Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Русская деривационная лексикография: история, теория, практика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшие работы В. В. Виноградова: «Толковые словари русского языка», «Основные типы лексических значений слова», «О некоторых вопросах теории русской лексикографии», опубликованные в 40−60 гг. XX в. описывают отдельные единицы морфемики и/или словообразования в разных аспектах: структурно-семантическом, функциональном, количественно-частотном и иных. Все словари, в которых рассматривается… Читать ещё >

Содержание

  • глава 1. история и современное состояние русской деривационной лексикографии
    • 1. Русская деривационная лексикография XVIII — XIX вв
    • 2. Русская деривационная лексикография XX — начала XXI в
  • Выводы
  • глава 2. типологизация деривационных словарей как проблема русской лексикографии
    • 1. Классификации деривационных словарей русского языка
    • 2. Деривационные словари русского языка ХХ-ХХ1 вв.: общая характеристика, модели представления деривационной информации в словарях разных типов
    • 1. Словари морфемной членимости слов русского языка
      • 1. 1. Алфавитные словари морфемной членимости слов русского языка
      • 1. 2. Гнездовые словари морфемной членимости слов русского языка
    • 2. Словари морфем русского языка
      • 2. 1. Словари синтагматики морфем русского языка
      • 2. 2. Толковые словари морфем русского языка
      • 2. 3. Частотные словари морфем русского языка
    • 3. Собственно словообразовательные словари русского языка
      • 3. 1. Алфавитные словообразовательные словари русского языка
      • 3. 2. Гнездовые словообразовательные словари русского языка
    • 4. Деривационно-семантические словари русского языка
      • 4. 1. Алфавитные деривационно-семантические словари русского языка
      • 4. 2. Гнездовые деривационно-семантические словари русского языка
    • 5. Комплексно-деривационные словари
    • 6. Несобственно деривационные словари русского языка, или словари с включенной деривационной характеристикой
      • 6. 1. Русские словари-корнесловы XX в
      • 6. 2. Комплексные словари русского языка
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. УЧЕБНАЯ ДЕРИВАЦИОННАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ
    • 1. Учебная лексикография как особая часть общей лексикографии
    • 2. Учебные деривационные словари русского языка
    • 3. Новый школьный морфемно-словообразовательный словарь русского языка
  • Выводы

Русская деривационная лексикография: история, теория, практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во второй половине XX в. произошла столь значительная активизация лексикографической деятельности ученых разных стран, что это явление назвали лексикографическим бумом. В рамках последнего начинает активно развиваться русская теоретическая лексикография, основы которой были заложены в классической, но актуальной и по сей день работе Л. В. Щербы «Опыт 1 общей теории лексикографии», а также в исследованиях В. В. Виноградова. Большой вклад в развитие лексикографической теории внесли также такие известные лингвисты, как В. Г. Гак, Б. Ю. Городецкий, П. Н. Денисов,.

B. В. Дубичинский, Ю. Н. Караулов, X. Касарес, В. В. Морковкин, Л. А. Новиков,.

C. И. Ожегов, 3. А. Потиха, В. А. Редькин, Ф. П. Сороколетов, А. Н. Тихонов, И. А. Ширшов и другие. Именно их исследования являются научной основой нашей диссертации.

В настоящее время лингвисты стремятся облечь результаты большинства исследований в форму словаря. Лексикографическая продукция XX — начала XXI вв. достаточно разнообразна и сложна. Появляется множество словарей разных типов, в которых описывается всё многообразие единиц современного русского языка в синхронном и диахронном аспектахот праславянской поры до наших дней.

Во второй половине XX в. началось активное изучение словообразовательной системы русского языка, особенностей её устройства и функционирования, были созданы типологии единиц словообразования и морфемики: были выделены парадигматические и синтагматические единицы морфемики, элементарные и комплексные единицы словообразования (Е. А. Земская, Е. С. Кубрякова, В. В. Лопатин, В. Н. Немченко, А. Н. Тихонов, И. С. Улуханов и др.), что привело к появлению большого количества деривационных словарей, которые.

1 Щерба Л. В. Опыт общей теории лексикографии. Основные типы словарей // Изв. АН СССР. ОЛЯ. — 1940. № 3. -С. 103−110.

2 Важнейшие работы В. В. Виноградова: «Толковые словари русского языка», «Основные типы лексических значений слова», «О некоторых вопросах теории русской лексикографии», опубликованные в 40−60 гг. XX в. описывают отдельные единицы морфемики и/или словообразования в разных аспектах: структурно-семантическом, функциональном, количественно-частотном и иных. Все словари, в которых рассматривается морфемная и словообразовательная структура русского слова или единицы морфемного или словообразовательного уровня, целесообразно назвать деривационными, понимая под деривацией процесс словопроизводства, а под дериватологиейнауку о деривации.

В результате изысканий удалось выявить около шестидесяти деривационных словарей русского языка, созданных с конца XVIII до начала XXI века. Большая часть из них, 39 словарей, создана в XX в., причем 33 словаря из 39-ти появились во второй половине XX века (после 1961 г.).

Анализ истории создания деривационных словарей обнаружил следующую закономерность. С конца XVIII в. и вплоть до 60-ых гг. XX в. создавались только словари-корнесловы, то есть гнездовые словари, содержащие группы однокоренных слов, объединённых вокруг общего корня или исходного слова без членения слов на морфемы и без показа словообразовательных отношений между однокоренными. В начале 60-х гг. XX в. начали появляться деривационные словари разных типов, как то:

— словари морфемной членимости слов, предлагающие слова, расчленённые на морфемы;

— словари морфем, в которых даётся описание минимальных значимых частей русских слов — морфем, классифицированных по месту и роли в слове, с точки зрения их сочетаемости с другими морфами, продуктивности, частотности, а также с точки зрения их роли в формировании семантики слова;

— гнездовые словообразовательные словари, предлагающие группы однокоренных слов, упорядоченных отношениями словообразовательной производности;

3 Полный список деривационных словарей см. в разделе СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, с. 170.

— алфавитные словообразовательные словари, раскрывающие поверхностную словообразовательную структуру производных слов;

— деривационно-семантические словари, в которых информация о морфемном составе и словообразовательной структуре слов объединяется с семантической характеристикой последних и др.

Значительное количество и разнообразие типов деривационных словарей во второй половине XX в. обусловили необходимость их систематизации и осмысления теоретических основ практики их создания.

Актуальность данного исследования обусловлена двумя обстоятельствами.

Во-первых, тем, что теория деривационной лексикографии в настоящее время разработана слабо. В XX в. опубликована, пожалуй, только одна значительная работа, посвященная теории и практике создания деривационных словарей. Это монография А. Н. Тихонова «Проблемы составления гнездового словообразовательного словаря современного русского языка» (Самарканд, 1971). В большинстве случаев принципы составления деривационных словарей кратко описываются в предисловиях к ним. Некоторые проблемы деривационной лексикографии освещаются в статьях [Шанский, 1963; Кузнецова, 1972; Иванова, 1977; Редькин, Сахаров, 1977; Уорт, 1983; Лопатин, Улуханов, 1984; Тихонов, 1984; Милославский, 1987; Коряковцева, 1992; Петров, 1997; Фигуровская, 2002; Николина, 2005 и др.]. Это связано прежде всего с тем, что теория самого словообразования начала активно развиваться сравнительно недавно (только с 60 гг. XX в.) и до сих пор в ней остается много нерешённых вопросов.

Во-вторых, тем, что практическая учебная деривационная лексикография на данный момент развита в значительно меньшей степени, чем аналитико-описательная, но широко востребована и потому нуждается в более глубоком осмыслении и разработке. До сих пор учебные деривационные словари составлялись по тем же принципам, что и аналитико-описательные, отличаясь от последних только минимизацией словников, и, как показал анализ, не вполне соответствовали потребностям школьника. В связи с введением в образовательный процесс инновационных технологий, подразумевающих интегрированное рассмотрение языка как системы, изучение всех разделов науки о языке в комплексе, особую значимость приобретает разработка комплексно-деривационного учебно-объяснительного словаря.

Объектом нашего исследования явились все известные нам словари, содержащие в том или ином виде деривационную характеристику слов русского языка, — 59 словарей, созданных с конца XVIII в. до настоящего времени.

Предмет исследования — функционально-прагматические и структурно-содержательные особенности деривационных словарей в целом и учебных деривационных словарей, в частности.

Цель диссертации — разработка нового комплексно-деривационного словаря для современной средней школы на основе историко-теоретического исследования системы аналитико-описательных и учебных деривационных словарей русского языка.

Под аналитико-описательной деривационной лексикографией понимается совокупность словарей, описывающих систему русского словообразования и морфемики на основе современной дериватологической теории. Под учебной деривационной лексикографией — совокупность словарей, описывающих систему русского словообразования и морфемики в учебных целях.

Для достижения цели исследования решались следующие задачи:

1. Определение теоретической базы, методологии и методики анализа деривационных словарей.

2. Выявление существующих деривационных словарей русского языка.

3. Определение характера и средств репрезентации деривационного описания слов в словарях разных типов.

4. Выделение и характеристика этапов развития русской деривационной лексикографии.

5. Выявление и анализ существующих типологий деривационных словарей.

6. Разработка новой, более полной типологии русских деривационных словарей.

7. Анализ существующих в настоящее время учебных деривационных словарей.

8: Разработка концепции, и создание нового учебно-объяснительного комплексно-деривационного словаря.

Анализ лексикографического описания словообразовательной системы русского языка в аналитико-описательных и учебных словарях опирался, во-первых, на исследования в области теории словообразования и морфемики Ю: Д. Апресяна [1995, 1997, 1999], В. В. Виноградова [1966], Г. О. Винокура [1959], В. Г. Гака [1977, 1987, 1988а, 19 886, 2001], Н. Д. Голева [1980, 1981], В. Г. Головина [1990]- Е. А. Земской [1992, 2004, 2005], А. К. Карпова [2000], Е. С. Кубряковой [1978, 1981], А. И. Кузнецовой [1987], ВВ. Лопатина [1975, 1977, 1978, 1987];

A. Ш Моисеева [1987а, 19 876, 1991], В. Н. Немченко [1980, 1984, 1986], Г. А. Пастушенкова [2004], Г. Н. Плотниковой [1988, 1989], Т. В. Поповой [1996, 2003, 2005], 3. А. Потихи [1981, 1985], М. Ф. Скорняковой [1983], А. Н. Тихонова [1987, 1991, 1998, 2003], И. С. Улуханова [1988, 1992а, 19 926, 1992 В, 1994, 2004], И. А. Ширшова [198Г, 1996а, 19 966, 1997], Н. А. Янко-Триницкой [2001], М. Н. Янценецкой [1991] и других авторовво-вторых, на исследования. по теории лексикографии в целом, а также по теории и практике составления деривационных словарей, а именно на работы П. Н. Денисова [1977а, 19 776, 1977 В, 1978; 1986],.

B. В. Дубичинского [1992, 1996, 1998, 2000], Т. Ф. Ефремовой [1996], Ю. Н. Караулова [1988], В. А. Козырева, В. Д. Черняк [2000,2004], А. И. Кузнецовой [1972, 1986], Л. Н. Засориной [1979], В. В. Морковкина [1977, 1986, 1987а, 19 876], А. Н. Тихонова [1971,1978], Э: Г. Шимчук [2003], Л. В. Щербы [1940] и других.

Методы исследования. В качестве основных использовались метод системного научного описания деривационных словарей и их типологий, а также метод обобщения, систематизации и интерпретации результатов исследования. В процессе решения частных задач привлекался метод сплошной выборки слов, предназначенных для морфемного / словообразовательного разбора, из школьных учебников по русскому языку под редакцией.

В: В. Бабайцевой и Н. М. Шанского для формирования словника нового словаряметоды семантического, грамматического, словообразовательного и морфемного анализа слов, включенных в новый. словарьметод сопоставительного анализа • аналитико-описательных и учебных деривационных словарей русского языка. В качестве дополнительного использовался прием статистической обработки данных.

Научная — новизна работы заключается' в том, что в ходе проводимых исследований, во-первых, впервые предпринята попытка научного описания истории развития: и синхронного состояния русской деривационной лексикографииво-вторых, разработана новая, более полная (по сравнению с ранее созданными) типология деривационных словарейв-третьих, создан «Школьный морфемно-словообразовательный словарь русского языка», особенностями которого по сравнению с ранее созданными являются следующие: а) актуальность для школьника включенного в словарь материала — словпредназначенных для морфемного и словообразовательного разбора в школьных учебникахб) комплексная деривационная (словообразовательная и морфемная) характеристика каждого слова в рамках одной словарной статьив) объяснительно-обучающий характер словарной статьи.

Теоретическаязначимость исследования состоит в том, что а) выявлены модели представления деривационной информации о слове в русских словарях, что послужило основой для создания научно обоснованной типологии деривационных словарей русского языкаб) созданная типология деривационных словарей позволяет более глубоко осмыслить историю становления русской деривационной лексикографии, выделить в ней основные этапыразвития, определить сущность и особенности каждого из этапов, охарактеризовать современное состояние аналитико-описательной и учебной деривационной лексикографии, выявить «белые пятна» в системе деривационных словарей, наметить направление дальнейших теоретических исследований и практических усилийв) предпринята попытка разработки теоретических основ деривационной учебной лексикографии, в частности, создана концепция деривационного словаря нового типа — комплексного, учебно-объяснительного.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что её материалы можно использовать в вузовском курсе лекций по современному русскому языку, при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров по морфемике, словообразованию и лексикографииразработанная модель описания деривационных словарей может использоваться для анализа других лексикографических изданийучебно-объяснительный деривационный словарь может эффективно использоваться в средней школе.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Русская деривационная лексикография зародилась в конце XVIII в., раньше, чем произошло теоретическое осмысление словообразования и морфемики русского языка и выделение их в самостоятельные разделы лингвистики.

2) В развитии русской деривационной лексикографии выделяются три этапа.

Первый этап — с конца XVIII до начала 60-х гг. XX в., в рамках которого словообразовательные отношения между однокоренными словами рассматривались только в «словарях-корнесловах» (гнездовых толковых словарях, содержащих группы однокоренных слов, объединённых вокруг общего корня или исходного слова, не расчлененных на морфемы и не упорядоченных отношениями словообразовательной мотивации). Эти словари являются несобственно деривационными, так как словообразовательная характеристика в них не является главной.

Второй этап — с 60-х гг. до середины 80-х гг. XX в.: в это время начинается активное развитие теории русского словообразования (отграничение его от этимологии, морфологии и лексикологии, разведение собственно словообразования и морфемики, выделение словообразовательных единиц, осмысление основных проблем и спорных вопросов в этой области), что послужило фундаментом для развития практической русской деривационной лексикографии, для создания деривационных словарей разных типов.

Третий этап — с середины 80-х гг. XX в. до настоящего времени: в этот период не только продолжается активное создание деривационных словарей, характеризующих словообразовательную и/или морфемную структуру русских слов в разных аспектах, но и предпринимаются попытки создания типологий этих словарей с целью упорядочения и осмысления накопленного опыта.

3) Представленная в диссертации новая типология деривационных словарей русского языка XVIII — начала XXI в., опирающаяся на идеи.

A. И. Кузнецовой, Т. Ф. Ефремовой, В. В. Дубичинского. А. Н. Самойлова,.

B. А. Козырева, В. Д. Черняк, учитывает: а) роль деривационной характеристики (основная/сопутствующая) в концепции данного словаряб) одноаспектость / комплексность деривационной характеристики единицыв) тип анализируемой единицы (морфема, слово, словообразовательная пара, словообразовательное, гнездо и т. д.) — г) способ описания анализируемой единицы. Разработанная типология включает в себя следующие группы словарей: 1. СОБСТВЕННО ДЕРИВАЦИОННЫЕ словари: аспектно-деривационные (морфемные, словообразовательные, деривационно-семантические) и комплексно-деривационные- 2. НЕСОБСТВЕННО ДЕРИВА1ЩОННЫЕ словари: словари-корнесловы и комплексные словари с включенной деривационной характеристикой.

4) Учебная деривационная лексикография разработана в значительно меньшей степени, чем аналитико-описательная. Существующие учебные морфемные и словообразовательные словари отличаются от аналитико-описательных только минимизацией словников, включение лексики в которые, как показал анализ, не вполне соответствует учебным целям. Кроме того, эти словари предлагают аспектную (словообразовательную или морфемную), а не комплексную характеристику слов.

5) Учебный морфемно-словообразовательный словарь русского языка должен строиться на следующих принципах: а) включать в себя лексику, актуальную для современного школьникаб) предлагать в одной словарной статье полную словообразовательную и морфемную характеристику каждого словав) иметь объяснительно-обучающий характер, вследствие чего быть более адаптированным к учебным целям, нежели созданные учебные деривационные словари. Использование словаря должно способствовать более глубокому и системному освоению учащимися разделов «Морфемика» и «Словообразование».

Апробация исследования.

Результаты исследований обсуждались на всероссийских и международных конференциях в Екатеринбурге (2000, 2002, 2007), а также на заседаниях кафедры социально-культурных технологий УГЛТУ (20 032 005) и на заседаниях кафедры русского языка УГТУ-УПИ (2006;2008).

По теме диссертации опубликовано восемь научных работ, в том числе две — в изданиях, рекомендованных ВАК (одна из них — в печати).

Школьный морфемно-словообразовательный словарь русского языка" Т. В. Поповой, Е. С. Зайковой (Екатеринбург, 2006) успешно используется учителями школ г. Екатеринбурга и Свердловской области в практике преподавания. С издательством «АСТ-ПРЕСС» заключен договор о публикации 2-го, исправленного и дополненного, издания этого словаря.

Структура работы. Диссертация включает в себя Введение, три главы, Заключение, Список литературы и три Приложения.

1. Рахнлина Е. В. О лексических базах данных // Вопросы языкознания. 1994. -Кг 4. — С. 107.

2. Потиха 3. А. Школьный словообразовательный словарь. Волгограа, 1961.

3. Типология словарей морфем А. И. Кузнецовой, содержащаяся во вступительной статье к «Словарю морфем русского языка» А. И. Кузнецовой, Т. Ф. Ефремовой (1986)45. А. И. Кузнецова делит все деривационные словари на три группы:

4. Словообразовательные словари, в которых определяются пути образования слов, словообразовательные связи производных с их производящими («Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова/М., 1978/);

5. Словари морфем, которые А. И. Кузнецова анализирует подробнее и классифицирует следующим образом:

6. I. Типология словообразовательных словарей В. В. Дубининского, А. Н. Самойлова предлагается в книге «Словари русского языка», вышедшей в Харькове в 2000 году49. Авторы выделяют следующие типы деривационных словарей.

7. Дубининский В. В., Самойлов Л. H. Словари русского языка. Харьков, 2000. — С. 197−203.

8. Толковые словари аффиксальных морфем, в которых раскрываются значения аффиксов и особенности их функционирования (нет примера50);

9. СОБСТВЕННО ДЕРИВАЦИОННЫЕ СЛОВАРИ:

10. Аспектно-деривационные словари:11.1. Морфемные словари:11.1.1. Словари морфемной членимости слов (алфавитные и гнездовые), 11.1.2. Словари морфем:11.1.2.1. Словари синтагматики морфем,.

11. Комплексно-деривационные словари.

12. НЕСОБСТВЕННО ДЕРИВАЦИОННЫЕ СЛОВАРИ:21. Словари-корнесловы,.

13. Библиографическое описание словаря;

14. Характеристика словника словаря-3. Пример словарной статьи;

15. Анализ структуры словарной статьи.

16. Словари синтагматики морфем-2. Толковые словари морфем-3. Частотные словари морфем.

17. Знак радикалаVобозначает корень в словарных статьях аффиксальных частей Словаря.

18. Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986. — С. 17.

19. Акулснко Л. М., Засорина Л. Н., Привалова М. И. и др. Образование употребительных слов русского языка // Под ред. Л. Н. Засориной. М., 1979.

20. Акуленко Л. М&bdquoЗасорина Л. Н., Привалова М. И. М., 1979. — С. 162. Анализ структуры слованой статьиАнализ принципов размещения языковых единиц в Словаре Л. Н. Засориной обнаружил, что этот словарь имеет ряд отличий от других морфемных словарей.

21. В словаре Л. Н. Засориной отсутствуют толкования заголовочных единиц и производных в гнезде, что обусловлено целью, а именно: показ наиболее продуктивных дериваций русских слов, но не описание смысловой или словообразовательной структуры слов.

22. Около каждого слова приводится цифровой статистический показатель частотности.

23. См.: Пункт 6.2 данной главы.

24. Действие по знач. глаг.: класть (8,9).

25. Часть какого-л. сооружения, сложенная из камня, кирпича и т. п. // Сложенный в известном порядке штучный материал (кирпичи, дрова и т. п.).

26. Место, где отложены яйца птиц, насекомых и т. п.КЛАДОЧКА ж. разг.

27. Уменыд. к сущ.: кладка (2).2. Ласк, к сущ.: кладка (2).МОЛОКО ср.

28. Белая питательная жидкость, выделяемая грудными железами женщин и самок млекопитающих после родов для вскармливания младенцев, детёнышей.

29. Такая жидкость, получаемая от коров, коз и некоторых других животных, употребляемая в пищу.

30. Беловатый сок в корне, стебле, листьях некоторых растений. // Беловатая жидкость, добываемая из некоторых плодов, семян растений.

31. Беловатый раствор каких-л. веществ, напоминающий такую жидкость.МОЛОКО.

32. Лицо, имеющее. звание,. чин и т. п.

33. Отвлеч. сущ. по знач. прил.:.

34. Народ, составляющий основное население.// Представители этого народа.

35. Процесс действия по знач. глаг.:.

36. Действие по знач. глаг.:. // Результат такого действия.

37. Состояние по знач. глаг.: .9. Уменьш. к сущ.:.10. Ласк, к сущ.:.11. Уничиж. к сущ.:.

38. Увелич. к сущ.:. для прилагательных:

39. Соотносящийся по знач. с сущ.:., связанный с ним.

40. Свойственный., характерный для него.3. Принадлежащий.4. Изготовленный из.5. Состоящий из.

41. Созданный, выведенный и т. п. в. (где-л.) или. (кем-л.).

42. Прил. из прич. по знач. глаг.:.8. Уменьш. к прил.:.9. Усилит, к прил.: .

43. Уничиж. к прил.:. для глаголов:1. Однокр. к глаг.:.2. Многокр. к глаг.: .3. Страд, к глаг.: .

44. Страд, к несов. глаг.:. (для двувидовых глаголов). для наречий:

45. Соотносится по знач. с прил.:.2. Уменьш. к нареч.: .

46. Шимчук Э. Г. Русская лексикография: Учебное пособие. М., 2003. — С. 118.

47. Петров А. В. Гнездовой толково-словообразовательный словарь композитов. Симферополь, 2003. — С. 4. ВОШЕБОЙК/А, -и, ж.

48. Все отсекающие сегменты производящего заключаются в круглые скобки.

49. Интерфиксальная часть форманта отделяется от её собственно суффиксальной части косой чертой.

50. Различные случаи чередования фонем отмечаются знаком ().

51. Для обозначения нулевого суффикса вводится знак (-0-).

52. Значимые для словообразования элементы подчёркиваются одной чертой: Земл (я) + е + пах (ать) |х-ш| + ец— пахать землю \.

53. Композиты с неединственной мотивацией обозначаются при помощи специального знака (0), толкуются и иллюстрируются только один раз:0 БУЗОТЁРСТВ/О, -а, ср.

54. Коряковцева Е. И. О проблеме составления толково-словообразовательного словаря // Современные проблемы лексикографии: сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Дубининского и др. Харьков, 1992. — С. 142.

55. Подробную характеристику этого словаря см. в Главе 3, § 3.

56. Улуханов И., Хебекер X., Беленчиков В., Бсленчикова Р. Русско-немецкий словарь новых слов Текст. / Под ред. Р. Беленчиковой, И. Улуханова. М.: ООО Издательский центр «Азбуковник», 2007. — 667 с.Выводы.

57. Разработанная типология включает в себя следующие группы деривационных словарей.

58. СОБСТВЕННО ДЕРИВАЦИОННЫЕ СЛОВАРИ:

59. Комплексно-деривационные словари.

60. НЕСОБСТВЕННО ДЕРИВАЦИОННЫЕ СЛОВАРИ:21. Словари-корнесловы,.

61. Комплексные словари с включенной деривационной характеристикой.

62. Словари для изучающих язык: а) для изучения носителями языка-б) для изучения иностранными учащимися.

63. Гак В. Г. О некоторых закономерностях развития лексикографии (учебная и общая лексикография в историческом аспекте) // Актуальные проблемы учебной лексикографии: сб. науч. тр. / Сост. В. А. Редькин. М&bdquo- 1977. — С. 19.

64. Гак В. Г. О некоторых закономерностях развития лексикографии (учебная и общая лексикография в историческом аспекте) // Актуальные проблемы учебной лексикографии: сб. науч. тр. / Сост. В. А. Редькин. М., 1977. — С. 11.

65. Словари пассивного типа для узнавания и понимания;

66. Дубичинский В. В., Самойлов А. Н. Словари русского языка. Харьков 2000. — С. 258. л.

67. Щерба Л. В. Опыт общей теории лексикографии. Основные типы словарей // Изв. АН СССР. Отд. лит. и яз. 1940. — № 3. — С. 103.

68. Удобство обнаружения искомого слова в словаре.

69. Точные данные учебников см. в разделе СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (Источники материала для словаря), с. 161.

70. Результаты проверки словников анализируемых учебных словарей см. в Приложении 1.

71. Потиха 3. А. Строение русского слова: Учебный словарь для зарубежных школ. — М., 1981. С. 6.

72. Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. М., 2005. — С. 4. Однако всем выше описанным словарям присущи следующие особенности, которые позволяют считать их недостаточными для учебных целей.

73. Подробнее о случаях выделения в слове нулевого суффикса см. ниже § 3 (пункт 4в) данной главы.

74. Русский язык: Практика: Учеб. пособие для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Науч. ред. В. В. Бабайцева. М., 1995. -Упр. 591.-C. 170.

75. Русский язык: Практика: Учеб. пособие для 6−7 кл. общеобразоват. учреждений / Науч. ред. В. В. Бабайцева. — M., 1996.-Упр. 273.-С. 74.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой