Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные виды творческой деятельности дошкольника

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уже с четвертого года жизни, у ребенка появляется способность идти восходить от мысли к действиям и воображение приобретает целенаправленный характер. В среднем и старшем дошкольном возрасте воображение переходит на вторую ступень развития, поскольку для данного возраста характерно ступенчатое планирование. Затем, ребенок начинает планировать свою деятельность. Это говорит о том, что воображение… Читать ещё >

Основные виды творческой деятельности дошкольника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период дошкольного детства закладывается фундамент для дальнейшего общего развития ребенка. Значительную роль в развитии ребенка играет поддержка и развитие качеств, которые являются специфическими для дошкольного возраста, поскольку, уникальные возможности, заложенные в нем, не повторяются, и в дальнейшем наверстать упущенное будет очень сложно. В период дошкольного детства развитие ребенка происходить стремительно и как никогда бурно. Активно развивается психика ребенка и его творческие способности. Наиболее часто творческий процесс рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, которая обеспечивает дальнейший плодотворный процесс выполнения самых разнообразных видов деятельности.

Поддьяков Н.Н., писал, что в возрасте от 4 до 6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих познанию детьми внешней среды, разбору предметных свойств и явлений и взаимодействию с ними в целях их изменения Поддьяков Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 2012. — С. 322.

Детский уровень умственного развития, соответствует наглядно-действенной форме мышления, и выступает первоначальным этапом в развитии индивидуально — психологических особенностей личности, которые в дальнейшем определяют степень творческих способностей. Для старшего дошкольного возраста характерно интенсивное формирование логического мышления, которое определяет возможную перспективу развития творческих способностей. С накоплением опыта практических действий, определенного уровня развития памяти, воображения, восприятия предметов и явлений, ребенок становится более уверенным в своих силах, что в свою очередь сопровождается постановкой все более разнообразных и сложных целей, для достижения которых необходима волевая регуляция поведения.

Ребенок в возрасте 6−7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.

Исследования, проводимые Выготским Л. С., Запорожцем А. В., Леонтьевой А. Н. и другими, свидетельствуют о том, что для старшего дошкольного возраста, по сравнению с ранним детским возрастом, характерно появление творческого вида деятельности Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 2011. — С. 154. Отличительные черты данного вида деятельности заключаются в том, что, благодаря ему, зарождается возможность восходить от мыслительной деятельности к разрешению какой — либо ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, педагоги и психологи, при характеристике особенностей творческой деятельности детей дошкольного возраста, отмечают ее специфичность.

Например, в дошкольном возрасте многие из творческих компонентов только начинают развиваться, хотя, с субъективной точки зрения, ребёнком постоянно познается что-то новое. Поддьяков Н. Н. полагал, что для детского возраста творчество является механизмом развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста Поддьяков Н. Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста. — Волгоград, 2014. — С. 132. Выготский Л. С. писал что, основным законом детского творчества является то, что его ценность заключается не в результате, не в дальнейшем творческом продукте, а в самом творческом процессе Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя/ Л. С. Выготский. — М., 2011. — С. 213.

Существует множество исследований, в которых рассматриваются проблемы развития детского творчества. В данных исследованиях отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка начинают проявляться черты, которые характеризуют его как творца. Данные черты заключаются в активных действиях и проявлении инициативы в уже освоенных приемах работы, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в использовании разных видов взаимодействия и преобразования и т. п. Калугин Ю. Е. Творческое воображение и его развитие. — Челябинск, 2012. — С. 311.

Что касается исполнительских видов деятельности, таких как: рисование, пение, театральные постановки, развитие творческой способности у детей дошкольного возраста исходит от подражания окружающим взрослым. Ребенок пытается самостоятельно перенести приобретенный опыт в повседневную жизнь, а затем приходит к творческой инициативе Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок: Монография. — М., 2012. — С. 59. Психологическую основу для творческой деятельности составляет воображение, которое представляет собой психический процесс, заключающийся в создании предметных и ситуативных образов, базирующихся на результатах их осмысления и восприятия.

Функционирование воображения происходит на различных уровнях. Степень его выраженности может быть как пассивной, так и активной. Активное воображение также подразделяется на творческое и воссоздающее. Творческое воображение связано с определением возможных результатов действий, которые открывают или создают новые явления, предметы и ситуации. Кроме того, в творческом воображении появляются представления, различающиеся по степени реалистичности и оригинальности. Оригинальность является своеобразием представлений творческого воображения — это степень их новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности.

Дьяченко О.М. считал, специфической особенностью процесса воображения, в отличие от других психических процессов, является способность выразить особенность одного объекта или явления с помощью другого, видоизменять формы репрезентации реальности Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. — М., 2013. — С. 241. В развитом виде они позволяют находить и фиксировать в творческих продуктах существенные и значимые для человека стороны предметов и явлений.

При помощи воображения образы, создаваемые в сознании, обретают детали, «оживают», что в свою очередь говорит о ценности проявления творческих способностей, особенно на этапе раннего становления творческих личностных качеств.

Выготский Л.С. называет воображение одним из наиболее важных новообразований периода дошкольного возраста, поскольку с развитием воображения происходит становление творческой личности. Воображение впервые проявляется ко второй половине третьего года жизни. Это связано с тем, что ребенок впервые начинает действовать с воображаемыми предметами и в воображаемой ситуации. Воображение в дошкольном возрасте характеризуется пассивным, воссоздающим характером, поскольку ребенок переходит от действия к мыслительной деятельности.

Уже с четвертого года жизни, у ребенка появляется способность идти восходить от мысли к действиям и воображение приобретает целенаправленный характер. В среднем и старшем дошкольном возрасте воображение переходит на вторую ступень развития, поскольку для данного возраста характерно ступенчатое планирование. Затем, ребенок начинает планировать свою деятельность. Это говорит о том, что воображение достигает достаточно высокого уровня. Создавая мысленные образы, дошкольник пользуется различными приемами, среди которых — комбинирование ранее полученных представлений, с их дальнейшим преобразованием Калугин Ю. Е. Творческое воображение и его развитие. — Челябинск, 2011. — С. 245.

В дошкольном возрасте начинают активно развиваться творческие способности в различных художественных видах деятельности: музыкальных, театральных, самодеятельных и так далее. Возрастная сенситивность и характерная для дошкольников реакция на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной творческой деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок: Монография. — М., 2012. — С. 65.

Ветлугина Н.А. описала показатели, которые позволяют определить интересы, отношения детей, их творческие способности, которые проявляются в художественном творчестве, качество творческой продукции и деятельности. Ветлугина Н. А. придерживалась комплексного подхода к рассмотрению художественно-творческих способностей, выделяя их характерные черты:

  • — способность к восприятию и переживанию прекрасного в жизни и способность видеть красоту в произведениях искусства, «входить» с легкостью в моделируемую ситуацию, испытывать эмоциональный отклик на красоту;
  • — способность заниматься творческой деятельностью, опираясь на общепринятые каноны прекрасного (выразительно читать стихи и петь, грациозно танцевать и т. д.);
  • — способность к оценке прекрасного в окружающем мире, способность различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности;
  • — способность к самостоятельному поиску и нахождению оригинальных приемов решения творческих задач Там же. — С. 66.

Исследования Ветлугиной Н. А., были посвящены творческой деятельности детей, которая основывается на приобретенных в повседневной жизни и в процессе воспитания (обучения) знаниях и умениях. Ветлугина пишет, что для исполнительской деятельности детей требуется творческая интерпретация, проявление творческой активности. Творческая интерпретация в известной мере зависит от уровня владения художественными навыками и умениями.

Следует обратить внимание и на выделенные Ветлугиной Н. А. показатели наличия творческого начала. Среди них показатели, которые характеризуют отношение детей к творчеству Там же. — С. 70.:

  • — непосредственность и искренность переживаний;
  • — «захваченность», увлеченность творческой деятельностью;
  • — активизирование силы воли, способность входить в воображаемые ситуации;
  • — наличие специальных художественны способностей, таких как: образное видение ситуации, предмета или явления, наличие поэтического, музыкального слуха, что в свою очередь позволяет успешно преодолевать творческие задачи.

Ветлугина Н.А. полагала, что творчество — это важнейшее условие и средство, способствующее развитию способности образного видения Там же. — С. 71.

Яворский Б.Л., рассматривая природу творческого процесса, писал, что существуют определенные этапы развития творческих способностей Яворский Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка. М., 2012. — С. 231.:

  • 1. Накапливание эмоций, впечатлений;
  • 2. Выражение творческой активности в различных направлениях: зрительном, сенсомоторном, речевом направлении;
  • 3. Создание двигательных, речевых, музыкальных импровизаций, проявление иллюстративности в рисовании;
  • 4. Сотворение собственных композиций, являющихся отражением эмоций, испытанных в процессе созидания;
  • 5. Собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).

Работы Яворского Б. Л. широко применяются в музыкальном воспитании дошкольников, где, к примеру, музыкально-творческие способности складываются на основе игры на инструментах, движении, пении, декламации и др.

Анализ изученной психолого-педагогической литературы выдвигает показатели творческих способностей, позволяющих выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме:

  • — оригинальность движений;
  • — эмоциональность при воплощении игрового образа;
  • — наличие выразительных средств, для воплощения образа;
  • — гибкость при принятии решений;
  • — умение находить нестандартные решения творческих задач.

Согласно проведенному обзору психолого-педагогической литературы, одним из основных требований, выдвигаемых в обучении творчеству дошкольников, является необходимость помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой