Скрытые смыслы и их языковое выражение в словесно-образной системе Роберта Музиля
Диссертация
Разработка вышеназванной проблемы имеет целью описание способов усмотрения скрытых смыслов (их экспликации) через анализ художественных образов и закономерностей смысловой реализации в словесно-образной системе Роберта Музиля. В связи с этой целью в диссертационном исследовании решаются следующие задачи: на основе анализа филологических работ, связанных с тематикой исследования, дать обоснование… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая. Скрытые смыслы, их природа н место в структуре художественного текста
- 1. 1. Скрытые смыслы как онтологическая категория худо жест венных текстов
- 1. 2. С крытые смыслы в структуре текста
- 1. 3. Конфигурация скрытых смыслов в художественном тексте
- 1. 4. Смысл в трактовке современных лингвистических учений
- 1. 5. Скрытые смыслы в свете герменевтических учений
- Выводы, но первой главе
- Глава вторая. Художественный образ как* средство актуализации скрытых смыслов
- 2. 1. Концепция художественного образа в свете лингвистических учений современности
- 2. 2. Тропы и их функциональная значимость
- Выводы по второй главе
- Глава третья. Словесные образы как средства концентриро-. ванного выражения скрытых смыслов в прозе Роберта Музилн
- 3. 1. Художественный стиль как реализация эстетической целостности
- 3. 2. Основные принципы изображения действительности в романах «Смятения воспитанника Тёрлеса «и ''Человек без свойств»
- 3. 3. Образы внешнего мира в «Терлесе» и «Человеке без свойств» как средства выражения скрытого смысла «духовной пустоты»
- 3. 4. Словесные образы, реализующие скрытый смысл «духовного одиночества главного героя как следствия противопоставления себя обществу»
- 3. 5. Словесные образы как средства представления скрытого смысла «раздвоенности личности главного героя»
- 3. 6. Словесные образы как средства выражения идеи «иного состояния» и скрытого смысла «поиска истины»
- 3. 7. Основные характеристики стиля Роберта Музиля
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Авденина О.Ю. Смысловой компонент в интерпретации художественного текста // Исследования по художественному тексту (Мат-лы Ш-х Саратов, чтений по художественному тексту- июнь 1994). — Саратов: Саратов, гос. пед. ин-т, 1994.-С. 73−74.
- Адмони В. Г. Система форм речевого высказывания. СПб.: Наука, 1994. -152 с.
- Адмони В.Г. Теоретическая грамматика немецкого языка: строй современного немецкого языка. -М.: Просвещение, 1986. 336 с.
- Адмони В.Г. Поэтика и действительность. Л.: Советский писатель, Ленингр. отделение, 1975. — 309 с.
- Адмони В.Г. Синтаксическое напряжение в стихе и прозе. Инвариантные синтаксические значения и структура предложения. М.: Наука, 1969.-С. 16−26.
- Азнаурова Э.С. Прагматика художественного слова. Ташкент: Фан, 1988.-368 с.
- Античные теории языка и стиля. (Общ. ред. О.М. Фрейденберг) СПб.: Алетейя: Кренов, 1996. — 332с.
- Арнольд И. В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения // Вопросы языкознания АН СССР № 4, 1982, С. 83−91.
- Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования), -Л.: Просвещение. Ленинград, отд-ние., 1981. -295 с.
- Арнольд И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Ин. яз. в шк., 1978, № 4, С. 23−31.
- Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. — 511с.
- Арутюнова Н.Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике // Извест. АН СССР. Сер. Лит. и яз. 1973, т. 32 № 1.
- Атлас А.З. Интерпретация поэтического текста. СПб.: СПб. Унив-т экономики и финансов, 1993. — 64 с.
- Атоян К.З. Грамматическое оформление субстантивных лексических метафор в современном немецком языке. Автореф. дис.. канд. филол. наук. -М.: 1975.-32 с.
- Балли Ш. Французская стилистика. М.: Иностранная лит-ра, 1961. -394 с.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Переводы с фр. М.: Прогресс, 1989.-615 с.
- Барт Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике, вып. VIII. Лингвистика текста. -М.: Прогресс, 1978. С. 442−449.
- Баталов Э.Я. В мире утопии. Пять диалогов об утопии, утопических сознаниях и утопических экспериментах. М.: Политиздат, 1989. 319 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Ис-во, 1986. -445 с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. — 363 с.
- Белобратов А.В. Роберт Музиль. Метод и роман. Л., 1990. — 108 с.
- Белый А. Символизм: книга статей. -М.: Мусагет, 1910. 634 с.
- Белянин В.П. Библиопсихологический аспект оптимизации функционирования художественного текста II Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 169−180.
- Богатырев А.А. Текстовая эзотеричность как средство оптимизации художественного воздействия. Дис. канд. филол. наук. Тверь, 1996. -216 с.
- Богданов В.В. Семантико-синтаксическая организация предложения. -Л: ЛГУ., 1997.-83 с.
- Богин Г. И. Субстанциальная сторона понимания текста. Тверь: ТГУ, 1993. — 137с.
- Богин Г. И. Типология понимания текста. Калинин: КГУ, 1986. — 86 с
- Борхес X.JI. Поиск Аверроса. Проза разных лет. М.: Радуга, 1984. -320 с.
- Брудный А.А. Понимание текста // Загадки человеческого понимания. -М.: Полит, лит., 1991.-С. 114−128.
- Брудный А.А. Подтекст и элементы внетекстовых знаковых структур // Смысловое восприятие сообщения в условиях массовой коммуникации.- М.: Наука, 1976. С. 15.2−158.
- Брудный А.А. Фасцинация и семантически значимая информация // Киргиз. ССР. Первая республ. межвуз. лингв, конф-ция. Фрунзе: МЕГТЕП, 1966. С. 28−29.
- Быстрицкий Е.К., Филатов В. П. Познание и понимание: к типологии герменевтической ситуации // Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев: Наукова Думка, 1982. С. 229−250.
- Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев: Наукова Думка, 1988. — 238 с.
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Худ. лит., 1940. -647с.
- Виноградов В.В. О поэзии А. Ахматовой (стилистические наброски). -Л.: Фон. ин-т, 1925. 164с.
- Вознесенская И.М. и др. под ред. К. А. Роговой. Художественный текст. Структура. Язык. Стиль. СПб.: СПб. ун-т., 1993. — 182 с.
- Волков Н.Н. Что такое метафора // Художественная форма: Сб. статей. М.: Гос. Акад. худ. наук, 1927. С. 82−124.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. -М.: Ис-во, 1991. 368 с.
- Гадамер Г. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988. 699с.
- Галеева H.JI. Понимание и интерпретация художественного текста как составная часть подготовки филолога // Понимание и интерпретация текста. Тверь: ТГУ, 1994. С. 79−87.
- Гегель Г.-В.-Ф. Эстетикав 4-х томах. T.l. -М.: Ис-во, 1968. -77с.
- Гегель Г.-В.-Ф. Сочинения. Т. З. Философия духа. М.: Из-во соц,-экон. лит-ры, 1956. — 374 с.
- Гореликова М.И., Магомедова Д. М. Лингвистический анализ художественного текста. -М.: Русский язык, 1989. С. 151.
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. -М.: Лабиринт, 1974. 112 с.
- Гучинская Н.О. Границы стилистики, поэтики и герменевтики при интерпретации художественного текста // Междисциплинарная интерпретация художественного текста. СПб.: Образование, 1995. С. 44−51.
- Гучинская Н.О. Семантическое преобразование языковых единиц в художественном тексте. (Проблема языковых и поэтических тропов) // Семантика и прагматика единиц языка в тексте. Л.: ЛГПИ, 1988. С. 310.
- Дацько Ю.М. Жанрообразующая лингвистика английского социально-утопического романа. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Львов, 1986.- 15 с.
- Демьянков В.З. Интерпретация, понимание и лингвистические аспекты их моделирования на ЭВМ. М.: МГУ, 1989. — 171 с.
- Дьяченко Г. М. Полный церковно-славянский словарь. М.: Моск. патриархат: Пасад, 1993. — 1120с.
- Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. Л.: Наука, 1973.-174 с.
- Жолковский А.К. Об усилении // Структурно-типологические исследования: Сб. статей. М.: АН СССР, 1962. — С. 167−171.
- Жолковский А.К., Щеглов Ю. К. К описанию смысла связанного текста. Приемы выразительности. М.: ИЯ АН СССР. Предварит, публикации. ПГЭЛП, 1971. — Вып. 22. — 55 с.
- Заботина Т.Е. Подход к интерпретации как к действию // Филологическая герменевтика и общая стилистика. Тверь: ТГУ, 1992. — С. 54−63.
- Заводовская С.Ю. Роль индивидуальной образности в стилистической структуре поэтического текста // Сб. научных трудов. М.: Москов. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза, 1982, вып. 194., С. 31−44.
- Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. М.: МГУ., 1976.-307 с.
- Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Иностр. лит., 1962. -572с.
- Иртеньева Н.Ф. О лингвистической пресуппозиции.//Проблемы семантического синтаксиса (Лингвистическая пресуппозиция). Пятигорск: Пятигор. гос. пед. ин-т иностр. яз., 1975. С. 56−62.
- Исаева Л.А. Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Краснодар, 1996.- 19 с.
- История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. 4 т., 1пт. -М.: Ис-во, 1969. 783 с.
- Кагарницкий Ю.И. Что такое фантастика? М.: Худ. лит, 1974. — 352с.
- Кадькалова Э.П. Основы интерпретации языка художественного произведения // Исследования по художественному тексту: Мат-лы III Саратов. чтений по худ. тексту, июнь 1994. — Саратов: Саратов, гос. пед. ин-т, 1994. С. 38−48.
- Каменская О.JI. Текст и коммуникация. М.: Выс. школа, 1990. -151с.
- Камчатнов A.M. Подтекст: термин и понятие // Филологические науки, 1988, № 3, С. 40−45.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. -261 с.
- Колосова Т.А. Русские сложные предложения асимметричной структуры. Воронеж: Воронеж, ун-т, 1980. — 16 с.
- Колосова Т.А. Опыт логического анализа семантики некоторых им-пликативных конструкций в русском языке // Структурно-математические методы моделирования языка. Киев: Наукова Думка, 1970. С. 22−29.
- Кондаков Н.И. Логический словарь. -М.: Наука, 1971. 658 с.
- КФЭ Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс, 1978. -574 с.
- Кукушкина А.Т. Теоретические вопросы немецкой филологии. (Лексикология. Стилистика). Респуб. Сборник. Горький Горьк. гос. пед ин-т иностр. яз., 1974. — 92 с.
- Кукушкина А.Т. К вопросу о языковой импликации // Учен, записки Горьков. пед ин-та иностр. яз. им. Н. А. Добролюбова. Горький: Горьк. гос. пед. ин-т иностр. яз., 1968. — Вып. 38.
- Купина Н.А. Замысел автора или вымысел интерпретатора? // Исследования по художественному тексту (Мат-лы III Саратов, чтений по ху-дож. тексту- июнь 1994.) — Саратов: Саратов, гос. пед. ин-т, 1994. С. 50−51.
- Купина Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингво-смыслового анализа. Красноярск: Красноярский ун-т, 1983. — 160 с.
- Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988. -190 с.
- Кухаренко В.А. Индивидуально-художественный стиль и его исследование. Киев — Одесса: Виша школа, 1980. — 167 с.
- Типы и средства выражения импликации в английской художественной речи // Филологические науки, 1974 № 1. М: Высш. шк. С. 72−79.
- Лазарев В.В. Некоторые аспекты теории пресуппозиции// Проблемы семантического синтаксиса (Лингвистич. конф-ия). Пятигорск: Пяти-гор. гос. ин-т иностр. яз., 1975. С. 16−21.
- Лисоченко Л. В. Высказывания с имплицитной семантикой. (Логический, языковой и прагматический аспекты). Ростов-на-Дону: Ростов, ун-т, 1992.- 152 с.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Ис-во, 1976.-367с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поэзия классического. М.: Ис-во, 1975. — 775 с.
- Лотман Ю.М. От редакции У/ Труды по знаковым системам. Тарту: Тартус. ун-т, 1982. — Вып. 15. С. 3−9.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение: Ленинград. отд-ние, 1972. — 270 с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Ис-во, 1970. -384 с.
- Лотман Ю.М. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем» //Учен. Записки Тартус. ун-та. Труды по знаковым системам. -М. -III., 1967. Вып. 198. С. 130−143.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. — 319 с.
- Малахов B.C. Философская герменевтика Г.-Г. Гадамера // Г.-Г. Гада-мер. Актуальность прекрасного. -М.: Ис-во, 1991. С. 324−336.
- Марков В. Заглавие как актуализатор текста // Проблемы лингвистики текста. Verlag Otto Sanger, Miinchen, 1989. С. 19−48.
- Масленникова А.А. Лингвистическая интерпретация скрытых смыслов. СПб.: СПб. ун-т, 1990. 260 с.
- Медведева С.Ю. Проблемы стилистики: аспекты лингвистической теории метафоры// Научно-аналит. обзор. М., СССР. — Институт научной информации по общественным наукам, 1979. — 27 с.
- Мельников Г. П. О типах дуализмов яз. знака // ФН. -М: Высш. шк., 1971. № 5.
- Молчанова Г. Г. Семантика художественного текста: импликативные аспекты коммуникации. Ташкент: Фан, 1988. — 163 с.
- Мунен Ж. Бодлер в свете критики структуралистов // Структурализм «за» и «против». -М.: Прогресс, 1975. С.395−403.
- Мыркин В.Я. Текст, подтекст и контекст // Вопросы языкознания, 1976. № 2. М: Высш. шк. С. 86−93.
- Некрасова Е.А. Метафора и ее окружение в контексте художественной речи // Слово в русской советской поэзии. Сб. статей под ред. В. П. Григорьева, -М.: Наука, 1975. С. 76−110.
- Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения. -М.: Высш. шк., 1988.- 165 с.
- Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания // Загадка человеческого понимания. М.: Полит, лит., 1991. — С. 72−94.
- Нишанов В.К. О смысле текста и природе понимания // Текст, контекст, подтекст. М.: ИЯЗ, 1986. — С. 3−9.
- Новиков А. Метонимия в русском языке: Семантическая структура. Словообразовательный потенциал. Стилистические функции: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1996. — 19 с.
- Овсянникова Е.В. Основные функции имплицитных смыслов в выjсказываниях и текстах: На материале англоязычной прозы: Автореф. дис.. канд. филол. наук. СПб., 1993. — 19 с.
- Оборина М.В. Герменевтика и интерпретация художественного текста // Общая стилистика и филологическая герменевтика: Сб. науч. трудов Тверь: ТГУ, 1991. — С. 4−21.
- Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. — 262 с.
- Панкеева О.П. Конфигурация растягиваемых смыслов в художественном тексте // Общая стилистика и филологическая герменевтика: Сб. науч. трудов. Тверь: ТГУ, 1991. — С. 35−47.
- Парахонский Б.А. Понимание текста и эвристические функции слова// Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев: Науко-ва Думка, 1982. — С. 122−143.
- Петрова Е.Т. Языковая природа стилистического приема «развернутой метафоры и его роль в создании целостности художественного текста: На материале англо-американской художественной прозы XIX -XX вв: Автореф. дис.. канд. филол. наук. -М., 1982. 25 с.
- Пешковский A.M. Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы // Ars poetica. -М., 1927. С. 29−68.
- Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высш.шк., 1990. — 342с.
- Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Ис-во, 1976. — С. 35−604.
- Походня С.И. Языковые виды и средства реализации иронии- АН УССР Каф. ин. яз. Киев: Наукова Думка, 1989. — 126 с.
- Почепцов Г. Г. Семантическая организация предложения в аспекте пресуппозиции: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Киев, 1975. -19с.
- Ревзин И. Формальный и семантический анализ синтаксических связей в языке // Применение логики в науке и технике. М.: АН СССР, 1960. — С. 119−137.
- Риффатер М. Критерии стилистического анализа // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвостилистика. Вып. 9. — М.: Прогресс, 1979. -С. 69−97.
- Рудяков Н.А. Поэтика, стилистика художественного произведения. -Симферополь: Таврия, 1993. 143 с.
- Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л.: Сов. писатель, Ленинградское отд-ние, 1977. — 223 с.
- Сильман Т.И. Лирический текст и вопросы актуального членения // Вопросы языкознания № 6, 1974, М.: Высш.шк. С. 91−99.
- Сильман Т.И. Подтекст как лингвистическое явление // Филологические науки № 1, 1969, М.: Высш. шк. — С. 85−90.
- Сильман Т.И. Проблемы синтаксической стилистики. Л.: Просвещение, Ленинград, отд-ние, 1967. — 152 с.
- Ситникова З.И. Некоторые лингвистические основы стилистического исследования. Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1965. -22 с.
- Славиньский Я. К теории поэтического языка (перевод А.К. Жолковского) // Структурализм «за» и «против». Под ред. Е. Баснина и М. Полякова. -М.: Прогресс, 1975. С. 256−276.
- Смольская Н.Б. Вариация как один из ведущих приемов построек повествования в англосаксонских эпических поэмах. Ученые записки. Т. 2. Вопросы германской и романской филологии. — СПб.:СПб. гос. ун-т, 1999.-С. 166−170.
- Срезневский. И.И. Словарь древнерусского языка. Т.2, ч.1. М.: Книга, 1989. — 851с.
- Старкова А.П. Имплицитность как семантическое явление и ее функции в художественном тексте: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1983.- 18 с.
- Степанов Ю.С. Понятия «значение слова», «синонимия», «метафора» в свете семиотики // Сб. докладов и сообщений. Калинин: КГУ, 1974. -С.133−141.
- Тодоров Цв. Поэтика (пер. с фран. А.К.Жолковского) // Структурализм «за» и «против». Сб. статей под ред. Е. Я. Басина и М. Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975. -С. 37−113.
- Томашевский Б.В. Стилистика. JI: ЛГУ., 1983. — 288 с.
- Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. -М.: Наука, 1983. С. 227−284.
- Унайбаева Р.А. Категории подтекста и способы его выявления: Автореф. дис.. канд. филол. наук. -М, 1980. 18с.
- Федоров А.И. Семантическая основа образных средств языка. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1969. — 92 с.
- Фэ X. Семантика высказывания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. Лингвистика, прагматика. М.: Прогресс, 1987. — С. 299 404.
- Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Худ. лит., 1986.-439 с.
- Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма. М.: Музыка, 1974. — 238 с.
- Чахоян Л.П. О признаках высказывания // Значение и смысл речевых образований. Калинин: КГУ, 1979. — С. 25 — 3.
- Щедровицкий Г. П. Смысл и значение // Проблемы семантики. М.: Наука, 1974. — С. 76−111.
- Шкловский В.Б. Искусства как прием // Гамбургский счет. М.: Сов. писатель, 1990. — С. 58−72.
- Шкловский В.Б. Тетива. О несходстве сходного: Энергия заблуждения: Книга о сюжете. Избранное в 2-х томах. Т. 2. М.: Худ. лит., 1983. — 640 с.
- Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. — 265 с.
- Шлейермахер Ф.Д. Лекции по эстетике // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М.: Ис-во, 1967, т. 3. 1006 с.
- Шмелев Д.Н. Слово и образ. -М.: Наука, 1986. 263 с.
- Шпет Г. Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст 1989. — М.: Правда, 1989.-234 с.
- Шрейдер Ю.А. О диалектике семиотических категорий // Кибернетика и диалектика. М.: Наука, 1978. — С. 236−250.
- Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. -М.: Мысль, 1981.-247 с.
- Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». Сб. статей под ред. Е. Я. Басина и М. Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975. -С. 193−230.
- Якобсон Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. — С. 82−87.
- Якобсон Р. В поисках сущности языка // Всесоюзный институт научных и технических информаций. М., 1970, № 16, С. 4−15.
- Admoni W. Zu den Wechselbeziehungen zwischen Sprach- und Literaturwissenschaft // Studie Neophilologica. Stockholm- The Almquist und Wirksell, 1981, vol LIII, 2. — S.211−215.
- Allemann B. Ironie und Dichtung. Pfullengen, 1956. — 186 S.
- Arntzen H. Satirischer Stil. Zur Satire Robert Musil im «Mann ohne Eigenschaften» Bonn: Bouvier & Co, 1960. — 219 S.
- Boost K. Neue Untersuchungen zum Wesen und zur Struktur des deutschen Satzes- Der Satz als Spannungsfeld // Deutsche Akademie der Wissenschaften zu Berlin. Veroffentlichungen des Instituts fur deutsche Sprache und Literatur, 1955 № 4. 88 S.
- Brecht B. Schriften zum Theater in 7 Bd. Frankfurt a.M.: Lang, 19 631 964.
- Burckhardt Ju. Der Mann ohne Eigenschaften von Robert Musil oder das Wagnis der Selbstentwicklung. Bern: Francke, 1973. — 157 S.
- Dilthey W. Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften // Gesamte Schriften. Leipzig, Berlin: B.G. Teubner, 1927 -Bd. 7.-XII,-436c.
- Emrich W. Das Problem der Symbolinterpretation// Die Werkinterpretation. Ftrsg. v. FI. Enders. Darmstast: Wiss.Buchgesell., 1967.-S. 173−182.
- Fleischer W. Hrsg-r. Das literarische Werk als Gegenstand linguistischer Forschung. Berlin: Akad.-Yerlag, 1978. — 216 S.
- Frege G. tiber Sinn und Bedeutung // Zeitschrift fur philosophische Kritik. Bd. 100. H. 1−2., 1892. — S. 25−50.
- Freiy Lars W. «Ttirlosigkeit». Robert Musils Roman «Torless» in Mikroanalysen mit Aufblicken auf andere Texte des Dichters. (Diss) -Stockholm: Almquist & Wiksell, 1972. 221 S.
- Gardiner A. The theory of speech and language. Oxford: B. Black Well, '1932.-332 p.
- Glinz H. Ansatze zu einer Sprachtheory. Beihefte zum «Wirkenden Wort». 2. — Dusseldorf, 1962. — 93 S.
- Goltschnigg D. Mystische Tradition im Roman Robert Musils. -Heidelberg: Quelle & Meyer, 1974, — 146 S.
- Hamburger K. Die Logik der Dichtung. Stuttgart: Klett, 1957. — 255 S.
- Hedricks W.O. The relation between linguistics and literary studies// Poetics. The Hague — Paris: Mouton, 1974, 11. — P.5−22.
- Heidegger M. Das Wesen der Sprache// Unterwegs zur Sprache. -Stuttgart: Klett, 1960.
- Hinman L. Quid facti or quid juris? The fundamental ambiquity of Gada-mer's understanding of hermeneutics. Philosophy and phenomenological, 1980, vol. 40, P. 512−535.
- Hirsch E.D. Validity in Interpretation. New Haven, 1967. — 123 p
- Husserl E. Logische Untersuchungen. Gesammelte Schriften, Bd.2 -Hamburg: Meiner, cop. 1992 112 p.
- Iser W. Indeterminacy and the reader’s response// Aspects of narrative. -Columbia University press. N.Y. and London, 1971. P. 1−45.
- Kaiser E., Wilkins E. Robert Musil. Eine Einfiihrung in das Werk. -Stuttgart: Klett, 1962.- 167 S.
- Karthaus U. Robert Musil und der Poetische Realismus // Philologie und Kritik. Klagenfurter Vortrage zur Musilforschung hrsg. u. Eingeleitet von W. Freese. Mtinchen — Salzburg: Fink, 1981. S. 223−244.
- Kayser W. Das sprachliche Werk. Eine Einfiihrung in die Literaturwissenschaft. Bern: Franke, 1948. — 438 S.
- Koch N.R. Linguistische Analyse und Strukturen der Poetizitat. Orbis: Bull, intern, de Documentation linguistique, 1968. XVII, I — S. 5−22.
- Koller W. Semiotik und Metapher: Untersuchungen zur grammatischen Struktur und kommunikativen Funktion von Metapher. Stuttgart: Klett, 1975.-388 S.
- Kiihn D. Analogie und Variation. Zur Analyse von R. Musils Roman «Der Mann ohne Eigenschaften». Miinchen — Salzburg: Fink, 1983. — 118 S.
- Leisi E. Der Wortinhalt. Seine Struktur im Deutschen und Englischen. -Heidelberg: Quelle & Meyer, 1961. 131 S.
- Lewin S. The semantics of metaphor. Baltimore: L: John Hopkins Univ. press, 1977, XI-158 p.
- Martini F. Das Wagnis der Sprache. Interpretation deutscher Prosa von Nietzsche bis Benn. Stuttgart: Klett, 1.961. — 529 S.
- Michel K.M. Zu Robert Musils Roman «Der Mann ohne Eigenschaften», -Miinchen Salzburg: Fink, 1983. — 3 57 S.
- Monti C. Die Nahte der Zeit // Philologie und Kritik Klagenfurter Vortrage zur Musilforschung. Miinchen — Salzburg: Fink, 1981. 270 S.
- Miiller G. Dichtung und Wissenschaft. Studien zu Robert Musils Romanen «Die Verwirrungen des Zoglings Torless» und «Der Mann ohne Eigenschaften». Uppsalla, 1971. — 249 S.
- Musil R. Tagebiicher Hrsg von Adolf Frise Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1976. — 1434 S.
- Olsen S.H. Understanding literary metaphors // Metaphor: problems and perspectives. Brighton Atlantlighlands, 1982. — p. 36−54.
- Pelc J. Semantics functions as applied to the analysis of the concept of metaphor// Poetics. Poetyca. Поэтика. I. Warszawa: panstw. wyduwn naykowe, 1961. P. 305−339.
- Poetic in Stichworten. Literaturwissenschaftliche Grundbegriffe. Eine Einfuhrung von Joo Braak. Hirt, 1990. — 350 S.
- Rasch W. Uber Robert Musils Roman «Der Mann ohne Eigenschaften». -Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1967. 465 S.
- Riesel E., Schendels E. Deutsche Stilistik. Moskau: Hochschule, 1975. -308 S.
- Schleiermacher W. Hermeneutik. Nach den Handscliriften hrsg. und eingeleitet von Heinz Kimmerle. Vorgelegt am 12. November 1958 von H.-G. Gadamer. Heidelberg. C. Winter, 1959. — 175 S.
- Skalicka V. Die Situationen und ihre Rolle in der Sprache. «Omagiu lui Al-exandru Rosetti», Bucuresti, 1965.-S. 839−851.
- Staiger E. Die Kunst der Interpretation. Studien zur deutschen Literaturgeschichte. Vierte, unveranderte Aufl., Ziirich: Atlantis, 1963. -274S.
- Ullmaim S. Semantics. An Introduction to the science of meaning. Oxford: B. Black Well, 1963 — 278 p.
- Weinrich H. Semantik der Metapher// Folia linguistica. The Hague: Nouton, 1967, 1. S. 3−17.
- Weinrich H. Semantik der kuhnen Metapher. Deutsche Vierteljahresschrift for Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. Jahrgang 37, 1963, Heft 3. -Stuttgart: Klett, S. 325−344.
- Musil R. «Die Verwirrungen des Zoglings Torless». Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1985.- 140 S.
- Musil R. «Der Mann ohne Eigenschaften». Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1960.- 1632 S.