Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сопоставительное исследование виртуального антропонимикона англоязычных, русскоязычных и франкоязычных чатов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на масштабную популярность и доступность Интернет-коммуникации, ее изучение только начинается. На сегодняшний день накоплена значительная база научных работ, в которых рассматриваются характеристики Интернет-коммуникации как особой среды функционирования языка (Асмус 2005; Ахренова 2009; Бергельсон httpВиноградова httpГаличкина 2001; Горошко 2007, 2009; Жичкина httpКомпанцева 2004… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМЕН 13 СОБСТВЕННЫХ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
    • 1. 1. Интернет-коммуникация как предмет лингвистического 13 исследования
    • 1. 2. Особенности функционирования имени собственного в 30 Интернет-коммуникации
    • 1. 3. Сущность и специфика функционирования компьютерных 41 чатов
    • 1. 4. Лингвистический статус имени собственного в чат- 56 коммуникации
    • 1. 5. Методика сопоставительного исследования антропонимов в 67 англо-, русско- и франкоязычных чатах
  • Выводы
  • ГЛАВА II. СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУК- 79 ТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НИКНЕЙМОВ В АНГЛО-, РУССКО- И ФРАНКОЯЗЫЧНЫХ ЧАТАХ
    • II. 1. Структурная классификация никнеймов в англо-, русско- и 79 франкоязычных чатах
  • П. 2. Особенности графики и орфографии никнеймов в англо-, 92 русско- и франкоязычных чатах
  • П.З. Тендерная специфика никнеймов в англо-, русско- и фран- 109 коязычных чатах
  • П. 4. Виртуальный антропонимикон англо-, русско- и франкоя- 122 зычных чатов в полевом осмыслении
  • Выводы
  • ГЛАВА III. СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИН- 137 ГВИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НИКНЕЙМОВ В АНГЛО-, РУССКО- И ФРАНКОЯЗЫЧНЫХ ЧАТАХ
    • III. 1. Факторы, влияющие на выбор никнеймов в англо-, рус- 137 ско- и франкоязычных чатах
  • Ш. 2. Ономасиологическая классификация никнеймов в англо-, 148 русско- и франкоязычных чатах
  • Ш. З. Словообразовательные особенности никнеймов в англо-, 165 русско- и франкоязычных чатах
  • Ш. 4. Специфика функционирования никнеймов в современной 174 речевой ситуации
  • Выводы

Сопоставительное исследование виртуального антропонимикона англоязычных, русскоязычных и франкоязычных чатов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее диссертационное исследование посвящено сопоставительному изучению особенностей виртуального антропонимикона англоязычных, русскоязычных и франкоязычных чатов.

Актуальность исследования. Развитие информационных технологий в последние десятилетия привело к широкому распространению Интернет-коммуникации, которая воздействует на все сферы жизнедеятельности человека. Доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях дает возможность использовать Интернет не только как инструмент для поиска информации, но и как средство для общения посредством электронной почты, веб-сайтов, форумов, гостевых книг, общения через систему ICQ, электронных конференций и чатов.

Несмотря на масштабную популярность и доступность Интернет-коммуникации, ее изучение только начинается. На сегодняшний день накоплена значительная база научных работ, в которых рассматриваются характеристики Интернет-коммуникации как особой среды функционирования языка (Асмус 2005; Ахренова 2009; Бергельсон httpВиноградова httpГаличкина 2001; Горошко 2007, 2009; Жичкина httpКомпанцева 2004; Лутовинова 2009 (б) — Смирнов 2004; Трофимова 2004; Crystal 2001), большое количество работ посвящено исследованиям компьютерного жаргона (Ермакова http, Ко-това http), анализируются тендерные параметры (Горошко 2001, 2005; Компанцева 2008; Диасамидзе 2010(6)), жанровая дифференциация (Буторина http, Вавилова 2001, Горошко 2007, Капанадзе 2002, Литневская 2005, Лутовинова 2009(6), Овчарова 2008, Crystal 2001), национально-культурная специфика (Галичкина 2001, Рыжков 2010, Самаричева http, Смирнов 2004), системно-языковая и культурно-речевая проблематика Интернет-дискурса (Иванов http, Моргун 2002, Самойленко 2010, Чепель 2009, Щипицина 2009), а также изучаются графические, лексические и текстовые характеристики Интернет-коммуникации (Дедова 2002, Целепидис 2009).

В настоящее время можно говорить о том, что остается целый ряд проблем, которые еще не получили должного освещения с точки зрения современных механизмов лингвистики. Дальнейшее изучение Интернет-коммуникации идет по пути разработки отдельных аспектов, уточняющих и дополняющих существующие направления исследования.

Известно, что имена собственные (ИС) занимают особое место в системе частей речи. Стремление за счет имени проявить себя в виртуальном пространстве приводит к свободному выражению формы личного имени. Наибольший объем информации об именах собственных в сети Интернет можно получить из так называемых никонимов (никнеймов) — имен собственных, используемых для общения в Интернет-коммуникации. В настоящее время сопоставительное исследование никнеймов в различных жанрах Интернет-коммуникации является одним из перспективных направлений современного языкознания. Англо-, русскои франкоязычные наименования в сети Интернет еще не были объектом специального исследования, нет комплексного лингвистического описания подобных личных названий.

Актуальность темы

исследования обусловлена возникновением нового лингвистического феномена — никонима — и определяется такими факторами, как широкое распространение последнего, его возрастающая роль в процессе коммуникации, недостаточная разработка проблемы, отсутствие комплексного сопоставительного исследования структурных, семантических и тендерных особенностей имени в Интернет-коммуникации. Личные имена любого языка являются средством изучения группового и национального сознания, определяемого культурой.

Работа посвящена сопоставительному исследованию особенностей виртуального антропонимикона (совокупности личных имен) на материале определенного жанра Интернет-дискурса — чатовой коммуникации. Изучение специфики данного жанра Интернет-общения представляется актуальным, так как чат-коммуникация является одной из наиболее динамично развивающихся форм виртуального общения.

Актуальность лингвистической проблематики повлияла на выбор объекта и предмета анализа диссертационного исследования.

Объект настоящей работы — виртуальный антропонимикон англо-, русскои франкоязычных чатов.

Предмет исследования — общие и специфические закономерности функционирования никонимов и способы их мотивации в англо-, русскои франкоязычных чатах.

Цель исследования — выявление специфики и языковых особенностей никонимов в англо-, русскои франкоязычных чатах, а также тенденций развития нового антропонимического класса в виртуальном пространстве Интернета.

Поставленная цель потребовала последовательного решения следующих задач:

1) охарактеризовать особенности коммуникации в Интернет-пространстве;

2) выявить статус имени собственного, функционирующего в Интернет-коммуникации (никнейма), среди других типов неофициальных имен собственных;

3) описать и сравнить структурные, графические и орфографические особенности никнеймов, используемых в англо-, русскои франкоязычных чатах;

4) сопоставить способы конструирования тендерной идентичности в англо-, русскои франкоязычных никнеймах;

5) выявить ядерно-периферийных отношения в ономастическом пространстве англо-, русскои франкоязычных чатов;

6) классифицировать никнеймы в англо-, русскои франкоязычных чатах по ономасиологическим моделям;

7) выявить словообразовательные особенности никнеймов в англо-, русскои франкоязычных чатах;

8) охарактеризовать специфику функционирования виртуального ан-тропонимикона в англо-, русскои франкоязычных чатах. 5 Г.

Научная новизна диссертации заключается в том, что это первое монографическое исследование, посвященное сопоставительному изучению имен собственных, функционирующих в чат-коммуникации, в результате чего были выявлены общие и специфические закономерности создания нового типа наименований — никонимов. В работе впервые системно охарактеризованы структурные, графические и тендерные особенности личных имен в ономастическом пространстве Интернета на примере чатовой коммуникациивыявлены способы мотивации лиц в сети Интернет, что позволяет сопоставить национальное сознание представителей различных лингвокультурных сообществ.

Материалом исследования послужили личные имена пользователей, представленные в американских, английских, российских и французских Интернет-чатах (chat.mail.ru, besedka.ru, worlofchat.co.uk, netfriends. be, cnn.com, talk-city.com, meetic.fr, anvari.org/nicknames/page-1423 и др.). Всего было проанализировано около 5000 никнеймов (1671 — англоязычные чаты, 1668 — русскоязычные чаты, 1659 — франкоязычные чаты).

Методология исследования сложилась под влиянием достижений теории дискурса (Арутюнова 1990, Борботько 2009, Карасик 2002 и пр.), виртуа-листики (Бергельсон httpВойскунский httpГорошко 2001, 2005, 2006, 2009; Кузнецова, Чудова 2008; Herring 2001, http и пр.), теории имени собственного (Бондалетов 1983; Васильева 2009; Гарагуля 2010; Ермолович 2005; Калакуцкая 2009; Никонов 2007; Рут 1991, 2001; Суперанская, Сталмане, Подольская, Султанов 2007; Супрун 2000; Чернейко 2010 и пр.), фундаментальных достижений в области искусственного имянаречения (Голомидова 1998, Масанов 1963, Матвеев 2005, Рут 2008, Селищев 1968, Суперанская 2007, Чичагов 1959, Щетинин 1968 и пр.), жанрологии (Бахтин 1986, Вежбицкая 1997 и пр.), гендероло-гии (Горошко http, 2001; Кирилина 2005; Cameron 2003 и пр.) и теории мотивации (Голев 1974, Улуханов 2007, Morgan 1979 и пр.).

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования: структурный анализстатистические методы, описательный метод, включающий приемы лингвистического наблюдения, сопоставления, обобщения, систематизации и интерпретации выбранных единицсопоставительный метод, позволяющий выявить общие и специфические особенности конструирования рассматриваемых единицметод количественной обработки экспериментальных данных. В процессе исследования привлекались не только собственно лингвистические, но и общефилологические и лингвокультурологические данные, что позволило представить анализируемые имена собственные с учетом национального своеобразия культур. Иллюстративный материал собран методом сплошной выборки.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что данное исследование вносит известный вклад в развитие теории имени собственного в новом коммуникативном пространстве Интернета, вводится понятие нико-нима как особого вида компьютерного имени, описаны его отличительные черты в рамках чат-коммуникации. Предложенные в диссертации способы определения пола коммуникантов и и ономасиологические модели никней-мов могут быть, на наш взгляд, использованы при изучении имен собственных в других жанрах Интернет-коммуникации. Кроме того, исследование имеет значение для теории межкультурной коммуникации, т. к. это первое комплексное сопоставительное исследование виртуального антропонимико-на, который в значительной степени определяется спецификой национального сознания представителей американского, русского и французского сообществ.

Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены при разработке учебных курсов по ономастике, лингвострановедению, межкультурной коммуникации, риторике. Отдельные наблюдения и положения заинтересуют специалистов в области информатики и психологии при изучении особенностей языковой личности на разных уровнях (графическом, синтаксическом, лексическом и т. д.). Некоторые данные могут быть полезны при разработке рекомендаций по оптимизации коммуникативного взаимодействия в Интернет-пространстве, а также при выборе собственного виртуального имени.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры риторики и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета. Основные положения исследования излагались автором на региональных, всероссийских и международных конференциях в Нижнем Тагиле (2007, 2009, 2010), Екатеринбурге (2007, 2008) и Тюмени (2008).

По теме диссертации опубликовано 14 работ.

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

1. Аникина, Т. В. Имя собственное в Интернет-коммуникации / Т. В. Аникина // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры / Урал. гос. ун-т. — Екатеринбург, 2010. — № 2 (75). — С. 71−76.

2. Аникина, Т. В. Политизированные никнеймы в ономастическом пространстве чатов / Т. В. Аникина // Политическая лингвистика — Урал. гос. пед. ун-т / гл. ред. А. П. ЧудиновГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т» — Екатеринбург, 2011. — Вып. (1) 35. — С. 198−201.

Публикации в сборниках научных трудов и материалах научных конференций:

3. Аникина, Т. В. Факторы, влияющие на выбор имени в виртуальном пространстве / Т. В. Аникина // Система и среда: язык, человек и общество: материалы всероссийской научной конференции, Нижний Тагил, 19−20 апреля 2007 г. / НТГСПА. — Нижний Тагил, 2007. — С. 56−61.

4. Аникина, Т. В. Конститутивные признаки компьютерного дискурса / Т. В. Аникина // Многоязычие и межкультурное взаимодействие: материалы международной конференции, Ижевск, 2008 г. / УдГУ. — Ижевск, 2008. — С. 20−22.

5. Аникина, Т. В. Компьютерный дискурс — новая сфера коммуникативного взаимодействия / Т. В. Аникина // Материалы научно-практической конференции: Лингвистические чтения-2008. Цикл 4, Пермь, 28 февраля 2008 г. / ПСИ. — Пермь, 2008. — С. 250−253.

6. Аникина, Т. В. Антропонимическая система английских и русских чатов / Т. В. Аникина // Проблемы лингвистики, методики обучения иностранным языкам и литературоведения в свете межкультурной коммуникации: материалы II международной научно-практической конференции. Часть I: Лингвистика и литературоведение, Уфа, 24−25 марта 2009 г. / БГПУ. — Уфа, 2009. — С. 22−25.

7. Аникина, Т. В. Имя собственное в русском и английском чатах / Т. В. Аникина // Естественный и виртуальный дискурс: когнитивный, категориальный и семиолингвистический аспекты: материалы международной научной конференции, Тюмень, 16−17 октября 2009 г. / ТГУ. — Тюмень, 2009. -С. 14−16.

8. Аникина, Т. В. Лингвистический статус ника в английских, русских и французских чатах / Т. В. Аникина // Межкультурная коммуникация: современные тенденции и опыт: материалы четвертой Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 16−17 марта 2010 г. / НТГСПА. — Нижний Тагил, 2010. — С. 10−15.

9. Аникина, Т. В. Антропонимическая система русского чата / Т. В. Аниюша // Система и среда: язык, человек и общество: материалы всероссийской научной конференции, Нижний Тагил, 8 апреля 2009 г. / НТГСПА. -Нижний Тагил, 2010. — С. 52−60.

Ю.Аникина, Т. В. Особенности выбора никнеймов в чат-коммуникации / Т. В. Аникина // Социально-гуманитарный вестник Юга России, часть 2. — № 6, Краснодар, 2010. — Краснодар, 2010. — С. 115−124.

11. Аникина, Т. В. Структурная классификация никнеймов (на примере англо-, русскои франкоязычных чатов) / Т. В. Аникина // Ономастика и общество: язык и культура: материалы Первой Всеросийсской научной конференции, Тамбов, 14−15 октября 2010 г. / ТГУ им. Г. Р. Державина — Тамбов, 2010.-С. 127−131.

12. Аникина, Т. В. Сущность и специфика функционирования компьютерных чатов / Т. В. Аникина // Инновации в образовании и лингвистике: материалы Всероссийской Интернет-конференции, Иркутск, 22—26 ноября 2010 г. / ИГЛУ-Иркутск, 2010. — С. 285−293.

13. Аникина, Т. В. Ник — прозвище или псевдоним? / Т. В. Аникина // Актуальные проблемы лингвистики: Уральские лингвистические чтения-2007: материалы ежегодной научной конференции, Екатеринбург, 1−2 февраля 2007 г. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2007. — С. 21—22.

14. Аникина, Т. В. Тендерные особенности ников в чатах / Т. В. Аникина // Актуальные проблемы лингвистики: Уральские лингвистические чтения-2008: материалы ежегодной научной конференции, Екатеринбург, 1−2 февраля 2008 г. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2008. — С. 16—17.

Концептуальные идеи диссертации отражены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Интернет-коммуникация рассматривается нами как особое коммуникативное пространство, в котором действует уникальная антропонимическая система. В виртуальном пространстве чата личное имя выступает как особая форма имени собственного — «псевдопрозвище». Это вымышленное неосновное имя, которое выбирает себе коммуникант из уже имеющихся личных имен или создает из различных словообразовательных средств языка. Ник-нейм выступает в качестве исходного элемента для установления контакта в чате.

2. Игровая составляющая чатовой коммуникации определяет морфологическую структуру никнейма, который может быть выражен реально функционирующим антропонимом, одним из нарицательных языковых элементов или совмещать оба элемента. Коммуникативные потребности чаттеров диктуют характер отбора графических и орфографических средств оформления виртуальных личных имен. Никнейм может приобретать самые необычные формы, нарушая при этом многие общепринятые языковые нормы.

3. В никнеймах можно выделить систему тендерных маркеров, при этом виртуальная среда может оказывать влияние на изменение манифестаций тендера.

4. С точки зрения ономасиологического подхода, в никнеймах возможно выявить ономасиологический базис, ономасиологические признаки, которые позволяют объединить номинации, обозначающие именования лиц в чатах, в группы.

5. Анонимность и экспрессивность на уровне создания никнейма обусловливают выбор способов словообразования: аббревиации, усечения, аффиксации и словосложения.

6. Никнейм — это уникальное явление в сфере личного именования, которое дает чаттеру возможность создать желаемый образ, скрыв реальное «Я». Никнейм как Интернет-реалия прочно вошел в зону культурного пространства современного общества.

Композиция диссертации отражает ключевые этапы и логику исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы.

На основе анализа рассмотренных материалов можно сделать следующие выводы о лингвистических особенностях и специфике функционирования никнеймов в англо-, русскои франкоязычных чатах:

1. Никнейм — это результат искусственной номинации, для которой важно наличие определенной целеустановки и учет индивидуальных свойств именуемого объекта. Нами были выявлены ряд факторов, которые влияют на выбор и создание никнейма: функциональные особенности ников, эмоционально-экспрессивная отмеченность подобных личных имен, характер речевой ситуации и желание быть лучшим в замкнутой коммуникативной среде. При создании имени в виртуальном пространстве чата личность коммуниканта играет первостепенную роль. Выбирая себе имя в чате, пользователь выделяет в себе то или иное качество или особенность.

2. В результате проведенного ономасиологического анализа выявлены следующие ономасиологические модели никонимов в англо-, русскои франкоязычных чатах: 1) наименования лиц, указывающие на внешний вид- 2) наименования лиц, указывающие на свойства, качества человека (характеристики по интеллектуальному, эмоциональному, физическому состоянию) — 3) наименования лиц, обозначающие привычки человека, вкусы, хобби- 4) наименования лиц, указывающие на местонахождение- 5) наименования лиц, обозначающие профессию, образование или род деятельности- 6) наименования лиц, указывающие на сексуальные пристрастия- 7) наименования лиц, связанные с флорой и фауной- 8) наименования лиц, указывающие на обладание каким-либо предметом- 9) наименования лиц, указывающие на фантазии- 10) наименования лиц, образованные от личных имен (включая популярные имена) — 11) наименования лиц, основанные на нескольких признаках. В таблице представлено соотношение выявленных моделей ников. модель англоязычные чаты, % русскоязычные чаты, % франкоязычные чаты, % личные имена/известные 19, 2/3,8 18, 2/4,4 36,8/2,2 внешний вид 7,0 7,9 4,1 свойства, качества человека 14,8 16,8 14,9 привычки, вкусы, хобби 4,1 2,6 0,8 флора и фауна 8,3 7,4 5,3 профессия, образование, род деятельности 5Д 4,2 2,2 местонахождение 3,7 3,6 4,6 сексуальные предпочтения 6,8 7,9 5,9 артефакты 6,5 7,7 4,4 фантазии 7,3 5,6 6,7 прочие 12,1 12,4 10,8 смешанные 1,3 1,3 1,3.

ИТОГО 100,0 100,0 100,0.

3. При создании виртуального имени чаттеры используют различные словообразовательные средства языка: аббревиацию, аффиксацию, усечение и словосложение.

В англоязычных чатах сокращение или усечение личных имен происходит в большинстве случаев посредством удаления гласных букв, повторяющихся согласных или непроизносимых гласныхв русскоязычных чатах широко используются усечение конечной части словдля франкоязычных чатов характерны сокращенные варианты слов. Использование аффиксов при образовании никнеймов способствует появлению в чат-коммуникации уменьшительно-ласкательных имен. При создании имени также широко используется такой способ словообразования, как словосложение. Сравнительно небольшую группу представляют ники, созданные посредством фонетических ассоциаций (образуются на основе фонетического сходства имени (либо его части) и определенного апеллятива).

4. Никонимы являются элементами нового антропонимического класса. В роли подобных имен могут выступать любые графические символы языка, при этом никнеймы обладают только грамматической категорией рода. Все остальные грамматические категории не характерны для виртуального имени в чат-коммуникации, поэтому на основе функционирующих в чатах ников невозможно создавать производные имена. Таким образом, мы говорим о существовании особых словообразовательных моделей виртуального антро-понимикона чата.

5. Никнеймы несут в себе черты национальной культуры и национального самосознания народа. Ники в англои франкоязычных чатах создаются на базе европейской системы личных имен, поэтому в большинстве случаев чаттеры используют одни и те же основы и словообразовательные средства. Конструирование ников в русскоязычных чатах чаще всего осуществляется на фонетическом уровне, так как, во-первых, пользователи вынуждены приспосабливать элементы чужой графической системы к кириллическому написаниюво-вторых, словообразовательные возможности русского языка богачев-третьих, в русскоязычных чатах проводят время люди несколько иного возрастного и интеллектуального уровня, чем основная масса англои франкоязычных пользователей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В последнее десятилетие общество оказалось под влиянием массовой информатизации и стремительного развития форм компьютерно-опосредованной коммуникации (КОК), в том числе Интернета. Проведенное исследование показало, что среди исследователей нет единого мнения относительно номинации и выделения отличительных черт этой новой формы коммуникации. В научной литературе используются такие понятия, как компьютерный дискурс, сетевая коммуникация, Интернет-дискурс, виртуальная коммуникация, электронная коммуникация, сетевой дискурс и другое.

Выбор термина для обозначения КОК определяется, с нашей точки зрения, дисциплинарными рамками, целями проводимых исследований, а также различными сторонами общения в новой коммуникативной среде. В целях данной работы наиболее адекватным является понятие Интернет-коммуникация, под которой нами понимается дистантное общение в сети Интернет.

В процессе анализа Интернет-коммуникации выявлены следующие ее основные признаки: опосредованность, гипертекстуальность, анонимность и креативность участников, дистантность, наличие этикетных условностей, глобальность, статусное равноправие участников, креолизованность, демократичность, неограниченность в выборе языковых средств, толерантность по отношения к мнению другого, жанровая неоднородность.

Одним из наиболее популярных жанров Интернет-коммуникации является чат. Чат-коммуникация обладает следующими особенностями, позволяющими говорить об уникальности данного явления: а) это фатическая форма коммуникации, в которой главной задачей является контактоустанов-ление, поэтому беседа, ее тематика, языковое оформление ничем не ограничиваетсяб) устно-письменный характер коммуникациив) недостаточность средств общения, имеющихся в распоряжении чаттеровг) общение в чате — это не что иное, как «карнавал», в котором чаттеры живут по своим законам и правилам, декларирующим игровой, развлекательный характер данного жанра Интернет-коммуникации.

Масштабное развитие Интернет-коммуникации потребовало изменения исторически сложившихся антропонимических систем языков. Ввиду этого, в англо-, русскои франкоязычное культурное пространство внедряется такая реалия, как никоним (никнейм, ник).

Сопоставительное исследование никнеймов в англо-, русскои франкоязычных чатах свидетельствует о том, что виртуальное имя собственное — никоним — это особый класс антропонимов, который находится в стадии становления. Интернет-коммуникация определяет особенности функционирования никонимов. Это имена собственные, которые в настоящее время могут функционировать непродолжительное время и не требуют официального закрепления. Любое слово или символ в Интернет-коммуникации могут стать личным именем, при этом они не обладают ни одной из известных грамматических категорий имен собственных, за исключением рода.

В ряде черт никнейм сближается с такими классами имен собственных как, кличка, псевдоним и прозвище. Тем не менее, имя пользователя в чат-коммуникации представляет собой особую форму личного имени — псевдопрозвище, так как сам пользователь берет себе имя с целью скрыть свои настоящие качества и наделить желаемыми. Причины сокрытия реального имени объясняются условиями общения в виртуальном сообществе: анонимность и желание попробовать себя в роли другого обуславливают неограниченные возможности в выборе языковых средств и безответственность за созданное имя. Иллюзорная свобода помогает самоутвердиться среди окружающих.

Имя пользователя чат-коммуникации представляет собой особый лингвистический феномен. Никоном имеет значительные как структурные, так и семантические отличия от традиционного личного имени. Антропоним состоит из одного или нескольких закрепленных традицией компонентов, тогда как никоном со структурной точки зрения гораздо более разнообразен: он может быть словом, словосочетанием, предложением. Проведенное исследование показало, что в зависимости от состава следует говорить о трех группах никнеймов: антропонимические, состоящие только из антропонимического элемента (19,2% - англоязычные чаты- 18,2% - русскоязычные чаты- 36,8% -франкоязычные чаты) — смешанные, состоящие из антропонимического и нарицательного элементов (6,8%- 3,1%- 9,4% соответственно) — апеллятивные, состоящие из неограниченного числа всевозможных частей речи и графических элементов (63,7%- 69,7%- 9,4% соответственно).

Наибольшую группу в англо-, русскои франкоязычных чатах составляют апеллятивные ники, так как использование несуществующих имен собственных гораздо привлекательнее для чаттеров. Выбирая подобное имя, чаттер имеет возможность предстать в желаемом образе, подчеркивая при этом свои положительные черты и маскируя отрицательные.

Специфической особенностью никонимов является графика и орфография. В чат-коммуникации любой графический символ, нарушение норм орфографии наполняются особым смыслом. Выявлены такие нестандартные графические оформления имен, как выпадение букв в любой части имени, отсутствие пробелов между отдельными лексическими элементами, появление небуквенной символики, использование прописных букв для всего слова или совмещение прописных и строчных букв. Необходимо отметить, что естественный вариант написания личного имени (первая прописная, последующие строчные) не является доминирующим, за исключением франкоязычных чатов, в которых группа антропонимических ников является преобладающей.

Карнавальный мир" чатовой коммуникации освобождает пользователей от необходимости соблюдать нормы орфографии, при этом исследование показало, что большинство из этих нарушений применяется либо для упрощения написания, либо для создания яркого и броского имени-маски. Сопоставительный анализ графики и орфографии никнеймов свидетельствует о том, что русскоязычные пользователи чаще нарушают общепринятые нормы, что, на наш взгляд, связано с большей склонностью россиян к эмоциональному общению. Пользователи русскоязычных чатов нуждаются в маркерах для выделения своей неповторимости и индивидуальности.

Исследование тендерных аспектов никонимов показало, что в значительной части ников пол коммуникантов выражен однозначно, тем не менее необходимо принимать во внимания тот факт, что чат-коммуникация предоставляет широкие возможности для сокрытия своего пола или выбора двуполого (гендерно-нейтрального) ника.

Определение пола коммуниканта возможно по следующим показателям: а) эмоциональность сдержанность при выборе никаб) нарушение общепринятых орфографических норм при создании никав) использование невербальных средств при создании никаг) традиционность оригинальность используемого никнейма. Таким образом, мы можем говорить о том, что в последнее время в условиях масштабного развития чатовой коммуникации чаттеры не стремятся к сокрытию своего пола, прибегая к этому лишь в тех случаях, когда ставят своей целью познать особенности поведения противоположного пола.

В системе ядерно-периферийных отношений никоним занимает двойственное положение: в возрастных группах 13−18 и 19−30 ник относится к ближней периферийной зонев возрастной группе 30 и старше — к крайней зоне антропонимической периферии. Как уже было отмечено, синтаксически никнейм в англо-, русскои франкоязычных чатах может быть представлен личным именем, словом, словосочетанием и предложением. Ономастическое поле никонима имеет открытую структуру с перемещением единиц между различными зонами и внутри них. В англои русскоязычных мы отмечаем сдвиг ядерной части в периферийную зону. Ники-словосочетания в англоязычных чатах и ники-слова в русскоязычных чатах вытесняют ники-имена, что объясняется становлением новой динамично развивающейся антропонимической системы.

Имя собственное в виртуальном пространстве чата является результатом искусственной номинации, на его создание влияет ряд факторов, таких, как функциональные особенности подобных имен, их эмоционально-экспрессивная отмеченность, характер речевой ситуации, а также желание быть лучшим, нестандартным в такой замкнутой среде, как чат.

В результате проведенного ономасиологического анализа выявлены следующие продуктивные ономасиологические модели никонимов в англо-, русскои франкоязычных чатах. В англоязычных чатах: наименования лиц, указывающие на свойства и качества человека (14,8%) и на фантазии создателей (7,3%), а также наименования лиц, связанные с флорой и фауной (8,3%) — в русскоязычных чатах: наименования лиц, указывающие на свойства и качества человека (16,8%), на внешний вид (7,9%), на сексуальные пристрастия (7,9%) и на обладание каким-либо предметом (7,7%) — во франкоязычных чатах: наименования лиц, указывающие на свойства и качества человека (14,9%), фантазии создателей ников (6,7%) и сексуальные пристрастия (5,9%). Таким образом, в чатах наибольший интерес вызывают описательные и характеризующие ники.

При создании виртуальных имен чаттеры широко применяют следующие способы словообразования: усечение, аббревиация, аффиксация и словосложение.

Различие в выборе никнеймов у англо-, русскои франкоязычных пользователей в определенной степени объясняется возрастом коммуникантов и целями их нахождения в чат-пространстве. Возраст англои франкоязычных пользователей составляет 25−50 лет, это люди, которые пришли в виртуальное пространство с определенными целями (поиск партнера для общения или создания семьи). Российскому пользователю чатов от 13 до 30 лет, он находится в сети для того, чтобы интересно провести время и развлечься, не ставя перед собой каких-то определенных целей. Именно эти два показателя во многом определяют форму виртуального имени. В англои франкоязычных чатах никнеймы более строгие по форме, чаттеры реже используют графические средства и нарушают нормы орфографии. Русскоязычные пользователи при создании никнеймов не используют английский язык в качестве основногоникнеймы, написанные на русском языке, являются преобладающими.

Итак, каждая из рассмотренных антропонимических систем в англо-, русскои франкоязычных чатах обладает специфическими чертами, но главное, что их объединяет, — это возможность создавать личное виртуальное имя по собственным законам, нарушая общепринятые нормы и правила.

Функционирующиее в чат-пространстве никонимы во многих случаях демонстрируют свой провокационный характер, нацелены на оскорбление и унижение. Перспективным является создание типологии никонимов, основанной на критерии удачности / неудачности виртуального имени.

Кроме этого, необходимо изучить особенности реализации языковой личности виртуального коммуниканта с помощью виртуального имени, а также исследовать проявления тендерной идентичности на различных уровнях в Глобальной Сети.

Значение никнеймов чрезвычайно велико, что подтверждается разнообразием и креативностью исследуемого материала. Благодаря проведенному анализу, удалось выявить основные тенденции создания и выбора личных имен в одном из жанров Интернет-коммуникации. В дальнейшем исследовании актуальным представляется изучение логинов и доменных имен, в таких жанрах Интернета, как форум, социальная сеть, блог и электронная почта. Необходимо выявить специфические черты каждой из обозначенных групп, включив в дальнейшее исследование комментарии пользователей о собственном имени. Кроме этого, комплексный анализ имен собственных, функционирующих в Интернет-коммуникации, позволит обозначить наиболее существенные тенденции в развитии современного молодежного языка представителей англо-, русскои франкоязычного сообществ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Г. Лингвистические особенности электронного общения (на материале французского, английского и русского языков): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук (10.02.20) / Аврамова Анастасия Георгиевна. М., 2005. — 27 с.
  2. , А.Г. Электронный дискурс в зеркале оппозиции «устный / письменный» / А. Г. Аврамова // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2004. — № 3. — С. 119—129.
  3. , Р. А. Гидронимия русского северо-запада как источник культурно-исторической информации / Р. А. Агеева. — М.: Едиториал УРСС, 2004.-256 с.
  4. , А. Текст как сущность и форма сетевой коммуникации / А. Акопов // www.regla.ru.
  5. , Д. И. Сокращенные слова в русском языке / Д. И. Алексеев. — 2-е изд., доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 346 с.
  6. , Н. Ф. О природе ономастической семантики / Н. Ф. Алефи-ренко // Ономастика Поволжья: Тезисы докладов 8-й международной конф., Волгоград, 8−11 сент. 1998 г. / Отв. ред. В. И. Супрун. Волгоград: Перемена, 1998. — С. 165−168.
  7. , Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) / Е. Е. Анисимова. — М.: Академия, 2003.- 128 с.
  8. , И. В. Стилистика современного английского языка (Стилистика декодирования) учеб. пособие. — Л.: «Просвещение», 1973. — 352 с.
  9. , Н. Д. Метафора и дискурс / Арутюнова Н. Д. // Теория метафоры: сб. науч. тр. — М.: Прогресс, 1990. С. 5−32.
  10. , Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства : дис.. канд. филол. наук: (10.02.19) / Асмус Нина Геннадьевна. Челябинск, 2005. — 265 с.
  11. , Н. А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филол. наук: (10.02.19) / Ахренова Наталья Александровна. — М., 2009. — 35 с.
  12. , Ж. Ономастика и культура: социальный аспект значения онома-лексемы / Ж. Багана, А. Н. Лангнер // Вестник РУДН. Сер. Лингвистика. — 2008.-№ 2.-С. 81−84.
  13. , Ш. Французская стилистика / Пер. с франц. М.: Иностр. лит., 1961.-394 с.
  14. , М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — 2-е изд., стер. -М.: Искусство, 1986. 444 с.
  15. , М. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации / М. Б. Бергельсон // www.rik.ru/vculture/seminar/index.html.
  16. , Г. И. Прозвище как фактор самосознания / Г. И. Берестнев // Семантические единицы и категории русского языка в диахронии: сб. науч. тр. Калининград: КГУ, 1997. — С. 30−36.
  17. , Л. Н. Компьютерные наименования. Номинативный и стилистический аспекты / Л. Н. Бойко // Некоторые проблемы грамматических категорий и семантики единиц языка. — Пятигорск, 2003. — С. 146—148.
  18. , В. И. Множественное число имени собственного и апеллятива / В. И. Болотов // Имя нарицательное и собственное. М.: Наука, 1978. — С. 93−106.
  19. , В. Д. Русская ономастика / В. Д. Бондалетов. — М.: Просвещение, 1983.-224 с.
  20. , В. Д. Средства выражения эмоционально-экспрессивных оттенков в русских личных именах / В. Д. Бондалетов, Е. Ф. Данилина // Антропонимика. М.: Наука, 1970. — С. 194−200.
  21. , В. Г. Принципы формирования дискурса: от психолингвистике к лингвосинергетике: монография. — М.: Книжный дом «ЛИБРО-КОМ», 2009. 288 с.
  22. , Е. Г. В сети медиаморфоз / Е. Г. Буторина // www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/2850.
  23. , С. К. Лексико-семантический анализ древнеудмуртских антропонимов/ С. К. Бушнакин // Антропонимика. — М.: Наука, 1970. С. 267−276.
  24. , Е. Н. Жанровая классификация дискурса телеконференций Фи-донет : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.01) / Вавилова Елена Николаевна. — Томск, 2001. — 24 с.
  25. Ван Дейк, Т. К определению дискурса / Т. Ван Дейк // www.psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm.
  26. , Н. В. Собственное имя в мире текста : монография: 2-е изд., испр. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 224 с.
  27. , И. Общение — золото и главное полезное ископаемое Интернет / И. Васюков // www. flogiston/articles/netpsy/vasukov2 (а).
  28. , И. Село Компьютерово и его обитатели (Законы жизни компьютерной и Интернет-культуры) / И. Васюков // www. flogiston/articles/netpsy/vasukovЗ (б).
  29. , Л. А. От названий к именам / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 544 с.
  30. , Т. Ф. Тайны псевдонимов / Т. Ф. Ведина, Н. В. Лебедева. М.: Флинта, 2003.-232 с.
  31. , А. Я. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая / отв. ред. М. А. Кронгауз. -М.: Русские словари, 1997. — 416 с.
  32. , С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии / С. Б. Веселовский. М.: Наука, 1974. — 382 с.
  33. , Н. В. Компьютерный жаргон в аспекте гендер-лингвистических исследований / Н. В. Виноградова // Исследования по славянским языкам. — 2002. — № 7. — С. 111—124.
  34. , Т. Ю. Специфика общения в Интернете / Т. Ю. Виноградова // www.philology.ru/linguistics l/vinogradovat-04.htm.
  35. , Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. 3-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 176 с.
  36. , Р. Язык. Дискурс. Политика / Пер. с англ и нем.: ВГПУ. — Волгоград: Перемена, 1997. — 139 с.
  37. , А. Е. Развитие речевого общения как результат применения Интернета / А. Е. Войскунский // www.psynet.carfax.ru.
  38. , Д. В. Виртуальная реальность: бытие и ничто: монография. — Нижний Новгород: ННГАСУ, 2007. 217 с.
  39. , Ю. Б. Коллективные прозвища в русских говорах: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.01) / Воронцова Юлия Борисовна. Екатеринбург, 2002. — 17 с.
  40. , Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.20) / Галичкина Елена Николаевна. Астрахань, 2001. — 27 с.
  41. , Е. Н. Имена самопрезентации в онлайновом интернет-общении / Е. Н. Галичкина // Дискуссионные вопросы современной лингвистики. Вып. 1. Калуга, 2005. — С. 37−44.
  42. Галкина-Федорук, Е. М. Слово и понятие / Е. М. Галкина-Федорук. — М.: Учпедгиз, 1956. 54 с.
  43. Галкина-Федорчук, Е. М. Современный русский язык: Лексикология, фонетика, морфология: учеб. пособие, 3-е изд. — М.: Книжный дом «Либро-ком», 2009.-408 с.
  44. Галкина-Федорчук, Е. М. Современный русский язык: Синтаксис: учеб. пособие, 2-е изд. — М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 200 с.
  45. , С. И. Антропонимия в лингвокультурном и историческом аспектах: на материале английских личных имен: монография. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.-136 с.
  46. , А. Н. Избранные работы по орфографии и фонетике / А. Н. Гвоздев. М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 288 с.
  47. Тендер и язык / науч. ред. и сост. А. В. Кирилина. М.: Языки славянской культуры, 2005. — 624 с.
  48. , Н. Д. «Естественная» номинация объектов природы собственными и нарицательными именами / Н. Д. Голев // Вопросы ономастики. — 1974. — № 8−9. С. 88−98.
  49. , Н. Д. Антиномии русской орфографии / Н. Д. Голев. 2-е изд, испр. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 160 с.
  50. , М. В. Искусственная номинация в русской ономастике : монография / М. В. Голомидова — Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1998. — 232 с.
  51. , М. В. Русская антропонимическая система на рубеже / М. В. Голомидова // Вопросы ономастики. — 2005. — № 2. — С. 11—22.
  52. , М. В. В мире имен и названий / М. В. Горбаневский. — М.: Знание, 1987.-208 с.
  53. , Е. И. Тендерная проблематика в языкознании / Е. И. Горошко // Введение в тендерные исследования. Часть I: Уч. пособие / Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб: Алетейя, 2001. — С. 508−543.
  54. , Е. И. Тендерный анализ электронной коммуникации / Е. И. Горошко // Вестник ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. — 2005. — № 1. — С. 82−90.
  55. , Е. И. Интернет-коммуникация в тендерном измерении / Е. И. Горошко // www.textology.ru/article.aspx?aId=88.
  56. , Е. И. К уточнению понятия «Компьютерно-опосредованная коммуникация»: проблемы терминоведения / Е. И. Горошко // Образовательные технологии и общество. 2009. — № 2. — С. 445−454.
  57. , Е. И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы / Е. И. Горошко // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межеуз. сб. науч. тр. — Вып. 5. — Орел: ОГИИК, ПФ «Картуш», 2007.-С. 223−237.
  58. , Т. М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность: учеб. пособие. — М.: Академия, 2004. 256 с.
  59. , Т. А. Языковая игра как проявление лингвистической креативности в онтогенезе / Т. А. Гридина // www.language.psu.ru/bin/view/cgi.
  60. , В. Н. Конструирование тендерной идентичности в интернет-дискурсе персональных объявлений : автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филол. наук: (10.02.19) / Громова Венера Мурзануровна. — Ижевск, 2007.-18 с.
  61. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. — М.: Терра-Можайск, 2000. 431 с.
  62. , В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. — М.: Прогресс, 1984.-400 с.
  63. , В. П. Ономасиологическое направление в грамматике / В. П. Даниленко. 3-е изд, испр. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 344 с.
  64. , О. В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма / О. В. Дедова // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. — 2001. № 4. — С. 22−27.
  65. , О. В. Графическая неоднородность как категория гипертекста / О. В. Дедова // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2002. — № 6. — С. 91−103.
  66. , О. В. О языке Интернета / О. В. Дедова // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология.- 2010. -№ 3. С. 25−38.
  67. , Ж. В. Имя собственное как феномен этнокультурной идентичности / Ж. В. Дергилева // Гуманитарные исследования. — 2008. — № 3 (27).- С. 30−34.
  68. , Т. Т. Типы и виды псевдонимов (на материале русского, казахского и английского языков) / Т. Т. Джарасова // Антропонимика. Вып. 2. Алматы, 2004. — С. 41−49.
  69. , В. Г. Скрывшие свое имя (из истории анонимов и псевдонимов) / В. Г. Дмитриев. М.: Наука, 1977. — 312 с.
  70. С. Н. Фонемы русского языка. Их сочетаемость и функциональная нагрузка / С. Н. Дмитриенко. — М.: Наука, 1985. 232 с.
  71. В. В. Субстандартные антропонимы в английском и русском языках (контрастивно-социолексикологический аспект): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.20) / Дьяченко Виктория Валерьевна. Пятигорск, 2007. — 26 с.
  72. , О. И. Особенности компьютерного жаргона как специфической подсистемы русского языка / О. И. Ермакова // www. dialog-21.ru.
  73. , Д. И. Имена собственные на стыке языков и культур / Д. И. Ермолович. -М.: Р. Валент, 2001. 200 с.
  74. , Д. И. Имена собственные: теория и практика межъязыковой передачи / Д. И. Ермолович. М.: Р. Валент, 2005. — 416 с.
  75. , Е. Философия грамматики / Е. Есперсон. — М., 1958. — 400 с.
  76. , В. Ф. Фамилии уральцев и северян. Опыт сопоставления антропонимов, образованных от прозвищ, в основе которых лежат диалектные аппелятивы: монография. — Челябинск: ЧТУ, 1997. — 171 с.
  77. , А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете / А. Е. Жичкина // www.flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (а).
  78. , А. Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью / А. Е. Жичкина, Е. Н. Белинская // www.flogiston. ru/articles/netpsy/strategy (б).
  79. , Е. А. Словообразование как деятельность / Е. А. Земская. — 3-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 224 с.
  80. , JI. Ю. Язык интернета: заметки лингвиста / JI. Ю. Иванов*// Словарь и культура русской речи. — www. faq-www.ru/lingv.htm.
  81. , Н. К. Письменная речь и современные особенности английской орфографии/Н. К. Иванова// www.mam.isuct.ru/files//pupl/vgf72006/01.
  82. , Л. А. Структура и тенденции развития электронных жанров / Л. А. Капанадзе // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». 2002. — № 21. — www.rus. 1 September.ru/2002/21/7.htm.
  83. , И. Зачем поэту псевдоним / И. Карамазов // www. strog-ino.com/karamazoff/pseudos.htm.
  84. , В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография. — Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
  85. , Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — М.: Наука, 1997.-264 с.
  86. , М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 328 с.
  87. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: монография. -М.: ГУ ВШЭ, 1999. 608 с.
  88. , А. А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов / А. А. Кибрик // Вопросы языкознания. 2009. — № 2. — С. 3−21.
  89. , А. В. Тендерные аспекты массовой коммуникации / А. В. Кирилина // Тендер как интрига познания: Сб. статей / Сост. А. В. Кирилина. М., 2000. — С. 47−80.
  90. , А. В. Семантика личных имен: тендерный аспект / А. В. Кирилина // Аксиологическая лингвистика: проблемы изучения культурных концептов и этноспецифики / Под ред. Н. А. Красавского. — Волгоград, 2002.-С. 153−141.
  91. , О. В. Ономастикон рекламного текста : автореф. дис. на со-иск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.19) / Кирпичева Ольга Викторовна. Волгоград, 2007. — 21 с.
  92. , Г. А. Фонема и морфема: К проблеме лингвистических единиц: монография. -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 128 с.
  93. , Г. Ф. Этнос и имя / Г. Ф. Ковалев. -Воронеж: ВГУ, 2003.-236 с.
  94. , Л. Ф. Тендерные основы Интернет-коммуникации в постсоветском пространстве / Л. Ф. Компанцева. — Луганск, 2004. — 197 с.
  95. , П. Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект: дис.. канд. филол. наук: (10.02.19) / Кондрашов Павел Евгеньевич. -Краснодар, 2004. 156 с.
  96. , О. В. Особенности проявления тендерного аспекта в текстах печатной рекламы в английском и русском языках : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.19) / Котик Ольга Васильевна. — Краснодар, 2008. 27 с.
  97. , О. Е. Структура и семантика англоязычного компьютерного жаргона / О. Е. Котова // www.Isuct.ru.
  98. , С. Чат «Сибирские партизаны» как сетевое сообщество / С. Кремлева // www.flogiston.ru/articles/netpsy/chatsibparty.
  99. , Е. С. Типы языковых значений. Семантика производного слова / Е. С. Кубрякова. М.: Наука, 1981. — 200 с.
  100. , Е. С. Части речи в ономасиологическом освещении / Е. С. Кубрякова. 2-е изд. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — 120 с.
  101. , Н. В. Структура и стилистика языковых средств в текстах Интернет-форумов : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.01) / Кузнецова Наталья Владимировна. Тюмень, 2008. — 26 с.
  102. , Ю. М. Психология жителей Интернета / Ю. М, Кузнецова, Н.
  103. B. Чудова. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — 224 с.
  104. Культурология: учебник для студентов тех. вузов / под ред. Н. Г. Багда-сарьян. — М.: Высшая школа, 2001.-511 с.
  105. , Е. Положение имени собственного в языке / Е. Курилович // Очерки по лингвистике. — М., 1962. — С. 251—266.
  106. , Н. А. Формы самопрезентации в блоге / Н. А. Курчакова // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. — СПб., 2007. —1. C.132−163.
  107. , Т. В. Общение в Интернете / Т. В. Кучников. — М.: 2004. 127 с.
  108. , А. В. Чат как драма / А. В. Кушнир // www.litera.ru.
  109. , В. М. Алиса имя собственное. О современных названиях бирж, фирм / В. М. Лейчик // www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota.
  110. , О. А. В мире английских имен / О. А. Леонович. М.: Аст-рель, 2002. — 160 с.
  111. , О. А. Компьютерный дискурс: языковая личность в виртуальном мире / О. А. Леонтович // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2000. — С. 191—199.
  112. , О. А. Введение в межкультурную коммуникацию : учеб. пособие. М.: Гнозис, 2007. — 368 с.
  113. , О. А. Проблемы виртуального общения / О. А. Леонтович // www.irex.ru/publications/polemika/7/leontovich.htm.
  114. , Е. И. Психолингвистические особенности Интернета и некоторые языковые особенности чата как исконно сетевого жанра / Е. И. Литневская, А. Л. Бакланова // Вестник МГУ. Сер. 9, Лингвистика. — 2005.6 С. 46−61.
  115. , А. Ф. Философия имени / А. Ф. Лосев. М.: МГУ, 1990. 269 с.
  116. , А. Ф. Ведение в общую теорию языковых моделей / А. Ф. Лосев.- 2-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 296 с.
  117. , Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры / Ю. М. Лотман // www.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/Lotm/07.php.
  118. , Е. А. Топоним виртуального пространства как культурно-историческая категория (на материале эпопеи Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин Колец»): дис. канд. филол. наук: (10.02.19) / Луговая Екатерина Александровна. — Ставрополь, 2006. — 215 с.
  119. , О. В. Виртуальный дискурс как одно из направлений в исследовании киберпространства / О. В. Лутовинова // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Лингвистика. 2009. — № 1. — С. 26−32 (а).
  120. , О. В. К проблеме категорий виртуального дискурса / О. В. Лутовинова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. «Филологические науки». — 2006. № 3 (16). — С. 20−25.
  121. , О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса : монография. — Волгоград: изд-во ВШУ «Перемена», 2009.-410 с. (б).
  122. , О. В. О лингвокультурных типажах виртуального дискурса/ О. В. Лутовинова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. 19, Филология, искусствоведение. — 2008. — № 9 (110). — С. 58—64.
  123. , О. В. Проблема ценностей в виртуальном дискурсе / О. В. Лутовинова // Концептосфера и языковая картина мира / отв. ред. Е. А. Пименов, М. В. Пименова. Кемерово: КемГУ, 2006. — С. 201−205.
  124. , О. В. Спам как одна из разновидностей жанра электронного письма / О. В. Лутовинова // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2008. — № 1 (57). — С. 189−194.
  125. , М. Л. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации / М. Л. Макаров, М. С. Школовая // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. -М., 2006. С. 364−369.
  126. , М. Л. Основы теории дискурса / М. Л. Макаров. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.-280 с.
  127. , Т. Г. К специфике ономастической номинации / Т. Г. Макарова // Семантические аспекты языка. Л., 1981. — С. 4—18.
  128. , В. И. Структура и членение слова / В. И. Максимов. Ленинград, 1977. — 148 с.
  129. , В. А. Современные направления в лингвистике / В. А. Масло-ва. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
  130. , А. К. Апология имени / А. К. Матвеев // Известия Уральского государственного университета. — 2001. — № 21. С. 86−92.
  131. , А. К. Ономастика и ономатология: терминологический этюд / А. К. Матвеев // Вопросы ономастики. — 2005. — № 2. — С. 5—10.
  132. , А. В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности / А. В. Минаков // www. flogiston/articles/netpsy/minakov.
  133. , Н. Л. Научный сетевой дискурс как тип текста : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.01) / Моргун Наталья Леонидовна. Тюмень, 2002. — 20 с.
  134. , А. Г. Уральский исторический ономастикон / А. Г. Мосин. — Екатеринбург, 2001. — 516 с.
  135. , К. С. Псевдонимы в системе современной русской антропо-нимии : дис. канд. филол. наук: (10.02.01) / Мочалкина Карина Сергеевна. Волгоград, 2004. — 184 с.
  136. , В. В. Лингвистическая идентификация личности / В. В. Наумов. М.: КомКнига, 2006. — 240 с.
  137. , Е. А. Дискуссия о статусе и семантике имени собственного/ Е. А. Нахимова // Политическая лингвистика — Урал. гос. пед. ун-т / отв. ред. А. П. Чудинов. Екатеринбург, 2010. -Вып. 1 (31). — С. 171−174.
  138. , Е. А. Прецедентные имена в массовой коммуникации : монография. — Екатеринбург, 2007. — 207 с.
  139. , В. К вопросу о динамике сетевых сообществ / В. Нестеров // www.flogiston.ru/articles/netpsy/groupdyn (а).
  140. , В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете / В. Нестеров // www.flogiston.ru/articles/netpsy/netemotions (б).
  141. , В. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов / В. Нестеров, Е. Нестерова // www.flogiston.ru/articles/netpsy/nesterov (в).
  142. , В. Что выплавляют из «тонн словесной руды», или попытка реабилитации чатов / В. Нестеров // www.flogiston.ru/articles/netpsy (г).
  143. , В. А. География фамилий / В. А. Никонов. — М.: КомКнига, 2007. 200 с.
  144. , В. А. Имя и общество / В. А. Никонов. -М.: Наука, 2007. — 278 с.
  145. Номинация в ономастике / под ред. М. Э. Рут. Свердловск: изд-во Урал, ун-та, 1991.-171 с.
  146. , К. В. Компьютерные чаты в Интернет-коммуникации: содержание и особенности функционирования: дис.. канд. филол. наук: (10.02.19) / Овчарова Ксения Владимировна. Краснодар, 2008. — 240 с.
  147. Ономастика / под ред. В. А. Никонов, А. В. Суперанская. — М.: Наука, 1969.-264 с. 158,Ономастика и норма/отв.ред. JI. П. Калакуцкая. — М.: Наука, 1976. —255 с.
  148. Пак, С. М. Личное имя в лингвокогнитивном освещении / С. М. Пак // Вестник МГУ. Сер. 9, Филология. 2004. — № 1. — С. 161−171.
  149. , А. А. Прозвища и клички в системе номинативных средств английского языка : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.04) / Пашкевич Анна Александровна. — Санкт Петербург, 2006. — 22 с.
  150. , Н. В. Заглавная и строчная буквы в культовых словах / Н. В. Подольская // Русская речь. 1994. — № 1. — С. 49−57.
  151. , Е. Д. Избранные труды по восточному и общему языкознанию / Е. Д. Поливанов. — М.: Наука, 1991. — 623 с.
  152. , Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов // www.yanko.lib.ru/books/betweenall/pochepcov-theory-of-com.htm.
  153. Проблемы функциональной грамматики. Полевые структуры / отв. ред. А. В. Бондарко, С. А. Шубик. Спб.: Наука, 2005. — 479 с.
  154. , Ю. А. Русские: коммуникативное поведение / Ю. А. Прохоров, И. А. Стернин. М.: Флинта: Наука, 2007. — 328 с.
  155. , Е. Черты личности Интернет-зависимых и Интернет-независимых пользователей / Е. Раевская // www. flogiston/articles/netpsy.
  156. , В. А. Ономастические реалии: лингвокультурологический и прагматический аспекты: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.19) / Ражина Виктория Александровна. — Краснодар, 2007. — 23 с.
  157. , А. А. Введение в языковедение : / А. А. Реформатский. — М.: Алекс Пресс, 2003. 536 с.
  158. , В. В. Антропонимическое прозвище в современном коммуникативном пространстве / В. В. Робустова // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкулътурная коммуникация. — 2008. — № 1. — С. 120—130.
  159. , И. Н. Технологии исследования и продвижения компьютерно-опосредованной коммуникации / И. Н. Розина // Educational technology and Society. 2007. — С. 230−245.
  160. Рут, М. Э. Антропонимы: Размышления о семантике / М. Э. Рут // Из-внстия Уральского государственного университета. — 2001. — № 20. -www.philology.ru/rut-01 .htm.
  161. Рут, М. Э. Образная номинация в русской ономастике: монография. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 192 с.
  162. , М. С. Людемы Интернет-дискурса: русский и английский языковые сегменты / М. С. Рыжков // Вестник ВГУ. Сер. Лингвистика и меж-кулътурная коммуникация. — 2009. — № 2. — С. 115—118.
  163. , М. С. Речевые стратегии участников синхронного интернет-дискурса (на материале русско- и англоязычных чатов): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.19) / Рыжков Михаил Сергеевич. Воронеж, 2010. — 25 с.
  164. , Ю. А. Имена собственные в европейских языках. Романская и русская антропонимика / Ю. А. Рылов. М.: ACT: Запад — Восток, 2006. — 311 с.
  165. , Т. И. Некоторые особенности реализации коммуникативных принципов и стратегий в условиях компьютерно-опосредованного общения / Т. И. Рязанцева // Вестник МГУ. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2007. — № 1. — С. 202—211.
  166. , А. И. Англоязычное влияние на немецкий компьютерный дискурс / А. И. Самаричева // www. tpll999.narod.ru.
  167. , Л. В. Фатические средства в речи пользователей компьютерной сетью (на примере жанра чата): автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филол. наук: (10.02.01) / Самойленко Лариса Викторовна. — Астрахань, 2010. -17 с.
  168. , К.Ф. Языковая личность в аспекте психолингвистической конфликтологии / К. Ф. Седов // www. dialog-21.ru/materials/archive.asp.
  169. , А. М. Избранные труды. Западно-славянские языки / А. М. Селищев. -М.: Просвещение, 1968. — 648 с.
  170. , А. А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности / А. А. Селютин // Вестник Челябинского государственного университета. Вып. 37. Филология. Искусствоведение — 2009. № 35. -С. 138−141.
  171. , И. В. Сюжетологические исследования / И. В. Силантьев. — М.: Языки славянской культуры, 2009. — 224 с.
  172. Системы личных имен у народов мира / отв. ред. М. В. Крюков. — М.: Наука, 1989.-383 с.
  173. , Ф. О. Естественный язык и компьютер: деструктивное влияние или очередной этап эволюции / Ф. О. Смирнов // www. flogiston/articles/netpsy/smirnovevalution (а).
  174. , Ф. О. Национально-культурные особенности электронной коммуникации на английском и русских языках : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.19) / Смирнов Федор Олегович. — Ярославль, 2004. — 25 с.
  175. , Ф. О. Язык общения компьютерщиков: потребность в аффи-лиации или нечто большее / Ф. О. Смирнов // www. flogiston/articles/netpsy/compzh (б).
  176. , Г. JI. Интернет в России. Перспективы в России / Г. JL Смолян,
  177. B. Н. Цыгичко, Д. Д. Хан-Магамедов. / М.: УРСС, 2004. 200 с.
  178. Сон, J1. П. Лексико-семантические особенности Интернет-коммуникации / Л. П. Сон / Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2009. — № 1. — С. 194—197.
  179. , В. Э. Ономастическая лексикография / В. Э. Сталмане. — М.: Наука, 1989.-237 с.
  180. , Е. С. Редуцирование в чат-коммуникации на английском и русском языках / Е. С. Стаценко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2009. — № 2. — С. 184—187.
  181. , А. В. Ваша фамилия откуда она? / А. В. Суперанская // Наука и жизнь. — 1993. — № 6. — С. 106−111.
  182. , А. В. Имя — через века и страны / А. В. Суперанская. — 2-е изд., испр. -М.: Издательство ЛКИ, 2007. 192 с. (а).
  183. , А. В. Общая теория имени собственного / А. В. Суперанская. -М.: Наука, 2007. 366 с. (б).
  184. , А. В. От имени к фамилии / А. В. Суперанская // Наука и жизнь.- 1993.-№ 9.-С. 104−109.
  185. , А. В. Структура имени собственного (фонология и морфология) / А. В. Суперанская. — М.: Наука, 1969. — 207 с.
  186. , А. В. Товарные знаки / А. В. Суперанская, Т. А. Соболева. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 192 с.
  187. , А. В. Эволюция имени собственного в Европе / А. В. Суперанская // Вопросы филологии. — 2002. — № 3. — С. 5−17.
  188. , А. В. Языковые и внеязыковые ассоциации собственных имен / А. В. Суперанская // Антропонимика. М.: Наука, 1970. — С. 7—17.
  189. , В. И. Мгновенная ономастическая ситуация / В. И. Супрун // Ономастика Поволжья: Материалы Международной научной конф., сентябрь 2006 г. Уфа: Издательство БГПУ. — 2006. — С. 176−179 с.
  190. , В. И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал: монография. — Волгоград: Перемена 2000. — 171 с.
  191. , В. И. Развитие ономастического пространства Интернета / В. И. Супрун // Ономастика Поволжья. Материалы IX Международной конференции по ономастике Поволжья. — М., 2004. — С. 53—58.
  192. , А. В. О русских именах / А. В. Суслова, А. В. Суперанская. -4-е изд. СПб: Лениздат, 1997. — 203 с.
  193. Теория и методика ономастических исследований / А. В. Суперанская и др. М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 256 с.
  194. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. -М.: Слово/81оуо, 2000. — www.gumer.info.
  195. Тер-Минасова, С. Г. Язык, личность, Интернет / С. Г. Тер-Минасова // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкульт, коммуникация — 2000. — № 4. — С. 35−42.
  196. , В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Теория и некоторые частные ее приложения / В. Н. Топоров. — М.: Языки славянской культуры, 2005. 816 с.
  197. , Т. В. Культура в зеркале языка: древнегерманские двучленные имена собственные / Т. В. Топорова. — М.: Языки русской культуры, 1996.-253 с.
  198. , Г. И. Языковой вкус интернет-эпохи в России: функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты / Г. Н. Трофимова. М.: Изд-во РУДН, 2004. — 380 с.
  199. , И. С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания / И. С. Улуханов. — 4-е изд. — М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 256 с.
  200. , О. Б. Русские фамилии / О. Б. Унбегаун. М.: Прогресс, 1995.-448 с.
  201. , Б. А. Избранные труды. Язык и культуры / Б. А. Успенский. — М.: Гнозис, 1994.-688 с.
  202. , Н. Н. Прозвища и личные неофициальные имена (к вопросу о границах прозвища) / Н. Н. Ушаков // Имя нарицательное и собственное. — М.: Наука, 1978. С. 146−179.
  203. , Л. Л. Маскарадная коммуникация в компьютерных сетях / Л. Л. Федорова// www.шs.lseptember.ru/article.php?ID=200 204 807.
  204. , Д. РИ. в Интернете / Д. Филипс. М.: Фаир-Пресс, 2004.-320 с.
  205. , П. А. Имена / П. А. Флоренский. М.: Харьков: ЭКСМО-Пресс: Фолио, 1998. — 912 с.
  206. , О. А. Неофициальные имена собственные в современном американском английском языке (лингвокультурологический аспект): дис.. канд. филол. наук: (10.02.04) / Фоменко Ольга Алексеевна. — Краснодар, 2003.-196 с.
  207. , Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика / Н. И. Формановская. М.: ИКАР, 2007. — 480 с.
  208. , В. С. Когнитивный анализ никнеймов пользователей Сети Интернет / В. С. Хорикова / Вопросы когнитивной лингвистики. — 2010. — № 3. С. 64−68.
  209. , Н. В. Особенности Интернета как средства межкультурной коммуникации в молодежной среде : автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. культурологи: (24.00.01) / Целепидис Наталья Викторовна. — М., 2009.-30 с.
  210. , А. В. Понятие словообразовательной мотивации в современной лингвистике / А. В. Чанчина / Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2007. — № 3. — С. 234−238.
  211. , Ю. В. Специфика синонимии в Интернет-коммуникации : авто-реф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.19) / Чепель Юлия Владимировна. — Курск, 2009. 24 с.
  212. Чернейко, JL О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени: монография: 2-е изд., перераб. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 272 с.
  213. , С. С. Сопоставительное исследование прецедентных феноменов в российской и американской рекламе бытовой техники и транспортных средств : дис.. канд. филол. наук: (10.02.20) / Чистова Софья Сергеевна. — Екатеринбург, 2009. 236 с.
  214. , В. К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий / В. К. Чичагов. М.: Учпедгиз, 1959. — 207 с.
  215. , Е. М. Лингвостатистические корреляты спонтанности в компьютерно-опосредованном дискурсе (на материале русскоязычного чата): дис.. канд. филол. наук: (10.02.21) / Чухарев Евгений Михайлович. — СПб, 2008.-211 с.
  216. , Т. В. Кириллица — латиница — гражданина : коллективная монография. Великий Новгород, 2009. — 340 с.
  217. , Е. С. Прозвища Тамбовской области: языковой и социокультурный аспект: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.01) / Шостка Евгения Сергеевна. Тамбов, 2009. — 22 с.
  218. , Т. В. Искусственная номинация коммерческих предприятий (на материале тюменских наименований): автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. филол. наук: (10.02.01) / Щербакова Татьяна Владимировна. -Тюмень, 2009. 23 с.
  219. , Л. М. Имена и названия / Л. М. Щетинин. — Ростов на Дону: изд-во Ростовского ун-та, 1968. 215 с.
  220. , JI. Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале немецкого языка): автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. филол. наук: (10.02.04) / Щипицина Лариса Юрьевна. — Воронеж, 2011. — 40 с.
  221. , Г. Н. Основные ономасиологические понятия / Г. Н. Ягафа-рова // Вестник ЧТУ. Сер. Филология. Искусствоведение. — 2010. — № 13. — С. 172−177.
  222. Barnbrook, G. Language and computers: A practical introduction to the computer analysis of language / G. Barnbrook Edinburgh: Edinburgh University press, 1998.-209 c.
  223. Bechar-Israeli, H. Nicknames, Play, and Identity on Internet Relay Chat / H. Bechar-Israeli // www.ascusc.org/jcmc/voll/issue2/bechar.html.
  224. Cameron, D. Language and Sexuality / D. Cameron, D. Kulick. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. — 183 c.
  225. Crystal, D. Language and the Internet / D. Crystal. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. — www.books.google.ru/books?id:=cnhnO0AO45AC.
  226. Fabre, P. Les nom de personne en France / P. Fabre. — Paris, 1998.
  227. Gardiner, A. The Theory of Proper Names / A. Gardiner — London, 1940.
  228. Herring, S. C. Gender differences in CMC: findings and implications / S. C. Herring // www.cpsr.org/issues/womenintech/herring (a).
  229. Herring, S. Computer-mediated Discourse / S. Herring. Oxford: Blackwell Publishing, 2001 (6).
  230. Herring, S. A Faceted Classifcation Scheme for Computer-Mediated Discourse / S. Herring // www.languageatinternet.de/ articles/2007/761 (в).
  231. Morgan, O. Nicknames. Their origins and social consequences / O. Morgan, K. Harre, Ch. O’Neil. London, 1979.
  232. Reid, E. Communication and Community on Internet Relay Chat / E. Reid // www.irchelp.org/irchelp/misc/electropolis.html.
  233. Simpson, J. Meaning-making online: discourse and CMC in a language-learning community / J. Simpson // www.formatex.org/micte2005.
  234. Wallace, P. The psychology of the Internet / P. Wallace. Cambridge: Cambridge University press, 1999. — 264 c.
  235. , X. Большой словарь русских прозвищ / X. Вальтер, В. М. Моки-енко. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. — 704 с.
  236. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под общ. рук-вом Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. — М.: Изд-во «Флинта»: Изд-во «Наука», 2007. — 83 8 с.
  237. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцева. -М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 683 с.
  238. , Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Н. В. Подольская. М.: Наука, 1978. — 198 с.
  239. , А. И. Словарь английских фамилий / А. И. Рыбакин. — М.: Ас-трель, 2000. 575 с.
  240. Свободная Интернет-энциклопедия Wikipedia // en.wikipedia.org.
  241. Свободная Интернет-энциклопедия Википедия // ru.wikipedia.org.
  242. , А. В. Словарь русских личных имен / А. В. Суперанская. -М.: Эксмо, 2005. 544 с.
  243. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Сов. энциклопедия, 1939. — Т. 3. — 983 с.
  244. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. М.: ЭКСМО, 2006. — 574 с.
  245. Электронная энциклопедия «Кругосвет» // www.krugosvet.ru.
  246. Encyclopedia Britannica 2004: Ultimate Reference CD-ROM.
  247. Webster’s Third New International Dictionary of the English Language. Unabridged / Ed.: Philip Babock Gove, Ph. D. Konemann. — U.S.A.: Merriam-Webster, 2003. 2663 c.
Заполнить форму текущей работой