Репрезентация концепта «KNOWLEDGE» и его роль в формировании смыслового пространства текста: На материале английского языка
Диссертация
Научная новизна обусловлена выбором ракурса изучения объекта исследования концепта «knowledge». Данное исследование включает в себя изучение взаимодействия концепта «knowledge» с другими концептами, такими как «understanding», «information», «education», в процессе их вербализации в текстах англоязычной прозы. Новым в исследовании является также привлечение некоторых положений теории возможных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Лингвистическое основание когнитивной деятельности субъекта в познании мира
- 1. 1. Концептуальная и языковая картины мира
- 1. 1. 1. Когнитивная деятельность субъекта в познании мира
- 1. 2. Структурно-семантический анализ концепта «knowledge»
- 1. 2. 1. Конструирование концепта «KNOWLEDGE» в концептуальной картине мира индивида
- 1. 2. 2. Структура концепта «KNOWLEDGE»
- 1. 2. 3. Процесс десемантизации компонента know в составе вводных операторов
- 1. 1. Концептуальная и языковая картины мира
- 2. 1. Текст как представление знаний
- 2. 2. Концепт «knowledge» в формировании и развитии возможных миров в художественном тексте
- 2. 3. Репрезентация отрицания знания в смысловом пространстве художественного текста
Список литературы
- Апресян Ю.Д. Проблема фактивности: знать и его синонимы // Вопросы языкознания. — 1995. — № 4. — С. 44−53.
- Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. Антология / Под общей редакцией В. П. Нерознака. М.: 1997. — С. 267−279.
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1998. — 895 с.
- Арутюнова Н.Д. Знать себя и знать другого (по текстам Достоевского) // Слово в тексте и в словаре. Сборник научных статей к 70-ти летию академика Ю. Д. Апресяна. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 22−41.
- Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1996. — 104 с.
- Бабушкин А.П. «Возможные миры» в семантическом пространстве языка. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. 86 с.
- Бах Р. Единственная. М.: София, 2003. — 256 с.
- Блохина Н.Г. Роль дискурса в формировании и реализации концептов // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста: Материалы Международного симпозиума. Ч. 2 Волгоград, 2003. — С. 3−5.
- Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. — 123 с.
- Болдырев Н.Н. Концептуализация отрицания в языке // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста: Материалы Международного симпозиума. 4.1 Волгоград, 2003. — С. 189−195.
- Болдырев Н.Н., Панасепко JI.A. Когнитивные аспекты функциональной поликатегоризации английского глагола // Когнитивные аспекты языковой категоризации. Рязань, 2000. — С. 123−125.
- Босова J1.M. Проблема соотношения семантических и смысловых полей качественных прилагательных / Монография. Барнаул, 1997. — 186 с.
- Булыгина Т.В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира. М.: Языки русской культуры, 1997. — 574 с.
- Вайсгербер Л. Родной язык и формирование духа. М.: Наука, 1993. — 270 с.
- Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики / Пер. с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001.-272 с.
- Воркачев С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: Опыт лингвокульторогического анализа / Монография. Краснодар, 2002. — 142 с.
- Гак В. Г. Пространство мысли (опыт систематизации слов ментального поля). Логический анализ языка: ментальные действия / Под ред. Арутюновой Н. Д. М., 1993. — С. 22−29.
- Геляева А.И. Человек в языковой картине мира. Нальчик: Кабординобалканский ун-т, 2002. — 177 с.
- Гольдберг В.Б. Выражение концептов посредством элементов идеогрунпы (на материале идеогрунпы «фрукты») // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста: Материалы Международного симпозиума. Ч. 1 — Волгоград, 2003. С. 76−80.
- Голдстейн И.Ф., Голдстейн М. Как мы познаем. М.: Гносис, 1984. — 156 с.
- Грабарова Э.В. Культурный концепт как окно к изучению этнокультурных особенностей менталитета // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста: Материалы Международного симпозиума. Ч. 2 Волгоград, 2003.-С. 9−10.
- Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем. яз. под ред. и с иредисл.Г. В. Рамишвили М.: Прогресс, 2000.-396 с.
- Демьянков В.З. Когшггивизм, когниция, язык и лингвистическая теория // Язык и структура представления знаний: Сборник научно-аналитических обзоров. М., 1992. — С. 39−77.
- Жаботинская С. А. Концептуальная модель частеречных систем: фрейм и скрипт // Когнитивные аспекты языковой категоризации. Рязань, 2000. — С. 15−21.
- Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. — М.: Наука, 1981.- 186 с.
- Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.-477 с.
- Катречко С.Л. Мерцающий способ бытийствования феномена знания // Тезисы научного симпозиума «Что значит знать?» (знание и понимание). -М.: УРАО, 1998.-С.8.
- Китова Е.Б. Знание и восприятие как аспекты когниции в языковом преломлении // Лингвистические парадигмы и лингводидактика: Материалы IX Междунар. научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во БУУЭП, 2004. — С. 212−224.
- Кобозева И.М. Мысль и идея на фоне категоризации ментальных имен // Логический анализ языка. Ментальные действия. М.: Наука, 1993, С. 95 105.
- Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2000. -352 с.
- Козлова Л.Л. Понятие лексической парадигмы номинации и ее экспланаторный потенциал // Коммуникативно-прагматические аспекты исследования языковых единиц. Сборник статей к юбилею профессора Блоха М. Я. Ч 1.-Барнаул- Москва, 2004. -С. 117−123.
- Колесов В.В. Язык и менталыюсть. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004.-240 с.
- Колшанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М.: Наука, 1975. — 230 с.
- Красных В.В. От концепта к тексту // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. 1998. — № 1 — С. 54−65.
- Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации / Монография. -М.: Гнозис. 2001. -270 с.
- Красных В.В. Русское культурное пространство: концепт «Я» // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста. Волгоград: Перемена, 2003.-С. 196−201.
- Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX в. (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца XX века. М.: Рос. гос. гум. ун-т, 1995.-С. 144−238.
- Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков и др.- под ред. Е. С. Кубряковой. М.: Изд-во МГУ, 1996. -248 с.
- Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 560 с.
- Курлянд Э.Е. Исследование функциональной модальности в современном английском языке. Автореф. дис.. канд. филол. наук. — Одесса, 1978. -16 с.
- Лсшкевич Т.Г. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание. Философия науки. Традиции и новации. М.: Изд-во ПРИОР, 2001.-428 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Прогресс, 1979. — 343 с.
- Манаенко Г. Н. О содержании термина «дискурс» // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста: Материалы Международного симпозиума. Ч. 2 Волгоград, 2003. — С. 23 — 26.
- Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Академия, 2001.-208 с.
- Массимо М. Прототипические vs. непрототипические предикаты: способы понимания и семантические типы лексических значений. // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. 1997. -№ 2. С. 157−161.
- Минский М. Фреймы для представления знаний.-М.: Прогресс, 1979. — 152 с.
- Никитин М.В. Концепт и метафора // Studia linguistica, вып. 10. СПб., 2001. -С. 16−35.
- Нуждин Г. Л. Знание и понимание как способ и деятельность // Тезисы научного симпозиума «Что значит знать?» (знание и понимание). — М.: УРЛО, 1998.-С. 17.
- Ольшанский И.Г. Лингвокультурология в конце XX в.: Итоги, тенденции, перспективы // Лингвистические исследования в конце XX в.: Сб. обзоров / исследований. Отдел языкознания, Редколл.: Березин Ф. М., отв. ред. и др. М., 2000. — С. 26−56.
- Павиленис Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983. — 286 с.
- Панкрац Ю.Г. Пропозициональная форма представления знаний // Язык и структура представления знаний. М.: ИНИОН. РАН, 1992. — С. 78 — 97.
- Перцова Н.Н. Некоторые предпосылки описания ситуаций // Вычислительная лингвистика. Теоретические аспекты. Вопросы автоматизации лексикографических работ. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 74 -83.
- Попова, З.Д., Стернин, И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. -Воронеж: ВГУ, 2002а. 191 с.
- Попова З.Д., Стернин И. А. Язык и национальная картина мира. Воронеж: ВГУ, 2002б. — 128 с.
- Потапова С.Ю. Номинация лица в обиходном дискурсе. — Ярославль, 2003. — 261с.
- Разинкина Н.М. Функциональная стилистика (на материале английского и русского языков). -М.: Высшая школа, 2004. -271 с.
- Рянская Э.М. Способы действия в когнитивном аспекте. Автореф. дис. д ра. филол. наук. М., 2002. — 46 с.
- Проскурина Л.Л. Функционирование концептов прецедентных текстов в юмористическом дискурсе // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста: Материалы Международного симпозиума. Ч. 2. Волгоград, 2003.-С. 104−106.
- Семьёхина А.Л. Прагматические особенности you know // Коммуникативно-прагматические аспекты исследования языковых единиц. Сборник статей к юбилею профессора Блоха М. Я. 4 2.- Барнаул- Москва, 2004а. С. 250— 258.
- Семьёхина Л.Л. Возможные миры в художественном произведении // Актуальные проблемы гуманитарного звания: материалы региональной научно-практической конференции молодых ученых. Барнаул: Изд-во БГПУ, 20 046. — С. 202−208.
- Семьёхина А.Л. Отрицание знаний в конструкции I don’t know II Лингвистические парадигмы и лингводидактика: материалы X международной научно-практической конференции. Ч. 1 Иркутск: Изд-во БГУЭП, 20 056. — С. 264−269.
- Слышкин Г. Г. От текста к символу: Лингвокультурные концепты предметных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000. — 128 с.
- Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки славянской культуры, 1997. — 949 с.
- Уланова С.Б. Фрейм как структура репрезентации знаний // Когнитивные аспекты языковой категоризации. Рязань, 2000. -С. 133 — 141.
- Фесенко Т.Л. Концептуальные системы как контекст употребления и понимания вербальных выражений // Когнитивные аспекты языковой категоризации. Рязань, 2000. — С. 141−144.
- Abbott V., Black J. В. Goal-related inferences in comprehension // In Galambos, J., Abelson, R.P. and Black, J. (eds.) Knowledge structures. NJ: L. Erlbaum Associates, 1986.-pp. 123- 143.
- Abelson R.P. and Black J. B. The role of thematic structures in reminding // In Galambos, J., Abelson, R.P. and Black, J. (eds.) Knowledge structures. NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1986.-pp. 185−205.
- Adler H., Gross S. Adjusting the frame: Comments on cognitivism and literature. Poetics Today. Volume 23. — No 2. — 2002. — pp. 195−220.
- Anderson R., Pearson P. A schema-theoretic view of basic processes in reading comprehension // In P. Pearson (Ed.), The handbook of reading research. NY: Longman, 1984.-pp. 255−291.
- Aries E. Men and women in interaction. Reconsidering the differences. London: Oxford University Press, 1996. — 256 p.
- Armstrong D.M. Belief, truth and knowledge. Cambridge: Cambridge University press, 1973.-211 p.
- Atance, C., O’Neill D. Episodic future thinking // TRENDS in Cognitive Science, -Volume 5.-No. 12.-December 2001.-pp. 533−539.
- Ayer A.J. Knowing as having the right to be sure // In Roth M.D. and Galis L. (eds.), Knowing. Essays in the analysis of knowledge. New York- London: University Press of America, 1999. — pp. 11−17.
- Beach R., Hynds S. Research on response to literature // In P. Pearson (Ed.), The handbook of reading research. NY: Longman, 1984. — pp. 453−489.
- Betts G. I I. The mind and its education. New York: D. Appleton and Company, 1923.-300 p.
- Bower G. Plans and goals in understanding episodes // In A. Flammer, & W. Kintsch (Eds.), Discourse processing. Amsterdam: North-Holland Publishing Company, 1982.-pp. 3−15.
- Cameron D. Women in Their Speech Communities // In Cameron, D. (Ed.) The feminist critique of language (2nd ed.). London- New York: TJ International Ltd., 1998.-pp. 113−125.
- Coates J. Women, men and language. (2nd ed.) New York & London: Longman, 1993.-388 p.
- Colley A. Text comprehension // In J. Beech, A. Colley (Eds.), Cognitive approaches to reading. NY: John Wiley & Sons, 1987. — pp. 113−134.
- Cutting J. Knowledge areas. Analyzing the language of discourse communities. -London: Elsevier, 2000. 124 p.
- Dechert H. Natural order of events // In H. Dechert, & M. Raupach (eds.), Transfer in language production. NY: Ablex Publishing Corporation, 1989. — pp. 54−69.
- Denison C. Passwords to people. A storyboard. NY: Dodd, Mead & Company, 1956.- 121 p.
- Dolezel L. Narrative modalities. Journal of literary semantics. Volume 5. — No 1.- 1976.-pp. 5−14.
- Dolezel L. Heterocosmica. Fiction and possible worlds. Baltimore- London: The John Hopkins University Press, 1998.-237 p.
- Foucault M. The Archaeology of knowledge. New York: Pantheon Books, 1978.-pp. 45−61.
- Fishman P. Conversation insecurity // In Cameron, D. (Ed.) The feminist critique of language (2nd ed.) London- New York: TJ International Ltd., 1998. — pp. 6374.
- Fortescue, M. Thoughts about thought // Cognitive Linguistics. Volume 12. -No 1.-2001.-pp. 15−45.
- Gardner H. Frames of mind. The Theory of multiple intelligences. NY: BasicBooks, 1993.-440 p.
- Gelder B. de. I Know What You Mean, But If Only I Understood you.// Meaning and Understanding. Edited by Herman Parret and Jacques Bouveresse. -Walter de Gruyter- Berlin, New York, 1981. pp. 44 — 60.
- Gettier E. L. Is justified true belief knowledge? // In Roth M.D. and Galis L. (eds.), Knowing. Essays in the analysis of knowledge. New York- London: University Press of America, 1999. — pp. 35−39.
- Givon T. Syntax: A functional typological introduction. V. 1. — Amsterdam- Philadelphia: Benjamins Pub. Co., 1984. — pp. 24−32.
- Goldman A. I. A casual theory of knowing // In Roth M.D. and Galis L. (eds.), Knowing. Essays in the analysis of knowledge. New York-London: University Press of America, 1999. — pp. 67−89.
- Haggard P. Look and feci. // TRENDS in Cognitive Science, Volume 5. — No. 11.- November 2001. — pp. 462−463.
- Harrison J. Does knowing imply believing? // In Roth M.D. and Galis L. (eds.), Knowing. Essays in the analysis of knowledge. New York-London: University Press of America, 1999.-pp. 155−170.
- Hatch E., Brown C. Vocabulary, semantics, and language education. -Cambridge: Cambridge University Press, 1995.-268 p.
- Hatch E., Yoshitomi A. Cognitive processes in language learning // In A. O. Hadley (Ed.), Research in language learning. Lincolnvvood, 111.: National Textbook Co, 1995.-pp. 66−95.
- Hayes В., Foster К., Gadd N. Prior knowledge and subtyping effects in children’s category learning // Cognition, Volume 88. — 2003. — pp. 171−199.
- Horn H. L., Jr., Ciamitaro M. Gtidhnihs: I knew-it-all-along // Applied Cognitive Psychology, Volume 15. — 2001. — pp. 493−507.
- Hurlburt R.T., Heavey C.L. Telling what you know: describing inner experience // TRENDS in Cognitive Science, Volume 5. — No. 9. — September 2001.-pp. 400−403.
- Jensen H. S. The history of the concept of knowledge // In Roth M.D. and Galis L. (eds.), Knowing. Essays in the analysis of knowledge. New York- London: University Press of America, 1999. — pp. 3−10.
- Johnson-Laird P.N. Mental Models. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.-241 p.
- Kiefer M., Spitzer M. The limits of a distributed account of conceptual knowledge // TRENDS in Cognitive Science, Volume 5. — No. 11. — November 2001.-pp. 469−471.
- Kintsch W. Memory for text // In A. Flammer, W. Kintsch (eds.), Discourse Processing. — Amsterdam: North-Holland Publishing Company, 1982. pp. 187 203.
- Lakoff G. Women, fire, and dangerous things. What categories reveal about the mind. Chicago- London: The University of Chicago Press, 1990. — 614 p.
- Lakoff R. Language and women’s place. New York: Harper & Row, 1975. -168 p.
- Larsen S. Knowledge updating in text processing // In A. Flammer, W. Kintsch (eds.), Discourse Processing. Amsterdam: North-Holland Publishing Company, 1982.-pp. 205−218.
- Lehrer K. Knowledge, truth and evidence // In Roth M.D. and Galis L. (eds.), Knowing. Essays in the analysis of knowledge. New York- London: University Press of America, 1999. — pp. 55−66.
- Lewis D. On the plurality of worlds. Oxford, New York: Basil Blackwell, 1986.- 188 p.
- Malcolm N. Knowledge and belief // In Roth M.D. and Galis L. (eds.), Knowing. Essays in the analysis of knowledge. New York- London: University Press of America, 1999. — pp. 17−35.
- McNamara, Т., Miller, D., & Bransford, J. Mental models and reading comprehension // In P. Pearson (Ed.), The handbook of reading research. NY: Longman, 1984. — pp. 490−511.
- Meyer В., Rice E. The structure of text // In P. Pearson (Ed.), The handbook of reading research. NY: Longman, 1984. — pp. 319−351.
- Minsky M. The Society of Mind. NY- London: A Touchstone Book Published by Simon and Shuster, 1988. — 338 p.
- Mohlc D. & Raupach M. Language transfer of procedural knowledge // In H. W. Dechert, M. Raupach (eds.), Transfer of Language Production. Norwood, NJ: Ablex Publishing Corporation, 1989.-pp. 195−215.
- Maturana, H.R., Varcla F. The tree of knowledge. The biological roots of human understanding. London & Boston: Shambala, 1998. — 250 p.
- Nash O. Don’t guess, let me tell you: Writing detective and mystery fiction. Boston: The Writer, Inc, 1977.-217 p.
- Ostman J. O. You know: A discourse functional approach. New York: John Benjamins Publishing Company, 1981. — 98 p.
- Peacocke, C. Being Known. Oxford: Clarendon Press, 1999. — 301 p.
- Pears D. What is knowledge? New York- San Francisco- London: Harper and Row, Publishers, 1971. — 106 p.
- Quasthoff U., Nikolaus K. What makes a good story? Towards the production of conversational narratives // In A. Flammer, & W. Kintsch (eds.), Discourse processing. Amsterdam: North-Holland Publishing Company, 1982.-pp. 16−28.
- Radford С. Knowledge by examples // In Roth M.D. and Galis L. (eds.), Knowing. Essays in the analysis of knowledge. — New York-London: University Press of America, 1999.-pp. 171−188.
- Renner C.H., Renner M.J. But I thought I knew that: Using confidence estimation as a debiasing technique to improve classroom performance // Applied cognitive psychology. Volume 15. — 2001. — pp. 3−48.
- Rescher N. On the ways and vagaries of fiction. Communicative pragmatism and other philosophical essays on language. Oxford: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 1998.-226 p.
- Rihs-Middel M. Expectancy structures in. prose reading // In A. Flammer, W. Kintsch (eds.), Discourse Processing. Amsterdam: North-Holland Publishing Company, 1982.-pp. 76−97.
- Ronen R. Possible worlds in literary theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — 360 p.
- Rozeboom W. Why I know so much more than you do // In Roth M.D. and Galis L. (eds.), Knowing. Essays in the analysis of knowledge. New York-London: University Press of America, 1999.-pp. 131−154.
- Ryan M.L. Possible worlds, artificial intelligence, and narrative theory. — Indiana: Indiana University Press, 1991. 188 p.
- Samuels S., Kamil, M. Models of the reading process // In P. Pearson (Ed.), The handbook of reading research. -NY: Longman, 1984.-pp. 185−223.
- Saycrs, D. Detective fiction: Origin and development. Writing detective and mystery fiction. Boston: The Writer, Inc., 1977. — 227 p.
- Semino E. Language and world creation in poems and other texts. London- New York: Longman, 1997. -96 p.
- Schank R. Reading and understanding. The teaching from the perspective of artificial intelligence. NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1982.— 128 p.
- Schank R. Tell Mc a Story: A New Look at Real and Artificial Memory. NY etc.: Charles Scribner’s Sons, 1990.-243 p.
- Seliger H. Semantic transfer constraints on the production of English passive by Hebrew-English bilinguals // In H. W. Dechert, M. Raupach (eds.), Transfer of Language Production. Norwood, NJ: Ablex Publishing Corporation, 1989. — pp. 21−33.
- Sharkey, N.E. A model of knowledge-based expectations in text comprehension // In Galambos J., Abelson R.P. and Black J. (eds.) Knowledge structures. NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1983. — pp. 49−69.
- Simpson T. The Limits of knowledge and the desire for wisdom // Philosophical studies in education Volume 33. — 2002. — pp. 65−74.
- Skyrms B. The explication of «A» knows That p" II In Roth M.D. and Galis L. (eds.), Knowing. Essays in the analysis of knowledge. New York- London: University Press of America, 1999. — pp. 89−112.
- Solso R. Cognitive Psychology. N.J.: L. Erlbaum Associates, 1995. — 302 p.
- Spiro R., Myers A. Individual differences and underlying cognitive processes in reading // In P. Pearson (Ed.), The handbook of reading research. NY: Longman, 1983.-pp. 471−501.
- Stroud B. Understanding human knowledge in general // In H. Kornblith cd. Epistemology: Internalism and externalism. NY: Blackwell Publishers, 2001. -pp. 126−145.
- Talbot M.M. Language and gender. New York: Polity Press, 1998. — 276 p.
- Tannen D. Gender and discourse. New York- London: Oxford University Press, 1994.-240 p.
- Tannen D., Wallat C. Interactive frames and knowledge schemas in interaction. Framing in discourse. NY- Oxford: Oxford University Press, 1993. — 320 p.
- Tsur R. Some Cognitive Foundations of «Cultural Programs» // Poetics today, -Volume 23. No. 1. — Spring 2002. — pp. 63−89.
- Tyler L., Moss H. Towards a distributed account of conceptual knowledge // TRENDS in Cognitive Science, Volume 5. — No. 6. — June 2001. — pp. 244−252.
- Unger P. An analysis of factual knowledge // In Roth M.D. and Galis L. (eds.), Knowing. Essays in the analysis of knowledge. New York- London: University Press of America, 1999.-pp. 113−130.
- Бондарко Л. В. Лингвистика текста в системе функциональной грамматики. www.russian.slavica.org/article562.html
- Борчиков С. А. Что значит «знать»? vvv.philosophy.ru/library/borcli/0.html
- Витгенштейн Л. Философские исследования, http://kant.narod.ru/witt.htm
- Гутнер Г. Б. Знание как событие и процесс, www.philosophy.ru
- Даниленко В.П. Языковая картина мира в концепции Л. Вайсгербера. www.islu.ru/danilenko/articles/vaiskart.htm
- Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века. Лингвистика текста. 2003. http://wvvw.russian.slavica.org/article 165 .html
- Катречко С.Л. Способ бытия знания. Знание и информация. Где же обитает смысл?, 2002. www. fido7.net/cgi-bin.
- Корнилова Н.Б. Слово и молчание: Аспекты взаимодействия. http://wAVv.russian.slavica.org/article547.html
- Кубрякова Е. С. О тексте и критериях его определения. www.philology.ru/linguistics l/kubryakova-01 .htm
- Поволяева А. Н. Язык составная часть культуры. wvvAv.ccssu.crimea.ua/tnu/magazinc/culture
- П.Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. www.philosophy.ru
- Holtorf С. Knowing without metaphysics and pretentiousness. 1997. -hUp://v.Avw.univie.ac.at/constructivism/papers/lioltorf/97-knowing.htm
- BBI Combinatory Dictionary of English, The. Amsterdam, Philadelphia: Benjamins Publishing Company, 1990.
- CIDE. Cambridge International Dictionary of English. 2001 [CD-ROM]
- LDEC. Longman Dictionary of English and Culture. London: Longman, 1992.
- Longman Dictionary of Phrasal Verbs. M, 1986.
- LDELC. Longman Dictionary of English Language and Culture. London: Addison Wesley Longman, 2000.
- LSGSWE. Longman Student Grammar of Spoken and Written English. -London: Longman, 2002.
- MEDAL. MacMillan English Dictionary for Advanced Learners. International student Edition. -London: Bloombury Publishing Pic., 2002.
- ODDT. Oxford Desk Dictionary and Thesaurus, The. American Edition. NY, 1997.
- OPT. Oxford Paperback Thesaurus, The. London: Oxford University Press, 1994.
- RHWUD. Random Mouse Webster’s Unabridged Dictionary. 2002 [CD-ROM]
- RHDEL. Random House Dictionary of the English Language, The. Random House, Inc., 1999.
- RCT. Roget’s College Thesaurus. NY, 1997.
- Shorter Oxford English Dictionary on historical principles, The. NY-London-Toronto: Clarendon Press, 1985.
- WNID. Webster’s New International Dictionary. Second Edition of the Englishlanguage. NY. 1996.
- WNWT. Webster’s New World Thesaurus by Charlton Laird. NY, 1975.
- DQ. The Macmillan. A Unique Reference Combination Dictionary of Quotations- NJ: Chartwell books, Inc., 2000.
- Bloom Л. Love invents us. NY: Random House, 1997.
- Borden M. Л woman with white eyes. London, 1964.
- Brodsky G. From Eden to Aquarius. NY: A Bantam Book, 1974.
- Brown D. Angels and demons. 2003a, http://greylib.align.ru/librarv/PET/DanBrown.Angels2003.rarl
- Brown D. The Da Vinci code. 20 036, http://greylib.align.ru/librarv/DET/DanBrown.TheDaVinciCode.rarl
- Carroll L. Alice’s adventures in Wonderland. NY: New American Library, 1960.
- King S. The Green mile. NY- London: Pocket Books, 1999.
- Marcheta M. Looking for Alibrandi. Sidney: Penguin Books, 1999.
- Puzo M. Fools die. NY, 1979.
- Shaw I. The Troubled air. NY, 1987.
- Steinbeck J. The winter of our discontent. London, 1970.
- Vonnegut K. Jr. God bless you, Mr. Rosewater. NY, 1973.
- Zelazny R. Nine princes in Amber. Amber Chronicles. Book 1. New York, 1999a
- Zelazny R. The guns of Avalon. Amber Chronicles. Book 2. New York, 19 996.
- Zelazny R. Trumps of Doom. Amber Chronicles. Book 6. New York, 1999c.
- Sitcom «Friends», 2nd and 5th seasons (221, 511).2. www.npr.org Talk of the Nation and All Things Considered. Recordings: February March — April 2002- January 2003.
- Zinn H. HUAC Interrogation. The People Speak. American voices, some famous, some little known. Track 5. NY: Harper Audio, 2003.
- Three hours of the NAU students' recordings.