Лингвокультурологическая реконструкция мифологического комплекса «Человек — Природа» в русской языковой картине мира
Диссертация
К моменту принятия христианства мифология восточных славян оформилась в целостную мировоззренческую систему и представляла собой сложный сплав анимизма, зоои антропоморфизма. Диахронный лингво-культурологический анализ лексики национального языка позволил выявить культурные доминанты того или иного исторического периода. Несмотря на то, что этнографы полагают вопрос о первичности физиоморфизма… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема «Миф и язык» в контексте лингвокультуро-логических исследований
- 1. 1. Миф как когнитивный и лингвокультурный феномен
- 1. 2. Лексикализация мифа
- 1. 3. Мифологический символизм как основа метафоризации языка
- Выводы по главе
- Глава II. Концептуализация мифа
- 2. 1. Понятие о концепте
- 2. 2. Специфика мифоконцепта
- 2. 3. Семантический архетип как манифестант мифа
- 2. 4. Значение категоризации в концептуализации действительности
- 2. 5. Лингвокультурологическая реконструкция как метод диахронного описания языковой картины мира
- 2. 6. Методика лингвокультурологического анализа лексемвербализаций мифоконцептов
- Выводы по главе
- Глава III. Мифологический комплекс «Человек — Природа»: фи-зиоморфизм как идентификация
- 3. 1. Отражение в русской языковой картине мира мифологических представлений о человеке — субъекте и объекте познания
- 3. 1. 1. Субъект познания в мифологической картине мира
- 3. 1. 2. Функциональная специфика существительных с формантом *теп в архаичной языковой картине мира
- 3. 2. Физиоморфизм онтогенеза
- 3. 2. 1. Концептуальный параллелизм оппозиций «Мужчина» «Женщина» и «Зерно/Семя» — «Земля»
- 3. 2. 2. Концепт «Семья» в контексте физиоморфизма
- 3. 3. Тело и душа как объекты мифологизаций
- 3. 3. 1. Мифологизация тела
- 3. 3. 2. Отражение в языке анимистических представлений
- 3. 3. 3. Зооморфизм души в русской мифологической картине мира
- 3. 4. Взаимодействие концептуальных полей «Человек»
- 3. 1. Отражение в русской языковой картине мира мифологических представлений о человеке — субъекте и объекте познания
- Дерево"
- 3. 4. 1. Концептуальный параллелизм «Род» — «Дерево»
- 3. 4. 2. «Время» как результат идентификационного наложения «Род» — «Дерево»
- 3. 4. 3. Концептуальное тождество «Бог» — «Род» — «Дерево»
- 3. 4. 4. Концептуальное соответствие «Род» — «Дерево» -«Предок»
- 3. 4. 5. Роль концептуального параллелизма «Род» — «Дерево» в становлении концепта «Дом»
- 3. 4. 6. Происхождение хоронима Русь: символизация мифа
- Выводы по главе
- Глава IV. «Человек» и «Природа»: антропоморфизм как проекция
- 4. 1. «Человек» — «Вода»: области пересечения концептуальных полей
- 4. 1. 1. Мифологизация воды как области небытия
- 4. 1. 2. «Вода» — «Путь /Дорога»
- 4. 1. 3. «Вода» — «Жизнь» и «Вода» — «Смерть»
- 4. 1. 4. Мифологизация суперконцепта «Вода —граница»: персонажи границы
- 4. 1. 5. Гидронимическая лексика в концептуальном контексте «Вода» — «Граница»
- 4. 1. 6. Концептуальное взаимодействие «Вода» — «Знание» и «Вода» — «Судьба»
- 4. 1. 7. Концептуальная проекция «Речь» — «Вода»
- 4. 2. Мифологизация космоса
- 4. 3. Концептуальное соответствие «Человек» — «Дерево» в традиции антропоморфизма
- 4. 4. Антропоморфизм антимира
- 4. 4. 1. Антропоморфизм души и его отражение в русской языковой картине мира
- 4. 4. 2. Мифологизация леса как пространства антимира
- 4. 4. 3. Полисемантизм персонификации смерти в русской МКМ
- 4. 4. 4. «Время» в контексте антимира
- Выводы по главе
Список литературы
- Аврорин В.А. К проблеме взаимоотношения между языком и культурой // Развитие языков и культур народов СССР в их взаимосвязи и вхзаи-модействии. — Уфа, 1976. — С. 14−22.
- Автономова Н.С. Метафорика и понимание // Загадка человеческого понимания / Сост. В. П. Филатов. М.: Политиздат, 1991. — 351 с.
- Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. — М.: Наука, 1990.-256 с.
- Азарх Ю.С. Морфологические варианты существительных в лин-гвогеографическом аспекте // Актуальные проблемы диалектологии и исторической лексикологии русского языка. — Вологда: Изд-во Вологод. ГПИ, 1983. -С.33−34.
- Алексеев В.И., Степаненко В. А. Языческие представления о душе в произведениях русских и немецких мистиков // Язык и культура. Тезисы докладов Международной научной конференции. М., 2001. — С. 182.
- Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. М.: Academia, 2002 (а). — 394 с.
- Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики. Волгоград: Перемена, 1999.-273 с.
- Алефиренко Н.Ф. Этноязыковое кодирование смысла и культура // Филология и культура. Материалы III Международной научной конференции. В 3-х ч. Ч.2.- Тамбов, 2001. — С.82−84.
- Алефиренко Н.Ф. Язык сознание — культура: проблемы взаимодействия // Язык и культура. Доклады Третьей международной конференции «Язык и культура». Вып.З.- Киев, 1994.-С.З-9.
- Алефиренко Н.Ф. Языковое сознание и лингвокультурология образной идиоматики // Фразеология и миропонимание народа: Материалы Международной научной конференции. В 2-х ч. 4.1. Фразеологическая картина мира. Тула: Изд-во ТулГПУ, 2002 (б). — С.5−12.
- Алпатов В.М. Об антропоцентричном и системоцентричном подходах к языку // ВЯ 1993. — № 3. — С. 15−27.
- Андреев Д.Л. Роза Мира. М.: Русико, 1992. — 282 с.
- Апресян В.Ю., Апресян Ю. Д. Метафора в семантическом представлении // ВЯ 1983. — № 6. — С.27−36.
- Апресян Ю.Д. Избр. труды. Т. Н. Интегральное описание языка и системная лексикография. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995а. — 767 с. 15. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М.: Наука, 1974. — 367 с.
- Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // ВЯ 19 956. — № 1. — С.37−67.
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999.-896с.
- Аскольдов С.А. Концепт и слово//Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. проф. В. П. Нерознака. М.: Akademia, 1997. — С.267−279.
- Афанасьев А.Н. Древо жизни. М.: Современник, 1982. — 464 с.
- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1−3. -Москва: Современный писатель, 1995.
- Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. — М, 1957.-С. 192−252.
- Бабаева Э.Е., Журавлев А. Ф., Макеева И. И. О проекте «Исторического словаря современного русского языка» // ВЯ 1997. — № 2. -С.34−46.
- Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. — 104 с.
- Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика. Автореф. дисс. докт. филол. наук. Воронеж: ВГУ, 1998. — 41 с.
- Баженова А.И. Солнечные боги славян // Вступ. ст. в кн.: Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов: Надежда, 1993.- С.3−16.
- Баксанский О.Е., Кучер Е. Н. Современный когнитивный подход к категории «образ мира» // Вопросы философии. 2002. — № 8. — С.52−69.
- Балли Ш. Французская лингвистика. М.: Изд-во иностр. лит., 1961.-297 с.
- Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М.: Эдито-риал УРСС, 2001. — 360 с.
- Барт Р. Избр. работы. Семиотика и поэтика. — М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. 616 с.
- Бахвалова Т.В. Лексика орловских говоров, характеризующая человека по внешнему облику // «Лексический атлас русских народных говоров (Материалы и исследования)» 1994. СПб: Изд-во ИЛИ РАН. — 1996. — С.99−104.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986.-445 с.
- Безклубая С.А. История Киевской Руси в украинском фольклоре // Проблемы истории и археологии Украины. — Харьков, 2001. — С. 117−118.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1993. -528 с.
- Белявская Е.Г. Семантическая структура слова в номинативном и когнитивном аспектах (когнитивные основания формирования и функционирования семантической структуры слова. Автореф. дисс.. докт. филол. наук. М., 1992.-44 с.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика / Под ред., с вступ. ст. и ком-мент. Ю. С. Степанова. — М.: Прогресс, 1974. — 448 с.
- Бердяев Н.А. Судьба России. Харьков: Фолио, 1999. — 736 с.
- Березкина Е.С. Этноиимическая лексика в устном народном поэтическом творчестве. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Орел, 2001. -17 с.
- Беседина Н.А. Проблемы изучения морфологии в когнитивном аспекте // Композиционная семантика. Материалы III международной школы-семинара по когнитивной лингвистике. В 2-х ч. 4.2. — Тамбов: Изд-во Тамб. ГУ, 2002. — С.39 -41.
- Блинова О.И. Русская диалектология. Лексика. Томск: Изд-во Томского ГУ, 1984.- 133 с.
- Боас Ф. Введение к «Руководству по языкам американских индейцев» // В кн.: Звегинцев В. А. История языкознания XIX—XX вв.еков в очерках и извлечениях. 4.II.-М.: Просвещение, 1965. — С.170−180.
- Боброва Т.А. Загадки окончаний множественного числа. Глаза. // РЯШ 1998. — № 5. — С.33−34.
- Богатова Г. А. Из истории существительных среднего рода на —мя в древнерусском языке // Вопросы истории русского языка / Под ред. проф. П. С. Кузнецова.-М., 1959.-С.132−157.
- Богатырь Н.В. Крестильные обычаи и обряды восточнославянского населения Кубани в конце XIX первой половине XX вв. // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы. — М.: Индрик, 2001. -С.79−103.
- Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. — 123 с.
- Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. Л.: Наука, 1978.-173 с.
- Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. — Л.: Наука, 1976.-255 с.
- Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. Изучение лексики в лингвострановедческом аспекте. — М.: Рус. язык, 1986. — 152 с.
- Брагина А.А. Мир животных в мире слов. — М.: Московский лицей, 1995.-253 с.
- Бромлей Ю.В., Чистов К. В. Этнокультурная история восточных славян и современные этнические процессы // Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987. — С.511 — 528.
- Брутян Г. А. О гипотезе Сепира — Уорфа // Вопросы философии. — 1969. -№ 1. — С.55−66.
- Будагов Р.А. Язык и культура. Хрестоматия в 3-х ч. 4.1. — М.: Добросвет-2000,2001.-192 с.
- Булаховский Л.А. Деэтимологизация в русском языке // Труды Института русского языка. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. — С.147−154.
- Булыгина Т.В. Грамматические и семантические категории и их связи // Аспекты семантических исследований. М., 1980. — С.320−355.
- Булыгина Т.В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). — М.: Шк. «Мастера русской культуры», 1997.-574 с.
- Буслаев Ф.И. Историческая грамматика. — М.: Учпедгиз, 1959. — 623 с.
- Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1 -2. СПб: Имп. Акад. Наук, 1861.
- Вайнрих X. Лингвистика лжи // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987. — С.44−87.
- Васильев А.Д. Динамика лексики и история культуры // Язык и культура. Доклады Третьей международной конференции «Язык и культура». Вып. 2.- Киев, 1994.- С.84−85.
- Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер. с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001 (а). — 288 с.
- Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. — М.: Языки славянской культуры, 1999. 780 с.
- Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики / Пер. с англ. А. Д. Шмелева. — М.: Языки славянской культуры, 2001 (б). -272 с.
- Вендина Т.И. Общеславянский лингвистический атлас и сравнительно-историческое языкознание // Славянский альманах. 1996. — М.: Инд-рик, 1997. С. 209−222.
- Вендина Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм). М.: Индрик, 1998. — 240 с.
- Вендина Т.И. Семантическая функция суффикса и сопоставительное изучение славянского словообразования // Теоретические и методологические проблемы сопоставительного изучения славянских языков. — М.: Наука, 1994. С.80−93.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Дом бытия языка. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция логоэпистемы. — М.: Гос. ин-т рус. языка им. А. С. Пушкина, изд-во ИКАР, 2000. 124 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Рус. язык, 1980. — 320 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М: Рус. язык, 1990. — 270 с.
- Виноградов В.В. Избр. труды: Лексикология и лексикография. — М.: Наука, 1977.-312 с.
- Виноградова Л.Н. Мифология календарного времени в фольклоре и верованиях славян // Славянский альманах. 1996. — М.: Индрик, 1997. — С.143−155.
- Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. — М.: Индрик, 2000. 432 с.
- Виноградова Л.Н. Полесская народная демонология на фоне восточнославянских данных // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы. — Москва: Индрик, 2001. — С. 10−49.
- Винокур Г. О. Культура языка. М., 1929.- С.34−38.
- Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1. М.: Гнозис, 1984.612 с.
- Витчак К.Т. Из исследований праславянской религии. 1: Новгородское РЪГЛЪ и ведийское RUDRA // Этимология 1991−1993. М.: Наука, 1994. -С.23−31.
- Власова И.В. Семья // Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры.-М.: Наука, 1987. -С.361−371.
- Власова М. Новая АБЕВЕГА русских суеверий: Иллюстр. словарь. СПб: Северо-Запад, 1995. — 380 с.
- Волков С.С. Русский быт и культура в словаре-дневнике Ричарда Джемса (1618−1619) // Вопросы теории и истории языка. СПб: Изд-во СПбГУ, 1993. — С.72−78.
- Волощук В., Волощук М. Термши спорщненоси в старогрецькш I латинськш мовах // Словообразование и номинативная деривация в славянских языках. Материалы VI Международной научной конференции. — 4.2. — Гродно, 1998. -С.72−75.
- Воробьев В.В. Лингвокультурология (теория и методы). М.: Изд-во РУДН, 1997. -331 с.
- Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. — М.: Республика, 1994.-368 с.
- Вязинин И.Н. Старая Руса, а истории России. Новгород: Кириллица, 1994.-317 с.
- Гак В.Г., Донадзе Н. З. Названия зятя по материалам Лингвистического атласа Европы // ВЯ 1998. — № 4. — С.143 -150.
- Гамкрелидзе Т.В. Праязыковая реконструкция и предпосылки сравнительно-генетического языкознания // ВЯ 1998. — № 4. — С.29−34.
- Гамкрелидзе Т.В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы: Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и прото-культуры. Кн. 1−2. Тбилиси: Изд-во Тб. ун-та, 1984.
- Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПб: Изд-во СПбГУ, 1995.-91 с.
- Герман И.А. Метафора как когнитивно-ментальная структура // Язык и культура. Тезисы докладов Международной научной конференции. -М., 2001.-С.37−38.
- Гин Я. И. Проблемы поэтики грамматических категорий. — СПб: Академический проект, 1996. 224 с.
- Голованевский А.Л. Идеологически-оценочный словарь русского языка XIX начала XX вв. — Брянск: Изд-во БГПУ, 1995. — 170 с.
- Гольдберг В.Б. Структурные связи в лексико-семантической системе языка: (На материале русских и английских лексико-фразеологических полей «Биологическое существование человека»). Дисс. .докт. филол. наук. / ВГУ. Воронеж, 2000. — 380 с.
- Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1996. — 214 с.
- Гудавичус А. Аксиологический аспект метафоры // Форма, значение и функции единиц языка и речи. Материалы докладов Международной научной конференции. В З-ч. 4.1. Минск: МГЛУ, 2002. — С.23−25.
- Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Товарищество «Соратник», 1995. — С. 10−69.
- Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное различие человечества // Избр. труды по языкознанию. -М., 1984. -С.37−298.
- Гумбольдт В. Язык и философия культуры. — М.: Прогресс, 1985. —451 с.
- Гура А.В. Символика животных в славянской народной культуре. М.: Индрик, 1997. — 910 с.
- Гурбанова Ф.А. Развтие антропонимической культуры тюркоя-зычных народов // Язык и культура. Тезисы докладов Международной научной конференции. М., 2001. — С.203−204.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. — 317 с.
- Гуткина Н.Д. Поэтика слова в русских народных пословицах // РЯШ, 1996.-№ 4, — С. 15−22.
- Диброва К.Ю. О языковой относительности в лингвистике // Филолог. науки. 1991.- № 2. — С.61−69.
- Добижи С.П. Лексема «смерть» в белорусских проклятиях и загадках // Фразеология и миропонимание народа: Материалы Международной научной конференции. В 2-х ч. 4.1. Фразеологическая картина мира. -Тула: Изд-во ТулГПУ, 2002. С. 102−104.
- Добровольский Д.О. Национально-культурная специфика во фразеологии // ВЯ 1994. — № 4. — С.39.
- Донских О.А. К истокам языка. — Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1988.-192 с.
- Дубичинский В.В. Лексические параллели. — Харьков: Харьковское лексикографическое общество, 1993.- 155с.
- Елистратов B.C. Словарь московского арго (материалы 19 801 994). М.: Русские словари, 1994. — 700 с.
- Емельянова О.Н. Ассоциативное поле существительных с семантикой чувства // РЯШ 1993. — № 6. — С.73−75.
- Емельянова С.А. Словообразовательная парадигма терминов родства и свойства в русском и белорусском языках // Словообразование и номинативная деривация в славянских языках. Материалы VI Международной научной конференции. 4.2. — Гродно, 1998. — С.33−37.
- Ерахтин А.В. Актуалистический метод и его роль в реконструкциях филогенеза мышления, сознания и языка // Диалектика познания и активность сознания. —Иваново, 1985. С.55−68.
- Ермакова О.П. Семантические процессы в лексике // Русский язык конца XX столетия. М., 2000.- С.32−66.
- Есперсен О. Философия грамматики. — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1958.-404 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -159 с.
- Жихарева Н.Д. Субстантивированные прилагательные в памятниках письменности XV века // Краткие очерки по русскому языку. Воронеж, 1964.-С.130−140.
- Жуков В.П. Лексический словарь пословиц и поговорок // В кн.: Словарь русских пословиц и поговорок. -М.: Русский язык, 1991. С.374−376.
- Журавлев А.Ф. Материальная культура древних славян по данным праславянской лингвистики // Очерки истории культуры славян. — М.: Индрик, 1996.- С.116−144.
- Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — Кн.1. Государев двор, или дворец. М.: Книга, 1990. — 416 с.
- Забылин Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. — М.: Совместное советско-канадское предприятие «Книга принтшоп», 1990.-616с.
- Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. — 382 с.
- Заметалина М.Н. Бытийность в функционально-семантическом пространстве русского языка (диахрония и синхрония). Автореф. дисс.. докт. филол. наук. Волгоград, 2002. — 44 с.
- Занозина Л.О. Терминология календарных обрядов годичного цикла в этнолингвистическом освещении (на материалах курского региона). Автореф. дисс. канд. филол. наук. Орел, 1991. — 22 с.
- Захаров А.С. Комбинированные механизмы языкотворчества // Композиционная семантика. Материалы III международной школы-семинара по когнитивной лингвистике. В 2-х ч. — 4.2. Тамбов: Изд-во Тамб. ГУ, 2002. — С.29 -31.
- Звездова Г. В. Русская именная темпоральность в историческом и функциональном аспектах. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. — 144 с.
- Звездова Г. В. Слово и характер словотворчества в народном месяцеслове (на материале временной лексики) // Язык и этнический менталитет. Сб. науч. трудов. Петрозаводск, 1995. — С.114−124.
- Зеленин А.В. От концепта к термину (опыт лексикологического анализа математического числа) // Динамика русского слова. — СПб, 1994. — С.141−146.
- Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре, 1901−1913. -М.:Индрик, 1994.-397 с.
- Зеленин Д.К. Избранные труды: Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 1995. — 430 с.
- Земцовский И.И. Лирическая песня // Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987. — С.439−449.
- Златковская Т.Д. Rosalia — русалии? О происхождении восточнославянских русалий // VIII Международный съезд славистов: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1978. — С.210−226.
- Зубов Н.И. Загадка периодизации славянского язычества в древнерусских списках «Слова св. Григория. о том, как первое погани суще языци, кланялися идолом."// Живая старина. -М., 1998. -№ 1. С.6−10.
- Зубов Н.И. Из современных проблем древнерусской теонимии // Актутальные проблемы исторической лексикологии и лексикографии восточнославянских языков. — Днепропетровск, 1988. С.43−44.
- Зубов Н.И. Научные фантомы славянского Олимпа // Живая старина.-М., 1995. -№ 3. С.46−48.
- Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. — М.: Просвещение, 1990. 400 с.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. — 342 е.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Славянская мифология // Вступ. ст. в кн.: Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995.-С.5−15.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период). М., 1965. — 246 с.
- Иванова А.А. Вся семья вместе, так и душа на месте// Русская словесность. 1998. -№ 5. — С.2−5.
- Кабакова Г. И. Полесская народная антропология: женский текст // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы. М.: Индрик, 2001. — С.50−78.
- Казанцев А.Ю. История и современное состояние терминологии родства и свойства в кетском языке // Язык и культура. Тезисы докладов Международной научной конференции. М., 2001. — С.206−207.
- Казанцева Т.Ю. Роль древнегерманских консонантных основообразующих формантов в формировании падежной системы // Язык и культура. Тезисы докладов Международной научной конференции. М., 2001. -С.254−255.
- Калашников А.А. Из истории славянских синонимов // Этимология 1991−1993. -М.: Наука, 1994. -С.79−88.
- Капорулина JI.B. Группа слов-терминов родства с корнем брат в русских говорах Карелии и сопредельных областей // Русские говоры Коми АССР и сопредельных областей. Межвузовский сборник научных трудов. -Сыктывкар: Изд-во СГУ, 1990. С.41−50.
- Карамшоев Д. Проблемы категории рода в памирских языках // ВЯ 1979. — № 5. С.92−102.
- Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть.-М.:ИРЯРАН, 1999.-180 с.
- Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М.: Наука, 1976.355 с.
- Караулов Ю.Н. Структура лексико-семантического поля // Фил. науки.-1972. -№ 1.-С.57−68.
- Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. М.-Л., 1965.-216 с.
- Кирнозе З.И. О национальной концептосфере // Филология и культура. Материалы III Международной научной конференции. В 3-х ч. Ч. 2. -Тамбов, 2001. — С.80−82.
- Климас И.С. Словник и частотный словарь северных песен из собрания А.И. Соболевского «Великорусские народные песни» // Фольклорная лексикография. Вып.10. Курск: Изд-во КГПУ, 1998. — С. 41−72
- Климас И.С. Ядро фольклорного лексикона. Курск: Изд-во КГПУ, 2000.-94 с.
- Климкова Л.А., Ламохина С. И., Пестрикова Н. Е. Лексика природы в говорах юга нижегородской области // Лексический атлас русских народных говоров (Материалы и исследования). СПб: ИЛИ РАН, 1994. — С.80−88.
- Ключевский В.О. Русская история. М.: Независимая газета, 1992. -192 с.
- Кобозева И.М. Семантические проблемы анализа политической метафоры // Вестник МГУ. Сер.9. — 2001. — № 6. — С. 132−149.
- Ковалев Г. Ф. Роль ономастики и этимологии в изучении славянских народов и их языков // Русский язык вчера, сегодня, завтра. Воронеж, 2000. -С.85−88.
- Ковалев Г. Ф. Этнонимия славянских языков: номинация и словообразование. Дисс. в виде науч. доклада на соискание уч. степ. докт. филол. наук / ВГУ Воронеж, 1995. — 57с.
- Ковшова М.Л. Идиома как культурный текст: опыт медленного чтения // Фразеология и миропонимание народа: Материалы Международной научной конференции. В 2-х ч. 4.1. Фразеологическая картина мира. -Тула: Изд-во ТулГПУ, 2002. С.29−34.
- Кодухов В.И. Общее языкознание: Методы лингвистических исследований. М.: Высшая школа, 1974. — 303 с.
- Колесов В.В. Л.В. Щерба: Люди науки. — М.: Просвещение, 1987. -160 с.
- Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. СПб: Юна, 1998:-248 с.
- Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. -СПб: Фил. фак-т СПбГУ, 2000. 326 с.
- Колесов В.В. История русского языка в рассказах. Изд. 3-е. — М.: «Акалис», 1994. — 169 с.
- Колесов В.В. Концепт культуры: образ понятие — слово // Вестник СпбГУ. — Сер.2. — 1992. — Вып.З. — С.30−40.
- Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-299 с.
- Колесов В.В. О русизмах в составе древнерусских текстов //Древнерусский язык домонгольской поры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991(a). -С.121−155.
- Колесов В.В. Синкретизм как категория языка // Вестник ЛГУ. — Сер.2. 1991(6). — Вып.2.- № 9.- Языкознание. — С.30−40.
- Кондильяк Э.Б. Собрание сочинений. В Зтт.- Т.1. М.: Мысль, 1980.-334 с.
- Кондратенко М.М. Сравнения и метафоры в славянской диалектной метеорологической лексике // «Лексический атлас русских народных говоров (Материалы и исследования)» 1993. СПб: Изд-во ИЛИ РАН, 1994.- С.100−103.
- Конецкая В.П. Аксиомы, закономерности и гипотезы в лексикологии // ВЯ 1998. — № 2. — С.22−37.
- Конецкая В.П. О системности лексики // ВЯ 1984. — С.26−35.
- Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск: «Русич», 1995. — 656 с.
- Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая, значимость. М.: ПЕР СЭ, 2000. — 304 с.
- Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. (Утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей). М.: Экономика, 1993. — 400 с.
- Костомаров Н.И. Славянская мифология// Ист. монографии и исследования. — М.: Фирма «Чарли», 1995. —651 с.
- Кошарная С.А. В зеркале лексикона: Введение в лингвокульту-рологию. Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. — 142 с.
- Кошарная С.А. Лексико-морфологическое варьирование слова (на материале говора Прилузья республики Коми) // Вестник СПбГУ. Сер.2. -1992. -Вып.4. -№ 23.-С.34−38.
- Крапивник Л.Ф. К проблеме наглядного представления лингвистического знания: символ за пределами мифа и сакральной культуры // Мир русского слова. 2000. — № 4. — С.51−56.
- Криничная Н.А. Магия слова и народный этикет: к семантике и тождеству формул приглашения домового в новое жилище// Язык и этнический менталитет. Сб. науч. трудов. — Петрозаводск, 1995. С.67−77.
- Криничная Н.А. Персонажи преданий: Становление и эволюция образа. Л.: Наука, 1988. — 191 с.
- Криничная Н.А. Русская народная историческая проза: вопросы генезиса и структуры. Автореф. дисс. докт. филол. наук. — Петрозаводск, 1991.-46 с.
- Крисанова Н.В. Народная необрядовая лирическая песня Белгородской области: словник и частотный словарь // Лингвофольклористика. Вып.5. Курск: Изд-вл КГПУ, 2000. — С.21−55.
- Крисанова Н.В. Общая характеристика словаря необрядовой лексики юга России (Белгородская область) // Фольклорная диалектология. Сб. науч. трудов. Курск: Изд-во КГПУ, 2001. — С. 11−24.
- Крянев Ю.В., Павлова Т. П. Двоеверие на Руси // Как была крещена Русь. М.: Политиздат, 1988. — С.362−374.
- Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма. Лингвистика — психология когнитивная наука // ВЯ — 1994. — № 4. — С.34−37.
- Кубрякова Е.С. О современном понимании термина «концепт» в лингвистике и культурологии // Реальность, язык и сознание. Международный межвузовский сборник научных трудов. Вып.2. Тамбов, 2002. — С.5−15.
- Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения. — М., 1997.-115 с.
- Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX в. // Язык и наука конца 20 в. М., 1995. — С. 212−214.
- Кузнецов A.M. Структурно-семантические параметры в лексике. На материале английского языка. — М., 1980.
- Курдюмов В.А. Предикация и природа коммуникации. Автореф. дисс. докт. филол. наук. М., 1999. — 45 с.
- Лабащук М.С. Вербализация понятийно-чувственного пространства феноменов сознания в научном и художественном типах мышления. Автореф. дисс. докт. филол. наук. — Краснодар, 2000. 36 с.
- Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Язык и моделирование социального взаимодействия. М.: Прогресс, 1987. — С. 126−170.
- Ларин Б.А. Из славяно-балтийских лексикологических сопоставлений (стыд-срам) // Ларин Б. А. История русского языка и общее языкознание. М.: Просвещение, 1977. — С. 11−114.
- Ларина Л.И. Терминология свадебного обряда курского региона в этнолингвистическом аспекте. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. — Воронеж, 1990. -19 с.
- Ластовкина О.Э. К вопросу о семантике пола и содержании грамматической категории рода // Язык и культура. Доклады Третьей международной конференции «Язык и культура». Вып.2. Киев, 1994. — С. 134−136.
- Лаушкин И.Д. Баба-яга и одноногие боги. К вопросу о происхождении образа // Фольклор и этнография. Л., 1970.- С.181−186.
- Лебедева А.А. Народные знания славян // Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987. — С.483−498.
- Лебедева Л.А. Устойчивые образы в национальной метафорической картине мира // Фразеология! и миропонимание народа: Материалы Международной научной конференции. В 2-х ч. 4.1. Фразеологическая картина мира. Тула: Изд-во ТулГПУ, 2002. — С. 142−147.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 602 с.
- Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: ТЕРРА, 1999. — 392 с.
- Левкиевская Е.Е. Низшая мифология славян (С древнейших времен до XIII в.) // Очерки истории культуры славян. М.: Индрик, 1996а. -С. 175−195.
- Левкиевская Е.Е. Славянский вербальный оберег: Семантика и структура. Дис. канд. фил. наук. -М., 1995. -202 с.
- Левкиевская Е.Е. Демонология севернорусского села Тихманьги // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы. М.: Индрик, 2001. — С.432−476.
- Левкиевская Е.Е. Славянские представления о способах коммуникации между тем и этим светом // Концепт движения в языке и культуре. — М., 19 966.-С.185−212.
- Легенды. Предания. Бывальщины/Сост. Н. А. Криничная. -М., 1989.
- Лепешев И .Я. К вопросу о квалификации фразеологических оборотов с точки зрения их происхождения // Актуальные проблемы исторической лексиколгии и лекскографии восточнославянских языков. Днепропетровск, 1988.-С.88−89.
- Липец Р.С. Эпос и Древняя Русь. М.: Наука, 1969. -С.97−115.
- Липинская В.А. Пища и утварь // Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры.-М.: Наука, 1987. -С.292−312.
- Лисицын А.Г. К проблеме концептуального анализа // Язык и культура. Доклады Третьей международной конференции «Язык и культура». Вып.2. Киев, 1994. — С.98−100.
- Лисюк Н.А. Ой на Mopi, на мар’яш // Язык и культура. Доклады Третьей международной конференции «Язык и культура». Вып.1. — Киев, 1994. С.67−79.
- Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. проф. В. П. Нерознака. М.: Akademia, 1997. — С.280−287.
- Лихачев Д.С. К специфике художественного слова // Известия АН СССР. Сер. Лит-ры и языка. — Т.38, 1979. — № 6. — С.509−513.
- Лобкова Г. В. Архаические основы обрядового фольклора псковской земли: Опыт историко-типологического исследования. Дисканд.искусствоведения. СПб, 1997. — 277 с.
- Лобур Н.В. Модель нацюнального мовного образу // Язык и культура. Доклады Третьей международной конференции «Язык и культура». Вып.З.-Киев, 1994.- С.16−17.
- Лосев А.Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию — М.: Изд-во МГУ, 1982.-479 с.
- Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. — 655 с.
- Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб: «Искусство — СПб», 2000.704 с.
- Лотман Ю.М. Лекции по типологии культуры. Вып.1, — Тарту, 1970. С.5−64.
- Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки' культуры и проблемы переводимости. — М., 1987. — С.10−15.
- Лукина Г. Н. Предметно-бытовая лексика древнерусского языка. -М.: МГУ, 1990.-176 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1998. — 336 с.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб: Изд-во «Питер», 1999. -688 с.
- Маковский М.М. Метаморфозы слова (Табуирующие маркеры в индоевропейских языках)//ВЯ-1998.- № 4.- С.151−179.
- Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М.: ВЛАДОС, 1996. — 416 с.
- Маковский М.М. Теория лексической аттракции // ВЯ 1965. — № 6. -С.80−92.
- Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике. М.: Высшая школа, 1989. — 200 с.
- Маковский М.М. Язык миф — культура: Символы жизни и жизнь символов // ВЯ — 1997. -№ 1. — С.73−78.
- Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — М.: Изд. Центр «Терра», 1996. — 271 с.
- Макшанцева Н.В. Языковые концепты в межкультурной коммуникации// Филология и культура. Материалы III Международной научной конференции. В 3-х ч. -4.2. Тамбов, 2001. -С.29−30.
- Малоха М. Фразеологизмы с компонентом 'дерево* в русском, белорусском и польском языках // Язык и культура. Доклады Третьей международной конференции «Язык и культура». Вып.1. Киев, 1994. — С.94−96.
- Мамардашвили М. Картезианские размышления. М.: Изд. группа «Прогресс" — «Культура», 1993. — 352 с.
- Маркина Е.А. О концептуальных признаках эмоциональных структур (на примере концепта любви) // Филология и культура. Материалы III Международной научной конференции. В 3-х ч. — 4.2. Тамбов, 2001. — С.72−73.
- Мартынов В.В. Изба // Этимологические исследования по русскому языку. Вып.2.- М.: Наука, 1962.- С.44−51.
- Маслов Ю.С. Грамматика болгарского языка. М.: Высшая школа, 1981.-407 с.
- Маслова В.А. Лингвокультурология. — М.: Academia, 2001. — 208 с.
- Маслова В.А. Преданья старины глубокой в зеркале языка. -Минск: Пейто, 1997. 128 с.
- Маслова Г. С. Одежда // Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М., 1987. — С.259−291.
- Матвеева Н.П. Свидетели истории народа: Наследие пращуров. — М.: Просвещение, 1993. 224 с.
- Медведева А.В. Символическое значение как тип значения слова (на материале русских и английских обозначений обиходно-бытовых ситуаций, предметов и явлений материальной культуры). Дис.канд. фил. наук.-Воронеж, 2000. 186 с.
- Мейе А. Общеславянский язык. — М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1951.-490 с.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.: Вост. лит., 1976. — 406 с.
- Меликов В.В. Введение в текстологию традиционных культур (на примере «Бхагавадгиты» и других индийских текстов). — М.: Российск. гос. гумантит. ун-т, 1999. — 304 с.
- Мельников П.И. Метонимические переносы и их текстово-стилистические функции в речевой структуре «Повести о Луке Колочском» // Динамика русского слова. — СПб., 1994. — С.66−70.
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. — М.: АО «Аспект Пресс», 1994.-207 с.
- Мещанинов И.И. Понятийные категории в языке // Труды Военного института иностранных языков. М., 1945. — № 1. — С.5−15- 44−52.
- Мещерский Н.Ф. Избранные статьи. СПб: Изд-во СПбГУ, 1995. -364 с.
- Миллер JI.B. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Ж. «Мир русского слова», 2000. -№ 4. — С.39−45.
- Михайлова О.А. Ограничения в лексической семантике: Семасиологический и лингвокультурный аспекты. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998.-240 с.
- Михайлова Т.А. К «грамматике» заговора // ВЯ — 1997. № 2.-С.132−141.
- Мишатина H.JI. Лингвокультурологический подход к развитию речи учащихся VII-IX классов. Автореф. дисс. канд. филол. наук. — СПБ, 2000.-22 с.
- Младенова О. Из болгарской диалектной лексики. IV // Этимология 1991−1993.-М.: Наука, 1994.-С.62−65.
- Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. М.: Высшая школа, 1990. — 160 с.
- Мокиенко В.М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии. —СПб.:Фолио-Пресс, 1999. —464 с.
- Мокиенко В.М. От Авося до Ятя: Почеу так говорят?: Справочник по русской идиоматике. СПб: Изд-во СПбГУ, 1998. — 492 с.
- Мурзин Л.Н. Язык, текст и культура // Человек, текст и культура. -Екатеринбург, 1994.- С. 160−169.
- Наранхо К. Агония патриархата и надежда на триединое общество. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 224 с.
- Нещименко Г. П., Гайдукова Ю. Ю. К проблеме сопоставительного изучения славянского именного словоупотребления // Теоретические и методологические проблемы сопоставительного изучения славянских языков. — М., 1994.-С.93−126.
- Нидерле JI. Славянские древности. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1956.-443 с.
- Никитин МБ. О семантике метафоры // ВЯ 1979. -№ 1. — С.91−102.
- Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. — М.: Наука, 1993.-187 с.
- Никитина С.Е. Фольклорный текст в словарном описании // Исследования по лингвофольклористике. Вып.З. — Курск, 1994. — С.5−6.
- Никитина С.Е. Этнолингвистика или лингвокультурология? // Филология и культура: Тезисы П-ой Международной конференции. В 3-х чч. — 4.1. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999. — С.88−89.
- Ничик Н.Н. Олицетворение в поэтической речи В.В. Маяковского (на материале поэм 1914−1924 гг.) // Исследования по семантике. — Симферополь, 1987.-С.93−100.
- Новиков А.А. Семантика русского языка. — М.: Высш. шк., 1982. —272 с.
- Новиков Н.В. Прозаические жанры фольклора // Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987. — С.417−428.
- Норман Б.Ю. Лексические фантомы с точки зрения лингвистики и культурологии // Язык и культура. Доклады Третьей международной конференции «Язык и культура». Вып.1.- Киев, 1994.- С.53−60.
- Обнорский С.П. Избр. труды по русскому языку. М., 1960.
- Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М.: Просвещение, 1988.-172с.
- Ольшанский И.Г. Концепт значение — межкультурная коммуникация // Филология и культура. Материалы III Международной научной конференции. В 3-х ч. — 4.2. — Тамбов, 2001. — С. 18−19.
- Откупщиков Ю.В. Очерки по этимологии. СПб: Изд-во СПбГУ, 2001.-479 с.
- Павиленис Р.И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка. М., 1983. — 286 с.
- Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления. — М., 1971. -С.11−16- 49−69.
- Перетрухин В.Н. Аналогия как общий внутренний закон развития языка// Краткие очерки по русскому языку.- Воронеж, 1964.- С.5−10.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — М.: Изд-во МГУ, 1997. -400 с.
- Петров В.В. Понимание метафоры: на пути к общей модели // Метафора в языке и тексте. — М.: Наука, 1988. — С. 165−169.
- Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. — 328 с.
- Печенкина О.Ю. Содержание концептов Бог и Судьба в текстахпословиц и поговорок, собранных В.И. Далем. Дисс.канд. филол. наук. 1. Брянск, 2001. -277 с.
- Пищальникова В.А. Значение как когнитивный механизм обработки индивидуального опыта // // Композиционная семантика. Материалы > III международной школы-семинара по когнитивной лингвистике. В 2-х ч. — 4.2. Тамбов: Изд-во Тамб. ГУ, 2002. — С. 19 -21.
- Плотникова А.А. Семантический подход к описанию терминологии южнославянской обрядности // ВЯ 1997.-№ 2.- С.77−89.
- Плотникова Г. Н. К вопросу об отражении национально-культурной специфики в языке // Русский язык в контексте современной культуры. — Екатеринбург, 1998.- С. 112−113.
- Покровский М.М. О методах семасиологии // Хрестоматия по истории руского языкознания. Под ред. Ф. П. Филина. — М.: Высш. шк., 1973. — С.357−362.
- Покровский М.М. Семасиологические исследования в области древних языков // Избранные работы по русскому языкознанию. М., 1959.
- Полонский А.В. Категориальная и функциональная сущность ад-ресатности. М.: Русский Двор, 1999. — 256 с.
- Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре.-М., 1975.
- Попкова Е. Ассоциативные связи и образ мира билингвов в условиях искусственного (учебного) билингвизма // Филология и культура. Материалы III Международной научной конференции. В 3-х ч. 4.2. — Тамбов, 2001. — С.168−172.
- Попова З.Д., Стернин И. А. К методологии лингво-когнитивного анализа // Филология и культура. Материалы ИГ Международной научной конференции. В 3-х ч. 4.2. — Тамбов, 2001 (а). — С. 19−22.
- Попова З.Д., Стернин И. А. Лексическая система языка. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1984. 148 с.
- Попова З.Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. — Воронеж: Изд-во «Истоки», 2001 (б). 191 с.
- Попова З.Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж, 1999. — 30 с.
- Попова Н.С. Мифопоэтический концепт как вид когнитивной метафоры // Филология и культура. Материалы III Международной научной конференции. В 3-х ч. — Тамбов, 2001. — С.36−37.
- Попова Н.С. Мифопоэтический концепт как вид когнитивной метафоры (на материале русских и немецких наименований времен года). Дисс.. канд. филол. наук. / ВГУ Воронеж, 2000. — 226 с.
- Потебня А.А. Из записок по русской грамматике // Избр. работы. T. I -III. М.: Просвещение, 1958 1968.
- Потебня А.А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. — 192 с.
- Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. — 623 с.
- Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высш. школа, 1990. —344 с.
- Поцелуев В.А., Никонов И. Е., Петреев И. В. Словесин предков. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 256 с.
- Привалова М.И. Собственные имена и проблема омонимии // ВЯ — 1979. — № 5. — С.56−67.
- Пропп В.Я. Собр. трудов. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000. —416 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2002.-333 с.
- Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001. -143 с.
- Пропп В.Я. Морфология сказки. -М.: Наука, 1969. 168 с.
- Путилов Б.Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. — СПб: Петербургское востоковедение, 1999. 288 с.
- Пушкарев Л.Н. Духовный мир русского крестьянина по пословицам XVII -XVIII вв. М.:Наука, 1994. — 192 с.
- Рабинович М.Г. Судьбы вещей. М., 1984. — 223 с.
- Ревенко В.И. Раннесрубные погребения у с. Старый Мерчик // Проблемы истории и археологии Украины. — Харьков, 2001. С.32−33.
- Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. — 232 с.
- Рогова К.А. Круглый стол: что такое лингвокультурология? // Мир русского слова. 2000. — № 2. — С.35−51.
- Рогожникова Р.П. Варианты слов в русском языке. М., 1966.156 с.
- Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М.: ТОО «ЧеРо», 1996.-280 с.
- Руберт И.Б. Семантика языковых выражений с компонентом ми-фонимом // // Композиционная семантика. Материалы III международной школы-семинара по когнитивной лингвистике. В 2-х ч. 4.2. — Тамбов: Изд-во Тамб. ГУ, 2002. — С.73 -74.
- Руденко Е.Н. Отражение мифологического мышления в старобелорусском языке // Язык и культура. Доклады Третьей международной конференции «Язык и культура». Вып.З.- Киев, 1994. С.45−46.
- Руднева Н.И. Пространственно-временные характеристики смерти // Проблематика смерти в естественных и гуманитарных науках. — Белгород: Изд-воБелГУ, 2000.-С. 102−103.
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. -М.: Наука, 1987. — 821 с.
- Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв.. — М.: Наука, 1982.-590 с.
- Рыбаков Б.А. Языческое мировоззрение русского средневековья // Вопросы истории. 1974. — № 1. — С.3−12.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. — 606 с.
- Сабанеев Л.П. Жизнь и ловля пресноводных рыб. Киев: Урожай, 1970.-700 с.
- Сабанеев Л.П. Рыбы России. В 2-х т. М.: Терра, 1993.
- Савельева JLB. Языковая экология. Русское слово в культурно-историческом освещении. — Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 1997. 144 с.
- Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. 2-е изд. — М.: Языки слав, культуры (Язык. Семиотика. Культура), 2002. 552 с.
- Седов В.В. Восточные славяне в VI XIII вв. — М., 1982. — 326 с.
- Семененко Н.Н. Лингвокультурологическое описание структуры и семантки паремии. Дис.. канд филол. наук. — Белгород, 2002. 186 с. (рукопись).
- Сергеева М.С. Перекрещенный круг («колесо со спицами») как символ // Проблемы истории и археологии Украины. — Харьков, 2001. С.33−34.
- Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление. — М.: Наука, 1988. 242 с.
- Сипинев Ю.А., Сипинева И. А. Русская культура и словесность. — СПб: Изд-во «Сайма», 1994. 396 с.
- Сиротинина В.А. Характеристическая и символическая функция слова // РЯШ 1974.- № 6.- С.68−74.
- Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. — М.: Academia, 2000. — 128 с.
- Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. — М.: Изд-во лит-ры на иностр. языке, 1956. 260 с.
- Смолина К.П. Компонентный анализ и семантическая реконструкция в истории слов // ВЯ 1986. — № 4. — С.97−105.
- Смолицкий В.Г. Русь избяная. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1993. — 104 с.
- Соболев А.Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. СПб: Изд-во «Лань», 2000. — 272 с.
- Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи П.Я.Якушкина/ Подготовка текстов, вступ. статья и комментарии З.И.Власовой). Т. 1−2. Л.: Наука, 1983.
- Соколова В.К. Календарные праздники и обряды // Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987. -С.З 80−395.
- Соколова Т.С. Этнокультурная значимость в составе русских фра-зем // Фразеология и миропонимание народа: Материалы Международной научной конференции. В 2-х ч. 4.1. Фразеологическая картина мира. Тула: Изд-во ТулГПУ, 2002. — С.85−89.
- Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн.1. Т.1−2. История России с древнейших времен. М.: Голос, 1993. — 752 с.
- Соломоник А. Семиотика и лингвистика. — М.: Молодая гвардия, 1995.-352 с.
- Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. — 695 с.
- Стеблин-Каменский М. И. Миф. М., Л.: Наука, 1976. — 104 с.
- Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 824 с.
- Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971. — 168 с.
- Стернин А.И. Проблемы анализа структуры значения слова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1979. 156 с.
- Стернин И.А. Когнитивная лингвистика и проблема невербаль-ности мышления // // Композиционная семантика. Материалы III международной школы-семинара по когнитивной лингвистике. В 2-х ч. 4.2. — Тамбов: Изд-во Тамб. ГУ, 2002. — С.6 -8.
- Стижко Л.В. Русское «черт» и чешское «cert»: значимость и коннотации // Язык и этнический менталитет. Сб. науч. трудов. — Петрозаводск, 1995. — С.78−83.
- Суслова А.В., Суперанская А. В. О русских именах. Л.: Лениз-дат, 1991.-220 с.
- Сырочкин В.В. Этимологические заметки // Этимология 19 911 993. -М.: Наука, 1994. -С.45−52.
- Сэпир Э. Избр. труды по языкознанию и культурологии.- М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. 656 с.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура М.: Политиздат, 1989. —573 с.
- Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводетва и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и тексте. — М.: Наука, 1988.-С.26−52.
- Телия В.Н. Первоочередные задачи и методические проблемы исследования фразеологического состава в контексте культуры // Фразеология в контексте культуры. — М., 1999. С. 13−24.
- Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. — М.: Школа «Языки рус. культуры», 1996.-288 с.
- Телия В.Н. Типы языковых значений. (Связанное значение слова в языке). М.: Наука, 1981.-269 с.
- Терновская О.А. Бабочка в народной демонологии славян: душа-предок и демон // Материалы к VI Международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы: Проблемы культуры. М., 1989. — С. 86−114.
- Тимофеев К.А. Соотношение лексической и грамматической семантики // Лексическая и грамматическая семантика. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1986.-С.18−23.
- Тираспольский Г. И. Некоторые особенности становления языковой картины мира (на материале славянских языков) // Филология и культура. Материалы III Международной научной конференции. В 3-х ч. — 4.2. — Тамбов, 2001.-С.121−124.
- Токарев Г. В. К вопросу о содержании термина «концепт» в лин-гвокультурологии // Фразеология и миропонимание народа: Материалы Международной научной конференции. В 2-х ч. 4.1. Фразеологическая картина мира. Тула: Изд-во ТулГПУ, 2002. — С16−23.
- Токарев Г. В. Проблемы лингвокультурологического описания концепта (на примере концепта «трудовая деятельность»). — Тула: Изд-вл ТулГПУ, 2000. 92 с.
- Токарев С.А. Сущность и происхождение магии // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. — М.: Изд-во АН СССР, 1959.-C.2−75.
- Толстая С.М. Полесские поверья о ходячих покойниках // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы. — М.: Индрик, 2001.-С.151−205.
- Толстой Н.И. Балкано-славянский бадняк в общеславянской перспективе // Балканы в контексте Средиземноморья. Проблемы реконструкции языка и культуры. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. -М., 1986. — С.128−131.
- Толстой Н.И. Заметки по славянской демонологии. 4.чемер. «злой дух, черт» // Вопросы теории и истории языка. — СПб: Изд-во СПбГУ, 1993. — С.124−130.
- Толстой Н.И. Из великорусской диалектной семантики // Проблемы истории и диалектологии славянских языков. М., 1971.- С.259−266.
- Толстой Н.И. Мифологическое в славянской народной поэзии. 2. Предсказание смерти в колодце или сосуде // Живая старина. — 1996. — № 1. — С.28−29.
- Толстой Н.И. Славянские верования // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995а. — С. 15−26.
- Толстой Н.И. Три обряда: литовск. kalade, украинск. колодий, сербск. бадНзак II Балто-славянские этноязыковые отношения в историческом и ареальном плане. Тезисы докладов. — М., 1983. С.46−48.
- Толстой Н.И. Южнославянские вучари. Обряд, его структура и география// Образ мира в слове и ритуале. Балканские чтения. — I. М., 1992. — С.46−57.
- Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. — М.: Индрик, 19 956. — 512 с.
- Толстой Н.И., Толстая С. М. Народная этимология и структура славянского ритуального текста // Международный съезд славистов. Славянское языкознание. М., 1988. — С.250−264.
- Топоров В.Н. Заметки по похоронной обрядности // Балто-славянские исследования 1985. —М., 1987.
- Топоров В.Н. Из индоевропейской этимологии // Этимология 1991−1993. М.: Наука, 1994. — С. 126−164.
- Топоров В.Н. К реконструкции балто-славянского мифологического образа земли-матери *Zemia & Mate (Mati) // Балто-славянские исследования: 1998−1999.-М., 2000.-С.239−371.
- Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. — М.: Изд. группа «Прогресс» «Культура», 1995. — 624 с.
- Топорова Т.В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. М.: Радикс, 1994. — 190 с.
- Трегубова Е.Н. Категория негативности в наименованиях лица XVII века // Актуальные проблемы исторической лексикологии и лексикографии восточносалвянских языков. — Днепропетровск, 1988. С. 102−103.
- Трубачев О.Н. В поисках единства. Взгляд филолога на проблему истоков Руси. — М.: Наука, 1997. — 281 с.
- Трубачев О.Н. К истокам Руси (наблюдения лингвиста). — М.: Наука, 1993. 83 с.
- Трубачев О.Н. Праславянское лексическое наследие и древнерусская лексика дописьменного периода// Этимология 1991−1993. М.: Наука, 1994.- С.3−23.
- Трубачев О.Н. Термины кровного родства // История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя. М.: Изд-во АН СССР, 1959. — С.18−147.
- Трубачев О.Н. Этимологические исследования и лексическая семантика // Принципы и методы семантических исследований. — М.: Наука, 1976.- С.148−173.
- Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. М.: Наука, 1991.- 2-е доп. изд.: М.: Наука, 2002.-489 с.
- Трубецкой Н.С. Общеславянский элемент в русской культуре. -ВЯ — 1990. № 2.-С.123−139- № 3.- С.114−134.
- Туранина Н.А. Индивидуально-авторская метафора в контексте и словаре. Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. — 75 с.
- Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.1. — М., 1960. — С. 169−182.
- Усачева В.В. Из опыта сопоставительного изучения терминологических систем в славянских языках // Теоретические и методические проблемы сопоставительного изучения славянских языков. М.: Наука, 1994. — С.56−70.
- Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982. — 245 с.
- Уфимцева А.А. Лексическое значение. (Принципы семиологиче-ского описания лексики). — М.: Наука, 1986. — 240 с.
- Уфимцева А.А. Роль лексики в познании человеком действительности и формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. — С.108−140.
- Уфимцева Н.В. Культура, сознание и проблема заимствования // Реальность, язык и сознание. Международный межвузовский сборник научных трудов. Вып.2. Тамбов, 2002. — С. 105−111.
- Феоктистова А.Б. Культурно значимая роль внутренней формы идиом с позиций когнитологии // Фразеология в контексте культуры. — М., 1999.
- Фесенко Т.А. Принципы когнитивной транслятологии // Реальность, язык и сознание. Международный межвузовский сборник научных трудов. Вып.2. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. — С. 15−28.
- Филин Ф.П. Историческая лексикология русского языка. — М.: Наука, 1984. 174 с.
- Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем//Лит. учеба. 1991.-№ 3.-С.101−107.
- Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. — М.: Вече, 1997. — 512 с.
- Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов /Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1990а. — С.94−142.
- Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. — М.: «Московский рабочий» с совместным советско-западногерманским предприятием «Вся Москва», 19 906.- 176 с.
- Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Наука, 1997. —298 с.
- Фридзон А.К. Фразеологические единицы с компонентом «сердце» в русском языке // Фразеология и миропонимание народа: Материалы Международной научной конференции. В 2-х ч. 4.1. Фразеологическая картина мира. Тула: Изд-во ТулГПУ, 2002. — С.74−78.
- Фроянов И.Я., Юдин Ю. И. Былинная история. Спб: Изд-во СПбГУ, 1997.-592 с.
- Фрумкина P.M. Культурологическая семантика в ракурсе эпистемологии // Известия РАН. Сер. лит. и языка. — Т.58. 1999. — № 1. — С.3−10.
- Хабургаев Г. А. Очерки исторической морфологии русского языка. Имена.- М.: Изд-во МГУ, 1990.-296 с.
- Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. — М.: Институт экспериментальной социологии- СПб: Алетейя, 2000. 509 с.
- Харченко В.К. Переносные значения слова. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. — 196 с.
- Хроленко А.Т. Иерархия лингвокультуроведческих дисциплин и их исследовательский инструментарий // Лингвокультуроведение. Вып.1. Сб. научных трудов. Курск, 2001. — С.8−18.
- Хроленко А.Т. Лингвокультуроведение. Курск: Изд-во Курск, госпедун-та, 2000. — 167 с.
- Хроленко А.Т. Семантика фольклорного слова. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1992. — 140 с.
- Хроленко А.Т. Статус лингвокультурологии в системе лингво-культуроведческих дисциплин // Чествуя филолога. Сб. статей, посвященных семидесятипятилетию Ф. А. Литвина. Орел, 2002а. — С.305−311.
- Хроленко А.Т. Теория языка. Курск: Изд-во КГПУ, 20 026.332 с.
- Хроленко А.Т. Через улицу серой утицей // Русская речь. 1983. -№ 4. — С.103−105.
- Хроленко А.Т. Что такое лингвофольклористика? // Русская речь. 1974. — № 1. — С. З 6−41.
- Хроленко А.Т. Этнос язык — культура. — Курск: Изд-во Курск, госпедута, 1996. — 114 с.
- Цимиданов В.В. Кремация в срубной культуре как статусный знак // Проблемы истории и археологии Украины. — Харьков, 2001. С.40−41.
- Цыбова И.А. Об отражении национальной специфики в словаре // Vocabulum et vocabularium. Вып.4. — Харьков, 1997. С. 29.
- Чередниченко А.Г. К вопросу о локализации прародины индоевропейцев: Балканы и и.-е. проблема // Проблемы истории и археологии Украины. Харьков, 2001. — С.77−78.
- Черемисина М.И. Представления о значении в лексике и грамматике // Лексическая и грамматическая семантика. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1986.-С.З-17.
- Черепанова О.А. Мифологическая лексика Русского Севера. — Л: Наука, 1983. 169 с.
- Черепанова О.А. Народные представления о времени в языке (пухлый час) // Вопросы теории и истории языка. Л.: ЛГУ, 1993. — С.141−147.
- Черных П.Я. Очерки русской исторической лексикологии. Древнерусский период. М., 1956.
- Черняк В.Д. Проблема синонимии и лексико-грамматическая классификация слов. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — 79 с.
- Чижикова JI.H. Жилище // Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. -М.: Наука, 1987. -С.223−258.
- Чубина Е.А. Символика цветообозначения при описании концептов культуры // Фразеология и миропонимание народа: Материалы Международной научной конференции. В 2-х ч. 4.1. Фразеологическая картина мира. Тула: Изд-во ТулГПУ, 2002. — С. 153−157.
- Чумакова Ю.П. Региональный географический термин «чечора» // X Всеросийское диалектологическое совещание «Лексический атлас русских народных говоров 94». Тезисы докладов. — СПб: Изд-во ИЛИ РАН, 1994. — С.89−90.
- Чурилина Л.Н. Концепт «Любовь» в русской наивно-языковой картине мира (на материале Ассоциативного тезауруса) // Филология и культура. Материалы III Международной научной конференции. В 3-х ч. 4.2. — Тамбов: Изд-во Тамб. ГУ, 2001. — С. 145−148.
- Шахматов А.А. Историческая морфология русского языка. — М.: Учпедгиз, 1957.-399 с.
- Шахматов А.А. Очерк древнейшего периода истории русского языка. М.: Индрик, 2002. — 367 с.
- Шахматов А.А. Сказание о призвании варягов // Изв. АН, Отд. рус. яз. и словесн., 1904. № 4. — С.339−340.
- Шаховский В.И. Семантические особенности мифолексем как разряда экспрессивной лексики // Лексическая и грамматическая семантика. -Новосибирск, 1986. С.72−82.
- Шенделева Е.А. Полевая организация образной лексики и фразеологии // Фразеология в контексте культуры. М., 1999. — С.74−79.
- Шмелев А.Д. Лексический состав русского языка как отражение «русской души» // РЯШ 1996. — № 4. — С.83−90.
- Шмелев А.Д. Можно ли понять русскую культуру через ключевые слова русского языка? // Ж. «Мир русского слова» 2000. — № 4. — С.46−50.
- Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. — М.: Наука, 1973.-280 с.
- Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. — М.: Просвещение, 1977. 335 с.
- Шюре Э. Великие посвященные. — М.: СП «Книга — Принтшоп», 1990.-419 с.
- Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974, — С.265−304.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. М.-Л.: Учпедгиз, 1947. — 96 с.
- Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов.- Киев-Москва: ЗАО «Совершенство» — «Port-Royal», 1997. — 384 с.
- Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб: Восточноевропейский институт психоанализа, 1994.-С. 19−52.
- Якобсон Р.Я. Значение лингвистических универсалий для языкознания // Звегинцев В. А. История языкознания XIX -XX веков в очерках и извлечениях. Ч. II. -М.: Просвещение, 1965. С.383−395.
- Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). — М.: Гнозис, 1994. 344 с.
- Briickner A. Mitologia slowianska i polska. — Warszawa, 1980. 152 s.
- Bruckner A. Mitologia polska. Warszawa, 1924. — 145 s.
- Chomsky N. Reflections on language. New York: Pantheon books Cop.-1975. — 269 p.
- Cliff G., Wierzbicka A. Semantic and lexical Universals. Amsterdam: John Benjamins, 1994.
- Jung C.G. Man and his simbol. New York, 1964. — 367 p.
- Klemensievicz Z., Lehr-Splawinski Т., Urbanczyk S. Gramatyka his-toryczna jqzyka polskiego. Warszawa: Panstwowe wydawnictwo naukowe, 1981.-611 s.
- Lakoff G. and Johnson M. Metafors we live by. Chicago: Chicago University Press, 1980. — P. 3−6- 61−184.
- Langaker, Ronald W. Grammar and conceptualization. Berlin -New York: de Gruyter, 1999. — 427 p.
- Lyons J. Noam Chomsky. -New York: Vicing press, 1972. 143 p.
- Плас П. Неколико аспеката симболике вуч.их уста у српским оби-4ajHMa и верован>има // Кодови словенских култура. Београд, 1999. — № 4.
- Schaff A. Language and cognition. New York: McGraw — Hill book со Cop.-1973. -194 p.
- Slawski F. Zaris slovotworstwa praslowianskiego // Slownik praslowian-ski.T.l. Wroclaw-Warszawa-Krakow-Gdansk, 1974. — S.43−141.
- Wierzbicka A. Semantics, culture and cognition: Universal human consepts in culture-specific configurations. — New York: Oxford Universiti Press, 1992.-487 p.
- Лексикографические и справочные издания
- Абаев В.И. «Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т.1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958.
- БЭ — Библейская энциклопедия. М., 1990.
- Даль — Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1−4.- М., 1981−1982.
- Засорина Л.Н. Частотный словарь русского языка. — М.: Рус. язык, 1977.
- Кочергина В.А. Словарь // Начальный курс санскрита. — М.: Изд-во АН СССР, 1936.- С.143−185.
- КСКТ — Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. — М.: Филол. фак. МГУ, 1996. -245 с.
- КСМД- Корш М. Краткий словарь мифологии и древностей. Калуга: Золотая аллея, 1993. — 208 с.
- ЛЭС— Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцева. -М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.
- MAC Словарь русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой. Т. 1−4. — М.: Рус. язык, 1985−1988.10. .ВДС-Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов: Надежда, 1993. -320 с.
- Мифологический словарь / Под ред. Е. М. Мелетинского. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 672 с.
- Y1.MHM- Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1−2. М.: Сов. энциклопедия, 1987−1988.
- Никонов В.В. Словарь русских фамилий. М.: Школа-Пресс, 1993. -221 с.
- Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. T. I-II. М.: Изд-во иностр. и нац. словарей, 1949−1959.
- ПС — Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- РДС- Русский демонологический словарь / Автор-составитель А. Н. Новичкова. СПб: Пб. писатель, 1995. — 640 с.
- РО — Русская ономастика и ономастика России: Словарь / Под ред. О. Н. Трубачева. М.: Щкола-Пресс, 1994. — 288 с.
- РСС — Русский семантический словарь: Толковый словарь систематизированных по классам слов и значений / Под общ. ред. Н. Ю. Шведовой. — Т.1. М.: Азбуковник: ИРЯ РАН, 2000. — 800 с.
- Русская грамматика. T.I. М., 1980. — С.453−459 (Раздел, посвященный грамматическим категориям).
- Рымашевская Э.Л. Немецко-русский и русско-немецкий словарь. -М.: Русский язык, 1993. 936 с.
- СДРЯ Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) Т. 1−6 (овадъ -покласти). — М.: Рус. язык, 1988−2002. ,
- Сказкин — Настольная книга атеиста // Под ред. С. Д. Сказкина. — М.: Изд-во политич. лит-ры, 1987. 431 с.
- СлРЯ Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып.1−25 (скорынья -снулый).- М.: Наука, 1974−2001.
- СлЯРФ Бобунова М. А., Хроленко А. Т. Словарь языка русского фольклора. — Вып.1. — Курск: Изд-во ГУШill «Курск», 2000. — 112 с.
- СМ — Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995. 416 с.
- СПЭЛ — Материалы к словарю полесской этнокультурной лексики (Опыт компьютерной обработки восточнославянской диалектной лексики) // Восточнославянский этнолингвистический сборник. — М.: Индрик, 2001. — С.300−431.
- Срезневский Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т.1−3. — СПб, 1893−1912.
- CCCPJI Сводный словарь современной русской лексики. Т.1−2.-М.: Рус. язык, 1991.
- СЭС Советский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 1600 с.
- Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х т. М.: Русский язык, 1990.31 .Фасмер — Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1−4.- М.: Прогресс, 1986−1987.
- ФС — Философский словарь. М: Политиздат, 1991. — 560 с.
- Черных — Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка. Т. 1−2. -М., 1994.
- Шанский 1971 Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. — М.: Просвещение, 1971. — 542 с. 35. «SP» Slownik praslowianski. Т.1−6-. — Wroclaw — Warszawa — Krakow — Gdansk. — 1974−1991.
- ESJC — Kopecny F., Holub J. Etimologicky slovnik jazyka ceskeho. -Praha: Stat. nakl. ucebnic, 1952. 575 s.
- Wilson E.A.M. The modern Russian dictionary for English speakers. -Oxford New York — Toronto — Sydney — Paris — Frankfort — Moscow, 1984.
- ЭССЯ Этимологический словарь славянских языков: Праславян-ский лексический фонд / Сост. О. Н. Трубачев и др. — Вып. 1−28 (*oblezti -¦obpovedanbje). — М.: Наука, 1974 — 2001.