Подход к составлению бизнес-плана и его структура
Описание проекта. Обязательный акцент делается в случае начала работы предприятия «с нуля» или о расширении существующей деятельности; — описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии; краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия… Читать ещё >
Подход к составлению бизнес-плана и его структура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первый подход к составлению бизнес-плана, основанный на определении личных целей бизнесмена.
На первое место при таком подходе ставится определение личных целей бизнесмена, на основе чего строится бизнес, определяются его сильные и слабые стороны. На основе анализа внешней и внутренней ситуации компании определяется перспективная цель (миссия), после чего переходят к разработке стратегии, конкретизирующей и формирующей дерево целей, и определяющей задачи и подзадачи. В задачи и подзадачи включаются трудовые и финансовые ресурсы, продукция.
Второй, основан на принятии решений и выборе наиболее приоритетного направления.
Применение подхода, когда основная цель планирования заключается в том, чтобы соотнести направление развития бизнеса с наиболее полным удовлетворением спроса на целевом рынке, учитывая в процессе разработки плана желаемый уровень рентабельности, ограничения внешней бизнес-среды, включающей построение эффективных взаимоотношений с потребителями, поставщиками и конкурентами. Замысел плана формируется в три этапа, которые включают постановку реалистичных целей; выбор наиболее оптимальной рыночной позиции для компании (рыночной ниши); разработку комплекса мероприятий для достижения желаемых результатов.
Бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит для выработки стратегии выживания предприятия; составления плана проведения реорганизационных процедур; организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении; обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.
В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии. Бизнес-планы ориентированы прежде всего на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.
Традиционная структура бизнес-плана, включает: краткое содержание (резюме), характеристику отрасли, описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценку возможных рисков и страхование [9].
Типовая структура инвестиционного бизнес-плана:
- — обзорный раздел (резюме);
- — описание предприятия;
- — описание продукции (услуг)
- — анализ рынка
- — производственный план
- — план сбыта
- — финансовый план
- — анализ чувствительности проекта
- — экологическая и нормативная информаций
- — приложения
Титульная страница бизнес-плана носит информационный характер, содержит, как правило, массу информации о том, какое предприятие описывается в бизнес-плане. Все реквизиты организации. Обязательно указываться суть и цели проекта, кратко, одной-двумя фразами. Так же содержит информацию о составителях бизнес-плана. Последней строчкой титульной страницы является год составления бизнес-плана.
Обзорный раздел Резюме включает наименование проекта; характеристику организации, обращающейся за предоставлением средств; наименование; указывается организационно-правовая форма; форма собственности; среднесписочная численность; уставной фонд; оборот за последний год; все реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета); фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта. При составлении резюме стараются лаконично описать привлекательность и прибыльность направления бизнеса, сферы вложения средств, выводы по направлениям дальнейшего развития.
Описание проекта. Обязательный акцент делается в случае начала работы предприятия «с нуля» или о расширении существующей деятельности; - описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии; краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия; описание ситуации на рынке отечественном, зарубежном и в отрасли; информация о преимуществе продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние; освещается информация о долгосрочных и краткосрочных целях проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени; краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели; степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами; потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться инвесторам.
В случае, если заявитель является физическим лицом, то инвестор должен знать, каким имуществом он владеет. Так же указывается наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т. д., ключевые экономические показатели эффективности проекта; возможные риски и система страховок.
В случае необходимости или возможности привлечения иностранных инвесторов резюме составляется как на русском, так и на английском языках. В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной в бизнес-плане информации.
Описание предприятия. Здесь необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке. Изложить цели и задачи на ближайший период и на перспективу; перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия; события, повлиявшие на развитие предприятия; финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время; организационная структура и кадровый состав; тенденции в сбыте продукции в ближайшее время и в перспективе; основные достижения предприятия; показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года; преимущества предприятия; какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие; объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием; долю предприятия на рынке и тенденции развития. Указать информацию о рекламе, сезонности бизнеса, о том как увеличить долю предприятия на рынке; используемые ноу-хау; территориальное расположение клиентов; основных конкурентов и их сильные стороны; уровень технологии; анализ издержек; с какими проблемами сталкивается предприятие; анализ сильных и слабых сторон предприятия (качество продукции и услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента). А так же географическое положение предприятия; ближайшие транспортные сообщения.
Описание продукции. Здесь представлена подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, ее функциональное назначение, для каких целей она предназначена, примеры использования, стоимость в зависимости от объемов производства, технологичность и универсальность, соответствие принятым стандартам, стадию продукта на текущий момент (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т. п.). Требования к контролю качества, требования к подготовке пользователей, требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию, возможности для дальнейшего развития продукта, патентно-лицензионная защита.
Производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства. Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке: описание функциональных и потребительских свойств конкурирующих продуктов, принципы ценообразования конкурентов, способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами.
Исследования и разработки, здесь говорится о цели и описание планируемых НИОКР, существующие технологические риски, технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достижений влиять или повлиять в будущем на деятельность предприятия, описание концепции развития продукта следующих поколений.
Финансирование, здесь описывается принятая концепция ценообразования, оптимальные размеры заказов и формы оплаты, условия приобретения сырья, материалов и комплектующих, уровень запасов, производственная кооперация.
Анализ рынка — этот раздел информирует о том, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке. Необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски. Определить характеристику рынка, его размеры (регион, РФ, СНГ, мировой рынок), уровень и тенденции развития рынка, рассмотреть динамику цен на рынке за последние 5 лет, специфические особенности, независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем, предполагаемую долю рынка, которую займет продукция предприятия. А так же планы относительно зарубежных рынков, экспортный потенциал и особые цели на рынке.
Дает характеристику потребителей продукции, т. е. раскрывает тип потребителя (покупатели, производители, единичные самостоятельные потребители и т. п.), их географическое расположение, их мнение о продукции.
Рассказать о стратегии продвижения продукции на рынок: рассчитать цены и обосновать ценовую политику; систему распределения (продаж) в настоящее время и в перспективе; рекламе; стимулировании сбыта; сервисного и гарантийного обслуживания; связи с общественностью.
Рассматривает конкурентов, т. е перечень предприятий — основных конкурентов; их сильные и слабые стороны; их финансовое положение; уровень технологии; удельный вес в обороте рынка; используемые конкурентами стратегии маркетинга; возможную реакцию конкурентов.
Производственный план. Подробным образом описывает путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Следует отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане (сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков мероприятий и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.
Описание технологического процесса включает: обеспеченность сырьём, оборудованием, комплектующими, энергией; потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования; потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях; потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок; требования к источникам энергии и их доступность; требования к подготовке производства; возможности совершенствования технологии производства; требования к контролю качества на всех этапах производства продукции. Требования к квалификации и наличие необходимого персонала: административный персонал; инженерно-технический персонал; производственный персонал; условия оплаты и стимулирования; условия труда; структура и состав подразделений; обучение персонала; предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.
План сбыта. Должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды и показывать: цену продукции; методы ценообразования и установления гарантийного срока; схему реализации продукции (с авансом, в кредит, на экспорт); размеры скидок; время на сбыт; уровень запасов; процент потерь; условия оплаты (по факту, с предоплатой, в кредит); время задержки платежа.
Финансовый план. Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, в случае, если речь идет об инвестициях). Необходимо подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Описываются условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Следует четко отражать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть освещены условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.
Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам): изменение курса рубля к доллару; перечень и ставки налогов; рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта); формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т. д. порядок выплаты займов, процентов по ним и т. д. Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами: отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам); планом движения денежных средств (Кэш-Фло); балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени). Можно представить график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов. В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта. Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту [10].