевантными или слишком неточными для того, чтобы их можно было использовать. Большинство исследователей [1, 26, 58, 121,125] указывают на необходимость оценки вторичных данных, чтобы сделать вывод об их пригодности для целей исследования. Табл. 10.5 дает представление о критериях оценки вторичной информации из внешних источников.

Таблица 10.5

Критерии оценки вторичной информации из внешних источников

Критерий.

Список контрольных вопросов.

1. Источник сообщения.

Какова репутация издания и автора публикации, его квалификация и имеющиеся у него возможности собрать необходимые сведения?

Является ли источник публикации первичным?

Кто выступил заказчиком исследования?

2. Цель публикации.

В чьих интересах опубликованы данные? Какова цель публикации? Заинтересован ли заказчик в искажении предоставляемой информации?

Кто финансировал размещение публикации?

3. Методика сбора информации.

Какая методика использовалась для сбора данных? Почему была выбрана именно она?

Позволяют ли вопросы анкеты получить ту информацию, которая представлена в результатах?

Можно ли перенести результаты на изучаемую совокупность? Каков процент ответов? Что могло стать причиной появления систематической ошибки?

4. Характер результатов.

Каковы используемые основания классификации? Каковы используемые единицы измерения показателя? Каковы методики измерения показателя?

Окончание табл. 10.5

Критерий.

Список контрольных помросоп.

5. Время сбора данных.

Когда информация была собрана? Сроки публикации? Наблюдается ли существенный интервал между временем сбора информации и временем ее публикации?

Какова скорость устаревания данных?

6. Согласованность с данными из других источников.

Какие методики сбора данных используют другие источники? Согласуются ли результаты? В чем именно наблюдается расхождение? Чем оно может быть вызвано?

Проблемы использования внутренних вторичных данных не так масштабны, однако недостатки системы учета и дефекты данных часто оказывают отрицательное влияние на возможность кабинетного исследования.

Как правило, существующие системы учета разрабатываются не для того, чтобы удовлетворять информационные потребности специалистов по маркетингу. В результате формат, в котором могут быть предоставлены данные, оказывается недостаточно гибким и не позволяет использовать информацию для принятия маркетинговых решений. Часто данные учета представлены с недостаточным уровнем подробности и не дают возможности получить информацию по таким ключевым объектам управления, как географические рынки, типы потребителей или типы продуктов. Для того чтобы разбить величины сбыта и прибыли по различным объектам управления, могут потребоваться существенные затраты сил и времени. Также возможно, что временной период, охватываемый внутренними показателями, не будет соответствовать периодичности внешних данных.

Внутренние сведения также могут быть недостоверными, если предоставляющее их лицо имеет мотивы для искажения. Например, число визитов, которое торговый агент указывает в своих отчетах, нередко завышается в случае, если этот показатель используется при оценке его работы. Между тем хорошо известный «оптимизм» торговых агентов может оказывать влияние на всю информацию, получаемую из этого источника. Данным учета свойственны аналогичные погрешности. Так, например, когда компания предлагает особо либеральные условия по возврату купленного товара, цифрам, содержащимся в выставленных счетах, нельзя доверять в полной степени. Вообще если имеется длинный канал распространения с несколькими местами хранения запасов, то данные по полученным заказам или по выставленным счетам могут не соответствовать реальным продажам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой