Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личность: лингвистический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ср., например, рабочее определение человека, сформулированное в «Новой философской энциклопедии»: «Человек — это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СЛОВО ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
    • 1. 1. История развития семантики слова личность
    • 1. 2. Слово личность: особенности современного словоупотребления
      • 1. 2. 1. Отражение семантики слова личность в словарях русского языка
      • 1. 2. 2. Слово личность в языке СМИ
  • Выводы по Главе 1
  • ГЛАВА II. ЛИЧНОСТЬ КАК ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
    • 2. 1. Представление о личности в языковом сознании носителей русского языка
    • 2. 2. Характеристика человека как личности в смежных с лингвистикой научных дисциплинах
      • 2. 2. 1. Представления о личности в психологии
      • 2. 2. 2. Представления о личности в философии
      • 2. 2. 3. Лингвистическое описание личности как междисциплинарного феномена
  • Выводы по Главе II
  • ГЛАВА III. ОБРАЗ ОБЛОМОВА КАК СОВОКУПНОСТЬ НЕПРОЦЕССУАЛЬНЫХ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРСОНАЖА, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ ЕГО ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»)
    • 3. 1. Характеристика образа человека (литературного персонажа) как основа для отнесения человека к тому или иному типу личностей
    • 3. 2. Образ Обломова: непроцессуальные характеристики
      • 3. 2. 1. Социокультурная среда как фактор формирования личности Обломова
      • 3. 2. 2. Языковой портрет Обломова: статический и динамический аспект характеристики
      • 3. 2. 3. Вещный мир как отражение личности Обломова
      • 3. 2. 4. Система ценностных ориентаций Обломова
      • 3. 2. 5. Непроцессуальные характеристики Обломова. Обобщающие
  • выводы
    • 3. 3. Образ Обломова: процессуальные характеристики персонажа
      • 3. 3. 1. Жизненный путь человека как отражение его биографии
      • 3. 3. 2. Модель поведения Обломова
      • 3. 3. 3. Принятие решения как ключевая ситуация, отражающая модель поведения человека
      • 3. 3. 4. Фактическое осуществление задуманного. Верификация
    • 3. 4. Речь как черта личности Обломова
    • 3. 5. Обломо в как личность
  • Выводы по Главе III

Личность: лингвистический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объектом анализа в настоящей диссертации является фрагмент исторически сложившейся лексико-семантической системы языка, связанной с наименованием лиц.

Предмет характеристики — слово личность как языковая единица, входящая в лексико-семантическую систему языка и соотнесенная с человеком как носителем совокупности индивидуальных и социальных характеристик, экспликация которых требует обращения к экстралингвистическим факторам. Ю. С. Сорокин отмечает: «Слово личность все более. тяготеет к новому абсолютивному употреблению. Значение слова личность ориентировано на выражение человеческой особи с присущим ей самосознанием и всеми характерными ее особенностями» [Сорокин 1965, с. 204].

Ср.: С. Ф. Рындин: «Есенин ~ личность выдающаяся, неординарная, поводов для постановки более чем предостаточно» (Татьяна Хорошилова. Балет без нафталина // Российская газета, 08.10.2009).

Если права пословица «Ты — это то, что ты ешь», то Грегори Хаус личность невыразительная, унылая и ленивая. Помесь ленивца с полевой мышыо (Светлана Морозова. Доктор Хаус и то, что он ест. Режим доступа: http://www.aif.ru/food/article/45 041).

Ваэюным фактором, определявшим всю личность Андропова и влиявшим на подход Андропова к реформам, была его идеологическая позиция. Андропов, несомненно, был человеком идеи, и идейные мотивы для него были — после карьерных — вторые по важности (Гавриил Попов. Время Юрия Андропова//Московский комсомолец, 15. 10. 2009).

Цель работы — 1) рассмотреть, как развивались значения слова личность на протяжении XVII — XXI вв.- 2) продемонстрировать, что слово личность является лексической единицей, используемой для обозначения человека как индивида- 3) с опорой на языковой материал показать, что каждый человек — личность- 4) проанализировать образ Обломова, героя одноименного романа И. А. Гончарова, как носителя личностных (индивидуальных) качеств.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи-.

— представить обзор литературы, позволяющей проследить историю развития современных значений слова личность в русском языке;

— проанализировать толкования слова личность в словарях русского языка;

— охарактеризовать особенности функционирования слова личность в современной речевой практике (язык СМИ);

— показать, что описание лексической единицы личность требует обращения к смежным с лингвистикой наукам — прежде всего, психологии и философии;

— продемонстрировать, что описание человека (персонажа художественного произведения) как личности возможно лишь при условии реконструкции его образа на основе анализа целостного текста художественного произведения;

— раскрыть сущность понятия личность на примере анализа образа Обломова — персонажа романа И. А. Гончарова «Обломов».

Актуальность работы обусловлена тем, что в ней решается проблема описания личности как языкового и экстралингвистического феномена. Такой подход отвечает ярко выраженной тенденции современной лингвистики к расширению объекта своего исследования, к разграничению свойств референта и языковой единицы, предназначенной для номинации данного объекта реальной действительности в совокупности всех его свойств и проявлений. Референтом слова личность является человек. Человек как междисциплинарный объект исследования характеризуется в большом количестве специальных работ. Ср., напр.: Абульханова-Славская 1980, Ананьев 2001, Асмолов 1984, 2002, 2007, Божович 1997, Воркачев 2001,.

Ильенков 1991, Караулов 2010, Колесов 1986, 2000, 2001а, Кон 1964, 1967, 1984, Ломов 1981, Петровский А. В. 1981, 1982, Петровский В. А. 1981, 1992, Степанов 1997, Чернова 2011 и др.

Несмотря на то, что накоплен большой теоретический и эмпирический материал, связанный с описанием человека, представления о нём как носителе личностных качеств в большинстве своём являются общими и неопределёнными не только в лингвистике, но и в других науках.

Ср., например, рабочее определение человека, сформулированное в «Новой философской энциклопедии»: «Человек — это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. В процессе создания единой науки о человеке предстоит огромная работа не только по переосмыслению богатого опыта философской антропологии, но и поисков сопряжения этих исследований с результатами конкретных наук вXXвеке .

Ввиду угроэ1сающего обществу напора глобальных проблем и реальной антропологической катастрофы создание единой науки о человеке предстает сегодня не только теоретически актуальной, но и практически важнейшей задачей" [Новая философская энциклопедия 2010, с. 345].

Характеристика человека как личности в соотнесении с понятием образ человека и с опорой на языковые факты позволит объективировать его описание, даст в руки исследователей конкретный фактический материал, позволяющий выявить его доминантные характеристики. Это откроет путь к более глубокому изучению человека как личности не только в лингвистике, но в других науках.

Новизна работы заключается в том, что в ней на основе содержащихся в лингвистической литературе сведений об истории слова личность в русском языке XVII — XIX вв. демонстрируется процесс развития семантики данной лексемы в XX — нач. XXI вв.

Впервые понятие личность раскрывается через характеристику образа человека, рассматриваемого как совокупность его непроцессуальных и процессуальных характеристик, обусловленных экстралингвистическими факторами. С опорой на языковые факты в диссертации доказывается правомерность тезиса: «каждый человек — личность». Показывается, что различие между людьми как носителями личностных качеств состоит лишь в степени их социальной зрелости. В работе апробирована оригинальная методика описания человека как личности с лингвистических позиций.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно выполнено в рамках антропоцентрической лингвистики и основывается на теоретической концепции описания человека как личности. Сущность понятия личность раскрывается через его соотнесение с понятием образ человека, тем самым углубляются теоретические основания лингвистической интерпретации образа человека.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы при изучении истории и современного состояния русского языка. Они могут быть положены в основу спецкурсов и спецсеминаров. Содержащаяся в диссертации информация может оказаться полезной для представителей смежных с лингвистикой наук.

Методы исследования. В работе использованы общенаучные методы (наблюдение, анализ, синтез, моделирование). Основными являются методы системно-функциональной лингвистики (компонентный анализ, контекстологический метод). Материал описывался также с опорой на свободный ассоциативный эксперимент как метод психолингвистики. В ряде случаев языковые факты подвергались статистической обработке. Основной путь анализа материала индуктивный: конкретные наблюдения над языковыми фактами систематизировались и обобщались в виде теоретических положений и выводов.

Материал исследования включает 1009 примеров высказываний со словом личность, извлеченных из текстов современных периодических изданий. Анализировался также текст романа И. А. Гончарова «Обломов» как целостная единица, включающая фрагменты, связанные с описанием главного героя романа (1644 контекста).

Положения, выносимые на защиту.

Современные значения слова личность являются результатом развития его семантики на протяжении XVII — XXI вв.

На современном этапе основными значениями слова личность, зафиксированными в словарях и живом словоупотреблении, являются следующие: 1. человек как субъект права и как гражданское лицо- 2. отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств / человек с точки зрения характера, поведения, положения.

Языковой материал дает все основания утверждать, что каждый человек является личностью. Об этом свидетельствует распространенность в языке словосочетаний, в которых человек, характеризуемый как личность, предстает как носитель не только положительных свойств и качеств, но и как субъект асоциальный, представления о котором имеют негативную окраску (ср.: выдающаяся личность, яркая личность / ничтожная личность, криминальная личность).

Человек как носитель личностных качеств может быть охарактеризован посредством анализа его образа, рассматриваемого как совокупность его непроцессуальных и процессуальных характеристик.

Анализ образа Обломова с опорой на текстовый материал дает основания охарактеризовать персонаж И. А. Гончарова как личность, занимающую промежуточное положение на шкале «социально зрелая / социально незрелая личность».

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования обсуждались на кафедре русского языка ВятГГУ. Результаты работы докладывались на следующих научных конференциях: на ежегодных научных сессиях ВятГГУ (Киров 2009;2012) — на Международной конференции «Интерпретация образа человека как лингвистическая проблема» (Киров 2011) — на XI Международной конференции молодых ученых «Проблемы языковой картины мира на современном этапе» (Нижний Новгород 2012) — на Международной научной конференции «Русский язык: функционирование и развитие» (Казань 2012) — на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Русское слово: прошлое, настоящее, будущее» (Арзамас 2012).

По теме исследования опубликовано 11 работ, из них 3 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ {Личность: история развития семантики слова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Научный журнал — 2010. — № 2(1). — С. 92−97- Семантика слова личность и её отражение в языковом сознании современного человека // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Научный журнал — 2011. — № 1(2). — С. 18−21- Слово личность и особенности его функционирования в русском языке // Инициативы XXI века — 2012. — № 3. -С. 146−148).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения и Библиографического списка.

Выводы по Главе III.

Анализ образа Обломова, проведенный посредством рассмотрения его процессуальных и непроцессуальных характеристик, а также речи персонажа как черты его личности, позволяет сделать следующие выводы.

— Характеризуя образ Обломова по намеченной схеме, мы показали, что его образ — это совокупность непроцессуальных и процессуальных характеристик.

— Мы рассмотрели такие непроцессуальные характеристики, как языковой портрет, социокультурная среда, социальное положение и окружение персонажа, вещный мир и система ценностей.

Анализ непроцессуальных характеристик показал, что формирование личности Обломова детерминировано социокультурной средой.

Обломову присущи такие характеристики, как терпимость, чуткость, широта взглядов. Однако деятельная жизнь, труд, познание, развитиесуществуют лишь в мечтах в качестве недосягаемых идеалов.

— Процессуальные характеристики рассматривались нами через посредство анализа поведения Обломова в ключевых ситуациях. Это, например, такие ситуации, как необходимость решить вопрос с недоимками в деревне, необходимость переменить жильё, ситуация, связанная с намерением Обломова жениться и ситуация, возникшая в результате аферы Тарантьева и Мухоярова.

Анализ модели поведения Обломова обнаружил, что он не обладает волевыми качествами, которые бы позволили ему изменить модель своего поведения, активно включиться в жизнь и заниматься какой-либо деятельностью.

— Анализ прямой и интериоризованной речи Обломова позволяет охарактеризовать его как человека, владеющего разными речевыми стилями и употребляющего в своей речи средства различных уровней в зависимости от конкретной речевой ситуации.

— Несмотря на то, что индивидуальные качества Обломова часто весьма привлекательны, в целом он как человек, не занятый никакой общественно значимой деятельностью, может быть охарактеризован как человек, занимающий промежуточное положение по шкале «социально зрелая / социально незрелая личность».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Характеристика понятия личность как лингвистической единицы (история формирования значения словасемантика и функционирование слова личность в современном русском языке) и как единицы экстралингвистической (человек как носитель личностных качеств) позволяет сделать следующие выводы.

I. Слово личность начинает употребляться в русском языке с XVII века. На протяжении XVII — XX веков представления о человеке как личности претерпели изменения. В настоящее время слово личность (по данным толковых словарей и речевой практики) употребляется в двух основных значениях:

1. человек как субъект права и как гражданское лицо;

2. отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств / человек с точки зрения характера, поведения, положения.

В современном русском языке лексическая единица личность имеет весьма широкий круг сочетаемости с характеризующими его словами — прилагательными в функции согласованного определения и существительными в функции несогласованного определения. В такого рода словосочетаниях слово личность может сопровождаться определениями со значением положительной и отрицательной оценки. Ср., напр.: интересная личность, мощная личность загадочная личность, харизматичная личность, неординарная личность, культовая личность, героическая личность, творческая личность, необыкновенная личность, личность космического масштаба, выдающаяся личность, яркая личность, легендарная личность, неоднозначная личность, свободная личность, известная личность, разносторонняя личность, гармоничная личность, футбольная личность, здоровая личность, уникальная личность, неповторимая личность, светлая личность, сильная личность, одарённая личность и авторитарная личность, неадекватная личность, мутная личность, криминальная личность, беспомощная личность, гламурная личность, одиозная личность, криминальная личность, поп-личность, бледная личность, скандальная личность, личность сомнительной популярности, асоциальная личность, коварная личность, неблагонадёжная личность, унылая личность, невыразительная личность, ленивая личность. Слова со значением положительной оценки преобладают.

II. Личность как объект экстралингвистической характеристики, то есть как человек, наделённый личностными качествами, является объектом описания не только в лингвистике, но и в смежных с лингвистикой науках, прежде всего в психологии и философии. Проблема личности в разных науках является дискуссионной. Анализ языкового материала позволяет сделать обоснованный выбор тех психологических и философских определений личности, которые согласуются с информацией, полученной на основе данных языка. Так, среди ряда определений личности в психологии мы избрали те, которые даны ей В. М. Бехтеревым и А. Н. Леонтьевым.

Ср.: В. М. Бехтерев: «Личность с объективной точки зрения есть психический индивид, представляющийся самодеятельным существом по отношению к окружающим внешним условиям <.> Личность. есть не что иное, как самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру» [Бехтерев 2009, с. 17−18].

А. Н. Леонтьев: «Личность Ф индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Иначе говоря: личность есть системное и поэтому „сверхчувственное“ качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный телесный индивид со всеми его врождёнными и приобретёнными свойствами» [Леонтьев 1983, с. 385].

Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека" [Леонтьев 2002, с. 177−178].

На первый взгляд кажущиеся несовместимыми определения личности В. М. Бехтеревым (личность есть индивид) и А. Н. Леонтьевым (Личность ф индивид) на самом деле не противоречат друг другу. Они различаются лишь акцентами: В. М. Бехтерев делает упор на том, что личность есть индивид как биосоциальное явление, а А. Н. Леонтьев кладёт в основание представлений о личности тот факт, что личность — это «особое качество, которое приобретается индивидом в обществе».

Из философских определений личности за основу нами взято следующее: Личность — это «динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности» [Философский словарь 1991].

С учётом представлений о личности в психологии и философии мы выработали свой подход к характеристике человека как личности, основывающийся на лингвистическом анализе материла. Суть этого подхода в том, что каждый человек является личностью. Это доказывается тем, что, как было отмечено выше, слово личность допускает сочетаемость со словами со значениями положительной и отрицательной оценки — яркая личность, выдающаяся личность / ничтожная личность, асоциальная личность (см. раздел 1.2.2. диссертации).

Важной характеристикой личности, на наш взгляд, оказывается её социальная зрелость / незрелость, которая детерминируется по уровню личностного развития индивида, его результат социализации, в ходе которой он интернализует общественные ценности и становится полноценным членом общества.

Денотатом слова личность является человек, обобщённое представление о котором воплощается в его образе, поэтому путь к характеристике человека как такового и человека как носителя личностных качеств лежит через анализ образа человека.

III. Образ человека понимается в диссертации как «совокупность субъективно окрашенных и ассоциативно связанных непроцессуальных и процессуальных характеристик человека, стихийно формирующихся в сознании другого лица (лиц, группы лиц, поколения и т. д.) посредством восприятия, памяти и воображения и получающих отражение в языковых формах» [Чернова 2011, с. 13].

Анализ непроцессуальных и процессуальных характеристик человека реального или воплощенного в образе персонажа художественного произведения положен нами в основу характеристики образа человека, в частности, образа Обломова, персонажа И. А. Гончарова «Обломов».

1. Непроцессуальные характеристики позволяют говорить об Обломове как об образованном, думающем, хорошо воспитанном представителе среднепоместного дворянства, однако тяготеющем к традиционному, патриархальному укладу жизни. Обломову присущи такие качества, как терпимость, чуткость, доброта, стремление к прекрасному, но также его характеризует и отсутствие воли, лень, мечтательность и реакционность взглядов.

2. Анализ процессуальных характеристик даёт основание охарактеризовать Обломова как человека пассивного, сознательно пренебрегающего деятельностью, органически к ней не приспособленного.

3. Проанализировав речь как черту личности Обломова, мы пришли к выводу, что индивидуальное в его речевом поведении позволяет охарактеризовать Обломова как человека, владеющего разными речевыми стилями и употребляющего в своей речи средства различных уровней в зависимости от конкретной речевой ситуации.

IV. Обломов является личностью. Он наделён автором-повествователем определённым набором индивидуальных качеств, обусловленных факторами социального и культурного характера, которые определяют модель и тактики его поведения в разного рода жизненных ситуациях.

В процессе личностного развития Обломов не проявил себя в каком-либо виде общественно полезной деятельности, (ср.: .деятельность его была отрицательная: он не спит, читает, иногда подумывает писать и план, много ходит, много ездит. Дальнейшее же направление, самая мысль жизни, дело — остается еще в намерениях (с. 290−291)).

Определяя принадлежность Обломова к типу социально зрелой или незрелой личности, мы характеризуем его как человека, занимающего промежуточное положение на шкале социальной зрелости / незрелости.

Ср.: «Личность тем значительнее, чем полнее и шире представлена в ней — в ее делах, в ее словах, в поступках — коллективно-всеобщая, а вовсе не сугубо индивидуальная ее неповторимость. Неповторимость подлинной личности состоит именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех, лучше других и полнее других выражая „суть“ всех других людей, своими делами раздвигая рамки наличных возможностей, открывая для всех то, чего они еще не знают, не умеют, не понимают <.> личность не только возникает, но и сохраняет себя лишь в постоянном расширении своей активности, в расширении сферы своих взаимоотношений с другими людьми и вещами, эти отношения опосредствующими» [Ильенков 1991, с 413]. По словам К. А. Абульхановой-Славской, «ценность деятельности для личности связана прежде всего с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества» [Абульханова-Славская 1991, с. 152].

Таким образом, на примере конкретного персонажа мы продемонстрировали методику анализа человека как личности, свойства и качества которого эксплицируются через посредство анализа языкового материала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М., 1980.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М., 1991.
  3. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -СПб., 2001.
  4. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М., 1997.
  5. , Е. П. Внутренняя монологическая речь героя как компонент речевой структуры образа в художественном тексте Текст. / Е. П. Артеменко // Структура и семантика текста: межвуз. сб. науч. трудов. -Воронеж, 1988. -С.61−69.
  6. , Н. Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова. М., 1999.
  7. , А. Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов. М., 1984.
  8. , А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии Текст. / А. Г. Асмолов. М., 2002.
  9. , А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека Текст. / А. Г. Асмолов. М., 2007.
  10. , В. Л. Учебное пособие по социальной философии / В. Л. Бенин, М. В. Десяткина Электронный ресурс. Уфа, 1997 —. — Режим доступа: http://ru.philosophy.kiev.Ua/edu/ref/soc/filhum.html#42, свободный.
  11. , Н. А. О назначении человека Текст. / Н. А. Бердяев. М., 1993.
  12. , Н. А. Философия свободы Текст. / Н. А. Бердяев. Харьков- М., 2002.
  13. , В. М. Коллективная рефлексология Текст. / В. М. Бехтерев // Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.
  14. , В. М. Психологическое определение личности Текст. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Л. В. Куликов [сост.] М.- СПб., 2009. — С. 17−18.
  15. , Л. И. Проблемы формирования личности Текст. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.- Воронеж, 1997.
  16. Большой психологический словарь Текст. / Сост., общ. ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. СПб., 2002.
  17. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. Текст. / Под ред. А. Я. Сухарева. М., 2007.
  18. , В. В. Из истории слова «личность» в русском языке до середины XIX в. Текст. / В. В. Виноградов // История слов. М., 1994.
  19. , В. Н. Онтология личности Текст.: дисс.. доктора философ, наук / В. Н. Волков. Иваново, 2001.
  20. , Н. Н. Лингвистическая антропология. Введение в науки о человеке: курс лекций Текст. / Н. Н. Вольский. Новосибирск, 2004.
  21. , С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании Текст. / С. Г. Воркачев // Филологические науки 2001. — № 1. — С. 64−72.
  22. , Л. С. Педагогическая психология / Текст. / Л. С. Выготский. / Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1996.
  23. , Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребёнка Текст. // Психология личности. Т.2. Самара, 2002. — С. 160−164.
  24. , А. И. Былое и думы. Части 1−3 Текст. / А. И. Герцен. М., 1982.
  25. , А. И. Былое и думы. Части 4−5 Текст. / А. И. Герцен. М., 1982а.
  26. , Л. Я. О психологической прозе Текст. / Л. Я. Гинзбург. М., 1999.
  27. , И. А. Обломов Текст. / И. А. Гончаров. М., 2009.
  28. , Е. А. Пути лингвистического выражения категории автор-персонаж в художественном тексте Текст. / Е. А. Гончарова. Томск, 1984.
  29. , Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента Текст. / Е. И. Горошко. М.- Харьков, 2001.
  30. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. Текст. / В. И. Даль- совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ- [науч. ред. Л. В. Беловинский]. М., 2009.
  31. , И. А. Что такое обломовщина? Текст. / Н. А. Добролюбов // Гончаров И. А. в русской критике: Сборник статей / Вступ. ст. М. Я. Полякова- Примеч. С. А. Трубникова. М., 1958.
  32. , Н. Б. Влияние индивидуально-типологических характеристик личности студентов на представления о нравственном человеке Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Н. Б. Дрожжина. -Ставрополь, 2005.
  33. , О. В. Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Текст.: дис.. канд. филол. наук / О. В. Закирова. Казань, 2007.
  34. , Э. В. Что же такое личность? Текст. / Э. В. Ильенков // Философия и культура. -М., 1991.
  35. , Е. П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб, 2000.
  36. , Л. В. О соотносительности языковых и социальных процессов Текст. / Л. В. Калинина // Семантика. Функционирование. Текст: межвузовский сборник научных трудов / науч. ред. С. В. Чернова. — Киров, 2010.-С. 6−15.
  37. , Л. В. Семантика и функционирование в современной речи номинативных единиц звезда, элита, средний класс // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. — № 3(2). — С. 68−72.
  38. , Ю. Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной цепи Текст. / Ю. Н. Караулов // Языковое сознание и образ мира: Сб. статей / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000.
  39. , Ю. Н. Типы коммуникативного поведения носителя языка в ситуации лингвистического эксперимента Текст. / Ю. Н. Караулов // Этнокультурная специфика языкового сознания: Сб. статей / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000а.
  40. , Ю. Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. М., 2010.
  41. , О. Б. Концепт «человек телесный» : когнитивное моделирование и переносы: на материале сопоставительного анализа древнерусского и древнеанглийского языков Текст.: дис.. канд. филол. наук / О. Б. Клевцова. Тюмень, 2007.
  42. , Т. А. Менталитет русского дворянства в контексте культуры середины XVIII века Текст.: дисс.. канд. культурол. наук / Т. А. Коваленко. М., 1999
  43. , В. В. Мир человека в слове Древней Руси Текст. / В. В. Колесов.-Л., 1986.
  44. , В. В Душа и личность Текст. / В. В. Колесов // Жизнь происходит от слова. СПб., 1999.
  45. , В. В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека Текст. / В. В. Колесов. СПб., 2000.
  46. , В. В. Душа и личность Текст. / В. В. Колесов // Древняя Русь: наследие в слове. Кн.2. Добро и зло. СПб., 2001.
  47. , В. В. Мир человека в русской ментальности Электронный ресурс. / В. В. Колесов // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I / под ред. Маркова Б. В., Солонина Ю. Н.,
  48. В. В. СПб., 2001а —. — Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/kolesov/kolesov.html, свободный.
  49. Кон, И. С. Личность в философии и социологии Текст. / И. С. Кон. // Философская энциклопедия: в 5-ти т. Т. 3. — М., 1964.
  50. Кон, И. С. Социология личности Текст. / И. С. Кон. -М., 1967.
  51. Кон, И. С. Открытие Я Текст. / И. С. Кон. М., 1978.
  52. Кон, И. С. Дружба: Этико-психологический очерк Текст. / И. С. Кон. -М., 1980.
  53. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание Текст. / И. С. Кон. М., 1984.
  54. Кон, И. С. Ребенок и общество Текст. / И. С. Кон. М., 1988.
  55. Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя Текст. / И. С. 1. Кон.-М., 1989.
  56. Кон, И. С. Вкус запретного плода Текст. / И. С. Кон. М., 1992.
  57. Кон, И. С. Социальная психология Текст. / И. С. Кон. М., 1999.
  58. , В. Г. Русский язык на газетной полосе Текст. / В. Г. Костомаров. М., 1971.
  59. , В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдения над речевой практикой масс-медиа: Текст. 3-е изд., испр. и доп. / В. Г. Костомаров. -СПб., 1999.
  60. , Е. А. Иван Александрович Гончаров. Мир Творчества Текст. / Е. А. Краснощекова. СПб. 1997.
  61. , Л. П. Толковый словарь иностранных слов Текст. -М., 1998.
  62. , А. В. Концептуализация интеллектуальных характеристик человека : На материале русского и английского языков Текст.: дис.. канд. филол. наук / А. В. Крюков. Волгоград, 2005.
  63. , А. Г. Поэтика портрета в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина Текст.: автореф. дисс. канд. филол. Наук / А. Г. Кулыгина. Н. Новгород, 2008.
  64. , Ю. Н. Образовательная среда и развитие личности Электронный ресурс. / Ю. Н. Кулюткин, С. В. Тарасов // Новые знания. -2001. № 1. —. — Режим доступа: http://www.znanie.org/jornal/nl01/obrazsreda.html, свободный.
  65. , В. Н. Потребность в общении и методы её изучения Текст. / В. Н. Куницына // В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. Межличностное общение: учебник для ВУЗов. СПб.- М., Харьков, Минск, 2001.
  66. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1977.
  67. , А. Н. Избранные психологические произведения : в 2-х т. Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1983.
  68. , А. Н. Деятельность и личность Текст. // Психология личности. Т. 2. Самара, 2002. — С. 165−196.
  69. , А. N. Индивид и личность Текст. // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея, В. В. Архангельской. М., 2009. — С. 34−37.
  70. , Б. Ф. Личность в системе общественных отношений Текст. / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1981. -т.2. — С. 3−16.
  71. В. В., Толковый словарь современного русского языка Текст. / В. В. Лопатин, Е. Е. Лопатина. М., 2008.
  72. , Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII-начала XIX вв. Текст. / Ю. М. Лотман. СПб, 1994.
  73. , Ю. М. Пушкин Текст. / Ю. М. Лотман. СПб, 2003. Мальцев, В. А. Система ценностей социального работника и психологические основания ее эффективного становления [Текст]: дис.. канд. психол. наук / В. А. Мальцев. — Кемерово, 2001.
  74. , М. К. Как я понимаю философию Текст. / М. К. Мамардашвили. М., 1990.
  75. , А. Самоактуализация Текст. // Психология личности. Тексты. -М., 1982.
  76. , В. К Психология отношений. Избранные психологические труды Текст.: под ред. А. А. Бодалева / В. Н. Мясищев. М.- Воронеж, 1995.
  77. , Н. Г. Языковые средства создания образа П. И. Чичикова (на материале поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Текст. / Н. Г. Наумова. -Киров, 2010.
  78. Новая философская энциклопедия Текст.: в 4. т. Т. 4. — М., 2010.
  79. , С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов // Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 2009.
  80. , А. В. Концепт человек в сказах И. М. Ермакова Текст.: дис.. канд. филол. наук / А. В. Пашина. Тюмень, 2006.
  81. , М. А. Проблема личности в философии : Текст лекции Текст. / М. А. Петрова. СПб., 2000.
  82. , А. В. Личность в психологии с позиции системного подхода Текст. / А. В. Петровский // Вопросы психологии 1981. — № 1. — С. 57−66.
  83. , А. В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / А. В. Петровский. М., 1982.
  84. , В. А. К пониманию личности в психологии Текст. / В. А. Петровский // Вопросы психологии 1981. — № 2. — С. 40−46.
  85. , В. А. Психология неадаптивной активности Текст. / В. А. Петровский. М., 1992.
  86. , Н. К. «Обломов» И. А. Гончарова Текст. / Н. К. Пиксанов // «Ученые записки» Московского ун-та, вып. 127. М., 1948.
  87. , Д. И. Промахи незрелой личности Текст. / Д. И. Писарев // Л. Н. Толстой в русской критике: Сб. ст. / Вступ. ст. и примечания С. П. Бычкова 3-е изд., доп. — М., 1960.
  88. , Н. С. От «индивидуальности» к «идентичности» (история понятий персональности в русской культуре).: электронный ресурс. 2008. —. — Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/954/959, свободный.
  89. , П. И. Мастерство Гончарова-романиста Текст. / Н. И. Пруцков — АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом). М.- Л., 1962.
  90. , А. В. Прием асимметричного лексического решения образов героев в художественном произведении Текст. / А. В. Разборщикова // Структура и семантика текста: межвуз. сб. науч. трудов. Воронеж, 1988. -С.46−53.
  91. , К. К науке о личности Текст. / К. Роджерс // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.
  92. , К. Несколько важных открытий Текст. / К. Роджерс // Вестник МГУ-Сер. 14. Психология 1990. — № 2. — С. 58−65.
  93. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб., 1999.
  94. , С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности Текст. // Психология личности. Т.2. Самара, 2002. — С. 227−244.
  95. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб., 2008.
  96. Русская грамматика Текст.: Т. 1. М., 1980.
  97. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. 1. От стимула к реакции Текст. / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. М. 2002.
  98. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений Текст. / под общей ред. Е. Ю. Шведовой. Т. 1. М., 1998.
  99. , М. Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / М. Ю. Семёнов. Ярославль, 2004.
  100. , Э. Речь как черта личности Текст. / Э. Сепир // Избранные труды по языкознанию и культурологи. -М., 1993.
  101. , Э. Статус лингвистики как науки Текст. / Э. Сепир // Избранные труды по языкознанию и культурологи. М., 1993.
  102. , Н. С. Пространство и время жизненного пути в русском языковом сознании Текст. / Н. С. Сергиева. СПб, 2009.
  103. , В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М., 1995.
  104. Словарь русского языка XI XVII вв. Вып. 8 (Крада — Лящина) Текст. -М., 1981.
  105. Словарь русского языка: В 4-х томах / под ред. А. П. Евгеньевой Текст.-М. 1981−1984.
  106. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор Г. В. Осипов Текст. -М., 2000.
  107. , Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования Текст. / Ю. С. Степанов. М., 1997.
  108. , Ю. С. Константы. Словарь русской культуры Текст. / Ю. С. Степанов. М., 2001.
  109. Стилистический энциклопедический словарь русского языка Текст. / Под ред.. Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородникова. М., 2003.
  110. Е. Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания Текст. / Е. Ф. Тарасов // Языковое сознание и образ мира: Сб. статей / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. — С. 24−32.
  111. Толковый словарь русского языка XXI века Текст. / Под ред. Г. Н. Скляревской.-М., 2008.
  112. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 2 Текст. М., 1935- 1940. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное [Текст] / В. Н. Топоров. -М., 1995.
  113. , С. Н. Вербализация основных концептов, представляющих интеллектуально-эмоциональную деятельность человека : на материале английской и русской фразеологии Текст.: дис.. канд. филол. наук / С. Н. Тровати. Воронеж, 2007.
  114. , Т. Б. Описание Текст. / Т. Б. Трошева // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2003.
  115. , В. И. Концептрсфера внутреннего мира человека в русском языке : Функционально-когнитивный словарь Текст. / В. И. Убийко. Уфа, 1998.
  116. , Н. В. Языковое сознание и образ мира славян Текст. / Н. В. Уфимцева // Языковое сознание и образ мира: Сб. статей / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000.
  117. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп Текст.-М., 1991.
  118. , В. И. Иерархия ассоциативных рядов слов в художественных текстах малого жанра Текст. / В. И. Ховаев // Структура и семантика текста: межвуз. сб. науч. трудов. Воронеж, 1988. — С.37—45.
  119. , Е. А. Концепт «человек» в жаргоне русских и французских студентов Текст.: дис.. канд. филол. наук / Е. А. Хомяков. Орёл, 2009
  120. , А. Г. И. А. Гончаров Текст. / А. Г. Цейтлин — АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. -М., 1950.
  121. , Г. А. Квантитативные исследования ассоциативных словарей Текст. / Г. А. Черкасова // Общение. Сознание. Межкультурная коммуникация: сб. статей / институт языкознания РАН. Калуга, 2005. — С. 227−244.
  122. , С. В. Деятельность: лингвистический анализ Текст. / С. В. Чернова. Киров, 2008.
  123. , С. В. Лингвистика и ее место в междисциплинарном научном пространстве Текст. / С. В. Чернова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008а. — № 3(2). — С. 8−13.
  124. , С. В. Процессуальные и непроцессуальные характеристики человека как основа для реконструкции его образа // Рациональное и эмоциональное в русском языке: Международный сборник науч. трудов. -М., 2012.-С. 554−558.
  125. , И. Я. Очерки стилистики художественного прозаического текста (факторы текстообразования) Текст. / И. Я. Чернухина. Воронеж,
  126. , П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2-х т. Т. I (А — Пантомима) Текст. — М., 1994.
  127. , В. И. Концепт «человек» в мифопоэтической картине мира : На материале древнегерманских героических песен, легенд, сказаний Текст.: дис.. канд. филол. наук / В. И. Чечетка. Воронеж, 2005.
  128. , А. П. Поэтика Чехова Текст. / А. П. Чудаков. -М., 1971. Чуковская, Л. К. Записки об Анне Ахматовой. Т.1. [Текст] / Л. К. Чуковская // Нева. 1989. — № 6. — С. 3−74.
  129. , Л. Н. «Языковая личность» в художественном тексте Текст. / Л. Н. Чурилина. М., 2006.
  130. , Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов Текст.: 3-е изд. / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. М., 1977.2000.
Заполнить форму текущей работой