Концептуальный анализ текстов традиционной культуры: Тексты Vita herbae / rei и кумулятивные сказки; актуальные слова-концепты
Диссертация
Круг (первое / последнее, верх / низ), обман (воровство, измена), со бирание (соборность), гады (мыши, змеи). Таким образом, концепты репа, собака, кошка сами в свою очередь могут быть рассмотрены в качестве со ставляющих (семантических долей) других концептов русской культуры, на пример «обман», «знание», «круг», «пресмыкающиеся (гады)» и др. Наличие общих семантических сфер, кроме того… Читать ещё >
Содержание
- I. лава I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (тексты Vita herbae et vita rei и кумулятивные сказки в традиционной культуре)
- 1. Концептуальный анализ текста. Фольклорный текст
- 2. Тексты Vita herbae et vita re
- 3. Кумулятивные сказки («Репка», «Колобок»)
Глава 11. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ ТЕКСТА (Опыт реконструкции концептов, репа (реОька. горох), собака, кошка в языке и традиционной культуре) vj 1. [ 1онятие «концепт» и «концептуальный анализ слова»
§ 2. Концепт «Репа (редька, горох)»
§ 3. Концепт «Собака»
§ 4. Концепт «Кошка»
Список литературы
- Азадовский М.К. История русской фольклористики: В 2-х т. М., 1958−1963.
- Азбелев С.И. Основные понятия текстологии в применении к фольклорному . материалу // Принципы текстологического изучения фольклора. М.- Л., 1966. С. 59−71.
- Амроян И.Ф. Типология цепевидных структур. Тольятти, 2000.
- Аникин В. И. Русская народная сказка. М., 1959.
- Аникин В.П. Теория фольклора. М., 1996.
- Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1913.
- Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Семиотика и информатика. Вып.28. М., 1986. С.5−33.
- Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. М., 1974.
- Апресян Ю.Д. О языке толкований и семантических примитивах // Известия РАН. Сер. .лит. и яз., 1994. С.27−40.
- Арутюнова ИД. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136−137.
- Арутюнова ИД. О стыде и совести // Логический анализ языка: Языки этики. М&bdquo- 2000. С.54−78.
- Арутюнова ИД. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988.в.Арутюнова ИД. Язык и мир человека. М., 1999.
- Арутюнова ИД. Введение //Логический анализ языка: Образ человека в культуре и языке. М., 1999. С. 3−10.Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская речь. Новая серия. Л., 1928. Вып. 2. С.28−44.
- Байбурин А. К Ритуал в традиционной культуре. СПб, 1993.
- Байбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. Л., 1989.
- Байбурин А.К. Коды обряда и их взаимодействие // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. М., 1988. С. 139−145.
- Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. Сборник Музея антропологии и этнографии.Т.37. Л., 1981. С.215−226.
- Барт Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII. М., 1978.
- Бартминский Е. Этноцентризм стереотипа: Результаты исследования немецких (Бохум) и польских (Люблин) студентов в 1993—1994 гг. // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии. Тез. конференции. М., 1995. С. 3−5.
- Бахтин Н.Н. К вопросу о происхождении сказки // Педагогическая мысль. 1918. № 3−4. С. 61−70.
- Белова О.В. Кот наплакал: мотивационная семантика в свете народных легенд // Русская диалектная этимология: Материалы IV Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2002. С.82−85.
- Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М., 1988.3 1. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.
- Бериштам Т.А. Совершеннолетие девушки в метафорах фольклора // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 236−252.
- Бирих А.К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской фразеолог ии: Историко-этимологический справочник. М., 1999.
- Борухов Б.А. «Зеркальная» метафора в истории культуры // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С. 150−162.
- Брянцева Л.И. Роль повторов в поэтической структуре русских народных песен // Фольклор народов РСФСР. Фольклор и этнография: Общее и особенное в фольклоре разных народов. Уфа, 1990. С. 81−90.
- Булгакова Т.Д. Шаманство в традиционной культуре: системный анализ. СПб., 2001.
- Булыгина Т.В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997.АО.Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. М., 1961.41 .Вартаньян Э. В. Из жизни слов. М., 1973.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.43 .Вендина Т. И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм). М., 1998.
- Верещагин Е.М. Мир как кольцо: итеративность клише в славяно-русской гимнографии // Фразеология в контексте культуры / Отв. ред. В. Н. Телия. М&bdquo- 1999. С. 240−249.
- Верещагин ЕМ., Костомаров В. Г. Язык и культура // Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1990. С.3−19.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Дом бытия языка. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция логоэпистемы. М., 2000.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М., 1980.
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
- Веселовский А.Н. Судьба-доля в народных представлениях славян СПб., 1890. Т. 46.
- Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха // Сб. Отдела русского языка и словесности. Спб., 1883. Т.32, № 4.5 1. Виноградов В В. Русский язык. М., 1974.
- Виноградов В. В. Слово и значение как предмет историко-лексикологического изучения // Виноградов В. В. История слов / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. М., 1999. С. 5−38.
- Виноградова J1.H. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. М., 1982.
- Виноградова Л.Н. Цветочное имя русалки: славянские поверья о цветении растений // Этноязыковая и этнокультурная история Восточной Европы. М., 1995. С.231−259.
- Воробьев В.В. Лингвокультурология: (теория и методы). М., 1997.
- Воробьев В.В. Язык и культура в лингвокультурологии // Филология и журналистика в контексте культуры. Материалы Всероссийской научной конференции. Вып.1. Ростов-на-Дону, 1998. С. 3−5.
- Гак В.Г. О семантической организации повествовательного текста // Лингвистика текста. 1976.6 .Гак В. Г. Пространство мысли (опыт систематизации слов ментального поля) // Логический анализ языка. Ментальные действия. М., 1993.
- Гак В. Г. Человек в языке // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М., 1999. С.73−80.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
- Гамкрелидзе Т.В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Ч.11. Тбилиси, 1985.
- Гельгардт P.P. К вопросу о лингвистической основе фольклора и его культурно-историческом статусе // Вопросы лексикологии, стилистики и грамматики в аспекте общего языкознания. Калинин, 1977.
- Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПб., 1995.
- Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола. М., 1984.
- Головачева А.В. Картина мира и модель мира в прагматике заговора // Исследования в области балто-славянской культуры. Заговор. М., 1993. С.196−211.
- Гореликов Л.А., Лисицына Т. А. Русский путь. Опыт этнолингвистической философии. 4.1−3. Великий Новгород, 1999.
- Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
- Гуревич В.В. Модальность и семантика глагольного вида // Вопросы языкознания. 2000. № 2. С.71−79.Гурская Ю. А. Культурогенные возможности лингвистического знака: Ключевые имена в русском и белорусском языках: Автореф. дисс.канд. филолог, н. Минск, 1995.
- Гусарова Н.Д. Вариативный лексический повтор в языке севернорусских былин: Автореф. дисс.канд. филолог.н. Л., 1986.
- Давидова М.Г. Вертеп и лубочные картинки // Живая старина. 1999. № 1. С.30
- Дашкова Т.Н. Концепт «любовь» и его словесное воплощение в индивидуальном стиле А.Ахматовой: Автореф. дисс.канд.филолог.н. Воронеж, 2000.
- Дресслер В. Синтаксис текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII. М., 1978.
- Евгеньева А.П. Очерки по языку русской устной поэзии в записях XVII—XX вв.. M.-J1., 1963.93 .Елеонская Е. К вопросу о возникновении и сложении сказки // Этнографическое обозрение. 1907. № 1,2.
- Елеонская Е.Н. Некоторые замечания о пережитках первобытной культуры в русских народных сказках // Этнографическое обозрение. Т. LVIII LXIX. С. 63−72.
- Жмурко О.И. Концепт болезни по данным русских народных говоров // Лингвистика какая она есть. Лингвистика — какая она будет. Иваново, 1998. С.86−93.
- Журавлев А.Ф. Vir doctus, vir docens: К 70-летию акад. Н. И. Толстого // Вопросы языкознания. 1993. № 3. С. 110−117.
- Журавлев А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян: Этнографические и этнолингвистические очерки. М., 1994.
- Зализняк А.А. Древнейший восточнослявянский заговорный текст // Исследования в области балто-славянской культуры. Заговор. М., 1993. С. 106−109.
- Зализняк Анна А. Глагол говорить: Три этюда к словесному портрету // Язык о языке: Сб. статей / Под ред. Н. Д. Арутюновой. М., 2000. С. 381 -402.
- Звегинцев В.А. О цельнооформленности единиц текста // Известия АН СССР. Сер. Лит. и яз. 1980. Т. 31. № 1.
- Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 19 011 913. М., 1994.
- Зеленин Д.К. Магическая функция слов и словесных произведений // Сб. К Марру. М.-Л, 1935. С.507−517.
- Зеленин Д.К. Религиозно-магическая функция фольклорных сказок // С. Ф. Ольденбургу. Л., 1934.С. 215−240.
- Иванов В.В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978.
- Иванов В.В. Память языка и память фольклора // Слово в нашей речи. Рига, 1987. Вып.6.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
- Иванов В.В., Топоров ВН. Медведь // Мифы народов мира: Энциклопедический словарь. Т.2.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965.
- Иванова Т.Г. Становление понятия «вариант» в отечественной фольклористике // Русский фольклор: Материалы и исследования. Т. XXX. С. 15−19.
- Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. СПб., 1998.1 14. Ивлева Л. М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб., 1994.
- Кагаров Е.Г. К вопросу о классификации народных обрядов // Доклады АН СССР. М&bdquo- 1928.1 16. Керлот Хуан Эдуард. Словарь символов. М., 1994.
- Кибрик А.А. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. 1994. № 5. С. 126−139
- Кляус В.Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян. М., 1997.
- Коваль В.И. К происхождению фразеологических единиц: Собаку съесть // Русский язык: межвузовский сборник. Вып.5. Минск, 1985. С. 166 170.
- Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986.
- Колесов В В. Концепт культуры: Образ понятие — символ // Весгник Санкт-Петербургского университета. Сер.2. 1992. № 3. С.30−40.
- Колесов В.В. Ментальные характеристики русского слова в языке и философской интуиции // Язык и этнический менталитет: Сборник научных трудов. Петрозаводск, 1995. С. 13−24.
- Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова.». СПб., 1999.
- Колесов В.В. Философия русского слова. СПб., 2002.
- Колшанский В. Г Некоторые вопросы семантики языка в гносеологическом аспекте // Принципы и методы семантических исследований. М., 1976.
- Кошелев А.Д. О языковом концепте 'долг' // Логический анализ языка: Языки этики. М., 2000. С. 119−124.
- Красных В.В. От концепта к тексту и обратно (к вопросу о психолингвистике текста) // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. 1998. С. 53−70.
- Красс Н.А. Концепт дерева в лексико-фразеологической семантике русского языка (на материале мифологии, фольклора и поэзии): Автореф. дисс.-.к.филолог.н. М., 2000.
- Кубрякова Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова «память» // Логический анализ языка: Культурные концепты. М., 1991.
- Кузнецов A.M. Этнолингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990.
- Кукушкина Е.И. Познание, язык, культура. М., 1984.
- Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
- Куркина Л.В. Рецензия на F.Beslaj. Etimoloski slovar slovenskega jezika. Tretja knjiga. P-S. Dopolnila in uredila Marlco Snoj in Metka Furlan. Ljubljana, 1995 // Этимология. 1994−1996. M., 1997. C.204−205.
- Леви-Брюлъ Л. Первобытное мышление // Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. С. 27−372.
- Левинтон Г. А. Из лингвистических комментариев к славянскому обрядовому тексту // Славянское и балканское языкознание. Вып.4. М., 1977. С.325−349.
- Левинтон Г. А. Понятие «кода» в исследовании образа // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. М., 1988.
- Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
- Леви-Строс К. Структура и форма. Размышления над одной работой Владимира Проппа // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М&bdquo- 1985. С. 9−33.
- Левкиевская Е.Е. Семантика славянских вербальных апотропеев (белорусская традиция) // Этноязыковая и этнокультурная история Восточной Европы. М., 1995. С.260−302.
- Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура. М., 2002.
- Леонтьев А.А. Понятие текста в современной лингвистике и психологии // Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1979.
- Леонтьев А.В. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
- Летова А.Д. Опыт концептуального анализа лингвокультуремы «Русская душа» // Филология и журналистика в контексте культуры: Материалы Всероссийской науч. конф. Ростов/Д,. 1998. С. 18
- Лисицын А.Г. К вопросу о концепте // Семантика языковых единиц: Доклады 4-й международной конференции. М., 1994. 4.1.
- Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // ИАН СЛЯ. 1993. Т.52. № 1. С.3−10
- Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтьева. М., 1999.
- Лозовская Н.В. Некоторые структурные особенности русских народных сказок как отражение этноменталитета // Язык и этнический менталитет / Под ред. З. К. Тарланова. Петрозаводск, 1995. С.61−66.
- Лойтер СМ. Кумулятивная форма в детском фольклоре: генезис, функция // Язык и поэтика фольклора: Докл. Между нар.конф. Петрозаводск, 2001. С. 150−160.
- Ломтев Т.Л. Структура предложения в современном русском языке. М., 1979.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. XIX века). СПб., 1994.
- Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х тт. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992.
- Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.
- Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории // Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3-х тт. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 161 -166.
- Лотман Ю.М., Успенский Б. А. Миф Имя — Культура // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Вып.6. С.282−305.
- Мадлевская Е.А. Рассказывание сказок в Святки // Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. СПб., 2001. С. 477.
- Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М., 1996.
- Макридина М.А. Опыт анализа мотивной структуры концепта «трудолюбие» в русских народных говорах // Ономастика и диалектная лексика: Сб. науч. статей / Под ред. М. Э. Рут. Екатеринбург, 1999. С.233−237.
- Максимов С В. Крылатые слова. М., 1955.
- Мальцев Г. И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. Л., 1989.
- Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.
- Медведева А.В. Символическое значение как тип значения слова (на материале русского и английского обозначений обиходно-быговых ситуаций, предметов и явлений материальной культуры): Автореф. дисс.к. филолог.н. Воронеж, 2000.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1979.
- Мелетинский Е.М. Эдда и ранние формы эпоса. М., 1968.
- Мельчук И.А. Опыт теории лингвистической модели «Смысл <=> Текст». М., 1999.
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.
- Миллер В.Ф. Значение собаки в мифологических верованиях. М., 1876.
- Михаил Э. Этнолингвистические методы изучения народной духовной культуры // Славянский и балканский фольклор. М., 1989. С. 174−191.
- Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Свое и чужое: опыт русской фразеологии. М., 1903. Т.2.
- Мокиенко В.М. Образы русской речи. Л, 1986.
- Мокиенко В.М. Славянская фразеология. М., 1980.
- Мокиенко В.Н. О словаре русских народных сравнений // Вопросы теории и истории языка. Спб., 1993. С.173−178.
- Морозов И.А. Женитьба добра молодца: Происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы"/ «женитьбы». М., 1998.
- Москальская О.И. Грамматика текста. М., 1981.
- Нерознак В.П. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Омск, 1998. С.80−89.
- Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.
- Никитина С.Е. Культурная модель и язык (на материале народных религиозных текстов) // Филология и журналистика в контексте культуры. Материалы Всероссийской научной конференции. Вып.1. Ростов-на-Дону, 1998. С.6−8.
- Никитина С.Е. О концептуальном анализе в народной культуре // Логический анализ языка: Культурные концепты. М., 1 991.
- Никитина С.Е. Лингвистика фольклорного социума // Язык о языке: Сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. М., 2000. С.558−596.
- Никифоров А.И. Сказка, ее бытование и носители // Капица О. И. Русская народная сказка. М.-Л., 1930. С.3−12.
- Николаева Т.М. Лингвистика текста: Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII. М., 1978. С. 17−30.
- Новиков А.И. Лингвистические и экстралингвистические элементы семантики текста // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М., 1982.
- Новиков Л. А. Семантика русского языка. М., 1982.
- Пойман Э. Происхождение сознания. М., 1997.
- Опарина Е.О. Лексические коллокации и их внутрифреймовые модусы // Фразеология в контексте культуры. М., 1999. С. 139−144.
- Островский А.Б. Опахивание селения// Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2001. С.357−361
- Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М., 1996.
- Падучева Е.В. О семантике синтаксиса. М., 1974.
- Панченко Н.Н. Средства объективации концепта «обман» (на материале английского и русского языков: Автореф. дисс.к.филолог.н. Волгоград, 1999. С. 5.
- Першко М. С. Композиты с корнем *guz- в русской ономастике и апеллятивной лексике // Русская диалектная этимология: Материалы IV Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2002. С.75−76.
- Плотникова А.А. Слав. *viti в этнокультурном контексте // Концепт движения в языке и культуре. М., 1996. С. 104−114.
- Плотникова А. А., Усачева В. В. Горох // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 1995. Т. 1. С. 523−526.
- Померанцева Э.В. Межэтническая общность поверий и быличек о полуднице // Славянский и балканский фольклор. М., 1978. С. 143−158.
- Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. СПб., 1903.
- Попова 3. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж, 1999.
- Посох А.В. Компонентный анализ семантики // Методы изучения лексики. Минск, 1975. С.38−48.
- Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988.
- Постовалова В.И. Лингвокультурология в свете антропологической парадигмы // Фразеология в контексте культуры / Отв. ред. В. Н. Телия. М., 1999. С.25−33.
- Потебня А.А. Из записок по русской словесности. Харьков, 1905.
- Потебня А.А. Мысль и язык. Одесса, 1922.
- Потебня А.А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий // Чтения в московском обществе любителей истории и древностей российских. Кн.З. М., 1865. С.128−134.
- Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. Харьков, 1860.
- Потебня А.А. Этимологические заметки: он собаку съел на. II РФВ. 1882. Т.7. № 1. С. 72−75.
- Пропп В.Я. Кумулятивная сказка // Пропп В. Я. Поэтика фольклора: Собр. трудов. М., 1998. С. 251−268.
- Пропп В.Я. Русская сказка. М., 2000.
- Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования). СПб., 1995.
- Пропп В.Я. Специфика фольклора // Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976. С. 16−33.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность // Пропп В. Я. Поэтика фольклора: Собр. трудов. М., 1998. С. 301−334.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000.
- Проскуряков М.Р. Концептуальная структура текста: лексико-фразеологическая и композиционно-стилистическая экспликация: Автореф. дисс.д.филолог.н. СПб., 2000.
- Прохвачева О.Г. Лингвокультурный концепт «приватность» (на материале американского варианта английского языка): Автореф. дисс.к. филолог.н. Волгоград, 2000.
- Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
- Родионова И.В. К вопросу о методике реконструкции народного ментального образа Бога // Ономастика и диалектная лексика: Сборник научных трудов. Вып. З / Под ред. М. Э. Рут. Екатеринбург, 1999. С.214−222.
- Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
- Савенкова Л.Б. Иерархия ценностей как основа системы концептов в русской паремиологии // Филология и журналистика в контекстекультуры. Материалы Всероссийской научной конференции. Вып.1. Ростов-на-Дону, 1998. С.21−23.
- Сандомирская И. О своем. Фразеология и коллективная культурная идентичность // Фразеология в контексте культуры. М., 1999. С. 121 -130.
- Свешникова Т.Н., Цивъян Т. В. К исследованию семантики балканских фольклорных текстов // Структурно-типологические исследования в области грамматики славянских языков. М., 1973. С.197−241.
- Семенов В.А. «Город и деревня» в контексте русской ментальности // Сольвычегодск в истории русской культуры: Науч. конф.: Тезисы докладов. Сольвычегодск, 1992. С96−98.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
- Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. М., 2001.
- Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка. СПб., 1993.
- Скляревская Г. Н. Языковая метафора в словаре. Опыт системного описания//Вопросы языкознания. 1987. № 2. С. 58−65.
- Славянское и балканское языкознание. Проблемы лексикологии и семантики. Слово в контексте культуры. М., 1999.
- Слово и культура. Сборник статей памяти Никиты Ильича Толстого. М&bdquo- 1998.
- Снитко Т.Н. Предельные понятия в западной и восточной лингвокультурах: Автореф. дисс.д.филолог.наук. Краснодар, 1999.
- Соколов R.M. Художественный фольклор. Вып. 1. М., 1926.
- Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1941.
- Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.
- Степанов Ю.С. Изменчивый «образ языка» в науке XX века // Язык и наука конца XX века. М., 1995.
- Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
- Степанов Ю.С., Проскурин С. Г. Константы мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в периоды двоеверия. М., 1993.
- Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985.
- Сумцов Н.Ф. Культурные переживания. Киев, 1890.
- Суродина Н.Р. Лингвокультурологическое поле концепта «пустота» (на материале поэтического языка московских концептуалистов): Автореф. дисс.к.филолог.н. Волгоград, 1999.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
- Тарланов З.К. Этнический язык и этническое видение мира // Язык и этнический менталитет: Сборник научных трудов. Петрозаводск, 1995. С. 5−12.
- Тарланов З.К. Русское безличное предложение в контексте эпического мировосприятия // Филологические науки. 1998. № 5−6. С.65−75.
- Текст как явление культуры. Новосибирск, 1989.
- Телия В.Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры // Фразеология в контексте культуры. М., 1999. С. 13−24.
- Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996.
- Терновская О.А. Славянский дожинальный обряд. Автореф. дисс. канд. филолог, наук. М., 1977.
- Толстая С.М. К прагматической интерпретации обряда и обрядового фольклора // Образ мира в слове и ритуале. Балканские чтения 1. М., 1992. С.36
- Толстая С.М. «Житие» растений и предметов // Славянская мифология: энциклопедический словарь. М., 1995. С. 183−184.
- Толстая С.М. Время // Славянская мифология: энциклопедический словарь. М, 1995. С. 123−125 .
- Толстая С.М. Мифология и аксиология времени в славянской народной культуре // Культура и история. Славянский мир. М., 1997. С.62−80.
- Толстая С.М. О семантическом единстве обряда // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. М., 1988.
- Толстая С.М. Терминология обрядов и верований как источник реконструкции древней духовной культуры // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: Источники и методы. М., 1989. С. 215−227.
- Толстой И.И. Обряд и легенды афинских буфоний // Советская этнография. 1936. № 4−5. С. 251−256.
- Толстой Н.И. Vita herbae et vita rei в славянской народной традиции //Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал. М., 1994. С. 139−168.
- Толстой Н.И. Каков облик дьявольский // Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 250−269.
- Толстой Н.И. Культурная семантика славянского *vesel- //Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С.289−316.
- Толстой Н.И. Народная этимология и «этимологическая» магия // Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистика. М., 1995. С.317−332.
- Толстой Н.И. Неравномерность развития звеньев языковой и мифологической систем в этнолингвистическом аспекте // II Всесоюзная конференция по теоретическим вопросам языкознания. Диалектика развития языка (Тезисы докладов). М., 1980. С.149−159.
- Толстой Н.И. Проблемы реконструкции древнеславянской духовной культуры // Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С.41−63.
- Толстой Н.И. Секрет Колобка // Живая старина. 1995. № 3. С. 41−42.
- Толстой Н.И. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин // Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С.27−41.
- Толстой Н.И. Язык и культура // Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 15−27.
- Толстой Н.И., Толстая С. М. О словаре «Славянские древности» // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т.т. / Под ред. Н. И. Толстого. ТЛ: А-Г. М., 1995. С.5−14.
- Толстой Н.И., Толстая С. М. Жизни магический круг // Сборник статей к 70-летию Ю. М. Лотмана. Тарту, 1992. С. 130−141.
- Толстой Н.И., Толстая С. М. О вторичной функции обрядового символа (на материале славянской народной традиции) // Историко-этнографические исследования по фольклору. Сборник памяти С. А. Токарева. М., 1994. С.238−255.
- Топорков А.Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения Х1Х-нач.ХХ в.в. М., 1990. С.67−125.
- Топоров В.И. Древо мировое // Мифы народов мира: Энциклопедический словарь. Т.1. М., 1991. С.398−406.
- Топоров В.Н. Заметки о растительном коде основного мифа (перец, петрушка и т. п.) // Балканский лингвистический сборник. М., 1977.
- Топоров В Н. Исследования по структуре текста. М., 1987.
- Топоров В. Н Кот, кошка // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т.т. / Под ред.С. А. Токарева. М., 1992. Т.2. С. 11.
- Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Образ. Исследования в области мифологического. М., 1995.
- Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 1992. Т.2. С. 161 -164.
- Топоров В.Н. О числовых моделях в архаических текстах//Структура текста. М., 1980 С. 3−58.
- Топоров В.Н. Об индоевропейской заговорной традиции // Исследования в области балто-славянской культуры. Заговор. М., 1993. С.7−186.
- Топоров В.Н., Мейлах М. Б. Круг // Мифы народов мира. Т.2. М., 1992. С. 18−19.
- Топорова В.М. Концепт «форма» в семантическом пространстве языка (на материале русского и немецкого языков): Автореф. дисс.д.филолог.н. Воронеж, 2000.
- Тройский И.М. Античный мир и современная сказка // С. Ф. Ольденбургу. Л., 1934.
- Трубачев О.Н. Происхождение названий домашних животных в славянских языках. М., 1960.
- Трубачев О.Н. Славянская филология и сравнительность: От съезда к съезду // Вопросы языкознания. 1998. № 3.
- Тураева З.Я. Лингвистика текста и категория модальности // Вопросы языкознания. 1994. № 3. С. 105−114.
- Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
- Урысоы Е.В. Дух и душа: к реконструкции архаичных представлений о человеке // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М., 1999. С.11−25.
- Урысон Е.В. Фундаментальные способности человека и «наивная» анатомия // Вопросы языкознания. 1995. № 3. С.7−16.
- Урысон Е.В. Языковая картина мира. Обиходные представления (модель восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания. 1996. № 2. С.3−19.
- Усачева В.В. Из истории культурных растений: картофель (Solanum tuberosum L.) // Славянские этюды: Сборник к юбилею С. М. Толстой. М., 1999. С.539−550.
- Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Успенский Б. А. Избранные труды. Т.2. М., 1994. С.53−178.
- Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982.
- Уфимцева А.А. Лексическое значение: Принцип семиологического описания лексики. М., 1986.
- Фархутдинова Ф.В. Паремиологический вариант концепта память П Лингвистика какая она есть. Лингвистика — какая она будет. Межвузовск. сб. науч. трудов. Иваново, 1998. С.93−100.
- Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1977.
- Фрумкина P.M. Специфика «наивного» языкового сознания и методы его изучения // Типы языковых общностей и методы их изчения: Тезисы конференции. М., 1984.
- Фрэзер ДД. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. М., 1980.
- Харузына В.И. Время и обстановка рассказывания повествовательных произведений народной словесности // Ученые записки ин-та истории РАНИОН. 1929. Т. 111.
- Химик В.В. Поэтика низкого, или просторечие как культурный феномен. СПб., 2000.
- Хроленко А.Т. Лингвокультуроведение. Курск, 2000.
- Хроленко А.Т. Поэтическая фразеология русской народной лирической песни. Воронеж, 1981.
- Хроленко А.Т. Семантика фольклорного слова. Воронеж, 1992.
- Хроленко А.Т. Словарь языка фольклора как база этнолингвистических исследований // Слово и культура. Сборник статей памяти Никиты Ильича Толстого. Т.2. М., 1998. С.284−291.
- Нивьян Т.В. «Повесть конопли»: К мифологической интерпретации одного операционного текста//Славянское и балканское языкознание. Вып.4. М., 1977. С.305−329.
- Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. М., 1990.
- Цивьян Т.В. О концепте слова у позднего Ремизова // Славянское и балканское языкознание. Проблемы лексикологии и семантики. Слово в контексте культуры. М., 1999. С.230−248.
- Червинский П.П. Семантический язык фольклорной традиции. Ростов-на-Дону, 1989.
- Черепанова О.А. Концепт круга в структуре текста и в языке заговоров // Язык и поэтика фольклора: Докл. Междунар.конф. Потрозаводск, 2001. С. 53−59.
- Черепанова О.А. Культурный компонент семантики и прагматики слова // Проблемы русской лексикологии и лексикографии: Тезисы докладов межвуз. науч. конф. Вологда, 1998.
- Черепанова О.А. Мифологическая лексика русскогоСевера. Л., 1983.
- Черепанова О.А. Народные представления о времени в языке. «Пухлый час» // Вопросы теории и истории языка: Сборник статей к 100-летию со дня рождения Б. А. Ларина. СПб., 1993. С.141−148.
- Черепанова О.А. Очерк традиционных народных верований Русского Севера // Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. СПб., 1996. С. 1 13−181.
- Черепанова О.А. Путь и дорога в русской ментальности и в древних текстах // Мастер и народная художественная традиция русского Севера: Доклады III Между нар. науч. конф. «Рябининские Чтения -99». Петрозаводск, 2000. С.309−316.
- Чернетских Т.И. Лексико-семантическая группа «жилище» как репрезент фрагмента региональной картины мира (на материале Словаря русских говоров Алтая): Автореф. дисс. .к.филолог.н. Барнаул, 2000.
- Чистов К.В. Современные проблемы текстологии русского фольклора: Докл. на заседании Эдиционно-текстологической комиссии V Международного съезда славистов. М., 1963.
- Шанский Н.М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Опыт этимологического анализа русских фразеологизмов. М. 1987.
- Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М., 1960.
- Шевченко Е.А. Свадебный обряд Лузского района Кировской области (Функциональные аспекты поэтических жанров): Автореф. дис.канд. филолог, наук. СПб., 2001.
- Шмелев А.Д. Лексический состав русского языка как отражение «русской души» // Русский язык в школе. № 4. 1996. С. 17−24.
- Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 1973.
- Шмидт З.Й. «Текст» и «история» как базовые категории // Новое в зарубежной лингвистики. Вып. VIII. М., 1978. С. 94−95.
- Щерба Л.В. Язык и речевая деятельность. Л., 1974.
- Элиаде М. Космос и история. М., 1987.
- Этнознаковые функции культуры. М., 1991.
- Этнолингвистика текста: Семиотика малых форм фольклора. Вып. 12. М&bdquo- 1988.
- Этнолингвистический словарь славянских древностей: Проект словника. Предварительные материалы. М., 1984.
- Якобсон P.O. Грамматический параллелизм и его русские аспекты // Якобсон P.O. Работы по поэтике. М., 1987. С.99−132.
- Яковенко Е.Б. Сердце, душа, дух в английской и немецкой языковых картинах мира (опыт реконструкции концептов) // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М., 1999. С.39−51.
- Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994.
- Slownik stereotipow i simboli ludowych / Red. J. Bartminski. Tublin, 19 931 999.