Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Лингвокогнитивные особенности актуализации общественных стереотипов в политическом журнальном дискурсе ФРГ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Период предвыборной агитации — время, когда предпринимаются попытки интенсивно воздействовать на общественное мнение через средства массовой информации, чтобы максимально мобилизовать избирателей. Воздействие на общественное мнение протекает с опорой на уже существующие стереотипные представления, распространённые в данном обществе, поскольку они являются устойчивыми когнитивными структурами. При… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Общественные стереотипы в средствах массовой информации
    • 1. 1. Массовая культура и массовая коммуникация
      • 1. 1. 1. Средства массовой информации и их влияние на общественное мнение
      • 1. 1. 2. Массовая культура. Общественное мнение как проявление массового сознания
    • 1. 2. Общественный стереотип как атрибут массового сознания
      • 1. 2. 1. Понимание стереотипа в социологии, культурологии и лингвистике
      • 1. 2. 2. Стереотип и смежные с ним элементы массового сознания
    • 1. 3. Общественный стереотип как термин когнитивной лингвистики
      • 1. 3. 1. Характеристика когнитивно-дискурсивного подхода
      • 1. 3. 2. Соотношение стереотипа с другими понятиями когнитивной лингвистики
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. Формы объективации стереотипов в журнальном дискурсе
    • 2. 1. Политический журнальный дискурс и его структурные особенности
    • 2. 2. Вербальные и невербальные средства актуализации общественных стереотипов
      • 2. 2. 1. Актуализация партийно-политических стереотипов
      • 2. 2. 2. Актуализация региональных стереотипов
      • 2. 2. 3. Актуализация тендерных стереотипов
    • 2. 3. Национально-культурные особенности актуализации общественных стереотипов в политическом журнальном дискурсе ФРГ
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. Воздействие на общественное мнение: роль общественных стереотипов
    • 3. 1. Стратегии воздействия на общественное мнение в политическом журнальном дискурсе
      • 3. 1. 1. Вербальное воздействие с позиций риторики
      • 3. 1. 2. Воздействие на массовую аудиторию и понятие манипуляции
      • 3. 1. 3. Стратегии и тактики воздействия на общественное мнение
    • 3. 2. Виды воздействия в политическом журнальном дискурсе
      • 3. 2. 1. Аргументативное воздействие (убеждение)
      • 3. 2. 2. Переходные тактики воздействия
      • 3. 2. 3. Суггестивное воздействие (внушение)
      • 3. 2. 4. Развлекательный аспект политического журнального дискурса
    • 3. 3. Формирование имиджа как предвыборная стратегия: роль общественных стереотипов
      • 3. 3. 1. Имидж кандидата на пост федерального канцлера Ангелы Меркель (ХДС)
      • 3. 3. 2. Имидж Партии левых сил
  • Выводы по главе

Лингвокогнитивные особенности актуализации общественных стереотипов в политическом журнальном дискурсе ФРГ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная научная парадигма характеризуется взаимопроникновением различных областей знания. В лингвистике междисциплинарные исследования проводятся с привлечением таких гуманитарных дисциплин, как культурология, когнитология, психология, социология, политология и др. Эти научные области объединяет интерес к человеку как объекту исследования.

Антропоцентрический подход в лингвистике предполагает учёт таких неязыковых факторов, как, например, социокультурная компетенция коммуникантов. В рамках лингвокультурологии язык изучается во взаимодействии с культурой, причём на основании изоморфизма признаков культурного и языкового кодов учёные стремятся выявить характер соотношения единиц языка и культуры (В.Н. Телия 1996; Ю. С. Степанов 2001 и др.). Взгляд на язык как на средство проникновения в неязыковые, ментальные сущности, недоступные прямому наблюдению, характерен для исследований в русле когнитивной лингвистики (Е.С. Кубрякова 1998, 2004; М. Д. Городникова 2006; А. В. Кирилина 19 996, 2000 и др.). Преследуется цель установить корреляции ненаблюдаемых сущностей, связанных с когнитивными процессами, и вербальных структур, служащих для их актуализации.

С бурным развитием СМИ связывают, в первую очередь, распространение феномена массовой культуры, которая транслируется при помощи телевидения, радио, печатных и электронных изданий. Особенностью массовой культуры является информирование путём развлечения, причём это распространяется не только на продукты массовой культуры с преобладающей развлекательной функцией, такие как глянцевые журналы, клипы, видеоролики, но и на области с высоким уровнем информативности, в частности, на политический журнальный дискурс.

Общественные стереотипы как составляющая массового сознания особенно широко актуализируются в процессе массовой коммуникации, и их изучение представляет особый интерес.

Рассмотрение общественных стереотипов как частей концептуальной системы человека, выбор когнитивно-дискурсивного ракурса исследования актуализации и функционирования общественных стереотипов в сфере массовой коммуникации определили актуальность исследования.

Предметом исследования выступают вербальные и невербальные единицы как средство проникновения в ненаблюдаемые сущностиобщественные стереотипы. Объектом исследования является политический журнальный дискурс ФРГ.

Цель работы заключается в изучении общественного стереотипа как когнитивного феномена, в выделении и систематизации на этой основе вербальных и невербальных средств, служащих для его репрезентации, и в выявлении его роли при достижении прагматического эффекта в ходе массовой коммуникации.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

• уточнить понимание феномена «общественный стереотип», выявить его природу и охарактеризовать его место в лингво-когнитивном категориальном аппарате, выделить виды общественных стереотипов;

• выделить типы текста, в которых актуализируются общественные стереотипы, а также вербальные и невербальные средства, служащие для их актуализации в политическом журнальном дискурсе, систематизировать эти единицы с опорой на теорию функционального поля, рассмотреть их национально-культурную специфику;

• выявить стратегии и тактики вербального воздействия на общественное мнение, определить роль общественных стереотипов в достижении прагматического эффекта, установить преобладающий в анализируемом дискурсе тип воздействия.

Материалом исследования послужили тексты из журналов «Шпигель», «Фокус» и «Штерн», освещающие выборы в бундестаг и вышедшие с декабря 2001 года по сентябрь 2002 года, а также с июня по сентябрь 2005 года. При обработке источников были отобраны различные тексты: редакционные статьи, комментарии, интервью, письма читателей, статьи из рубрики «разное». Формирование общественного мненияявление комплексное, поэтому исследование не ограничивается каким-либо одним типом текста. В ходе анализа привлекались также данные одноязычных словарей, энциклопедий, специальных справочных изданий по языкознанию, культурологи, логике и теории журналистики.

Цель и задачи работы определили комплексный выбор методов исследования. Методологическую основу исследования составляют базовые положения лингвистики текста, когнитивистики, теории поля. Комплексная методика исследования обусловлена целью работы и характером исследуемого материала. Применялись контекстуально-семантический и функциональный виды анализа, интерпретативный анализ, метод интроспекции при общем когнитивно-дискурсивном подходе.

Достоверность и обоснованность полученных в результате исследования выводов обеспечивается анализом обширного теоретического материала по избранной теме, а также репрезентативной выборкой изучаемых языковых фактов, составившей около 2000 контекстов, содержащих вербализацию общественных стереотипов.

Исследование носит междисциплинарный характер, что выражается в привлечении данных лингвистических дисциплин (лексикологии, лингвистики текста, когнитивной лингвистики, теории дискурса, теории поля) и смежных гуманитарных наук (логики, социологии, политологии, культурологии, теории журналистики).

Научная новизна диссертации заключается в том, что:

— впервые проведено обобщение существующих подходов к изучению общественных стереотиповвпервые на материале политического журнального дискурса ФРГ анализируется корреляция общественных стереотипов с вербальными и невербальными структурами, служащими для их актуализации;

— впервые определяется частотность актуализации общественных стереотипов, рассматриваются их функции, исследуется их роль в достижении коммуникативно-прагматических целей в процессе массовой коммуникации на материале предвыборной кампании;

— впервые на примере общественных стереотипов последовательно прослеживается тенденция к упрощению и драматизации политического журнального дискурса в связи с распространением массовой культуры.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том,.

— уточнено понимание феномена «общественный стереотип» и его место в лингво-когнитивном категориальном аппаратевыделены виды общественных стереотипов;

— определены свойства вербальных и невербальных единиц, актуализирующих общественные стереотипывыявлена их национально-культурная специфика;

— раскрыта роль общественных стереотипов в стратегиях и тактиках воздействия на общественное мнение в процессе массовой коммуникации, что может быть полезно как для теории прагматики, так и для смежных дисциплин — социологии, политологии, теории журналистики.

Практическая ценность диссертации заключена в возможности использовать результаты исследования в языковых вузах в теоретических курсах по лексикологии, лингвокультурологии, стилистике, теории текста, когнитивной лингвистике, общему языкознанию, а также применить материал диссертации на практических занятиях по немецкому языку (например, в аспекте «Язык СМИ») и при написании курсовых и дипломных работ. Выводы из настоящей работы могут найти применение непосредственно в области журналистики и в рекламной деятельности. Материалы и методика исследования могут быть применены при рассмотрении других видов медиа-дискурса.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что общественные стереотипы, вербализуемые в политическом журнальном дискурсе, служат опорами в процессе воздействия на общественное мнение, причём сами они практически не подвергаются изменению.

На защиту выносятся следующие положения:

• общественные стереотипы являются когнитивными единицами и представляют собой опосредованные схематизированные обобщённые оценочные мнения о группах людей и их отдельных типичных представителях, стихийно сформировавшиеся в массовом сознании;

• общественные стереотипы актуализируются во всех анализируемых типах текста, при этом оценочный компонент стереотипа не обязательно вербализуется;

• вербальные средства актуализации общественных стереотипов могут быть упорядочены при помощи полевого подходаядро функционального поля средств актуализации общественных стереотипов формируют антропонимы и собирательные существительные, относящиеся к общественным группам;

• будучи опорами в мыслительных процессах, общественные стереотипы используются для осуществления вербального воздействия на общественное мнение, причём в политическом журнальном дискурсе преобладает суггестивный тип воздействия.

Цель и задачи исследования

определили структуру работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, его новизна, актуальность, определены цель, задачи, методы работы, сформулирована гипотеза исследования, раскрываются его теоретическая и практическая значимость.

В главе 1 проводится анализ современных взглядов на стереотипию, на основе которого устанавливается понятийный аппарат диссертации: с опорой на труды лингвистов и социологов обосновывается необходимость применения когнитивно-дискурсивного подходауточняется понимание термина «общественный стереотип" — мотивируется целесообразность изучения функционирования стереотипов в СМИ.

В главе 2 рассматриваются способы вербализации общественных стереотиповпри помощи полевого подхода систематизируются вербальные и невербальные единицы, коррелирующие с общественными стереотипамианализируется их частотность, характер их объективации в политическом журнальном дискурсе ФРГуточняются виды общественных стереотипов, раскрывается национально-культурная специфика их вербализации.

В главе 3 с опорой на положения риторики и логики определяется роль общественных стереотипов в воздействии на общественное мнение, выделяются стратегии и тактики воздействия на массовую аудиторию, прослеживается тенденция к популяризации и драматизации политического журнального дискурса.

В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования и намечаются его дальнейшие перспективы.

Библиография включает список использованной литературы (204 источника).

Приложение содержит примеры актуализации общественных стереотипов при помощи невербальных средств.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

Сегодня социологи и лингвисты полагают, что возможности воздействия посредством СМИ ограничены: реципиент играет активную роль в восприятии и обработке информации. Общественное мнение формируется самим обществом, хотя оно и основано на информации, полученной при помощи СМИ.

Особенности вербализации общественных стереотипов в политическом журнальном дискурсе ФРГ были рассмотрены с позиций современной риторики, так как, являясь наукой о воздействии, она отвечает требованиям антропоцентричной исследовательской парадигмы. Отходя от взгляда на массовую коммуникацию как на манипуляцию массовым сознанием, мы считаем правомерным говорить скорее о воздействии на общественное мнение, поскольку такой подход предполагает активную роль реципиента в процессе массовой коммуникации.

В главе выделяются два вида воздействия на реципиента с опорой на общественные стереотипы: убеждение и внушение (иначе — аргументативное и суггестивное воздействие), причём суггестивные и аргументативные тактики воздействия присутствуют в политическом журнальном дискурсе ФРГ одновременно и дополняют друг друга. Граница между аргументацией и суггезией весьма условна.

Аргументативные тактики воздействия осуществляются при помощи коммуникативных единиц высокого порядка (от высказывания до текста), им свойственна предикация и они способны выражать причинно-следственные связи. Суггестивные тактики могут осуществляться при помощи языковых средств всех уровней, а также с опорой на невербальные средства. В исследуемом типе дискурса преобладают суггестивные тактики воздействия.

Общественные стереотипы служат опорами в процессе воздействия на общественное мнение. Стереотипы не подвергаются логическому анализу и носят противоречивый характер, поэтому одни и те же стереотипы могут включать противоположную оценку и использоваться в политическом журнальном дискурсе в разных целях.

Особенно широко общественные стереотипы применяются при создании имиджа политических субъектов — отдельных политиков и политических партий. Актуализация общественных стереотипов по отношению к отдельному политику или партии помогает соотнести политический субъект с социальными группами и дать ему определённую оценку. В процессе формирования имиджа в политическом журнальном дискурсе преобладают суггестивные тактики воздействия, в первую очередь, поляризация общественных групп, смещение перспективы и оценочная тактика.

Анализ политического журнального дискурса немецкого языка подтвердил, что для него показательна тенденция к упрощению, приданию ему элементов занимательности и развлекательности. Причина видится в том, что СМИ как элемент массовой культуры стали в большей мере приобретать коммерческую направленность и ориентироваться, с одной стороны, на потребности заказчиков и, с другой стороны, на интересы массовой аудитории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Роль массовой коммуникации в современном коммуникационном обществе видится в том, что посредством СМИ формируется массовое сознание. Главной формой выражения и функционирования массового сознания является общественное мнение как инструмент социального контроля.

Стереотипы, характеризующие массовое сознание, предстают важнейшими структурными элементами общественного мнения. Стереотип представляет собой сложный, многоплановый феномен. Этот термин заимствован из полиграфии и широко употребляется в повседневной коммуникации в бытовом значении. Стереотип изучается в рамках различных дисциплин, среди которых, прежде всего, следует назвать когнитивную науку, социологию, психологию, культурологию и лингвистику. Термин «стереотип» многозначен. Однако, несмотря на различия, существует ряд общих черт в понимании стереотипа, к которым, в частности, относятся его повторяемость, устойчивость к изменениям, схематичность.

С появлением когнитивно-дискурсивного подхода стало возможным рассмотрение стереотипа как когнитивного образования, участвующего в процессе категоризации. Стереотип является нелингвистическим объектом и не поддаётся непосредственному наблюдению, но ключ к его познанию заложен в языке. Общественный стереотип понимается с позиций когнитивной лингвистики как объективируемая в языке ментальная единица, включающая устойчивое, упрощённое, схематизированное, обобщённое мнение об общественной группе. Стереотипы участвуют в процессе категоризации, хранения и передачи оценочной информации об общественных группах. Они не опираются на личный опыт, а основаны на культурном опыте предшествующих поколений. Общественные стереотипы возникают стихийно и с трудом поддаются модификации и благодаря своей устойчивости служат опорами в мыслительных процессах. Они не всегда адекватно отражают реальность.

Из такого понимания стереотипа становятся очевидными его функции: когнитивная, служащая обобщению информациисоциальная (или регуляторная), приводящая к общественной категоризации и созданию жизненных ориентировоценочная, фиксирующая положительную или отрицательную оценку общественной группы.

Стереотипы можно объединить по характеру оценки (позитивные и негативные стереотипы), по сферам общественной жизни (политические, экономические, культурные стереотипы), по объекту стереотипизации (национальные, профессиональные, тендерные стереотипы и др.).

Как показал анализ политического журнального дискурса ФРГ, в текстах, посвященных предвыборной кампании, вербализуются следующие группы общественных стереотипов: региональные (29% от общего числа проанализированных контекстов), тендерные (29%), партийно-политические (26%), экономические (15%), возрастные (5%), национальные, профессиональные, религиозные (по 2%). Преобладание первых трёх групп обусловлено тематикой анализируемого дискурса. Общественные стереотипы, относящиеся к различным социальным группам, могут частично или полностью пересекаться.

Будучи составной частью концептуальной картины мира, общественные стереотипы неразрывно связаны с языком. Однако они не имеют жёстких соответствий в языке и могут актуализироваться в дискурсе при помощи вербальных средств различных уровней: лексем, словосочетаний, предложений, текстов. Невербальные средства, такие как фотографии, коллажи, карикатуры, графики, диаграммы, схемы, также участвуют в актуализации общественных стереотипов. Тогда как антропонимы, не содержащие оценки, и собирательные существительные, называющие социальную группу, только указывают на общественный стереотип, не эксплицируя его характеристик, оценочные перифразы, а также предложения, содержащие оценочные атрибуты или описывающие типичные действия представителей определённой социальной группы, вербализуют его.

Перечисленные вербальные средства актуализации общественных стереотипов, выявленные в результате анализа журнального дискурса немецкого языка, могут быть упорядочены при помощи полевого подхода, образуя функциональные поля. При этом ядро функционального поля образуют нейтральные номинации общественных групп, служащих объектом стереотипизации, — антропонимы и собирательные существительные. К ближней периферии поля принадлежат отдельные оценочные или эмотивные номинации общественных групп или их типичных представителей. Оценочный компонент общественного стереотипа может эксплицитно выражаться атрибутами, описывающими типичные качества членов данной социальной группы и относящимися к периферии функционального поля. К периферии функционального поля примыкают предложения, дающие (оценочную) характеристику определённой социальной группе при помощи метафор или оценочных атрибутовпредложения, указывающие на типичные действия определённой социальной группыа также невербальные средства объективации общественных стереотипов. Следует отметить полисемию рассматриваемых вербальных и невербальных средств и нечёткость границ поля средств объективации общественных стереотипов.

Интерес представляет не изолированное рассмотрение отдельных единиц, актуализирующих общественные стереотипы, а их функционирование в дискурсе, который не ограничивается рамками конкретного текста и включает помимо лингвистических параметров также прагматические и экстралингвистические характеристики.

Анализ различных текстов — редакционных статей, комментариев, интервью, статей из рубрики «разное», писем читателей — показал, что общественные стереотипы актуализируются во всех рассмотренных типах текста журнального дискурса. Однако эксплицитная оценка, характеризующая общественные стереотипы, присутствует, прежде всего, в интервью, в письмах читателей, а также в редакционных статьях в виде цитат высказываний политиков или мнений опрошенных.

Общественные стереотипы основываются на культурных традициях общества. Языковая объективация общественных стереотипов обладает национально-культурной спецификой, что связано с природой самих когнитивных образований, опирающихся на культурные традиции общества. Национально-культурная специфика объективации общественных стереотипов может проявляться по-разному. Так, специфический характер может быть обусловлен историческими особенностями формирования определённой социальной группы. К номинациям, обладающим явно выраженной культурной спецификой, относятся географические названия и фамилии известных людей при их метонимическом употреблении, названия политических партий, а также цветовая символика политических партий.

Актуализация общественных стереотипов в предвыборном журнальном дискурсе ФРГ рассматривается в работе с точки зрения прагматики.

Период предвыборной агитации — время, когда предпринимаются попытки интенсивно воздействовать на общественное мнение через средства массовой информации, чтобы максимально мобилизовать избирателей. Воздействие на общественное мнение протекает с опорой на уже существующие стереотипные представления, распространённые в данном обществе, поскольку они являются устойчивыми когнитивными структурами. При этом в политическом журнальном дискурсе не ставится цель модификации общественных стереотипов. Они используются для достижения посткоммуникативного эффекта и служат опорами в процессе воздействия на мнение массового реципиента, например, с целью конструирования или корректировки имиджа политических субъектов.

О возникновении стереотипа в массовом сознании можно говорить в случае появления в структуре общества нового элемента социальной реальности, что происходит довольно редко. Самый распространённый приём использования общественных стереотипов с целью воздействия на общественное мнение — их закрепление или поддержание. Актуализация стереотипов не исключает элемента воздействия на массовую аудиторию. Стереотипы, стихийно формирующиеся в массовом сознании, носят неоднородный, противоречивый характери в зависимости от того, какие цели преследует автор текста, он актуализирует нужный ему признак стереотипа, при этом стереотип воспринимается как данность, и его основания не анализируются.

Воздействие на мнение массовой аудитории с опорой на общественные стереотипы протекает в соответствии с определёнными стратегиями и осуществляется при помощи конкретных тактик воздействия. Стратегия воздействия определяется коммуникативным намерением, целью коммуникации. Под тактиками, в свою очередь, понимаются более частные приёмы и методы достижения стратегической цели воздействия.

Применительно к настоящему исследованию основной коммуникативной стратегией является изменение общественного мнения. Эта общая стратегия распадается на более частные, к которым относятся, например, формирование и корректировка имиджа политика.

Выделяются два вида воздействия: убеждение и внушение (или аргументация и суггезия). Указанные виды воздействия дополняют друг друга в предвыборном журнальном дискурсе. Невозможно провести границу между аргументативными и суггестивными тактиками, скорее правомерно говорить о преобладании убеждающего или внушающего воздействия в отдельно взятом тексте.

Аргументативное воздействие осуществляется в предвыборном журнальном дискурсе ФРГ при помощи следующих тактик: логический выводопровержение доводов противника при помощи вскрытия противоречийрациональное обоснование оценкинивелирование групповых различий.

Если говорить о вербальной реализации аргументативных тактик, то они осуществляются, в первую очередь, при помощи коммуникативных единиц высокого порядка (от высказывания до текста), включающих прямые номинации предметов, явлений и понятий. Функция языковых средств заключается при этом в выражении таких логических операций, как суждение, умозаключение или система умозаключений. Невербальные средства также могут использоваться как основания для аргументации. Это относится к графикам, диаграммам, таблицам различного рода: они служат подтверждением логического обоснования.

Переходными тактиками, сочетающими элементы аргументативного и суггестивного воздействия, являются следующие: отказ от доказательства очевидногоаналогияаргумент к личностиуклонение от темы, смещение акцентоваргумент к аудитории, смена перспективытематизация. Переходные тактики воздействия также реализуются в дискурсе, прежде всего, при помощи единиц высокого порядка.

Суггестивное воздействие с опорой на общественные стереотипы осуществляется в политическом журнальном дискурсе ФРГ при помощи таких тактик, как ссылка на авторитет, оценочная тактика, ирония.

Суггестивные тактики могут осуществляться при помощи языковых средств всех уровней, а также с опорой на невербальные средства, такие как фотографии, карикатуры, коллажи.

В исследуемом типе дискурса преобладает суггестивный вид воздействия, что объясняется распространением массовой культуры: ей свойственны упрощение и эмоционализация информации.

По мере приобретения коммерческой направленности СМИ стали ориентироваться на потребности заказчиков и на интересы массовой аудитории, поэтому наблюдается тенденция к упрощению или примитивизации политического дискурса. С названной тенденцией связано стремление к созданию развлекательности и к драматизации при освещении политических событий.

К частным тактикам упрощения политического журнального дискурса можно причислить следующие: драматизация политической сферы деятельностиперсонализация политического противостоянияполяризация общественных групп. Эти тактики носят преимущественно суггестивный характер.

Особенно широко общественные стереотипы применяются при создании имиджа политических субъектов — отдельных политиков и политических партий. Актуализация общественных стереотипов по отношению к отдельному политику или партии помогает соотнести политический субъект с социальными группами и дать ему, таким образом, определённую оценку. В процессе формирования имиджа в политическом журнальном дискурсе ФРГ преобладают суггестивные тактики воздействия, в первую очередь, поляризация общественных групп, смещение перспективы и оценочная тактика.

В средствах массовой информации правомерно говорить о воздействии на аудиторию лишь как о комплексном явлении: потенциалом воздействия обладают не отдельные языковые элементы, а дискурс как совокупность различных текстовых и внетекстовых характеристик, так как все дискурсивные элементы взаимосвязаны.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.

Ценность работы видится в том, что она позволяет расширить имеющиеся взгляды на ментальную систему человека, включив в неё наряду с широко исследованными когнитивными единицами концепт, фрейм и сценарий такой компонент концептуальной модели мира, как стереотип.

В дальнейшем материалы исследования, его теоретические положения и выводы могут использоваться в разработке теории стереотипов на материале различных языков, а также в области журналистики, политтехнологии и public relations. Перспективным представляется и рассмотрение особенностей вербализации общественных стереотипов в других видах медиа-дискурса. Интерес представляет изучение динамики изменения общественных стереотипов в рамках диахронного исследования. Дальнейшие перспективы исследования видятся также в более подробном освещении национально-культурной специфики стереотипов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Особенности использования в аргументации крылатых фраз // Слово в динамике. Вып. 3. — Тверь, 2003. — С. 3−9.
  2. Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 128 с.
  3. С.А. Семантико-функциональные особенности использования языковых средств в публицистическом стиле // Семантика языковых единиц. Доклады V Международной конференции. Том 2. М.: Мин. Обр. РФ, МГОПУ, 1996. — С. 97 — 98.
  4. Е.В. Стереотипное и окказиональное в лексике современной немецкой рекламы. Автореф. дис. на соискание учёной степ. канд. фолол. наук.-М.: 2003.-26 с.
  5. Бодрийяр, Жан. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. -387 с.
  6. Д.А. Стратегии убеждения в политике. Анализ дискурса на материале современного английского языка. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Иркутск, 2000. — 23 с.
  7. Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Издат. Тамбовского университета, 2000. — 123 с.
  8. Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Научное издание, 2001. — С. 25 — 36.
  9. Н.Н. Структура и принципы формирования оценочных категорий // С любовью к языку: Сб. научных трудов. Москва, Воронеж: ИЯ РАН, Воронежский государственный университет, 2002. — С. 103−114.
  10. П. Социология политики. М.: Socio Logos, 1993а. 333 с.
  11. П. Общественного мнения не существует // Социология политики. -М.: Socio Logos, 19 936.-е. 159−171.
  12. П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. — 160 с.
  13. Вирилио, Поль. Информационная бомба. Стратегия обмана. М.: ТИДГК «Гнозис», Фонд «Прагматика культуры», 2002. — 192 с.
  14. Война по правилам и без. Технологии изготовления предвыборных миражей: Учебно-практическое пособие / Автор-составитель А. А. Максимов. М.: Дело, 2003. — 320 с.
  15. А. Опосредование опыта // Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. -М.: Эдиториал УРСС, 2002. С. 169−173.
  16. А.В. Оценочные стратегии в языке британской качественной и массовой прессы. Автореф дис. канд. филол. наук. -М.: 2005.-26 с.
  17. Голубева-Монаткина Н.И. «Женщина, я пишу твоё имя» // Доклады Первой Международной конференции «Ген дер: язык, культура, коммуникация». М., 25−26 ноября 1999 г. М., 2001. — С. 114−117.
  18. М.Д. Эмотивные явления в речевой коммуникации. М.: МГПИИЯ им. М. Тереза, 1985. — 72 с.
  19. М.Д. Когнитивное моделирование при интерпретации художественного текста // Когнитивные аспекты лексики. Немецкий язык. Сб. науч. трудов. Тверь: ТГУ, 1991. — С. 20−27.
  20. М.Д. Эмотивные доминанты в естественной коммуникации // Язык и эмоции: личностные смыслы и доминанты в речевой деятельности. Сб. науч. трудов. ВГПУ. Волгоград: Изд-во ЦОП «Центр», 2004. — С. 108−118.
  21. М.Д. Многоликие эмоции // Вестник МГЛУ. Выпуск 520. Актуальные проблемы современной лексикологии, фразеологии и стилистики. Серия Лингвистика. М.: МГЛУ, 2006. — С. 28−39.
  22. И.А. Дескриптивные рекламные тексты как инструмент воздействия в системе маркетинговой коммуникации. (На материалежурнальной прессы ФРГ). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1999. — 223 с.
  23. Г. С., Сычева О. В. Тендерные стереотипы в британской «качественной» прессе // Национальный менталитет и языковая личность: Межвуз. сб. науч. тр. Перм. ун-т. Пермь, 2002. — С. 165−172.
  24. Г. Общество спектакля. М.: Издательство «Логос», 2000. 184 с.
  25. Т.А. Ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. -310 с.
  26. Т.А. Ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста // НЗЛ. -Вып. XXIII. -М: Прогресс, 1989.-312 с.
  27. Н.П. К типологии стереотипов // Социальная власть языка: Сб. науч. трудов. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001.-С. 183- 188.
  28. Ю.А. Социально-политические манипуляции личностью: Сущность, технология, результаты. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Екатеринбург, 1995. — 252 с.
  29. М.Р. Речевое воздействие. Волгоград: Филиал Московского университета потребительской кооперации, 2003а. — 100 с.
  30. А.В. Женская пресса как фактор социализации личности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб, 1998.- 174 с.
  31. Т.Н. Семиотические средства выражения тендера в тексте на электронном носителе (на материале немецких чатов) Автореферат дисс.. канд. филол. наук. М., 2006. — 24 с.
  32. Н.Е. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002.-480 с.
  33. И.В. Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2004. -215 с.
  34. Н.В. Когнитивные опоры в обучении пониманию политического дискурса. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2004. — 276 с.
  35. К.В. Прагмалингвистический аспект немецкоязычного риторического дискурса. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2003. — 204 с.
  36. В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. — 476 с.
  37. В.И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. -Воронеж: Научное издание, 2001. С. 75 — 80.
  38. Ю.Н., Петров В. В. Вступ. статья // Дейк Т. А. Ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. — С. 5−11.
  39. Дж. Телевизионное развлечение и политическая социализация // Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — С. 224 233.
  40. А.В. Философская база и методология тендерных исследований в применении к российской лингвистике // Тендерный фактор в языке и коммуникации. Сб. науч. трудов. Иваново: Издат. центр «ЮНОНА», 1999а.-С. 10−14.
  41. А.В. Тендер: лингвистические аспекты. М.: Издательство «Институт социологии РАН», 19 996. — 180 с.
  42. А.В. Тендерные аспекты массовой коммуникации // Тендер как интрига познания. Сб. статей. М.: Издательство «Рудомино», 2000. — С. 47−80.
  43. А.В. Тендерные исследования в отечественной лингвистике: Проблемы, связанные с бурным развитием // Доклады второй международной конференции «Тендер: Язык, культура, коммуникация». -М.: МГЛУ, 2001а.-С. 5−13.
  44. А.В. Мужественность и женственность как культурные концепты // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. -Воронеж: Научное издание, 20 016. С. 141−148.
  45. А.В. Тендерные исследования в лингвистических дисциплинах // Тендер и язык / МГЛУ- Лаборатория тендерных исследований. М.: Языки славянской культуры, 2005. — С. 7−30.
  46. Клингсайс, Катарина. Акты тендерной идентификации на стыках дискурсов: Русско-австрийский опыт // Доклады второй международной конференции «Тендер: Язык, культура, коммуникация». М.: МГЛУ, 2001.-С. 189−195.
  47. М.Ю. Политический скандал как явление массовой коммуникации // Социальная власть языка: Сб. науч. трудов. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. — С. 208 — 214.
  48. Е.С. Когнитивные аспекты в исследовании семантики слова // Семантика языковых единиц. Доклады VI международной конференции. Том 1. М.: Мин. общего и профессионального образования РФ, МГОПУ, 1998.- С. 47−50.
  49. Е.С. О формировании значения в актах семиозиса // Когнитивные аспекты языковой категоризации. Сборник научных трудов. РГПУ им. С. А. Есенина. Рязань, 2000. — С. 26−29.
  50. Е.С. Об актуальных задачах теории словообразования (на рубеже веков) // Материалы международной конференции, посвящённой научному наследию М. Д. Степановой и его дальнейшему развитию. М., 2001.-С. 11−18.
  51. Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 560 с.
  52. П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — С. 138−149.
  53. В.В. Конструирование негативного образа политика Й.Хайдера в дискурсе австрийских СМИ // Германистика: состояние и перспективы развития. Материалы Международной конференции 24−25 мая 2004 г. -М.: МГЛУ, 2005.-С. 136−142.
  54. Г. Структура и функции коммуникации в обществе // Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — С. 131−138.
  55. X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. М.: АО «Интерэксперт», 1998.-253 с.
  56. Липпман, Уолтер. Общественное мнение. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.
  57. М.Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся старших классов средних учебных заведений. М.: Издательский центр «Academia», 1996. -256 с.
  58. М.Л. Основы теории дискурса. М.:ИТДГК «Гнозис», 2003. -280 с.
  59. Матурана, Умберто Р. Биология познания // Язык и интеллект. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — С. 95−142.
  60. С.М. Воздействие политических стереотипов на массовое сознание (Опыт России, 90-е годы). Диссертация на соискание ученой степени кандидата политологических наук. М., 2000. — 181 с.
  61. Мельник Г. С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. СПб.: Изд. СПб университета, 1996. — 159 с.
  62. Ю.С. Социальные стереотипы: процессы формирования, виды и использование в политике (информационный подход). Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. -Новосибирск, 2002. 142 с.
  63. Н.Н. Дискурс-анализ оценочной семантики. Учебное пособие. -М.:НВИ-Тезаурус, 1997.- 158 с.
  64. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 240 с.
  65. JI.A. Лексические средства манипуляционного воздействия в повседневном общении (на материале современного немецкого языка). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1997.-230 с.
  66. Л.А. Явление девиации в лексике современного немецкого языка. Монография. М.: Прометей, 2002. — 260 с.
  67. Д., ВанСлайк Тёрк Дж., Крукеберг Д. Всё о Рг: Теория и практика паблик рилейшнз. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2001.-628 с.
  68. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. -М.: Гардарики, 2003. 615 с.
  69. В.Н. Логистика: Справочная книга по логике. М.: Мысль, 1995.-221 с.
  70. Т.В. Национально-культурные аспекты оценочной семантики: Эстетические и этические оценки. М.: Издательство ИКАР, 1997. — 320 с.
  71. Н. «А теперь. о другом.» // Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. -М.: Эдиториал УРСС, 2002. С. 161−169.
  72. Г. Г. Информация и дезинформация. Киев: Ника-Центр, Эльга, 2001.-256 с.
  73. Пресса в обществе (1959−2000). Оценки журналистов и социологов. Документы. М.: Московская школа политических исследований. 2000. -616 с.
  74. М.Р., Проскурякова И. Г. Концепты «борьба» и «власть» в контексте предвыборной кампании // Семантика языковых единиц. Доклады VI международной конференции. Том 1. М.: Мин. общего и профессионального образования РФ, МГОПУ, 1998. — С. 60 — 62.
  75. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / Е. Ф. Тарасов, Н. А. Безменова, Л. Г. Лузина и др.- Отв. ред. Ф. М. Березин, Е. Ф. Тарасов- АН СССР, ИНИОН. М.: Наука, 1990. — 135 с.
  76. Л. Культурно-идеологические транснациональные практики // Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — С. 216 224.
  77. Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000. — 128 с.
  78. Т.И. Стереотипный образ юриста в языковом сознании россиян XX столетия. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2005. — 192 с.
  79. А.В. Лингвокогнитивные особенности функционирования метафоры в политическом дискурсе (на материале русского и немецкого языков). Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 2001. — 254 с.
  80. Ю.С. В мире семиотики // Семиотика: Антология. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — С. 5−42.
  81. Ю.С. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.
  82. И.А. Социальные факторы и публицистический дискурс // Массовая культура на рубеже XX—XXI вв.еков: Человек и его дискурс. Сб. науч. трудов. Под ред. Ю. А. Сорокина, М. Р. Желтухиной. ИЯ РАН. М: «Азбуковник», 2003. — С. 91−108.
  83. С.К. Эмоциональный уровень мужской и женской языковой личности и средства его выражения (на материале пленарных дебатов бундестага). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1999. — 214 с.
  84. В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Школа, Языки русской культуры, 1996. -288 с.
  85. К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек // Человек: образ и сущность: Ежегодник / РАН. ИНИОН. М., 2000. — (Сер.: Проблемы человека). — 2000: Массовая культура. — С. 242−284.
  86. О.И. Популярные слова в составе лексикона немецкого языка (к определению статуса и коммуникативной значимости единиц немецкого лексикона). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1994. — 330 с.
  87. О.И. Феминизм и языковой имидж социума // Тендер: Язык, Культура, Коммуникация. Материалы Третьей международной конференции 27−28 ноября 2003 г. М.: МГЛУ, 2003. — С. 14−15.
  88. О.И. К определению текстовых рекуррентных единиц // Германистика: состояние и перспективы развития. Тезисы докладов Международной конференции, посвящённой памяти профессора Ольги Ивановны Москальской. М.: МГЛУ, 2004. — С. 127−128.
  89. О.И. Рекуррентная единица как текст // Германистика: состояние и перспективы развития. Материалы Международной конференции 24−25 мая 2004 г. М.: МГЛУ, 2005. — С. 189−196.
  90. М.В. Оценочность в социальном рекламном дискурсе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2000.-202 с.
  91. М.В. Оценочность как механизм воздействия на адресата социального рекламного дискурса // Когнитивные аспекты языковой категоризации. Сборник научных трудов. РГПУ им. СЛ. Есенина. -Рязань, 2000.-С. 210−215.
  92. А.А. Эмотивность и оценочность в немецком газетном спортивном дискурсе. Дисс. канд. филол. наук. М., 2006. — 207 с.
  93. Г. М. Интертекстуальные и внутритекстовые сигналы иронии // Германистика: состояние и перспективы развития. Материалы Международной конференции 24−25 мая 2004 г. М.: МГЛУ, 2005. — С. 197−203.
  94. М.Е. Наименования лиц женского пола по профессии в современном немецком языке. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.: 1999. — 221 с.
  95. Т.А. Перевод в зеркале когнитивной науки // С любовью к языку: Сб. научных трудов. Посвящается Е. С. Кубряковой. Москва / Воронеж: ИЯ РАН, Воронежский государственный университет, 2002. — С. 65 — 71.
  96. Т.А. Культурологические аспекты информационного общества // Человек: образ и сущность: Ежегодник / РАН. ИНИОН. М., 2000. — (Сер.: Проблемы человека). — 2000: Массовая культура. — С. 105−113.
  97. Ю5.Филлипс, Луиза Дж.- Иоргенсен, Марианне В. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004. — 336 с.
  98. Дж. Постмодернизм и телевидение // Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — С. 174−179.
  99. Фуко, Мишель. Археология знания. СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия" — Университетская книга, 2004. — 416 с.
  100. Хомский, Ноам. Прибыль на людях. М.: Праксис, 2002. — 256 с.
  101. Е.И. Семиотика политического дискурса. Монография. Москва / Волгоград: Перемена, 2000. — 368 с.
  102. Е.И., Желтухина М. Р. Фрейм «политик»: серьёзное и комическое // Когнитивные аспекты языковой категоризации. Сборник научных трудов. РГПУ им. С. А. Есенина. Рязань, 2000. — С. 145−150.
  103. ПЗ.Шилз, Э. Теория массового общества // Человек: образ и сущность: Ежегодник / РАН. ИНИОН. М., 2000. — (Сер.: Проблемы человека). -2000: Массовая культура. — С. 228−241.
  104. Ширяева, Диана. Новости в стиле «инфотейнмент»: проект «Страна и мир» телеканала НТВ // Медиа-альманах факультета журналистики МГУ им. Ломоносова № 2−3,2004. С. 60−69.
  105. Щур Г. С. Теория поля в лингвистике. М.: Наука, 1974. — 256 с.
  106. Bachmair, Ben. Tiefenstrukturen entdecken Medienanalyse und Medienkommunikation // Medienrezeption als Aneignung. Methoden und Perspektiven qualitaiver Medienforschung. Hrsg. Werner Holly, Ulrich Puschel. Opladen, 1993.-SS. 43−57.
  107. Bar, Jochen A. Deutsch im Jahr 2000. Eine sprachhistorische Standortbestimmung // Thema Deutsch. Band 1. Die deutsche Sprache zur Jahrtausendwende. Sprachkultur oder Sprachverfall? Hrsg. Karin M. Eichhoff
  108. Cyrus und Rudolf Hoberg. Mannheim, Leipzig, Wien, Zurich: Dudenverlag, 2000.-SS. 9−34.
  109. Bathrick, David. Cultural Studies im Lichte der Massenmedien // Zeitschrift fur Germanistik No.3 1996. Pp. 536−544.
  110. Beherns, Gerold. Sozialtechniken der Beeinflussung // Kommunikative Beeinflussung in der Gesellschaft. Kontrollierte und unbewusste Anwendung von Soztialtechniken. Wiesbaden: Dt. Univ.-Verlag, 1998. — S. 1−31.
  111. Berkle, Herbert E. War with Words // Language, Power and Ideology- Studies in Political Discourse. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1989.-SS. 81−91.
  112. Bonfadelli, Heinz. Medienwirkung I. Grundlagen und theoretische Perspektiven. Konstanz: UVK Verlagsgesellschaft mbH, 2004a. — 302 S.
  113. Bonfadelli, Heinz. Medienwirkung II. Anwendungen in Politik, Wirtschaft und Kultur. Konstanz: UVK Verlagsgesellschaft mbH, 2004b. — 328 S.
  114. Brinker, Klaus. Zum Zusammenhang von Textfunktion und thematischer Einstellung am Beispiel eines Zeitungskommentars // Uberredung in der Presse. Txte, Strategien, Analysen. Berlin, NY: de Gruyter, 1994. — SS. 35 — 44.
  115. Burger, Harald. Sprache der Massenmedien. Berlin, NY: Walter de Gruyter, 1990.-390 S.
  116. Burger, Harald. Mediensprache. Eine Einfuhrung in Sprache und Kommunikationsformen der Massenmedien. Berlin, New York: Walter de Gruyter, 2005.-486 S.
  117. Conrad, Rudi. Wesen, Status und Funktionsweise von Ideologien aus Sprachtheoretischer Sicht // Z. Phon. Sprachwiss. Kommunik.forsch. (ZPKS), Berlin 40 (1987) 4. SS. 455−503.
  118. D^browska, Jarochna. Stereotype und ihr sprachlicher Ausdruck im Polenbild der deutschen Presse: eine textlinguistische Untersuchung. Tubingen: Narr, 1999.-348 S.
  119. Dobrovol’skij, Dmitrij. Prototypensemantik in der russischen Linguistik // Prototypentheorie in der Linguistil. Hrsg. Martina Mangasser-Wahl. -Tubingen: Stauffenburg, 2000. SS. 129−138.
  120. Eilders, Christiane. Von Links bis Rechts Deutung und Meinung in Pressekommentaren // Die Stimme der Medien. Pressekommentare und politische Offentlichkeit in der Bundesrepublik. — Wiesbaden: VS Verlag fur Sozialwissenschaften, 2004. — 432 S.
  121. Heckmann, Julia Martina. Politik und Emotionen Politik (er) zwischen Desein und Sein // Medien und Emotionen. Siegfried J. Schmidt (Hrsg.). Medien:
  122. Forschung und Wissenschaft, Bd. 11. Munster: LIT Verlag, 2005. — SS. 170 202.
  123. Heinemann, Margot. Konzepte von Stereotypen statt einer Einleitung // Sprachliche und soziale Stereotype. Margot Heinemann (Hrsg.). — FaM, Berlin, bern, New York, Paris, Wien: Lang, 1998. — SS. 7−10.
  124. Kleiber, Georges. Prototypensemantik. Tubingen: Narr, 1993. — 151 S.
  125. Lazer, Rudiger. Wertewandel und Textstrukturen in Kommentaren der DDR-Presse zur Zeit der Wende // Uberredung in der Presse. Txte, Strategien, Analysen. Berlin, NY: de Gruyter, 1994. — SS. 121 — 147.
  126. Leyens, Jaques-Philippe- Yzerby, Vincent- Schardon, Georges. Stereotypes and Social Cognition. London, Thousand Oaks, New Delhi: SAGE Publications, 1994.-240 p.
  127. L6ffler Heinrich. «Stadtsprachen und Stadtmedien: Spiegelung postmoderner Identitat.» Vielfalt des Deutschen: Festschrift fur Werner Besch. Hrsg. Mattheier, Klaus J. Frankfurt am Main, Berlin, Bern- New York, Paris, Wien: Lang, 1993.-699−712 S.
  128. Loffler, Heinrich. Germanistische Soziolinguistik. Berlin: Erich Schmidt Verlag GmbH & Co., 2005. — 246 S.
  129. Lowry, Stephen. Pathos und Politik: Ideologie in Spielfilmen des Nationalsozialismus. Ttibingen: Niemeyer, 1991. — 279 S.
  130. Liiger, Heinz-Helmut. Pressesprache. Tubingen: Niemeyer, 1995. — 169 S.
  131. Luhman, Niklas. Die Realitat der Massenmedien. Obladen: Westdeutscher Verlag, 1996.-219 S.
  132. Mangasser-Wahl, Martina. Roschs Prototypentheorie Eine Entwicklung in drei Phasen // Prototypentheorie in der Linguistik. Hrsg. Martina Mangasser-Wahl. — Tubingen: Stauffenburg, 2000. — SS. 15−31.
  133. McLoughlin, Linda. The Language of Magazines. London, NY, 2000. — 1151. P
  134. McQuail, Denis. McQuail’s Communication. SAEG Publications: London, Thousand Oaks, New Delhi, 2001. — 542 p.
  135. Meyn, Hermann. Massenmedien in der Bundesrepublik Deutschland. Edition Colloquium, 1994.-243 S.
  136. Meyen, Hermann. Massenmedien in Deutschland. Konstanz: UVK Verlagsgesellschaft mbH, 2004. — 296 S.
  137. Moilanen, Markku. Scheinargumentation als persuasives Mittel // Uberredung in der Presse. Txte, Strategien, Analysen. Berlin, NY: de Gruyter, 1994. — SS. 45−58.
  138. Muller, Horst M.- Weiss, Sabine. Prototypen und Kategorisierung aus neurobiologescher Sicht // Prototypentheorie in der Linguistik. Hrsg. Martina Mangasser-Wahl. Tubingen: Stauffenburg, 2000.
  139. Noelle-Neumann, Elisabeth. Offentliche Meinung. Die Entdeckung der Schweigespirale. FaM, Berlin: Ullstein, 1996. — 408 S.
  140. Noelle-Neumann, Elisabeth. Medien im Wahlkampf Wahlkampf in den Medien. — Miinchen: Bayerischer Landtag, 1998. — 36 S.
  141. Noelle-Neumann, Elisabeth. Die soziale Natur des Menschen: Beitrage zur empirischen Kommunikationsforschung. Freiburg (Breisgau), Miinchen: Alber, 2002.-227 S.
  142. Noelle-Neumann, Elisabeth- Donsbach, Wolfgang- Kepplinger, Hans Mathias. Wahlerstimmungen in der Mediendemokratie // Wahlerstimmungen in der
  143. Mediendemokratie: Analyse auf der Basis des Bundeswahlkampfs 2002. -Munchen: VerlagKarl Alber, 2005a. SS. 9−16.
  144. Pickering, Michael. Stereotyping. The Politics of Representation. Houndmills, Basingstoke, Hampshire, NY: Palgrave, 2001. — 246 S.
  145. Putnam, Hilary. Die Bedeutung von «Bedeutung». FaM: Klostermann, 1990. -101 S.
  146. Quasthoff, Uta M. Soziales Vorurteil und Kommunikation Eine sprachwissenschaftliche Analyse des Stereotyps. — Frankfurt an Main: Athenaum Fischer Taschenbuch Verlag, 1973. — 312 S.
  147. Quasthoff, Uta M. Einleitung: Sprachstruktur Sozialstruktur. Zur linguistischen Theorienbildung // Sprachstruktur — Sozialstruktur: zur linguistischen Theorienbildung. Hrsg. U. Quasthoff. — Konigstein/Ts.: Scriptor-Verlag, 1978.-SS. 7−13.
  148. Quasthoff, Uta M. Social Prejudice as a Resource of Power: Towards the Functional Ambivalence of Stereotypes // Language, Power and Ideology-Studies in Political Discourse. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1989.-Pp. 181−196.
  149. Quasthoff, Uta M. Stereotype in Alltagsargumentationen. Ein Beitrag zur Dynamisierung der Stereotypenforschung // Sprachliche und soziale Stereotype. Margot Heinemann (Hrsg.). FaM, Berlin, bern, New York, Paris, Wien: Lang, 1998. — SS. 47−72.f
  150. Safar, Eva. Persuasive Texte: eine vergleichende Untersuchung sprachlicher Argumentationesstrategien. FaM, Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Wien: Lang, 2001.-204 S.
  151. Sauer, Christoph. Stil, NS-Propaganda und Besatzungspresse. Muttersprache Deutsch. Januar 1987. — SS. 79−108.
  152. Schaff, Adam. Sprache und das menschliche Handeln // Schaff, A. Sprache und Erkenntnis und Essays uber die Philosophic der Sprache. Reinbek bei Hambunr: Rowohlt Taschenbuch Verlag, 1974. — SS. 244−260.
  153. Schaff, Adam. Zum Forschungsgebiet und Programm der Soziolinguistik // Soziolinguistik. Hrsg. A. Schaff. Wien: Europaverlag, 1976. — SS. 201−219.
  154. Schaff, Adam. Stereotypen und das menschliche Handeln. Miinchen, Zurich, Wien, 1980.- 139 S.
  155. Sikoba, Jan. Mechanismen der publizistischen Beeinflussung der offentlichen Meinung in der Freien Stadt Danzig // Muttersprache Deutsch. Marz 1991. -SS. 38−47.
  156. Sprachnorm-Diskussion in Presse, Horfunk und Fernsehen, die. Bearb. von Mogge, Brigitta. Stuttgart: Klett-Cotta, 1980. — 334 S.
  157. Strassner, Erich. Vom Pressestellen zum Pressetext. Wer wertet wie und wo im Informationsfluss // Uberredung in der Presse. Txte, Strategien, Analysen. -Berlin, NY: de Gruyter, 1994. SS. 19 — 31.
  158. Svensson, Arnold. Anspielung und Stereotyp. Eine linguistische Untersuchung des politischen Sprachgebrauchs am Beispiel der SPD. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1984. — 224 S.
  159. Telus, Magdalena. Gruppenspezifisches Stereotyp. Ein Modell der Einbettung in die Textproduktion an russischem, polnischem und deutschem Material. -FaM: Lang, 2002. 287 SS.
  160. Wenzel, Angelika. Stereotype in gespochener Sprache: Form, Vorkommen und Funktion in Dialogen. Heutiges Deutsch. Reihe I: Linguistische Grundlagen. Band 13. -Munchen: Max Hueber Verlag, 1978. 180 S.
  161. O.C. Речевое воздействие в аспекте когнитивных категорий // http://www.omsu.omskreg.ni/vestnik/articles/y 1999-i 1 /a074/article.html#5#5, 2004.
  162. О.С. Что говорят политики, чтобы нравиться своему народу // http://www.omsu.omskreg.ni/vestnik/articles/y 1996i 1/а07 l/article.html# 15# 15, 2004.
  163. А.К. Тезисы доклада на конференции «Язык СМИ как объект междисциплинарных исследований». М., МГУ, филологический ф-т, 25−26 октября 2001. http://www.interun.ru/faculty/jour/publications.htm, 2003.
  164. А.С. Стилеобразующие факторы и стилеобазующие черты газетно-публицистической речи, http://www.omsu.omskreg.ra/vestnik/articles/yl 999-i3/a093/article.html# 1 # 1, 2005.
  165. С.Д. «Введение в теорию нечетких множеств и нечеткую логику». http:/www.matlab.ru/fuzzylogic/bookl /index, 2006
  166. Aigner, Harald. Soziale Wahrnehmung, http://www.schulpszchologie.at/krisen/soywahr.pdf, 2006.
  167. Klemm, Michael. Materialien zum berufsbezogenen Schreiben, www. tu-chemnitz.de/phil/germanistik/sprachwissenschaft/schreibzentrum/pdf/material bfs, 2004.
  168. М.Д., Добровольский Д. О. Немецко-русский словарь речевого общения. М.: Рус. яз., 2002. — 310 с.
  169. П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник: Философия, психология, социология, культурология. М.: ACT: Олимп, 1999.-525 с.
  170. Краткий словарь когнитивных терминов. Под общей редакцией Кубряковой Е. С. М.: Издательство МГУ, 1996. — 248 с.
  171. Логический словарь ДЕФОТ. М.: Мысль, 1994. — 268 с.
  172. Политическая энциклопедия в 2 томах. М.: Мысль, 1999.
  173. Словарь тендерных терминов. Ред. Денисовой А. А. Региональная общественная организация «Восток Запад: Женские инновационные проекты». — М.: Информация — XXI век, 2002. — 256 с.
  174. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 1632 с.
  175. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 688 е.: ил.
  176. Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб.: Лань, 1999.-524 с.
  177. Fischer Lexikon, das. Publizistik. Massenkommunikation. FaM.: Fischer Taschenbuchverlag, 1994. — 676 S.
  178. Jogschiefi, Rainer. Das neue Lexikon der Vorurteile. FaM: Eichborn, 1987. -128 S.
  179. Lewandowski, Theodor. Linguistisches Worterboch. 6., neu bearb. Aufl. -Heidelberg, Wiesbaden: Quelle&Meyer Verlag, 1994.
  180. Lexikon der Sprachwissenschaft. Hrsg. Hadumod Buflmann. Stuttgart: Kroner, 2002.
Заполнить форму текущей работой