Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фонетические модификации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи (экспериментально-фонетическое исследование)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты настоящего исследования могут иметь как теоретическое, так и практическое применение. Полученные выводы дают возможность дополнить и уточнить имеющиеся сведения по ритмической организации различных еидое речевой деятельности вообще и по английскому языку в частности. Кроме того, полученные результаты могут быть применены при дальнейшей разработке и совершенствовании методов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ .IX
    • 1. 1. Некоторые концепции речевого ритма .II
    • 1. 2. Ритм б стихотворной и прозаической речи
    • 1. 3. Ритмическая структура как единица ритма речи
    • 1. 4. Цель и задачи исследования
  • ГЛАВА 2. * МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛВДОВАНИЯ
    • 2. 1. Подбор экспериментального материала
    • 2. 2. Подбор дикторов
    • 2. 3. Запись экспериментального материала
    • 2. 4. Подбор аудиторов
    • 2. 5. Проведение первичного и основного аудитивного анализов
    • 2. 6. Проведение интонографического анализа
    • 2. 7. Проведение спектрального анализа
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТИВНОГО, АКУСТИЧЕСКОГО И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗОВ
    • 3. 1. Результаты аудитивного анализа
    • 3. 2. Характеристика ритмических структур стихотворной и прозаической речи по длительности
    • 3. 3. Характеристика ритмических структур стихотворной и прозаической речи по частоте основного тона
    • 3. 4. Характеристика ритмических структур стихотворной и прозаической речи по уровню интенсивности
    • 3. 5. Результаты спектрального анализа

Фонетические модификации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи (экспериментально-фонетическое исследование) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сравнение стихотворного и прозаического текстов показывает, что и в прозаической, и в стихотворной речи наблюдаются одинаковые явления, расчлененность речи на интонационные группы, чередование ударных и безударных слогов и т. д. Однако стихотворную речь отличают от прозаической целый ряд признаков, основным из которых является характер ритмичности.

Основным признаком ритма в широком понимании этого термина является закономерная повторяемость однородных явлений. Ритм возникает в результате упорядоченного чередования подобных или соизмеримых единиц. Случайно возникающие явления, а также разнородные, несоизмеримые ритма не составляют. Следовательно, для возникновения ритма необходимо наличие определенных единиц, отграниченных друг от друга, имеющих начало и конецони должны быть сходны по своему строению, и в их движении должна быть определенная последовательность, закономерная повторяемость. Стих лишь усиливает ритмические тенденции, которые присущи языку вообще. В стихе равномерное чередование соизмеримых единиц проявляется наиболее закономерно и составляет основу данного вида речи. С этой точки зрения стихотворная речь — это один из случаев реализации речевого материала в особых условиях, которые в значительной мере определяются ритмом. Ритм стихотворной речи — явление сложное и многокомпонентное. «Ритмичность стиха, — пишет Ю. М. Лотман, — это цикличное повторение разных элементов в одинаковых позициях с тем, чтобы приравнять неравное и раскрыть сходство в различном, или повторение одинакового с тем, чтобы раскрыть мнимый характер этой одинаковости, установить отличие е сходном» [Лотман Ю.М., 1972: 45] .

Проблема ритма как явление языка и речи получила рассмотрение в многочисленных исследованиях на материале различных форм, типов и видов высказывания. Идея о стихе как особой форме речи, имеющей свои специфические языковые качества, нашла отражение в многочисленных работах, посвященных анализу понятий ритма и метра, соотношения ритма и поэтического синтаксиса, синтаксиса и поэтической семантики, синтаксиса и интонации [Леонтьев А.А., 1968: 143−150]. Применение специальных методов исследования, в частности, методов экспериментальной фонетики, позволяют по-новому оценить фонетическое оформление стихотворной и прозаической речи. Экспериментальному исследованию были подвергнуты как отдельные компоненты интонации стиха [Павлова В.И., 1968, Бычкова О. И., 1973, Милюкова Л.K.f I98lj, так и интонационный комплекс в целом [Антипова A.M., 1974]. Несмотря на то, что имеется обширная литература, посвященная вопросам ритма и ритмических единиц в различных видах речевой деятельности на материале различных языков [Барышникова К.К., 1969, 1971, Златоус-това Л.В., 1970, 1971, 1978, 1979, 1977, 1981, Бычкова О. И., 1973, Андреева Д. И., 1979, Дубинко С .А., 1982 и др.^, явление это вряд ли можно считать до конца изученным. Б частности, среди ученых нет единого мнения о том, что следует считать единицей ритма. Анализ теоретической литературы, а также данных экспериментально-фонетических исследований как отечественных, так и зарубежных авторов последних лет, позволяют в качестве единицы ритма в различных видах речевой деятельности считать: «phonetic word», «rhythmic group», «foot», «stress group», «rhythmical unit», «accentual group», фонетическое слово", «ритмическую группу», «акцентную группу», «такт» синтагму" «сверхфразовое единство’и другие.

Среди работ, посвященных исследованию ритмической организации речи, наибольшего внимания заслуживает экспериментально-теоретическое исследование А. М. Антиповой [l98l]. Б проведенном исследовании, на наш взгляд, установлены и обоснованы важные, с теоретической точки зрения, положения о ритмической организации английской речи. Автор данного исследования [Антипова A.M., 1982: 13−1б] в отдельности рассматривает ритмическую организацию стихотворной и прозаической речи и устанавливает, что в поэзии наиболее устойчивыми единицами ритма являются строка и строфа, а в прозе — ритмическая группа, синтагма и сверхфразовое единство. При этом, кроме того, что автор анализируемого исследования установил:

— единицу ритма е различных видах речевой деятельности;

— системный характер ритма;

— функции речевого ритматакже выявлена и роль просодии:

— в формировании ритмических единиц;

— в осуществлении связи между ритмическими единицами;

— в определении специфики ритма различных текстов.

Предлагаемая работа также посвящена исследованию ритмической организации различных видов речевой деятельности. При этом, характерная черта данной работы и ее отличительная особенность от вышеназванного экспериментально-теоретического исследования A.M.Антиповой заключается в выявлении устойчивой единицы ритма в одинаковых, с точки зрения лексического состава и синтаксических конструкций, стихотворных и прозаических текстах. Применение метода активного экспериментирования заключающегося в трансформации стихотворной речих в прозаическую, позволило получить необходимый и соответствующий для данного исследования экспериментальный материал.

Применяемая в предлагаемом исследовании методика разработана в лаборатории структурной и прикладной лингвистики МГУ им. М. В. Ломоносова и принята за основу в ряде экспериментально-фонетических исследований проф. Л. В. Златоустовой и О. И. Бычковой на материале русского языка.^ Согласно данным, полученным в исследованиях вышеназванных авторов, по выявлению единицы ритма и ее просодического оформления, таковой является ритмическая структура. Именно указанная единица ритма характеризуется устойчивостью в ее временных и спектральных показателях.

В соответствии с отмеченным, нами была выдвинута рабочая гипотеза, согласно которой в стихотворной и прозаической речи английского языка аналогично русскому наиболее устойчивой единицей ритма может являться ритмическая структура. Для установления достоверности поставленной гипотезы был проведен аудитивный анализ. При этом целью аудитивного анализа было выявление особенностей членения стихотворных и соответствующих прозаических текстов на ритмические структуры, определение степени разброса в восприятии аудиторами границ ритмических структур. Иными словами, определялась возможность членения стихотворных и прозаических текстов на ритмические структуры. В результате аудитивного анализа была установлена правомерность членения стихотворх В настоящем исследовании мы исходим из классификации, предложенной И. Р. Гальпериным, согласно которой стихотворная речь рассматривается как разновидность стиля художественной литературы I &а1рег1п 1.Н., 1977]. При этом, вторая часть экспериментального материала — прозаическая речь соответственно также представляет собой разновидность названного стиля. Подробнее об этом см. г Златоустова Л. В. [1970, 1971, 1979, 1981], Бычкова О. И. [1973]. ь ных и прозаических текстов на материале английского языка на ритмические структуры и выявлены те ритмические структуры, которые были адекватны с точки зрения их лексического состава, слоговой длины, типов и позиций в стихотворной строке и прозаическом предложении. Иными словами, был определен основной экспериментальный материал, который затем был подвергнут электроакустическому анализу.

В данном исследовании для более полного определения особенностей акустической реализации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи на материале английского языка все исследуемые признаки были подвергнуты сравнительному анализу. Иными словами, полученные результаты сопоставлялись с соответствующими данными на материале русского языка. Сказанное позволит выявить сходные признаки, присущие как английской, так и русской ритмическим структурам в двух видах речевой деятельности.

Целью настоящей работы является исследование фонетических модификаций ритмических структур в стихотворной и прозаической речи на материале английского языка.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Выявить особенности акустической реализации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи.

2. Провести анализ полученных данных с целью определения набора фонетических признаков, характеризующих и служащих разграничению ритмических структур в указанных видах речи.

3. Провести сравнительный анализ соответствующих просодических параметров ритмических структур в стихотворной и прозаической речи на материале английского и русского языков.

В результате проведенного исследования в соответствии с целью и задачами было установлено, что наиболее информативными акустическими параметрами, характеризующими ритмические структуры в двух видах речевой деятельности, являются среднезвуковая длительность ритмических структур, суммарная длительность гласных, относительная длительность ударного гласного, значения перепадов по относительной длительности предударного и ударного гласных, ударного и заударного гласных, относительная интенсивность ударного гласного, значение перепадов по относительной интенсивности предударного и ударного гласных, ударного и заударного гласных и другие.

Причем, ритмические структуры и их компоненты в стихотворной речи характеризуются большей степенью выраженности по всем указанным параметрам.

Автор выносит на защиту следующие основные положения работы:

1. Возможность членения на ритмические структуры на материале стихотворных и прозаических текстов на уровне восприятия.

2. Информативность просодических параметров, полученных в ходе анализа стихотворных л прозаических текстов и возможность разграничения анализируемых ритмических структур с помощью этих параметров.

3. Сопоставление двух видов речевой деятельности, т. е. стихотворной и прозаической речи и выявление общих и специфических фонетических признаков оформления ритмических структур в анализируемых текстах.

Работа выполнена на кафедре фонетики английского языка Алма-Атинского педагогического института иностранных языков и в Лаборатории экспериментальной фонетики МГПИИЯ им. М.Тореза.

При этом б ЛЭФ МГПИИЯ им. М. Тореза были проведены следующие виды анализов: аудигивный, интонографический и спектральный.

Автор настоящего исследования выражает искреннюю и сердечную благодарность доктору филологических наук Потаповой Р. К. за большую помощь и консультации, оказанные в процессе работы над диссертацией.

Основные выводы, полученные в результате исследования значений уровня интенсивности, сводятся к следующим:

1. Сопоставление значений относительной интенсивности ударного гласного в ритмических структурах обоих видов речи позволяет констатировать, что ударный гласный в ритмических структурах стихотворной речи характеризуется большей степенью выраженности.

2. Сопоставление значений перепада по относительной интенсивности предударного и ударного гласных в ритмических структурах двух видов речи показало, что большие значения по указанному параметру преобладают в ритмических структурах стихотворной речи. Увеличение значений в ритмических структурах наблюдается во всех рассмотренных позициях.

3. Сопоставление значений перепада по относительной интенсивности ударного и заударного гласных в ритмических структурах обоих видов речи позволило выявить, что большие значения по указанному параметру преобладают в ритмических структурах стихотворной речи в начальной и конечной позициях.

3.5. Результаты спектрального анализа.

Решение вопрсов, поставленных в настоящей работе, обусловило проведение спектрального анализа. При этом предполагалось, что:

— данные качественных характеристик ударных гласных ритмических структур стихотворной и прозаической речи, также могут быть одним из факторов, служащих их разграничению;

— ударные гласные ритмических структур стихотворной речи т ' характеризуются наличием некоего аналога певческой форманты .

Певческая форманта является существенной особенностью вокальной речи «. в звуке певческого голоса содержится значительно больше высоких обертонов, чем в звуке обычного разговорного голоса. Особенно сильно выражены в певческом голосе высокие обертоны, с частотой 2500−3000 гц. Б звуках обычной разговорной речи максимум их спектральной энергии располагается в районе низких частот — около 300−400 гц» [Морозов В.П. 1967:94].

Спектральному анализу были подвергнуты ударные гласные /общее количество 16/ ритмических структур. обоих видов речи на материале двух языков. В ходе спектрального анализа были получены спектрограммы, обработка которых проводилась в следующем порядке:

— расшифровка спектрограмм;

— позвуковая сегментация спектрограмм;

— считывание спектрограмм с помощью аппарата мод. «Микро-фот» с объективом мод. «Юпитер-12» .

I. Указанное, в соответствии с данными спектрального анализа, характерно для стихотворной речи на материале русского языка [Златоустова Л.В. 1971:112, 1977:76].

Первичная сегментация спектрограмм предполагает членение спектрального изображения на анализируемые ритмические структуры, слова и т. д. Последующая сегментация проводится на участках, соответствующих выделенным звукам, каждый из которых состоит из определенного числа спектральных сечений /кадров/. Длительность каждого кадра равна *15 мсек.

В результате считывания спектрограмм были получены данные, которые фиксировали:

— длительность звуков;

— локализацию областей усиления энергии резонансных частот1;

— степень изменения интенсивности.

На основании полученных данных были определены следующие параметры:

— длительность анализируемого звукового сегмента;

— общее число формантных областей;

— центральное значение каждой формантной области;

— степень энергетической выраженности формантных областей.

На основе полученных данных были составлены таблицы /см. табл. 3.26 и 3.27/. В дальнейшем сопоставлялись полученные в результате обработки экспериментального материала данные по вышеуказанным параметрам, и сравнивались спектральные характеристики ударных гласных ритмических структур стихотворной речи с теми же ударными гласными ритмических структур прозаической речи.

Сопоставление абсолютных значений длительности анализируемых ударных гласных в ритмических структурах стихотворной и про.

I. В дальнейшем — формантная область. Под формантой мы понимаем максимум энергии в спектре звука. Частотная локализация формант обуславливается формой и объемом резонирующих полостей [Потапова Р.К. 1979:20]. заической речи, полученных в результате обработки спектрограмм, позеолйло еыявить тенденцию, что ударные гласные в ритмических структурах стихотворной речи характеризуются /в абсолютном большинстве случаев/ большей абсолютной длительностью по сравнению с теми же ударными гласными ритмических структур прозаической речи. Сказанное можно проследить на нижеприведенном примере сравнения абсолютной длительности ударного гласного / /V в ритмических структурах дгух еидое речи:

Диктор I Диктор 2 ]•/ в ритмической структуре //:/ в ритмической структуре стихотворной речи стихотЕорной речи.

135 мсек Ъ =150 мсек.

•'/ е ритмической структуре //:/ в ритмической структуре прозаической речи прозаической речи =105 мсек t =105 мсек.

Процентное отношение количества случаев превосходства значений, по абсолютной длительности: выделенных гласных в ритмических структурах стихотворной речи составляет 87%.

Сравнительный анализ, представленных в таблицах 3.26 и 3.27 данных значений абсолютной длительности ударных гласных в ритмических структурах обоих видов речи, позволяет констатировать, что ударные гласные выражены большей абсолютной длительностью в ритмических структурах стихотворной речи.

Анализ спектральных данных по количеству формантных областей показал, что ударные гласные ритмических структур стихотворной речи характеризуются значительно большим их количеством. Так, если выделенные гласные ритмических структур стихотворной речи характеризуются, в основном, наличием четырех и пяти формантных областей, то в ритмических структурах прозаической речи — наличием трех.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено решению одной из проблем современной фоностилистики: членению стихотворных и прозаических текстов на ритмические структуры на материале английского языка. Вопросы, связанные с раскрытием возможности членения стихотворных и прозаических текстов на материале английского языка на ритмические структуры как устойчивую единицу ритма, выявление особенностей акустической реализации указанной единицы ритма в двух видах речевой деятельности, определение набора фонетических признаков, способствующих разграничению ритмических структур в двух Еидах речи, помогут дальнейшей разработке в области исследований ритмической организации различных видов речевой деятельности.

1. На основании проведенного теоретического и экспериментально-фонетического исследования найдено и обосновано новое решение актуальной научной задачи членения стихотворной и прозаической речи на ритмические структуры на материале английского языка, что является частью одной из важнейших проблем фонетического описания речевого ритма. При решении вопроса основное внимание было уделено просодическим характеристикам речи с точки зрения их физической сущности и лингвистической значимости.

2. В результате проведения аудитивного анализа было выявлено следующее:

— наличие вариативности границ ритмических структур при членении звучащих стихотворных текстов;

— наличие стабильности границ ритмических структур при членении звучащих прозаических текстов;

— наибольшая частота встречаемости двусложных и трехсложных ритмических структур в исследуемых текстах.

3. Данные, полученные в результате исследования. длительности в ритмических структурах стихотворной и прозаической речи показали, что:

— время реализации ритмических структур в стихотворной речи превышает время реализации ритмических структур в прозаической речи, что свидетельствует о тенденции к замедлению темпа речи;

— суммарная длительность гласных в ритмических структурах стихотворной речи превышает суммарную длительность гласных в ритмических структурах прозаической речи, что позволяет предположить, что замедленность темпа речи достигается за счет долготных изменений гласных звуков;

— ударный гласный в ритмических структурах стихотворной речи характеризуется большей степенью выраженности по параметру длительности;

— соотношение по длительности предударного и ударного гласных в ритмических структурах стихотворной речи меньше, чем в ритмических структурах прозаической речи, что свидетельствует о тенденции к изохронности предударного и ударного гласных в стихотворной речи;

— соотношение по длительности ударного и заударного гласных е ритмических структурах стихотворной речи больше, чем в ритмических структурах прозаической речи, что обуславливает тенденцию к контрасту ударных и заударных гласных в стихотворной речи;

4. В результате исследования частоты основного тона ударных гласных в ритмических структурах обоих еидое речи установлено, что характеристика изменения частоты осноеного тона не может служить параметром разграничения ритмических структур двух видов речи.

5. Исследование значений уровня интенсивности в ритмических структурах обоих ендов речи позволило установить, что:

— ударный гласный в ритмических структурах стихотворной речи характеризуется большей степенью энергетической выраженности;

— изменение по интенсивности предударного и ударного гласных более контрастно в ритмических структурах стихотворной речи по сравнению с ритмическими структурами в прозаической речи;

— изменение по интенсивности ударного и заударного гласных более контрастно в ритмических структурах стихотворной речи по сравнению с ритмическими структурами в прозаической речи.

6. Б результате проведения спектрального анализа выявлено, что ударный гласный е ритмических структурах стихотворной речи характеризуется:

— большей абсолютной длительностью;

— большим количеством формантных областей;

— смещением центральных значений ^ и ^ в область еысоких частот.

Сравнение изменений вышеуказанных характеристик — временной, мелодической, энергетической, позволяет сделать еывод о том, что для вычленения ритмических структур в речевом потоке ведущей является временная. При сравнении реализаций ритмических структур в стихотворной речи с ритмическими структурами в прозаической речи временная характеристика также является наиболее индикативной. Большое значение также имеет и энергетическая характеристика. Наименее индикативной характеристикой является мелодическая, которая подчинена интонационным факторам. Членение на ритмические структуры как в стихотворной, так и в прозаической речи осуществляется достаточно адекватно на уровне еосприятия. Не менее важным выводом является тот факт, что для характеристики ударных гласных в ритмических структурах стихотворной речи достаточно индекативной является спектральная структура ударных гласных, что подтверждает выводы, полученные другими исследователями на материале русского языка.

ПодЕедя итог проведенного исследования можно констатировать, что исходная гипотеза о правомерности членения стихотворных и прозаических текстов на ритмические структуры как устойчивую единицу ритма нашла подтверждение в результате аудитивного анализа. В ходе инструментального исследования были получены данные об особенностях акустической реализации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи. На основе этих данных были выявлены фонетические признаки, характеризующие и разграничивающие ритмические структуры в деух видах речевой деятельности. Применение методов математической статистики позволило проверить надежность полученных результатов.

Результаты настоящего исследования могут иметь как теоретическое, так и практическое применение. Полученные выводы дают возможность дополнить и уточнить имеющиеся сведения по ритмической организации различных еидое речевой деятельности вообще и по английскому языку в частности. Кроме того, полученные результаты могут быть применены при дальнейшей разработке и совершенствовании методов преподавания английского языка, при составлении учебных пособий как по теоретической, так и практической фонетике, а также в практике обучения студентов чтению по размеченным текстам, при обучении смысловой значимости слов, обеспечивающей правильность логической интерпретации текстов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. О роли временного компонента в ритмической организации стиха и прозы /на материале английского языка/. В кн.: Лингвистика текста, ч. I. М.: МГПШЯ им. М. Тореза, 1974, с. 13−20.
  2. Антология русской советской поэзии. Под. ред. Белова Л. О., Винокуров Е. М., Залютин H.A., Коваленков A.A. М.: Гослитиздат, 1957, т. I, т. 2.
  3. В.А. Восприятие речевого акустического сигнала. В кн.: Тезисы 6-ой Всесоюзной акустической конференции. — М., 1968, секц. «3й.
  4. В.А. Психология речевой интонации. /Интонация и просодия/ Лекции к спец-курсу. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1976, ч. I, — 75 с.
  5. В.А. Речевая интонация. В кн.: Экспериментальная фонетика. — Минск: Изд-во ЕГУ им. В. И. Ленина, 1971, вып. 3, с. 196−213.
  6. К.К. О просодических единицах речи. В кн.: Экспериментальная фонетика. — Минск: Минск, госуд. педагог ин-т иностр. языков, 1972, с. 3−16.
  7. К.К. Ритм и интонация. В кн.: Экспериментально-фонетические исследования речи. Материалы межвузовского симпозиума /21−23 июня 1968 г./. — Минск: Вышэйшая школа, 1969, вып. 3, с. 15−26.
  8. К.К. Ритм, ударение, интонация. В кн.: Вопросы фонологии и фонетики: Тез. докладов сов. лингвистов на 7 Международ. конг. фонетич. наук. /Монреаль, 1971 г./, — М.: Академия наук СССР, 1971, с. 23−27.
  9. Л.П., Потапова Р. К. Методические рекомендации: Методика анализа просодических характеристик речи. М.: МГПИШ им. М. Тореза, 1977, — 84 с.
  10. Л.П., Потапова Р. К. Просодические характеристики речи /Методическое пособие по подбору материала, предназначенного для проведения экспериментально-фонетических исследований/.- М.: МГПИШ им. М. Тореза, 1970, 72 с.
  11. .А. Фонетика русского языка в СЕете экспериментальных данных. Казань, 1930, — 357 е., ил. Большей Л. Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики.- М.: Наука, 1965, 464 с. с. 294.
  12. Л.В., Зиндер Л. Р. Светозарова Н.Д. Разграничение слов в потоке речи. Вопросы языкознания, 1968, № 2, с. 68−81.
  13. Всеволодский-Гернгросс В. Теория русской речевой интонации. Петербург: Госуд. изд-во, 1922, 128 с. Гайденков Н. М. Русские поэты 19 Еека. Хрестоматия. — М.: Учпедгиз, 1964, — 943 с.
  14. М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика.- М.: 1974, 487 с.
  15. .П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы.- М.: Наука, 1973. 275 с.
  16. С.А. Фоностилистическая дифференциация акцентно-рит-мических структур английской фразы /эксперим. исследование/: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук.- Минск, 1982. 23 с. В надзаг.: Минск, госуд. пед. ин-т иностранных языков.
  17. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 370 е., ил.
  18. В.М. Введение в метрику. Теория стиха. Л.: Academia, 1925.-286 с.
  19. В.М. Рифма, ее история и теория, — Academia, 1925. -537 с.
  20. Л.В. Временные характеристики русской речи. В кн.: Proceedings of the Sixth International congress of phonetic sciences (Prague, 7−13 Sept.1967)» — Prague: Academia publishing house of the Czechoslovak Academy of Sciences, 1970, с 1075—1077.
  21. Л.В. Фонетические единицы русской речи /эксперим. исследования/: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. филол. наук. М.: 1970, — 30 с. — В надзаг.: Моск. госуд. ун-т им. М. В. Ломоносова, филол. фак.
  22. Л.В., Банин A.A. Об иерархии уровней ритмического компонента русской речи. Вестник МГУ: Филология, 1978, Ji 2, с. 35−43.
  23. Л.В. О ритмических структурах в поэтических и прозаических текстах. В кн.: Звуковой строй языка. — М.: Наука, 1979, с. I09-II4.
  24. А. Поэтический словарь. М.: Издат-е0 Сое. Энциклопедия, IS66, — 375 с.
  25. Н.Д. Вводно-фонетический курс немецкого языка. Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. языкое. -'М.: Высшая школа, 1978, 128 е., ил.
  26. И.И. Современный русский язык. Порядок слое и актуальное членение предложения. М.: Просвещение, 1976, — 239 с.
  27. A.A. Исследование поэтической речи . В кн.: Теоретические проблемы советского Языкознания. — М.: Наука, 1968, с. 143−150.
  28. Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972, — 270 с.
  29. В.П. Тайны вокальной речи. Л.: Наука, 1967, — 204 е., ил.
  30. Овсяннико-Куликовский Д. Н. Теория поэзии и прозы /Теория словесности/. М -Пг, 1923, — 96 с.
  31. ПотапоЕа Р.К. О комплексном характере временных модификаций слога е потоке речи /эксперим.-фонетич. исследование наматериале русского языка/ В кн.: Русский язык /Сборник статей/- М.: Изд-во Русский язык, 1977, с. 212−221.
  32. ПотапоЕа Р.К. Экспериментально-фонетическое исследование сегментного уровня языков /текст лекций спецкурса/. М.: МГПИШ им. М. Тореза, 1979, — 99 с.
  33. Л.И. От редактора. В кн.: Шпигели Г. А. Техника стиха. — М.: Гослитиздат, i960, с. 3−6.
  34. Г. П. Проблемы теоретической фонетики и фонологии. Л.: Наука, 1969, — 100 с.
  35. Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М.: Сое. писатель, 1965, — 301 с.
  36. Г. Акустическая теория речеобразования. Под. ред. Григорьева B.C. М.: Наука, I960, — 284 е., ил. Фрай Д. Б. Просодия. Учебн. пособие. — М.: МИШ им. М. Тореза, 1973, — 91 е., ил.
  37. ХолшеЕНИков В. Е. Осноеы стиховедения. Русское стихосложение. Пособие для студентов филол. фак-та. Л.: Изд-во Лениград. ун-та, 1962, — 152 с.
  38. С.В. Ритм, и смысл. К изучению поэтики Пушкина. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. 272 с.
  39. Г. П. К вопросу о ритмическом построении речи: Автореф. ¦ дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. ГЛ.: Изд-во Московского ун-та, 1974, — 23 с.
  40. P.A. Структура и функции ритма в формировании просодии Фразы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук.- Шнек, 1975, 21 с.
  41. Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1958, т. I, — 182 е., пл. Щерба Л. В. О далее неделимых еденицах языка.- Вопросы языкознания, 1962, Г? 2, с. 99−101.
  42. Л.В. Фонетика французского языка. Очерк франц. произношения в сравнении с русским. Учебное пособие .для ин-тов и фак. иностр. языков. М.: Высшая школа, 1963, изд. 7-е, — 309 с.
  43. Н.Б. О временной организации английской речи: Автореф. дис. на соиск. учен. стзп. канд. филол. науд. ГЛ.: Изд-во Моск. ун-та, 1976, — 20 с.
  44. Abercrombie D. Syllable Quantity and Enclitics in English. -ImStudies in Phonetics and Linguistics. London: Oxford Univ. pre ss, 1965, p.2 6−34.
  45. Abercrombie D. Using the Voice in Lecturing. In: Work in Progress. — Edinburgh Univ: Depart. of Linquistics, 1976, N9, p.18−69.
  46. Abercrombie D. Elements of General Phonetics.Edinburgh.Univ. press.сop.1967. -203p.
  47. Allen W.S. Living English Speech. Stress and intonation practice for foreign students. By W. Stannard Allen.3d ed.impr. London Longman, Green and Co., 1957. -196p.
  48. Allen W.S. Living English Structure.1 practice book for foreign students. By W.S.Staimard Allen 4-th ed. new impr. London, 1. ngman, 1955. 349p.
  49. Allen L.D. On Testing for Certain Stress-Timing Effects. In: Working Papers in Phonetics.-Los Angeles.Univ.of California, Hoy.1968,N10,p.47−59.
  50. Allen L.D. The Location of Rhythmic Stress Beats in English: an Experimental Study.-Language and Speech, 1972, v.15,part 1, p.72−100.
  51. Armstrong L.E. A Handbook of English Intonation. By L.E. Armstrong and Ida C.Ward.Cambridge, Heffer, Leipzig, Teubner 1942.- 124p.
  52. Anthology of English and American Verse. -M., 1972. 4−75p. Bolinger D.L. Ambiguities in Pitch Accent.-Word, 1961, v.17, N1−3,p.309−317.
  53. Bolinger D.L. Aspects of Language.-New York: Harcourt, Breice and World, 1968. 326p.
  54. Bolinger D.L. Length, Vowel, Juncture.-Linguistics, 1963, v.1, p.5−29.
  55. Bolinger D.L. Forms of English Accent, Morpheme, Order. Cambridge, Massachusetts: Harward Univ.press.1965 334p. Chatman S.a. A Theory of Meter. -The Hague: Mouton, 1965. — 229p. Classe A. The Rhythm of English Prose.-Oxford:Blackwell, 1939- 138p.
  56. Crystal D. Prosodie Systems and Intonation in English.-London: Cambridge U.P., 1969. 381p.
  57. Morris M. Speaking English. Lesson Plans for an Introductory Course in Stress, Rhythm and Intonation. -London:Univ.of London Press, 1967. -71p.
  58. O’Connor J.D. Better English Pronunciation.-London:Cambridge1. Univ. Press, 1967. -179p.
  59. O’Connor J.D. The Perception of Time Intervals.-In:Progress Report.-London:Univ.college, 1965, p.11−15
  60. Pike K.L. Abdominal Pulse Types in Some Peruvian Languages. -Language, 1957, N33,p.30−35.
  61. Pike K.L. Practical Phonetics of Rhythm Waves.-Phonetica, 1962, N8,p.9−30
  62. Pike L.L. The Intonation of American English.-Ann Arbor:
  63. Univ.of Mich. Press, 194−7. -200p.
  64. Pike K.L. Selected Writings to Commemorate the 60th Birth Day of Kenneth Lee Pike. -The HaguesMouton, 1972. -336p. Skalickova A. On Rhythm in English. -Phonetica Pragensia, 1970, N2, p.69−74.
  65. Smith A. The Timing of French with Reflections on Syllable Timing. -InsWork in Progress. -Edinburgh Univ: Depart. of Linguistics, 1976, N9.
  66. Shelly P.B. The Complete Poetical Works of P.B.Shelly. -Lon-don:E.Moxon, Son, and Co., Dorset Buildings, Salisbury Square, E.C., 1878.
  67. Ward I. The Phonetics of English. -CambridgeiHeffer, 1972. -255p.
Заполнить форму текущей работой