Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальный аспект семантики немецких глаголов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На третьем уровне центральное место занимает Оценка Субъекта 1 (С1): его действия, поведения, результата действия, отношения Субъекта 1 (С1) к объекту действия с позиции Субъекта 2 (С2) (за редким исключением при самооценке). Оценка имеет разнообразную социальную направленность и может быть представлена такими семантическими компонентами, как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СЕМАНТИКА ГЛАГОЛА В РЕТРОСПЕКТИВНОЙ ПАРАДИГМЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Глагол в грамматических исследованиях до XX в
    • 1. 2. Исследование семантики глагола в лингвистике XX в
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА КАК КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ЗНАЧЕНИЯ ГЛАГОЛА
    • 2. 1. «Оценка», «норма», «стереотип», «коннотация» как компоненты социальной семантики слова
    • 2. 2. Социальная дифференциация лексики как отражение внешней социальной семантики глагола
    • 2. 3. Функционально-стилистическая и социально-экспрессивная характеристики слова как компоненты его внешней социальной семантики
    • 2. 4. Речеактовая характеристика глагола как компонент внутренней общесоциальной семантики взаимодействия в структуре значения глагола
    • 2. 5. Когнитивно-концептуальная характеристика внутренней семантики исследуемых коллоквиальных глаголов
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА III. ВОПЛОЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ЗНАЧЕНИЯ НЕМЕЦКИХ КОЛЛОКВИАЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ
    • 3. 1. Общая характеристика состава глагольной лексики немецкого литературного языка
    • 3. 2. Определение социального компонента и методика анализа семантического содержания исследуемых глаголов
    • 3. 3. Характеристика внешней социальной семантики в структуре значения коллоквиальных глаголов
      • 3. 3. 1. Функциональные компоненты внешней социальной семантики исследуемых коллоквиальных глаголов
      • 3. 3. 2. Эмотивно- экспрессивные компоненты внешней социальной семантики исследуемых коллоквиальных глаголов
    • 3. 4. Интроспективно-дефиниционный анализ внутренней семантики исследуемых коллоквиальных глаголов
      • 3. 4. 1. Интроспективно-дефиниционный анализ коллоквиального гештальтного представления Направленного Действия или Поведения
      • 3. 4. 2. Интроспективно-дефиниционный анализ коллоквиального гештальтного представления Ненаправленного Действияю
      • 3. 4. 3. Интроспективно-дефиниционный анализ коллоквиального гештальтного представления Способа Действия,
  • Поведения, Отношения и достигнутого Результата
    • 3. 4. 4. Коммуникативно-прагматический анализ семантики исследуемых коллоквиальных глаголов
    • 3. 4. 5. Когнитивно-концептуальный анализ значений исследуемых коллоквиальных глаголов в составе немецкого литературного языка
  • ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Социальный аспект семантики немецких глаголов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность настоящего исследования определяется изначальной социальностью языка: возникнув из настоятельной необходимости общения, язык и его единицы представляют собой снятые моменты коммуникации и познания. В содержании языковых единиц воплощены как способы осмысления предметов, их свойств и качеств, так и действий, способов поведения людей, состояний и обстоятельств действования. Назрела необходимость выделения социальных аспектов семантики разнородных языковых единиц, в том числе и глаголов, их описания на поверхностном и глубинном уровнях. Классификация глаголов современного немецкого литературного языка с учетом разноплановых социальных компонентов внешней и внутренней семантики (социально-оценочных, статусно-ролевых, коммуникативно-прагматических) также является своевременной.

У глагола как одной из основных частей речи издавна выделялись следующие моменты: соотнесение со временем [Аристотель, 1975], действенность, процессуальность, предикативность, глагол определялся как часть речи, обладающая своей морфологией [Шарандин, 1992; Козлова, 2002; Миронова, 2004; Radtke, 1998; Kaliuschenko, 2000; Kauschke, 2007], предпринимались попытки классификации глаголов [Васильев, 1971; Тихонов, 1998; Шаповалова, 1999; Schumacher, 1986], лексико-семантического и семантико-синтаксического описания как отдельных глаголов {быть, иметь, принять, получить, дать/взять [Селиверстова, 2004], рисовать [Апресян, 1991]), так и их групп: отношения [Гайсина, 1981], движения, контакта [Кошелев, 1996], положения в пространстве [Плотникова, 2004].

В диссертациях рассматривались особенности семантики и функционирования глаголов: движения [Островская, 2006], управления [Амирова, 2002], зрительного восприятия [Архипова, 2000], разрушения [Разова, 2003], речевого воздействия [Небольсина, 2006], речевой деятельности [Падучева, 2003; Асланова, 2008; Лихачёва, 2008], эмоций [Артюхова, 2005; Клоков, 2006], затрагивалась проблема коллоквиальных глаголов [Верещагина, 2006], конно-тативности [Горохова, 2008]. Предметом специальных монографий становились коммуникативно-прагматические потенции глаголов [Wagner, 2001], особенности употребления глаголов в речи [Ballmer, 1979; Norkaitiene, 2007], сопоставительная семантика глаголов [Stein, 2005; Kutscher, 2009].

Однако семантика глагола как номинативной языковой единицы рассматривалась весьма узко, а чисто социальный аспект семантики глагола, равно как и других частей речи, не был до сих пор объектом самостоятельного исследования.

Описание семантики глагола, ее социальности связано с проблемами, которые обусловлены особым характером номинации: глаголы не «именуют», а «представляют» [Степанов, 1988] действие, событие, состояние, процесс, поведение. При этом действия могут быть градуированными и неградуиро-ванными, направленными и ненаправленными, осуществляться разными способами, соответствовать и не соответствовать общепринятым нормам, характеризоваться и не характеризоваться ценностным отношением и т. п. Данные факты существенны для организации плана содержания глагола.

Разработанная в данной диссертации методика интроспективно-дефиниционного метода анализа семантики глагольных лексем, дополненная когнитивно-концептуальным анализом позволяет вскрыть заложенные в содержательной структуре глагола социально-обусловленные моменты, по-разному фиксированные в лексикографических источниках, что свидетельствует о вариативности потенций актуализации значений глаголов в речи. Социальный аспект системных характеристик коллоквиальных глаголов немецкого литературного языка не ограничен разного рода коннотациями, а является смыслообразующей прагматической основой глагола. Такой подход к семантике языковых единиц не был отмечен в исследованиях как российских, так и зарубежных ученых прошлого и современности.

Традиционно чисто номинативные моменты семантики (предмет, действие, свойство, обстоятельства) считаются первостепенными по отношению к якобы привносимыми в семантику слов внешними, социальными компонентами. Однако вычленение в плане содержания языковых единиц социально-маркированной семантики есть не более чем процедура дробления монолитной, единой, социально-обусловленной, семантики, ни один компонент которой не может считаться изначально «не социальным», поскольку был создан исключительно в обществе, социальной среде.

В диссертации понятие «социальный аспект семантики» как неотъемлемый компонент структуры значения глагола получает комплексное описание, в ходе которого определены ценностные, нормативно-оценочные, социально-групповые, статусно-ролевые и коммуникативно-прагматические моменты значения коллоквиальных глаголов современного литературного немецкого языка, имеющие богатые синтагматические потенции, детально не рассматриваемые в работе.

Новизна осуществленного исследования определяется когнитивно-концептуальным подходом к семантике немецкого глагола, а также полученными результатами:

1) впервые статус социального аспекта семантики глагола определен как базовый, смыслообразующий, без ограничения социальности значения лексемы сферой коннотации;

2) выявлены когнитивно-концептуальные способы представления социальной семантики в структуре значения глагола, фиксируемые в виде трех когнитивно-концептуальных моделей (ККМ): ненаправленного действия или поведения, направленного действия или поведения, способа «видения» действия или поведения;

3) определены основные компоненты интеллектуально-когнитивных моделей (ИКМ) плана содержания коллоквиальных глаголов в системе современного немецкого литературного языка: социально-оценочные, чувственно-эмоциональные, статусно-ролевые отношения, общесоциальное рече-актовое взаимодействие. Данные компоненты конституируют социальный аспект семантики;

4) итогом применения когнитивно-концептуального и интроспективно-дефиниционного анализов структуры значения немецких коллоквиальных глаголов явилось выделение двух ипостасей бытия социальной семантики: а) внешняя социальная семантика как условия и норма употребления глагольной лексемы, б) внутренняя социальная семантика «видения» и оценивания, осмысления способа действования, его градуирования, поведения индивида;

5) осуществлена классификация коллоквиальных глаголов современного немецкого литературного языка в соответствии с речеактовыми потенциями и когнитивно-концептуальными моментами.

Объектом исследования данной диссертации является социально-детерминированная семантика глагола.

В качестве предмета исследования выступает социальный аспект семантики коллоквиальных глаголов в составе современного немецкого литературного языка.

Основная цель диссертации заключается в определении особенностей социальной семантики глагола, её обобщения в виде специфических компонентов когнитивно-концептуальных моделей значений коллоквиальных глаголов современного литературного немецкого языка, включающих область функционирования, статусно-ролевые отношения коммуникантов, чувственно-эмоциональную и социальную оценки.

Поставленная цель исследования определила конкретные задачи:

1. Установление подходов к изучению семантики глагола в ретроспективной парадигме лингвистических исследований.

2. Определение места и роли оценки и нормы в структуре значения как образующих основу социального аспекта внутренней семантики немецкого глагола.

3. Выявление функционально-стилистических характеристик как компонентов, составляющих социальный аспект внешней семантики исследуемых глаголов.

4. Разработка методики анализа семантики коллоквиальных глаголов в составе немецкого литературного языка.

5. Проведение интроспективно-дефиниционного анализа значений исследуемых глаголов.

6. Исследование речеактовых характеристик коллоквиальных глаголов, отражающих общесоциальные способы взаимодействия коммуникантов в акте общения.

7. Определение интеллектуально-когнитивных и когнитивно-концептуальных моделей значений коллоквиальных глаголов в составе немецкого литературного языка.

8. Классификация коллоквиальных глаголов современного немецкого литературного языка по когнитивно-концептуальным основаниям.

Сложность проблем, целей и задач потребовали применения комплексной методики анализа. Основным методом послужил разработанный нами применительно к семантике глагола интроспективно-дефиниционный анализ, который был дополнен сопоставительным методом и методом взаимного толкования значений лексем, относящихся к одной семантической области. Анализ социального аспекта глагольной семантики осуществлялся в работе в виде процедуры, состоящей из шести последовательных шагов, на каждом из которых решалась своя исследовательская задача.

Теоретическая ценность настоящего исследования состоит в выявлении и описании социального аспекта семантики коллоквиальных глаголов в системе немецкого литературного языка, обосновании когнитивно-концептуального подхода к исследованию глагольной семантики, а также в установлении характерологических данных всего корпуса коллоквиальных глаголов, представленных в системе современного немецкого литературного языка. Разработанная процедура семантического анализа, основанного на когнитивно-концептуальном подходе к плану содержания языковых единиц, может быть применена при исследовании других частей речи, в сопоставительных и типологических описаниях иных языков, социолингвистике и семасиологии.

Практическая ценность работы определяется возможностью применения материалов и результатов исследования в курсах лексикологии немецкого языка, лингвостилистики, общего языкознания и социолингвистики, а также спецкурсах социопрагматики языкового знака и когнитивной лингвистики, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Полученные результаты могут быть использованы в практике совершенствования словарных статей толковых словарей.

На защиту выдвигаются следующие положения:

1. Социальный аспект семантики глагола представлен на нескольких уровнях: а) общекатегориальном лексическом уровнеб) коммуникативно-прагматическом уровне (классов глаголов и типов внутри классов) — в) регистровом уровне социально-группового коммуникативного взаимодействияг) уровне конкретного глагола.

2. Социальный аспект семантики представлен в значении глагола в двух ипостасях: а) внешняя социальная семантика, определяемая областью и нормой употребления глагола и б) внутренняя социальная семантика, конституируемая статусно-ролевыми, официально-личностными отношениями, нормой действия, поведения, стереотипом, оценкой, интенсивностью, способом действия, поведения.

3. Интроспективно-дефиниционный анализ семантики исследуемых глаголов позволил выделить одну группу глаголов с внешней социальной семантикой и три группы с внутренней социальной семантикой: 1) глаголы с коллоквиальным Способом гештальтного «видения» действия- 2) глаголы Направленного Действия с социально-оценочным компонентом- 3) глаголы Ненаправленного Действия или Поведения с социально-оценочным компонентом.

4. Когнитивно-концептуальная структурная модель значения глагола, состоящая из комбинации гетерогеннных компонентов, исключающая разделение на денотативный и коннотативный аспекты, имеет в своем составе компоненты социальной семантики, маркированные как: статусно-ролевые отношения, социогрупповая принадлежность, речеактовое взаимодействие, социальная оценка, интенсивность и способ действия, поведения, состояния субъекта.

5. Социальный аспект семантики немецкого глагола воплощается на глубинном уровне плана содержания, как правило, таксонимической, характерологической и градуированной интеллектуальными когнитивными моделями (ИКМ).

Материалом исследования послужила сплошная выборка глаголов из 9 толковых словарей, словарей синонимов немецкого литературного языка с дальнейшим вычленением глаголов с пометами «коллоквиальн.», «обиходно-разговорн.», «профес.», «медиц.» и др., а также контекстов их употребления из Корпуса современного немецкого языка. Объем выборки составил: глаголов всего — 1086, из них 711 глаголов с пометой «коллоквиал.» (подробнее об отборе материала см.: Глава III, п. 3.1. данной работы).

Апробация исследования. Основные положения и результаты работы были изложены на межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодая наука — 2007» (12.04.2007, г. Пятигорск), а также в опубликованных научных статьях (общее количество печатных листов — 5,2 п.л., количество статей — 11). Диссертационное исследование выполнено в русле проблем, обозначенных планом научно-исследовательской работы кафедры немецкой филологии факультета немецкого и английского языков ГОУ ВПО «ПГЛУ», на заседаниях которой обсуждались основные положения и выводы диссертации.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Библиографического списка, Списка использованных Интернет-ресурсов, Списка лексикографических источников, Списка используемых сокращений и Приложения.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Проведенный анализ отобранной коллоквиальной лексики в составе немецкого литературного языка позволяет сделать определенные выводы по сущностным моментам социальной семантики в семантическом содержании исследованных глаголов.

1. Социальная семантика немецкого глагола характеризуется, в первую очередь, сферой функционирования исследуемых глагольных лексем. Все исследуемые глаголы характеризуются коллоквиальностью (разговорностью). К этому аспекту социальной семантики следует отнести такие феномены, как: профессиональный, территориальный, социально-групповой (речевое поведение студентов, молодежи, учащихся, военнослужащих, деклассированных элементов и т. п.). Данная социальная семантика предстает, с одной стороны, как некая характеристика лексико-семантической системы в целом, и как социально-семантическая характеристика исследуемых глаголов по отношению к другим глагольным лексемам в составе немецкого литературного языка, с другой стороны.

2. Социальная семантика исследуемых глаголов связана также с такими социальными феноменами как: грубый, вульгарный, фамильярный и др. Подобная социально-семантическая характеризация глагольных лексем указывает на иной аспект социальности, а именно, на социально-статусные и нормативно-принятые аспекты употребления глагольных лексем. Фамильярность, грубость, вульгарность связаны с нарушением статусных отношений и принятых социально-коммуникативных норм общения.

3. Все. исследованные 711 коллоквиальных глагола распадаются на два списочных раздела — А и Б. Раздел, А представлен в нашем материале социально-профессиональной, социально-групповой и экспрессивно-оценочной лексикой (143 глагола), это глаголы с внешней социальной семантикой. Раздел Б представлен 586 глаголами с социальной внутренней семантикой, эта группа распадается на а) подгруппу глаголов Направленного Действия или.

Поведения (189 ед.) — б) подгруппу глаголов Ненаправленного Действия или Поведения (151 ед.) — и в) подгруппу глаголов Способа Действия или Поведения с достигнутым Результатом (246 ед.).

4. Иллокутивная коммуникативно-прагматическая социальная семантика представлена в семантическом содержании исследованных глаголов как «побудительная семантика» в классе директивов в виде: побуждение-просьба с инфериорным отношением С1 к С2 (betteln, anflehen). Эти же глаголы можно отнести и к классу «парадействия» (Akkompagnemente — по терминологии K.P. Вагнера), при котором действие-просьба или действие-побуждение сопровождается всегда речью, плачем или другими нечленораздельными звукамипедагогическое побуждение-призыв (unterweisen, mahnen) — побуждение-отчуждение (hinauflassen) — побуждение разрешение (mitlassen, heruberlassen) — побуждение-должествование (hineinsollen) — побуждение-принуждение (hineinmussen) — побуждение-предложение (fackeln, herumdrucken) — социально-статусные отношения С1 и С2 как равные или же статус С1 более высокий, С1 более опытныйстатус С1 — официальный, а С2 свободный партнер, то побуждение-требование с официальной позиции (verdonnern) — также побуждение-требование на основе властных отношений, отношениях владения и т. п. (hinreiben) — скрытое побуждение (veruzen, d. h. verspotten) — побуждение-протест (protestieren, versohlen, maulen).

5. Социальный статус C1 при декларативных коммуникативно-прагматических речевых актах почти всегда характеризуется более высоким рангом, позицией. Декларативная коммуникативно-прагматическая социальная семантика свидетельствует о тесной связи С1 (говорящего) с декларативными речевыми актами и социальным пространством коммуникативно-прагматического взаимодействия, ср., например, wetten — только при одинаковом социальном статусе или же при отношении «свой» С1 и С2- verdonnern — только судьяmahnen — старший по возрасту, более опытный, учитель, свя-щеник и т. п. Декларативная коммуникативно-прагматическая социальная семантика представлена в шести типах: прекращение социальных отношенийсодержательная декларация о событиях, призывах, заявленияхдекларация-подтверждениедекларация-оценкадекларация о межличностных отношенияхдекларация убежденности С1 в чем-либо — ср. соответствующие примеры: ausschweigen, anschweigen, klonen [schwatzen], tattern, sumsen, herumtoben, babbeln, predigen, verklappen, mausen.

6. Исследованные глаголы с ассертивной коммуникативно-прагматической социальной семантикой воплощают «общее утверждение о положении дел», «действия Cl» — verartzen, pennenдействие С1 с усилиемherumknobeln, herumraten, hinklotzenдействие Cl и способ этого действия — viechein, abknaupelnдействие Cl и его интенсивность — zotteln, herumratselnдействие-утверждение Cl — herumschlangeln, abzappelnподтверждение действия — hereinkonnenутверждаемое действие с социально-ценностной харак- -теристикой — herumsitzenутверждение действия с положительной оценкой — dahinterknien, drauflosarbeitenуверждение действия с отрицательной оценкой -— klimpern, beschummeln.

7. Утверждение внутреннего эмотивного состояния С1 представлено в когнитивно-концептуальных моделях (ККМ) в виде следующих компонентов: желание + направление желательного действия — zuruckwollenнеуверенное состояние — herumstehenлюбопытство — herumschnuffelnосторожность + любопытство — herumschleichenудовольствие Cl — suffelnлюбопытство + отвращение — streuenязвительность Cl — feixenбоязнь + неожиданностьgraulen, gicksenудивление — anglotzenнетерпеливость Cl — herumrutschenуверенность Cl — herumwirtschaftenрадость Cl — jampen. Особенностью глаголов с эмотивной семантикой является то, что, представляя действие Субъекта 1 (С1), они воплощают и эмотивное основание этого действия, поведения,'т.е. их семантика воплощает психические эмотивные состояния С1, которые фиксируются Субъектом 3 (СЗ) и на которые он затем ориентируется в процессе коммуникативного взаимодействия.

8. Проведенный когнитивно-концептуальный анализ семантики исследуемых коллоквиальных глаголов даёт возможность утверждать, что в когнитивно-концептуальную модель семантики глагола могут входить следующие компоненты: С1 — субъект, Д — действие, П — поведение, СС1 — состояние С1, Нор. — норма, НорО+/— положительная или отрицательная оценка по отношению к норме, С2 — субъект 2 — собеседник, СЗ — субъектЗ, производящий оценку действия, поведения С1, Инт. выс., Инт. ср., Инт. н. — интенсивность высокая, средняя, низкая, РД+/-, РП+/- положительный или отрицательный результат Действия, Поведения, ННД или ННП — Ненаправленное Действие, Ненаправленное Поведение, НорО — оценка Действия, Поведения по отношению к норме, ОД — объект Действия, Инс. Д — инструмент Действия, НДДл. — Направленное Действие с длительностью Действия, Ндл. П — Направленное длительное Поведение, Колл. — разговорная область функционирования. Каждая глагольная лексема имеет свою когнитивно-концептуальную модель, так, например, Ып1иешше1п [С1, ННПС1, НорО— неуверенно, с ленью, медленно, Колл.], йаехеп [С1, ННПС1, НорО— плохо, Колл.] и т. д. Некоторые исследуемые глаголы имеют в своей когнитивно-концептуальной модели троякую социальную оценку: интенсивности, способа и результат действия/поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Лексикоцентрический анализ коллоквиальных глаголов с позиций когнитивного подхода позволил определить особенности представления социального компонента в плане содержания исследованных глаголов:

Социальная семантика исследованных коллоквиальных глаголов воплощена в некоем кросс-структурном феномене, объединяющем и воплощающем одновременно такие факты, как: функциональную область употребления, коммуникативно-прагматическую данность (побуждение, декларирование, утверждение, эмотивная и экспрессивная характеристика Действия, Поведения Субъекта 1 (С1) с позиции Субъекта 3 (СЗ), когнитивно-концептуальную интерпретацию Действия, Поведения С1 в соответствии с ценностным и нормативным воплощением отношения С2 к Действию, Поведению.

Анализ социальной семантики немецкого коллоквиального глагола в составе немецкого литературного языка позволяет утверждать вслед за Гегелем, что «язык есть система определенной культурной традиции» [Хабермас, 2007: 32], он есть определенная словесная норма. Следовательно, слова изначально социально привязаны к определённым социально-нормированным контекстам употребления с семантико-экспрессивной заданостью, что дает возможность определить функционально-стилистическую и семантико-экспрессивную характеристику слова с позиции функционально-деятельностного подхода, контекстуально нормированного с определенными индивидуально-ценностными моментами. И в целом язык существует как язык определенного сообщества, социальной и/или профессиональной группы, получающих свое социально-ценностное и социально-функциональное воплощение в том числе и посредством социальной семантики слова.

Понимание семантики глагола, в том числе, и её социального аспекта, как единого целого позволяет утверждать, что «коннотация» и «оценка» не имеют статуса некоего «дополнительного» существования в семантике словазнака, т. е. они не являются неким семантико-ценностным «довеском» к основному денотативному значению слова. Социальная семантика слова неделима на денотативную и коннотативную части онтологически. При этом и коннотация, и оценка, на наш взгляд, — феномены социальной семантики слова, непосредственно входящие в его смысловую характеристику, оба феномена представляют собой внутреннюю социально-семантическую характеристику слова.

Когнитивно-концептуальный анализ семантического содержания кол-локвиальных глаголов подтвердил выдвинутую во второй главе гипотезу о структурном составе когнитивно-концептуальной модели исследуемого корпуса глаголов (С1 — Субъект, Д — Действие, П — Поведение, НорО+/- положительная или негативная Оценка по отношению к Норме и др.) Компоненты • когнитивно-концептуальной модели глагольной семантики представляют собой некий инвариант содержательного плана глагола, тогда как каждая группа глаголов и даже каждая глагольная лексема имеют свои когнитивно-концептуальные модели (ККМ). Так, например, ККМ глагола hinlummeln может быть представлена как: С1, ННПС1, НорО— неуверенно, с ленью, медленно, Колл.- глагола flazen: С1, ННПС1, Колл., НорО— плохо и т. д. Некоторые исследуемые глаголы имеют в своей когнитивно-концептуальной модели троякую социальную оценку: НорОИнт — Интенсивность, НорОР — Результат и НорО — как Способ действия, поведения, например, durchfeiern, moschen, herumtrodeln, schlampampen.

В работе установлено, что социальная семантика коллоквиальных глаголов немецкого языка может быть описана и представлена на четырёх уровнях: 1) уровне социальной семантики, охватывающим всю лексико-семантическую глагольную систему- 2) уровне коммуникативно-прагматическом, связанном с социальными действия Субъекта 1 (С1) с позиции Субъекта 2 (С2) — 3) уровне когнитивно-концептуальной интерпретации, отражающем социально-статусные отношения, оценки, способы действия, поведения и 4) уровне плана содержания отдельно взятой глагольной лексемы.

На третьем уровне центральное место занимает Оценка Субъекта 1 (С1): его действия, поведения, результата действия, отношения Субъекта 1 (С1) к объекту действия с позиции Субъекта 2 (С2) (за редким исключением при самооценке). Оценка имеет разнообразную социальную направленность и может быть представлена такими семантическими компонентами, как: ворчливожалостливокапризничаянедовольноперебиваянеожиданноязвительноуютнозадиристо, придираясьоткровенножалуясьжульничая, обманываяпопрошайничаяклевеща, сплетничая, завравшись, наврав с целый короб, достигая своей цели ложью, заливаяделая глупостьбез умолкухвастаясьбесцельно болтаяс любопытствомс отвращениемтрогательнос удовольствиемрадостноиграятайно, незаметножадношутливобессмысленнорасточительносверх нормыне задумываясьпразднуяслишком, через крайрасточительнорасточительно, за бесценокрасточительно, не задумываясьшироко, богато, многомного и бесцельнорасточительно, безостановочно, нечетко, глупо, не обращая вниманияцеленаправленно, результат отрицательныйслишком много, громко, изнемогая, бедствуя, без оглядки, накапливаясь, дотлас удивлением, ворча, резковытянувшись, небрежно, неуверенно, неуклюже, неловкогрубо, плохо, неправильно, неумело, неумело по-дилетантски, неумело по необходимости, неумело (носком ботинка) и другими.

Нарушение принятых норм коммуникативного взаимодействия оценивается также в социокультурных утверждениях — грубо, вульгарно, невежливо, нагло и т. п. имеют иной статус в сравнении с названными выше. Подобные социокультурные проявления являются следствием неуместного употребления тех или иных лексем в ситуациях коммуникативного взаимодействия, для которых они не предназначены. Это суть внешняя социально-семантическая характеристика слова, базирующаяся на употреблении слов в конкретных речевых произведениях и связанная с социальной дистанцией между говорящими типа: «свой», «чужой», «начальник», «подчиненный», старший", «младший» и т. п., что проявляется в «интимном», «личностном» и «социальном» речевом поведении. Это — синтагматическая социальная семантика, выявляемая в контексте. Синтагматическая социальная семантика в работе не исследовалась.

Проведенный интроспективно-дефиниционный и когнитивно-концептуальный анализы семантики коллоквиальных глаголов современного немецкого литературного языка доказали, что в терминах интеллектуально-когнитивных моделей (ИКМ) и в терминах когнитивно-концептуальных моделей (ККМ) возможно рассмотрение семантики не только предметной лексики и её категорий. Существуют доступные описанию интеллектуально-когнитивные и когнитивно-концептуальные модели категорий действий, событий, поведения. Между двумя типами выделенных когнитивных моделей' существуют отношения взаимосвязи и некоторой иерархии, компоненты ИКМ могут получать свои репрезентации в ККМ, быть дополненными, уточненными компонентами иного ранга, а также исключенными из модели. Подобная преемственность между когнитивными моделями подтверждается практическим материалом исследования, подкрепляется конкретной фактологией.

Представляется перспективным дальнейшее исследование иных частей речи (знаменательных и служебных) с позиций когнитивно-концептуального подхода, применение методик интроспективно-дефиниционного анализа значения языковых единиц будет способствовать более глубокому их осмыслению как в рамках одного языка, так и в сопоставительных исследованиях нескольких языков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.К. О понятии «ценность» Текст. / А. К. Абишева // Вопросы философии. М., 2002. — № 3. — С. 139−146.
  2. , Н.С. Вид залога и семантика глагольного слова Текст. / Н. С. Авилова. М.: Наука, 1976. — 326 с.
  3. , О.Г. Семантическая модель английских глаголов управления (на материале английских глаголов govern, rule, manage, run) Текст.: авто-реф. дис.. канд. филол. наук / О. Г. Амирова. — Уфа, 2002. — 26 с.
  4. , Т.А. История языкознания Текст.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. А. Амирова, Б. А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский- под ред. С. Ф. Гончаренко. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 672 с.
  5. , С.Н. Проблемы многомерной классификации языковых единиц (соотношение формальных признаков английских и русских глаголов) Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / С. Н. Андреев. Л., 1990. -32 с.
  6. , Г. А. О способах глагольного действия в русском языке Текст. / Г. А. Анисимов // Русский язык в школе. М., 1974. — С. 88−93.
  7. , Ю.Д. О языке толкований и семантических примитивах Текст. / Ю. Д. Апресян // Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — Т. 11: Интегральное описание языка и системная лексикография. — С. 466−484.
  8. , Ю.Д. О Московской семантической школе Текст. / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. М.: Наука, 2005. — № 1. — С. 3−30.
  9. , Ю.Д. Словарная статья глагола рисовать Текст. / Ю. Д. Апресян // Семиотика и информатика. М.: ВИНИТИ, 1991. — Вып. 32. — С. 3441.
  10. О.Аристотель. Метафизика Текст. / Аристотель // Сочинения: в 4-х т. / под ред. З. Н. Микеладзе. М.: Мысль, 1975. — Т. 1. — С. 65−367.
  11. П.Аристотель. Категории Текст. / Аристотель // Сочинения: в 4-х т. / под ред. З. Н. Микеладзе. М.: Мысль, 1978а. — Т. 2. — С. 51−90.
  12. Аристотель. Об истолковании Текст. / Аристотель // Сочинения: в 4-х т. / под ред. З. Н. Микеладзе. М.: Мысль, 19 786. — Т. 2. — С. 91−116.
  13. , И.В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования) Текст.: учебное пособие / И. В. Арнольд. — Л.: Просвещение, 1973.-303 с.
  14. Н.Артюхова, C.B. Словообразовательный потенциал глаголов с семой «эмоция» в современном русском языке Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук. Махачкала, 2005. — 22 с.
  15. , Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт Текст. / Н.Д. Арутюнова- отв. ред. Г. В. Степанов. М.: Наука, 1988. -338 с.
  16. , JI.B. Управление глагола как проявление его семантических свойств Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / JI.B. Архипова. — Тамбов, 2000. 20 с.
  17. , М.Д. Лексико-семантическая и структурная парадигма глаголов, обозначающих речевые действия Текст.: дис.. канд. филол. наук / М. Д. Асланова. Нальчик, 2004. — 141 с.
  18. , Е.В. Стереотипное и окказиональное в лексике современной немецкой рекламы Текст.: дис. .канд. филол. наук / Е. В. Бабенко. М., 2003.-162 с.
  19. , Е.А. Категория оценки Текст. / Е. А. Баженова // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М.: Флинта, 2003. -С. 139−146.
  20. , Ш. Французская стилистика Текст. / Ш. Балли. — М.: Едиториал УРСС, 2003.-272 с.
  21. , В.И. Оценка, модальность, прагматика Текст. / В. И. Банару // Языковое общение: Единицы и регулятивы: межвуз. сб. науч. тр. — Калинин: Изд-во Калининского гос. ун-та, 1987. — С. 14−18.
  22. , А.Н. Аксиологические стратегии в структуре языка (паремиоло-гия и лексика) Текст. / А. Н. Баранов // Вопросы языкознания. — М.: Наука, 1989.-№ 3.-С. 74−90.
  23. , Е. Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии Текст. / Е. Бартминьский // Тезисы конференции. М., 1995. — С. 3−9.
  24. , Ш. Тендерная психология. Секреты психологии мужчины и женщины Текст. / Ш. Берн. СПб.: Прайм Еврознак, 2004. — 320 с.
  25. , С.Е. К вопросу о смысловой структуре слова (на материале глаголов современного немецкого языка) Текст. / С. Е. Биятенко // Ученые записки. М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1968. — С. 45−61.
  26. , М.Я. Структура и семантика оценочной конструкции Текст. / М. Я. Блох, Н. В. Ильина // Функциональная семантика синтаксических структур. -М.: Изд-во МГПИ, 1986. С.14−23.
  27. Бодуэн де Куртене, И. А. Избранные труды по общему языкознанию Текст. / И. А. Бодуэн де Куртене. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — Т. 1. -384 е.- Т. 2.-391 с.
  28. , A.B. Об одном типе видовой соотносительности глаголов в современном русском языке Текст. / A.B. Бондарко // Филологические науки. -М., 1963.-№ 1.с. 65−76.
  29. , A.B. Категориальные и некатегориальные значения в грамматике Текст. / A.B. Бондарко // Принципы и методы семантических исследований. М.: Наука, 1976. — С. 180−202.
  30. , A.B. Грамматическое значение и смысл Текст. / A.B. Бондарко. Д.: Наука, 1978.-175 с. 31 .Бондарко, A.B. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспек-тологии Текст. / A.B. Бондарко. — Д.: Наука, 1983. — 208 с.
  31. , A.B. Понятия «семантическая категория», «функционально-семантическое поле» и «категориальная ситуация» в аспекте сопоставительных исследований Текст. / A.B. Бондарко // Методы сопоставительного изучения языков. -М.: Наука, 1988.-С. 12−19.
  32. , У. Введение: Параметры социолингвистики Текст. / У. Брайт // Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1975. — Вып. 7: Социолингвистика. -С. 34−41.
  33. , Т.В. К построению типологии предикатов в русском языке Текст. / Т. В. Булыгина // Семантические типы предикатов / отв. ред. О. Н. Селиверстова. М.: Наука, 1982. — С.7−85.
  34. , В.А. Ценность и оценка Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / В. А. Василенко. Киев, 1964. — 17 с.
  35. , Л.М. Семантика русского глагола Текст. / Л. М. Васильев. — М.: Высшая школа, 1981. 184 с.
  36. , Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи Текст. / Л. М. Васильев // Уч. зап. Башкирск. госуд. ун-та. Уфа: Изд-во БГУ, 1971. -№ 16 (20), вып. 43. — С. 38−310.
  37. , А. Язык. Культура. Познание Текст. / А. Вежбицкая. М.: Русские словари, 1996. — 411 с.
  38. , Е.Ю. Коллоквиальные интерперсональные глаголы в современном немецком языке Текст.: дис.. канд. филол. наук / Е. Ю. Верещагина. Архангельск, 2006. — 207 с.
  39. , В.В. Основные типы лексических значений слова Текст. / В. В. Виноградов // Избранные труды. Лексикология и лексикография. — М.: Наука, 1977.-С. 162−189.
  40. , Н.И. Система отношений языковых средств с оценочной направленностью Текст. / Н. И. Волобуев // Системное отношение языковых единиц: межвуз. сборник научных трудов. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГПИ, 1987. 143 с.
  41. , М.И. Этнокультурное исследование представлений о справедливости (на примере молдаван и живущих в Молдове цыган) Текст. / М. И. Воловикова, Л. М. Соснина // Вопросы психологии. М.: Изд-во Психологического ин-та РАО, 2001. — № 2. — С. 85−93.
  42. , Е.М. Функциональная семантика оценки Текст. / Е. М. Вольф. -М.: Эдиториал УРСС, 2002. Изд. 2-е, доп. — 280 с.
  43. , С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт Текст. / С.Г. Вор-качев. М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. — 236 с.
  44. , Г. Р. Структура, типы, контексты функционирования комисси-вынх и эмфатических ассертивных высказываний в современном английском языке Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / Г. Р. Восканян. -Пятигорск, 1985. — 16 с.
  45. , P.M. Лексико-семантическое поле глаголов отношения в современном русском языке Текст. / P.M. Гайсина. — Саратов: Изд-во СГУ, 1981.-195 с.
  46. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. /И.Р. Гальперин. -М.: Наука, 1981. 140 с.
  47. Гао Мин-кай. Проблема частей речи в китайском языке Текст. / Гао Мин-кай // Вопросы языкознания. М.: Наука, 1955. — № 3. — С. 48−57.
  48. , М.А. Межкатегориальный синкретизм финитных форм спрягаемого глагола в современном немецком языке (с позиции идей Й.Л. Вайс-гербера) Текст.: автореф. дис. .канд. филол. наук / М. А. Гемплер. Нижний Новгород, 2009. — 25 с.
  49. , А.Л. Социальная и идеологическая дифференциация и оценочность общественно-политической лексики русского языка Текст. / А. Л. Голованевский // Вопросы языкознания. М.: Наука, 1987. — № 4 — С. 41−42.
  50. , М.Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории РА Текст. / М. Я. Головинская // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект.-М.: Наука, 1993. —С. 158−218.
  51. , Ю.М. Поле направительности (глаголы движения и их распространители) в современном русском языке Текст.: автореф. дис.. докт. филол. наук / Ю. М. Гордеев. — Свердловск, 1971. — 20 с.
  52. , Т.С. Коннотативный аспект семантики глагольной лексики всовременном русском языке Текст.: автореф. дис.канд. филол- наук7
  53. Т.С. Горохова. Тамбов, 2008. -23 с.
  54. , O.A. Направления изучения представлений о справедливости // Вопросы психологии Текст. / O.A. Гулевич. 2003. — № 3. — С. 123−132.
  55. , В.Д. Немецкая разговорная1 речь: синтаксис и лексика Текст. / В. Д. Девкин. М.: Международные отношения, 19 791— 256-е.
  56. Дёгтева, Е. В- Оценочное слово в языке газеты Текст. / Е. В. Дегтева, М.А. Ягубова//Вопросы стилистики: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовского пед. ун-та, 1999. — Вып. 28: Антропоцентрические исследования.
  57. , O.A. Средства выражения модальности в драматургическом тексте Текст.: дис.. канд. филол. наук [Текст] / O.A. Донскова. М., 1982.-278 с.
  58. , A.A. Исследования по грамматике современного китайского языка Текст. / Ä-.А. Драгунов.- М.- Л: Изд-во Акад. наук СССР, Ин-т востоковед., 1952.-Т. 1: Части речи.—231 cl
  59. , Е.В. Имлицитные потенции глаголов чувственного восприятия в современном английском языке Текст. / Е. В- Елкина // Проблемы семантического синтаксиса английского языка: республиканский сборник. — Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ, 1977. С. 30−41.
  60. , В.Л. Семантика глаголов пространственной локализации в современном русском языке Текст. / В. Л. Ибрагимова. Уфа, 1992. -172 с.
  61. , В.Л. Внутрисловная парадигматика локативных глаголов в современном русском языке Текст. / В. Л. Ибрагимова // Исследования по семантике. Уфа, 1996.-С. 130−145.
  62. , B.B. Диалектология Текст. / B.B. Иванов // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 133 135.
  63. , Л.Ю. Текст научной дискуссии: Дейксис и оценка Текст. / Л. Ю. Иванов. М.: НИЛ «2Р», 2003. — 208 с.
  64. , A.A. Основания логики оценок Текст. / A.A. Ивин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. — 231 с.
  65. , A.A. Логика Текст.: учебное пособие / A.A. Ивин. 2-е изд. — М.: Знание, 1998.-240 с.
  66. , Г. Г. Семантические особенности слов в немецком языке Текст.: учебное пособие / Г. Г. Ивлева. М.: Высшая школа, 1978. — 104 с.
  67. , В.И. Язык социального статуса Текст. / В. И. Карасик. — М.: Гнозис, 2002. 333 с.
  68. , И.М. Лингвистическая семантика Текст.: учебник / И. М. Кобозева. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 2-е изд. — 352 с.
  69. , Н.С. Субъект оценки как компонент семантики предложения: о роли глагола в манифестации оценки Текст. / Н. С. Ковалев // Русский глагол в сопоставительном освещении. — Саратов: Изд-во СГУ, 1987. —1. С. 88−95.
  70. , Н.Г. Слово в речи. Денотативные аспекты. Текст. / Н. Г. Комлев.- М.: Едиториал УРСС, 2003. 3-е изд., стереотип. — 216 с.
  71. , А.Д. Референциальный подход к анализу языковых значений// Московский лингвистический альманах. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.-Вып. 1.-С. 82−194.
  72. , О.Ф. Дефиниционная методика классификации семантической группы глаголов Текст. / О. Ф. Кравченко. — Пятигорск, 1989. С. 9396.
  73. , В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? Человек. Сознание. Коммуникация Текст. / В. В. Красных. М.: Диалог-МГУ, 1998.-350с.
  74. , Г. Е. Денотативный статус отглагольных имен Текст. / Г. Е. Крейдлин, Е. В. Рахилина // Научно-техническая информация. Сер. 2. -М., 1981, № 12.-С. 17−22.
  75. , И.И. Оценка в лексической семантике Текст. / И. И. Кремих // Парадигматические характеристики лексики. — М.: Изд-во МГПУ, 1986. — С. 18−34.
  76. , Н.В. Очерк науки о языке Текст. / Н. В. Крушевский // Известия и ученые записки Казан, ун-та (январь — апрель). — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1883. Т. XIX. — 148 с.
  77. , Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка Текст. / Л. П. Крысин. М.: Наука, 1989. — 188 с.
  78. , С.А. Способы глагольного действия как объект лексикографического описания Текст. / С. А. Кузнецов // Советская лексикография. — М., 1988.-С. 150−158.
  79. Лабов, У- Единство социолингвистики Текст. / У. Лабов // Социально-лингвистические исследования. — М.: Наука, 1976. — С. 5−30.
  80. , Дж. Лингвистическая семантика. Введение Текст. / Дж. Лайонз. М.: Языки славянской культуры, 2003. — 400 с.
  81. , Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении Текст. / Дж. Лакофф. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 792 с.
  82. , H.H. Семантика связного текста и единицы информационного анализа Текст. / H.H. Леонтьева // Научно-техническая информация. — Сер. 2. М., 1981. — № 7. — С. 21−29.
  83. , H.A. Экспрессивная лексика разговорного употребления (Проблемы семантики) Текст. / H.A. Лукьянова. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1986. 227 с.
  84. , И.И. Семантические константы глаголов движения в истории русского языка Текст. / И. И. Макеева // Логический анализ языка / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. Дубна, 1999. — С. 67−77.
  85. ЮО.Малинович, Ю. М. Экспрессия и смысл предложения: проблемы эмоционально-экспрессивного синтаксиса Текст. / Ю. М. Малинович. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1989. — 216 с.
  86. , Н.Г. Оценка в журналистском тексте Текст. / Н.Г. Мар-тыненко //Язык и власть: межвуз. сб. науч. тр. — Саратов, 2003. — 140 с.
  87. , Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика Текст. / Т. В. Матвеева. М.: Флинта, 2003. — 432 с.
  88. ЮЗ.Мечковская, Н. Б. Социальная лингвистика. Пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев. Текст. / Н. Б. Мечковская. -2-е изд., испр. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000. — 207 с.
  89. , И.И. Общее языкознание. К проблеме стадиальности в развитии слова и предложения Текст. / И. И. Мещанинов. — Л.: Уч.-пед. изд-во наркомпроса РСФСР, 1940. 260 с.
  90. , А.И. Социопрагматические типы текста немецкой газеты Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / А. И. Милостивая. Пятигорск, 2001.-20 с.
  91. , Н.М. Пособие по лексике немецкого языка. Семантические поля в практике языка (для старших курсов ин-тов и фак. ин. яз.) Текст. / Н. М. Минина. — М.: Высшая школа, 1973. 142 с.
  92. , H.H. Дискурс-анализ оценочной семантики Текст.: учебное пособие / H.H. Миронова. — М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 1997. 158 с.
  93. , Л.Ю. Вид глагола и соотношение лексико-семантических вариантов многозначного слова Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / Л. Ю. Миронова. Тамбов, 2004. — 23 с.
  94. Михалёв, А. Б. Путеводитель по лингвистике Текст. / А. Б. Михалёв. -Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. 206 с.
  95. П.Морозов, В. В. Сопоставительный анализ глаголов движения в английском, русском и французском языках Текст. /В.В. Морозов // Логический анализ языка. Языки динамического мира / отв. ред. Н. Д. Арутюнова [и др.]. М.: Дубна, 1999. — С. 78−87.
  96. , О.И. Грамматика текста (пособие по грамматике немецкого языка для ин-тов и фак. иностр.яз.) Текст.: учебное пособие / О. И. Москальская. -М.: Высшая школа, 1981. 183 с.
  97. ПЗ.Мустайоки, А. Теория функционального синтаксиса: от семантических структур к языковым средствам Текст. / А. Мустайоки. М.: Языки славянской культуры, 2006. — 512 с. — Studia philologica.
  98. , Ю.А. Процедура анализа компонентной структуры референци-ального значения Текст. / Ю. А. Найда // Новое в зарубежной лингвистике. -М.: Прогресс, 1983. Вып. XIX. — С. 61−74.
  99. , М.С. Русские глаголы речевого воздействия в аспекте по-лиситуативности Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / М. С. Небольсина. — Барнаул, 2006. — 20 с.
  100. , В.П. Заметки по типологии начинательных конструкций // Прагматика и семантики синтаксических единиц Текст. / В. П. Недялков. Калинин: Изд-во КГУ, 1984. — С. 46−54.
  101. , В.П. Основные типы начинательных глаголов: инхоативы, ингрессивы, инцептивы Текст. / В. П. Недялков // Языковое общение и его единицы / отв. ред. И. П. Сусов. Калинин: Изд-во КГУ, 1986. -С. 124−135.
  102. Николаева, Т. М. Универсалии Текст. / Т. М. Николаева // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 535−536.
  103. , С.И. О нормах словоупотребления Текст. / С. И. Ожегов // Лексикология. Лексикография. Культура речи. — М.: Наука, 1974. — С. 285 291.
  104. , P.M. Александрийская грамматическая школа Текст. / P.M. Оленич // История лингвистических учений. Древний мир. Л.: Наука, 1980.-С. 214−233.
  105. , Дж.Л. Слово как действие Текст. / Дж.Л. Остин // Новое в зарубежной лингвистике. — М.: Прогресс, 1986. — Вып. 17: Теория речевых актов. — С. 22−129.
  106. , О.В. Структура и функции приставочных глаголов движения с синестетическим значением: на материале немецкого языка Текст.: дис.. канд. филол. наук / О. В. Островская. — Белгород, 2006. — 181 с.
  107. , Е.В. Глаголы создания образа: лексическое значение и семантическая деривация Текст. / Е. В. Падучева // Вопросы языкознания. — М., 2003. № 6. — С. 30−47.
  108. , В.З. Формализованный подход к выделению грамматических классов слов в китайском языке Текст. / В. З. Панфилов // Вопросы языкознания. М.: Наука, 2003. — № 6. — С. 65−75.
  109. , И.А. Философские школы эпохи эллинизма Текст. / И. А. Перельмутер // История лингвистических учений. Древний мир. — Л.: Наука, 1980. С. 180−214.
  110. , Г. В. Обязательность и факультативность оценочных наречий хорошо/плохо в глагольной группе Текст. / Г. В. Петрова // Структура и функционирование языка. — М., 1981.-С. 131−142.
  111. , Т.В. Способы глагольного действия и лексико-семантические группы глаголов Текст. / Т. В. Попова // Русская глагольная лексика: пересекаемость парадигм. — Екатеринбург, 1997. — С. 147−239.
  112. Порфирий. «Введение» Порфирия к «Категориям» Аристотеля Текст. / Порфирий // Аристотель. Категории. — М.: Соцэкгиз, 1939. — С. 53−75.
  113. , A.A. Глагол Текст. / A.A. Потебня // Из записок по русской грамматике. М.: Просвещение, 1977. — Т. 4, вып. 2. — 406 с.
  114. , Е.В. Семантика и валентность глаголов разрушения в современном немецком языке Текст. / Е. В. Разова. — Вологда, 2003. 178 с.
  115. , Е.В. Семантика русских позиционных предикатов: стоять, лежать, сидеть и висеть Текст. / Е. В. Рахилина // Вопросы языкознания. -М., 1998.-№ 6.-С. 69−81.
  116. , A.A. Системный анализ регулятивных средств диалогического общения Текст. / A.A. Романов. — М.: Изд-во Ин-та языкознания АН СССР, 1988.- 183 с.
  117. , К.Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации Текст. / К. Ф. Седов // Антология речевых жанров. Повседневная коммуникация. — М.: Лабиринт, 2007. С. 7−39.
  118. , О.Н. Компонентный анализ многозначных слов Текст. / О. Н. Селиверстова // Труды по семантике. М.: Языки славянской культуры, 2004. — С. 111−304.
  119. , О.Н. Труды по семантике Текст. / О. Н. Селиверстова — М.: Языки славянской культуры, 2004. 960 с.
  120. , Дж.Р. Классификация иллокутивных актов Текст. / Дж.Р. Серль //Новое в зарубежной лингвистике. -М.: Прогресс, 1986. — Вып. 17: Теория речевых актов. — С. 170−194.
  121. , Г. Л. Глаголы движения — без ошибок. Пособие для студентов, изучающих русский язык как иностранный Текст. / Г. Л. Скворцова. М.: Русский язык, 2003. — 134 с.
  122. , Г. Л. Употребление видов глаголов в русском языке Текст.: учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык / Г. Л. Скворцова. -М.: Русский язык, 2001. — 136 с.
  123. , H.A. Социологическое направление Текст. / H.A. Слюсаре-ва // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 482−483.
  124. , E.H. К вопросу о категории оценки в языке Текст. / E.H. Старикова, С. Н. Колесник // Вестник Киевского ун-та. Романо-германская филология. Киев, 1988. — Вып. 22. — С. 56−59.
  125. , Ю.С. Интерпретация лингвистической оценки в терминах аксиологических суждений Текст. / Ю. С. Старостина // Вестник СамГУ.- Самара: Изд-во СамГУ, 2007. — № 3 (53). С. 232−241.
  126. , Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. Текст. / Ю. С. Степанов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Языки русской культуры, 1998.-784 с.
  127. , Ю.С. Семиотика Текст. / Ю. С. Степанов. М.: Наука, 1971.- 168 с.
  128. , Ю.С. Язык и Метод. К современной философии языка Текст. / Ю. С. Степанов. М.: Языки русской культуры, 1998. — 784 с.
  129. , И.П. Лингвистическая семантика Текст. / И. П. Сусов // История языкознания: учебное пособие для студентов старших курсов-и аспирантов Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 1999. — С. 137.
  130. , Н.П. Функционирование категории оценочности в английской разговорной речи Текст. / Н. П. Сучкова. — Горький: Изд-во Горьковско-го гос. пед. ин-та иностр. языков, 1989. — 12 с.
  131. , В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц Текст. / В. Н. Телия. М.: Наука, 1986. — 143 с.
  132. , В.Н. О различии рациональной и эмотивной (эмоциональной) оценки Текст. / В. Н. Телия // Функциональная семантика: оценка, экспрессивность, модальность. In memoriam Е. М. Вольф. — М., 1996. 168 с.
  133. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация Текст. / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово/Slovo, 2000. — 261с.
  134. , А.И. Структуры нравственного сознания Текст. / А.И. Ти-таренко. М.: Мысль, 1974. — 298 с.
  135. , А.Н. Русский глагол: проблемы теории и лексикографирования Текст. / А. Н. Тихонов. М.: Academia, 1998. — 280 с.
  136. , Г. В. Концепт как объект лингвокультурологии (на материалерепрезентаций концепта «Труд» в русском языке) Текст. / Г. В. Токарев. Волгоград: Перемена, 2003. — 232 с.
  137. , С.М. Стереотип и этнолингвистика Текст. / С. М. Толстая // Речевые и ментальные стереотипы: тезисы докладов. М., 1995. — С. 124 125.
  138. , И.М. Основы стоической грамматики Текст. / И. М. Тройский // Романо-германская филология: сб. статей в честь акад.
  139. B.Ф. Шишмарева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1957. — С. 300−315.
  140. , A.A. Семантика слова Текст. / A.A. Уфимцева // Аспекты семантических исследований. М.: Наука, 1980. — С. 5−80.
  141. , Дж.Р. Техника семантики Текст. / Дж.Р. Ферс // Новое в лингвистике / пер. с англ. Л. Н. Натан. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. — Вып. II.1. C. 72−98.
  142. , Ч. Дело о падеже Текст. / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1981. — Вып. X. — С. 369−495.
  143. , Ч. Фреймы и семантика понимания Текст. / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. — Вып. XXIII. — С. 52−62.
  144. , С.Г. Лингвокультурологический аспект исследования коннотаций (на примере коннотаций существительных тематической группы «семья») Текст.: автореф. дис. канд. филол. наук / С. Г. Фрост. — Челябинск, 2006. 19 с.
  145. , Ю. Техника и наука как «идеология» Текст. / Ю. Хабермас- под ред. О. В Кильдюшова- пер. с нем. М. Л. Харькова. М.: Праксис, 2007. — 208 с.
  146. , М. О сущности истины Текст. / М. Хайдеггер // Философские науки. -М., 1989.-№ 4.-С. 91−104.
  147. , В.А. Текст, пресуппозиция и социальное созначение слова Текст. / В. А. Хомяков // Значение и смысл речевых образований: межвузовский тематический сборник / отв. ред. И. П. Сусов. — Калинин: Изд-во Калининского гос. ун-та, 1979. С. 113−126.
  148. , И.Н. Об эмоционально-оценочной лексике Текст. / И. Н. Худяков // Филологические науки. — М.: Высшая школа, 1980. — № 2.-С. 57−65.
  149. , P.M. Дескрипция и оценка Текст. / P.M. Хэар // Новое в зарубежной лингвистике. М: Прогресс, 1985. — Вып. XVI: Лингвистическая прагматика. — С. 183−195.
  150. , Н.В. Социопрагматика текста брачного рекламного объявления (сравнительно-сопоставительный анализ русских и немецких текстов брачных рекламных объявлений) Текст.: дис.. канд. филол. наук- ПГЛУ. Пятигорск, 2007. — 221 с.
  151. , У.Л. Значение и структура языка Текст. / У.Л. Чейф- пер. с англ. -М.: Прогресс, 1975.-432 с.
  152. , А.П. Семантика глагольного слова и регулярная многозначность (о специфике многозначности в народных говорах) / Текст. / А. П. Чудинов // Живое слово в русской речи Прикамья. — Пермь, 1985. — С. 21−29.
  153. , А.Я. Введение в лингвистику Текст.: уч. пос. / А.Я. Шайке-вич. М.: Изд-во Рос. Открытого ун-та, 1995. — 304 с.
  154. , A.A. Из трудов A.A. Шахматова по современному русскому языку (Учение о частях речи) Текст. / A.A. Шахматов. М.: Учпедгиз, 1952.-272 с.
  155. , В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка Текст. / В. И. Шаховский. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987.- 191 с.
  156. , А.Д. Введение в социолингвистику Текст. / А. Д. Швейцер. — М.: Высшая школа, 1978. — 216 с.
  157. , А.Д. Социолингвистика Текст. / А. Д. Швейцер // В. Н. Ярцева. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.-С. 481−482.
  158. , Е.И. Грамматическая синонимия (на базе морфологии глагола) Текст.: автореф. дис.. докт. филол. наук / Е. И. Шендельс — М.: Изд-во 1-ого Моск. гос. пед. ун-та иност. яз., 1964. — 51 с.
  159. , О.С. Становление категории «Качество»: логика, грамматика, когнитика Текст. / О. С. Шибкова. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. -152 с.
  160. , Л.И. О семантических видах предикатов в тагальском языке Текст. / Л. И. Шкарбан // Семантические типы предикатов. М.: Наука, 1982.-С. 217−264.
  161. , П.И. Слова-предикативы в английском языке Текст. / П. И. Шлейвис. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1985. — 128 с.
  162. , Г. Вещи и слова Текст. / Г. Шухардт // Избранные статьи по языкознанию. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 296 с.
  163. , Л.В. Языковая система и речевая деятельность Текст. / Л. В. Щерба 3-е изд. — М.: КомКнига, 2007. — 432 с.
  164. , A.C. Категория оценки в публичных политических речах П.А.Столыпина и Отто фон Бисмарка (на материале русского и немецкого языков): автореф. дис.. канд. филол. наук. Тюмень, 2006. — 24 с.
  165. , М.Н. Семантические вопросы словообразования. Производящее слово Текст. / М. Н. Янценецкая, Н. Б. Лебедева, Н. Е. Грушко. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991. 272 с.
  166. Admoni, W.G. Der deutsche Sprachbau. Theoretische Grammatik der deutschen Sprache Text. / W.G. Admoni. — M.-L.: Prosvescenje, 1960. — 336 S.
  167. Admoni, W.G. Die umstrittenen Gebilde der deutschen Sprache von heute Text. / W.G. Admoni // Muttersprache. 1962. — 72. — S. 161.
  168. Ballmer, Т. Probleme der Klassifikation von Sprechakten Text. / T. Ballmer // Sprechakttheorie und Semantik / Guenther Grewendorf (Hrg.). — Frankfurt/M., 1979. S. 247−274.
  169. Ballmer, T. Speech Act Classification: A Study in the Lexical Analysis of English Speech Activity Verbs Text. / T. Ballmer, W. Brennenstuhl. Berlin: Springer, 1981.-274 p.
  170. Ballmer, T. Deutsche Verben: eine sprachanalytische Untersuchung des Deutschen / Text. / T. Ballmer, W. Brennenstuhl. Tubingen: Narr, 1986. — 413 S.
  171. Betz, W. Zur Uberprufung des Feldbegriffs Text. / W. Betz // Zft fur vergleichende Forschung auf dem Gebiet der indogermanischen Sprachen. — 1954.-Bd. 71, H. ¾.
  172. Bierwisch, M. Some semantic universals of German adjectivals Text. M. Bierwisch // Foundations of language. 1967. — V. 3, № 1. — P. 9−14.
  173. Brinkman, H. Die deutsche Sprache. Gestalt und Leistung Text. / H. Brinkman. Dusseldorf: Schwann, 1971. —223 S.
  174. Buhler, K. Sprachtheorie. Die Darstellungsfunktion der Sprache Text. / K. Buhler. Stuttgart: Urban & Fischer, Jena, 1934. -254 s.
  175. Cunningham, W.A. Neural Components of Social Evaluation Text. / W.A. Cunningham, M.K. Johnson, J.C. Gatenby, J.C. Gore // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. — Vol. 85, № 4. — P. 639−649.
  176. Deutschbein, M. Die Muttersprache als Grundlage des Verstehens des «sprachlichen Lebens. Zur Syntax der deutschen Volkssprache Text. / M. Deutschbein // Zeitschrift fur Mundartforschung. Bonn: Halle, 1940. -16.-S. 75.
  177. Dik, S. Raising in a Functional Grammar Text. / S. Dik // Linguia. 1979. -47.-P. 119−140.
  178. Dorfel, M. Procedural injustice at work, justice sensitivity, job satisfaction and psychosomatic wellbeing Text. / M. Dorfel // European Journal of Social Psychology. 1999. — V. 29. — P. 443−454.
  179. Dowty, D.R. Thematic proto-roles and argument selection Text. / D.R. Dowty // Language. 1991. — V. 67, № 3. — P. 547−619.
  180. Erdmann, K.O. Die Bedeutung des Wortes. Aufsatze aus dem Grenzbereich der Sprachpsychologie und Logik. Text. / K.O. Erdmann. 4. Auflage. -Leipzig: Haessel Verlag, 1925. — 226 S.
  181. Fishman, J.A. The Sociology of Language Text. / Y.A. Fishman // Advances in the Sociology of Language. The Hague: Mouton, 1976. — Vol. 1. — P. 217 404.
  182. Fishman, J.A. The Sociology of Language Text. [Text] / Y.A. Fishman // Language and Social Context: Selected Readings / ed. by P.P. Gigilioli. —
  183. Harmondsworth: Penguin, 1979. P. 45−78.
  184. Fransis, W.N. The English Language: An Introduction Background for Writing Text. / W.N. Fransis. NY, 1968. — 273 p. tr
  185. Frege, G. Uber Sinn und Bedeutung Text. / G. Frege // Zft fur Philosophie und philosophische Kritik. Leipzig, 1892. — Bd. 100. — S. 25−50.
  186. Glinz, H. Der deutsche Satz / Text. / H. Glinz. Dusseldorf: Schwann, 1957. -69 S.
  187. Grebe, P. Der Gro? e Duden. Grammatik der deutschen gegenwartssprache Text. / P. Grebe. Mannheim, 1959. — 774 S.
  188. Habermas, J. The Theory of Communicative Action Text. / J. Habermas. -London: Heinemann, 1984. Vol. 1. — 465 p.
  189. Harras, G. Conceptual structures: Logical, Linguistic, and Computational Issues Text. / G. Harras // Lecture Notes in Computer science. — Heidelberg: Springer Berlin, 2000. Vol. 1867. — P. 13−26.
  190. Hegel. Realphilosophie Text. / Hegel // Работы разных лет. M.: Мысль, 2007.-Bd. I.-235 S.
  191. Heibig, G. Worterbuch zur Valenz und Distribution deutscher Verben Text. / G. Heiig, W. Schenkel. Leipzig: VEB Biliografisches Institut, 1978. — 458 S.
  192. Horn, L. Pragmatic Theory Text. / L. Horn // Linguistics: the Cambridge Survey / ed. by F.J. Newmeyer. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. -Vol. l.-P. 113−145.
  193. Hunt, R.W. Collected Papers of the History of Grammar in the Middle Ages Text. / R.W. Hunt // III Studies in the History of Linguistics. Amsterdam: Linguistic Society of America, 1980. — P. 145−149.
  194. Hymes, D. Foundations in Sociolinguistics Text. / D. Hymes // An Ethnographic Approach. — London: Tavistok, 1977. 248 p.
  195. Jackendoff, R. Foundations of language- brain, meaning, grammar, evolution Text. / R. Jackendoff. Oxford: Oxford University Press, 2002. — XIX. -478 p.
  196. Jolivet, J. Comparison des teories du langage chez Abelard et chez les nomi-nalistes du XIV siecle Texte. / J. Jolivet // Peter Abelard. The Hague, 1974. — 254 p.
  197. Kailuweit, R. Linking: Syntax und Semantik franzosischer und italienischer Gefuhlsverben Text. / R. Kailuweit. Tubingen: Niemeyer, 2005. — 372 p.
  198. Kaliuscenko, V. Typologie denominaler Verben Text. / V. Kaliuscenko. -Tubingen: Niemeyer, 2000. 253 S.
  199. Kamei, S. A discrete model of degree concept in natural language / S. Kamei, K. Muraki // Proc. Of COLING 94. — Yokohama, 1994. — Vol. 2. — P. 775 781.
  200. Kauschke, C. Erwerb und Verarbeitung von Nomen und Verben Text. /
  201. C. Kauschke. Tubingen: Niemeyer, 2007. — 269 S.
  202. Klein, E. On formalizing the referential/attributive distinction Text. / E. Klein // Journal of Philosophical Logic. 1979. — 8. — 333−337 p.
  203. Klein, E. A semantics for positive and comparative adjectives Text. / E. Klein // Linguistics & Philosophy. 1980. — 4 (1). — P. 1−45.
  204. Klein E. Comparatives Text. / E. Klein // Semantics / A. von Stechow,
  205. D. Wunderlich (eds.). Berlin: W. de Gruyter, 1991. — 674−691 p.
  206. Kutscher, S. Kausalitat und Argumentrealisierung Zur Konstruktionsvarianz bei Psychverben am Beispiel europaischer Sprachen Text. / S. Kutscher. — Tubingen: Niemeyer, 2009. 266 p.
  207. Labov, W. The Study of Language in Its Social Context Text. / W. Labov // // Advances in the Sociology of Language / ed. by J. A. Fishman. The Hague: Mouton, 1976.-Vol. I.-P. 92−151.
  208. Lakoff, G. Linguistik und naturliche Logik Text. / G. Lakoff- Eingeleitet u. hrsg. von W.Abraham. Frankfurt/a M: Athenaum, 1971. — Bd. 6, XX. -157 S.
  209. Lippmann, W. Essays in the public philosophy Text. / W. Lippmann. NY: New Amer. Libr., 1955. — 144 p.
  210. Meibauer, J. Akte oder Verben oder beides? Text. / J. Meibauer // Zft fuer Sprachwissenschaft. 1982. — Bd. 1, Heft 1. — S. 137−148.
  211. Norkaitiene, I.M. Semantik und Verwendung des deutschen verbs. Scheinen aus historischer sieht Text. / I.M. Norkaitiene // Kalbotyra. Vilniaus, 2007. -57 (3). -S. 196−203.
  212. Ogden, C.K. The Meaning of Meaning Text. / C.K. Ogden, J.A. Richards. -New York, 1927. 363 p.
  213. Porzig, W. Das Wunder der Sprache. Probleme, Methoden und Ergebnisse der modernen Sprachwissenchaft Text. /W. Porzig. — Bern: Francke, 1950. — 414 S.
  214. Radtke, P. Die Kategorien des Deutschen Verbs Text. / P. Radtke. -Tubingen: Narr, 1998. 438 S.
  215. Riesel, E. Stilistik der deutschen Sprache. 2. Durchgesehene Auflage Text. / E. Riesel. M.: Staatsverlag „Hochschule“, 1963. — 486 S.
  216. Robering, K. Die deutschen Verben des Sehens/ Eine semantische Analyse Text. / K. Robering. Gottingen: Kummerle Verlag, 1985. — 447 S.
  217. Rothe, J. Some facts of complexity theory and cryptography: A five-lecture tutorial Text. / J. Rothe // ACM Computing Surveys (CSUR). NY, 2002. -Vol. 34, Issue 4. — P. 504 -549.
  218. Schippan, Th. Wort und Kontezt Text. / Th. Schippan, K.-E. Sommerfeldt // Zeitschrift fur Phonetik, Sprachwissenschaft und Kommunikationsforschung. Berlin, 1966. — 19. — 533−552 S.
  219. Schmidt, W. Grundfragen der deutschen Grammatik Text. / W. Schmidt. -Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag 1966. — 323 S.
  220. Schmidt, W. Grundlagen der deutschen Grammatik Text. / W. Schmidt // Eine Einfuhrung in die funktionale Sprachlehre. 4. Auflage. — Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1973. — 323 S.
  221. Schumacher, H. Verben in Feldern. Valenzworterbuch zur Syntax und
  222. Semantik deutscher Verben Text. / Hl Schumacher. — Berlin u.a.: de Gruyter, 1986.-882 S.
  223. Simmons, G. A tradeoff between» compositionality and complexity in the semantics of dimensional adjectives Text. 7 G. Simmons //Proc. of the EAGL -93.-1993.-P. 348−357.
  224. Staab- Si. Comparatives in context Text. / S- Staabj.U. Hahn // Proc. of the AAA1 97, Workshop on Spatial andl Temporal* Reasoning: — Freiburg: Al-bert-Ludwigs-Universitat, 1997. — S. 616−621.
  225. Staab, S. Dimensional reasoning with qualitative and quantitative: distances Text./ S. Staab, U. Hahn // Proc. of the AAA1 97, Workshop on Spatial and Temporal Reasoning. -Menlo Park/CA:AAAI" Press, 1997. — P. 63−72.
  226. Stein, A. Semantische: Reprasentation italienischer Verben. Automatische Disambiguierung mit Konzepthierarchien Text. / A. Stein. — Tubingen: Niemeyer, 2005.- 160 S.
  227. Steinthal, H. Geschichte der Sprachwissenschaft bei den Griechen und Romern Text. / H- Steinthal. Hildesheim, 1961.- 1. Teil. — S. 285−286.
  228. Strecker- B. Int Sachen- Meibauer contra Ballmer/Brennenstuhl Text. / B. Strecker // Zft. fur Sprachwissenschaft. 1984.-3.2. — S: 261−264.
  229. Talmy, L. How language structures Space Text. / L. Talmy // Spatial orientation: Theory, Research, and Application* / Hi Pick, L. Acredolo (eds.). — Pelrnum Press, 1983. -P.225−282.
  230. Talmy, L. Toward a cognitive semantics Text. / L. Talmy // Concept structural systems. Mit Press, 2001. — Vol. 12, VIII. — 565 p.
  231. Tesniere, L. Elements de syntaxe structurale Text. / L. Tesniere. — Paris, 1959.-310 p.
  232. Thurot, Ch. Extraits de divers manuscrits Latins pour servir a l’histoire des doctrines grammaticales an moyen age Texte. / Ch. Thurot. — Paris, 1869. — 592 p.
  233. Trier, J. Der Deutsche Wortschatz im Sinnbezirk des Verstandes. Die. I
  234. Geschichte eines sparchlichen Feldes Text.. / J. Trier. — Heidelberg: Winter, 1931.-347 S.
  235. Vendler, Z. Verbs and times Text. / Z. Vendler // Linguistics in Philosophy.- Ithaca: Ithaca (NY) Cornell umv. press, 1967. 203 p.
  236. Wagner, K.R. Pragmatik der deutschen Sprache Text./ K.R. Wagner. -Frankfurt am Main- Berlin- Bern- Bruxelles- New York- Oxford- Wien: Lang, 2001.-494 S.
  237. Watkins, C. Geschichte der indogermanischen Verbal-flexion Text. C. Watkins // Indogermanische Grammatik. — Heidelberg: Carl Winter Universitatsverlag, 1969. — Bd. 111/1. 248 S.
  238. Weigand, E. Sprache als Dialog: Sprechakttaxonomie und kommunikative Grammatik Text. / E. Weigand. Thuebingen: Niemeier, 1989. — 368 S.
  239. Wierzbicka, A. Lingua mentalis: The Semantics of Natural Language Text. / A. Wierzbicka. — Sydney: Academic, 1980. 432 p.
  240. Wierzbicka, A. Semantics, culture and cognition. Universal human concepts in culture-specific configurations Text. / A. Wierzbicka. — N.Y.- Oxford, 1992.-345 p.
  241. Zifonun, G. Grammatik der deutschen Sprache Text.: in 3 Bd. / G. Zifonun, L. Hoffmann, B. Strecker [u.a.]. Berlin- New Jork: Walter de Gruyter, 1997.- 2570 S.
  242. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы Текст. / под ред. проф. Л. Г. Бабенко. М.: АСТ-Пресс, 1999. — 704 с.
  243. , О.С. Словарь лингвистических терминов Текст. / О.С. Ахма-нова. М.: Советская энциклопедия, 1966. — 607 с.
  244. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. / В. И. Даль. М.: Русский язык, 1978. — Т. 1. — 699 с. — Д.
  245. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. / В. И. Даль. М.: Русский язык, 1980. — Т. 4. — 683 с. — Д.
  246. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
  247. , О.И. Большой немецко-русский словарь Текст. / О. И. Москальская. — М.: Русский язык медиа, 2004. Т. 1. — 760 с.
  248. , О.И. Большой немецко-русский словарь Текст. / О. И. Москальская. — М.: Русский язык медиа, 2004. — Т. 2. 680 с.
  249. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.: Советская энциклопедия, 1970. — 900 с.
  250. Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы Текст. — М.: ACT, 1999. — 704 с.
  251. ABBYY Lingvo 9.0 Электронный ресурс.: многоязычный электронный словарь. ABBYY® Lingvo® 9.0(c)2003 ABBYY Soft ware.
  252. Duden, К. Das Stilworterbuch Text. / К. Duden. Dudenverlag, 1971. — Bd. 6. — 846 S.
  253. Duden, K. Das Bedeutungsworterbuch Text. / K. Duden. — Dudenverlag, 1971. -Bd. 10.-815 S.
  254. Duden, K. Deutsches Universalworterbuch Text. -5., uberarbeitete Auflage. -Mannheim, Wien, Zurich: Dudenverlag, 2003. 1892 S.
  255. Klappenbach, R. Worterbuch der deutschen Gegenwartssprache Text. / R. Klappenbach. Berlin: Akademieverlag, 1968. — Bd. 1. — 800 S.lo.Kupper, H. Worterbuch der deutschen Umgangssprache Text. / H. Kupper. — Hamburg: Ciaassen, 1966. Bd. 2. — 326 S.
  256. Longman Dictionary of Contemporary English Text. — Harlow: Longman House, Burnt Mill, 1995. 1528 p. — L.
  257. Sommerfeldt, K.-E., Schreiber, H. Worterbuch der Valenz etymologisch verwandter Worter Verben, Adjektive, Substantive Text. / K.-E. Sommerfeldt, H. Schreiber. Tubingen: Niemeyer, 1996. — 298 p.
  258. Wahrig, G. Deutsches Worterbuch Text. / G. Wahrig. Gutersloh: Bertelsman Lexikon Verlag, 1968. — 1675 S.
  259. Wahrig, G. Deutsches Worterbuch Text. / G. Wahrig. Gutersloh: Bertelsman Lexikon Verlag, 2001. — 1420 S.
  260. , О.В. Когнитивная функция языка в свете функционального подхода к era. изучению Электронный ресурс. / О. В. Александрова // Когнитивные аспекты языковой категоризации. — Рязань, 2000. — http://www.evartist.narod.ru/ textl2/07. htm
  261. , Л.Н. Нравственное сознание личности и его структура Электронный ресурс. / Л. Н. Антилогова. — 2002. — http://www.hpsy.ru/public/ x2480. htm
  262. , Л.Н. Нравственное сознание личности и его структура Электронный ресурс. / Л. Н. Антилогова // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. — http://www. hpsy.ru/ public/x2480. htm
  263. , В.И. Контекст и прямое значение слова Электронный ресурс. / ' В. И. Безруков. М., 1980. -http://www.psycholing.narod.ru/perevod.htm
  264. , Л. Метод структурного анализа в лингвистике Электронный ресурс. / Л. Ельмслев // Звегинцев В. А. История языкознания XIX—XX вв. в очерках и извлечениях. М., 1960. -http://www.rambler.ru
  265. , Н.И. Языковые механизмы формирования оценки в СМИ Электронный ресурс. / Н. И. Клушина // Публицистика и информация в современном обществе. -М., 2000. -http://www.gramota.ru/magarch.html?id=79
  266. , А. Русские синестемические глаголы говорения Электронный ресурс. / А. Лихачева // Respectus Philologicus. — Issue: 13 (18). 2008. -P. 222- 230. — http://www.ceeol.
  267. , В.О. Этика и логика (Этическая логика и логическая этика -взаимодополняющие научные направления) Электронный ресурс. /
  268. РД-+, РП- + Результат действия положительный/отрицательный Результат поведения положительный/отрицательный
  269. НДС1 Направленное действие субъекта 1
  270. ННДС1 Ненаправленное действие субъекта 1п Поведение
  271. НорО Оценка по отношению к нормес Состояние1. СС1 Состояние субъекта 11. ОД Объект действия1. ПС1 Поведение субъекта 1
  272. НПС1 Направленное поведение субъекта 1
  273. ННПС1 Ненаправленное поведение субъекта 1
  274. Колл. Коллоквиальный (глагол)
  275. Инт. в., Инт. р., Инт. н. Интенсивность высокая Интенсивность средняя Интенсивность низкаяид Инструмент действия
  276. НорДлД НорДлП Длительность Действия по отношению к Норме Длительность Поведения по отношению к Норме
Заполнить форму текущей работой